Формирование социального опыта младших школьников в условиях педагогического взаимодействия 13. 00. 01 общая педагогика, история пед - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Психолого-педагогические условия формирования познавательной самооценки... 1 365.23kb.
Формирование ответственности как качества личности младших школьников... 1 389.66kb.
Развитие коммуникативной культуры студентов-психологов в системе... 1 426.24kb.
Формирование самоактуализационных качеств старшеклассников в условиях... 1 431.86kb.
Формирование нравственно-профессиональной ориентации курсантов военных... 2 479.34kb.
Нравственно-эстетическое воспитание в российских кадетских корпусах... 3 435.33kb.
Методология, теория и практика социальной защиты детства в современной... 7 1254.29kb.
Формирование поликультурных компетенций учащихся старших классов... 1 320.07kb.
Теория и практика институциональной интеграции высшего профессионального... 4 815.78kb.
Интенсивные технологии обучения русскому языку в системе высшего... 2 464.8kb.
Роль и место понятия «организационно-педагогические условия» в терминологическом... 1 369.23kb.
Олег Авраменко Власть молнии Карсидар 1 23 7030.91kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Формирование социального опыта младших школьников в условиях педагогического взаимодействия - страница №1/3






На правах рукописи


ДАУРОВА МАРИЕТА РУСЛАНОВНА

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ


13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук








Майкоп – 2012

Работа выполнена на кафедре педагогики и социальной психологии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Адыгейский государственный университет»




Научный руководитель:

кандидат педагогических наук, доцент

Хазова Снежана Александровна

(ФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный университет»)









Официальные оппоненты:

Хакунова Фатимет Пшимафовна

доктор педагогических наук, профессор ФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный университет» / декан педагогического факультета ФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный университет»


Поддубная Татьяна Николаевна

доктор педагогических наук, доцент ФГБОУ ВПО «Майкопский государственный технологический университет» / профессор кафедры философии, социологии и педагогики ФГБОУ ВПО «Майкопский государственный технологический университет»




Ведущая организация:

ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет»

Защита состоится 28 декабря 2012 года в 10.00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.001.04 при Адыгейском государственном университете по адресу: 385000, Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Первомайская, 208, конференц-зал


С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный университет»
Текст автореферата опубликован на сайте Высшей аттестационной комиссии (ВАК) РФ: http://www.vak2/ed/gov.ru; на сайте ФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный университет»: http://www.adygnet.ru 29 сентября 2012 г.
Автореферат разослан 28 ноября 2012 года.


Учёный секретарь

диссертационного совета

кандидат педагогических наук,

доцент


Дёмкина Елена Владимировна


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Важнейшим результатом воспитания, как функции системы образования, является усвоенный личностью социальный опыт, необходимый для жизни в обществе (В.Волкова, 2011; Н.Ф.Голованова, 1998, Е.С.Рапацевич, 2001 и др.) – индивидуальный синтез запечатленных ощущений и переживаний; знаний, умений, навыков; способов общения, мышления и деятельности; стереотипов поведения; интериоризированных ценностных ориентации и социальных установок (А.В.Мудрик, 2000, 2005 и др.). В российских реалиях решение значимых социальных задач осложнено многолетним процессом реконструкции системы образования, происходящим на фоне сложной социально-экономической и политической обстановки, идеологического кризиса, духовного вакуума (Д.И.Фельдштейн, 2009 и др.). Как результат – современных школьников характеризует недостаточность социального опыта, навыков поведения в обществе. Это препятствует их эффективному ценностному самоопределению, формированию в процессе образования системы универсальных учебных действий, становлению способностей к конструктивным совместным действиям и пр. (А.Г.Асмолов, 2007, 2008; Е.С.Савинова, 2010; С.А.Хазова, 2011 и др.). Одной из причин создавшегося положения является то, что на начальных ступенях школьного образования социальный опыт учащихся не рассматривается как целевой ориентир учебно-воспитательного процесса либо его формированию не уделяется достаточного внимания.

Для воспитания личности нравственной, гуманистически ориентированной, свободно и творчески мыслящей, способной к эффективному взаимодействию с обществом особенно важна консолидация усилий семьи и школы, сотрудничество всех субъектов образования (Е.В.Бондаревская, 1997; О.С.Газман, 1995, 1996; А.В.Мудрик, 2000; В.А.Сластенин, 2006 и др.). Педагогическое взаимодействие – наиболее гуманистически направленный, личностно-ориентированный способ организации учебно-воспитательного процесса в современной школе (Е.Г.Белякова, 2009; И.Б.Котова, Е.Н.Шиянов, 1997; Т.А.Писарева, Я.Л.Коломинский и др., 2007 и др.), представляющий собой особую форму связи между участниками образовательно-воспитательного процесса, в ходе и результате которого происходит взаимное обогащение интеллектуальной, эмоциональной и деятельностной сфер участников этого процесса (Ю.К.Бабанский, 1989; Я.Л.Коломинский, 2007; Е.Ф.Широкова, П.А.Шепетенко, 2011 и др.). Его правомерно рассматривать как ключевое условие формирования социального опыта младших школьников.

Сущность и содержание социального опыта личности раскрывается в трудах философов, культурологов, социологов, психологов и педагогов (А.С.Белкин, Н.Ф.Голованова, С.Э.Крапивенский, В.В.Краевский, И.Я.Лернер, Т.П.Малькова, С.И.Розум, АЛ.Флиер, Н.Е.Щуркова и др.). В качестве компонентов социального опыта выделены знания и умения, ценностные ориентации, отношения, способы деятельности, реализуемые личностью при освоении элементов внешнего мира и взаимодействии с ними.

Вопросы становления и формирования социального опыта школьников отражены в работах А.В.Мудрика, Н.Ф.Головановой и других педагогов. Различные педагогические и психологические условия, способствующие эффективному формированию социального опыта детей, обоснованы в исследованиях С.Н.Верещагина, Е.П.Попова, Е.В.Сурначеевой, Н.Н.Саяпиной и других ученых. Однако содержание социального опыта младших школьников в контексте современного содержания начального образования до настоящего времени не определено. Нами также не обнаружено работ, в которых бы описывалась теория и практика организации и осуществления педагогического взаимодействия, ориентированного на формирование социального опыта младших школьников.

Психолого-педагогические основы личностно-ориентированного педагогического взаимодействия были заложены В.А. Сластениным, В.Д. Шадриковым, И.С. Якиманской, Е.В. Бондаревской, В.А. Петровским, А.В. Мудриком, Н.Е. Щурковой, В.Ю. Питюковым, О.С. Газманом, Г.К. Селевко и другими учеными. В диссертационных исследованиях последних лет вопросы педагогического взаимодействия, его организации и обеспечения эффективности изучаются в различных аспектах: формирование готовности педагога к взаимодействию с учащимися (Е.В.Демкина, О.Н.Князева, В.В.Нестерова, Р.И.Русина и др.), с родителями (Е.А.Акмаева, О.А.Шостакович и др.), оптимизация взаимодействия родителей и детей (Я.В.Крючева, А.В.Леонтьева и др.), готовность учителя к педагогическому взаимодействию (Д.Г.Дмитриева, Р.Г.Шакирова и др.) и т.д. Тем не менее, в указанных и других работах педагогическое взаимодействие не рассматривалось как ключевое условие формирования социального опыта учащихся.

Учеными обоснованы условия и факторы эффективного педагогического взаимодействия между отдельными группами субъектов образования (родителями и детьми, педагогами и учащимися, педагогами и родителями учащихся). Между тем, в контексте формирования социального опыта младших школьников, представляется важным обеспечение сотруднических отношений между всеми участниками образовательного процесса.

Участники образовательного процесса, теоретически признавая важность оптимизации педагогического взаимодействия в контексте целевых ориентиров современного образования, на практике не всегда готовы к эффективному сотрудничеству. Не определено содержание социального опыта современных младших школьников и условия организации педагогического взаимодействия, способствующего его эффективному формированию.

Качественное решение актуальной проблемы формирования социального опыта младших школьников в условиях педагогического взаимодействия участников образовательного процесса тормозится ввиду наличия ряда противоречий:

– между объективной потребностью общества в формировании социального опыта учащихся и недостаточностью знаний о содержании социального опыта младших школьников как одного из целевых ориентиров современного начального образования;

– между потенциальной возможностью эффективного формирования социального опыта младших школьников в условиях педагогического взаимодействия участников образовательного процесса и отсутствием целостного научного обоснования содержания и условий организации такого взаимодействия.

Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: каково содержание и педагогические условия организации педагогического взаимодействия участников образовательного процесса, направленного на формирование социального опыта младших школьников?

Цель исследования: выявление и экспериментальное обоснование педагогических условий организации педагогического взаимодействия участников образовательного процесса, ориентированного на формирование социального опыта младших школьников.

Объект исследования – педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса.

Предмет исследования – организация педагогического взаимодействия участников образовательного процесса, обеспечивающего формирование социального опыта младших школьников.

Гипотеза исследования: педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса будет способствовать эффективному формированию социального опыта младших школьников при условии, если:

– содержание формируемого социального опыта младших школьников, как целевого ориентира педагогического взаимодействия, будет соответствовать целям современного общего начального образования;

– при организации педагогического взаимодействия будет обеспечено активное сотрудничество администрации, педагогов, родителей и учащихся, базирующееся на принципах гуманизма, природосообразности, единства и непротиворечивости воздействий семьи и школы на учащихся, взаимопомощи, субъектности и др., и направленное на освоение младшими школьниками гуманистических и демократических ценностей, норм нравственного поведения, становление навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, бесконфликтного общения и т.п.;

– в процессе педагогического взаимодействия будет реализована система средств, методов и форм работы, обеспечивающих эффективность формирования социального опыта младших школьников (организационных, просветительских, мотивационных, игровых, тренинговых и др.);

– будет разработана и реализована модель организации педагогического взаимодействия участников образовательного процесса, направленного на формирование социального опыта младших школьников.

В соответствии с проблемой, целью, гипотезой и предметом исследования были сформулированы следующие задачи:

1. Обосновать содержание социального опыта младших школьников как целевого ориентира современного начального образования.

2. Выявить совокупность педагогических условий эффективного педагогического взаимодействия участников образовательного процесса в контексте формирования социального опыта младших школьников.

3. Обосновать совокупность критериев эффективности педагогического взаимодействия, ориентированного на формирование социального опыта младших школьников.

4. Разработать модель организации педагогического взаимодействия в образовательном учреждении, ориентированного на формирование социального опыта младших школьников, и экспериментально обосновать ее эффективность.



Методологические основы исследования составляют современные научные представления о единстве сознания и деятельности, внешнего и внутреннего, идеи системного, деятельностного и аксиологического подходов к организации сотрудничества субъектов образования, интегративного подхода к изучению и развитию личности и др.

Теоретической основой исследования послужили идеи и концепции отечественных и зарубежных ученых: сущности и структуры деятельности, ее развитии (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн), социального опыта личности (С.И.Розум, А.Л.Флиер и др.); мотивации деятельности и поведения человека (А.Г.Ковалев, П.М.Якобсон, А.Маслоу, К.Роджерс и др.); высокой восприимчивости детей к психолого-педагогическим воздействиям (Л.С.Выготский, Д.И.Фельдштейн, С.Г.Якобсон и т.д.); опыта как содержания образования (В.В.Краевский, П.Я.Лернер, М.Н.Скаткин, Н.Е.Щуркова и др.), социального воспитания (В.И.Беляев, Н.Ф.Голованова, И.П.Иванов, В.А.Караковский, В.М.Коротов, А.С.Макаренко, А.В.Мудрик, Л.И.Новикова, Т.Н.Поддубная, Н.Л.Селиванова, В.М.Шепель, Н.Е.Щуркова и др.); о педагогическом взаимодействии (В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, В.Д.Семенов), о гуманизации педагогического общения (А.А.Бодалев, И.А.Зимняя, В.А.Кан-Калик, Я.М.Коломинский, Р.Л.Кричевский, Ф.П.Хакунова и др.); личностно-ориентированный подход к образованию и воспитанию (Е.В.Бондаревская, Н.М.Сажина, В.В.Сериков и др.).

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс методов научного исследования, взаимообогащающих и дополняющих друг друга: теоретические (сравнительный анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы; моделирование целостного педагогического процесса; теоретическое обобщение результатов исследования); эмпирические (педагогическое наблюдение; педагогический эксперимент); диагностические (беседа, тестирование, анкетирование, контрольные задания, создание специальных педагогических ситуаций); методы математической статистики.

Организация и база исследования. Экспериментальное исследование проводилось в три этапа на базе средних общеобразовательных школ города Майкопа в течение 4 лет и охватывало, в общей сложности, 552 человека (учащихся, их родителей, педагогов). На первом этапе (2008 г.) осуществлялся теоретический анализ научно-методической литературы по исследуемой проблеме, разрабатывались теоретические основы исследования, был уточнен понятийный аппарат, определены содержание и критерии готовности субъектов педагогической деятельности к взаимодействиям. На втором этапе (2008-2009 г.г.) была разработана программа эксперимента, проведено пилотажное исследование, анализ результатов которого позволил проверить теоретические положения и внести коррективы в программу исследования. На третьем этапе (2009-2011 г.г.) проводился формирующий эксперимент, были обработаны и проанализированы результаты исследования, сформулированы выводы и оформлен текст диссертации.

Научная новизна результатов исследования:

1. Содержание социального опыта младших школьников определено в соответствии с целевыми ориентирами и содержанием федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения в терминах результатов освоения программ общего начального (личностные и метапредметные результаты) образования. Уточнена сущность социального опыта младших школьников (эффективность взаимодействия с окружающими и эмоционально-позитивное самочувствие во взаимодействии).

2. Выявлены и обоснованы педагогические условия организации педагогического взаимодействия, ориентированного на формирование социального опыта младших школьников (ценностно-целевое единство участников образовательного процесса, обеспечение готовности педагогов и родителей к педагогическому взаимодействию в контексте формирования социального опыта младших школьников, обеспечение становления у учащихся опыта конструктивного взаимодействия с окружающими и др.); конкретизированы содержание и критерии готовности педагогов и родителей к взаимодействию (теоретическое, мотивационно-ценностное, практическое) как ключевого личностного условия эффективности формирования социального опыта младших школьников.

3. Обоснованы критерии сформированности социального опыта младших школьников (конструктивные отношения между детьми и педагогами, детьми и родителями, внутри ученического коллектива; навыки сотрудничества с окружающими; эмоционально-позитивное психологическое состояние в школе и дома.).

4. Разработана и апробирована модель организации педагогического взаимодействия, ориентированного на формирование социального опыта у младших школьников, описывающая: педагогические условия организации педагогического взаимодействия, субъектов взаимодействия (администрация учебного заведения, социальные педагоги и психологи, учителя, родители, учащиеся), формы и методы деятельности субъектов взаимодействия (организационно-распорядительные, социально-педагогические, просветительские, мотивационные, воспитательные, методы организации деятельности родителей и учащихся и др.), этапы организации педагогического взаимодействия и последовательность задач, решаемых разными участниками образовательного процесса.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в расширении системы знаний о современном содержании и условиях формирования социального опыта младших школьников; об организации педагогического процесса, направленного на формирование социального опыта младших школьников посредством реализации педагогического взаимодействия всех субъектов образования; в определении последовательности и содержания этапов организации педагогического взаимодействия, ориентированного на формирование социального опыта учащихся; в определении совокупности средств и методов повышения готовности учителей и родителей учащихся к сотрудническим взаимоотношениям и к формированию социального опыта учащихся; в выявлении средств и методов педагогической работы по обеспечению сотруднических взаимодействий администрации, учителей, родителей, психологов и учеников школы.

Практическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволяют улучшить качество учебно-воспитательного процесса, обеспечить его соответствие требованиям современных стандартов начального образования, повысить эффективность воздействия на формирование активной и самостоятельной личности учащегося, адаптировать деятельность школьников к реальной жизнедеятельности. Разработанная теоретическая модель организации педагогического взаимодействия может использоваться учителями общеобразовательных школ для построения сотруднических взаимоотношений с учащимися, коллегами, родителями с целью формирования социального опыта учащихся на разных ступенях образования, а также для обеспечения благоприятного морально-психологического климата в ученическом коллективе и для повышения роли и участия родителей в решении учебно-воспитательных задач. На основе проведенного исследования внесены и приняты предложения по совершенствованию педагогического процесса в общеобразовательных школах Республики Адыгея.

Положения, вынесенные на защиту:

1. Социальный опыт младших школьников, как целевой ориентир современного начального образования, представляет собой совокупность ценностных ориентаций, норм и способов поведения, знаний и умений, личностных качеств, обеспечивающих установление конструктивных взаимоотношений с окружающими (сверстниками и взрослыми), эмоционально-позитивное самочувствие в этом взаимодействии и достижение совместных целей в учебно-познавательной, творческой, общественно-полезной деятельности. Его формирование связано с освоением следующего основного содержания образования: гуманистических и демократических ценностных ориентаций, норм нравственного поведения; навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях; развитие активности, ответственности, самостоятельности, доброжелательности и пр.

2. Ключевым фактором формирования социального опыта младших школьников является педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса. Его эффективная организация обеспечивается следующими условиями:

– опора на принципы гуманизации и демократизации, природосообразности образования, субъектности, единства и непротиворечивости воздействий семьи и школы на учащихся, сотрудничества и взаимопомощи и др.;

– ценностно-целевое единство и активное сотрудничество взрослых участников образовательного процесса, ориентированное на обогащение социальных связей школьников;

– обеспечение готовности педагогов и родителей к взаимодействию посредством организации психологического и социально-педагогического просвещения в области формирования социального опыта младших школьников, организации тренингов межличностного взаимодействия и организации взаимодействия детей, проведения деловых и ролевых игр социального взаимодействия, применения методов эмоционального воздействия, активизации творческого потенциала личности и т.д.;

– обеспечение становления у учащихся опыта конструктивного взаимодействия с окружающими посредством моделирования ситуаций социального взаимодействия, организации совместной деятельности детей и взрослых (творческой, познавательной, коммуникативной и т.д.), предъявления взрослыми примеров конструктивного взаимодействия с окружающими и др.

– внедрение в систему работы образовательного учреждения специального структурного подразделения, деятельность которого будет направлена на оптимизацию взаимодействий между участниками образовательного процесса и обеспечение реализации ими административных (организация, контроль, координация взаимодействия и пр.), социально–психологических (консультативное, диагностическое и методологическое сопровождение педагогического взаимодействия); педагогических (подготовка к педагогическому взаимодействию и организация совместной деятельности участников образовательного процесса и пр.), родительских (обеспечение обратных связей, сотрудничество с педагогическим коллективом и др.) функций.

3. Критериями эффективности формирования социального опыта младших школьников в условиях педагогического взаимодействия выступают: (а) конструктивные отношения между детьми и педагогами, детьми и родителями, между учащимися внутри ученического коллектива; (б) навыки сотрудничества с окружающими; (в) эмоционально-позитивное психологическое состояние в школе и дома. Они оцениваются по следующим показателям:

(а) взаимопомощь, вежливость в отношении сверстников и взрослых на переменах и внеклассных мероприятиях; вежливость в отношении родственников, помощь родителям по дому и т.п.; дружелюбие и доброжелательность, способность договариваться;

(б) активное участие в коллективных делах; способность к эффективной совместной деятельности, к достижению общих целей взаимодействия;

(в) благоприятный морально-психологический климат в ученическом коллективе, удовлетворенность учащихся взаимоотношениями с педагогами, хорошее самочувствие детей в семье, их удовлетворенность семейными отношениями, своей позицией в семье.

4. Практическим способом реализации выявленных психоло-педагогических условий является внедрение в практику работы учебного заведения модели организации педагогического взаимодействия, направленного на формирование социального опыта младших школьников. Модель представлена следующими взаимосвязанными компонентами: организационным (структурные единицы взаимодействия, задачи субъектов взаимодействия), методическим (психолого-педагогические условия, формы и методы организации педагогического взаимодействия) и процессуальным (этапы организации педагогического взаимодействия с дифференциацией содержания деятельности для разных субъектов взаимодействия). Она предполагает следующую последовательность деятельности участников образовательного процесса: планирование и разработка системы мероприятий по организации педагогического взаимодействия; подготовка учителей к просветительской работе с родителями и поддержание у самих педагогов мотивационно-ценностного отношения к взаимодействию, ориентированному на формирование социального опыта учащихся; включение родителей в педагогическое взаимодействие и организация совместной деятельности участников образовательного процесса, способствующей формированию социального опыта младших школьников.


следующая страница >>



Мне всегда были подозрительны художники, достигшие успеха прежде, чем они умерли. Джон Марри Фицгиббон
ещё >>