Фонд социального страхования пилотный проект - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Фонд социального страхования работа со страхователями-должниками 4 674.01kb.
Фонд социального страхования технические средства реабилитации 5 777.65kb.
Фонд социального страхования РФ пермское региональное отделение 1 21.71kb.
Рабочая группа всс по подготовке предложений по развитию социального... 1 249.34kb.
Получение социального вычета при уплате страховых взносов по договору... 1 13.28kb.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 1 62.95kb.
Классификатор 1 44.38kb.
Закон о бюджете фонда социального страхования 2 435.98kb.
Закон о бюджете фонда социального страхования 1 500.34kb.
Учебная программа дисциплины «Право социального страхования» для... 1 372.73kb.
Совершенствование нормативно-правового регулирования бюджетного финансирования... 1 37.6kb.
Краткий обзор Термин «консьюмеризация ит-сферы» 1 108.43kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Фонд социального страхования пилотный проект - страница №1/4







ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ





ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ
Пособия ФСС по новым правилам

(«Эпиграф» Новосибирск 25.06.2012)


С 1 июля 2012 года в Новосибирской области вводится пилотный проект Фонда социального страхования РФ по переходу на прямые выплаты пособий работающим гражданам. О том, как будут оплачиваться больничные и декретные рассказали журналистам представители Новосибирского регионального Отделения ФСС России.

1 июля 2012 года Новосибирская область в числе шести регионов России вступает в пилотный проект Фонда социального страхования, который уже год действует в Нижегородской области и Карачаево-Черкесии. С 2014 года новый принцип взаимодействия работодателя и Фонда соцстрахования предполагается внедрить по всей стране.

Новый порядок назначения и выплаты пособий коснется всех граждан, состоящих в трудовых отношениях и получающих:

пособия по временной нетрудоспособности (в том числе в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием), по беременности и родам; единовременные пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременные пособия при рождении ребенка; ежемесячные пособия по уходу за ребенком.


После 1 июля эти пособия граждане будут получать не у своего работодателя, как было раньше, а напрямую из отделений ФСС на свой расчетный счет или через отделение федеральной почтовой связи.

Как отметил управляющий Новосибирским региональным отделением Фонда социального страхования РФ Александр Гурьянов, с введением новой системы для самого работника изменится лишь способ получения денег. Ему лишь надо написать заявление о способе получения пособия и указать свои реквизиты для перечисления средств. При этом наличие расчетных счетов является обязательным условием, так как проектом предусмотрена безналичная форма выплат. Вместе с заявлением передать своему работодателю документы, необходимые для назначения и выплаты пособия (листок нетрудоспособности, справка о рождении ребенка и т. д.). Компания передает их в филиалы регионального отделения Фонда.

Таким образом, работодателю не нужно рассчитывать и выплачивать пособия в части ФСС. Однако первые три дня временной нетрудоспособности будет, как и прежде, оплачивать компания. До 1 июля компания перечисляет в Фонд социального страхования лишь часть суммы взносов, оставшуюся после выплат пособий сотрудникам. После 1 июля выплату денег Фонд соцстраха будет производить напрямую гражданам после получения пакета документов.

С введением этого проекта работающие новосибирцы гарантированно получат пособие в 15-дневный срок, подчеркнул А. Гурьянов. Конечно, если работодатель вовремя передаст необходимые сведения. По мнению выступающих, новый принцип позволит исключить задержки в выплатах пособий, а также снизить зависимость сотрудников от финансового положения работодателя.


По мнению министра труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области Игоря Шмидта, принявшего участие во встрече с журналистами, проект позволит начать масштабную работу по освобождению работодателя от излишних функций, а также по наведению порядка в вопросах, касающихся выплаты пособий. Новый принцип выплаты пособий имеет целый ряд плюсов и для работающих граждан. Что касается расчетных счетов, губернатором поставлена задача, чтобы перечисления производились для удобства граждан через зарплатные карты.

«Проект имеет ряд преимуществ по сравнению с прежней системой, – продолжил И. Шмидт. – Во-первых, будет установлена прямая связь Фонда социального страхования и работника, последний становится застрахованным от недобросовестного работодателя. В случае если предприятие ликвидировано или нет возможности установить его местонахождение, работник теперь имеет возможность обратиться в Фонд социального страхования и получить причитающиеся ему выплаты. Во-вторых, что касается работодателей, то теперь они будут освобождены от несвойственной им функции операторов, в роли которых они выступали до сих пор, при расчете и выплате таких пособий. В-третьих, это позитивно скажется и на легализации заработной платы, потому что начисления теперь будут производить не работодатель, а Фонд социального страхования».


Кроме того, реализация проекта позволит контролировать каждый оплаченный больничный лист. Каждый лист, выданный медучреждением, будет возвращаться в ФСС и проверяться врачами-экспертами. Раньше фонд не мог отследить все больничные – листки о временной нетрудоспособности оставались у работодателя. Так, в 2011 году за счет средств Фонда социального страхования РФ пособия по временной нетрудоспособности работающим гражданам Новосибирской области оплачивались более 725 тыс. раз в объеме более 3, 6 млрд руб.
Часть денег начислялась необоснованно, по больничным, купленным на сером рынке, считает руководитель Отделения.

Оценить, сколько в регионе выдавалось поддельных больничных, можно будет примерно через год действия пилотного проекта, когда станет понятно, насколько сократилась сумма выплаченных пособий, отметил А. Гурьянов. Так, в Нижегородской области за год действия пилотного проекта эта сумма сократилась на 20%.







ОБЩАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА





ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА
Минтруд сводит счета пенсионеров

Он представит свой вариант

пенсионной реформы в июле

(«Коммерсантъ» 25.06.2012)



ДАРЬЯ НИКОЛАЕВА

Минтруд, подхвативший эстафету бывшего Минздравсоцразвития по реформированию пенсионной системы, в июле намерен представить свои предложения на публичное обсуждение. Пока в рабочей версии реформы Минтруда нет ничего принципиально нового — как и бывшее ведомство Татьяны Голиковой, министерство предлагает реформу досрочных пенсий, увеличение трудового стажа, включение в систему трудовых мигрантов и самозанятых, рост взносооблагаемого заработка до 1 млн руб. со снижением страхового тарифа до 20% и уходом от регрессии.

Как заявили "Ъ" в Минтруде, в июле министерство начнет публичные общественные дискуссии по поводу предложений по пенсионной реформе. Их итоги войдут в "Стратегию долгосрочного развития пенсионной системы до 2050 года", которая должна быть представлена правительству до 1 октября 2012 года. Среди целей реформы, которые уже определил Минтруд,— сокращение дефицита Пенсионного фонда втрое — с 2,3% до 0,8% ВВП к 2020 году.

Главное, на что делает ставку министерство в планируемой реформе 2014 года,— реформа института досрочных пенсий: это основное предложение Минтруда. Именно "досрочники", по оценке Пенсионного фонда, "тянут вниз" пенсионную систему. Досрочную пенсию получают 10,7 млн (32,9%) пенсионеров, из которых 4,9 млн (45%) продолжают работать. При этом люди, работающие во вредных условиях труда, ни в коем случае не должны потерять свои пенсионные права, подчеркивают в министерстве — речь идет о введении повышенного страхового тарифа для тех предприятий, которые сохраняют вредные и опасные рабочие места. Ранее схожие предложения уже высказывали представители бывшего Минздравсоцразвития (см. "Ъ" от 16 апреля). Экономия пенсионной системы при отказе от выплаты досрочных пенсий составит 0,5% ВВП к 2020 году.

Минтруд исходит из того, что пенсионная система должна быть трехуровневой, а именно включать государственное страхование (страховые взносы в Пенсионный фонд платит работодатель), корпоративный компонент (дополнительные взносы на пенсию платит работодатель) и личные накопления (работник копит на пенсию самостоятельно). Согласно рабочей версии предложений Минтруда от 30 мая (ее в пятницу опубликовало агентство "Финмаркет", и, как заверяют в министерстве, она уже несколько скорректирована), при условии участия пенсионеров во всех трех компонентах предлагаемой Минтрудом системы они будут получать пенсию вплоть до 80% утраченного заработка. Останется или нет в системе обязательный накопительный компонент и если останется, то в каком виде, в Минтруде не раскрывают.

При этом у Минтруда нет планов повышать пенсионный возраст. Тем не менее из майских рабочих предложений следует, что министерство не отказывается от введения нескольких категорий стажа, в том числе "повышенного минимального". Так, трудовой страж, необходимый для выхода на полную трудовую пенсию, должен составлять 45 лет для мужчин и 40 лет для женщин, для выхода на пенсию в 60 лет — не менее 15 лет. Сейчас, напомним, минимальный трудовой стаж для получения пенсии составляет всего пять лет. По планам Минтруда к 2020 году граждане будут получать пенсию в размере примерно 40% от их среднего заработка, но для этого трудовой стаж должен составлять не менее 30 лет.

Кроме того, Минтруд в майской версии реформы намерен сэкономить к 2020 году 0,45% ВВП за счет пенсионных взносов трудовых мигрантов и самозанятых — таксистов-частников, нянь и сиделок. Они будут платить взносы исходя из рассчитанной государством стоимости страхового года. Наполнить пенсионную систему деньгами Минтруд предлагает также за счет налогового маневра: увеличить взносооблагаемый годовой заработок до 1 млн руб. (сейчас 512 тыс. руб.) с одновременным снижением тарифа с 26% до 20% и уходом от регрессии — сейчас с зарплат свыше 512 тыс. руб. в год работодатель в Пенсионный фонд платит дополнительно 10%. Отметим, что для годового заработка в 1 млн руб. это будет означать рост взносов со 182 тыс. до 200 тыс. руб. в год.

Для принятия пенсионной стратегии Минтруду надо будет не только провести публичные дискуссии, но и согласовать реформу с экономическим блоком правительства. Минфин предлагал более радикальные меры: начинать поднимать пенсионный возраст с 2015 года до 63 лет и взамен нынешней индексации пенсий на уровень инфляции и на уровень повышения доходов Пенсионного фонда повышать их на коэффициент, равный среднему значению между инфляцией и ростом зарплаты за прошедший год.


Пенсия по смерти

Минтруд предлагает увеличить непрерывный стаж

до 45 лет для мужчин и до 40 лет для женщин
(«Независимая газета» 25.06.2012)

АНАСТАСИЯ БАШКАТОВА

Минтруд в конце прошлой недели направил в правительство проект пенсионной реформы, который оценили как чрезвычайно жесткий и даже драконовский. Для получения полной трудовой пенсии нужно будет проработать не менее 45 лет для мужчин и не менее и 40 лет для женщин. Это значит, что выпускники вузов или матери, которые брали отпуск по уходу за детьми, смогут получать нормальную пенсию лишь после 67–69 лет. Без указанного стажа граждане будут получать лишь усеченную пенсию.

Для ликвидации пенсионного дефицита будут увеличены налоги на зарплаты свыше 68 тыс. руб. в месяц, а для более скромных зарплат страховые сборы будут понижены. Кроме того, пенсионным налогом будут обложены мигранты и граждане «свободных профессий» – такие как няни, домработницы и таксисты. В Минтруде надеются, что новая реформа стабилизирует пенсионную систему и увеличит размер пенсии. Эксперты считают иначе: эти меры простимулируют рост теневой занятости, серых зарплат, а также демотивируют граждан к повышению квалификации и получению высшего образования.

Новое Министерство труда и социальной защиты подготовило собственный вариант пенсионной реформы, в рамках которой чиновники, похоже, планируют взять россиян в ежовые рукавицы. В конце прошлой недели ведомство Максима Топилина направило в правительство соответствующий документ (об этом сообщил «Финмаркет» со ссылкой на имеющийся в его распоряжении документ).

По версии Минтруда, реформа обеспечит россиян к 2020 году пенсией в размере 40% от их среднего заработка. Это будет «адекватная жизненным потребностям пенсионера» сумма, которая в два-три раза превысит прожиточный минимум пенсионера – уверены в ведомстве. На данном этапе коэффициент замещения в РФ колеблется в среднем на уровне 36%. Минтруд добавляет: россияне смогут получить и 70% от утраченного заработка. Правда, для этого им придется принять участие не только в государственной пенсионной системе, когда работодатель платит за работника взносы в Пенсионный фонд, но и в корпоративной, когда предприятие предоставляет работнику корпоративную пенсию, а также в частной, когда работник сам добровольно накапливает средства на старость в негосударственных пенсионных фондах, банках и т.д. Насколько достижимо на практике соблюдение сразу трех условий – ведомство не поясняет.

В своем проекте Минтруд обещает сократить дефицит пенсионной системы в три раза. К 2020 году дефицит составит, по расчетам ведомства, 0,8% ВВП против сегодняшних 2,3% ВВП. Для этого, однако, потребуется заметно ужесточить условия получения пенсий. Во-первых, Минтруд намерен увеличить необходимый для получения так называемой полной трудовой пенсии стаж – до 45 лет для мужчин и 40 лет для женщин. Для выхода на пенсию в 60 лет страховой стаж не должен быть менее 15 лет.

Во-вторых, Минтруд хочет включить в пенсионную систему – а следовательно, заставить платить страховые взносы в Пенсионный фонд – трудовых мигрантов, лиц «свободных профессий» и самозанятых, таких как таксист-частник, сиделка, няня и др. В-третьих, Минтруд намерен изменить ставку страховых взносов с текущих 26% до 20% и распространить эту ставку на зарплаты до 1 млн. руб. в год, а не до 512 тыс. руб. в год, как сейчас. Кроме того, ведомство фактически создаст условия для отмены самими предприятиями досрочных пенсий. Как замечают информагентства, в документах ведомства нет ни слова о повышении пенсионного возраста.

Между тем эксперты «НГ» увидели в проекте реформы циничную игру слов, когда якобы отмененное повышение пенсионного возраста заменяется более жестким требованием сверхвысокого стажа. Как замечает зампредседателя комитета по бюджету и налогам Госдумы Оксана Дмитриева, в варианте Минтруда речь идет о радикальном, «лавинообразном» повышении стажа, которое коснется всех и сразу и которое равноценно резкому повышению пенсионного возраста. Директор научных программ Независимого института социальной политики Лилия Овчарова добавляет, что на этом фоне инициатива Минфина плавно и постепенно повысить пенсионный возраст выглядит очень мягкой и привлекательной. Напомним, в апреле 2012 года Минфин предлагал начать повышать пенсионный возраст до 63 лет для мужчин и женщин (сейчас – 60 и 55 соответственно), прибавляя по три месяца в год для мужчин и по шесть месяцев – для женщин. Куда честнее и безболезненнее было бы повысить пенсионный возраст, а не резко поднять стаж, считает Овчарова. Эксперт назвала реформу Минтруда «антинародной».

Как правило, у молодых россиян трудовая карьера начинается с 21–23 лет. А если же речь идет о студентах медицинских вузов или аспирантах, то начало трудовой деятельности откладывается еще на несколько лет. Получается, что мужчины могут надеяться на полную пенсию лишь к 70 годам, а женщины – к 65. Что это, как не повышение пенсионного возраста? Такая мера среди прочего может дестимулировать россиян к получению высшего образования или к повышению квалификации.

Ситуация усугубляется тем, что стаж должен быть непрерывным, иначе работник сможет претендовать лишь на минимальный размер пенсии. Эксперты уверены: проработать непрерывно 40–45 лет невозможно и мужчинам, и в особенности женщинам.

В России остро стоит проблема теневого сектора, есть граждане, которые прерывают стаж и продолжают работать без официального оформления заработка. Это значит, что получить полную трудовую пенсию многие не смогут фактически никогда – указывает Оксана Дмитриева.

Похоже, и сами чиновники уже не скрывают, что для них самое главное – как можно дольше не платить старикам пенсию. «Можно сделать так, что если гражданин выходит на пенсию в 60–65 лет, он будет после 65 лет получать более высокую пенсию. Если мы меняем формулу расчета пенсий, то период дожития сокращается, а пенсия может быть увеличена в 1,6 раза», – сказал в конце прошлой недели глава Минфина Антон Силуанов. Другими словами, чиновник прямо признает, что речь идет о повышении пенсионного возраста. Ведь «сокращение периода дожития» и «повышение пенсионного возраста» – это просто синонимы.

Идею заставить трудовых мигрантов и людей «свободных профессий» делать отчисления в Пенсионный фонд эксперты назвали как минимум неперспективной. Для этого нет институциональных возможностей. Не совсем понятно, как это организовать, как учесть всех самозанятых и всех нелегальных мигрантов, которых значительно больше, чем легальных. Более того, если на таких работников наложат пенсионные обязанности, то, значит, в будущем у них появятся и пенсионные права. Сможет ли и захочет ли государство профинансировать потом эти права – большой вопрос. Такая инициатива дополнительного налогообложения простимулирует рост нелегальной, теневой занятости, считают эксперты.

Уходом зарплат в тень грозит также идея изменить ставку страховых взносов. Ведь в Минтруде нагрузка на высокие зарплаты увеличивается. Так, для работников с годовым заработком в 1 млн. руб. отчисления в Пенсионный фонд вырастут почти на 20 тыс. руб. Условной границей, с которой начинается рост налоговых отчислений, станет зарплата 68,3 тыс. руб. в месяц.


Классовая борьба усиливается

после пенсии

Почему у людей, которые закончили свою трудовую жизнь,

доход сокращается в четыре раза по сравнению

с их заработной платой
(«Новая газета» № 69/12)

ТАТЬЯНА МАЛЕВА

Пенсии были, есть и остаются самой весомой статьей социальных расходов. Расходы на них непрерывно растут не только у нас, но и во всем постиндустриальном обществе. Постиндустриальное общество — это конкуренция не на товарных рынках, а в сфере компетенций. А это значит, что многократно увеличивается роль человеческого фактора. И для его развития в первую очередь необходима поддержка социальной сферы. Но наш ли это случай? Действительно ли мы можем сказать, что тот рост социальных расходов, который происходит в России, — это те самые инвестиции в человеческий капитал, которые потом с лихвой вернутся в виде роста производительности труда и эффективности экономики?

Конечно, это не совсем наш случай.

Во-первых, мы еще не находимся в постиндустриальном обществе, разве что одной ногой там. Вторая нога еще глубоко завязла в обществе традиционном. Поэтому в России рост социальных расходов — это попытка поддержания социальной стабильности, выполнение предвыборных обещаний и восполнение тех долгов, которые накопило российское государство на протяжении многих лет. В пенсионной сфере лишь в 2010 году уровень реального размера пенсии достиг докризисного уровня 1991 года, когда при вступлении в экономические реформы случился начальный обвал уровня пенсий. То есть произошло восстановление реального размера пенсий, но не их рост.

Во-вторых, старение общества, при котором все больше и больше ресурсов требуется для выполнения обязательств в отношении пожилых, — это нормальное явление, и, как и в большинстве стран мира, расходы на пенсии в России растут. Если в 2007 году мы тратили на все пенсионное обеспечение 5% ВВП, то в 2011-м эта цифра достигла уже почти 9%. Такой рост, по проценту в год, могут себе позволить только богатейшие страны мира, к которым мы не относимся. Когда говорят: в Германии на пенсии тратят еще больше, — то забывают, что это высоко экономически развитая страна, в которой очень многие другие проблемы решены: построены дороги, создана технологическая инфраструктура, необходимая для постиндустриальной экономики, обустроено жизненное пространство. Именно поэтому они и могут себе позволить много тратить на пенсии. У нас же ничего этого нет.

Поэтому давайте отдавать себе отчет: чем больше средств мы расходуем на пенсии, тем меньше сможем вложить во что-то иное, зачастую не менее важное: в здравоохранение, образование, создание нормальных условий для работы и жизни. Если при нашем состоянии экономики мы увеличиваем пенсии, то это не просто акт доброй воли: поощряя одну демографическую группу, мы очень жестоко наказываем другую — детей и семьи с детьми. У нас есть регионы, где детское пособие до сих пор составляет 100 рублей. В целом в Российской Федерации размеры пособия на ребенка в малообеспеченных семьях (а пособие полагается только им) после достижения полутора лет составляет 6,7% от прожиточного минимума. Для страны, которая борется с демографическим кризисом, эта цифра постыдна.

Главным критерием эффективности пенсионной системы может быть только достойный размер пенсии. А у нас он низкий. Согласитесь, можно либо мало отдавать в пенсионную систему и платить низкие пенсии, либо много отдавать и соответственно много получать. Мы же идем по худшему сценарию: тратим чуть ли не больше всех, а пенсии платим очень маленькие.

Происходит это прежде всего потому, что внутри нашей пенсионной системы происходит борьба двух функций. Первая функция — борьба с бедностью. Вторая функция — страховая как компенсация утраченного заработка. Первая функция все эти годы имела приоритет. И в середине 2000-х годов борьба с бедностью наконец принесла свои плоды: средний уровень пенсии сравнялся, а потом и превысил официальный порог бедности (прожиточный минимум пенсионера). Но пока мы выигрывали одну войну, проиграли другую: так называемый коэффициент замещения (соотношение пенсии и заработка) падал все ниже и ниже и достиг наконец фантастической цифры — целых 25%! То есть у людей, которые закончили свою трудовую жизнь, доход сокращается в четыре раза по сравнению с их заработной платой. И это при том, что сами зарплаты в стране прискорбно низки.

В конечном итоге политика государства заключается в том, что в виде пенсий оно станет нам предлагать нечто похожее на прожиточный минимум, остальное мы должны будем обязаны «добрать» сами. В этом была бы логика, если бы не нарушался фундаментальный принцип. Государство, коль скоро оно социальное, должно выполнять обязательства. Но это не всегда обязательства денежные. Если есть деньги, давай деньги. Если нет денег, государство должно предложить институты, которые позволяют решить ту или иную проблему. Но таких институтов в пенсионной сфере государство так и не создало.

В чем сегодня состоит выбор? Наша экспертная группа «Стратегия-2020» считает, что пенсия должна обеспечивать работнику приемлемую долю по отношению к заработной плате. В этом принцип страхования. Наши оппоненты из Министерства здравоохранения и социальной защиты формально соглашаются. Да, говорят они, но только не страхование заработка, а страхование от бедности. Словом, платите всю трудовую жизнь, а потом возьмите, пожалуйста, ваш прожиточный минимум (или полтора-два) и ни в чем себе не отказывайте. От такого поворота особенно «возрадуется» российский средний класс. Вот такое несовпадение взглядов на природу пенсионного страхования. Все дальнейшие события в пенсионной системе будут разворачиваться в зависимости от того, какая из этих точек зрения победит.



Автор — директор Института гуманитарного развития мегаполиса (ИГРМ), руководитель экспертной группы «Реформа пенсионной системы» «Стратегии-2020»

ЗДРАВООХРАНЕНИE
Причины смерти россиян

установят на примере 20 тыс. человек

На небывалое по масштабам исследование

отечественных кардиологов будет потрачено

100 млн рублей
(«Известия» 25.06.2012)

КОНСТАНТИН ПУКЕМОВ

В России стартует беспрецедентное по масштабам медико-социологическое исследование «Эпидемиология сердечно-сосудистых заболеваний в регионах РФ» (ЭССЗ), к участию в котором планируется привлечь порядка 20 тыс. человек из 12 регионов. Цель мероприятия — выяснить, что чаще всего убивает россиян в полном расцвете сил: курение, алкоголь, дурная наследственность или иные факторы.

В Томске и Воронеже уже выбирают региональных операторов для проведения работ, рассказали в ФГБУ «Российский кардиологический научно-производственный комплекс» (РКНПК). Помимо этого учреждения проект выполняют еще два центра Минздрава — ФГБУ «Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины» и ФГБУ «Центр сердца, крови и эндокринологии им. В.А. Алмазова». Общая стоимость исследования составит порядка 100 млн рублей.

— В России исследований такого масштаба никогда прежде не проводили, — говорит автор идеи исследования, руководитель отдела эпидемиологии неинфекционных заболеваний Государственного научно-исследовательского центра профилактической медицины Светлана Шальнова.

Проект должен помочь выполнить два распоряжения Владимира Путина, которые он дал в день своей инаугурации: обеспечить снижение смертности от болезней системы кровообращения до 649,4 случая на 100 тыс. населения (с 749,0 на 100 тыс. человек в январе-декабре 2011 года ) и увеличить среднюю продолжительность жизни до 74 лет (в 2011 году — 68,6 года).

В документах Минздрава необходимость исследования объясняют экономическими причинами: «В трудоспособном возрасте, на который ложится основное бремя выработки внутреннего валового продукта и от величины которого зависят благосостояние и процветание нации, 31,4% всех смертей составляют сердечно-сосудистые заболевания... В 2008–2009 годах экономический ущерб от сердечно-сосудистых заболеваний превысил 1 трлн рублей и составил 3% от ВВП страны».

Сегодня уровень смертности от сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ) среди российских мужчин в 4,7 раза (от ишемической болезни сердца — в 7,2, от инфаркта миокарда — в 9,1 и от цереброваскулярных болезней — в 3,4 раза) превышает аналогичные показатели среди женщин. Расчеты показывают, что при предотвращении преждевременных смертей только от ССЗ можно было бы увеличить ожидаемую продолжительность жизни российских мужчин на 3,5, женщин — на 1,9 года.

Шальнова называет сложившуюся ситуацию «феноменом высокой смертности в России» — у страны одни из самых худших в мире показателей гибели людей от сердечно-сосудистых заболеваний, но никто не знает, почему.

Проблема массовой гибели людей из-за проблем с сердцем волновала и чиновников Советского Союза. В стране даже действовали два медицинских центра, которые специализировались на эпидемиологии сердечно-сосудистых заболеваний и в 70–80-е годы прошлого века страна участвовала в международных проектах в этой области. На тот период, по словам специалистов, пришелся расцвет эпидемиологии сердечно-сосудистых заболеваний. Но в 1990-е годы финансирование этой сферы исследований прекратилось, несмотря на то что именно тогда темпы роста смертности от сердечно-сосудистых заболеваний были самыми высокими за все время наблюдения.

Сейчас медикам известна только одна нечеткая зависимость — до 70% сердечно-сосудистых смертей связаны со стандартными факторами риска: артериальной гипертонией, генными факторами (нарушения углеводного и липидного обмена), ожирением, курением, чрезмерным употреблением алкоголя, низкой физической активностью. По словам Шальновой, благодаря новому исследованию станет понятно, сколько людей с определенными патологиями, определенным образом жизни и привычками, в какой именно степени подвержены появлению сердечно-сосудистых заболеваний и смертности от них.

В каждом из 12 регионов на обследование пригласят по 2 тыс. случайных людей (предполагают, что придут не меньше 1,6 тыс. человек). Все они ответят на анкетные вопросы о своем образе жизни, дурных привычках и пройдут полное медицинское обследование. Сопоставив данные из анкет с результатами медицинских анализов, проследив за обследуемыми в течение трех лет и зафиксировав факты и причины смерти, медики узнают о всех зависимостях.

— Благодаря тому, что в списке для исследования будут регионы с различными климатогеографическими, экономическими и демографическими характеристиками, выборка станет репрезентабельна. Мы сможем эти данные экстраполировать на всю популяцию. То есть получим реальную картину о распространенности факторов риска в России, сможем оценивать вероятность развития неблагоприятных событий, эффективней бороться с ними, — объясняет заместитель генерального директора РКНПК Юрий Карпов.

Авторы идеи отмечают, что исследование позволит откорректировать погрешности государственной политики в области здравоохранения — ведь данные по заболеваемости в России собираются только по обращаемости. В результате факторы риска выявляются только у тех, кто пришел в поликлинику, а часть больных не доходит до врача и не учитывается официальной статистикой.


следующая страница >>



Мой стакан невелик, но я пью из своего стакана. Альфред де Мюссе
ещё >>