«Формирование общепредметных и предметных компетенций на уроках истории и обществознания» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
«Тестовые формы контроля на уроках истории и обществознания» Учитель... 1 73.57kb.
«Использование образовательных технологий деятельностного типа на... 1 89.97kb.
Обобщение опыта 4 588.18kb.
Структура проекта 5 440.55kb.
Формирование информационно-коммуникативной компетентности учащихся... 1 73.12kb.
Использование проблемных технологий на уроках обществознания 1 297.45kb.
Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы... 1 107.74kb.
Обществознания и информатики 1 35.14kb.
План-конспект урока по теме: «Функциональная схема компьютера» 1 79.19kb.
Формирование ключевых компетенций на уроках информатики 1 125.21kb.
Современные обучающие технологии на уроках истории и обществознания 1 54.56kb.
Суеверия, дурные предположения о том, что известно о 1 208.15kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

«Формирование общепредметных и предметных компетенций на уроках истории и обществознания» - страница №1/1



1. Педагогический проект на тему: «Формирование общепредметных и предметных компетенций на уроках истории и обществознания».

Автор проекта: Аллерборн Тамара Ивановна, учитель истории и обществознания высшей категории МБОУ СОШ№3 городского округа Стрежевой Томской области. Проект реализуется на базе школы в ходе учебной деятельности на уроках истории и обществознания. Возрастной контингент учащихся: 5-11 классы. Номинация фестиваля: долгосрочные проекты.

2. Актуальность проекта.

Образование в современных условиях требует от выпускника не только наличия знаний по изучаемым предметам, но и умения пользоваться этими знаниями, добывать их самостоятельно и находить применение этим знаниям на практике. Поэтому актуальным для современного образования становится поиск форм, методов и средств формирования у обучаемых системы универсальных знаний, умений и опыта самостоятельной деятельности, наличие которых необходимо человеку для успешного решения проблем в различных сферах жизни и профессиональной деятельности. Применение компетентностного подхода в обучении является важным условием достижения этой цели.

3. Цель проекта:

Формирование общепредметных и предметных компетенций на уроках истории и обществознания.

Задачи проекта:


  • проанализировать методическую литературу по данной проблеме;

  • изучить опыт других педагогов в решении данной проблемы;

  • сформировать банк заданий для формирования компетенций;

  • провести промежуточный мониторинг результатов деятельности;

  • осуществить корректировку, в случае необходимости, дальнейшей деятельности в процессе преподавания предмета;

  • подвести итоги деятельности по формированию компетентности учащихся.

4. Реализация проекта.

Проект является долгосрочным, его реализация рассчитана на несколько лет. В ходе деятельности осуществляется работа по формированию ключевых компетенций, овладение которыми необходимо для успешной учебной деятельности, а также направлено на подготовку к выполнению заданий по типу ГИА и ЕГЭ.

5. Ожидаемые результаты.

В ходе работы будет сформирован банк учебных заданий, выполнение которых будет направлено на формирование общепредметных и предметных компетенций. В ходе мониторинга будет выявляться картина успешности деятельности учащихся, степень овладения ими компетенциями, что позволит сделать вывод об уровне компетентности обучающихся.

6. Перспективы дальнейшего развития.

В настоящее время сформирован банк заданий по истории для учащихся 5-7 классов, а также по обществознанию для учащихся 9-10 классов по формированию коммуникативной и информационной компетентности. Работа в этом направлении будет продолжаться как в пополнении банка заданий, так и по подбору заданий для формирования других компетенций.

7. Информационные источники.

1. Зеленская Е. В. Компетентностный подход в образовании. http://elenazelenskaj.

ucoz.ru/news/2008-08-24-2

2. Зуев П.В. Мерзлякова О.П. «Формирование ключевых компетенций учащихся в процессе обучения физики в школе». Екатеринбург, 2009 год.

3. Каверина И. И. «Реализация компетентностного подхода на уроках в средней

общеобразовательной школе». Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 22 февраля.

http://www.eidos.ru/journal/2007/0222-5.htm

4. Краевский В.В., Хуторской А.В. «Предметное и общепредметное в образовательных стандартах». Педагогика. – 2003год. - №2.

5. Компетенции в образовании: опыт проектирования. Сборник научно-практических трудов под редакцией Хуторского А.В. Москва: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК». 2007 год.

6. «Компетентностный подход в педагогическом образовании». Коллективная монография под ред. проф. В.А. Козырева, проф. Н.Ф. Радионовой и проф. А.П. Тряпициной. – Санкт Петербург : Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2005 год.

7. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования « Ученик в обновляющейся школе». Сборник научных трудов.— Москва .: ИОСО РАО, 2002.

8. Шевченко Н.И. Педагогические технологии: социализация школьников на уроках обществознания. Москва. ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009 год.

http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm

http://coollib.net/b/90181/read

«Мы слишком часто даем детям ответы,

а не ставим перед ними проблемы, которые надо решать».

Роджер Левин.

Методическая основа компетентностного подхода в обучении.

Наиболее полная характеристика компетентностного подхода дана в работах А.В. Хуторского. По его мнению, «введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций».

Говоря о компетентностном подходе, необходимо при этом различать понятия «компетенция» и «компетентность».

Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

А.В.Хуторской указывает, что там, где это возможно и необходимо, нужно



разделять данные понятия, имея в виду под компетенцией заданное требование к образовательной подготовке ученика, а под компетентностью – уже состоявшееся его личностное качество (характеристику).
А.В.Хуторской предлагает трехуровневую иерархию компетенций:

1) ключевые компетенции - относятся к общему содержанию образования;

2) общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;

3) предметные компетенции - частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.
А.В.Хуторской выделяет семь ключевых образовательных компетенций:

- Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом. 
- Общекультурные компетенции.
 Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени.
- Учебно-познавательные компетенции.
 Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания. 
- Информационные компетенции
. Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации и информационными технологиями. Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.
- Коммуникативные компетенции.
 Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения этих компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.
- Социально-трудовые компетенции. 
Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи. Права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данные компетенции входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.
- Компетенции личностного самосовершенствования
 направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности.

Основные функции компетенций:
- отражать социальную востребованность на молодых граждан, подготовленных к участию в повседневной жизни;
- быть условием реализации личностных смыслов ученика в обучении, средством преодоления его отчуждения от образования;
- задавать реальные объекты окружающей действительности для целевого комплексного приложения знаний, умений и способов деятельности;
- задавать опыт предметной деятельности ученика, необходимый для формирования у него способности и практической подготовленности в отношении к реальным объектам действительности;
- быть частью содержания различных учебных предметах и образовательных областей в качестве метапредметных элементов содержания образования;
- соединять теоретические знания с их практическим использованием для решения конкретных задач;
- представлять собой интегральные характеристики качества подготовки учащихся и служить средствами организации комплексного личностно и социально значимого образовательного контроля.


Технология конструирования компетенций (по А.В. Хуторскому)

1) поиск проявлений ключевых компетенций в каждом конкретном учебном предмете; 


2) построение иерархической надпредметной систематики – «древа компетенций»;
3) проектирование общепредметных образовательных компетенций на вертикальном уровне для всех трех ступеней обучения; 
4) проекция сформированных по ступеням компетенций на уровень учебных предметов и их отражение в образовательных стандартах, учебных программах, учебниках и методиках обучения.

Таким образом, при формировании перечня предметных компетенций учитывается их комплексный характер, т.е. наличие в структуре компетенции:

а) объекта реальной действительности;

б) социальной значимости знаний, умений, навыков и способов деятельности по отношению к данному объекту;

в) личностной значимости для ученика формирования данной компетенции.


Клю
чевые компетенции

Общепредметные компетенции

Предметные компетенции

история

обществознание

Внеурочная деятельность

Коммуникативная компетенция

Устный диалог

 Задание вопросов собеседнику

Конструирование ответа на вопрос

Театрализация, общение в режиме диалога культур (воображаемая ситуация)


Задание вопросов собеседнику

Конструирование ответа на вопрос

Ролевая и деловая игра
презентация проекта,


 Задание вопросов собеседнику

Конструирование ответа на вопрос

театрализация , общение в режиме диалога культур (воображаемая ситуация)


Диалог в письменной форме

объяснение собственной позиции по поводу исторических событий, явлений, фактов

написать эссе



самопрезентация в форме резюме, написать анкету, заявление, эссе

использование электронной почты для переписки

Полилог (коллективная дискуссия)

Групповая работа на уроках, при выполнении проекта, ролевая игра, презентация проекта, дискуссия

Деловая игра Групповая работа на уроках, при выполнении проекта, дискуссия

Ролевая игра, театрализация, презентация проекта, дискуссия




Монолог

выступать с устным сообщением презентация проекта

провести экскурсию



выступать с устным сообщением презентация проекта

выступать с устным сообщением презентация проекта Выступления в качестве ведущих на мероприятиях




Чтение

Анализ текстов, поиск информации

Составление плана



Анализ текстов, поиск информации

Составление плана



Анализ текстов, поиск информации

Составление плана






Письмо

Написание плана, конспекта, сочинения от лица исторического деятеля, реферата

Написание плана, конспекта, сочинения на общественно- значимую тему, реферата, памятки

Написание реферата, проекта


Уровни и критерии коммуникативной компетентности старшеклассников.

Можно выделить четыре уровня коммуникативной компетентности (по Е.В.Мироновой):

• первый уровень – неосознанная компетентность;

• второй – репродуктивная компетентность;

• третий – продуктивная компетентность;

• четвертый – творческая компетентность. (http://coollib.net/b/90181/read)

Каждый из выделенных уровней характеризуется следующими критериями.

Критерием первого уровня можно считать несамостоятельную деятельность ученика, построенную на подсказках учителя, когда педагог ведет в учебной деятельности и требует исключительно правильных ответов от ученика, не признавая его права на ошибку и диалог.

Критерием второго, репродуктивного, уровня является наличие лингвистических знаний у ученика при недостаточном умении их применять, репродуктивная деятельность выполняется по памяти или по заданному алгоритму, учитель ожидает от ученика успешного выполнения задач, требующих простых мыслительных операций с данными, а также организует обмен независимыми высказываниями между учениками.

Критерием третьего, продуктивного, уровня выступает достаточное владение учениками лингвистическими умениями: методами анализа, синтеза, сравнения, обобщения; при этом синтез лингвистических знаний и умений используется как инструмент познания. Для учащихся этого уровня характерна уже самостоятельная продуктивная деятельность, выполняемая по самостоятельно созданному алгоритму или принятому типовому алгоритму, преобразованному в ходе самого действия. Мыслительная деятельность опосредована словесно–логической формой. Учитель организует самораскрытие, взаимопонимание и стремление к взаимораскрытию учеников, достигая высокого уровня социальной реализации старшеклассников как в деятельности общения и обучения, так и в создании индивидуального культурного продукта учебной деятельности (письменного текста).

Критерием четвертого, творческого (наивысшего), уровня является самореализация компетентной личности, способной к самостоятельной творческой учебной деятельности на базе обретенных знаний, умений, ценностей и смыслов. Ученик ставит и решает задачи, требующие обобщения данных и творческого мышления, стремится к пониманию другого. Ученики, вышедшие на четвертый, творческий, уровень коммуникативной компетентности, не только успешны в учебе и социально реализованы, но и ориентированы на взаимопомощь другим ученикам, на партнерство. Ученик готов нести ответственность за совместно созданный в учебной деятельности продукт, который высококультурен и по лингвистическим, и по смысловым показателям.

Современные инновационные технологии, направленные на развитие коммуникативной компетенции обучающихся:

- технология развития критического мышления через чтение и письмо;

- технология «Портфолио»;

-технология «Дебаты»;

- технология интегрированного урока;

- проектно – исследовательская технология;

- проблемно - развивающая технология;

- ИКТ;


- игровые технологии.

Примеры заданий, направленных на выявление сформированности коммуникативной компетентности.

(Задания по истории Средних веков к учебнику Е.В. Агибаловой и

Г.М. Донского и по истории России к учебнику В.П. Попова, А.Ф.Киселева.).



Задание №1.

Составить 3 вопроса к тексту.

Текст №1.

В середине 14 века чешский король Карл 1 был избран императором Священной Римской империи под именем Карла 4. Чешский король занял первое место среди князей, получивших право избирать императора. Карл 1 избегал войн, но сумел расширить территорию Чешского государства: он скупал земли, устраивал выгодные браки для детей. Он покровительствовал развитию ремесла, горного дела, торговли и культуры. При нем Чехия переживала хозяйственный подъем. Чехия вышла на одно из первых мест в Европе по добыче серебра. В городах насчитывалось боле 20 видов ремесел. В Чехии, расположенной в центре Европы , пересекались важнейшие торговые пути. В Праге два раза в год проходили ярмарки.

При Карле 1 в Праге был сооружен знаменитый Карлов мост и заложен собор Святого Вита. Католическая церковь владела третьей частью плодородных земель. Крестьяне изнемогали от бесчисленных поборов церкви. Против католической церкви нарастала всеобщее недовольство.

Текст №2.

Средневековое общество было корпоративным. Каждый человек входил в какую-либо корпорацию – обособленную группу людей, которые занимались определенным общим делом и жили соответствующим образом, подчиняясь особому распорядку. Университеты представляли собой корпорации для людей интеллектуального труда – профессоров и студентов. Само слово «университет» означает корпорация. Занятия повсюду велись на латинском языке, и люди из разных стран могли учиться в любом университете. В борьбе с городскими властями университеты добились самоуправления: они имели выборных руководителей, собственный суд.

Обычно в университетах было три факультета: богословский, юридический и медицинский. Лекции дополнялись диспутами – словесными поединками. Это были состязания в знаниях и красноречии – споры по заранее выдвинутым вопросам. Иногда диспуты были такими бурными, что заканчивались потасовками между участниками . В 15 веке в Европе насчитывалось более 60 университетов. Университеты способствовали появлению в Европе светской интеллигенции и образованного чиновничества, общему подъему культуры.

Текст №3.

В 14 -15 веках в горном деле и ремесле стали активно применять водяные мельницы. Водяное колесо издавно было основой мельниц, которые строили на реках и озерах для помола зерна. Позднее изобрели мощное колесо, которое приводилось в движение силой падающей воды. Энергия воды применялась в сукноделии, для промывки и плавки металлической руды, поднятии тяжестей. В 14 веке стали строить домны – плавильные печи высотой до 3-4 метров в высоту. Для плавки металла стали применять каменный уголь. Чугун и железо требовались для производства огнестрельного оружия: тяжелых пушек для осады крепостей и легких орудий для полевых сражений.

Выходить в открытое море стало безопаснее после того, как изобрели компас и астролябию- прибор для определения места, где находится корабль. В 15 веке изобрели быстрый легкий парусник – каравеллу. Благодаря наличию косых парусов он мог двигаться при боковом и даже при встречном ветре.

В 14 веке стали использовать дешевый писчий материал – бумагу. Чтобы размножить текст, делали оттиски с деревянной или медной доски с вырезанными на ней буквами. В середине 15 века немец Иоганн Гутенберг изобрел книгопечатание. С помощью разборного шрифта можно было напечатать любой текст.



Текст №4.

Арабы издавна жили на Аравийском полуострове в Юго-Западной Азии. Большую часть полуострова занимали сухие степи и безводные пустыни. Для земледелия были пригодны лишь небольшие оазисы на юге и западе Аравии. Там жили оседлые арабы. Из колодцев и ручьев они брали воду, возделывали сады, рощи финиковых пальм и виноградники, выращивали хлебные злака, сахарный тростник, хлопчатник.

Кочевые скотоводы – бедуины передвигались со своим стадом по степям, покрытым жесткой травой и колючим кустарником. Они разводили верблюдов, овец и лошадей. Верблюд был неразлучным спутником бедуина. Бедуин питался его молоком и мясом, одевался в ткани из верблюжьей шерсти, укрывался от палящего зноя и холодного зимнего ветра в палатке и верблюжьего войлока.

Вдоль берега Красного моря пролегал старинный торговый путь из Византии в Африку и Индию. В оазисах на этом пути возникали торговые поселения и города с базарами, постоялыми дворами. Самым крупным из них был Мекка. Каждую весну 4 месяца в Мекке длились ярмарки. Кочевники пригоняли сюда скот и обменивали его на хлеб, ткани, оружие, посуду. Во время ярмарок в Мекке и ее окрестностях объявляли общий мир: запрещались ссоры, нападения на караваны. В Мекке находилось главное святилище арабов – храм Кааба.



Задание №2.

Озаглавит текст.

Задание №3.

Найти в тексте 5 исторических ошибок.

Текст 1.

На просторах Восточной Европы проживало в 8-9 веках около 15 крупных племенных союзов. Наиболее известными среди славянских племен были поляне, вятичи, древляне, хазары и радимичи. Главным городом полян был Новгород. Занимались наши предки земледелием, огородничеством, охотой и ремеслом. Были известны два способа обработки земли - пашенное и подсечно-огневое. Наши предки выращивали просо, пшеницу, овес, лен, гречиху, из огородных культур распространены были репа, чеснок и картофель. Распространенным занятием было бортничество т.е. создание изделий из глины. Главным торговым партнером Руси была Византия. Столицей Византии был город Константинополь, который на Руси в то время называли Стамбулом. Строили города славяне, как правило, на берегах рек.



Текст 2.

В 8-9 веках у славян происходил переход от родовой общины к соседской. В разных районах общину называли «погостом», «миром» или «вервью». Жили славяне в больших деревянных домах в несколько этажей. Топились избы по -черному, дым шел через окна и двери. Для освещения использовали свечи, сделанные из воска. Окна были небольшими, которые в холодное время задвигались доской. Зажиточные славяне закрывали окно разноцветным стеклом. Носили славяне одежду, сшитую из льна и шерсти. Обувью служили лапти, которые плелись из лыка. Женская одежда была простой, без всяких украшений. Состояла она из длинной рубахи и штанов. Одежда простых славян и зажиточных сильно различалась по внешнему виду.



Текст 3.

Создание Древнерусского государства связано с правлением Рюрика. Согласно «Повести временных лет, Рюрик захватил 842 году Новгород и стал в нем править. Его потомков стали называть Рюриковичами. После его смерти престол перешел к его сыну Олегу. В 882 году Олег совершил поход на Киев, захватил его и перенес столицу из Новгорода в Киев. Олег правил в Киеве с 882 по 945 год. Он совершил победоносный поход на Константинополь и заключил выгодный для Руси торговый договор. После его смерти на престол вступил его сын Святослав.



Текст 4.

Самым известным полководцем Древнерусского государства был князь Святослав Олегович. Он разгромил Хазарский каганат, укрепил позиции Руси на Таманском полуострове, но его поход против вятичей закончился неудачей. Святослав был очень неприхотлив во время походов, мог спать под открытым небом с седлом в изголовье. При нем Русь приняла христианство. В 967-972 годах он нанес поражение Дунайской Болгарии, но сам погиб в 972 году во время сражения с половцами. После его смерти на престол взошел его сын Ярослав, прозванный Мудрым.


Промежуточный мониторинг сформированности интеллектуальной и коммуникативной компетентности на уроках истории и обществознания.
Динамика развития интеллектуальной компетентности.



Класс

Интеллектуальные компетенции

Уровни сформированности


Высокий

Средний

Низкий

6 «а» класс

2012/2013 уч.год

1 полугодие


Работа с хронологией (знание дат, последовательности событий)

52%

28%

20%




Знание терминологии и ее правильное применение

46%

38%

16%

6 «а» класс

2012/2013 уч. год

2 полугодие


Работа с хронологией (знание дат, последовательности событий)

55%

29%

16%




Знание терминологии и ее правильное применение

52%

38%

10%

Показатели развития коммуникативной компетентности:

  1. умение выступать перед аудиторией

  • есть навыки, но не соблюдается регламент

  • умение завладеть аудиторией, успешно применяя вербальные методы

  • успешное выступление с использованием вербальных и невербальных методов

  1. умение вести диалог

  • конструирование ответа на вопрос

  • умение задать вопрос, требующий простого ответа

  • умение задать вопрос, развивающий умение думать

  1. умение давать монологический ответ

  • информативный

  • связный

  • целостный

  • коммуникативный

  1. умение работать с текстом

  • умение находить информацию

  • умение оценивания информации

  • умение находить и исправлять ошибки

  1. умение создавать письменный текст

  • умение написать сочинение

  • умение написать эссе

  • умение написать реферат

  1. умение взаимодействовать в группе

  • слабые навыки, возникают конфликты в ходе совместной деятельности

  • умение составить план действий, распределить роли в группе, учитывая позицию других

  • умение самостоятельно поставить цель работы, выработать план действий, находить оптимальное решение, идти на компромисс.




Показатели развития коммуникативной компетентности

(умение работать с текстом)



2011-2012 уч.год

5 «а» класс

2 полугодие


2012-2013 уч.год

6 «а» класс

1 полугодие


2011-2012 уч.год

6 «а» класс

2 полугодие


2012-2013 уч.год

7 «а» класс

1 полугодие


Умение находить информацию в тексте

1. высокий уровень

2. средний уровень

3. низкий уровень



30%

50%


20%

35%

55%


10%

35%

60%


5%


40%


60%

Умение оценивать информацию

1. высокий уровень

2. средний уровень

3. низкий уровень



30%


47%

23%



35%

42%


23%


39%

41%


20%

46%

36%


18%

Умение находить и исправлять ошибки

1. высокий уровень

2. средний уровень

3. низкий уровень




45%

35%


20%

50%

35%


15%


62%

26%


12%

68%

27%


5%

Изложение собственных мыслей:

1. высокий уровень: может самостоятельно донести свою мысль до других;

2. средний уровень: может донести свою мысль до других только с помощью наводящих вопросов;

3. низкий уровень: не может донести свою мысль до других даже с помощью наводящих вопросов.



Взаимодействие в учебной группе:

1. высокий уровень: обычно отстаивает свою позицию аргументировано;

2. средний уровень: не всегда аргументировано отстаивает свою позицию;

3. низкий уровень: как правило, не может аргументировать свою позицию.



Способность отвечать на вопросы:

1. высокий уровень: обычно отвечает, давая развернутый ответ;

2. средний уровень: обычно отвечает, давая краткий ответ;

3. низкий уровень: испытывает затруднения из-за ограниченности словарного запаса.



Способность задавать вопросы:

1. высокий уровень: самостоятельно формулирует корректные вопросы;

2. средний уровень: формулировки вопросов не всегда понятны собеседнику и требуют уточнений;

3. низкий уровень: практически не умеет формулировать вопросы.



Ведение дискуссии:

1. высокий уровень: способность корректно возражать оппоненту;

2. средний уровень: не всегда корректно возражает оппоненту;

3. низкий уровень: как правило, не соблюдает корректность, возражая оппоненту.



Показатели развития коммуникативной компетентности

2011-2012 уч.год

9 «а» класс

1 полугодие


2011-2012 уч.год

9 «а» класс

2 полугодие


2012-2013 уч.год

10 «а» класс

1 полугодие


2012-2013 уч.год

10 «а» класс

2 полугодие


Изложение собственных мыслей:

1. высокий уровень

2. средний уровень

3. низкий уровень



42%

40%


18%

45%

40%


15%

45%

42%


13%

52%

38%


10%

Взаимодействие в учебной группе:

1. высокий уровень

2. средний уровень

3. низкий уровень



50%

35%


15%

52%

33%


15%

58%

30%


12%

62%

30%


8%

Способность отвечать на вопросы:

1. высокий уровень

2. средний уровень

3. низкий уровень



60%

28%


12%

62%

28%


10%

67%

25%


8%

70%

27%


3%

Способность задавать вопросы:

1. высокий уровень

2. средний уровень

3. низкий уровень



50%

26%


24%

50%

29%


21%

52%

30%


18%

57%

25%


18%

Ведение дискуссии:

1. высокий уровень

2. средний уровень

3. низкий уровень



10%

45%


45%

16%

50%


35%

30%

55%


15%

30%

60%


10%

Приложение.

Тест Т. Гордона



Цель: Изучение сформированности коммуникативных навыков.

Инструкция: «Прочти внимательно каждое задание. Выбери и отметь один из трех вариантов, который соответствует твоему поведению. Отмечай, как ты делаешь, а не как следует делать.»

1. Если кто-нибудь совершает хороший поступок, в таких случаях ты обычно:.

1.1. Ничего не говоришь.

1.2. Говоришь: «Я мог бы сделать гораздо лучше.»

1.3. Говоришь: «Это действительно замечательно, здорово!»

2. Ты занимаешься делом, которое тебе нравится и думаешь что оно получается у тебя хорошо. Кто-либо из взрослых говорит «Мне это не нравится!» Обычно ты в таких ситуациях:

2.1. Говоришь: «Вы ничего не понимаете!»

2.2. Говоришь: «Я все же думаю, что это заслуживает хорошие оценки.»

2.3. Чувствуешь себя обиженным, но не возражаешь.

3. Ты забыл взять с собой какой-то предмет, а думал, что при- нес его. Кто-то из сверстников говорит тебе: «Какой ты растяпа! Хорошо еще, что свою голову не забыл!» Обычно ты в ответ говоришь:

3.1. «Это может случиться с каждым. Я не заслуживаю такой оценки только за то, что забыл что-то.»

3.2. Скажешь: «Да, ты прав» или промолчишь.

3.3. «Если кто-то растяпа, так это ты!»

4. Тебе нужно, чтобы кто-то сделал за тебя одно дело. Обычно в таких ситуациях ты:

4.1. Говоришь: «Вы должны это сделать за меня!»

4.2. Говоришь:» Не могли бы вы сделать за меня одно дело?», после этого объясняешь, что именно.

4.3. Слегка намекаешь, что тебе нужна услуга или помощь этого человека.

5. Ты видишь, что кто-то чувствует себя расстроенным. Обычно в таких случаях ты:

5.1. Ничего не говоришь и оставляешь этого человека наедине с собой.

5.2. Смеясь, говоришь: «Ты просто как маленький!»

5.3. Говоришь: «Ты выглядишь расстроенным, что-то случилось?»

6. Ты чувствуешь себя расстроенным, а кто-то говорит: «Ты выглядишь расстроенным.» Обычно в таких ситуациях ты:

6.1. Ничего не отвечаешь.

6.2. Говоришь: «Не твое дело!»

6.3. Говоришь: «Да, я немного расстроен, спасибо за сочувствие.»

7. Кто-то обвиняет тебя за ошибку, совершенную другим. В таких случаях ты обычно:

7.1. Говоришь: «С чего Вы взяли, Вы же сами не разобрались!»

7.2. Говоришь: «Это не моя вина. Кто-то другой совершил 'ошибку.»

7.3. Принимаешь обвинение и не отвечаешь ничего.

8. Кто-то просит тебя сделать что-то, но ты не знаешь, зачем. Обычно ты в таких ситуациях:

8.1. Говоришь: «Если Вы этого хотите, то я сделаю.»

8.2. Говоришь: «Это не имеет смысла, я не собираюсь этого делать.»

8.3. Вначале пытаешься выяснить, зачем это нужно, а потом решаешь, делать это или нет.

9. Кто-то из взрослых говорит тебе: «То, что ты сделал, замечательно!» В этих случаях ты:

9.1. Говоришь: «Спасибо, мне это тоже нравится.»

9.2. Говоришь: «Да, обычно у меня получается лучше, чем других.»

9.3. Ничего не отвечаешь или говоришь: «Получилось не так уж хорошо.»

10. Кто-то из сверстников был очень вежлив с тобой. Обычно в таких ситуациях ты:

10.1. Не замечаешь или ничего не говоришь.

10.2. Говоришь: «Не нужны мне твои любезности.»

10.3. Говоришь: «Мне приятно, когда ко мне так обращаются, спасибо.»

11. Ты разговариваешь с приятелем очень громко и кто-то говорит тебе: «Извини, но ты ведешь себя слишком шумно.» Обычно ты в таких случаях говоришь:

11.1. Промолчишь или прекратишь беседу.

11.2. «Если не нравится, отойди!»

11.3. «Извините, я буду говорить тише», после чего разговариваешь тихим голосом.

12. Кто-то из сверстников делает что-нибудь такое, что тебя • раздражает. Обычно в таких случаях ты:

12.1. Говоришь: «Ну и дурак(болван)!» или «Ненавижу тебя!»

12.2. Стараешься не замечать этого, промолчишь.

12.3. Говоришь: «Я рассержен. Мне не нравится то, что ты делаешь.»

13. Кто-то из сверстников имеет вещь, которой ты бы хотел попользоваться. Обычно в таких случаях ты:

13.1. Говоришь этому человеку, что ты хотел бы попользоваться этой вещью, и затем просишь ее у него.

13.2. Отбираешь или не спрашивая, берешь эту вещь.

13.3. Говоришь об этом предмете, но прямо не просишь дать его.

14. Кто-либо спрашивает попользоваться твоей вещью, но она новая, тебе не хочется давать ее даже на время. В таких случаях ты обычно:

14.1. Говоришь: «Не дам, приобретай свою!»

14.2. Говоришь: «Вообще-то я не хотел давать ее никому, но ты ее можешь взять ненадолго.»

14.3. Одалживаешь вещь вопреки своему нежеланию.

15. Сверстники ведут разговор об увлечениях, которые нравятся и тебе. Ты тоже хочешь присоединится к разговору. В таких случаях ты:

15.1. Ничего не говоришь, молча слушаешь или ждешь, когда на тебя обратят внимание.

15.2. Включаешься в беседу и начинаешь рассказывать, чем ты занимаешься и как тебе это нравится.

15.3. Подходишь к сверстникам и в удобный момент вступаешь в разговор.

16. Ты занимаешься своим любимым делом. Кто-то спрашивает: «Ты что делаешь?» Обычно ты:

16.1. Говоришь: «Не мешайте, видите, я занят!»

16.2. Продолжаешь работать молча или говоришь: «Да ничего особенного.»

16.3. Объясняешь, рассказываешь, что именно ты делаешь.

17. Ты видишь споткнувшегося и упавшего незнакомого чело- века. В таких случаях ты:

17.1. Рассмеявшись, говоришь: «Надо смотреть под ноги!»

17.2. Спрашиваешь: «У вас все в порядке? Может быть нужно помочь?»

17.3. Никак не реагируешь и проходишь мимо.

18. Ты стукнулся головой о полку (шкаф) и набил шишку, фото подошел и спрашивает: «С тобой все в порядке?» Обычно ты:

18.1. Ничего не говоришь или отворачиваешься.

18.2. Говоришь: «Отстаньте, займитесь своими делами!»

18.3. Говоришь: «Ничего страшного, немного ушибся.»

19. Кто-то часто перебивает, когда ты говоришь. В таких ситуациях ты:

19.1. Говоришь: «Извини, но я хотел бы закончить то, о чем. рассказывал.»

19.2. Прерываешь этого человека или говоришь: «Помолчи, дай я расскажу!»

19.3. Ничего не говоришь, позволяя другому продолжить свой рассказ.

20. Кто-то из взрослых просит тебя сделать что-либо, что по- мешало бы тебе сделать свои дела. Ты обычно говоришь:

20.1. «Хорошо, я сделаю то, что Вы хотите.»

20.2. «Нет, мне некогда, попросите кого-нибудь другого!»

20.3. «Я уже делаю другое дело, а попозже могу выполнить Вашу просьбу.»

21. Если ты встретил родителей своего друга и тебе что-то нужно спросить о нем, то ты:

21.1. Предпочтешь не обращаться.

21.2. Поздороваешься, а потом спросишь.

21.3. Сразу спрашиваешь, что тебе нужно.

22. В школе на перемене к тебе обращается сверстник с предложением поиграть, ты в ответ:

22.1. С удовольствием соглашаешься, если это интересно.

22.2. Отвечаешь: «Я занят другим делом, не приставай.»

22.3. Не отвечаешь на его предложение.

23. Вы с ребятами играли в интересную игру и ты проиграл. В этом случае ты:

23.1. Обидишься на тех, кто выиграл, но ничего не скажешь.

23.2. Подумаешь о том, почему не удалось выиграть и скажешь: «Ничего страшного. Следующий раз буду больше стараться и мне больше повезет.»

23.3. Скажешь: «Подумаешь, выиграли, а я и не старался!» или «Вы нечестно выиграли!»

24. Ты выиграл в интересной игре и тебе это очень приятно Ты скажешь другим ребятам:

24.1. «Я так и знал! У вас было нетрудно выиграть!»

24.2. «В этот раз у меня неплохо получилось и еще, наверное, повезло.»

24.3. Будешь молчать и ждать, когда тебя другие поздравят или похвалят.



Ключ к тесту

№ задания

№.1

№.2

№.3

Блок

1

З

А

К

1

2

А

К

З

3

3

К

З

А

2

4

А

К

З

5

5

З

А

К

7

6

З

А

К

8

7

А

К

З

3

8

З

А

К

11

9

К

А

З

1

10

З

А

К

11

11

З

А

К

2

12

А

З

К

4

13

К

А

З

5

14

А

К

З

6

15

З

А

К

9

16

А

З

К

10

17

А

К

З

7

18

З

А

К

8

19

К

А

З

4

20

З

А

К

6

21

З

К

А

9

22

К

А

З

10

23

З

К

А

12

24

А

К

З

12

Типы реакций:

3 — зависимая, пассивная.

К — компетентная, «на равных», уверенная.

А — агрессивная, оказывающая давление.



Согласно представлениям Т. Гордона, компетентность в общении характеризуется позицией «на равных», без давления сверху и без зависимости. В тесте определяется количество компетентных реакций по 12-ти блокам коммуникативных умений.

Блоки умений и входящие в них номера заданий:

  1. Умение оказать и принимать знаки внимания. (1, 9).

  2. Реагирование на справедливую критику. (3, 11).

  3. Реагирование на несправедливую критику. (2, 7).

  4. Реагирование на задевающие, провоцирующие вопросы. (12, 19).

  5. Умение обратиться к сверстнику с просьбой. (4, 13).

  6. Умение ответить отказом на чужую просьбу. (14, 20).

  7. Умение самому оказать сочувствие, поддержку. (5, 17).

  8. Умение принять сочувствие, поддержку. (6, 18).

  9. Умение вступить в контакт. (15, 21).

  10. Реагирование на попытку другого вступить в контакт. (16, 22).

  11. Умение просить и принимать помощь. (8, 10).

  12. Реагирование на собственный неуспех и успех другого. (23, 24).







Выборы — единственная гонка, в которой выигрывает большинство участников. Лоренс Питер
ещё >>