Фонд 9527 «комитета народного контроля ссср» об эффектах и парадоксах народного контроля в СССР в 1965 – 1991 гг. - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Строительные нормы и правила 6 949.65kb.
Строительные нормы и правила 6 868.73kb.
Строительные нормы и правила 6 830.63kb.
Как работали в СССР 1 275.86kb.
Государственный строительный комитет СССР 36 2814.06kb.
Постановление От 4 декабря 1965 г. N 780/36 об утверждении правил... 1 82.67kb.
История полиции на московском метрополитене 11 мая 1935 года в соответствии... 1 34.36kb.
Постановление От 31 января 1985 г. N 31/3-30 об утверждении "общих... 24 4127.97kb.
Музей истории мпгу 1 110.68kb.
Строительные нормы и правила 17 3327.22kb.
Письмо Министерства народного образования рсфср от 14. 11. 88 N 17-253-6 3 405.72kb.
Государственный художественный музей Алтайского края 1 15.96kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Фонд 9527 «комитета народного контроля ссср» об эффектах и парадоксах народного контроля - страница №1/1

С. Е. Мишенин

кандидат исторических наук,

Кемеровский государственный университет

(г. Кемерово)


ФОНД 9527 «КОМИТЕТА НАРОДНОГО КОНТРОЛЯ СССР» ОБ ЭФФЕКТАХ И ПАРАДОКСАХ НАРОДНОГО КОНТРОЛЯ В СССР В 1965 – 1991 ГГ.
(на материалах железных дорог Западной Сибири)

Середина 1960-х гг. стала периодом системных преобразований советского общества. Одним их звеньев этого преобразования была обновленная система контроля. Организации народного контроля в 1960-1980-е гг. посвящены отдельные специальные исследования, в том числе и западно-сибирских авторов. Но создавались они главным образом до 1990-х гг. в рамках той парадигмы исторического знания. К настоящему времени интерес к этой проблематике ослаб. Возвращение к ней – одно из условий формирования реальных исторических представлений.

Вопросам организации контроля посвящен широкий круг исторических источников. Часть их сосредоточена в Российском государственном архиве экономики, в фонде 9527 «Комитет народного контроля СССР». Материалы проверок и рейдов, сопутствующие им другие документы позволяют очертить круг вопросов по организации народного контроля в СССР в 1960-1980-х гг., его эффекты и парадоксы.

Смысл преобразований системы контроля СССР с середины 1960-х гг. до 1991 г. был в том, чтобы формально освободить ее от явной и открытой опеки КПСС, сделать его (хотя бы внешне) всенародным, сделать независимым от исполнительной власти. Сообразно этому партийно-государственный контроль в СССР был преобразован в самостоятельный народный контроль СССР. Уже в этом можно усматривать хотя бы внешнюю либерализацию советского режима.

За сравнительно короткий срок сложилась вполне логичная система контроля. Она включала в себя разветвленную структуру органов и организаций, которые потенциально проникали во все сферы общественной жизни. Это – первый эффект. Второй эффект был в том, что потенциально практически каждый гражданин СССР мог активно или пассивно сотрудничать с данными органами. Третий эффект заключался в том, что была отработана формальная процедура работы органов народного контроля и его дозорных, отработана до принятия законов и подзаконных актов. Формально это позволяло развивать традицию отмирания государства.

Но конкретно исторически процесс завершился парадоксом – отмиранием не государства, а крахом самого советского строя, в том числе и органов народного контроля. Выведем парадоксы в развитии народного контроля.

Сам «догоняющий» стиль развития объективно предъявляет высокие требования к субъективному фактору. А «революция в доходах», прежде всего, для работников аппарата управления и «теневиков» нейтрализовала эту возможность для контролирующих органов. Не готова к этому контролю была и значительная часть общества. Это – главная объективная причина неудач контроля.



Другой парадокс заключался в технологической стороне работы самого контроля. Обычно проверялось не то, что требовал реальный ход истории, а то, что считал нужным соответствующий аппарат управления. Так, для многих проверок, организуемых отделом транспорта и связи комитета народного контроля СССР, отправной точкой служили решения ЦК КПСС, СМ СССР, соответствующего министерства. Они требовали определенных управляемых итогов и ожидаемых решений, в которых фигурировали не государственные и политические выводы, а выводы сугубо технологические с формулировками «обратить внимание…», «усилить контроль…» и т. д.

Вопрос в том, почему сложилась эта его часть? Кратко ответ может быть представлен так: главную роль сыграли три фактора. Это прямое следствие «революции в доходах», которая стимулировала накопительные процессы на индивидуальном уровне, либерализации советской системы, историческая усталость масс и особенно руководства от напряженного режима «догоняющего развития». Советская система преодолена. Но факторы, подорвавшие ее, действуют. В числе других они в числе других не позволяют совершить мобильный исторический маневр и выдвинуть постсоветское пространство в лидеры мирового процесса.




Рок-журналистика: парней, не умеющих говорить, интервьюируют парни, не умеющие писать, чтобы было что почитать парням, не умеющим читать. Фрэнк Заппа
ещё >>