Г. В. Янович (Курган) к вопросу об изучении православной культуры в регионах России - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Информация о проведении 3 Недели православной культуры 1 38.91kb.
Партии в регионах россии: география голосований, результаты и возможности 1 365.52kb.
Основы православной культуры 1 78.64kb.
Основы православной культуры в школе 1 318.46kb.
Рабочая программа по основам православной культуры 9-11 классы 3 574.4kb.
Работа с детьми с целью выявления признаков одарённости в познавательной... 1 383.68kb.
Итоговый документ Конференции «Вклад Воронежской Православной Духовной... 1 76.22kb.
Программа факультативного курса. Современная социокультура и воспитание 3 687.92kb.
Урок по основам православной культуры, литературы, посвящённый Дню... 1 198.43kb.
Урок православной культуры 1 101.62kb.
Анализ сложившейся управленческой, политической и избирательной системы... 1 99.65kb.
Программа для учащихся 10-11 классов общеобразовательной школы и... 1 313.68kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Г. В. Янович (Курган) к вопросу об изучении православной культуры в регионах России - страница №1/1

Г.В. Янович

(Курган)
К вопросу об изучении православной культуры

в регионах России

Проблема изучения православной культуры и основ христианства в школе на сегодняшний день становится весьма насущной. Написаны первые общероссийские пособия,1 количество школ вводящих как факультативный курс православной культуры на добровольной основе постоянно растет. Разработано и опубликовано примерное содержание образования по учебному предмету «Православная культура».2

То, что большинство областей и краев имеет интересную православную культуру, не требует особых доказательства. Сегодня этот аспект краеведения стал весьма значимым объектом изучения историков и культурологов Можно в качестве примера назвать только несколько весьма солидных исторических исследований, появившихся в печати за последние годы по Зауралью.3 Это очень позитивный фактор, который позволяет начинать работу по изучению истории нашего края или области в этом аспекте.

При разработке принципов изучения православной культуры в регионе следует рассмотреть целый ряд положений, учитывающих особенность края или области и того комплекса православной культуры, который сложился за время развития соответствующего региона в составе Российского государства.

Мы ставим своей задачей обозначить эти принципы и предложить свое видение каждого из них.

К числу обязательных требований мы относим соблюдение важнейшего принципа, зафиксированного в законе Российской Федерации «Об образовании». Статья 2 определяет как один из важнейших принципов государственной политики в области образования светский характер образования,4 который в свою очередь базируется на конституционном положении о том, что наше государство согласно ст. 145 является светским государством.

Безусловно, православие стало стержнеобразующим в развитии культуры России с древнейших времен до наших дней. Следовательно, оно неизбежно входит составным элементом в школьные курсы истории, литературы, изобразительного искусства, музыки, мировой художественной культуры и т.д.

Однако изучение православной культуры – явление новое, сложное. Оно стало возможным только в новых социальных условиях: открытость общества, его приверженность демократическим принципам и институтам, отказ от усиленной идеологизации прежде всего школьного образования. Ярко проявляется тенденция восстановления в процессе изучения гуманитарных предметов исторической и культурной преемственности.

Однако надо помнить, что большинство краев и областей это одновременно и родина других наций, сохранивших и свои верования, и свою национальную культуру. Учитывая многоконфессиональность и многонациональность регионов нашей страны, следует особо осторожно подходить к изучению хоть и ведущей, но не единственной культуры – культуры православия.

С учетом всего выше обозначенного, еще раз подчеркнем, что светский подход в изучении православной культуры должен строго соблюдаться.

Изучение православной культуры региона только в том случае сможет эффективно выполнить свою образовательную и воспитывающую роль, когда оно покажет процесс развития православия в единой связи с историей развития православной культуры всей России. Подобные связи могут реализовываться разнообразно. Одним из важнейших таких связей, конечно, выступят исторические параллели.

Приведем пример из истории Зауралья. Главным кафедральным собором Курганской и Шадринской епархии является собор пресвятого Александра Невского. Отметим, что в учебном пособии А.В. Бородиной в специально выделенной теме «Агиография», даны жития наиболее исторически значимых для Руси святых. Достойное место в этом разделе занимает и житие святого благоверного князя Александра Невского.6 Безусловно, материал дает прекрасную возможность построить разговор с молодым поколением и о роли личности в истории, и о данной исторической личности, и о том, что память о выдающейся личности сохраняется самыми разными путями и запечатлевается в разнообразных формах. Школьники могут узнать, что память князя Александра Невского, причисленного церковью к лику святых почиталась по всей земле Русской. На Святой Руси благоверные князья – святые, использовавшие полученную от бога власть на благо своему народу и Церкви Христовой. Они щедро помогали нуждающимся, строили храмы, защищали землю от вражеских набегов.

Однако необходимо предостеречь от таких слишком прямых параллелей. При знакомстве с историей возведения храма во имя благоверного князя Александра Невского, следует обратить внимание учащихся на более сложные исторические связи, пронизывающие историю развития православной культуры. Так произошло и с посвящением вновь возводимого в Кургане в конце XIX – начале XX веков храма: церковь строилась во имя Святого Благоверного князя Александра Невского и в память в почившего в то время государя Александра III, так как почитание императора, как представителя высших небесных сил на земле, возводилось в прямую обязанность каждого гражданина Российской империи. Это все вместе взятое и определило, кому будет посвящена новая церковь.

Знакомство с развитием православия в нашем крае выводит на такие незабываемые и значимые события в истории страны и в истории Зауралья как, например, пребывание декабристов в Кургане.

С главной церковью города Кургана – Троицкой – связанно удивительное в истории Российской империи, и особенно в истории города Кургана, событие – неофициальная встреча ссыльных декабристов с цесаревичем - в будущем - российским императором Александром II. Безусловно, следует знать юным зауральцам, что эта уникальная даже для истории Российской империи, встреча сохранилась не только по архивным документам, но и в воспоминаниях самих декабристов, которые были напечатаны уже в XX веке.

Приведем краткий пересказ этой встречи по воспоминаниям самих декабристов.

«Рано утром цесаревич собирался к обедне (в Троицкий храм города Кургана - пр. автора статьи) и приказал жандармскому штаб-офицеру: «Скажите этим господам (так он намекнул на нас), чтобы они были у обедни; там я смогу их видеть». Инструкция такого случая не предвидела. Городничий тотчас разослал нарочных по нашим домам, чтобы нас созвать в церковь. Цесаревич со своею свитой стоял перед алтарем главного придела, по бокам стояли мои товарищи и Е.П. Нарышкин (один из курганских декабристов). Весь храм и прилегавшая к ней площадь была буквально запружена народом».7

Можно напомнить и другой не менее интересный факт, который поможет увидеть и самих декабристов и уже полуразрушенные архитектурные памятники Кургана иными глазами. Так, известно, что собор во имя Богородицы – Рождественский был выстроен в городе Кургане по проекту декабриста М.А. Назимова в 1845 году.8

Существуют в истории развития православия в Зауралье и другие не менее яркие примеры, позволяющие показать удивительно прочные связи нашей малой Родины с Русью. Это особо почитаемые русскими людьми чудотворные иконы. Самая почитаемая в нашем крае чудотворная чимеевская икона – список одной из самых известных на Руси икон – Казанской иконы Божий Матери, о которой так же ведется особый рассказ в учебном пособии А.В. Бородиной.9

Удивительна судьба этой зауральской иконы. По свидетельству очевидцев, она приплыла в село Чимеево по реке Нияп, притоку Тобола.

В архивах сохранились описания этого чуда: «Однажды в конце весеннего половодья, под красными лучами предзакатного солнышка кто-то из деревенских увидел, как на выходе реки из деревни возле тонких ветвей склоненных ивовых кустов кружила воронка. В ней величаво покачивалась на волне большая черная доска. При очередном своем развороте, когда доска немного наклонилась, стоявшие на берегу увидели необыкновенно большие, выразительные глаза Божией Матери. Взгляд этот обжег собравшихся невещественным небесным светом…» Так впервые была обретена чимеевская икона Божией Матери «Казанская».10

Чимеевские старожилы хранят предание о том, что когда в селе сгорел первый храм, образ Казанской Божией Матери нашли на пепелище единственно сохранившимся. Ребенок, случайно забредши на пепелище, споткнулся обо что-то твердое. Разгребая пепел, увидел просиявший лик Чудотворной. Икона оказалась целой и невредимой! Только опалился верхний угол, да доска потемнела. Следы ожогов и сейчас можно увидеть на правой щеке образа Пресвятой Богородицы. Это было второе чудесное обретение Иконы. С тех пор ее любовно и ласково называют Черноликой Божией Матерью».11

В марте 2004 года по ходатайству Преосвященного Михаила, епископа Курганского и Шадринского, Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II благословил внести чимеевскую святыню в православный месяцеслов как чудотворный список с Казанской иконы Божией Матери.11

Не менее значимым с точки зрения выявления исторических связей краев и областей с Россией выступает и то, православие приходило после присоединения его к европейской части нашей огромной страны. Сохранение традиций православной культуры на новой территории - очень интересное направление и для более глубокого изучения православной культуры края и всего государства, и важное направление для формирования чувства единства русской культуры, и единения нашего края с Отчизной. Приведем примеры: Далматовский кремль продолжил собой защитную линию обороны, возводимую на границах вновь присоединенных земель.

История возникновения на этом месте монастыря также оказывается достаточно типичной для русских земель. В данном случае было бы интересно присмотреться к названию, данному в дальнейшем монастырю: Свято – Успенский.

Возникает возможность представить зауральский монастырь как вклад населения нашего края в дальнейшее развитие общероссийских православных традиций. Достаточно открыть «Славянскую энциклопедию»12 и школьник увидит в ней описание 7 крупнейших на Руси мужских монастырей во имя Успения Пресвятой богородицы. Учитель может так построить урок, что, дети узнают, и что такое Успение Пресвятой богородицы, и что такое монастырь в жизни русского народа и государства, и как выбиралось название для монастыря, и почему так почитаема была Пресвятая Богородица, и, разумеется, какое место в общем монастырском деле занимал тот или иной монастырь в истории и православия и страны.

Учебник А.В. Бородиной13 ограничен необходимостью осветить огромный материал. Он не затрагивает весьма показательные элементы православной культуры, которые имеют в любом крае немало интересных памятников. Назовем только три типа памятников православной культуры и подтвердим свою мысль соответствующими фактами: часовня, святой источник, рака с мощами святого. Интересны эти явления тем, что они во многом стали порождением более активного развития православных традиций на местах. Так произошло и в Зауралье.

Самыми известными святыми источниками в нашем крае являются Далматовский и Чимеевский. Вот какова история одного из них – Далматовского.

Особым почитанием пользуются так называемые святые источники, появление которых связанно с чудотворными иконами, особо чтимыми храмами, монастырями.

Так было и истории нашего края. Далеко славился святой источник рядом с Далматовским Свято – Успенским монастырем. Ни один паломник, а их были тысячи, не уходил от стен монастыря святого Далмата, что бы не побывать на святом источнике и не испить этой чудотворной воды.

Однако, за годы разрушения монастыря, источник был не просто забыт, а загажен, завален всяким мусором. Со временем он просто исчез.

Но вот чудо: после того, как монастырь начал оживать, восстанавливаться, недалеко от древнего родника у подножия холма, на котором расположен монастырь, забил новый родник. Весть о возрождении святого источника тут же облетела всю округу. Источник обустроили. Сейчас началось паломничество уже к новому источнику – роднику.14

Часовни ведут свое начало из глубокой древности христианского мира. Они представляют собой небольшие постройки для общественной молитвы с иконами, но без алтаря. Часовни устраивались на вновь осваиваемых или особо памятных местах, на кладбищах, на местах, ознаменованных какой – ни будь милостью Божией или в воспоминание важных событий церковно–государственной жизни. Они нередко первоначально заменяли собой каменные храмы, так как по своему объему и материалу были более доступны для строительства, особенно во вновь обживаемых местах. Они могут ставиться первоначально на месте будущего храма, на перекрестке дорог, когда, находящийся в долгом пути, христианин не может помолиться в храме. При заселении новых мест храмов было мало, они были отдалены от многих селений. Тогда часовни заменяли храмы.

В Зауралье, как и в большинстве других отдаленных от центра регионов Российской империи, известны многие сохранившиеся с давних пор часовенки, появились и новые, что свидетельствует о продолжении существовавших с древних времен христианского мира традиции. Рассказ о часовнях края – это и знакомство детей с разнообразными формами проявления православной культуры и одновременно знакомство с конкретными культурными памятниками малой Родины.

Другой не менее давней традицией в православии является почитание мощей. Мощи – тела или останки тел святых христианской церкви, оставшиеся после их смерти. В христианстве сложилась традиция помещать мощи святых в особое помещение, называемое рака, что соответствует русскому слову гробница (не следует смешивать со словом «гроб»).15

Обращаясь к православной культуре Зауралья, просто невозможно оставить без внимания мощи основателя Свято – Успенского монастыря Далмата, возведенного в сан местночтимого святого. История их обретения уже в конце XX века полна драматизма и уважения к людям, взявшим на себя труд по их спасению. С соблюдением соответствующих церковных обрядов произошло перенесение мощей преподобного Далмата из усыпальницы в Скорбященскую церковь, где их поместили в деревянной резной раке – специальная украшенная гробница, в которой находятся мощи святого. Рака имеет вид ковчега с художественной отделкой и иконописным изображением святого на верхней доске. В храме рака находится на специальном возвышении.16 Обретение мощей святого Далмата стало началом возрождения оскверненного и обезображенного монастыря – как очага духовной культуры.

Следующий момент, который в изучении местной православной культуры является чрезвычайно позитивным моментом, по сравнению с изучением общероссийской является то, что практически любой из памятников культуры, о котором ученик узнает только в классе, при изучении культуры родного края, он имеет возможность посетить его, познакомится в реальном времени. Как будет происходить это знакомство – в поездках на каникулах, в форме уроков на местах - это определяется самим учителем. Важно, что бы учитель помог ученику пусть не все, но многие памятники увидеть воочию. Тогда православная культура, причем не только местная, но и всероссийская, станет для ученика реальной, живой, воспитывающий и его ум, и его душу, даже когда идет речь о ребенке из семьи, не принадлежащей к православию. Ведь приобщение к религии не может, как мы уже говорили, быть задачей школьных курсов.

Исходя из светского характера курса по изучению православной культуры, следует отметить еще один, важный на наш взгляд, аспект изучения православной культуры, в том числе и зауральской – привлечение в процессе изучения православной культуры светских учреждений культуры. Речь идет о художественном и краеведческом музеях

Это важно в двух аспектах: при освоении материала учебного пособия А.В. Бородиной, детям предлагается история икон и как явления православной культуры и как конкретных памятников православия.17 В художественных краеведческих музеях нет этих уникальных икон, но первое знакомство ученика с законами писания икон, их особым неповторимым художественным языком, просто необходимо проводить в залах музея на примерах реальных, живых памятников иконописи, тем более, что сегодня большинство областных художественных музеев обладают сегодня весьма интересными коллекциями уральских и сибирских икон. Второй аспект – в наших храмах практически нет икон так называемого «старого письма». Исключение составляет несколько чудотворных икон, находящихся в некоторых храмах. Художественный музей поможет, как мы отмечали выше, учителю восполнить этот пробел – представить сохранившиеся и восстанавливаемые сейчас работниками музеев икон из разрушенных храмов, собираемых по глухим деревням и приносимым в дар музею.

Такую же помощь учителю могут оказывать и краеведческие музеи. Многие из них собрали и сохранят, может быть и не столь богатые, как более крупные музеи нашей страны, но интересные коллекции рукописных и старопечатных книг, прекрасно оформленных, дающих представление об искусстве церковной книги вообще и о том, о книгах, существовавших в храмовых и монастырских библиотеках.

Вопрос об особенностях развития православной культуры региона так же требует особого рассмотрения.

В истории православной культуры края мы до сих пор подчеркивали ее единство, неразрывность с общероссийской православной культурой. Однако возникает вопрос – если она не имеет своих особенностей, стоит ли тратить время на ее изучение?

Любой край как малая Родина, мила нам и тем, что вобрала в себя все богатство истории, культуры, традиций Родины, ее народа. Но вполне естественным является желание знать и те моменты ее истории, культуры, развития православия и памятников, которые есть только у твоей малой Родины. С этими отличительными моментами должен быть знаком каждый житель Зауралья. Эти моменты обязательно должны найти отражение в учебном пособии по истории православной культуры нашего края.

Таких фактов, примеров, памятников материальной культуры, рассказывающих о проникновении и активном развитии православия в наших краях, присоединенных к Российской империи только в XVIII веке достаточно для того, чтобы в пособии можно было четко и ярко провести эти идеи. Примером этого может стать история Далматовского мужского монастыря. На его примере учитель не только убедительно покажет роль монастырей в духовной, культурной, экономической жизни народа, но особую гордость вызовет исторически доказанное положение Далматовского мужского Свято- Успенского монастыря во всей великой Сибири – а по данным исторических архивов, достоверным фактам, не опровергаемым и сегодня – наш монастырь в XIX веке – времени своего расцвета стал крупнейшим монастырем за Уралом.18

При рассказе о возникновении монастыря и при освещении развития православия на вновь присоединенных к Российской империи землях, безусловно, юные зауральцы должны услышать, что ко времени вхождения нашего края в мощное государство, в православии уже существовали святые, чье почитание было особо глубоким именно в Сибири. Одним из таких святых стал св. праведный Симеон Верхотурский, который укреплял в вере и поучал благочестию новообращенных инородцев. Его мощи в 1704 году были перенесены в Верхотурский Николаевский монастырь.19 Именно этот святой и стал особым покровителем жителей Сибири и наиболее почитаемым святым в наших краях.

Однако активное приобщение к православию как важнейшей для русского народа духовной форме жизни со временем дало и «своих» святых, внесших огромный вклад в развитие православия в Сибири, признанных сегодня официально сибирскими святыми. Среди них важное место занимает основатель Свято – Успенского мужского монастыря Далмат Исетский. Это всеми почитаемая историческая личность, знать которую следует каждому жителю нашего края за тот огромный вклад, который он внес в развитие Зауралья и развитие православной культуры всей России.

Чрезвычайно самобытной в развитии православной культуры стала история появления чудотворных икон. Как правило, кроме общероссийских чудотворных икон, в каждом крае существуют местные. Богат такими иконами любой наш Сибирский край. Может быть, и не все из них запомнятся изучающим православную культуру, учащимся, однако само осознание самобытности «местной» православной культуры, безусловно, обогатит чувство уважения к своему краю.

Думаю, что приведено достаточно аргументов, в пользу необходимости показа, при знакомстве учащихся с православной культурой края, региона, не только в единстве ее с российским православием, но и выявления самобытности православной культуры края, его удивительной переплетенности с духовной жизнью народа, его бытом, мировосприятием, отношением к православию, как неотъемлемой части его жизни.

Последняя проблема, на которую мы хотели бы обратить внимание, процесс преподавания курса: изучать ли его непосредственно в основном курсе или строить как самостоятельный курс, изучение которого предполагается после основного факультативного курса по православной культуре. Оба эти подхода имеют право на существование.

На наш взгляд – предпочтительнее изучение православной культуры Зауралья как самостоятельного факультативного курса. Что позволяет отдать предпочтение именно такому подходу?

- Учебный курс, если он опирается на пособие Бородиной А.В.,20 не использует исторический подход к изучению материала, что вполне оправдано и богатством и сложностью истории культуры православия;

- Православная культура любого русского края настолько богата и интересна, что на имеющемся материале складывается целостный учебный курс, который может познакомить учащихся с самобытным православно - культурным комплексом родного края;

- Ведение учебного курса как самостоятельного краеведческого курса дает большую свободу учителю, так как самостоятельному курсу отводится и больше учебного времени, учитель может более полно использовать возможности предоставляемые близостью с изучаемыми памятниками культуры, возможностями организации уроков – экскурсий, поездок на каникулах и т.д.;

- В ходе изучение краеведческого курса идет опора на уже изученный материал основного курса, в результате чего знания основного курса повторяются, углубляются и расширяются. В итоге краеведческий курс также осваивается более осознанно, систематизируется, и возникает более полное представление об изучаемом предмете.

Проблема, к рассмотрению которой мы обратились, имеет и другой аспект: в каком ключе изучать православную культуру Зауралья?

- изучать православную культуру нашего края хронологический, в соответствии с тем, когда возник тот или иной населенный пункт, когда был построен храм, когда был перестроен и т.д.;

- изучать православную культуру по видам церковного искусства: архитектура, иконопись, фресковая живопись, искусство книги, церковная музыка и т.д.

- изучать православную культуру как географически сложившиеся комплексы населенных пунктов нашего края, причем далеко не всегда самых крупных;

Каждый из предложенных подходов имеет свои преимущества и свои сложности. Хронологический подход с одной стороны позволит проследить процесс прихода, закрепления и развития православной культуры в крае после его присоединения к основной части Российской империи; Позволит увидеть, например, связь между развитием культуры и экономики края. С другой стороны, такой подход во многом разбивает целостное восприятие исторически складывающихся культурных комплексов. Кроме того, хронологический подход затруднит для учащихся понимание специфики такого явления как православная культура, так как во многих моментах он повторит курс исторического краеведения.

Изучение православной культуры по видам искусства осложнен рядом обстоятельств. Среди них - слабая изученность особенностей архитектурного стиля, иконописи, искусства церковной книги, церковного пения, колокольного звона именно в данном крае. Да, памятники есть, но если говорить об архитектурных сооружениях, то основная их часть лежит еще, что называется, в руинах. Объектов для серьезного искусствоведческого изучения явно недостаточно. Иконы, атрибутированные как иконы местного происхождения, как правило, также немногочисленны или практически отсутствуют. То же самое можно сказать о церковных книгах и о церковной музыке. Думается, что пройдет время, и белые пятна в истории православной культуры того или иного края будут исследованы более серьезно. Вероятно, со временем, такой подход вполне может быть использован в приобщении молодого поколения к наследству предков в данной сложной, но интересной области.

На сегодняшний день наиболее эффективным видится изучение комплексов православной культуры, так называемых «культурных гнезд»,21 сложившихся в тех или иных населенных пунктах края, области. Следует отметить, что не всегда это крупные города области, есть и небольшие села. В качестве доказательства приведем два интересных, исторически сложившихся и существующих в современное время комплекса православной культуры в Зауралье.

Город Зауралья - Далматово. В данный комплекс православной культуры входят: 1. Далматовский кремль; 2. Далматовский Свято – Успенский мужской монастырь; 3. Рака с мощами преподобного Далмата; 4. Храм Богоматери «Всех скорбящих радости»; 5. Чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих радости»; 6. Далматовская часовня во имя чудесного спасения Александра III; 7. Далматовский святой источник; 8. Николаевская церковь.

Село Чимеево Белозерского района Курганской области. В данный комплекс православной культуры входят: 1. Чимеевский храм во имя Казанской Божией матери; 2. Чимеевская чудотворная икона Пресвятой Богородицы Казанская – Чемеевская; 3. Иконостас храма во имя Казанской Божией матери; 4. Часовня на месте обретения чудотворной иконы Пресвятой Богородицы Казанской – Чемеевской; 5. Чимеевский Казанско - Богородицкий мужской монастырь; 6. Чимеевский святой источник; 7. Часовня при святом источнике;

Итак, православная культура российских регионов на сегодняшний день могут стать особым предметом изучения в школах нашей области. Ее изучение решает целый ряд образовательных, а главное воспитательных задач в современном обществе.

Православная культура на сегодняшний день достаточно изучена для того, что бы опираясь на данные научных исследований, разработать учебное пособие по курсу православной культуры большинства регионов России. В данной статье мы предложили принципы, которые, на наш взгляд, могут лечь в основу изучения православной культуры того или иного региона и, следовательно, программы факультативного курса и учебного пособия для учащихся.

___________________________________________________________________



1.Бородина А.В. Основы православной культуры. Учебное пособие для основной и старшей ступеней общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. М., 2003. История религий. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. (Вариант с расширенным изучением христианства). Под ред. Сахарова А.Н. М., 2007 и др.

2.Примерное содержание образования по учебному предмету «Православная культура». Православная культура в школе. Альманах. № 1, 2003. С.11 -57.

3.Бутакова М.В. Церковь и Зауралье в ХVII – ХIХ в.в. Земля Курганская: прошлое и настоящее. Краеведческий сборник. Вып. 19. Курган, 1997. Васильева А.М. Забытый Курган. Изд-во «Зауралье», Курган,1997. Зайцева Л.Ю. Русская православная церковь. // История Курганской области. Т.4. Курган, издательство Зауралье, 1998. 488с.; История культуры Южного Зауралья. Издательство Курганского университета. В 3 т. Курган, 2004 - 2006; Пашков А.А. Свято – Успенский Далматовский мужской монастырь. – Шадринск: ПО «Исеть» 2000. 415с.; Федченко М.Н. Русская православная церковь на территории Курганской области (1943 - начало 2000-х годов). Курган, 2006. И др.

4.Комментарии к закону Российской федерации «Об образовании». М., 1998.

5.Конституция Российской Федерации. Научно – практические комментарии. М., 1997.

6 Бородина А.В. Основы православной культуры. Учебное пособие для основной и старшей ступеней общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. М., 2003.

7 Лорер Н.И. Записки декабристов. Вост. Сиб. изд-во, Иркутск, 1984.

8 Назимов М.А. Письма и статьи. Вост. Сиб. изд-во, Иркутск, 1985.

9 Бородина А.В. Основы православной культуры…

10 Чудотворная Чимеевская. Историческая справка. Звонница. Издание кафедрального собора святого Александра Невского города Кургана, № 26, 2004.

11Там же.

12Там же.

13 Славянская энциклопедия. Киевская Русь Московия. В 2т. М., 2003.Т. 2.

14 Бородина А.В. Основы православной культуры…

15 Пашков А.А. Свято–Успенский Далматовский мужской монастырь. Шадринск: ПО «Исеть» 2000. С. 215–216.

16 Словарь православной церковной культуры. М., 2008.

17 Пашков А.А. Свято–Успенский Далматовский мужской монастырь…С. 215-216.

18 Бородина А.В. Основы православной культуры…

19 Пашков А.А. Свято–Успенский Далматовский мужской монастырь…

20 Максимова Г.В. «Культурные гнезда» провинции: церковное искусство в Зауралье». Культура провинции. Материалы международной научно-практической конференции. Курган,2005. С. 162-164.

21 Бородина А.В. Основы православной культуры…

22 Максимова Г.В. «Культурные гнезда» провинции: церковное искусство в Зауралье»…






Заглядывать слишком далеко вперед — недальновидно. Уинстон Черчилль
ещё >>