Гбоу гимназия №1521 г. Москвы - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Уважаемая Галина Петровна! 1 22.42kb.
Гбоу гимназия №1532 г. Москвы 1 74.68kb.
Гбоу гимназия №1584 Печатные работы 1 55.77kb.
Стратегия системы качества гимназии №1530 «Школа Ломоносова» гбоу... 1 74.31kb.
Положение об организации замены уроков за отсутствующих учителей... 1 37.38kb.
Отчет гбоу гимназия №1518 Общие вопросы 11 1376.25kb.
Самообследование гбоу цо №1473 по направлениям деятельности общие... 17 2602.44kb.
Приказ от 20 г. № Положение о мониторинге качества образования I. 1 59.12kb.
Положение о приеме в 5-е классы гбоу г. Москвы гимназии №1515 в 2012году 1 26.49kb.
Отчет психологической службы гбоу №1530 Гимназия «Школа Ломоносова» 1 156.16kb.
Департамент образования города Москвы Центральное окружное управление... 1 258.86kb.
Зоология позвоночных 12 2519.95kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Гбоу гимназия №1521 г. Москвы - страница №1/12


ГБОУ гимназия №1521 г. Москвы


«Утверждено»
на заседании м/о

протокол № ____ от

«29» августа 2013 г.

Руководитель м/о

__________ / Савина Л.Е. /


«Согласовано»
«29 »августа 2013 г.
Зам. директора по УВР

________ /Перевезенкова М.В. /




«Утверждаю»
Директор ГБОУ гимназия № 1521

___________ /Воробьева Т.А./

«29» августа 2013 г.




Рабочая учебная программа

курса «Биология»

для 5 класса

Составитель:

Воробьева Т.А., учитель биологии

2013-2014 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа для курса биологии 5 класса разработана на основе авторской программы И.Н.Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А.Корнилова,А.Г.Драгомилов, Т.С. Сухова ( Биология 5-9 классы: программа-М.: Вентана-Граф, 2012г), реализуется по УМК Пономарёвой И.Н. ,учебник И.Н. Пономаревой, И.В. Николаева, О.А. Корниловой, «Биология. 5 класс». Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2013.


Описание места учебного предмета « Биология» в учебном плане
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Биология» изучается с 5-го по 9-й класс (280 часов). 5-й класс – 1 час в неделю (35 часов). Этот цикл является пропедевтическим для изучения курса биологии в средней и старшей школах. Именно в 5 классе учитель должен обратить внимание на постановку основных естественнонаучных навыков: наблюдение, постановка опыта и эксперимента. Не менее 50% учебного времени должно быть отведено на работу с биологическими объектами в виде лабораторных и практических работ, постановки наблюдения, экскурсии и пр. Не менее важно формировать аналитическое чтение у учащихся и продолжить работу над различными способами работы с текстовым материалом. В пятом классе достаточно времени для формирования простейших анатомических и морфологических понятий, которые облегчат прохождение программы по ботанике 6 класса.
Цели программы:

- обеспечить ориентации в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизни и здоровья человека, формирование ценностного отношения к живой природе;

- развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

- овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;

- формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально—ценностного отношения к объектам живой природы

- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях;

- овладение умениями сравнивать, наблюдать, узнавать, делать выводы, соблюдать правила, применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

- иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни.


Рабочая программа направлена на достижение следующих результатов:
1.Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

-  знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

-  формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;

-   сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

- формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности

 - формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.



2. Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

Регулятивные: УУД:

-   умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
Личностные УУД:

-    способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

                 



Коммуникативные УУД:

  - умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

 - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов. Формировать , аргументировать и отстаивать своё мнение
Познавательные УУД:

-   умение работать с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;

- умение создавать , применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках


3. Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

-усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;

-формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах , процессах, явлениях;

-овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

-объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;

-формирование основ экологической грамотности : способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека.


Основное место отводится изучению следующим темам:

Часть 1. Биология –наука о живом мире (10 ч.)

Часть 2. Многообразие живых организмов (10 ч.)

Часть 3. Жизнь организмов на планете Земля (8 ч.)

Часть 4. Человек на планете Земля-(7ч)
Количество часов:

Всего 35 часов, в неделю 1

Тестов-4

Контрольных работ -4

Лабораторных работ - 10

Учебно-тематическое и календарное планирование по биологии 5


Уро-ка


Наименование раздела, тема уроков

Виды

деятельности



Планируемые

результаты (УУД)



Вид контроля

Использо-

вание ИКТ



Д\з

1

Наука о живой природе.

Беседа с обсуждением проблемных вопросов. Работа с текстом учебника

Регулятивные-постановка целей и задач обучения.

Личностные- мотивация обучения

Общеучебные-поиск и выделение информации.

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.

Устный опрос

ЭОР

§ 1

2

Свойства живого

Беседа по тексту учебника, работа с иллюстрациями.

Формулирование выводов о процессах, происходящих в живых организмах.

Регулятивные-оценка достижения результата деятельности.

Общеучебные-смысловое чтение текста учебника.

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.

Устный опрос

Презентация « Свойства живого»

§ 2

3

Методы изучения природы.

Работа с рисунками учебника, иллюстрирующие методы исследования природы.

Деятельность учащихся по оформлению в тетрадях результатов исследования.

Регулятивные-контроль и оценка деятельности

Личностные- оценка усваиваемого содержания.

Логические-анализ методов и приемов с целью выделения главного.

Коммуникативные- умение выполнять письменные задания.

Устный опрос




§ 3

4

Эксперимент и наблюдение

Изучать живые объекты по предложенному плану.

Личностные- анализ объектов живой природы с целью выделения признаков живых организмов.

Работа в тетради

Оборудование для проведения эксперимента инаблюдения




5

Увеличительные приборы.

Лабораторная работа №1 «Изучение строения увеличительных приборов»

Изучать правила работы с микроскопом. Рассматривать готовые микропрепараты под микроскопом, формулирование выводов. Знакомство с правилами работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.


Регулятивные-целеполагание.

Личностные- оценка содержания материала.

Общеучебные-поиск и выделение информации

Рисунок, оформление л.Р.

ЭОР, лабораторное оборудование

§ 4

6

Строение клетки. Ткани.

Изучать строение клеток и тканей живых организмов по тексту учебника, электронным и наглядным пособиям.

Общеучебные-поиск и выделение информации.

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.

Рисунок,оформление л.р.

ЭОР

§ 5

7

Лабораторная работа №2 «Знакомство с клетками растений»

Обобщать результаты наблюдений, формулировка выводов, рисование клеток и тканей в тетради.

Общеучебные-поиск и выделение информации.

Коммуникативные-определение способов взаимодействия со сверстниками и учителем.

Рисунок,оформление л.р.




§ 5

8

Химический состав клетки.

Наблюдение демонстрации опытов.

Изучать рисунки учебника и анализировать представленную на них информацию о результатах опытов.





Личностные- мотивация обучения при использовании демонстрационного материала.

Логические- построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные-определение способов взаимодействия со сверстниками и учителем.

Рисунок,оформление л.р.




§6

9

Процессы жизнедеятельности клетки.

Оценка значения питания, дыхания, размножения. Объяснение сущности понятия «обмен веществ». Рассматривание в учебнике рисунков процесса деления клетки, последовательности деления ядра и цитоплазмы клетки. Аргументировать вывод о том, что клетка — живая система (биосистема).

Логические- установление-причинно-следственных связей,доказательство.

Общеучебные-поиск и выделение информации.

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.

Рисунок,оформление л.р.

ЭОР

§ 7

10

Подведем итоги.

Индивидуальная работа

Оценка своей деятельности и деятельности других учащихся при защите проекта.



Регулятивные-оценка качества усвоения пройденного материала.

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.

Защита проектов

К\р №1 ( 20 мин)









11

Царства живой природы.

Изучение схемы царств живой природы, установление связи между царствами. Называть отличительные особенности строения и жизнедеятельности вирусов.

Регулятивные-определение последовательности действий для получения конечного результата

Общеучебные-моделирование с помощью систематических единиц.

Коммуникативные-постановка проблемных вопросов и их решение..

Работа со схемами




§ 8

12

Бактерии: строение и жизнедеятельность

Изучение разнообразия форм тела бактерий по рисункам учебника, процессов жизнедеятельности бактерий как прокариот.

Общеучебные-поиск и выделение информации, смысловое чтение текста учебника, использование дополнительной информации.


Работа со схемами

ЭОР

§9

13

Значение бактерий в природе и для человека.

Устанавливать связь между растением и клубеньковыми бактериями на рисунке учебника, объяснять термин «симбиоз». Различение бактерий по их роли в природе. Формирование умения приводить примеры полезной деятельности бактерий.

Делать выводы о значении бактерий.



Логические- построение логической цепи рассуждений, установление взаимосвязей процессов и явлений. Общеучебные-поиск и выделение информации.

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.

таблица

Презентация « Роль бактерий»

§10

14

Растения.

Лабораторная работа №3 «Знакомство с внешним строением растения»

Различать части цветкового растения на рисунке учебника, выдвигать предположения об их функциях. Сравнивать цветковые и голосеменные растения, характеризовать их сходство и различия. Определять по рисунку учебника различие

между растениями разных систематических

групп, делать выводы о значении растений в жизни человека


Регулятивные-постановка целей и задач обучения.

Общеучебные-поиск и выделение информации.

Коммуникативные-определение способов взаимодействия со сверстниками и учителем.

Отчёт по л\р

ЭОР

§ 11

15

Животные.

Лабораторная работа №4 «Наблюдение за передвижением животных»

Распознавать одноклеточных и многоклеточных животных. Характеризовать простейших по рисункам учебника, описывать их различие, называть части их тела. Различать беспозвоночных и позвоночных животных.

Приводить примеры позвоночных животных.

Объяснять роль животных в жизни человека

и в природе.

Рассматривать живые организмы под микроскопом при малом увеличении.


Регулятивные-постановка целей и задач обучения.

Общеучебные-поиск и выделение информации.

Коммуникативные-определение способов взаимодействия со сверстниками и учителем.

Отчёт по л\р

ЭОР

§12

16

Грибы.

Устанавливать сходство гриба с растениями

и животными. Описывать внешнее строение тела гриба, называть его части. Называть знакомые виды грибов.




Регулятивные-постановка целей и задач обучения.

Логические- анализ объектов с целью выделения признаков.

Отчет по л.р.

ЭОР

§13

17

Многообразие и значение грибов

Определять место представителей царства Грибы среди эукариот. Называть знакомые виды грибов.

Характеризовать питание грибов. Давать определения терминам: «сапротроф», «паразит», «хищник», «симбионт», грибокорень, пояснять их примерами.



Общеучебные-поиск и выделение информации.

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.

Аналитическое чтение

ЭОР

§14

18

Лишайники.

Выделять и характеризовать главную особенность строения лишайников - симбиоз двух организмов — гриба и водоросли. Различать типы лишайников на рисунке учебника. Анализировать изображение внутреннего строения лишайника.


Регулятивные-постановка целей и задач обучения.

Логические – анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований для классификации объектов.


Аналитическое чтение

Презентацмя « Лишайники»

§ 15

19

Значение живых организмов в природе и жизни человека.


Рассматривать на рисунках учебника изображения животных и растений, определять их значение для человека и природы.

Доказывать на примерах ценность биологического разнообразия для сохранения равновесия в природе. Объяснять необходимость охраны редких видов и природы в целом.




Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме

Защита проекта «Многообразие живых организмов вокруг нас»




§16

20

Подведем итоги

Выполнять итоговые задания по материалам

темы. Оценивать свои достижения по усвоению учебного материала.




Регулятивные-оценка качества усвоения пройденного материала.


К\р №2







21

Среды жизни планеты Земля.

Характеризовать особенности условий сред жизни на Земле.

Называть и характеризовать организмы-паразиты, изображённые на рисунке учебника. Приводить примеры обитателей организменной среды — паразитов и симбионтов, объяснять их воздействие на организм хозяина.



Регулятивные-постановка целей и задач обучения.

Личностные- мотивация обучения

Общеучебные-поиск и выделение информации.

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.

таблица

Презентация « Среды жизни»

§17

22

Экологические факторы среды.

Давать определения понятий: «экологический фактор», «фактор неживой природы», «фактор живой природы», «антропогенный фактор».

Выявлять и различать действие факторов среды на организмы. Рассказывать о собственном наблюдении действия факторов природы. Характеризовать роль человека в природе как антропогенного фактора.



Регулятивные- составление плана последовательности действий

Логические –выбор оснований для сравнения и классификации объектов.

схема




§18

23

Приспособления организмов к жизни в природе

Выявлять взаимосвязи между влиянием факторов среды и особенностями строения и жизнедеятельности организмов. Называть примеры сезонных изменений у организмов.

Работать в паре — характеризовать по рисункам учебника приспособленность животных и растений к среде обитания



Общеучебные- поиск и выделение информации

Коммуникативные-определение целей и способов взаимодействия со сверстниками в поиске и сборе информации

Аналитическое чтение

ЭОР

§19

24

Природные сообщества.

Объяснять сущность понятия «пищевая цепь». Анализировать рисунок учебника, называть элементы круговорота веществ. Объяснять роль различных организмов в круговороте веществ.

Различать и характеризовать разные природные сообщества. Характеризовать значение природного сообщества для жизни его обитателей.



Регулятивные-целеполагание.

Логические –анализ объектов с целью выделения признаков

таблица

ЭОР

§20

25

Природные зоны России.

Объяснять сущность понятия «природная

зона». Распознавать и характеризовать природные зоны России по карте, приведённой в учебнике.

Различать и объяснять особенности животных разных природных зон. Приводить примеры редких растений и животных, охраняемых государством, объяснять роль Красной книги в охране природы


Логические-анализ объектов с целью выделения признаков.

Общеучебные- поиск и выделение информации

Работа с картой

ЭОР

§21

26

Жизнь организмов на разных материках.

Характеризовать и сравнивать расположение

и размеры материков Земли по карте, приведённой в учебнике. Объяснять сущность понятия «местный вид». Характеризовать особенности местных видов

организмов, их приспособленность к среде

обитания.

Оценивать роль человека в сохранении местных видов на Земле.


Регулятивные-постановка целей и задач обучения.

Личностные- мотивация обучения

Общеучебные-поиск и выделение информации.

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.

Аналитическое чтение

ЭОР

§22

27

Жизнь организмов в морях и океанах.

Работать в паре — описывать разнообразие Живого мира в морях и океанах по рисункам

учебника.

Выделять существенные признаки приспособленности организмов к среде обитания. Рассматривать изображения организмов планктона на рисунках учебника, оценивать

роль планктона для других живых организмов.

Аргументировать приспособленность глубоководных животных к среде своего обитания.


Коммуникативные- постановка вопросов и инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Аналитическое чтение

ЭОР

§23

28

Подведем итоги.

Отвечать на итоговые вопросы темы. Оценивать свои достижения по усвоению учебного материала темы.

Регулятивные-оценка своей деятельности, саморегуляция (способность к преодолению усилий)

Защита проекта «Земля-наш общий дом»

К\р №3 ( 25 мин)









29

Как появился человек на Земле.

предка человека, сравнивать его с обезьяной и современным человеком. Описывать особенности строения тела и условия жизни неандертальцев и кроманьонцев по рисунку учебника. Характеризовать существенные признаки современного человека. Приводить примеры деятельности человека

в природе.

Формулировать вывод о том, что современный человек появился на Земле в результат длительного исторического развития.


Общеучебные-моделирование процессов и явлений.

Логические-сравнение и классификация объектов


Аналитическое чтение




§24

30

Как человек изменял природу.

Работать в паре — анализировать пути расселения человека по карте материков Земли. Приводить доказательства воздействия человека на природу. Аргументировать необходимость охраны природы. Осознавать значимость знания законов развития природы для охраны живого мира на Земле.

Коммуникативные- постановка вопросов и инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

диалог

ЭОР

§25

31

Важность охраны живого мира планеты.

Называть животных, истреблённых человеком. Обсуждать состояние редких видов животных, занесённых в Красную книгу. Указывать причины сокращения и истребления некоторых видов животных.

Называть примеры животных, нуждающихся

в охране. Объяснять значение Красной книги, заповедников.

Характеризовать запрет на охоту как мероприятие по охране животных.



Регулятивные-постановка целей и задач обучения.

Личностные- мотивация обучения

Общеучебные-поиск и выделение информации.

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.

дискуссия

Презентация « Красная книга Саратовской области»

§26

32

Защита проектов «Человек и природа»

Уметь представлять свою работу, аргументировать деятельность

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.

Защита проекта






§ 27

33

Экскурсия в природу «Весенние явления в жизни живых организмов»

Наблюдать и фиксировать природные явления, делать выводы. Систематизировать и обобщать знания о многообразии живого мира. Соблюдать правила поведения в природе.


Логические –анализ объектов живой природы

Полевой дневник







34

Итоговый урок







К/р №4







35

Задания на лето.

Обсуждение возможных направлений исследовательской деятельности














Содержание тем учебного курса



следующая страница >>



Идеи иногда экспортируются, но куда чаще депортируются. Артур Никольский
ещё >>