Философские аспекты проблемы общественного мнения. Тема Общественное мнение. Общественное сознание и его структура. Понятия «обществ - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Контрольная работа на макс 10 стр Тема Социология общественного мнения... 1 20.39kb.
Пояснительная записка курс «общественное мнение россии в отношении... 1 251.79kb.
Крымские хроники. Чего хочет общественное мнение? 1 24.21kb.
Декабрь 2008 Выборы и общественное мнение 3 376.71kb.
Александр Ослон, президент Фонда "Общественное мнение" Институциональные... 1 46.06kb.
Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания/ Пер с нем 1 14.87kb.
Общественное мнение 13 2158.4kb.
Экзаменационные вопросы Ситновой Л. И. к курсу «Общественное мнение... 1 15.41kb.
«массово-информационное сопровождение избирательных кампаний: психология... 1 19.26kb.
Ю. М. Плотинский 1 93.17kb.
Приложение 1 Приоритеты социально-экономического развития городского... 1 271kb.
Реферат генезис и содержание понятия правосознание 1 211.75kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Философские аспекты проблемы общественного мнения. Тема Общественное мнение. Общественное - страница №1/1

Раздел 1. Философские аспекты проблемы общественного мнения.

Тема 1.1. Общественное мнение.

Общественное сознание и его структура.

Понятия «общественное мнение», «общественное сознание», «общественное бытие». Первичность общественного бытия и вторичность общественного сознания. Относительная самостоятельность общественного сознания. Роль идей в жизни общества.

Общественное и индивидуальное сознание, их взаимосвязь.

Формы общественного сознания – политическое, правовое, нравственное, эстетическое, религиозное, научное.

Общественная психология как эмоциональный уровень сознания.

Обыденное сознание и его особенности. Диалектика обыденного и научно-теоретического сознания.

Убеждение как сложная форма индивидуального сознания.

Структура убеждения, его функции. Соотношение понятий «вера», «убеждение», «доверие», «уверенность», «религиозная вера», «убежденность».

Тема 1.2. Политическое сознание.

Специфика политического сознания как отражения политической сферы общественного бытия. Политическое сознание и политическая практика. Политическая идеология как система взглядов, выражающих и защищающих коренные интересы социальной группы. Политическая психология как эмоциональный уровень политического сознания. Проблема научности идеологии. идеология и догматизм. Идеология в современной России.



Тема 1.3. Общие принципы манипулирования политическим сознанием.

Возвышение обыденного политического сознания социальной группы до уровня научно-теоретического. Простота и сложность идеологии. Проблема популяризации идеологии. Роль политических лозунгов в политическом воспитании масс. Повторение ключевых положений идеологии как фактор формирования политических убеждений. Соотношение рационального и эмоционального в распространении с помощью СМИ политической информации.



Тема 1.4. Роль символики, традиций, ритуалов в манипулировании политическим сознанием.

Человек как символическое существо. Роль символики, традиций, ритуалов, культа героев в процессе формирования убеждений. Роль стереотипов в массовом политическом сознании. Роль СМИ в создании стереотипов.



Тема 1.5. Мифологическое политическое сознание.

Особенности мифа как формы общественного сознания. Ориентация создателей мифа на негативные стороны обыденного сознания. Популизм как путь к созданию политических мифов. Характерные черты мифа: простота, фиксированный образ врага, создание образа спасителя в лице политической партии или её харизматического лидера от угрозы, якобы нависшей над социальной группой или всем обществом. Длительность действия мифа на массы.



Раздел 2. Изучение опыта партийной пропаганды в разные эпохи и на разные (в смысле грамотности) аудитории.

Тема 2.1. Сознание русского крестьянина второй половины ХIХ века (в массе своей неграмотного) и пропаганда народников.

Сознание пореформенного русского крестьянина ХIХ в. (по литературным и публицистическим источникам эпохи) – невежество в политических и других вопросах, вера в царя, неприятие критики религии, доверчивость (А. Энгельгардт, Г. Успенский и др. авторы). Общие принципы народнической пропаганды: стратификация крестьянской массы, выработка основных пропагандистских лозунгов, стремление завоевать доверие «мужика». Апелляция к предрассудкам в сознании крестьянства. Типы пропаганды: оседлая и летучая. Эффективность пропаганды народников, результаты этой пропаганды.



Тема 2.2. Анализ состояния политического сознания российских рабочих (вторая половина ХIХ в. – 1917-1920гг.).

Российский рабочий класс как малограмотная в массе своей социальная группа. Стратификация рабочего класса в зависимости от развитости политического сознания. Роль доверия массы к лучшим представителям своего класса как фактор, стимулирующий усвоение основных положений марксизма. Разработка В.И. Лениным основных вопросов пропаганды большевиков (защита повседневных интересов рабочих, учет уровня грамотности, учет особенностей мышления различных социальных групп, апелляция к сильным сторонам обыденного сознания, роль опыта в формировании революционных политических убеждений). Использование большевиками в пропаганде негативных моментов обыденного сознания (разжигание настроений «мести угнетателям»). Эффективность большевистской пропаганды.



Тема 2.3. Особенности нацистской пропаганды.

Гитлеровские идеи о роли идеологии в политической жизни. Главное пропагандистской доктрине нацизма: апелляция к иррациональному в сознании масс, стремление дать немцам новую религию. Технические приемы геббельсовской пропаганды (сочетание лжи и правды в сообщениях СМИ, тщательный расчет времени пропагандистского воздействия на респондента, активность контрпропаганды, распространение слухов и т.п.). Эффективность нацистской пропаганды.



Тема 2.4. Особенности маоистской пропаганды.

Апелляция к отрицательным сторонам обыденного сознания молодежи. Роль наглядной агитации (листовки и плакаты). Противопоставление индивида – группе. Эффективность маоистской пропаганды.



Раздел 3. Технические приемы пропаганды.

Тема 3.1. Техника пропаганды.

типы, виды и приемы пропаганды. Кодирование информации. Способ и ситуация передачи пропагандистского сообщения. Декодирование информации. Влияние стереотипов на восприятие содержания пропагандистского сообщения. Обратная связь.

«Белая», «серая», «черная», пропаганда. Ложь и усеченная правда. Слухи. Сенсации. Преувеличение (преуменьшение). Вульгаризация, барраж (пропагандистская шумиха), дискредитация, приукрашивание, блеф.

Приемы аргументации: к публике, односторонняя, двухсторонняя, фальшивая.

Семантика пропаганды: лингвистический механизм пропаганды; роль слова в пропаганде. Роль метафоры и Аналогии в пропаганде.

Особенности современной российской политической пропаганды (техника, приемы, стереотипы).



Тема 3.2. Пропагандистское воздействие с художественных образов на процесс формирования политических убеждений.

Художественный образ как единство рационального и эмоционального. Художественный образ героя или врага средствами кинематографа, живописи, плакатов. Политическая символика архитектуры и скульптуры (на примере сталинской эпохи и эпохи фашизма в Германии).



Создание имиджа современного политика средствами телевидения.




Ничто так не скрашивает плохую характеристику, как хороший некролог. Александр Ратнер
ещё >>