Формирование информационной инфраструктуры образовательного учреждения - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Приложение к порядку отчисления учащихся из муниципальных образовательных... 1 50.16kb.
Ведомственная принадлежность образовательного учреждения > Наименование... 1 154.01kb.
Ведомственная принадлежность образовательного учреждения > Наименование... 1 171.88kb.
1. Организационно-правовое обеспечение деятельности образовательного... 7 1093kb.
Справочник руководителя образовательного учреждения. Нормативные... 1 15.2kb.
Правила внутреннего трудового распорядка для работников образовательного... 2 438.88kb.
1. Понятие информационной безопасности 1 115.31kb.
Законами РФ и документами Правительства РФ 24 4738.23kb.
Название образовательного учреждения 1 46.85kb.
Логотип организации (торговый знак) Ведомственная принадлежность... 1 125.52kb.
Программа деятельности Государственного образовательного учреждения 1 67.83kb.
Положение о детской организации 1 35.34kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Формирование информационной инфраструктуры образовательного учреждения - страница №1/1

Формирование информационной инфраструктуры образовательного учреждения

Манита С.О.,

ст.преподаватель,



Нарыжнев А.С.,

Институт управления, бизнеса и права,

г. Донецк, Россия
В настоящее время информационная среда любой сферы деятельности является фундаментом ее развития и показателем эффективности. Информационная среда – это совокупность информационных условий существования субъекта (это наличие информационных ресурсов, развитость информационной инфраструктуры).

В Донецком филиале института управления, бизнеса и права процесс формирования информационной инфраструктуры в последние годы принял большое значение в связи с активным внедрением различных информационных технологий в образовательную среду. В этом процессе заняты следующие категории участников:

- администрация филиала;

- профессорско-преподавательский состав;

- студенты.

Создание эффективной информационной инфраструктуры требует качественного взаимодействия перечисленных участников образовательного процесса в процессе ее формирования. Здесь на первый план выходит информационная компетентность как администрации филиала, так и преподавателей и студентов. Это связано со всё большей междисциплинарной связью различных курсов, читаемых в филиале, с информационными технологиями. Это и электронные презентации лекционного материала с использованием мультимедийных технологий, дистанционное обучение (он-лайн библиотека, форумы, тестирование), теле- и видеоконференции, использование электронных обучающих мультимедийных систем. В связи с этим на базе филиала преподавателями кафедры «Информационных технологий» проводятся целевые курсы повышения квалификации преподавательского состава в области информационных технологий.

Следующей неотъемлемой частью информационной инфраструктуры филиала является ее программное обеспечение (ПО), включающее следующие компоненты:

1) системное программное обеспечение;

2) прикладное программное обеспечение:

а) ПО общего назначения (текстовый редактор, электронные таблицы, базы данных, графический редактор и т.д.);

б) ПО специального назначения для автоматизации работ административной части (кадровый и бухгалтерский учет, составление учебного расписания и графика работы компьютерных классов, автоматизации библиотечного фонда);

3) методическое программное обеспечение (электронные учебно-методические комплексы, электронные мультимедийные учебники, обучающие программы);

4) электронная библиотека;

5) система дистанционного обучения «Прометей»;

6) Web-сайт филиала (http://iubip.ru/branch/donetsk/).

Электронная библиотека филиала функционирует вот уже 7 лет. Постоянно пополняясь новыми учебно-методическими комплексами, наработками преподавательского состава в области их дисциплинарных исследований. Библиотека структурирована по специальностям филиала, что является наиболее удобным и понятным для ее пользователей видом восприятия и поиска необходимой информации.

В последние два года в образовательном процессе эффективно применяется смешанная модель обучения. Суть смешанной формы заключается в том, что образовательные Интернет-технологии (система дистанционного обучения) используются в качестве поддержки традиционного очного образования. Студенты получают доступ к Системе Дистанционного Обучения (СДО) института, в которой находится весь учебный материал, система тестирования, есть доступ к различным электронным библиотекам и источникам. В смешанной форме обучения часть занятий может проводиться он-лайн, а также могут использоваться возможности СДО для групповых коммуникаций для выполнения различных заданий, исследований и групповых проектов.

E-Learning представляет собой стремительно развивающийся сегмент рынка. Обучение взрослого населения с помощью технологий e-Learning является одним из наиболее перспективных направлений в России. С помощью традиционных технологий можно получить знания, но потом надо еще специально учиться работать с программами, софтами. Ряд особенностей электронного обучения априори улучшает его качество: индивидуализация обучения, возможность он-лайн актуализации контента, высвобождения времени обучения за счет сокращения лекционных часов. [e-Learning World, 2008, http://www.elw.ru/news/2008/06/24/204/]

Смешанная модель обучения предоставляет студентам новые возможности по изучению дисциплин – можно не только в любое время просмотреть необходимый материал в режиме он-лайн, но и пройти тестирование, проверить свои знания по предмету, ознакомиться с дополнительными источниками, которые точно соответствуют пройденным темам. СДО в смешанной модели позволяет также использовать различные дополнительные элементы при изучении дисциплин – аудио и видео записи, анимации и симуляции (тренажеры). СДО имеет форум и встроенный E-mail, что позволяет общаться студентам друг с другом, а также с преподавателем и задавать все необходимые вопросы, не дожидаясь лекций и семинаров.

СДО «Прометей» может быть успешно использован для поддержки смешанной модели обучения. Сам процесс обучения в электронной среде предусматривает наличие нескольких видов пользователей: администраторы, организаторы, тьюторы и, конечно, студенты, называемые слушателями [СДО «Прометей», 2008, http://prometeus.ru/].

Администратор – сотрудник учебного комплекса, отвечающий за установку и настройку системы «Прометей», регистрацию сотрудников системы, добавление новых курсов, пополнение библиотеки. Кроме того, администратор отвечает за безопасность системы, ему предоставлено право блокировать доступ сотрудников к системе либо активизировать и блокировать курсы, а также программы обучения. В обязанности администратора также входит размещение объявлений и создание справочников.

Тьютор – сотрудник учебного комплекса. Консультирует слушателей, контролирует выполнение контрольных мероприятий и успеваемость, выполнение тестовых и дополнительных заданий, выдает допуски; по необходимости проводит семинары и читает лекции, а также выставляет оценки.

Организатор – сотрудник учебного комплекса, контролирующий поступление заявок на обучение и платежи. Отвечает за формирование групп слушателей, рассылку дополнительных учебных материалов, создает календарные планы и контролирует работу тьюторов.

Вся работа в электронной среде ведется для студентов - именно они являются конечными потребителями продуктов e-Learning, выходя на рынок труда квалифицированными специалистами. Тьюторы и администраторы являются основными элементами в процессе e-Learning, перенося свои знания и навыки в электронную среду, делая учебный процесс все более и более современным. В этом процессе организатор играет основную роль, являясь главным связующим звеном между студентами, тьюторами и администраторами. От способности организатора соединить в единое целое качество учебных пособий, которые составляют преподаватели, эффективность работы электронной среды, которую обеспечивают администраторы, зависит заинтересованность студентов в получении знаний в современном формате .

Согласно мониторингу за 2008-2009 уч. г. 70% профессорско-преподавательского состава филиала свою деятельность строят, используя смешанную модель обучения.

На сегодняшний день в Донецком филиале института управления, бизнеса и права сформирована инфраструктура информационной среды (Рисунок 1).


Рисунок 1. Информационная инфраструктура филиала
Таким образом, подводя итог, можно отметить, что формирование информационной инфраструктуры филиала достаточно многогранный процесс, в который вовлечены все категории участников образовательного процесса. Дальнейшее его развитие будет основываться на совершенствовании методик проведения занятий с помощью технологий e-Learning, обучения профессорско-преподавательского состава и студентов информационным технологиям.
ЛИТЕРАТУРА

  1. E-learning в перспективе [Электронный ресурс] e-Learning World, 2008, http://www.elw.ru/news/2008/06/24/204

  2. Информационно-образовательная среда современного образовательного
    учреждения [Электронный ресурс]. Федерация Интернет Образования, http://k-vas.narod.ru/lessons/T_2_FIO_FULL.htm

  3. СДО «Прометей» [Электронный ресурс], 2008, http://prometeus.ru





Страсти — вот ораторы многолюдных собраний. Антуан де Ривароль
ещё >>