Физическая культура для студентов первого курса всех специальностей - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа дисциплины для студентов всех специальностей заочной формы... 1 186.75kb.
Методические рекомендации для подготовки к практическим занятиям... 5 515.31kb.
И в любом техническом вузе). Курс состоит из следующих глав (разделов) 1 35.92kb.
Физическая культура народов бывшего СССР с древнейших времен до начала... 1 159.81kb.
Тематика теоретического раздела для компьютерного тестирования студентов... 3 656.2kb.
Программа вступительных экзаменов для института физической культуры... 1 280.99kb.
Учебно-практическое пособие для студентов 1 курса всех специальностей... 12 1300.37kb.
Методические указания для студентов 1 курса заочного обучения (07) 5 383.37kb.
Спортивные достижения и результаты студентов специальности «Физическая... 1 48.2kb.
Учебно-Методические указания для студентов 2-го курса всех специальностей... 4 351.99kb.
Вопросы и ответы для контрольной работы по экологии за I семестр... 1 102.15kb.
Легкая атлетика I. Общие правила 1 274.56kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Физическая культура для студентов первого курса всех специальностей - страница №1/3

Составители: Д.С. Токер, Л.Г. Шиховцова, Ю.В. Шиховцов.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

для студентов первого курса

всех специальностей

дневной формы обучения
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ТЕОРЕТИЧЕСКОМУ ЗАЧЕТУ

Основное и специальное учебное отделение

Первый семестр

  1. Физическая культура и спорт, как социальные феномены общества.

  2. Основные критерии, определяющие уровень развития физической культуры различных народов, стран, наций. Современное состояние физической культуры и сорта в России.

  3. Физическая культура личности. Деятельная сущность физической культуры в различных сферах жизни.

  4. Проблема формирования мотивационно-ценностных ориентаций и отношения студентов к физической культуре.

  5. Физическая культура как учебная дисциплина высшего профессионального образования. Цель и задачи физической культуры в вузе.

  6. Программное построение курса физического воспитания в вузе. Зачетные нормативы и требования.

  7. Формы физического воспитания студентов.

  8. Организация и содержание учебного процесса по физическому воспитанию в основном, специальном и спортивном отделении.

  9. Понятие “физическая культура”. Структура физической культуры.

  10. Понятие “физическое воспитание”. Основные направления физического воспитания.

  11. Понятие “физическое совершенство”. Основные показатели физического совершенства.

  12. Понятие “физическое развитие”. Факторы, влияющие на физическое развитие.

  13. Понятия “физическое образование” и “физкультурное образование”.

  14. Понятия “физические качества” и “физические способности”.

  15. Понятия “физическая подготовка”, “физическая подготовленность” и “физическая готовность”.

  16. Понятие “спорт”. Характерные признаки спорта.

  17. Понятие “физическая рекреация”. Формы и характерные черты физической рекреации.

  18. Понятие “двигательная (физическая) реабилитация”. Основные требования, предъявляемые к двигательной реабилитации.

  19. Возникновение легкой атлетики. Олимпийские игры Древней Греции.

  20. Общая характеристика спортивной ходьбы и беговых видов легкой атлетики. Их значение для сохранения и улучшения здоровья, бодрости и трудоспособности людей разного возраста.

  21. Формы и организация занятий оздоровительным бегом и ходьбой. Основы техники оздоровительного бега и ходьбы.

  22. Требования, предъявляемые к трассам оздоровительно бега. Гигиена и самоконтроль занимающихся оздоровительным бегом и ходьбой.

  23. Основы техники бега на короткие дистанции. Физические качества, способствующие повышению результативности бега на короткие дистанции. Методика их воспитания.

  24. Основы техники бега на средние дистанции. Физические качества, способствующие повышению результативности бега на средние дистанции. Методика их воспитания.

  25. Прыжки в высоту: способы (краткая характеристика).

  26. Прыжки в длину: виды, способы (краткая характеристика).

  27. Виды метаний в легкой атлетике (краткая характеристика).

  28. Виды легкоатлетических многоборий (краткая характеристика).

  29. Легкая атлетика в системе физического воспитания вуза.

  30. Современное состояние легкоатлетического спорта в России.

  31. История возникновения и развитие баскетбола.

  32. Баскетбол в системе физического воспитания вуза.

  33. Классификация техники игры в баскетбол.

  34. Правила соревнований по баскетболу: место игры, оборудование и инвентарь.

  35. Правила соревнований по баскетболу: основные положения ведения игры.

  36. Основы техники перемещений, остановок и прыжков в баскетболе. Стойка баскетболиста.

  37. Основы техники владения мячом в баскетболе.

  38. Основы техники овладения мячом в баскетболе.


Второй семестр

  1. Понятие “здоровье”, его содержание и критерии.

  2. Функциональные возможности проявления здоровья в различных сферах жизнедеятельности.

  3. Влияние образа жизни, окружающей среды, наследственности и здравоохранения на здоровье.

  4. Здоровье в иерархии потребностей и ценностей культурного человека.

  5. Содержательные особенности составляющих здорового образа жизни: режим труда, отдыха, питания, закаливания, профилактика вредных привычек.

  6. Содержательные особенности составляющих здорового образа жизни: учет экологии окружающей среды, требования санитарии и гигиены, культура межличностного обучения, сексуального поведения, психофизическая саморегуляция.

  7. Ценностные ориентации студентов на здоровый образ жизни.

  8. Отражение здорового образа жизни в формах жизнедеятельности студентов.

  9. Жизненные, психологические, функциональные и поведенческие категории здорового образа жизни.

  10. Физическое самовоспитание и самосовершенствование как необходимое условие здорового образа жизни.

  11. Распорядок дня. Зависимость человеческого организма от биоритмов.

  12. Гигиена сна.

  13. Гигиена питания.

  14. Вредные привычки и их профилактика.

  15. Гигиенические основы закаливания.

  16. История возникновения и развития волейбола.

  17. Волейбол в системе физического воспитания вуза.

  18. Сущность и краткая характеристика игры в волейбол.

  19. Правила соревнований: место для игры, инвентарь и оборудование.

  20. Правила соревнований: основные положения ведения игры.

  21. Классификация техники игры в волейбол.

  22. Основы техники перемещений, остановок и прыжков в волейболе.

  23. Основы техники верхней передачи. Классификация передач.

  24. Основы техники нижней передачи.

  25. Основы техники подачи. Разновидности подач.

  26. Основы техники нападающего удара. Разновидности нападающих ударов.

  27. Основы техники блокирования. Разновидности блокирования.


Дополнительные вопросы

для специального учебного отделения

Первый семестр

  1. История возникновения и развития настольного тенниса.

  2. Настольный теннис в системе физического воспитания вуза.

  3. Правила соревнований по настольному теннису: место игры, инвентарь и оборудование.

  4. Правила соревнований по настольному теннису: основные положения ведения игры.

  5. Понятия “здоровье” и “болезнь”.

  6. Внешние и внутренние причины болезни.

  7. Основные требования к организации, содержанию и методике проведения занятий в специальном учебном отделении.

Второй семестр

  1. Резервные возможности здорового организма.

  2. Резервные возможности организма, перенесшего заболевание.

  3. Резервные возможности сердечно-сосудистой системы и пути их совершенствования.

  4. Резервные возможности дыхательной системы и пути их совершенствования.

  5. Характеристика оздоровительной ходьбы, как средства оздоровления после перенесенного заболевания.

  6. Характеристика оздоровительного бега, как средства оздоровления после перенесенного заболевания.

  7. Использование основных средств физической культуры в качестве средств восстановления после перенесенного заболевания.

  8. Характеристика способов держания теннисной ракетки.

  9. Основы техники перемещений в настольном теннисе. Стойка теннисиста.

  10. Основ техники ударов в настольном теннисе. Разновидности ударов.


ПРИМЕРНЫЕ ТЕСТЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ТЕОРЕТИЧЕСКОМУ ЗАЧЕТУ
1. К разновидности какого общественного явления относится физическая культура:

а - спорт;

б - культура;

в - научно-технический прогресс;

г - физическое воспитание?

2. С каким понятием принято связывать процесс изменения естественных морфо-функциональных свойств организма в течение индивидуальной жизни:

а - физическое совершенство;

б - физическая подготовка;

в - физическое состояние;

г - физическое развитие?

3. В каком из ответов наиболее адекватно отражена сущность гипокинезии:

а - недостаточная двигательная активность;

б - пониженное приложение силы при выполнении двигательных действий;

в - хроническое умственное и физическое утомление;

г - перетренированность?

4. Какой вид физической культуры характеризуется как игровая деятельность, связанная с сопоставлением физических и духовных сил человека, протекающая в форме состязаний и имеющая общественное признание:

а - неспецифическое физическое образование (физическое воспитание);

б - спорт

в - физическая рекреация;

г - двигательная реабилитация?

5. Что относится к малым формам занятий физическими упражнениями:

а - утренняя гигиеническая гимнастика;

б - самостоятельные тренировочные занятия;

в - физкультпаузы и физкультминутки;

г - собственно спортивные соревнования?

6. От какого из перечисленных ниже факторов в наибольшей мере зависит состояние здоровья человека:

а - генетика, биология человека;

б - внешняя среда, природно-климатические условия;

в - образ жизни;

г - здравоохранение, медицинская активность?

7. Какие приемы относятся к технике баскетбола:

а - ведение и передача;

б - бросок;

в - вырывание и выбивание;

г - нападающий удар?

8. Какие тактические приёмы в баскетболе относятся к защитным:

а - быстрый отрыв;

б - прессинг;

в - индивидуальная;

г - постановка заслона?

9. Кто из нижеперечисленных специалистов физической культуры является родоначальником игры в волейбол:

а - Д.Нейсмит;

б - В.Морган;

в - П.Ф.Лесгафт;

г - П.де Кубертен?

10. К каким действиям в волейболе относится передача мяча двумя руками сверху:

а - атакующие действия;

б - защитные действия;

в - отвлекающие действия?

11. Какие виды лёгкой атлетики проводятся на соревнованиях вне стадиона:

а - ходьба 50 км;

б - марафон – 42 км 195 м;

в - часовой бег;

г - бег на 10000 м?

12. По какому из указанных ниже видов прыжков не проводятся официальные соревнования:

а - прыжок в высоту с разбега;

б - прыжок с шестом;

в - прыжок в длину с места;



г - тройной прыжок?
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ И ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ИХ ОФОРМЛЕНИЮ

(для студентов, освобожденных от практических занятий

на длительный период)

Первый семестр

  1. Физическая культура в системе общечеловеческих ценностей и профессиональной подготовки студентов вузов.

  2. Гигиенические основы физической культуры.

  3. Естественнонаучные основы физической культуры.

  4. Физическая культура как учебная дисциплина высшего профессионального образования.

  5. Программное построение курса физического воспитания студентов. Зачетные нормативы и требования.

  6. Социальное значение физической культуры и спорта. Международное спортивное движение.

  7. Современный понятийный аппарат теории физической культуры.

  8. Общая физическая, специальная и спортивная подготовка в процессе занятий по физическому воспитанию в вузе.

  9. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями.

  10. Организация активного досуга и соревнований по спортивным играм по официальным правилам и по свободному регламенту (вид спортивной игры – по выбору).

  11. Взаимосвязь различных видов воспитания в процессе физического воспитания.

  12. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов гуманитарныхэкономиче специальностей. Физическая культура в научной организации труда.

  13. Двигательный режим в период экзаменационных сессий и напряженных умственных нагрузок.

  14. Основы методики “круговой” тренировки. Элементы “круговой” тренировки в домашних условиях.

  15. Основы физического воспитания молодой семьи.

  16. Тренажеры, приспособления и устройства в индивидуальных оздоровительных программах.

  17. Современные представления о красивой фигуре и пропорциях тела. Методика корригирующей гимнастики, направленной на исправление дефектов фигуры (гимнастика для “проблемных” зон).

  18. Основы методики регуляции эмоциональных состояний человека (аутотренинг, психофизическая тренировка, медитация и др.)

  19. Значение ходьбы и беговых видов легкой атлетики для сохранения и улучшения здоровья, бодрости, трудоспособности людей разного возраста.

  20. Спорт в системе социальных явлений.

  21. Характеристика физических способностей человека и методы их воспитания (на примере одного физического качества – по выбору студента).

  22. Нетрадиционные виды физических упражнений и спорта.


Второй семестр

  1. Основы методики проведения подготовительной части занятий по физическому воспитанию (спортивные игры).

  2. Основы методики проведения подготовительной части занятия по физическому воспитанию (легкая атлетика).

  3. Основы методики проведения основной части занятий по физическому воспитанию (спортивные игры).

  4. Основы методики проведения основной части занятий по физическому воспитанию (легкая атлетика).

  5. Основы методики проведения заключительной части занятий по физическому воспитанию.

  6. Основы методики воспитания силовых способностей в процессе занятий физическими упражнениями и спортом.

  7. Основы методики воспитания скоростных способностей в процессе занятий физическими упражнениями и спортом.

  8. Основы методики воспитания выносливости в процессе занятий физическими упражнениями и спортом.

  9. Основы методики воспитания двигательно-координационных способностей в процессе занятий физическими упражнениями и спортом.

  10. Основы методики воспитания скоростных способностей в процессе занятий физическими упражнениями и спортом.

  11. Основы методики воспитания гибкости в процессе занятий физическими упражнениями и спортом.

  12. Некоторые аспекты регулирования мышечной и “пассивной” массы тела.

  13. Основы методики составления и проведения базовых вариантов утренней гигиенической гимнастики с оздоровительной направленностью.

  14. Основы методики составления и проведения базовых вариантов утренней гигиенической гимнастики с тренировочной направленностью.

  15. Физическая культура в режиме трудового (учебного) дня.


ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ОФОРМЛЕНИЮ РЕФЕРАТОВ

Текст письменной работы должен быть оформлен в соответствии с требованиями конкретного академического учреждения. У каждого учебного заведения могут быть собственные достаточно оригинальные требования к форме той или иной письменной работы. Однако существуют универсальные требования к оформлению рефератов.


Общие требования

Текст письменной работы должен быть представлен в виде четкой с распечатки с ЭВМ. Компьютерная распечатка реферата выполняется на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210 х 297 мм) следующим образом. В программе «Microsoft Word» текст, как правило, печатается шрифтом «Times New Roman», размер шрифта – 14, интервал – 1,5 с соблюдением размера полей: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее и нижнее – по 25 мм; при наборе таблиц размер шрифта меняется на 12 (в шрифте «Courier New» шрифт текста – 12, таблиц – 10).

Насыщенность букв и знаков в строке должна быть ровной и однотипной. Примесь частично напечатанных отдельных букв, цифр, слов, вписанных от руки, не допускается.

Таблицы, рисунки, чертежи, схемы, графики как в тексте, так и в приложениях печатаются на стандартных листах (А4). Общий объем реферата – не менее 20 страниц.

Структура работы должна быть четкой и обоснованной, так чтобы была видна логика решения проблемы. По ходу изложения недопустимы противоречия, безапелляционные и слишком резкие заявления, грамматические или фактические ошибки.

Каждая новая глава реферата начинается с новой страницы. Это же правило относится к другим основным структурным частям работы: оглавлению, введению, заключению, списку литературы, приложениям, указателям.

Расстояние между названием главы и последующим текстом должно быть равно трем интервалам. Такое же расстояние выдерживается между заголовками главы, параграфа. Расстояние между основаниями строк заголовка применяют таким же, как и в тексте. Точку в конце заголовка, располагаемого в середине строки, не ставят. Если заголовок состоит из двух предложений, то после первого предложения ставится точка, а после второго – нет. Подчеркивать заголовки и переносить слова в заголовке нельзя.
Титульный лист

Реферат должен начинаться титульным листом. Он не нумеруется, однако считается первой страницей. Титульный лист должен содержать название данного академического заведения, название факультета, на котором учится студент, название кафедры, которую представляет задавший работу преподаватель, название дисциплины, по которой написана работа, фамилию, инициалы и академическое звания этого преподавателя, фамилию и инициалы студента, факультет, курс и номер группы, к которой он принадлежит, название города, в котором находится данное академическое заведение, а также год написания работы.


Оглавление

Оглавление включает в себя перечень заголовков и подзаголовков реферата. Его помещают в начало рукописи, после титульного листа. Первый лист оглавления не нумеруется, но считается второй страницей работы. Текст реферата должен состоять из введения, основной части и заключения. Основная часть, как правило, разбивается на две или три части. Каждая из этих частей, в свою очередь, может быть разбита на два или три подраздела. Более подробное введение не рекомендуется.

Заголовки и подзаголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте, название отдельных разделов не должны совпадать с общим названием работы. Сокращать заголовки или давать их в другой редакции нельзя. Заголовки первой степени следует располагать по одной вертикали, заголовки второй степени – по другой, сместив их на три знака вправо по отношению к заголовкам первой степени. Против каждого заголовка ставится номер страницы, на котором он расположен в тексте.

Желательно, чтобы оглавление помещалось на одной странице. Для этого при необходимости его печатают не через два, как весь текст, а через полтора интервала.


Введение

Во введении необходимо отразить следующие моменты:



  • определение темы работы;

  • обоснование темы работы, определение ее актуальности и значимости для теории и практики на современном этапе развития физической культуры и спорта;

  • определение границ реферата (предмет, объект, хронологические или географические рамки);

  • определение основной цели работы и подчиненных ей более частных задач.

Объем введения, как правило, должен составлять одну десятую часть реферата.
Основная часть

В большинстве случаев основная часть делится на теоретическую и практическую части. В теоретической части излагаются и рассматриваются наиболее общие положения, касающиеся данной темы; в практической части рассматриваются конкретный текстовый или эмпирический материал. Последовательности указательных частей регламентируется.

Все разделы и подразделы должны быть примерно соразмерны друг другу как по структурному делению, так и по объему, а также соединены последовательно изложению материала, без слишком явных смысловых разрывов. Желательно в конце каждого раздела основной части представить краткие выводы из предшествующего текста.

Заключение

В заключении суммируются все выводы, полученные в результате проведенной работы, определяются перспективы, основные направления работы по рассматриваемой проблеме.

Объем заключения составляет одну двадцатую часть общего объема работы.
Список литературы

При подготовке и написании реферата студент должен проанализировать не менее пяти-шести литературных источников, которые необходимо указать в списке в алфавитном порядке, нумерация сквозная. Каждая книга должна быть описана соответствующим образом: фамилия и инициалы автора (если такой имеется), полное название книги (с подзаголовками, которые могут идти после запятой, точки, двоеточия, в скобках и т.д.); после косой черты – данные о переводчике (если это перевод) или редакторе (если книга написана группой авторов), данные о числе томов; после тире – название города, в котором издана книга; после двоеточия – название издательства, которое ее выпустило; после запятой – год издания; после тире – количество страниц.


СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ОПРЕДЕЛЕНИЙ ПОНЯТИЙ И ТЕРМИНОВ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТА
Баланс здоровья – условный термин, выражающий моментальное состояние равновесия между запросом и потенциалом здоровья. Подразумеваются запросы здоровья физические, социальные и связанные с образом жизни.

Биологические ритмы – регулярное, периодическое повторение по времени, характеру и интенсивности жизненных процессов, отдельных состояний или событий. По выполняемой функции биоритмы делят на физиологические рабочие циклы, связанные с деятельностью отдельных систем (дыхания, сердцебиения и др.), и экологические (адаптивные), служащие для приспособления организма к периодичности окружающей среды (например, к смене времен года).

Болезнь – нарушение нормальной жизнедеятельности организма под влиянием какого-либо повреждающего фактора, характеризующееся ограниченным приспособлением к внешней среде и снижением трудоспособности.

Валеологическая поддержка – система мероприятий по поддержке человека в раскрытии его внутренних резервов, достижения успеха в любом деле, в том числе и в созидании здоровья. В. п. – система, вооружающая человека знаниями и умениями, необходимыми для укрепления веры в собственные силы, которые нужны для успешного преодоления внутри- и внеорганизменных трудностей, для удовлетворения насущных потребностей, в том числе сохранения жизни и здоровья. В. п. предусматривает формирование у человека гуманистических позиций при взаимоотношении между людьми, что способствует созиданию собственного здоровья и здоровья близких людей.

Валеологическое мировоззрение – система взглядов на проблему здоровья с позиции культуротворчества и здравотворчества на основе законов мироздания.

Валеологическое образование и воспитание (лат. valeo – здравствовать) – воспитание у занимающихся потребности в здоровье, формирование у них научного понимания сущности здорового образа жизни и выработки соответствующего поведения. В основе В. о. и в. лежит концепция формирования здорового человека, осуществляемая через нравственное, физическое и половое воспитание, обучение способами психосаморегуляции, передачу и усвоение гигиенических, физиологических, экологических и медицинских знаний.

Валеология (лат. valeo – здравствовать) – наука о здравствовании, о закономерностях формирования, сохранения и укрепления здоровья. В. состоит из двух частей: 1) общая В. (научная основа здорового образа жизни); 2) частная В. (педагогическая, медицинская, экологическая, школьная, психологическая и т.д., в том числе и физкультурная).

следующая страница >>



Собака в наморднике лает задом. Генрих Гейне
ещё >>