Факторы, влияющие на здоровье школьников - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
В X семестре Занятие №1 Лекция 1 367.4kb.
«Факторы, формирующие климат Минусинской котловины и г. Минусинска» 1 101.03kb.
Естественно научная секция 1 24.43kb.
Факторы, влияющие на продолжительность жизни больных раком молочной... 1 36.41kb.
Вопросы к экзамену по курсу «политическая карта мира» 1 23.35kb.
Исследовательская работа по теме экология речи современного подростка 1 116.38kb.
Тема № растровая графика 1 204.99kb.
Факторы, внешней среды, влияющие на жизнедеятельность 1 149.4kb.
Вопросы к экзамену «Человек и его потребности» 1 20.6kb.
Ультразвуковой расходомер-счетчик 6 425.35kb.
Вся целесообразная деятельность человека, так или иначе, связана... 1 257.2kb.
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни 1 76.87kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Факторы, влияющие на здоровье школьников - страница №1/1


Научное общество учащихся 658980 ул. Делегатская-3

МБОУ «Ключевская средняя с. Ключи Ключевского района

общеобразовательная школа №1» Алтайского края
_________________________________________________

т. 8(38578) 22-1-72, е-mail: iskatel-ksh1@rambler.ru

Отношение учащихся 8 – 11-х классов МБОУ «Ключевская СОШ №1» к своему здоровью


Работу выполнили:

Варнавская Анастасия, ученица 8А класса МБОУ «Ключевская СОШ №1», 658098 Алтайский кр., Ключевской р-н, с. Ключи, ул. Мичурина-6 , т. 22-1-92

Сидоренко Илья, ученик 8А класса МБОУ «Ключевская СОШ №1», 658098 Алтайский кр., Ключевской р-н, с. Ключи, ул. Целинная 2/2, т. 22-2-09



Руководитель:

Пилипенко Олег Михайлович, учитель биологии


Ключи 2012


Оглавление


Введение………………………………………………………….....……….3

  1. Обзор литературы………………………………………………... ..……….6

    1. Факторы, влияющие на здоровье школьников……....................…….6

    2. Состояние здоровья школьников России........................................….10

  2. Материалы и методы исследования…………………………………….....14

  3. Выводы……………………………………………………….……….….…19

  4. Источники и литература…………………………………………….……..16

  5. Приложение1………………………………………………………………..21





Введение

Одна из важнейших задач общества на современном этапе – сохранение здоровья детей и подростков. Решение проблемы здоровья начинается с решений на уровне проблем здоровья отдельного человека. Большую часть развития и становления молодой человек проводит в образовательном учреждении, поэтому ответственность за здоровье детей лежит и на школе. Период обучения ребенка в школе - это время интенсивного роста, развития и наиболее существенных функциональных перестроек, а значит, наибольшей чувствительности организма к воздействию факторов окружающей среды как благоприятных, так и неблагоприятных, вызывающих значительное напряжение механизмов адаптации растущего организма. Следовательно, надо быть к нему особенно внимательными.

Молодые люди обычно относятся к проблеме здоровья как к чему-то достаточно важному, но абстрактному, не имеющему к ним прямого отношения. В их иерархии ценностей доминируют материальные блага и карьера. Если они и уделяют внимание здоровью, то главным образом его физической составляющей. В их понимании не находит должного места роль психического и социального здоровья1.

По данным Всероссийской диспансеризации (осмотрено всего 30 млн. 400 тыс. детей) "32,4% детей признаны здоровыми (I группа здоровья), 51,7% имеют функциональные отклонения (II группа здоровья), 16,2% - хронические заболевания (III - IV - V группы здоровья)".2

В сельской местности достоверно ниже удельный вес здоровых детей, чем в городе. В городской местности дети первой группы здоровья составляют 36,9%, второй - 48,7%, третьей - 14,3%, в то время как на селе эти цифры равны 29,0%, 53,9%, 17,1% соответственно3.

Часто и длительно болеющие дети и подростки составили около 5%. В сельской местности удельный вес часто и длительно болеющих детей значительно выше, чем в городе. По определению Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) «Здоровье - это полное физическое, социальное и психическое благополучие человека, а не просто отсутствие болезней». Это определение включает 3 основных аспекта здоровья. При организации оздоровительной работы в школе необходимо учитывать все 3 аспекта здоровья, так как на практике, к сожалению, чаще всего эта деятельность направлена лишь на физический его аспект без учета психического и социального направления. Такая оздоровительная работа не эффективна. Лишь увеличение двигательной активности недостаточно для того, чтобы сформировать у школьника ответственное отношение к здоровью. Здоровый образ жизни – это часть общечеловеческой культуры и было бы лучше, если школа могла бы давать основы культуры здоровья. В настоящее время в нашей школе начата разработка Программы развития на 2013 – 2018 гг., одним из важнейших направлений которой, согласно инициативе президента Российской Федерации «Наша новая школа», является формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью, здорового образа жизни всех участников образовательного процесса.

Статистика исследований здоровья детей школьного возраста говорит о том, что школьная среда не всегда положительно влияет на развитие ребенка. Результаты медицинских осмотров в нашей школе показывают, что из учащихся 8-11 классов:

- 25% имеют 1 группу здоровья;

- 62% имеют 2 группу здоровья;

- 13% имеют 3 группу здоровья.

На основании вышесказанного целью настоящего исследования явилось изучение отношения учащихся старших классов (8-11) к своему здоровью.

Задачами исследования были определены следующие:


  • исследовать отношение обучающихся к своему здоровью и мотивы, определяющие желание быть здоровыми;

  • выявить факторы, которые, по мнению школьников, вредны для здоровья;

  • определить, что с точки зрения учащихся им необходимо для укрепления здоровья;

  • выяснить, кого учащиеся считают ответственным за их здоровье;

  • выявить используемые школьниками источники информации о различных нарушениях здоровья и предпочитаемые формы получения такой информации учащимися.

Объект исследования: учащиеся 8-11 классов МБОУ «Ключевская СОШ №1» Ключевского района Алтайского края.

Предмет исследования: отношение учащихся к своему здоровью.

Методы исследования:

1. Теоретические методы:

  • изучение литературы по теме исследования;

  • анализ полученной информации.

2. Эмпирические методы:

  • анкетирование;

  • сравнение.

3. Математические методы:

  • статистическая обработка данных анкетирования;

  • метод визуализации данных (диаграммы, графики и др.).


1. Обзор литературы

1.1. Факторы, влияющие на здоровье школьников
Здоровье каждого человека определяется отношением внешних и внутренних воздействий на его организм, с одной стороны, и возможностями самого организма противостоять нежелательным воздействиям, защищаться от них, по возможности усиливая воздействия полезных для здоровья факторов, с другой стороны. Степень успешности этой деятельности – устранение вредных воздействий (корректировка окружающей среды) и повышение устойчивости к ним (тренировка, повышение адаптационных способностей организма) – определяет направления усилий по сохранению и укреплению здоровья.

Рассматривая факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на здоровье (патогенные факторы), в аспекте охраны здоровья учащихся, необходимо разделить их на 2 большие группы: факторы, непосредственно связанные с образовательным процессом, образовательными учреждениями (их часто называют «внутришкольными»), и все остальные факторы, потенциально оказывающие воздействие на здоровье школьников.

Общепатогенными факторами, наносящими вред здоровью всех граждан, в том числе и здоровью школьников, являются4:

1. Низкий уровень мотивации на сохранение и укрепление индивидуального здоровья. Сейчас все чаще можно слышать об отсутствии культуры здоровья в России. Человек не стремится взять на себя ответственность за здоровье. Рождаясь здоровым, самого здоровья человек не ощущает до тех пор, пока не возникнут серьезные признаки его нарушения.

2. «Забалтывание» проблемы здоровья. Реальная деятельность в направлении решения возникшей сложной проблемы подменяется рассуждениями на эту тему.

3. Сужение понятия здоровья. Существует более 300 определений здоровья. Мы предпочитаем придерживаться определения, приведенного в Уставе Всемирной организации здравоохранения: здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

4. Воздействие неблагоприятных для здоровья экологических факторов. По данным экологов и медиков, большая часть территории нашей страны – зоны экологического неблагополучия. А это определяет вред для здоровья людей и питьевой воды, и выращиваемых на этих землях овощей, фруктов, ягод, и патогенность воздушной среды.

5. Воздействие неблагоприятных для здоровья антропогенных и техногенных факторов. К ним относится широкий спектр патогенных воздействий – от воздействия электромагнитных полей, в «паутине», которой мы проводим большую часть жизни, и частых поездок на транспорте («транспортное утомление») до социально-психологических стрессов, неизбежных при интенсивных межличностных взаимодействиях, и травмирующего психику воздействия средств массовой информации, заполонившей эфир рекламой, политическими передачами, сценами насилия и убийств.

6. Отсутствие целостной и целенаправленной системы формирования культуры здоровья населения. Сюда можно отнести:

6.1. Отсутствие последовательной и непрерывной системы обучения здоровью.

6.2. Отсутствие интегративности, межведомственного подхода к решению проблем, связанных со здоровьем. В существующих программах, направленных на повышение уровня здоровья населения, в частности, субъектов образовательного процесса, как правило, прописано межведомственное взаимодействие, но на практике это осуществляется недостаточно.

6.3. Низкий уровень санитарно – гигиенической, просветительской работы. Существующая просветительская работа по вопросам здоровья, проводимая через средства массовой информации, популярными лекциями, изданием научно-популярной литературы, чаще всего ориентирует население преимущественно на лечение, а не на предупреждение заболеваний.

6.4. Отсутствует мода на здоровье. Средства массовой информации мало внимания уделяют формированию гармонично развитого – физически и духовно – человека. Например, физический имидж человека (хорошее физическое развитие, стройность и т.п.) среди других важнейших показателей назвали 85% респондентов в США и лишь 25% мужчин и менее 40% женщин в России. У американских старшеклассников при ранжировании 17 жизненных ценностей здоровье заняло первое место, а российских – десятое.

6.5. Мало внимания уделяется вопросам формирования культуры отдыха. Отсутствие такой культуры делает человека заложником непродуманного, не планируемого времяпрепровождения, толкает к стремлению «убить» время у телевизора, алкоголизации и пр. В результате имеющееся свободное время не компенсирует последствий накопившегося профессионального утомления и не обеспечивает подготовку человека к следующему трудовому дню.

7. Несовершенство законодательной, нормативно – правовой базы, регламентирующей деятельность по охране здоровья населения, в частности, детей и подростков школьного возраста. Законодательная и нормативная база, регламентирующая деятельность по охране здоровья школьников, достаточно разнообразна. В то же время она не обеспечивает в должной степени координацию действий федеральных и местных органов власти, правоохранительных, лечебно – профилактических, образовательных учреждений и учреждений Госсанэпиднадзора. Известная декларативность законов не позволяет также создавать точных подзаконных актов. Размытым остается и категория ответственности должностных лиц за здоровье учащихся.

8. Несформированность культуры здоровья у учителей, неблагополучие их состояния здоровья.

Наряду с такими факторами, как генетическая обусловленность, неблагоприятные социальные, экологические условия развития и другие им подобные, неблагоприятное и существенное воздействие на здоровье школьников оказывает другая группа факторов – «внутришкольные», имеющие непосредственное отношение к проблеме здоровьесберегающих образовательных технологий:

I. Гигиенические условия, факторы:



    • шум;

    • освещенность;

    • воздушная среда;

    • размер помещений, кубатура;

    • дизайн, цвет стен (видеоэкологические факторы);

    • используемые стройматериалы, краска;

    • мебель: размеры, размещение в помещении;

    • видеоэкранные средства – компьютеры, телевизоры;

    • пищеблок: ассортимент, качество пищи, организация питания;

    • качество питьевой воды, используемой в школе;

    • экологическое состояние прилегающей к школе территории;

    • состояние сантехнического оборудования.

II. Учебно-организационные факторы:

  • объем учебной нагрузки, ее соответствие возрастным и индивидуальным возможностям школьника;

  • расписание уроков, распределение нагрузки по дням, неделям, в учебном году;

  • организационно-педагогические условия проведения урока (плотность, чередование видов учебной деятельности, проведение физкультминуток, упражнений для зрения и т.п.);

  • объем физической нагрузки – по дням, за неделю, за месяц (на уроках физкультуры, на переменах, во внеучебное время);

  • особенности устава школы и норм жизни школы;

  • медицинское и психологическое обеспечение школы;

  • участие родителей учащихся в жизни школы;

  • стиль управления администрации, характер отношений «по вертикали»;

  • психологический климат педагогического коллектива, характер отношений «по горизонтали»;

  • интегрированность школы в окружающий социум, влияние администрации района и других организаций на жизнь школы ;

  • наличие/отсутствие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни учащихся;

  • позиция и уровень компетентности руководства по вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся.

III. Психолого-педагогические факторы:

  • психологический климат в классе, на уроке, наличие эмоциональных разрядок;

  • стиль педагогического общения учителя с учащимися;

  • характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок;

  • степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам (особенно, группы риска);

  • особенности работы с «трудными подростками» в классе;

  • соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;

  • степень ограничений в свободе естественных телесных, эмоциональных и мыслительных проявлений учащихся на уроках (и вообще во время пребывания в школе);

  • личные, психологические особенности учителя, его характера, эмоциональных проявлений;

  • состояние здоровья учителя, его образ жизни и отношение к своему здоровью;

  • обременение учителя собственными проблемами, его способность психоэмоционального переключения;

  • степень педагогической автономии и возможности инновационной деятельности учителя;

  • профессиональная подготовленность учителя по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий.

Перечисленные и другие аналогичные им факторы – это поле деятельности, те направления, работая по которым можно и нужно переломить тенденцию к снижению уровня здоровья подрастающего поколения.
1.2. Состояние здоровья школьников России
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. По данным Минздрава России, лишь 14% детей практически здоровы, более 50% имеют различные функциональные отклонения, 35—40% — хронические заболевания5.

Интенсификация учебного процесса в образовательных учреждениях (государственных и негосударственных, городских и сельских школах, гимназиях и колледжах) ведет к дисгармоничному физическому развитию учащихся (дефицит массы тела, снижение функциональных показателей сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем), снижению их работоспособности.

Из миллиона относительно здоровых детей, приходящих в I класс, уже через девять месяцев у каждого четвертого (250 тыс.) выявляются отклонения в функциональном состоянии сердечно-сосудистой системы. В России лишь 10% выпускников школ могут считаться здоровыми. За период обучения в общеобразовательных учреждениях среди учащихся в пять раз увеличивается число нарушений органов зрения, в три раза — патология органов пищеварения, в пять раз — нарушение осанки, в четыре раза — нервно-психических расстройств.

В Российской Федерации насчитывается около 18 миллионов детей подросткового возраста (10-17 лет включительно). Это составляет 53% от общего числа детей 0-17 лет, школьников старшей возрастной группы в возрасте 15-17 лет – 4,9 миллионов человек (27,2%).

Самый значительный рост заболеваемости (в 1,5 раза) за последние 10 лет отмечается среди подростков старшей возрастной группы. Анализ результатов общероссийской диспансеризации свидетельствует о том, что эта возрастная группа может быть охарактеризована как критическая6.

У 50 % детей школьного возраста отмечаются отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата; у 25—30% — в сердечнососудистой и дыхательной системах; около 70 % детей страдают от гипокинезии. Число абсолютно здоровых детей к окончанию средней школы в 1987 г. составляло 20-25%, в 1994 г. - 10-15%7.

Во многом это связано с дефицитом двигательной активности. С первых лет обучения она снижается на 50 % и в дальнейшем продолжает неуклонно падать. В результате более 60 % призывников не достигают необходимого уровня физической подготовленности.

В структуре здоровья детей и подростков одно из первых мест занимают функциональные отклонения. В соответствии с классификацией Института гигиены детей и подростков (1978) дети с функциональными отклонениями относятся ко 2-й группе здоровья. В структуре функциональных отклонений на первом месте эндокринно-обменные расстройства; затем идут нарушения сердечно-сосудистой системы, в том числе нейроциркуляторная дистония; функциональные отклонения костно-мышечной системы; расстройства нервной системы и нарушения зрения.

Вызывают тревогу «подростки, часто и длительно болеющие», в частности простудными заболеваниями: более 4—6 раз в год. У них отмечен низкий уровень общей неспецифической устойчивости организма к действию метеорологических факторов (пониженной и повышенной температуре воздуха, сквознякам и др.).

За последние десятилетия число здоровых детей и подростков, а также имеющих только функциональные отклонения в стране уменьшилось почти в 1,5 раза, а количество хронически больных школьников возросло до 60 % от общего числа учащихся общеобразовательных школ.

Первое место в структуре заболеваемости школьников занимают болезни органов дыхания, пищеварения и кожи и подкожной клетчатки. Число здоровых сократилось с 15—16 до 6—4%, а первоклассников, имеющих морфологические и функциональные нарушения, — с 40,3 до 23,6 %. Соответственно увеличилась доля детей с хроническими болезнями — с 44,6 до 70 %. Среди детей младшего школьного возраста у 19,5% выявлены отклонения в физическом развитии, в том числе обусловленные дефицитом массы тела — 14,5%. Кроме того, у 2,3 % детей отмечена общая задержка физического развития8.

Результаты исследований показывают, что состояние здоровья детей и подростков России и, в частности, Алтайского края, по разным показателям ухудшается. На процессы становления здоровья детей и подростков влияние оказывает комплекс факторов медико-социального характера: социально-экономические, «школьные» факторы, стереотипы поведения, уровень физической активности. В современных условиях наиболее значимыми являются интенсивность образовательного процесса, увеличение стрессовых ситуаций в повседневной жизни детей, в том числе в семьях. Наиболее распространенными нарушениями здоровья среди учащихся массовых школ являются снижение остроты зрения, сколиозы. Среди старшеклассников, имеющих хронические болезни, в 2,5-3 раза чаще, чем среди здоровых, выявляется социальная и психологическая дезаптация. Около 30% детей старшего подросткового возраста имеют ограничения в выборе профессий и трудоустройстве. Снижается репродуктивное здоровье молодежи. Ежегодно по состоянию здоровья 30% юношей в возрасте 17 лет признаются негодными к военной службе. Кроме этого, опасения вызывает и психическое здоровье детей. В 2011 году в крае уже зарегистрировано 12 случаев завершенных суицидов. Причина этого – несвоевременное обращение к специалистам, к психиатрам9.

По данным медиков, прослеживается почти двукратное увеличение распространенности хронической патологии за период пребывания детей в образовательных учреждениях Алтайского края. Повышение учебных и эмоциональных нагрузок наряду со снижением возраста приема в школу приводит к развитию стрессовых состояний, дефициту сна, уменьшению двигательной активности, следствием чего является увеличение распространенности нервно-психических нарушений и функциональных отклонений со стороны сердечно-сосудистой системы. Отмечается снижение числа детей с нормальным физическим развитием10.

20 мая 2011 г. в г. Барнауле в рамках проекта «Здоровая школа» на базе профессионального училища №35 прошел семинар, посвященный теме «Профилактика заболеваний детей и подростков в школах Барнаула». Профессор АГМУ Владимир Беккер в своем докладе «Результаты исследования обеспечения микронутриентами детей дошкольного и младшего школьного возраста Барнаула и Алтайского края» подчеркнул важность профилактики дефицитных состояний. В первую очередь – дефицита фтора, йода и селена, витамина С. Наиболее эффективным способом профилактики фтора, йода и селена профессор Беккер считает введение в рацион школьников обогащенных этими микроэлементами питьевых вод. Но главным дефицитом сегодня профессор Беккер назвал – «дефицит внимания» со стороны родителей и педагогов к детям. По результатам исследований кафедры гигиены и основ экологии человека АГМУ, из-за этого 50% первоклассников психологически не готовы к школе и более 80% детей младшего школьного возраста постоянно находятся в ситуации стресса11.




2. Материалы и методы исследования
Исследование проводилось методом социологического опроса среди учащихся 8-11 классов с использованием анонимной анкеты. Анкета была составлена зарубежными и российскими экспертами проекта «Обучение здоровью в образовательных учреждениях РФ» для использования ее в пилотных образовательных учреждениях (см. приложение 1).

В анкетировании приняли участие 106 учащихся 8-11-х классов МБОУ «Ключевская средняя общеобразовательная школа №1» Ключевского района Алтайского края. Участие в анкетировании было добровольным и анонимным.

В результате проведенного исследования было выяснено, что учащиеся считают для себя важным быть здоровыми (рис.1).
Рис. 1. Отношение школьников к своему здоровью, результаты ответов на вопрос анкеты: «Важно ли быть здоровым для людей в Вашем возрасте?»

В качестве мотивов, определяющих важность здоровья, наиболее часто учащиеся выбирали желание «не быть слабым и больным», «быть успешным в жизни». Гендерные различия проявились при определении третьего преобладающего мотива, у девочек – это желание «хорошо выглядеть», у мальчиков – «быть сильным» (рис.2).



Рис. 2. Мотивы, определяющие важность здоровья

Результаты анкетирования показали, что наиболее часто в качестве факторов, вредных для здоровья, большинство учащиеся определяют: девочки – «курение» (100%), «употребление наркотиков» (100%), «употребление алкоголя» (97%); мальчики наиболее вредными назвали «употребление алкоголя» (100%), «употребление наркотиков» (93%), «неправильное питание» (84%) (рис.3).



Рис. 3. Наносит вред здоровью (с точки зрения учащихся)

Определяя причины того, что необходимо для укрепления здоровья, и мальчики, и девочки назвали одни и те же факторы: «сильное желание» - 57% опрошенных девочек/79% мальчиков, «помещение и оборудование» - 46%/54% и «поддержка со стороны семьи и друзей» - 38%/33% соответственно (рис.4, 5).



Рис. 4. Что необходимо учащимся для укрепления здоровья (девочки)

Рис. 5. Что необходимо учащимся для укрепления здоровья (мальчики)

Ответственность за свое здоровье учащиеся возлагают, прежде всего, на себя – 100% опрошенных, родителей – 68% опрошенных девочек и 84% мальчиков, врачей – 65% и 58% соответственно (рис.6).



Рис. 6. Кто должен заботиться о здоровье учащихся

Основными источниками информации о нарушениях здоровья для учащихся являются телевизионные передачи, их назвали с большим отрывом от других источников 84% опрошенных девочек и 93% мальчиков. На втором месте статьи в печатных изданиях и на третьем – родители.



Рис. 7. Источники информации о факторах, вредящих здоровью

Наиболее удобной для себя формой получения информации о здоровье школьники определили видеофильмы – 40% опрошенных девочек и 47% мальчиков; телепередачи – 33% и 35% соответственно. У девочек на третьем месте получение информации от родителей (30% опрошенных), мальчиков – школьные уроки (35% опрошенных).



Рис. 8. Предпочитаемые формы получения информации о здоровье

3. Выводы

Полученные в результате исследования результаты позволяют сделать следующие выводы:

- здоровье для учащихся 8-11 классов является важным показателем успешности в жизни;

- основными вредными для здоровья факторами, с точки зрения школьников, являются употребление алкоголя, наркотиков и курение;

- для укрепления здоровья учащимся необходимо собственное желание, специально оборудованные помещения и поддержка семьи и друзей;

- ответственными за свое здоровье, прежде всего, учащиеся считают себя, определяя при этом важную роль врачей и родителей;

- привычными источниками информации о здоровье для учащихся являются телепередачи, печатные издания, родители;

- получать информацию о здоровье учащиеся предпочитают в виде видеофильмов, телепередач, на школьных уроках.




4. Источники и литература

1. Апанасенко Г.Л. Охрана здоровья здоровых: некоторые проблемы теории и практики. М.; Просвещение, 1987.;

2. Васильева О.С. , Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки. - М., 2001.

4. Государственный доклад Минздрава РФ, РАМН

"О состоянии здоровья населения Российской Федерации в 2002 ГОДУ": М., ГЭОТАР-МЕД, 2003.

3. Особенности состояния здоровья современных школьников. Материалы к докладу «Школа – 2020. Какой мы ее видим?»; Москва, 2008


Ресурсы сети ИНТЕРНЕТ

1. Статья «Здоровье современных школьников»: http://www.durex-promo.ru/index.php?ds=1422479

2. Статья «Здоровье современных школьников. Мнение эксперта»:

http://www.ruslife.ru/family/Folder_56/1039.smx

3. Статья «Состояние здоровья школьников и основные тенденции его изменения»: http://all-gigiena.ru/lit/496-sostoyanie-zdorovya-shkolnikov-i-osnovnye-tendencii-ego-izmeneniya

4. Статья «Здоровье детей Алтайского края»: http://www.infohome-altai.ru/node/2052

5. Статья «В Алтайском крае обсудили вопросы здоровья детей школьного возраста»: http://mia-med.ru/altai/20110708/73.html

6. Статья «Основная причина проблем со здоровьем школьников Алтайского края – недостаток минералов, витаминов и внимания»: http://www.politsib.ru/news/?id=24464#.Tx_v4MJCjd4

Приложение 1

АНКЕТА

Дорогой друг! Просим принять участие в изучении отношения молодежи к своему здоровью. Внимательно прочтите вопросы и возможные варианты ответов. Выберите наиболее подходящий ответ и обведите его номер кружком. Очень важно отвечать искренне и работать самостоятельно. Свою фамилию указывать не надо. Анонимность гарантируется. Спасибо за сотрудничество.



1. Пожалуйста, укажите 1. Ваш пол

  1. Мужской

  2. Женский

Ваш возраст (полное число лет)

2. Как вы оцениваете состояние своего здоровья?

  1. Хорошее

  2. Удовлетворительное

  3. Плохое

  4. Затрудняюсь ответить

3. Болели ли Вы в течение последнего года?

  1. Не болел (а)

  2. Редко ( 2-3 раза)

  3. Часто ( более 5 раз)

4. Важно ли быть здоровым для людей в Вашем возрасте?

  1. очень важно

  2. достаточно важно

  3. трудно сказать

  4. не очень важно

  5. совсем не важно

5. Почему важно быть здоровым? (выбрать самую важную причину)

  1. чтобы быть сильным

  2. чтобы хорошо выглядеть

  3. чтобы быть успешным в жизни

  4. Мне бы не хотелось быть больным и слабым

5. Другое (указать)___________________________________________________________________________________

6.Согласны ли Вы с утверждением: «Информация о здоровом образе жизни и навыках здорового образа жизни важна для улучшения Вашего здоровья»

  1. Полностью согласен/согласна

  2. Согласен/согласна

  3. Трудно сказать

  4. Не согласен/согласна

7.Считаете ли вы следующее вредным для Вашего здоровья? (Вы должны ответить на каждую строчку таблицы – поставить галочку в столбце с вариантом ответа.)




Вредно

Трудно сказать

Не очень вредно

Не вредно совсем

1. неправильное питание (очень много жирного и сладкого и очень мало овощей и фруктов)/переедание













2. употребление алкоголя













3. употребление наркотиков













4. сидячий образ жизни













5.курение













6. недоедание













8. Вам необходимо для укрепления здоровья: (выберите 3 наиболее важных ответа)

  1. Сильное желание

  2. Наличие денежных средств

  3. Помещение и оборудование (например, спортивные залы, компьютеры и т.д.)

  4. Информация (например, книги, брошюры, видео, плакаты и т.д.)

  5. Персональные консультации специалистов (например, учителей, школьной
    медсестры, врача, психолога, социального педагога и т.д.)

  6. Больше поддержки со стороны семьи и друзей

  7. Специальная программа в школе

  8. Другое (укажите, что именно)______________________________________________

9.Кто должен заботиться о Вашем

здоровье? (выберите 3 наиболее подходящих ответа)



    1. Друзья

    2. Правительство

    3. Родители (прочие родственники)

    Я сам (-а)

  1. Врачи

  2. Учителя


10.Какие темы о здоровье больше всего интересуют Вас? (Вы можете выбрать больше чем одну тему)

  1. физические упражнения и спорт 5. Половое воспитание

  2. курение 6. нарушение питания

  3. снижение и набор веса 7. влияние наркотиков

  4. алкоголь 8. другое________________________________

11.Из каких источников Вы узнаете о курении, алкоголе, наркотиках, болезнях, передаваемых половым путем (таких как ВИЧ)? (Вы можете выбрать более чем один ответ.)

  1. Из телевизионных передач

  2. Из кинофильмов

  3. Из книг, журналов, газет

  4. От учителей (на уроках, беседах, лекциях - подчеркните)

  5. От родителей

  6. Из церковных источников (проповеди, литература - подчеркните)

  7. От других взрослых

  8. От друзей

  9. Из других источников (укажите, каких)

12.В каком виде Вы хотите получать информацию о здоровье?

  1. Статьи в газетах и журналах

  2. Видеофильмы

  3. Телепередачи

  4. Школьные уроки

  5. Лекции и беседы

  6. От родителей

  7. От друзей

  8. Другое (укажите, что именно)

13.Если ли бы у Вас возникли проблемы с употреблением алкоголя и наркотиков, к кому бы Вы обратились за советом? (Вы можете выбрать более чем один ответ)

  1. врачи, медсёстры

  2. психологи, социальные педагоги

  3. учитель

  4. родители, родственники

  5. друзья

  6. церковь

  7. другое (укажите, что именно)__________________________________________________________________________

14.Тебя беспокоит проблема заболеваний, передаваемых половым путем?




Да

Нет

ВИЧ-инфекция (СПИД)







Сифилис







Другие инфекционные заболевания







15.В каком возрасте, по Вашему мнению, следует говорить о вреде алкоголя, курения, наркотиках и болезнях, передаваемых половым путем?

______________________________(укажите возраст и класс)



16.Вы курите?

  1. Да, регулярно

  2. Нет

  3. Иногда, по настроению или «за компанию»

  4. Только пробовал(-а)

17.Как часто вы употребляете спиртные напитки?

  1. Никогда

  2. Пару раз в год

  3. Один или два раза в месяц

  4. Каждую неделю

  5. Почти каждый день

18.Вы лично знаете кого-нибудь вашего возраста, кто уже пробовал какие-либо наркотические или токсические вещества?

  1. нет

  2. да

19. Пробовали ли Вы когда-нибудь наркотические или токсические вещества?

1.Да


  1. Нет (Если да, то сколько раз?)

1 Васильева О.С. , Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки. - М., 2001.

2 Статья «Здоровье современных школьников»: http://www.durex-promo.ru/index.php?ds=1422479

3 Государственный доклад МИНЗДРАВА РФ, РАМН "О состоянии здоровья населения Российской Федерации в 2002 году»: М., ГЭОТАР-МЕД, 2003.

4 Апанасенко Г.Л. Охрана здоровья здоровых: некоторые проблемы теории и практики. М.; Просвещение, 1987.;

5 Статья «Здоровье современных школьников. Мнение эксперта»: http://www.ruslife.ru/family/Folder_56/1039.smx

6 Особенности состояния здоровья современных школьников. Материалы к докладу «Школа – 2020. Какой мы ее видим?»; М., 2008

7 Статья «Состояние здоровья школьников и основные тенденции его изменения»: http://all-gigiena.ru/lit/496-sostoyanie-zdorovya-shkolnikov-i-osnovnye-tendencii-ego-izmeneniya

8 Статья «Здоровье современных школьников. Мнение эксперта»:

http://www.ruslife.ru/family/Folder_56/1039.smx

9 Статья «Здоровье детей Алтайского края»: http://www.infohome-altai.ru/node/2052

10 Статья «В Алтайском крае обсудили вопросы здоровья детей школьного возраста»: http://mia-med.ru/altai/20110708/73.html


11 Статья «Основная причина проблем со здоровьем школьников Алтайского края – недостаток минералов, витаминов и внимания»: http://www.politsib.ru/news/?id=24464#.Tx_v4MJCjd4







Мудрость приходит в старости на смену разуму. Болеслав Вольтер
ещё >>