Философские и социально-политические взгляды Юсуфа Баласагуни - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Социально-политические взгляды Т. Пейна 4 596.82kb.
Социально-политические взгляды иоанна солсберийского 2 376.59kb.
Герберт Спенсер. Опыты научные, политические и философские 1 122.14kb.
Биография Взгляды Джавахарлала Неру на социально-экономические и... 1 202.62kb.
Политическая социализация: социально-политические основы исследования 5 730.36kb.
К магистерской диссертации «Анти-Танзимат: общественно-политические... 1 12.43kb.
Основные социально-философские взгляды А. И. Герцена и Н. П. 1 192.32kb.
Философские взгляды представителей Милетской школы 1 283.96kb.
Религиозно-философские взгляды Фихте в контексте развития науки и... 1 216.75kb.
Жизнь, деятельность и политические взгляды М. Вебера 1 46.49kb.
В. Ф. Джунковский: политические взгляды и государственная деятельность 2 405.38kb.
На корабле дружбы "мыслитель" 1 101.89kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Философские и социально-политические взгляды Юсуфа Баласагуни - страница №1/1




Философские и социально-политические взгляды Юсуфа Баласагуни

Кыргызско-Российский Славянский университет Естественно-технический факультет Кафедра философии и социально-политических наук Выполнила: Пузенко А. гр.ИВТ-3-01 Проверил: Токтосунов С. План. 1. введение. 2. философские взгляды. 3. общественно-политические взгляды. Введение. Свой доклад я начну с ознакомления с Жусупом Баласагыном. Он видныймыслитель средневекового Востока, автор уникальной по содержанию исоциальной значимости поэмы «Кутадгу Билиг». Информацию о жизнедеятельностипоэта можно, прежде всего, почерпнуть из нескольких отрывков, разбросанныхв поэме и двух предисловиях к его сочинению, из которых одно - в прозе, адругое - в стихах. Согласно имеющимся сведениям Жусуп родился в городе Баласагун,известном под именем Куз-Орду, месторасположение которого не установлено сдостаточной степенью достоверности. Предположительно этот город следуетискать в Семиречье, в Чуйской долине, неподалеку от современного городаТокмака. Также не известна точная дата рождения поэта. Согласно источникам,дата находится в интервале от 1005 до 1018 годов. Образование Жусуп Баласагын получил в признанных культурных центрахтого времени - Фарабе, Кашгаре, Бухаре. В совершенстве владея арабским иперсидским языками, он проработал философские и научные сочинения поразличным отраслям знания. Светские люди того времени отличалисьмногосторонностью интересов, увлекаясь наряду с философией и наукой,поэзией и политикой, игрой в шахматы. Широко образованный, умудренныйжизненным опытом, он прибыл в Кашгар и здесь в течение восемнадцати месяцевнапряженной работы написал большое поэтическое произведение. По сведениямтурецкого философа Р.Р.Арата, автору к моменту завершения поэмы было около54 лет. Если верить этому, то Жусуп Баласагын родился в 1015-1016 гг.Знания, приумноженные его собственными наблюдениями, послужили основойнаписания знаменитой поэмы. Безусловно, «Кутадгу Билиг» есть значительноеявление не только в жизни народов Центральной Азии и Востока, но в целом имировой культуры. Его поэму нельзя отнести лишь к разряду энциклопедическихработ, в ней освещено множество проблем, касающихся естественных игуманитарных наук: социально-этические, общефилософские, эстетические,политические, правовые вопросы. Философские взгляды. Под влиянием взгядов крупных перипатетиков Востока (Аль-Фараби, Беруни,Ибн Сины) у Баласагына формируется пантеистический взгляд на окружающиймир. Ибо, по его глубокому убеждению, сотворенный богом мир существует иразвивается самостоятельно по своим внутренним закономерностям. В политико-правовом контексте «Кутадгу билим» представляет собойисключительную значимость как своеобразный кодекс этических норм и правилповедения феодального общества. В его взглядах на модели мира и егоразвитие содержится ряд материалистических идей, где мыслитель исследуетзакономерности расположения и движения небесных тел и планет. Не случайноЖ.Баласагын, изучая звездный мир, описывает 12 знаков зодиака. Учение Баласагына о строении Вселенной имеет много общего с системойАристотеля-Пталомея. Однако, исходя из достижений естественных наук своеговремени, мыслитель отстаивает концепцию о шарообразности Земли, котораявращается вокруг своей оси. Продолжая традиции древних философов, онсчитал, что окружающая действительность состоит из четырех материальных тел(земля, воздух, вода и огонь), которые являются основой мира и жизни наземле. По его концепции 4 природных элемента не только качественноотличаются друг от друга, но и тесно связаны между собой. Отсюда онполагал, что земля занимает центральное место и лежит в основе четырехстихий. Наивный материализм Жусупа тесно связан с его стихийно-диалектическим воззрением. Он утверждал, что все явления природы и обществаразвиваются и изменяются закономерно. В области гносеологии философ выдвинул плодотворные идеи опроисхождении и сущности сознания, о роли разума и знания в жизни людей. Втеории познания поэта имеются материалистические тенденции. Как и другиепредставители восточного перипатетизма, он выступает как рационалист ирассматривает разум как творческую силу, инструмент познания существенныхсвязей предметов материального мира. По его концепции разум озаряетчеловека светом знаний. В то время поэт не отрицал роли чувственноговосприятия в познании истины. Важно подчеркнуть, что мыслитель правильноставит вопрос о роли головного мозга в интеллектуальной деятельностичеловека, и потому в «Кутадгу Билиг» поэт отразил стремление передовыхпредставителей общества изучать светские науки, свободно мыслить. В связис этим особое внимание своих современников Жусуп обращает на то, чтопознание невозможно без знания: чтобы глубже познать мир необходимосистематически пополнять свое образование и знания. Знания в деятельностичеловека – это здоровье, свет души, мудрость, счастье и т.д. Жусуп Баласагын прекрасно осознавал, что завоеванные области удержатьсилой оружия не удастся. Для чего необходим хорошо организованныйгосударственный аппарат: достаточно сильный, чтобы противостоять постояннойугрозе внешних вторжений; достаточно гибкий, чтобы защищать интересыпривилегированных слоев населения; достаточно подготовленный, чтобыупорядочить налоги и сборы внутри страны. Взгляды мыслителя на общество и человека несет в себе глубокий гуманизми насыщены рационалистическим подходом к осмыслению процессов, происходящихв обществе, признанием важной роли материальных факторов. Баласагын внесзначительный вклад в разработку традиций реализма в мировоззренияпрогрессивных мыслителей Средневековья. Мировоззрение поэта явилось синтезом культурных достижений Востока иЗапада XI века. Оно отразило в себе сильные и слабые стороныпредшествующего ему периода. Пантеистическое учение, развиваемоемыслителем, насыщенное реалистическими идеями, рациональными подходами кявлениям социоприроды содержало в себе большие возможности для отрицаниянеобъективных идей теологии и идеализма. Вместе с тем следует заметить, чтов решении многих вопросов философской и социологической мысли он колебался,допускал немало ошибок и далеко не всегда был свободен от влияния теологиии мистики. Несмотря на ограниченный характер мировоззрения ЖусупаБаласагына, его нравственная дидактика в целом весьма прогрессивна для тоговремени. Его поэма несла в себе основные черты народных представлений оморали, нормах и правилах поведения человека, характерных для прогрессивнойэпохи не только средневековья, но и созвучных с современностью. Общественно-политические взгляды Социально-политические взгляды Баласагын характеризуются своейконкретностью, реалистичностью и стремлением улучшить и укрепить феодально-крепостнические отношения и политическую настройку общества. В своей поэмеавтор выражает свои размышления об исторически прогрессивных тенденциях,изменениях в Караханидском обществе, свидетелем которых он был сам.Мыслитель глубоко верил в возможность совершенствования общественной жизнии управления государством. Опираясь на просвещение и науку. Эти идеи Жусупасозвучны взглядам Аль-Фараби и Ибн-Сины. Он хорошо знал также «Шахнаме»Фирдоуси, о чем свидетельствуют частые ссылки , упоминание имен героевФирдоуси в поэме «Кутадгу Билиг» и т.д. Но о прямом влиянии известногоперсидско-таджикского поэта и других мыслителей на Жусупа говорить трудно. Политическое мышление Баласагына направлено на анализ социально-классовой структуры феодального общества. Глубокое знание общественныхотношений в Караханидском государстве позволило мыслителю на основе двухкритериев – по имущественному Цензу и по роду занятий – дифференцироватьнаселение общества. Поэт понимал, что в современном ему феодальном обществесуществует имущественное неравенство между людьми, что общество по своейсоциально классовой структуре делится на крупных и средних баев, а также набедняков. По роду занятий население делилось на дехкан, ремесленников,скотоводов, торговцев и др. Мыслитель рассматривает различные социальные группы с точки зрения ихроли в общественной жизни. В сочинении поэта каждой профессии посвященаотдельная глава, в которой говорится о ее специфических особенностях.Земледельцы, считает поэт, - нужные люди, так как « они и питье, и питаниедают», скотоводы обеспечивают общество молочными продуктами, животными,шерстью и т.д., « все дива Вселенной – плод … мастерства» ремесленников. Онпризывает всех членов общества дружить и с уважением относиться к людямэтих профессий, поскольку они кормят и одевают людей. Мыслитель как гуманист осуждает деспотизм жадных ханов и глупых беков,которые жестоко эксплуатируют массы, попирая их достоинство и право,грабят их. Феодалы развязывают кровавые междоусобные войны, чтобы расширитьсвою удельную территорию, разоряют соседние народы, сжигают их города идеревни, превращают людей в рабов. Поэт-философ жалуется, сетует на своюэпоху, сожалеет, что феодальная знать пренебрегает справедливостью идобротой. Он призывает ханов и беков быть великодушными по отношению кбедным, «одаривать их», поить и кормить, относиться помягче. Жусуп видит,что в современном ему обществе господствует социальное неравенство ипротиворечия между имущими и неимущими. Но как представительгосподствующего класса он стремился укрепить существующие порядки. В этихцелях, как уже говорилось, он осуждает жестокость эксплуатации крестьянскихмасс, скотоводов и ремесленников, призывает уменьшить подати, несколькосмягчить угнетение трудящихся. Таким образом, мыслитель старается примиритьимущих и неимущих. Он призывает сановников относиться к низшим слоям посовести и справедливо, а трудящихся поучает быть верными, преданнымигосподствующему классу, чтобы таким образом достигнуть созданиясправедливого общества. Жусуп как идеолог эксплуататоров хорошо понимал,что бесчеловечный гнет трудовых слоев населения будет толкать их наразличные смуты, подрывающие существующий порядок. По мнению академика А.Кононова, возможно, что Жусуп Баласагын ощущалнастоятельную необходимость в создании новой морально-этической основы дляраздираемого неурядицами общества. « Что ж так люди дурны? Что ж отринут закон? Что за век послан мне, Где я жить осужден? Как достойных возвысить, А зло выгнать вон? Добрый лад и закон – Все утрачено сплошь. Люди подлы, и где же добро ты найдешь!» Упорядочить на новой основе жизнь недавних кочевников во всех еесферах, внести в не политико-правовую организацию, такое государственноеуправление, которое должно дать подвластному народу самое главное – закон. «И, чтобы крепить свою власть год за годом, Закон, а не силу поставь над народом. Где беков надежный закон утвержден, Страна там в поре благодатных времен. Творцу похвалою я должен воздать, В законах народ обретет благодать». Нельзя не удивиться прозрениям поэта древности, правота которогоподтверждена временем. Именно благодаря политико-правовой мысли Баласагынав тюркоязычной литературе уже с XI века четко закреплено понимание того,что одно из главных условий преобразования государственно-правовыхотношений – это верховенство в нем закона. «Для блага закон, а не сила угодней, В молитве пади перед дверью господней. Закон укрепляй – и все бедствия канут, И поясом счастья ты будешь затянут». Даже в небольших строках поэмы «Кутадгу Билиг» можно уловить важнейший,существенный признак правового государства – господство закона. Но подлинных путей преодоления социальных антагонизмов и созданиягармоничных отношений между эксплуататорами и эксплуатируемыми мыслитель невидит. Он полагает, что единственным путем установления гармоническихотношений между социальными группами и классами, утверждения социальнойсправедливости является выработка гуманного закона управления государством.Поэт писал: «Где властен закон, там безбеден народ, И в славе его имя живет. Цветут при законе страна и весь мир, При гнете – в загоне страна и весь мир». Философ считал, что если государство будут возглавлять просвещенныеханы, опирающиеся в своей деятельности на науку, то они будут издаватьсправедливые законы и действовать на основе этих законов. Справедливость,подчеркивает Баласагын, -это необходимое нравственное качество главыгосударства. А это значит следует действовать на законном основании. Помнению поэта, правитель должен быть справедливым при соблюдении законов, врешении вопросов управления обществом, он не может в своих действияхразделять людей на рабов и беков, а обязан относиться к ним одинаково, какгерой его поэмы – правитель Кюнтогды (символ справедливости), которыйговорит: «По правде вершу все дела я привычно, А бек или раб предо мной – безразлично. И сын ли, чужой ли, родня ли, приятель, Пришелец приспевший ли – кстати, некстати ль – Они для меня по закону равны, Я им не смягчу, ни прибавлю вины». Жусуп делает Кюнтогды еще и символом законности. Только когда главагосударства действует справедливо на основе закона, тогда возникаетидеальное государство. Мыслитель считает, что справедливый властелин долженбыть просвещенным, мудрым, он должен обладать разумом, знаниями ирассудком. Несмотря на то, что теория государства и просвещенностиправителя Жусупа является идеалистической, а его идеи о справедливомобществе – утопическими, некоторые положения мыслителя были прогрессивными.Так, например, он, осуждая насилие, исходит из рационалистических идей отом, что разум человека активная сила и призывал правителей управлятьгосударством, опираясь на успехи науки и просвещения, и т.д. Одна из важных задач автора поэмы «Кудатгу билиг» заключалась в показегосподствующей в современном автору обществе несправедливости, и онразмышлял о том, как утвердить справедливость, чтобы дальше укреплятьгосподствующие феодально-крепостнические отношения. Мыслитель поставилперед собой задачу - разработать пути и методы управления обществом,которые способствовали бы переходу к идеальному государству. В известнойстепени эти утопические социально-политические идеи поэта выражали чувства,настроения и желания масс, отражали потребности исторического развитияобщества.




Едва человек успеет по-настоящему набраться ума-разума, как его уже кличут «старой перечницей». Эдгар Хау
ещё >>