Философская и художественная проблематика «Фауста». (по Пинскому) - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Художественное своеобразие и историко-философская проблематика "... 1 51.15kb.
Вопросы к экзамену по курсу «история отечественной журналистики» 1 25.57kb.
Вопросы по зарубежной литературе 20 века 3 427.38kb.
Нравственно-философская проблематика в русской литературе 60-80 годов 1 95.56kb.
Вопросы по философии для вступительного экзамена в аспирантуру по... 1 39.38kb.
Кристофер Марло. Трагическая история доктора Фауста 5 821.91kb.
Предмет и проблематика современного синтаксиса 1 199.46kb.
Пояснительная записка рабочая программа по предмету «Мировая художественная... 1 280.3kb.
Образ Алексея Карамазова и проблема свидетельства миру о Христе Богатейшая... 1 112kb.
Пояснительная записка Программа по предмету «Мировая художественная... 5 1176.04kb.
Олонецкая художественная старина 1 223.88kb.
Иоганн Вольфганг Гете «Фауст». Протест против рутины и схоластики... 1 47.83kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Философская и художественная проблематика «Фауста». (по Пинскому) - страница №1/1

Философская и художественная проблематика «Фауста».

(по Пинскому)


Первая часть написана 1806 году, а вторая 1832. Но первоначальная редакция была готова еще в штюрмеровские годы, и отрывок из нее был напечатан в 1790 г. В 1775г. был закончен «Пра-Фауст» - первая редакция «Фауста». В первой редакции Фауст - типичный штюрмер, он гибнет, восстав против всех законов, божеских и человеческих.

Гете медлит с завершением «Ф»., так как долго не может прояснить для себя весь смысл создаваемого им творения. Советуется с Шиллером.


Сюжет

Взят из народной книги, ярмарочного представления истории чернокнижника Фауста. Сюжет, неоднократно обработанный в Средние века, возрожден в 18 в. - Лессинг, Клингер и Мюллер - обращались к его сюжету. У всех общие фабульные черты - продажа души черту, вызов умерших героев, Фауст бывает при дворе королей, папы. Пинский говорит о проекции Г. событий «Ф» на свою жизнь: эпизод с Еленой - обращение к классицизму, вызов духов - занятия алхимией самого Г., «Вальпургиева ночь» и «погребок Ауэрбаха» в Лейпциге - бурные годы юности Гете и т. п.

Возможно 3 плана рассмотрения «Ф»: автобиографический (см. выше), морально-этический и социально-исторический.

Фауст в своем развитии проходит 3 главных этапа. (Мефистофель пытается удовлетворить желания Фауста в 3 формах. )

1. Любовь к Маргарите

2.Обращение к Елене - заканчивается гибелью Эвфориона

3.«эпизод моря», когда Ф. посвящает себя деятельности на пользу обществу. Только это поглощает его целиком.

Эти три этапа можно рассматривать как моменты в развитии личности и как моменты в развитии общества. Тогда они дают ответ на вопрос: в чем смысл прогресса?

«Ф» вырастает из романа воспитания, из концепции поиска человеком своего места в жизни, но здесь он перерастает в эпопее, в изображении народных судеб в символическом виде.
I. Морально-этический план

Символ развития общеевропейского сознания.

Спор «Пролога» о достоинстве человека, о его месте в жизни пройдет через всю трагедию - в дальнейшем сам Ф. представит т. з. Бога. Мефистофель несет в себе начала скепсиса, цинизма, видит в человеке только беспокойное существо, стремящееся в небо, чтоб упасть в грязь. Бог утверждает что даже в беспокойстве своем человек сохраняет достоинство. Ф. выступает символом человеческой личности. Он собственной жизнью должен разрешить этот спор. В этом концепция произведения.

В начале трагедии Ф. находится в состоянии душевного кризиса. Фауст появляется в нужную минуту как герой в романе воспитания.

Ф. подвергается 3 испытаниям - перед ним 3 цели.
1 эпизод. мир Маргариты- живые наслаждения

Здесь он проходит 3 стадии

1) вино-погребок Ауэрбаха, мир кутил, наслаждения

2) кухня ведьмы - низменные инстинкты

3)видит Маргариту - хочет испытать высшее из чувственных наслаждений - любовь.

Маргарита - универсальный символ женщины, ее образ не очень индивидуализирован, все ее поступки идеальны с т. з. женственности. Она собирательный образ всех женских образов Гете: сестра-мать как Лотта, tuchtige Hausfrau как Доротея, преданная возлюбленная как Оттилия и т. д. Но при этом Маргарита - только влюбленная. А Фауст с ней лишен титанических черт, он только любовник. Но он не может остановиться только на любви к женщине, поэтому он покидает Гретхен. Это необходимо для развития драмы. Гретхен понимает это и не идет за Фаустом. Ее мир -малый мир.


2 эпизод. Служение искусству.

Ф вступает в большой мир, служа красоте в образе Елены. Весь этот эпизод - аллегорический. Бракосочетание с Еленой - символ жизни, посвященной искусству. Обращение к античному искусству как норме всякого искусства. Елена - символ искусства. После гибели Эвфориона Елена покидает Фауста. Фауст опять отдаляется от жизни, приходит к состоянию первой сцены.


3 эпизод. Служение человечеству.

Ф. почувствовал, что «единое счастье - работа», это исторгает у него возглас: «Продлись, мгновенье!» Мефистофель формально выигрывает, Ф. проигрывает т. к. его дело не может быть завершено, деятельность на пользу общества - бесконечна. (Символичный образ моря воплощает бесконечность задачи покорения стихий).

Но если Мефистофель хотел доказать, что человеческий дух может удовлетвориться конечным, то он оказался неправ, т. к. Ф. нашел конечную и в то же время бесконечную форму деятельности. Поэтому Ф. оправдан.

Но нет деятельности без разрушения: эпизод гибели Филемона и Бавкиды - символ разрушительного начала, которое связано с созиданием. Перед смертью Ф. терзает совесть за всю его деятельность, но он счастлив.
Концепция сходна с «Вильгеймом Мейстером», только на более высокой основе. Как в воспитательном романе, герой находит себя. Но Мейстер делает это сознательно, а Ф. интуитивно. Деятельность не внеположна пути Ф., он лишь находит ее конкретную форму.
Образ Мефистофеля. «Дух отрицанья, дух сомненья», вторая душа Ф. Одна из них стремиться к конечному (начало Маргариты), а вторая является его отрицанием. Мефистофель - символ отрицательного как движущего начала. Он характерный чёрт Просвещения, связан с развитием сознания. Наделен умом.

Образ Вагнера - ученик и противоположность Ф., »кабинетный ученый» - он верен науке, но далек от жизни. Фауст сам был Вагнером, пока не разочаровался в науке.
II. Социально- исторический план.

Поскольку человеческая индивидуальность Ф. изначально обобщена, он является символом человечества. Спор Бога с Мефистофелем о пути и достоинстве человечества вообще.



Фауст в начале трагедии - стадия, которая характеризует европейскую мысль эпохи руссоизма - он разочарован в рассудочном французском Просвещении. Поэтому дерзко отрицает полmзу науки и идет на сделку с чертом, обращается к реальной жизни. (Вагнер - сатира на педантичное просветительство).

1э. - типичный руссоист. Но поскольку сам Гете уже отошел от штюрмерства, мир Гретхен изображен объективно, в нем присутствуют отрицательные стороны мещанского общества.

2э. - переход в большой мир, начатый революцией. Эпоха революции в Германии была ознаменована обращением к искусству. Но Гете отошел уже и от «периода искусства», поэтому здесь показана его недостаточность. Покрывало, оставленное Еленой - символ вырождения искусства, Эвфорион - недолговечности Kunstperiode. Но человеческий дух вышел из этого периода обновленным.

3 э. Эпизод моря - поэтизация прогресса техники, бурно развивающейся после революции. Но этот этап у Гете лишен прекраснодушия. Мефистофель выступает как символ демонической стороны прогресса в отношении мещанства, крестьян, того, что лежит на пути Ф. Таким образом, дается ответ на вопрос об отношении Гете к прогрессу.

Конец Ф. трагичен. Это поэма о трагическом хар-ре прогресса и в то же время прославлении его. Прогресс приводит если не к более счастливым, то к более достойным формам жизни.

«Ф» таким образом, является памятником духовного развития европейского общ-ва в предреволюционную, революционную и послереволюционную эпохи. Также памятник соотв. 3 стилей - сентиментализма, неоклассицизма и реализма.
III. Художественный план.

1э. - Драма штюрмерского типа. Герой типичный штюрмер, бросающий всем вызов. Зд. Ф. родственен Вертеру, штюрмерский мотив детоубийства. Свободная композиция. Избыток лиризма.

2э. Классицизм. Пластичные, но менее жизненные сюжеты и образы. Античная Елена, античный стих. Союз с античностью, а Эвфорион - его плод.

3 э. Новая литература. Тема строительства (Бальзак, Золя) Филемон и Бавкида -символ идеальной супружеской любви, тип реализма 19 в. Хоры ангелов - веяние романтизма. Этот эпизод принадлежит уже классическому реализму.
Художественный тип «Ф»

Гете назвал трагедией. Но он не придерживался строгости форм. Можно назвать поэмой, как нечто среднее между эпопеей, романом и сказкой. ««Ф» - эпопея нового времени». Образ Ф. - символ культуры Нового Времени. Ф. приводит к союзу с чертом устремленность в будущее. Диалектика.

Недостатки формы «Ф»: чрезмерный символизм, переходящий в аллегоризм. Возможность множества толкований. Аллегорические сцены в «Ф» - «Вальпургиева ночь», «Кухня ведьмы».




Легче сочинить десять правильных сонетов, чем хорошее рекламное объявление. Олдос Хаксли
ещё >>