Г. Челябинск гимназия №23 учитель музыки высшей категории Умнова И. А - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рассказу американского писателя Теодора Томаса «Сломанная линейка» 1 78.65kb.
Программирование на языке Турбо Паскаль 1 93.25kb.
Кайраканова Лилия Тавлетовна 1 182.59kb.
Исследовательская работа мир детства в повести владимира крупина... 1 104.44kb.
Речевой материал по дифференциации твёрдых и мягких согласных, посредством... 1 83.63kb.
Минералы и горные породы 1 214.42kb.
Классный час в 7 классе Сарычева Елена Викторовна учитель музыки... 1 104.48kb.
С. И. Щербунова заместитель директора по воспитательной работе, учитель... 3 475.54kb.
«Двухчастная форма» 1 40.2kb.
Урока 15 февраля 2012 года для учтелей Центрального района Санкт-Петербурга... 1 33.47kb.
Комиссарова Нина Анатольевна 1 9.6kb.
К. орф хор «o fortuna» из кантаты «carmina burana» Карл Орф 1 50.99kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Г. Челябинск гимназия №23 учитель музыки высшей категории Умнова И. А - страница №1/1

Развитие творческой самостоятельности в процессе коллективного музицирования на Орф-уроках в начальных классах.
Г. Челябинск гимназия № 23 учитель музыки высшей категории

Умнова И.А.

Моя педагогическая идея заключалась вот в чем:



подвести учеников к тому, чтобы они могли сами

сочинять музыку и сопровождение к движению,

хотя бы в самой скромной форме”

Карл Орф.

Проблема творческого развития личности на современном этапе развития средней школы приобретает большую актуальность.

Обновление содержания художественно – эстетического цикла в общеобразовательной школе предусматривает применение новых подходов к музыкальному образованию. О необходимости развивать и поддерживать музыкальное творчество детей говорят все известные музыкальные педагоги.

Музыкально-педагогическая концепция известного немецкого композитора Карла Орфа показывает практические пути реализации этой проблемы. Современное прочтение этой системы открывает широкие перспективы для развития творческого потенциала учащихся. Девиз Орфа – дети должны “идти в музыку” через коллективное музицирование на инструментах, для овладения которыми не требуется больших усилий и многолетних упражнений, - является на современном этапе весьма прогрессивным. Элементарное музицирование по системе К.Орфа предполагает синтез импровизаций в игре на детских музыкальных инструментах, пении, движении, декламации.

В качестве одного из возможных путей развития творческих способностей и творческой самостоятельности является нотное пособие для детского творчества “Шульверк” Карла Орфа, который включает в себя образный материал, соответствующий детской психологии и дающий громадный импульс для детского творчества.

В Шульверке Орфа даны музыкальные модели для собственной импровизации детей. Их можно изменять, варьировать. Пьесы модели с элементами импровизационности для инструментального музицирования, направляют мысль учащегося на сочинение собственного музыкального материала, что способствует музыкально- творческому развитию учащихся.

В настоящее время издан “ Орф-Шульверк” на русском языке в обработке русских народных песен и танцев Вячеслава Жилина.

Очень важным положением в системе Орфа является то, что усвоение элементарных музыкальных форм через различные виды музыкальной работы приемлемо для всех без исключения детей. Орф говорил о том, что элементарную музыку нужно делать самому.

Этот принцип используется в процессе работы с учащимися начальных классов на уроках музыки гимназии № 23, где особое внимание уделяется развитию творческой самостоятельности и обучение детей в действии.

Элементарное музицирование дает возможность каждому ребенку на уроке музыки выразить себя через творчество: придумать интонацию, движения к танцу , подобрать тембры к музыкальным образам, озвучить сказку или стихи, изменить уже придуманное и т.п.

Мелодию своего имени учащиеся сочиняют уже в первом классе. Дети радуются, собственному исполнению и созданию собственной интонации. Пусть их мелодия, которую они сочинили всего из 2-3 звуков, является живым процессом, который приносит детям не только радость, но и знания. На этом примере учащиеся знакомятся с понятиями: композитор, исполнитель, слушатель и сами активно включаются в процессе творчества, в эти роли.

Л.А. Баренбойм, рассуждая о необходимости развития креативности, писал ,:

“ Даже самое малое и примитивное собственное сочинительство на любом этапе обучения плодотворнейше сказывается на том, как дети и взрослые относятся к музыке и как ее интерпритируют. Познать сопротивление материала, который сам же и создаешь – великое дело!”

Одним из способов формирования творческих навыков, творческой самостоятельности является развитие способности к музыкальной импровизации, которая развивает творческое воображение, создает важные предпосылки для творческого мышления, дает возможность проявить самостоятельность и творческую инициативу.

В развитии импровизации помогают “ролевые игры”, где ученик старается выбирать собственные идеи и замыслы. Для того, чтобы учащиеся начали творить, импровизировать, они должны полностью довериться учителю и быть эмоционально раскованными. Именно игра создает на уроке атмосферу непринужденности, эмоциональной отзывчивости, в таких условиях наиболее полно раскрываются творческие возможности детей.

Учитель должен помочь ученику раскрыться, дать почувствовать свою ценность. Он должен быть творческой личностью, стремиться сделать ученика заинтересованным единомышленником.

Развитие творческой личности возможно в случае создания определенных педагогических условий. В первую очередь необходимо на уроке создать такую ситуацию, благодаря которой ученик сможет решить творческую проблему. Необходима система поддержания творческого “ климата” на уроке музыки.

Совместная творческая работа учителя и ученика на уроке, открывает путь формированию индивидуальности ученика, так как в процессе выполнения творческого задания ученик старается выполнить по-своему.

Главным условием для проявления творческой самостоятельности, является предоставление свободы для творчества на уроке и проявление своих способностей, а также уважительного отношения.

Самостоятельная творческая деятельность связана с разными видами деятельности, через которые дети проявляют свое творчество, передают свое видение и чувства, поиск движений, а самое главное получают возможность сразу видеть плоды своего творческого процесса. Чем младше школьник, тем быстрей он хочет немедленного результата. Ценность детского творчества, - не в результате, а в процессе творчества. Одним из условий детского творчества является самостоятельность. Творчество учащихся тем и ценно, что они сами открывают что-то новое, ранее не известное им в мире музыки. Дети должны творить, а не пассивно воспринимать окружающий мир.
Литература.

1.М.Котляревская Л. Штуден. ”Приобщение к творчеству” Новосибирское издательство



1987г.

2Л.Г.Дмитриева Н.М. Черненко Методика музыкального воспитания в школе М. Просвещение 1989г.



3.И.Г.Лаптев Детский оркестр в начальной школе М. Владос 2001г.

4 О.Т. Леонтьева Карл Орф –М.1984г.




Отрицание России во имя человечества есть ограбление человечества. Николай Бердяев
ещё >>