Формирование социального опыта младших школьников в условиях педагогического взаимодействия 13. 00. 01 общая педагогика, история пед - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Психолого-педагогические условия формирования познавательной самооценки... 1 365.23kb.
Формирование ответственности как качества личности младших школьников... 1 389.66kb.
Развитие коммуникативной культуры студентов-психологов в системе... 1 426.24kb.
Формирование самоактуализационных качеств старшеклассников в условиях... 1 431.86kb.
Формирование нравственно-профессиональной ориентации курсантов военных... 2 479.34kb.
Нравственно-эстетическое воспитание в российских кадетских корпусах... 3 435.33kb.
Методология, теория и практика социальной защиты детства в современной... 7 1254.29kb.
Формирование поликультурных компетенций учащихся старших классов... 1 320.07kb.
Теория и практика институциональной интеграции высшего профессионального... 4 815.78kb.
Интенсивные технологии обучения русскому языку в системе высшего... 2 464.8kb.
Роль и место понятия «организационно-педагогические условия» в терминологическом... 1 369.23kb.
Олег Авраменко Власть молнии Карсидар 1 23 7030.91kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Формирование социального опыта младших школьников в условиях педагогического взаимодействия - страница №3/3


ВЫВОДЫ

1. В соответствии с содержанием федеральных государственных стандартов, результатами формирования социального опыта младших школьников являются:

– гуманистические и демократические ценностные ориентации (свободы, социальной справедливости, равноправия мнений и взглядов, семьи, дружбы и пр.), освоенные нормы нравственного поведения;

– навыки сотрудничества со сверстниками (а также старшими и младшими школьниками) и взрослыми (прежде всего, педагогами и родителями) в разных социальных ситуациях (взаимодействие с объектами природы, материальной и духовной культуры, социумом) на основе уважительного отношения к окружающим, умений распределять функции и роли в совместной деятельности, вести диалог, учитывать интересы окружающих и конструктивно разрешать или предупреждать конфликты;

– активность, ответственность, самостоятельность, доброжелательность и пр.

2. Педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса рассматривается как ключевое условие эффективного формирования социального опыта младших школьников. Оно является фактором качественного решения учебно–воспитательных задач, консолидации усилий и повышения ответственности семьи и школы за развитие Детства: обеспечивает гуманность и непротиворечивость педагогических целей, средств и методов школьного и семейного воспитания; создает предпосылки для оптимизации межличностных отношений в семье, в ученическом коллективе, между педагогами, учащимися и их родителями; обеспечивает расширение социальных контактов учащихся и освоение школьниками моделей эффективного взаимодействия в социуме.

3. Эффективность педагогического взаимодействия, направленного на формирование социального опыта младших школьников, обеспечивается совокупностью следующих педагогических условий:

– ценностно-целевое единство и активное сотрудничество администрации, педагогов, психологов и социальных педагогов, родителей учащихся, ориентированное на обогащение социальных связей школьников;

– целенаправленная реализация субъектами педагогического взаимодействия следующих функций: административных (общее руководство педагогическим взаимодействием, организация, контроль и координация совместной деятельности по формированию социального опыта учащихся); социально–психологических (консультативное, диагностическое и методологическое сопровождение педагогического взаимодействия); педагогических (подготовка участников образовательного процесса к педагогическому взаимодействию по вопросам формирования социального опыта учащихся; обеспечение учащимся возможностей для освоения моделей эффективного взаимодействия с социумом), родительских (обеспечение обратных связей, сотрудничество с педагогическим коллективом по вопросам формирования социального опыта детей);

– организация психологического и социально–педагогического просвещения учителей и родителей, включение их в тренинговые и игровые формы взаимодействия и т.п., контекстно связанные с целями, содержанием и способами формирования социального опыта младших школьников, и обеспечивающие становление у взрослых участников образовательного процесса готовности к педагогическому взаимодействию;

– ориентация содержания педагогического взаимодействия на интериоризацию детьми социальных ценностей и норм поведения посредством моделирования ситуаций социального взаимодействия, организация совместной деятельности детей и взрослых (творческой, познавательной, коммуникативной и т.д.), предъявления взрослыми (педагогами и родителями) примеров конструктивного взаимодействия с окружающими и т.д.;

– внедрение в систему работы образовательного учреждения специального структурного подразделения, деятельность которого будет направлена на оптимизацию взаимодействий между участниками образовательного процесса, ориентированных на формирование социального опыта младших школьников.

4. Готовность учителей и родителей к педагогическому взаимодействию – это интегративное качество личности, определяющее ее способность и стремление эффективно осуществлять сотрудничество со всеми субъектами образования, и включающее следующее теоретическое, практическое и мотивационно-ценностное содержание: знания и умения в области учета психофизиологических особенностей младших школьников при формировании их социального опыта; планирования, организации и осуществления совместной деятельности с различными субъектами педагогической деятельности на основе использования средств и методов формирования социального опыта личности; активизации факторов эффективного взаимодействия субъектов деятельности; анализа и коррекции совместной деятельности с различными субъектами педагогической деятельности в зависимости от ситуации и т.д.; развития коммуникативных, рефлексивных, творческих способностей младших школьников и пр.; ценностное отношение к педагогическому взаимодействию как значимому компоненту профессиональной деятельности (для педагогов); к личностным особенностям, интересам и потребностям всех участников образовательного процесса; стремление понять и принять ребенка, готовность нести за него ответственность (для родителей); стремление совершенствовать свои знания и умения в области формирования социального опыта детей и т.д.

5. Эффективность формирования социального опыта младших школьников в условиях педагогического взаимодействия оценивается по следующим критериям: (а) конструктивные отношения между детьми и педагогами, детьми и родителями, внутри ученического коллектива (показатели: взаимопомощь, вежливость в отношении сверстников и взрослых на переменах и внеклассных мероприятиях; вежливость в отношении родственников, помощь родителям по дому и т.п.; дружелюбие и доброжелательность, способность договариваться); (б) навыки сотрудничества с окружающими (показатели: активное участие в коллективных делах; способность к эффективной совместной деятельности, к достижению общих целей взаимодействия); (в) эмоционально-позитивное психологическое состояние в школе и дома (показатели: благоприятный морально-психологический климат в ученическом коллективе; хорошее самочувствие детей в учебном процессе, их удовлетворенности взаимоотношениями с учителями; хорошее самочувствие детей в семье, их удовлетворенности семейными отношениями).

6. Организация эффективного педагогического взаимодействия, ориентированного на формирование социального опыта младших школьников, осуществляется в три этапа. На первом этапе осуществляется привлечение всех участников образовательного процесса к педагогическому взаимодействию, активизация мотивационно-ценностного отношения учителей и родителей к процессу взаимодействия и т.д.; а также разработка системы мероприятий (а) по подготовке учителей и родителей к педагогическому взаимодействию, (б) ориентированных, собственно, на формирование социального опыта младших школьников.

Второй этап нацелен на повышение уровня готовности учителей к взаимодействию с участниками образовательного процесса и на их подготовку к мотивации и просвещению родителей по вопросам сотрудничества с коллективом учебного заведения. Третий этап ориентирован на подготовку родителей к педагогическому взаимодействию, а также организацию сотрудничества участников образовательного процесса с целью формирования социального опыта младших школьников.

7. Деятельность психолого-педагогического комплекса «Школа взаимодействия», ориентированного на реализацию разработанной теоретической модели, способствует эффективному формированию социального опыта младших школьников. Он обеспечивает действенность педагогического взаимодействия участников образовательного процесса посредством объединения (консолидации усилий) администрации школы, педагогического и родительского коллективов, учащихся на совместное решение задач обогащения жизненного опыта и расширения социальных связей участников образовательного процесса в атмосфере единоцелия, сотрудничества и сотворчества.

Основное содержание работы отражено в 14 статьях общим объемом 3,83 п.л. Основными являются следующие:



Статьи в журналах, рекомендованных ВАК РФ:

1. Даурова М.Р. «Школа взаимодействия» как форма оптимизации учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения / М.Р.Даурова // Новые технологии. – Майкоп, 2012. – Вып. 1. (0,3 п.л.).

2. Даурова М.Р. Формирование социального опыта младших школьников в условиях педагогического взаимодействия / М.Р.Даурова // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. – Майкоп, 2012. – Вып. 4. (0,49 п.л.)

Статьи в сборниках материалов научно-практических конференций:

3. Даурова М.Р. Готовность родителей к педагогическому взаимодействию: сущность, структура, содержание / М.Р.Даурова // Материалы VI Международной молодежной научной конференции «Научный потенциал XXI века». Том второй. Общественные и экономические науки. – Ставрополь: СевКавГУ, 2012. (0,2 п.л.)

4. Даурова М.Р. Функции и задачи субъектов педагогического взаимодействия в общеобразовательной школе / М.Р.Даурова, С.А.Хазова // Педагогическое образование: история, современность, перспективы / Материалы 1 Международной научно-практической конференции, посвященной 135-летию казанского педагогического колледжа (Казань, 30 марта 2012 г.) / сос. и науч. ред. Р.Ш.Маликов. – Казань: Центр инновационных технологий, 2012. (0,2 п.л.)

5. Даурова М.Р. Психолого–педагогическое сопровождение педагогического взаимодействия между учителями, учащимися и их родителями в школе / М.Р.Даурова // Психолого-педагогическое сопровождение развития личности / Материалы Всероссийской дистанционной научно-практической конференции. – СПб, 2012. (0,2 п.л.)

6. Даурова М.Р. Психолого-педагогические условия организации эффективного педагогического взаимодействия в образовательном учреждении / М.Р.Даурова // Материалы VI Международной научно-практической конференции «Гуманитарные науки в XXI веке». – М.: Спутник+, 2012. (0,2 п.л.)

7. Даурова М.Р. Структура и содержание готовности учителя к педагогическому взаимодействию / М.Р.Даурова // Материалы V Международной научно-практической конференции «Новые педагогические технологии». – М.: Спутник+, 2012. (0,2 п.л.)

8. Даурова М.Р. Способы формирования социального опыта младших школьников в учебно-воспитательном процессе / М.Р.Даурова // Актуальные вопросы образования и воспитания / Материалы Всероссийской дистанционной научно-практической конференции. – СПб, 2012. (0,2 п.л.)

Статьи в электронных изданиях:

9. Даурова М.Р. Социальный опыт младших школьников: содержание, критерии способы диагностики [Электронный ресурс] / М. Р. Даурова. – Режим доступа: http://www.fan-nauka.narod.ru/2010.html, свободный. (0,5 п.л.)

10. Даурова М.Р. Этапы организации педагогического взаимодействия, ориентированного на формирование социального опыта младших школьников [Электронный ресурс] / М. Р. Даурова. – Режим доступа: http://www.fan-nauka.narod.ru/2011.html, свободный. (0,5 п.л.)

Даурова Мариета Руслановна

Формирование социального опыта младших школьников в условиях педагогического взаимодействия
Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук
Подписано в печать _____________ Формат бумаги 60х84/16. Гарнитура Таймс. Усл. печ. л._____. Заказ №____. Тираж_____ экз.
Издательство АГУ

385000, г.Майкоп, ул.Первомайская, 208




<< предыдущая страница  



Не вдавайтесь в извинениях в такие же крайности, как в оскорблениях. Уильям Шекспир
ещё >>