Формирование ключевых компетентностей школьника средствами технологии модульного обучения - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Формирование методологической компетентности будущего учителя географии... 1 305.29kb.
«Современные технологии обучения как способ формирования ключевых... 1 54.75kb.
Развитие субъективной позиции студентов при использовании мрто в... 1 72.78kb.
Формирование ключевых компетентностей обучающихся на уроках предметов... 1 65.56kb.
Урок по теме «Реки России» c использованием технологии блочно-модульного... 1 60.51kb.
Используемые образовательные технологии и обоснованность их выбора 7 1297.55kb.
Используемые образовательные технологии и обоснованность их выбора 4 526.04kb.
Современные образовательные технологии как средство формирования... 1 103.64kb.
«Как проверить орфограммы в окончаниях слов, называющих действия? 1 158.78kb.
Структура проекта 5 440.55kb.
Формирование ключевых компетенций на уроках информатики 1 125.21kb.
«понятие информациИ. Два подхода к измерению информации» 1 195.34kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Формирование ключевых компетентностей школьника средствами технологии модульного - страница №1/1

Формирование ключевых компетентностей школьника средствами технологии модульного обучения.

В меняющемся мире, меняются требования к выпускнику школы. Современное общество выдвигает следующие требования, выпускник - должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить.

Но не редко на практике приходиться сталкивался с ситуациями, когда учащийся:

- получает задание, но, прочитав его, не может понять, в чем его суть;

- не может применить определенный набор знаний (фактов), которым он обладает, к решению конкретной задачи и теряется в нестандартной ситуации;

- при выполнении коллективного задания не может согласовать свою позицию и действия с действиями других и т.д.

Введение понятия “компетенция” в нормативную и практическую составляющую образования обозначило проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций:

- извлекать главное из прочитанного или прослушанного,

- точно формулировать свои мысли, высказываться по заданной теме,

- сотрудничать с другими при выполнении общего задания,

- планировать свои действия, оценивать полученный результат,

- предлагать различные варианты решения задачи и выбирать наилучший, принимая во внимания различные - критерии,

- самоорганизовываться и т.д.

Выпускник школы, обучение в которой нацелено сугубо на передачу знаний, оказывается не готовым к самостоятельным и ответственным действиям в конкретных трудовых или учебных ситуациях и учению на протяжении жизни.

Чтобы воспитать компетентного выпускника необходимо применять активные методы обучения и технологии развивающие, прежде всего, познавательную, коммуникативную и личностную активность нынешних школьников.

Одним из перспективных направлений в плане решения этой задачи является осуществление компетентностного подхода в образовании.

Это требует серьезных изменений и в содержании образования, и в осуществлении образовательного процесса, и в практике работы педагога. Компетентностный подход в обучении не может в полной мере реализовываться только в рамках одного предмета, но интеграция ключевых компетенций в программу дисциплины позволит учащемуся овладеть и предметными и ключевыми компетенциями за один период времени. Компетенция является сферой отношений, существующих между знанием и действием в практике, умением извлекать пользу из опыта, решать проблемы, раскрывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий, уметь находить новые решения, а качество владения компетенцией или то, каким образом компетенция проявляется в деятельности, есть компетентность.

К ключевым компетенциям российского образования отнесены ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые компетенции и компетенции личностного самосовершенствования. Поскольку ключевая компетенция рассматривается, как способность личности решать жизненно важные проблемы в конкретных ситуациях, то умения вычленить проблему, сформулировать ее, проанализировать имеющуюся информацию и определить недостающую и т.д., вытекающие из этапов решения проблемы присутствуют в каждой ключевой компетенции. Такие умения можно назвать организационными, их суть в умении организовать свою деятельность по решению возникающих проблем.

Ключевая компетентность выпускника школы представляет собой сложное личностное образование, включающее в себя социальную компетентность - способность действовать в социуме с учётом позиций других людей, коммуникативную компетентность - способность вступать в коммуникацию с целью быть понятым и предметную компетентность - способность анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры.

Ключевые компетентности – такой результат образования, который формируется и может быть оценен в деятельности. Структура школьного урока позволяет формировать знания, умения и навыки и обеспечить освоение учащимися универсальных способов деятельности.

Чтобы формировать ключевые компетентности в рамках школьной программы, учителю необходим инструмент. Таким инструментом является технология модульного обучения.

Модульное обучения зародилась и приобрела большую популярность в учебных заведениях США и Западной Европы в начале 60-х годов. Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному. Именно оно интегрирует все то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике. Так, из программированного обучения заимствуется идея активности ученика в процессе его четких действий в определенной логике, постоянное подкрепление своих действий на основе самоконтроля, индивидуализированный темп учебно-познавательной деятельности. Из теории поэтапного формирования умственных действий используется - ориентировочная основа деятельности. Кибернетический подход обогатил модульное обучение идеей гибкого управления деятельностью учащихся, переходящего в самоуправление. Из психологии используется рефлексивный подход. Накопленные обобщения теории и практики дифференциации, оптимизации обучения, проблемности - все это интегрируется в основах модульного обучения, в принципах и правилах его построения, отборе методов и форм осуществления процесса обучения.

Отечественная и зарубежная практика показывает перспективность модульного обучения, которое характеризуется опережающим изучением теоретического материала укрупненными блоками-модулями, алгоритмизацией учебной деятельности, завершенностью и согласованностью циклов познания и других циклов деятельности. Сущность модульного обучения изложена П.И.Третьяковым. К его ведущим принципам относятся принципы модульности, структуризации содержания обучения на обособленные элементы, динамичности, деятельности, гибкости, осознанной перспективы, разносторонности методического консультирования и паритетности. Модульное обучение преследует формирование общей системы общеучебных умений и навыков, служащих развитию ребенка.

Цель технологии модульного обучения: содействие развитию самостоятельности учащихся, их умения работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала. Технология модульного обучения основывается на специально созданной учебной программе. Которая состоит из целевого плана действий, банка информации и методического руководства по реализации дидактических целей предоставляет обучающемуся возможность самостоятельно работать с этой программой, используя ее полностью или заменяя отдельные элементы в соответствии с потребностями обучаемого. Так как основой обучения является осознанное самостоятельное выполнение действия, поэтому необходимо чётко определять, что такое самостоятельность?

Термин "самостоятельность" обозначает такое действие человека, которое он совершает без непосредственной или опосредованной помощи и указаний другого человека, руководствуясь лишь собственными представлениями о порядке и правильности выполняемых операций. Например, педагог, только что объяснивший некоторый метод деятельности, предлагает учащимся проделать ряд упражнений для его усвоения. Учащиеся работают под наблюдением педагога, который проверяет результаты деятельности, указывает на ошибки. Самостоятельна ли эта работа? Очевидно, что ответить на данный вопрос можно только после того, как будет найден способ строгого соотнесения понятия "самостоятельность" и выполняемой учащимися деятельности путем рассмотрения процесса усвоения знаний в данном конкретном случае. Информация о способах деятельности усваивается учащимся, и он становится способным к выполнению деятельности с определенным успехом. Учащийся может осуществлять познавательную деятельность по собственной инициативе, направляемой познавательной потребностью или интересом, но может выполнить ее и по "принуждению", из опасения получить плохую оценку или какие-либо другие неприятности. И в том и в другом случае мы, очевидно, имеем дело с вариантами мотиваций в познавательной деятельности учащихся.

Известно, что учащийся может выполнять свою познавательную деятельность по строго предписанным ему правилам (алгоритмам), регламентирующим исполнение каждой операции и контроль ее правильности. Эта регламентация либо осуществляется самим педагогом, либо записывается в виде специально подготовленных рекомендациях. В обоих случаях учащийся несамостоятелен. Его деятельность управляема. Если учащийся работает по учебным материалам и разработанным программам, в которых предусмотрено право выбора содержания, способов деятельности, контроля качества, он самостоятелен. Если учащийся, прослушав лекцию или пронаблюдав за деятельностью другого человека, затем сам пытается воспроизводить ее, он не самостоятелен, а если его деятельность осуществляется в новых условиях с уже приобретённые знания и умения совершенствуются, то обучающийся осуществляет свою деятельность самостоятельно. Именно такой подход к осуществлению деятельности и предусмотрен в системе модульного обучения.

Модульная технология позволяет, сохраняя алгоритмитмизацию деятельности, через систему целеполагания и анализа результатов достижения цели, учащиеся переходят к продуктивной деятельности, критически (с позиции поставленной цели) подходя к алгоритму действия, имея возможность изменить этот алгоритм, таким образом происходит формирование компетенции.

Учитель, в условиях модульной технологии, ставит перед собой и учащимися цели их совместной деятельности, обеспечивая тем самым мотивацию их работы. Ставя цель, учитель определяет, не только объем содержания, но и уровень усвоения на диагностической основе.

Согласно теории деятельности, обучение эффективно только при такой его организации, когда учащийся усваивает учебное содержание в деятельности. Только в этом случае обучение ведет к осознанному и прочному усвоению знаний и развитию интеллекта ученика. Поэтому новая парадигма образования состоит в том, что учащийся должен учиться сам, а учитель — осуществлять мотивационное управление его учением, т. е. мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать его деятельность. Перевод обучения на субъект-субъектную основу требует такой педагогической технологии, которая бы обеспечила ученику развитие его мотивационной сферы, интеллекта, склонностей, самостоятельности, коллективизма, умения осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью.

Технология модульного обучения позволяет осуществлять обучение на субъект-субъектной основе с включением ключевых компетенций в предмет как компоненты результатов обучения. Интеграция ключевых компетенций в программу дисциплины позволит учащемуся овладеть и предметными (специальными, профессиональными), и ключевыми компетенциями за один период времени.

Реализация технологии модульного обучения в условиях компетентностного подхода предполагает разработку:


  1. модульной программы, отражающей основные требования образовательного стандарта по учебному предмету и способы формирования ключевых компетенций;

  2. пакет методического, дидактического, учебного материала на основе структуры модуля с дифференцированными и компетентностно-ориентированными заданиями, разработанными в строгом соответствии с требованиями к содержанию деятельности учащихся (по уровням сформированности ключевых компетентностей), разработана система оценивания

  3. системы оценивания качества предметных знаний и умений.

  4. системы оценивания уровня компетентности школьников.

Модульная система обучения, основанная на компетентностном подходе, позволяет разрабатывать модульные программы разного направления и содержания: обучающие по отдельным предметам (дисциплинам); специальные (по ключевым навыкам); интегрированные; оценочные (оценка деятельности на конкретном рабочем месте). Такая система позволяет обучающемуся самостоятельно выбирать индивидуальный темп продвижения по программе и проводить самооценку своих достижений.

При реализации технологии модульного обучения рекомендуется использовать несколько правил:



  • перед каждым модулем проводить входной контроль знаний и умений учащихся, чтобы иметь информацию об уровне готовности к работе по новому модулю и уровне сформированности ключевых компетенций;

  • при обнаружении пробелов в знаниях учащихся необходимо провести соответствующую коррекцию;

  • обязательно осуществляется текущий и промежуточный контроль в конце каждого учебного элемента (чаще это мягкий контроль: самоконтроль, взаимоконтроль, сверка с образцом и т. д.). Текущий и промежуточный контроль имеют своей целью выявление пробелов в усвоении для их устранения непосредственно в ходе работы, и наблюдать за процессом формирования ключевых компетенций;

  • после завершения работы с модулем осуществляется выходной контроль, он должен показать уровень усвоения модуля и динамику формирования ключевой компетентности;

  • если итоговый контроль показал низкий уровень усвоения учебного материала и отсутствие положительной динамики в формировании ключевых компетенций, необходимо выявить причину и провести доработку или реконструкцию учебного модуля;

  • введение модулей в учебный процесс нужно осуществлять постепенно.

Технология модульного обучения в рамках компетентностного подхода имеет массу преимуществ и вместе с этим трудностей, как для учащихся, так и для преподавателей: учащиеся точно знают, что они должны усвоить, в каком объеме и что должны уметь после изучения модуля, могут самостоятельно планировать свое время, эффективно использовать свои способности, а учитель имеет возможность концентрировать свое внимание на индивидуальных проблемах обучающихся, своевременно идентифицирует проблемы в обучении, учитель выполняет творческую работу, заключающуюся в стимулировании мышления учащихся, активизации их внимания, мышления и памяти, активизации нужных реакций, оказании всевозможной помощи учащимся.

Однако ученики должны владеть самодисциплиной, чтобы добиваться поставленных целей, выполнять большой объем самостоятельной работы и нести ответственность за свое обучение, а учителям трудно изменить привычный образ мыслей и действий, так как им необходимо отказаться от центральной роли в учебном процессе и стать помощником ученика в достижении поставленных целей, изменить структуру и стиль своей работы для обеспечения активной, самостоятельной, целеустремленной и результативной работы каждого ученика.

Таким образом формирование ключевых компетенций совершается у субъекта в процессе осознанной деятельности, а в условиях технологии модульного обучения ученик - субъект, имеет возможность овладеть целым классом обобщенных способов действий на высоком уровне, в результате чего происходит формирование ключевых компетенций.



Приложение
Модульная программа по математике
Тема: Показательная функция Класс : 10

Комплексная дидактическая цель:

Обеспечить полноту и прочность знаний обучающихся по теме показательная функция, её свойства и график; формировать умения сочетать знания и навыки, которые обеспечивают успешное решение показательных уравнений, неравенств и систем, содержащих показательные уравнения и неравенства; формировать ключевые компетенции путем решения прикладных практикоориентированных задач.



Наименование модулей

М 1 – Определение показательной функции, её свойства и график.

М 2 - Показательные уравнения.

М 3 – Показательные неравенства.

М 4 – Системы показательных уравнений и неравенств.

М 5 – Решение прикладных задач



Учебные и дидактические пособия

Учебник: Алимов « Алгебра и начала анализа» 10 – 11 класс,

С.М. Никольский « Алгебра и начала анализа» 10 класс,



Учебные пособия :

С.А. Агалаков « Система дополнительных занятий по математике» Омск – 2003

М.Б. Миндюк « Единый государственный экзамен по математике 2006» « Интеллект – Центр» 2006

В.В. Вавилов и др. « Задачи по математике, уравнения и неравенства» Москва « Наука» 1987

Большой справочник по математике « Дрофа» 2005

Е.Е. Вольпер « Задачи по математике» Омск – 2002

М. Шабунин « Уравнения, лекции для старшеклассников» Москва

« Чистые пруды» 2005

С.А. Агалаков Математика . Единый экзамен, задания вида С Омск 2005.

Г.П. Башарин, Начало финансовой математики -М, «Просвещение», 2004.

Г.П. Башарин, Элементы финансовой математики -М, «Просвещение», 2004.

В.К. Савайленко, О.В. Лебедева Сборник развивающих задач, Ростов-на-Дону, «Легион»,2005.

И.В. Липсиц, Экономика без тайн – М. Вита-Пресс,1994

Дидактические материалы:

Б.Г. Зив « Алгебра и начала анализа» 10 класс

Б.М. Ивлев « Дидактические материалы по алгебре и началам анализа 10 – 11 класс.»

М.К. Потапов, А.В. Шевкин « Дидактические материалы 10 класс»

Ю.В. Шепелева « Тематические и итоговые тесты 10 класс»

Информационные ресурсы:

CD - Теоретический курс математики

СD – Контрольно -Тренировочные задания

www.martynova-elena.siteedit.ru

www.fipi.ru

По завершению работы в рамках модульной программы каждый обучающийся будет способен успешно решать показательные уравнения, неравенства и системы, содержащие показательные уравнения и неравенства, строить графики показательной функции, определять и рассматривать свойства на уровне стандарта. А также в зависимости от определяемого индивидуального образовательного маршрута будет способен решать задания ЕГЭ и демонстрировать уровень компетентности в решении практических задач, содержащих вопросы рыночной экономики, биологии, физики , способен объяснять и анализировать способы решения.


Модуль 1 Определение показательной функции, её свойства и график

Интегрирующая цель:

Сформировать прочные теоретические знания о свойствах показательной функции, видах её графиков, способах их построения. Рассмотреть возможность использования знаний о свойствах показательной функции в демонстрации экономических процессов.




Учебные пособия

УЭ


Учебный материал

с указанием заданий



Руководство

по усвоению учебного содержания






1.0

- Познакомиться с новым видом функции.

- Изучить свойства показательной функции.

- Научиться строить график показательной функции

- Освоение данного модуля будет способствовать развитие познавательного интереса, формирование теоретических знаний о показательной функции, её свойствах и графике.



В процессе работы над

УЭ – 1, УЭ – 2

вы должны:

- выучить определение и свойства показательной функции;

- уметь строить графики конкретных показательных функций, определять свойства показательной функции по графику, а также строить эскиз сложных графиков, пользуясь свойствами показательной функции и демонстрировать графически экономические процессы.


У:

стр


70 – 72

У1:

стр. 130

У2 :

стр.

111- 114


У4:

стр. 410,

У5:

тема 5



1.1

Цель:

Обосновать свойства показательной функции на основе определения.



Задание1:

Изучение теоретического материала.

У: п.11 с.70 – 72

У4: с.108

У5: урок № 5

У1: с. 130

У2: с. 113



Задание2:

Выполните практические задания

У: № 192 – 196, № 201 – 202



Задание 3:

Вопросы для самоконтроля:

Какая функция называется показательной.

Что означает выражение

« монотонно возрастающая..»

Укажите область определения и множество значений показательной функции.


При работе с учебной литературой следуйте плану, составленному в ходе лекционного занятия.
При выполнении практических заданий составьте алгоритм исследования показательной функции.

( форму деятельности определите самостоятельно)


Отвечая на вопросы самоконтроля, составьте теоретический тест и предложите своему товарищу для подготовке к семинарскому занятию ( воспользуйтесь памяткой « Как составить теоретический тест»

У:

стр.


73 – 74

У4: стр.488

У5:

тема 5/2




1.2

Цель:

Исследовать поведения графиков, определить особые точки графика, продемонстрировать способы построения графиков.



Задание 4:

По рисунку в учебнике рассмотрите графики показательной функции.

Работая в группах обсудите свойства рассмотренных графиков

Составьте ОК и докажите его эффективность при использовании.



Задание 5:

Индивидуальное дифференцированное практическое задание

А- У: № 197 - 200

В- У2: с 128 № 48-50

С- У7: показат.функция

7 - 10


Задание 6:

Итоговый контроль:

А С/Р № 2 ( методические рекомендации стр.41, задание 1-3)

В С/Р № 2 ( методические рекомендации стр.41, задание 4-6)

С Компьютерный

экспресс-контроль



Домашнее задание:

- У: стр.147,

«А» № 459, «В» № 460, «С» № 461

- Творческое задание

Составить проверочный тест « Показательная функция её свойства и график»

- Творческое задание

Разработать дидактический материал с рекомендациями. « Показательная функция её свойства и график»

- Проект « Показательная функция, как средства демонстрации экономических процессов

Творческое задание

Презентация

« Показательная функция её свойства и график»


При выполнении задания 4 возможно использование дополнительной учебной литературы.

Для обоснования эффективности предложите ОК товарищам для выполнения блока практических заданий и оцените результат их деятельности на основе выделенных критериев и показателей.

Итоговый контроль выполняется самостоятельно с последующей самопроверкой по готовым решениям.
Выбрать один из предложенных вариантов.

Публичное представление и демонстрация творческой работы.


Защита проекта.







Учебный материал для коррекции знаний:

У5: тема 5/1 и 5/2

ОК «Показательная функция её свойства и график»

Тест - контроль











Лицо у нее было очень подходящее для выступлений по радио. Эмиль Кроткий
ещё >>