Формирование личностных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Формирование личностных универсальных учебных действий 1 43.19kb.
Мастер-класс по формированию личностных универсальных учебных действий... 1 111.6kb.
«Формирование универсальных учебных действий на уроках математики» 1 286.27kb.
Задачу современной системы образования: формирование совокупности... 1 152.6kb.
Семинар «Формирование универсальных учебных действий в условиях реализации... 1 21.18kb.
Уроков «Реализация фгос : формирование универсальных учебных действий... 1 69.47kb.
График курсов повышения квалификации учителей гбоу сош с. Кротково... 1 52.05kb.
Методические рекомендации для учителей начальных классов учитель... 1 165.73kb.
Теория решения изобретательских задач (триз) как средство реализации... 1 102.9kb.
Рассмотрена и обсуждена 11 2117.02kb.
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение 20 3546.58kb.
методы исследований. Цитология. Эмбриология 7 1550.75kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Формирование личностных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения - страница №1/1




Формирование личностных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения

Новые социальные запросы, отраженные в тексте ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Формирование универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных – в образовательном процессе осуществляется в процессе усвоения разных учебных предметов. Учебные предметы гуманитарного цикла, на мой взгляд, и особенно литература, наиболее адекватны для формирования универсальных учебных действий. В своём выступлении я хотела бы остановиться на  личностных универсальных учебных действиях, потому что вопросы нравственного развития, вопросы воспитания личности, совершенствование человека волнуют общество особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие. Что же является составляющей личностных универсальных учебных действий :



  • основы гражданской идентичности путем знакомства в контексте художественных произведений с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям ее граждан;

  • действия нравственно-этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей;

  • смыслообразование через прослеживание «судьбы героя» и ориентация учащегося в системе личностных смыслов;

  • самоопределение и самопознание на основе сравнения «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации;

  • эмоционально-личностная децентрация на основе отождествления себя с героями произведения, соотнесения и сопоставления их позиций, взглядов и мнений;

  • эстетические ценности и на их основе эстетические критерии

Через обучение происходит последовательное формирование личностных универсальных учебных действий. Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает». Через обучение происходит последовательное приобщение моих учеников к нравственным общечеловеческим ценностям. Произведения курса представляют собой одно из важнейших средств нравственного воспитания, форму познания действительности, расширяют жизненный опыт ребенка, создают для него духовно-эмоциональную среду, в которой органическая слитность эстетических и нравственных переживаний обогащает и духовно развивает личность ребенка. Знакомясь с произведениями, учащиеся знакомятся с такими нравственными понятиями: как добро, долг, справедливость, совесть, честь, смелость, гордость. Учебники «Литературное чтение» содержат произведения направленные на развитие и самовоспитание личности каждого. Тексты для чтения посвящены воспитанию в детях доброты, отзывчивости, взаимопомощи и справедливости. Рассказы подобраны таким образом, чтобы дети могли уяснить и понять, почему люди должны быть внимательны друг к другу, близким, товарищам, с уважением и доброжелательностью относиться к окружающим, почему надо прийти на помощь человеку, когда он в ней нуждается. Важно, чтобы дети поняли, что добрые дела надо делать, не ожидая похвалы. Воспитывая в детях добрые чувства, необходимо одновременно вызывать у них нетерпимое отношение к полярным качествам: грубости, жестокости, жадности, вызывать эмоции осуждения, негодования. Эмоциональная насыщенность рассказов сочетается с простотой и лаконичностью сюжета. Ребята, анализируя и оценивая поступки и действия главного героя, учатся преодолевать собственные слабости, стремятся прийти на помощь другу и тому, кто слабее. Как говорит известный критик и философ И. Ф. Карякин «Пока ученик относится к литературе лишь как к свидетельству того, что происходит с другими , а не с ним самим, пока в чужом не узнает своё… пока не обожжётся этим открытием – до той поры нет интереса к чтению, нет потребности в нём». Положительное отношение к чтению, формирование личностных универсальных учебных действий начинается с стой минуты, когда ребёнок почувствует себя участником событий, которые изображены писателем, когда он откроет личностный смысл в читаемом, когда произведение предстанет перед ним в роли пространства для реализации его собственного творческого потенциала. Подтверждение этой мысли я обнаружила у немецкой писательницы Кристы Вольф. По её мнению произведения изучаемые в школе не должны быть лишены самых важных переживаний доступных юным читателям в детские годы, а именно возможности постепенно – сравнивая, испытывая, отграничивая свою личность – учиться видеть самих себя». Ведь у каждого ребёнка, как бы мал он ни был, есть запас жизненных впечатлений, представлений , переживаний. Произведения курса как бы выманивают из этого запаса те или иные образы, воскрешают их, актуализируют, по- новому структурируют, соотносят с читаемым. Тут и начинается влияние произведения на личность ребёнка. В связи с этим в процессе работы над произведением очень часто использую игру «Путешествие в глубь строки», направленную на творческую самореализацию ребёнка как читателя художественной литературы и построенной на основе дивергентного подхода к восприятию. Читая произведение ребёнок находится не только перед текстом, следя глазами за строчками , но и внутри текста углубляясь во внутренний мир героев и одновременно в самого себя и выходя оттуда творчески обогащенным новыми мыслями и новыми чувствами. Деятельность детей организую в виде мыслительного путешествия по маршруту, проходящему через текст произведения к самому читателю На пути следования ребят ждут следующие остановки и варианты заданий.

Таким образом , ход коллективной игры заканчивается на самораскрытии читателей, их субъективных переживаниях.



При изучении эпического произведения составляем кластер выявляя какими качествами должен обладать настоящий герой, «примеряем» его на того или иного литературного героя. Использую на уроках групповую работу и работу в парах. После прочтения произведения, на этапе усвоения нового содержания и закрепления материала, провожу урок по теме «Нравственные испытания героев» Методика заключается в трёх этапах: 1 этап – уровень усвоения знаний. Ученик должен показать свой уровень нравственной зрелости. 2 этап – осознание нравственных аспектов проблемных ситуаций. Я организую исследовательскую работу учащихся по определению проблемной ситуации участников конфликта или ситуации. Ученики анализируют, сравнивают, оценивают поступки и характеры, переживания героев по таблице «Анализ поступков героев». На этом этапе организую погружение в ситуацию. Возможны варианты индивидуального задания и в групповой форме. Дети исследуют поступки героев оценивания их нравственные качества по совершённым ими поступкам. Ученики отвечают на вопрос: «Чем руководствуются участники ситуации, делая свой выбор поведения?» 3 этап – обобщение знаний учащихся в процессе выбора способа нравственного поведения. Задаю вопросы: «В чём идейное содержание произведения?» «Какую нравственную проблему решил автор в произведении?» Исследовательская деятельность учащихся позволяет осознать больше аспектов нравственного поведения в поступках людей, развивает их способность к пониманию, взаимопониманию, то есть к социальному познанию окружающей среды через погружение в конкретные события художественного текста. В процессе проигрывания различных нравственных ситуаций на основе литературных произведений активизируется воображение ребенка. Это имеет важное значение для положительных изменений в самом ребенке, благодаря появлению у него «образа себя», действующего по нравственным законам. Систематическая и целенаправленная работа в этом направлении дает возможность детям к четвертому классу самостоятельно искать новые способы разрешения нравственно-этических ситуаций. Дети могут самостоятельно описать ситуацию и предложить разные варианты действий людей в этой ситуации (например, конфликт в детском коллективе, в семье с родителями). Анализ диагностик показывает, формирование личностных универсальных учебных действий младших школьников на основе литературных произведений позволяет повышать уровень нравственного развития детей, “относительно самого себя”, создать для каждого целостную картину мира. Это путь к сознательному саморазвитию и самосовершенствованию обучающихся, достижение ими нового опыта, подготовка к деятельности в новых условиях. Не оспоришь мысль, высказанную Патриархом Всея Руси Алексием II о детях, «… которые каждый день и каждый час взрослеют…» и должны ценить «… драгоценное время детства, отрочества, юности, время, которое дано, чтобы человек обогатился бы знаниями, приобрёл этические навыки, нашёл своё призвание и построил храм своей души, доставляя радость окружающим!».Я очень надеюсь, что мои ребята никогда не забудут уроки нравственности и человечности. Каждый из них сможет построить храм своей души, доставляя радость окружающим, и никому из них не будет стыдно за бесцельно прожитые годы, потому что каждый станет «настоящим человеком».




Не зазнавайся, даже если у тебя нет никаких заслуг. Александр Кулич
ещё >>