Форналёва Ксения Анатольевна - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
В. Темнов «Веселая кадриль» Исп. Мария Свиридова Преп. Михуткина... 1 35.83kb.
Анжелика Анатольевна Резник Ксения Евгеньевна Меньшикова Сила женской... 7 1500.64kb.
Страна: Россия Режиссер: Сергей Дебижев Жанр 1 18.24kb.
Юрий Трифонов. Обмен 6 928.59kb.
3. ирина анатольевна едошина ведущий: с 2000 года в Костроме стал... 1 33.56kb.
Воспитатели: Правдина А. В. Голубева В. Н. Захарова Т. А. Лисина И. 2 255.42kb.
Абросимова Ксения Сергеевна 4 курс 1 55.33kb.
Докладчик Вступление Чернулич Ксения 8-а 1 3 497.97kb.
Сумма баллов Абламунец Ксения Игоревна 2 325.84kb.
Фоменко Ксения Викторовна «Наедине с ветром » 1 257.39kb.
Ксения Браиловская Образование и исследовательский опыт 1 17.96kb.
Формирование толерантности школьников в системе гражданско-правового... 1 256.22kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Форналёва Ксения Анатольевна - страница №1/1

Форналёва Ксения Анатольевна

аспирант кафедры Философии, социологии и истории

Воронежского государственного архитектурно-строительного университета

ПОВСЕДНЕВНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ: КОММУНИКАТИВНЫЙ И ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТЫ


В силу экономической неустроенности, политически неоднозначной ситуации и отсутствия относительно точных прогнозов будущего и по многим другим причинам, люди, как правило, становятся агрессивными по отношению друг к другу, что особенно проявляется в повседневной жизни. Более того, агрессивность стала восприниматься как неотъемлемая часть в модели поведения, направленного на достижение целей. В таких условиях толерантное поведение как альтернатива конфликту, может послужить решением многих социально-психологических проблем современного общества. На бытовом уровне повседневности, толерантность проявляется, прежде всего, в уважительном отношении к другим, к признанию их права на отдых и частную жизнь. Повседневную толерантность мы определяем как терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам, возникающая в процессе межличностных взаимоотношениях и социальных практиках. Помимо традиционно выделяемых в связи с этим межэтнической и межконфессиональной толерантности, нам хотелось бы обратить внимание на гендерную и коммуникативную составляющие толерантности, которые обязательно существуют в повседневной жизни каждого человека. Более того, на наш взгляд именно коммуникативная толерантность, сформированная в процессе повседневного общения между представителями разных полов, социальных групп, различных вероисповеданий, национальностей, политических взглядов, да и просто общения отдельно взятых разных людей, становится фактором укрепления или ослабления других видов толерантности и, как следствие, укрепление толерантности в целом.

В широком смысле коммуникативную толерантность можно описать как отношение к другому человеку в процессе непосредственного взаимодействия с ним, в процессе формирования которого (отношения) происходит выбор своей позиции к контрагенту – «насколько я толерантен по отношению к нему». На наш взгляд коммуникативная толерантность как часть повседневности прежде всего связана с понятием идентичности, с разделением своего окружения на группы «своих» и «чужих» по различным признакам, и с отнесением себя к одной из них. Сама философская дихотомия «свой-чужой» не нова, ею занимались еще Г.Зиммель и А.Шюц. Последний категорию чужака рассматривал в единстве близости и удаленности, понимая под чужаком индивида, «пытающегося добиться постоянного признания или, по крайней мере, терпимого к себе отношения со стороны группы, с которой он сближается»1.

А.Л. Темницкий выделяет следующие уровни проявления коммуникативной толерантности2:

1) активное осуждение, требование применения к культурному иному репрессивных мер;

2) осуждение, выступление за общественный запрет «чуждого», но без применения репрессивных мер;

3) терпимость, т.е. способность подавлять в себе реакции негативизма по отношению ко всему культурно «чуждому» (чужому мнению, традициям, образцам поведения, чужим привычкам, словом, к иной культуре в целом);

4) безразличное отношение к «чуждому», «иному»;

5) неприятие «чуждого», как несовместимого с моей культурой, но уважительное отношение к его носителям;

6) практическое уважение, т.е. рассмотрение другого мнения как уместного, имеющего место быть наряду с другими, признание права на его достойное представление в обществе;

7) эмпатия, т.е. не только уважительное отношение к «чужакам», иному мнению, но и попытка стать на сторону другого и посмотреть на свои действия с его позиции, готовность на этой основе к взаимодействию;

8) доброта, т.е. попытка не только понять «чуждое» мнение, но и готовность в случае необходимости принять другую позицию. Но при этом взаимодействие с другими осуществляется не на равных, а с позиций некоторого превосходства, сочувствия другому как более «слабому, низшему»;

9) общение и взаимодействие с культурно другими, как правило, на равных.

В повседневной жизни русского человека гендерные и коммуникативные аспекты толерантности как бы сплетаются в единое целое не в последнюю очередь благодаря языку. Обучающийся в аспирантуре человек вне зависимости от пола носит статус аспиранта; женщина и мужчина, занимающиеся научной деятельностью называются одним словом – ученый и так далее. С феминистской позиции это можно оценить положительно – благодаря этому все остаются равными между собой. С другой стороны, тот факт, что у некоторых слов в русском языке нет женского рода, вероятно, может кого-то оскорбить.

В Швеции повседневная гендерная толерантность проявилась в отдельно взятом месте, в отдельно взятом городе в экспериментальном порядке. Для борьбы со стереотипами и интолерантностью в Стокгольме открыли детский сад, где все дети как бы одинаковые – «дружочки», то есть не разделяются на мальчиков и девочек. А вместо местоимений он или она используют новое, специально придуманное слово, которое по своей форме содержит оба местоимения и, к сожалению, не переводится на русский язык3. Такая половая нейтральность воспитывает в детях понимание, что все люди равны между собой. Здесь, как можно увидеть, также гендерная толерантность в повседневной жизни достигается через языковые средства.



Итак, на уровне повседневности толерантность действует как категория межличностного поведения. И через отношения отдельных личностей, повседневная толерантность может стать основой формирования установок толерантного сознания в современном обществе.


1 Шюц А.Чужак /А.Шюц. Избранное: Мир, светящийся смыслом. – М., 2004. С. 533.

2 См. Темницкий А.Л. Формирование коммуникативной толерантности студентов МГИМО: проявления и факторы. Социлогия № 2(11). 2010г. – С. 222-231

3 См., напр. http://www.newsland.ru/news/detail/id/943415/





Женщина царствует, но не управляет. Дельфина Жирарден
ещё >>