«Формирование здорового образа жизни в школе и в семье» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Положение об общественном посте формирования здорового образа жизни... 1 66.03kb.
Отчёт Москвинской основной школы. Формирование здорового образа жизни... 1 84.23kb.
Урок по теме гимнастика «Формирование осанки» Приложение Контрольные... 2 467.67kb.
Три кита здорового образа жизни 1 19.45kb.
Классный час: «Движение это жизнь» 1 215.1kb.
Классный час по теме: «Здоровый образ жизни и основные его составляющие» 1 81.64kb.
Информация о проводимой работе по формированию навыков здорового... 1 35.2kb.
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Г. 1 215.16kb.
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни 1 93.95kb.
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни 1 87.73kb.
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни 1 76.87kb.
Доклад учителя экономики Левадней С. В. Цели и задачи проектной деятельности... 1 104.39kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

«Формирование здорового образа жизни в школе и в семье» - страница №1/1

Выступление педагога – психолога начальных классов ГОУ СОШ № 1103 Гадиловой Розы Рахматзяновны на заседании Круглого стола по теме: «Формирование здорового образа жизни в школе и в семье»

«ЗДОРОВЬЕ – НАШЕ БОГАТСТВО»

Здоровье – это едва ли не самый важный вопрос в жизни любого общества, любого государства. Не случайно этому уделяется так много внимания и на правительственном уровне и в средствах массовой информации. И даже на скамейках в парке пожилые люди говорят всё о том же самом – о здоровье. ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА – ЭТО АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА ДЛЯ РАЗГОВОРА ВО ВСЕ ВРЕМЕНА. Вспомним высказывания выдающихся людей прошлых веков:

«Если не бегаешь, пока здоров, придётся бегать, когда заболеешь» Прославленный римский поэт Гораций.

«Здоровье – первое богатство» Ральф Уолдо Эмерсон, один из виднейших мыслителей и писателей США 19 века.

«Три высших блага жизни – здоровье, молодость и свобода не сознаются нами как таковые, покуда мы их имеем: мы начинаем сознавать их лишь тогда, когда потеряем»

А. Шопенгауэр.

Это высказывания известных философов и мыслителей. А что говорят по этому вопросу наши дети? На ваш суд представляется выборка самых удачных мыслей учащихся 2-4-х классов компенсирующего обучения начальной школы на эту тему:


  • Здоровье – это здорово!

  • Это жизнь, добро, радость и счастье.

  • Это самое лучшее в жизни. Здоровье для человека – самое дорогое.

  • Здоровье тебе никто не подарит, как какую – нибудь игрушку. Здоровье ты должен сделать себе сам.

  • Здоровье – это не значит только питаться овощами и фруктами и делать зарядку. Ещё надо быть добрым. Если ты злой, то это отразится на твоём теле – ты будешь болеть.

  • Здоровые люди любят природу, не ленятся и не болеют.

  • Это правильный образ жизни, крепкий иммунитет и добрые мысли. Здоровье человека зависит от самого себя.

Сегодня показатели здоровья подрастающего поколения вызывают озабоченность специалистов. Давайте посмотрим на показатели здоровья наших детей!

Показатели здоровья детей города Москвы (СЛАЙД №2).

По данным НИИ педиатрии: в школах Москвы только

• 14% детей практически здоровы;
• 50% детей имеют отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата;
• 35—40% детей страдают хроническими заболеваниями.

Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3,9% до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами — с 5,6 до 16,4%, нарушениями осанки — с 1,9 до 16,8%. Одна из самых частых патологий у школьников — нарушение остроты зрения, составляющее в ряде регионов России до 30—40%.

Беспокоят специалистов различных служб и ведомств и другие недуги современной молодежи, такие как зависимость от табака, алкоголя и наркотиков. Возрастание количества ВИЧ инфицированных детей и подростков.

Дети школьного возраста проводят в школе значительную часть дня. Следовательно, заниматься сохранением их здоровья должны, в том числе и педагоги. В любой школе Москвы должно быть сформировано здоровьесберегающее образовательное пространство. Т.е. необходимо уделять внимание качественной организации сбалансированного горячего питания, медицинского обслуживания и спортивных занятий школьников. Особенно это важно для начальной школы, т.к. именно в школьный период формируется здоровье человека на всю его последующую жизнь. Немаловажное значение имеет и рациональная организация обучения, и реализация образовательных программ, обучающих навыкам здорового образа жизни.



Утро в нашей школе начинается с зарядки

(СЛАЙД №3)

Давайте проследим один день наших детей с утра до самого вечера. Утро в нашей школе начинается с зарядки. И это очень хорошо, т.к. физические упражнения в самом начале школьного дня ускоряют вхождение ребёнка в учебную деятельность, повышают его умственную активность.



Соблюдение правил личной гигиены и санитарно-гигиенических норм (СЛАЙД №4)

В школе соблюдаются правила личной гигиены и санитарно-гигиенических норм: учащиеся приучены мыть руки перед едой при посещении столовой во время завтрака и обеда.



Двухразовое горячее питание ( СЛАЙД №5.)

В нашей школе организовано двухразовое горячее питание, что так же способствует сохранению здоровья детей и сотрудников школы.



Динамический час в первых классах (СЛАЙДЫ №6,7,8)

Для учащихся первых классов в начальной школе существует «Динамический час», во время которого первоклассники активно отдыхают, освобождаясь от напряжения, вызванного учебной деятельностью на первом и втором уроке. При плохой погоде дети остаются в школе, выходят в рекреацию и классный руководитель проводит с ними различные весёлые игры. Учащиеся 1 А класса с удовольствием играют в игру «Мистер Твистер завяжет вас в узел». Игра направлена на развитие пространственного мышления, определение левой и правой сторон, на ориентацию в пространстве и ориентацию на цвет.

При хорошей погоде динамический час проходит на улице. Дети с учителями играют в коллективные игры «Ручеёк», в мяч, скакалки, активно двигаются, бегают, прыгают, играют в догонялки и тем самым снимается напряжение от учебных занятий и ребята восстанавливают свои силы для дальнейших занятий. Надо отметить, что занятия, проводимые на воздухе, являются одним из лучших средств оздоровления, укрепления и закаливания детского организма.

Соблюдение питьевого режима (СЛАЙДЫ №9-10)

В школе созданы все необходимые условия для сохранения здоровья детей: соблюдается питьевой режим. В каждом классе имеется уголок, где стоит кулер с чистой водой и одноразовыми стаканчиками.



Соблюдение режима проветривания кабинетов (СЛАЙДЫ №11-12)

Во всех классах соблюдается режим проветривания кабинетов. Сквозное проветривание проводится в отсутствие детей. Одностороннее проветривание – в присутствии детей. Длительность проветривания зависит от сезона года, температуры наружного воздуха и температуры внутри помещения.



Занятия физкультуры (СЛАЙД №13)

Невозможно говорить о формировании здорового образа жизни нашей школы, не сказав о занятиях физкультуры. ЗОЖ традиционно формируется на этих занятиях. Кроме того, они укрепляют здоровье детей. Здесь наши дети учатся смелости, ловкости, быстроте реакции. Спортивные занятия делают их здоровыми, сильными и уверенными людьми. Символично, что учителем физкультуры учащихся начальной школы является супруга Романа Сергеевича – Светлана Валерьевна. Вот где выковываются будущие победители спортивных олимпиад, состязаний, которые, мы надеемся, потом скажут своё слово в старшей школе и будут радовать взор Романа Сергеевича.



Работа психологической службы начальной школы ГОУ СОШ № 1103.

(СЛАЙДЫ №14 – 23)

Задача психологической службы начальной школы – психологическое сопровождение и сохранение психического здоровья учащихся младшей школы. В том числе и пропаганда и популяризация среди учащихся норм ЗОЖ (СЛАЙДЫ 14-23). На групповых развивающих и коррекционных психологических занятиях с детьми используется музыкотерапия. Мы все знаем положительное воздействие музыки на работу мозга, умственную работоспособность, развитие речи, а также на улучшение познавательных способностей человека: внимание, восприятие и память. Вы и сами замечаете, как после прослушивания приятной инструментальной музыки поднимается настроение, уходят страхи и тревога. В древней Греции музыкальному искусству отводилась главенствующая роль в воспитании подрастающего поколения. Пифагор начинал и заканчивал свои занятия с помощью хорового пения. Хоровое пение расслабляет человека и настраивает его мысли на спокойную волну. В 90-е годы 20 века весь мир всколыхнуло известие о так называемом «Моцарт – эффекте. Калифорнийские учёные выяснила, что ежедневное кратковременное прослушивание музыки Моцарта (10-15 мин) повышает интеллект ребёнка. Речь шла о сонате Моцарта для двух фортепиано. Традиционно развивающие занятия начинаются с музыкального расслабления. Учащиеся прослушивают музыкальные произведения, а потом обсуждают собственные переживания, воспоминания и возникшие в ходе прослушивания мысли. Одновременно идёт и развитие речи учащихся. На развивающих занятиях используется и арттерапия, которая основана на изобразительном искусстве и творческой деятельности ученика. Ребёнок рисует и произвольно выражает внутренние переживания, совершенно не беспокоясь о художественных достоинствах своей работы. Таким образом, арттерапия совместно с музыкотерапией позволяют работать с мыслями и чувствами, развивают воображение, фантазию и помогают детям в достижении внутренней гармонии. А внутренняя гармония, по утверждению признанных авторитетов психологии – это и есть здоровье.

Кроме того, на развивающих занятиях используется элементы телесноориентированной терапии, как например, массаж спины, который развивает тактильные ощущения ребят, восстанавливает физической здоровье, поднимает жизненный тонус, поднимает эмоциональный фон учащихся. Ребятам нравится игра, которая называется «Угадай, что написано на твоей спине». К доске выходят двое учеников и один из них на спине другого пишет короткие слова или отдельные буквы, цифры или рисует что-либо: домик, кораблик и т.д. Другой должен угадать, что нарисовано или написано у него на спине. Такие упражнения снимают напряжение и усталость детей, они расслабляются, успокаиваются и освобождаются от стрессов и других негативных явлений, которые неизбежны в ходе учебного процесса.

На индивидуальных психологических занятиях кроме развития познавательных способностей ребят: внимания, воображения, памяти, мышления, особое внимание обращается на развитие мелкой моторики рук. Общеизвестно, что руки – это вышедший наружу мозг человека. Развивая моторику руки, мы развиваем те структуры мозга, которые отвечают за восприятие и приём информации.

На психолого-дефектологических занятиях Натали Витальевны и Светланы Николаевны используются возможности сухого бассейна, тропы здоровья и лампы релаксации, которая переливается различными цветами радуги; пузырьки воздуха, поднимаются то вверх, то медленно опускаются вниз. Созерцание такой лампы на фоне спокойной инструментальной музыки способствует глубокому расслаблению и успокоению детей. Психолог старшей школы Корень Елена Алексеевна много сделала для создания зоны релаксации в кабинете психолога.

Психологодефектологическая служба начальной школы активно пропагандирует здоровый образ жизни среди учащихся 1-4-х классов: проводится конкурс на лучшее сочинение и рисунок по теме: « Я, моя семья и спорт». На лучший коллаж по теме: «Будь здоров!!!» В состав жюри конкурса вошли психологи: Гадилова Р.Р., Борзунова Н.В. и учитель дефектолог: Мельникова Светлана Николаевна. Призёрами конкурса сочинений являются: ученица 4Бкласса Дубицкая Марина, Барановский Василий и Пьянин Кирилл. Призёрами конкурса рисунка являются: ученица 4Б класса Дубицкая Марина и учащиеся 3А класса Коваль Саша и Давыдкина Света. Конкурс на лучший коллаж продолжается, пока ещё не включились учащиеся общеобразовательных « А» классов. По прошлому опыту знаю, они создают шедевры коллажного искусства.

Таким образом, можно смело утверждать, что работа психолого-дефектологической службы также как и все структуры ГОУ СОШ №1103 направлена на сохранение здоровой психики наших детей.

Работа ГПД (СЛАЙДЫ № 24-36)

Всю вторую половину дня ребёнок проводит в ГПД. Кабинеты, где проходят занятия ГПД СООТВЕТСТВУЮТ ВСЕМ ГИГИЕНИЧЕСКИМ НОРМАМ И ПРАВИЛАМ:

ОНИ РАВНОМЕРНО И ХОРОШО ОСВЕЩЕНЫ

ИМЕЮТ ШИРОКИЕ ЧИСТЫЕ ОКОННЫЕ СТЁКЛА, позволяющие проникать дневному свету в полную силу

КЛАССНЫЕ КАБИНЕТЫ РЕГУЛЯРНО ПРОВЕТРИВАЮТСЯ

ШКОЛЬНАЯ МЕБЕЛЬ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ В СООТВЕТСТВИИ С ВОЗРАСТНЫМИ ДАННЫМИ ШКОЛЬНИКОВ

ВОСПИТАТЕЛИ ГПД СТРОГО СЛЕДЯТ ЗА СОХРАНЕНИЕМ У ДЕТЕЙ ПРАВИЛЬНОЙ ПОЗЫ ВО ВРЕМЯ САМОПОДГОТОВКИ

ОНИ ТАКЖЕ ПРЕДОСТАВЛЯЮТ ДЕТЯМ ПРИ ДЛИТЕЛЬНОЙ САМОПОДГОТОВКЕ ПЕРЕРЫВ НА НЕОРГАНИЗОВАННЫЙ ОТДЫХ

Продлённый день открывает большие возможности для воспитания учащихся. Здесь раскрываются способности ребёнка не только в учебной деятельности, но и развиваются его трудовые, игровые, физкультурно-спортивные, художественно – эстетические способности. Педагогом воспитателем первых классов в продлёнке является Смирнова Анна Алексеевна. Со вторыми классами работает Введенская Алла Владимировна, в третьих классах работает Столярова Елена Михайловна. И наконец, четвёртыми классами руководит педагог-воспитатель Сиротинина Елена Александровна. На занятиях ГПД проводится большая работа по укреплению здоровья детей. Сразу же после того, как ребята покушали, они вместе с воспитателем ГПД организованно выходят на прогулку. Детям после пяти уроков сидения в классных помещениях требуется двигательная активность на воздухе до начала самоподготовки. Активный отдых на свежем воздухе благоприятно влияет на состояние ЦНС, восстанавливает умственную работоспособность детей, развивает познавательные интересы учащихся, дисциплинирует их и приучает к правильным взаимоотношениям в коллективе.

А после самоподготовки, которая длится обычно час – полтора, для детей наступает время мероприятий эмоционального характера (занятия в кружках, игры, посещение зрелищных мероприятий, подготовка и проведение концертов самодеятельности, викторин и пр.)

Укреплению здоровья учащихся уделяется большое внимание и во время самоподготовки. Воспитатели ГПД проводят с детьми физические и дыхательные упражнения, физкультурные минутки. Это объясняется тем, что однообразная учебная работа вызывает длительное раздражение отдельных участков коры головного мозга ребёнка. И через полчаса наступает внутреннее охранное торможение, снижающая внимание и работоспособность ученика.

После выполнения домашних заданий учащиеся идут по кружкам. С оставшимися детьми проводятся настольные игры в лото, шашки, шахматы и детское домино.



Работа кружков (СЛАЙДЫ №37-41)

В нашей школе существует ряд кружков, способствующих развитию познавательных интересов младших школьников. Например, «Лепка из теста» Руководителем кружка является Дмитриева Татьяна Евгеньевна. Ребята, которые любят рисовать, с удовольствием посещают кружок ИЗО. Руководитель кружка – Новикова Валентина Михайловна. Она организовывает выставки творческих работ детей на первом и втором этаже нашей школы.

В школе также проводятся дополнительные музыкальные занятия: вокал, сольфеджио, фольклор, народный ансамбль. Руководителем студии является Розенцвейг Татьяна Николаевна. Эти занятия развивают органы дыхания, учат правильно распределять дыхание во время пения, улучшают память. Серия специальных голосовых упражнений улучшают артикуляцию и развивают общую моторику ребёнка.

Красные даты календаря (СЛАЙДЫ № 42 - 45)

По различным красным датам календаря в начальной школе проходят спортивные праздники, весёлые эстафеты. Надо сказать, что спорту в нашей школе уделяют особое внимание. На женский день 8-е марта проводятся соревнования девочек, где искренними болельщиками являются мальчики, учителя и родители наших детей.

В день защитника отечества к 23 февраля также проводятся спортивные состязания: весёлая эстафета между учащимися двух классов начальной школы.

Медкабинет (СЛАЙД №46)

На страже школьного здоровья стоит медицинский кабинет и её хозяйка Анжела Арминаковна. Они являются нашим пунктом спасения. Анжела Арминаковна делает здесь прививки, измеряет рост, вес и проводит с детьми другие медицинские процедуры, которые способствуют укреплению здоровья детей. Её работа необходима для оказания каждодневной помощи и школьникам и педагогам.



Живой уголок (СЛАЙДЫ №47)

В школе задействованы экологические здоровьесберегающие технологии. Направленность этих технологий – развитие гармоничных взаимоотношений с природой. Наша пришкольная территория всегда чистая, красиво обустроенная. Кусты сирени, высокие деревья, окружающие территорию школьного здания, клумбы ярких цветов, выращенные руками детей, зелёный постриженный газон – всё это радует глаз при входе в школу. В классах и рекреациях растут зелёные растения, цветут красивые комнатные цветы. Ребята учатся поливать комнатные растения, ухаживают за ними. Тем самым в школе создаётся почти домашняя атмосфера тепла и уюта. В школе имеется живой уголок – любимое место, куда с удовольствием ходят как взрослые, так и дети.



Экологическая тропа (СЛАЙДЫ №48)

Учащиеся начальной школы ходят по экологическим тропам Бицевского парка. Ребята знакомятся с достопримечательностями, которые находятся в районе нашей школы. Экологическая тропа – это познавательная экскурсия, коллективное посещение парка с образовательной, познавательной целью. Совместное посещение нынешнего 4А и 4Б классов экологической тропы Бицевского парка вызвало у детей эмоциональный подъём, сдружило ребят, развило их познавательные интересы и расширило кругозор.



4 «Б» класс на природе (СЛАЙДЫ №49-50)

Прогулки – экскурсии вместе с родителями – ещё один пример формирования здорового образа жизни, как в школе, так и в семье.



Летний отдых учащихся нашей школы в Крыму. (СЛАЙДЫ №51-53)

Ещё одним видимым проявлением формирования ЗОЖ как в семье, так и в школе, является следующий факт: каждое лето наши ребята в сопровождении учителей начальной школы: Корневой Н.В. и Сиротининой Е.А. едут в Крым, отдыхать и набираться сил в лагере «Сокол», расположенного в 15 километрах от города Евпатория, всесоюзной детской здравницы. Море, солнце, горячий песок, здоровое сбалансированное питание, незабываемые, приятные впечатления завершают начатое в школе формирование ЗОЖ учащихся ГОУ СОШ №1103. Таким образом, в нашей школе сохраняется и укрепляется здоровье учащихся, реализуются основные образовательные программы с учётом физического и психического здоровья детей.



Заключительная мысль: (СЛАЙД №54)

В конце презентации само-собой напрашивается вывод: в нашей школе сформирован здоровый образ жизни. Как учителя, так и родители должны осознать, что они совместно работают на будущее – на здоровье детей и нации в целом. Здоровье детей – это цель, где безусловно сходятся интересы семьи и школы.



Цель у нас одна: вырастить здоровую смену, жить в здоровой стране.






Если, по-твоему, это может сделать каждый дурак, — ты и попробуй.
ещё >>