Формирование личностных универсальных учебных действий - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Формирование личностных универсальных учебных действий на уроках... 1 58.69kb.
Задачу современной системы образования: формирование совокупности... 1 152.6kb.
Мастер-класс по формированию личностных универсальных учебных действий... 1 111.6kb.
Теория решения изобретательских задач (триз) как средство реализации... 1 102.9kb.
Рассмотрена и обсуждена 11 2117.02kb.
«Формирование универсальных учебных действий на уроках математики» 1 286.27kb.
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение 20 3546.58kb.
1 Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной... 23 4260.1kb.
Урок изучения нового материала. (6 класс) тема : Внешнее строение... 1 48.88kb.
Понятие социально-личностной компетентности школьников и ее определение 1 47.15kb.
Пояснительная записка Планируемые результаты освоения обучающимися... 19 3909.46kb.
В передаче важна вера ученика. Три типа неподходящих сосудов учеников 1 59.49kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Формирование личностных универсальных учебных действий - страница №1/1

Формирование личностных универсальных учебных действий

Шестопалова Л.В.,

учитель русского языка и литературы



МОУ «СОШ № 20» г. Щекино
Развитие личности в системе современного образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий.

(Слайд 2) Разработано 4 блока универсальных учебных действий.

Один из них – личностные универсальные учебные действия (слайд 3).

В блок личностных универсальных учебных действий (слайд 4) входят жизненное, личностное, профессиональное самоопределение;

-действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся (готовности к жизненному и личностному самоопределению, знания моральных норм, умения выделять нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами), а также ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях.

Самоопределение – определение человеком своего места в обществе и жизни в целом, выбор ценностных ориентиров, определение своего способа жизни. В процессе самоопределения человек решает две задачи: построение индивидуальных жизненных смыслов и построение жизненных планов во временной перспективе (жизненного проектирования). Применительно к учебной деятельности следует особо выделить два типа действий, необходимых в личностно ориентированном обучении. Первый – действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом – продуктом учения, побуждающим деятельность, и тем, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, какое значение, смысл имеет для него учение, и уметь находить ответ на него. Второй тип – это действие нравственно-этической ориентации, исходя из социальных и личностных ценностей.

Личностное самоопределение в подростковом возрасте происходит на основе развития самосознания и мировоззрения, выработки ценностных ориентаций и личностных смыслов, включая формирование гражданской идентичности.

Подростковый возраст является чрезвычайно важным этапом развития самосознания и формирования чувства собственного достоинства. Возникновение потребности в знании собственных особенностей, интереса к себе и размышлений о себе является характерной особенностью подростков. Самосознание (Я-концепция) представляет собой совокупность всех представлений о себе, на которых базируется эмоциональное отношение к себе и самооценка. Формируясь в деятельности, самооценка соотносится с этапами деятельности личности и выполняет функцию ее регуляции.

Успехи в учении являются важным источником формирования самооценки. К сожалению, современные подростки не связывают свои ожидания в отношении будущего с уровнем школьных достижений. Это свидетельствует о том, что фактор уровня успеваемости утратил свою ведущую роль в определении самооценки и самосознания подростков. Причины такого положения кроются в изменении общественного ценностного сознания – снижение престижа и ценности образования и повышении значимости материального достатка и благополучия.

Целенаправленное формирование самооценки способствует развитию критичности мышления. Важным условием развития самооценки является создание учебных ситуаций, требующих самооценивания и оценивания учебной деятельности сверстников.

В рамках системно-деятельностного подхода установлена принципиальная возможность формирования мотивации учения посредством организации деятельности учащихся через отбор и структурирование учебного содержания, организацию ориентировочной деятельности учащихся и учебного сотрудничества. Следует раскрыть учащимся личностный смысл самого процесса учения (для чего и ради чего они учатся), значимость учения в школе для реализации профессиональных планов, социальной карьеры, межличностных и ролевых отношений в социальной практике взрослой жизни. Таким образом, нужна организация как предметности учебной деятельности учащихся, так и системы социальных взаимодействий и учебного сотрудничества.

Необходимым условием также выступает специально организованная рефлексия учащимися своего отношения к учению, его результатам, самому себе как сущностному «продукту» преобразующей учебной деятельности. Проектирование новых типов учебной деятельности и учебного сотрудничества учащегося, задающего новые уровни мотивации, - это стратегия формирования мотивации учения.

В книге «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли» под ред. А. Г. Асмолова даются рекомендации по развитию у учащихся УУД, задания для выявления особенностей мышления, внимания, учебной мотивации, самоконтороля, общения. (Слайд 5) Так, например, для формирования личностной рефлексии предлагаются такие задания, как «Самоанализ. Кто я? Какой я?», игровое задание «Чемодан», упражнение «Горячий стул», а формированию осознанной самооценки поможет задание «Рефлексивная самооценка учебной деятельности». Игровое задание «Моя Вселенная» направлено на осознание подростками своих мотивов, потребностей, стремлений, желаний и побуждений. (Слайд 6) Формирование схемы ориентировочной основы действия нравственно-этического оценивания может происходить в ходе выполнения заданий «Моральные дилеммы», «Моральный смысл», «Социальная реклама», «Кодекс моральных норм».

(Слайд 7) Результаты освоения личностных универсальных учебных действий:

-Ученик осознает смысл учения и понимает личную ответственность за будущие результаты.

-У ученика сформирована учебная мотивация и развиты мотивы достижения и социального признания;

-сформирована адекватная самооценка.

-Ученик видит свои сильные и слабые стороны, понимает, кто он в этом мире и чем ему хотелось бы заниматься;

-знает основные моральные нормы;

-умеет делать нравственный выбор и давать моральную оценку поступкам и событиям.

-У ученика развиты рефлексия, эмпатия и эмоциональная отзывчивость, доброжелательность, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;



-сформирован целостный образ мира, уважение к культуре и истории, себе, людями окружающему миру (слайд 8).




Невозможно добиться, чтобы английский суд присяжных вынес приговор за содомию. Половина присяжных не верит, что нечто подобное возможно физически, а другая половина сама занимается этим. Уинстон Черчилль
ещё >>