Ф. Д. Гусейнова - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические указания к самостоятельной работе (для направления 020400. 1 179.52kb.
Әлеуметтану социология Х. Гусейнова tеоретические подходы к телевизионной... 1 150.49kb.
Методические указания к самостоятельной работе (для специальности... 1 174.03kb.
Методические указания к самостоятельной работе (для специальности... 3 247.76kb.
Ю. Г. Волков И. В. Мостовая 22 5449.04kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Ф. Д. Гусейнова - страница №7/8

Раздел III. ЭМПИРИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ
Наравне с теоретико-познавательной, практическо- преобразовательной, мировоззренческой, просветительской, социология реализует и важную прикладную функцию. Ее суть состоит в «познании закономерностей социальных процессов, описании социальной жизни, т.е. представлении обществу достоверной информации о его состоянии как реальном положении социального субъекта с его особыми и разнообразными интересами, взглядами, мнениями, иллюзиями и заблуждениями, чаяниями и надеждами» (В.А. Ядов).

Академическая социология, которая оформилась в первой трети XX века, связана с изучением фундаментальных проблем социального познания, выявлением универсальных закономерностей организации общества и человеческого поведения.

Вместе с тем, социологи постоянно ставили вопрос о том, как практические проблемы превращаются в научный и как, в свою очередь, происходит превращение знаний, полученных в ходе исследования, в практические рекомендации. В числе этих социологов были Э. Дюркгейм, А. Смол, П. Лазарсфельд и др., которые в своих исследованиях уделяли большое внимание проблемам социальных отклонений – бедности, безработице, бездомности и др.

Эмпирическая социология появляется вместе с теоретической, но приобретает самостоятельное значение лишь в начале прошлого столетия как специфическая область социологических исследований с особыми традициями и логикой развития, хотя ее роль в становлении социологии как науки высоко оценивалась с первых шагов. Организация и проведение эмпирических социологических исследований обуславливались прежде всего потребностями общества.

Самостоятельным направлением социологических исследований эмпирическая социология становится в 30-е годы XX столетия в США, когда появляются и получают широкое распространение социальные заказы на проведение тех или иных социологических исследований. Особую известность приобрела Чикагская школа эмпирической социологии, которая уже в первой половине XX столетия представляла собой специфическое подразделение университета, оказывающее огромное влияние на деятельность социологов не только своей страны, но и всего мира. Ученые этой школы провели масштабные эмпирические исследования, связанные с проблемами социальной реформы, миграции, форм отклоняющего поведения, проблем семьи и др.

Практически во всех университетах и колледжах США возникают факультеты социологии и читаются социологические курсы лекций, создаются социологические службы на предприятиях и в организациях. Выступавшие в качестве «социальных работников» социологи занимались преимущественно прикладной деятельностью – исследовали взаимоотношения в группах различного вида (трудовых, национальных, религиозных), проблемами воспитания в различных семьях и т.д. Вся эта работа осуществлялась в рамках социальных проектов и программ на заказ.

В работе академика В.А. Ядова «Социологические исследования: методология, программа, методы» отмечается, что к середине XX века обнаружились две тенденции развития мировой социологии: европейская и американская. Европейская была тесно связана с социальной философией, американская – изначально развивалась как наука преимущественно о человеческом поведении, была ориентирована на проблемы и сближалась с социальной психологией.

В 20-40 – х годах в США наряду с американским направлением развития социологии влиятельным было и европейское, представленное прежде всего такими крупными теоретиками как Т. Парсонс и П. Сорокин. Одновременно в Европе на социологию стало все большее влияние оказывать социальная практика.

В послевоенные годы эти два направления в развитии мировой социологии сближаются.

Главные достижения американской социологии – в развитии теории среднего уровня, особенно в таких областях, как социальная структура, малые группы, коллективное поведение, массовые коммуникации, социология труда и профессий, семьи и др.

Эмпирическая база социологического знания представляет собой сгруппированные и обобщенные социальные факты, рассматриваемые под углом зрения различных теоретических исследований.

Название «прикладное» означает использование общих положений академической социологии при изучении конкретных социологических явлений. Прикладное социологическое исследование направлено на получение системы фактов, которые составляют эмпирический базис социологической теории или имеют самостоятельное конкретно-прикладное значение, удовлетворяя потребности конкретных заказчиков.

Отличительной особенностью прикладной социологии является ее исключительно практическая ориентация. Как справедливо замечает И.А. Бутенко, «те или иные социальные проблемы оказываются не всегда осознанными, они еще не обязательно выступают в качестве предмета для анализа и тем более для целенаправленного воздействия. Для этого необходимы не только осознание проблемы, но и чья-то заинтересованность в ее решении, а также готовность к определенным практическим преобразованиям со стороны того же лица, что и осознает проблему и заинтересовано в ее решении».

Сам по себе факт обращения к ученым за совершенно определенной социальной информацией, касающейся изучения проблемы и поиска вариантов ее решения, выступает как социальный заказ.

В широком смысле социальный заказ постоянно отражает потребность общества в самопознании, и, следовательно, самым главным «заказчиком» оказывается общество в целом. Социологи во многих странах получают определенные государственные заказы или задания на проведение крупных, зачастую национального масштаба исследований, иногда имеющих следствием серьезные реформы законодательства. Сюда можно отнести исследования в области образования, миграции, пенсионного обеспечения и т.п. Заказы могут носить и более узкий характер. Например, за последние годы увеличился спрос на социологические услуги в сфере предпринимательства, научных и других фондов, связанных с определенной тематикой, группой лиц, заинтересованных и в ответах на более или менее частные вопросы.

Тема 7. Организация социологического исследования
7.1. Программа и цели социологического исследования
Рабочие документы исследования определяют содержательную и организационную сторону собственно исследовательской работы и включают:

- программу исследования (в том числе план, график);

- списки респондентов (если таковые ведутся);

- списки анкетеров (интервьюеров);

- полевые документы (инструкции, вопросники, анкеты, бланки);

- камеральные документы (кодификаторы, таблицы и графики, иные формы в представлении данных);

- отчеты.

Социологическое исследование начинается с разработки программы и плана анализа обследуемого объекта. От степени научной обоснованности и уровня организационно-технического оформления программы и плана зависит результативность проводимых социологических исследований. Как отмечает В.А. Ядов: «Первое элементарное требование – необходимость программы. Как ни странно, об этом надо говорить, ибо многие начинающие исследователи пытаются работать без программы. То, что ее заменяет, - это несколько смутных идей о целях исследования и характере нужного эмпирического материала».



Программа – это теоретический документ. Судьба всего социологического исследования, значимость его теоретических и практических результатов будет зависеть от уровня разработки его программы, удачного выбора системы фактических показателей и рабочих гипотез. Плохо обоснованное с теоретической точки зрения социологическое исследование приводит к ничтожным выводам, к неэффективным практическим рекомендациям и может не оправдать значительных материальных ресурсов, затраченных на его проведение. Программа исследования должна четко отвечать: 1) на решение какой проблемы и 2) на получение какого результата направлено данное социологическое исследование.

Программа исследования – это изложение его теоретико-методологических предпосылок (общей концепции) в соответствии с основными целями предпринимаемой работой и гипотез исследования с указанием правил процедуры, а также логической последовательности операций для их проверки.

Выделяют два типа исследований:

1. Теоретико-прикладные, цель которых – содействовать решению социальных проблем путем разработки новых подходов к их изучению. В теоретически ориентированном исследовании прежде всего решаются теоретические (основные) задачи. При этом сначала уточняется предмет, а затем – реальные социальные объекты, изучение которых позволяет найти типовое решение проблемы.

2. Прикладные социологические исследования направлены на практическое решение достаточно ясно очерченных социальных проблем с тем чтобы предложить конкретные способы действий в определенные сроки. Эти исследования иногда называют социально-инженерными. В прикладном исследовании практические задачи являются основными, а теоретические – неосновными.

Программа исследования строится в зависимости от названных целей. Но какова бы ни была конкретная цель исследования, его общая направленность должна отвечать, в конечном счете, практическим интересам общества.

Программа теоретико-прикладного исследования включает следующие элементы.



Методологический раздел программы:

  1. Формулировка проблемы, определение объекта и предмета исследования.

  2. Определение цели и постановка задач исследования.

  3. Уточнение и интерпретация основных понятий.

  4. Предварительный системный анализ объекта исследования.

  5. Развертывание рабочих гипотез.

Процедурный раздел программы:

  1. Стратегический план исследования.

  2. Обоснование системы выборки единиц наблюдения.

  3. Проект основных процедур сбора и анализа исходных данных.

При разработке программы социологического исследования необходимо в первую очередь выделить ключевые понятия, выражающие узловые точки изучаемой проблемы.

Поиск эмпирических значений понятий называют его эмпирической интерпретацией, а определение этого понятия через указание правил фиксирования соответствующих эмпирических признаков – операциональным определением.

Программа выполняет две важнейших функции: научно-познавательную и научно-организационную. Первая обеспечивает теоретико-методическую целостность исследования, вторая – эффективное сотрудничество участников исследовательского коллектива. Каких требований должен придерживаться исследователь при подготовке социологического исследования относительно программы?


  1. Необходимость программы. Безпрограммное исследование сводится к поиску методом проб и ошибок: расход энергии часто не оправдывает полученный результат.

  2. Эксплицитность программы – четкость и продуманность всех ее положений и элементов в соответствии с логикой исследования.

  3. Логическая последовательность всех элементов программы. Все звенья программы должны быть связаны в логически стройную программу. Обрыв в одном звене влечет за собой ошибки в последующих операциях.

  4. Гибкость программы, возможность оперативной коррекции разделов программы в случае обнаружения ошибок в каком-то отдельном звене.

Обычно исследователь начинает с некоторой общей постановки вопроса (нащупывание проблемы), а затем уточняет и конкретизирует проблему.

Цель исследования ориентирует на его конечный результат – теоретико-познавательный и практически-прикладной.

Задачи формулируют вопросы, на которые должен быть получен ответ для реализации целей исследования.

Если основная цель формулируется как теоретико-прикладная, то вначале определяют научную проблему, а затем определяется конкретный объект исследования.

Если же исследователь преследует практическую цель, то первоначально рассматривается специфика данного социального объекта, и уясняются практические задачи, подлежащие решению. После этого определяется та научная проблема, которую следует изучить.

Определение цели исследования позволяет далее упорядочить процесс научного поиска в виде последовательности решения основных частных, а также дополнительных задач.

Основные и частные задачи логически связаны, частные – вытекают из основных, являются средствами решения главных вопросов исследования.

Значительное место в программе исследования занимает рассмотрение основных понятий, в которых описывается социальная проблема. Определяются методы и процедуры регистрации свойств и явлений, дающих возможность установления ожидаемых фактов. Осуществляется целостный предварительный анализ объекта, на основе чего формулируются рабочие гипотезы относительно изучаемых явлений.

Процедурный раздел программы социологического исследования включает общий план исследования, тип выборки, методы сбора исходных данных и методы их анализа. Программа дополняется рабочим планом исследования, в котором определяются материально-временные ресурсы на выполнение работы и другие организационные моменты.

Тщательно разработанная программа – гарантия проведения исследования, обоснованности его результатов, их теоретической и практической ценности.

Дадим определение некоторым понятиям, которые будут часто встречаться в ходе изложения эмпирической социологии.

Процедурой обычно называют последовательность всех операций, общую систему действий и способов организации исследования.

Методология – система принципов научного исследования. Методология включает в себя совокупность исследовательских процедур, техники и методов, включая приемы сбора и обработки данных. А.П. Куприянов выделяет три основные методологические функции теории: ориентирующую, предсказательную и классифицирующую. Первая направляет усилия исследователей в отборе данных, вторая опирается на установление каузальных зависимостей в некоторой специальной области, а третья помогает систематизировать факты путем выявления их существенных свойств и вещей.

Метод – основной способ сбора, обработки и анализа данных.

Техника – совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода.

Методика – совокупность технических приемов, связанных с данным методом, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь.

Социальный факт. Понятие «социальный факт» было введено в социологию Эмилем Дюркгеймом - классиком французской социологической школы ХIХ века.

В современной социологии социальными фактами принято считать:

а) совокупные, систематизированные характеристики массового поведения;

б) совокупные, систематизированные характеристики массового сознания – мнений, оценок, суждений, верований т.п.;

в) совокупные, обособленные характеристики продуктов человеческой деятельности, материальной и духовной;

г) отдельные события, случаи, состояние социального взаимодействия.

Наряду с понятием «социальный факт» употребляется выражение «статистический факт», который можно определить как типические сводные числовые характеристики.
7.2. Объект и предмет социологического исследования
Объект социологического исследования – определенная социальная реальность, не зависящая от исследователя; предмет – свойства, стороны, отношения и процессы в этой реальности (т.е. в рамках данного объекта), выделяемые исследователем для целенаправленного изучения). В одном и том же объекте, например этнические общности, может быть выделено множество предметов исследования.

Объектом может быть все то, что явно или неявно содержит социальное противоречие и порождает проблемную ситуацию. Объект социологического исследования – это то, на что направлен процесс познания.

Предмет социологического исследования – это наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта.

Объектом социологического исследования является деятельность людей, занимающих определенное социальное положение, и условия, в которых эта деятельность осуществляется. При указании объекта социологического исследования должны быть представлены следующие данные:

- профессиональная (или отраслевая) принадлежность;

- место деятельности людей;

- характер деятельности людей;

- временные сроки проведения исследования, связанные с особенностями производства, с его сезонным характером или же с циклами производства (рабочая смена, рабочий день, рабочая неделя и др.);

- количественные границы социологического исследования, которые ограничивают численный состав эмпирических объектов с точным указанием их отраслей и территориальной принадлежности.

Если объектом социологического исследования является деятельность людей и условия этой деятельности, то единицами наблюдения выступают материальные носители этой деятельности – человек, коллектив, страна.



Единицей наблюдения в социологии называется элемент, в отношении которого непосредственно ведется сбор информации. Необходимо отличать единицу наблюдения, о которой собирается информация – единица анализа, от единицы наблюдения, от которой собирают информацию – единица сбора.

Предметом социологического исследования принято считать ту из сторон объекта, которая непосредственно подлежит изучению. Одному и тому же социологическому объекту может соответствовать несколько различных предметов исследования, каждый из которых по содержанию определяется тем, какую именно сторону объекта он отражает, с какой целью и для решения какой социальной проблемы выбран данный предмет исследования. Объект и предмет социологического исследования совпадают, когда перед исследователем стоит задача познания всей совокупности закономерностей функционирования и развития конкретного социального объекта. Когда же речь идет об изучении каких-либо отдельных характеристик объекта исследования, предметом становятся те же стороны, которые содержат эти характеристики.
7.3. Гипотезы в социологическом исследовании
В ходе социологического исследования необходимо осуществить предварительный системный анализ объекта исследования, что означает, по существу, «моделирование» исследовательской проблемы, т.е. такое ее концептуальное расчленение и детализация, которые позволяют далее сформулировать общие и более частные гипотезы исследования.

Гипотеза – предположение, выдвигаемое в ходе научного исследования для объяснения какого-либо явления или совокупности явлений. Для того чтобы стать научной теорией, гипотеза должна быть подтверждена дополнительными исследованиями, опытом, данными практики.

Гипотеза в социологическом исследовании – это научно обоснованное предположение о структуре социальных объектов, о характере элементов и связей, образующих эти объекты, о механизме их функционирования и развития. Иными словами, о проблеме социологического исследования. Процесс установления истинности или ложности гипотезы есть процесс обоснования гипотезы на фактах, проверки гипотезы в ходе социологического исследования. В результате такого исследования гипотезы или отвергаются, или подтверждаются и становятся положением теорий, истинность которых уже доказана.

Гипотеза, объясняющая социальные факты, не должна противоречить другим теориям, истинность которых для данной области уже доказана. Новая гипотеза иногда может противоречить старым теориям и вместе с тем быть вполне допустимой. С такой ситуацией исследователи сталкиваются, когда новая гипотеза охватывает значительно более широкий круг фактов. При возникновении новой, более общей теории, старая теория превращается в частный случай новой теории.

Предварительный системный анализ объекта, о чем было сказано выше, есть, по сути, формулирование общей гипотезы по предмету исследования.

По отношению к задачам исследования, гипотезы подразделяются на основные и неосновные. Естественно, что главное внимание уделяется основным предположениям, относящимся к центральному вопросу исследования.

По степени разработанности и обоснованности различают первичные и вторичные гипотезы. Вторичные выдвигаются взамен первичных, если те опровергаются эмпирическими данными. Иногда первичные гипотезы называются рабочими: хорошее исследование опирается обычно на серию альтернативных гипотез.

По содержанию предложений о предметной области проблемы выделяют описательные и объяснительные гипотезы. Описательные гипотезы – это предположения о существенных свойствах объекта и характере связей между отдельными элементами изучаемого объекта. Объяснительные гипотезы – это предположения о причинно-следственных зависимостях в изучаемых социальных процессах и явлениях. При разработке гипотезы необходимо придерживаться следующих положений:


  1. Гипотеза не должна содержать понятий, которые не получили эмпирической основы.

  2. Гипотеза не должна противоречить известным и проверенным фактам. Если среди известных фактов имеется хотя бы один, с которым гипотеза не согласуется, она должна быть отброшена. Но иногда сами факты могут быть ошибочными и требовать своего пересмотра. Поэтому гипотеза должна соответствовать точно установленным фактам. Научная гипотеза не только объясняет всю совокупность известных фактов, но предсказывает новые, еще неизвестные, или исправляет старые, неточно установленные.

  3. Гипотеза должна быть доступна проверке в процессе социологического исследования или на практике.

  4. Гипотеза должна быть максимально простой.

Образцом социологического исследования является такая работа, в которой ясно сформулированы проблемы, четко определены понятия и имеется одна или несколько гипотез, допускающих их эмпирическую проверку.

В.Д. Ядов приводит самую простую гипотезу прикладного исследования – ожидается, что интерес к телевидению связан с уровнем образования телезрителей. Такая гипотеза нуждается в переводе ее понятий в операционные термины: Что такое «интерес»? Какие операции фиксируют его наличие или отсутствие? Частота просмотров? Оценки содержания программ? Запоминание содержания увиденного и услышанного? Выбор данной программы из нескольких возможных? и т.д.


7.4. Выборочный метод в социологическом исследовании
Все множество социальных объектов, которые являются предметом изучения в пределах, очерненных программой социологического исследования и территориально-временными границами, образует генеральную совокупность. По размерам эта совокупность может быть предельно широкой (город, отрасль промышленности), средней (район, город) и сравнительно малой (бригада, группа). Обязательным требованием является необходимость в каждом социологическом исследовании четко оговаривать пространственные и временные границы генеральной совокупности, т.е. на какой территории и в какой промежуток времени будет проводиться исследование.

Если социологическое исследование охватило все без исключения социальные объекты, образующие его генеральную совокупность, оно является сплошным. Например, если целью исследования является определить образовательный уровень рабочих в городе, и исследованию подвергаются рабочие всех без исключения предприятий города, то мы говорим, что данное социологическое исследование является сплошным. Примером сплошного исследования является также перепись населения.

Часть социальных объектов генеральной совокупности, выступающих в качестве объекта наблюдения, называется выборочной совокупностью.

Важным вопросом любого социологического исследования, после того как определены главная социальная проблема, цели и задачи социального исследования, структура выборочной совокупности, - является определение объема выборочной совокупности. Тип и способ выборки прямо зависит от целей исследования и его гипотез. Чем конкретнее цели и чем конкретнее сформулированы гипотезы, тем правильнее будет решен вопрос о выборке. Для того, чтобы получить сведения с определенной степенью точности, отражающие ту или иную сторону объекта, необходимо определить число единиц наблюдения (с которых непосредственно ведется наблюдение). При этом очень важно, чтобы единицы наблюдения представляли собой социальные объекты, обладающие характеристиками, существенными для предмета конкретного социологического исследования. Объем выборочной совокупностиэто общее число единиц наблюдения, включенных в выборочную совокупность. Большее число опрошенных единиц даст, в конечном результате, меньшую ошибку, меньшее число опрошенных единиц наблюдения – большую ошибку.

В качестве элементов выборочной или обследуемой совокупности (респондентов), подлежащих изучению (например, опросу), могут выступать как отдельные индивиды, так и целые коллективы или учебные группы, если в последних проводится сплошной опрос. Объем выборочной совокупности или общее число единиц наблюдения, включенных в выборочную совокупность, зависит от двух факторов: от степени однородности генеральной совокупности и от необходимой степени точности результатов исследования.

Приведем пример. Социологу необходимо обследовать интерес киноаудитории какой-либо генеральной совокупности, например, района. Социолог выдвигает гипотезу, что интерес кинозрителя зависит от его образования. Тогда, зная, что в этом районе имеется 15% лиц с высшим образованием, 40% - со средним и 45% - с неполным средним, при выборе единиц наблюдения социолог должен сохранить эту пропорцию. Если исследовательская гипотеза предполагает также, что вкусы кинозрителя зависят в среднем от его возраста, в число единиц наблюдения должны также быть пропорционально представлены те возрастные группы генеральной совокупности (в данном случае района), которые интересуют исследователя.

Общий принцип выборочного исследования, следовательно, заключается в следующем:


  1. Выборочная совокупность должна быть копией генеральной совокупности, тогда ошибка конечных результатов исследования будет минимальной. В момент исследования выборочная совокупность должна представлять собой как бы микромодель генеральной совокупности. Другими словами, требуется, чтобы структура выборочной совокупности максимально совпадала со структурой генеральной совокупности по основным изучаемым качественным характеристикам и контрольным признакам.

2. Свойство выборочной совокупности воспроизводить состояние дел, параметры и значимые элементы структуры генеральной совокупности называется репрезентативностью. Степень репрезентативности непосредственно связывается с точностью воспроизведения характеристик генеральной совокупности и рассчитывается для каждого признака с помощью аппарата математической статистики. Таким образом, при определении количества респондентов необходимо учитывать, что выборка должна быть репрезентативной, т.е. все эмпирические закономерности, полученные по ней, можно распространить и на всю генеральную совокупность. Считается, что отклонения эмпирических закономерностей от реальных носят случайный характер. Без использования таких понятий, как доверительный интервал, ошибка выборки, невозможно распространение того, что получено для выборки, на всю генеральную совокупность.

3. Структура выборочной совокупности полностью определяется характером гипотез исследования. Гипотезы помогают исследователю отобрать те характеристики и свойства объекта исследования, которые являются главным в формировании выборочной совокупности.

Состав и объем выборки заранее не фиксируются, а устанавливаются опытным путем по мере развития исследования или же в том случае, если речь идет об исследовании по разведывательному плану. В исследованиях же дескриптивного плана выборка должно быть строго репрезентативной; это означает, что по выделенным критериям состав обследуемых должен приближаться к соответствующим пропорциям генеральной совокупности. Здесь следует особо отметить, что строго репрезентативную выборку по всем важным для проблемы исследования параметрам обеспечить невозможно, и поэтому следует гарантировать репрезентацию по главному направлению анализа данных. Наиболее существенными сведениями о характеристике генеральной совокупности являются половозрастной, социальный, профессиональный, имущественный состав обследуемых, их пространственная локализация. В некоторых случаях, когда речь идет об особых целях исследования, например, в этнически неоднородной среде, следует учесть репрезентацию по критерию национальной принадлежности.

Мера подобия выборочной модели структуры генеральной совокупности оценивается ошибкой выборки, а предел допустимой ошибки зависит от целей исследования. Повышенная надежность допускает ошибку выборки до 3%, обыкновенная – до 3-10, приближенная – от 10-20, ориентировочная – от 20-40, прикидочная – более 40 (см. Ядов В.А., указ. соч., стр. 70).

Если мы хотим изучить в статистических показателях особенности условий и образа жизни каких-то определенных групп населения, репрезентативная выборка должна быть заменена целевой, в которой численность каждой интересующей нас группы будет достаточна для более основательного анализа. Такая выборка, будучи качественно представительной в отношении целей исследования, не является статистически репрезентативной в отношении генеральной совокупности.

Численность (объем) выборки зависит от уровня однородности или разнородности изучаемых объектов. Чем более они однородны, тем меньшая численность может обеспечить статистически однородные выводы.

При небольшой по численности генеральной совокупности применяют случайную бесповторную выборку, где обеспечивают равную вероятность попадания в исследование всех ее единиц по полному их списку из генеральной совокупности. Имея полный список студентов факультета (например 2000 человек) и определив объем выборочной совокупности (например 200 человек), устанавливаем шаг выборки делением первого на второе (2000:200) и получаем шаг отбора – каждый десятый из списка.

Таким образом, качество выборки зависит от трех условий:

- от меры однородности социальных объектов по наиболее существенным для исследования характеристикам;

- от степени дробности группировок анализа, планируемых по задачам исследования;

- от целесообразного уровня надежности выводов из предпринимаемого исследования.

Виды и методы выборки бывают самыми различными. Из-за ограничения объема пособия мы не можем подробно описать все из них. Перечислим лишь наиболее распространенные: вероятностные (случайные) и целенаправленные; методы собственно-случайного отбора, которые включают случайно-бесповторный и случайно-повторный; метод стихийной выборки; метод основного массива; метод квотной выборки.

По форме различаются выборки одноступенчатые и многоступенчатые. Многоступенчатые выборки осуществляются в несколько ступеней путем применения на каждой из них нескольких различных методов. Подробно о видах и методах выборки вы можете прочесть в книге В.А. Ядова «Социологическое исследование: методология, программа, методы» (см. лит.)

Чтобы определить выборочную совокупность, необходимо иметь социальную информацию о генеральной совокупности. С этой целью составляется социальная карта, которая представляет собой различные социологические показатели для определенных экономико-географических районов.

В процессе составления социальной карты можно выделить следующие необходимые этапы:

1. Сбор информации о размещении и движении населения в районе, об основных, постоянных и сезонных потоках населения, включая въезд и выезд, демографические показатели.

2. Сбор социально-экономической информации о профессиональном составе населения: данные о квалификации трудящихся, заработной плате, соотношении между работающими и неработающими, распределении уровня семейных доходов и т.д.

3. Сбор социологической информации: условия труда и быта; данные о проведении досуга различными социальными группами; данные о различных формах социальной активности; образовательном уровне, средствах массовой информации, об активности общественных организаций и т.д.



    1. Организационно-технические основы исследования

Современные социологические исследования требуют научной организации социологического труда, планирования и четкого выделения отдельных видов работ. С этой целью наряду с программой социолог разрабатывает организационно-технический план работы. Организационно-технический план составляется после завершения разработки программы социологического исследования и утверждается одновременно с программой. Завершение разработки программы является началом составления организационно-технического плана. Организационно-технический план или, как его иногда называют рабочий план определяет основные этапы работы в соответствии с программой исследования, с указанием календарных сроков, материальных и людских затрат, необходимых для достижения конечных целей исследования.

Прикладное социологическое исследование имеет следующие этапы:


    1. подготовительный;

    2. полевой;

    3. подготовка к обработке и обработка информации;

    4. анализ информации и подготовка итоговых документов социологического исследования.

Подготовительный этап – уточняется тема, разрабатываются теоретическая концепция, программа исследования, устанавливается выборка, создаются тиражирующие документы для сбора информации, формируются исследовательские группы, составляются графики работ, решаются вопросы с материально-техническим обеспечением. Проводятся пробные исследования, в ходе которых проверяются некоторые организационные и содержательные моменты, апробируются избранные способы сбора данных. Место для апробирования выбирают так, чтобы оно было похожим на то, где будет проводиться весь сбор данных.

Пробное исследование позволяет отобрать лучшие пункты в опросных листах, протоколах наблюдений, методике проведения исследования. В ходе пробных исследований иногда целесообразно в качестве объектов предварительного опроса использовать не случайно отобранные лица, а знакомых социологов. Они могут откровенно изложить социологу, проводящее исследование, свое мнение об анкетах. Часто в качестве объекта предварительного опроса используются студенты.

Итоги предварительных исследований отражаются в рабочих документах; составляются окончательные варианты методик, инструкций, опросных анкет и затем приступают к массовому (основному) опросу выбранных объектов.

Полевой этап – сбор первичной социологической информации в зоне практических действий социолога – в аудитории, на производстве, на улице, в домах и т.д.

Массовый опрос обеспечивает сбор основного материала на объекте. Планом предусматривается четкое соблюдение инструкций, разработанных на стадии пробных исследований, контроль за качеством поступающих данных, организация хранения первичной информации.



Подготовка и обработка информации – просмотр опросных документов на предмет точности и качества заполнения, кодировка открытых вопросов, составление программы обработки информации.

Анализ информации и подготовка итоговых документов – делаются выводы о подтверждении или опровержении гипотез, оформляются в результате исследования.

Проблемы организации, управления и изучения общественных явлений требуют получения и использования большого объема информации. В этом случае применяют социальный мониторинг – целостную систему, позволяющую фиксировать, хранить и производить первичный анализ получаемых сведений. В системе социального мониторинга выделяют две подсистемы: социологический и статистический мониторинг. Социологический мониторинг – система отслеживания происходящих в обществе перемен, получения социологической информации систематически, через определенные, чаще всего небольшие, промежутки времени.



Статистический мониторинг – система получения количественных характеристик, показателей социальной и экономической статистики.

Социологический мониторинг учитывает субъективные мнения людей, а статистический мониторинг дает описание различных явлений с помощью объективных количественных показателей.


7.6. Отчет – форма подведения итогов социологического исследования
Отчет – определенная, узаконенная форма подведения итогов эмпирического социологического исследования. Каким бы методом социологические данные добыты ни были, сами по себе они еще не позволяют сделать обобщающие выводы, выявить тенденции, проверить гипотезы – одним словом, решить задачи, поставленные в программе исследования.

Для того чтобы полученная первичная социологическая информация начала активно служить, выполнять свое предназначение, ее необходимо путем обработки привести в соответствующий вид, а затем обобщить, проанализировать и научно проинтерпретировать. Только после осуществления данных процедур появится реальная возможность сформулировать выводы и практические рекомендации, которые и откроют социологической информации выход на практику.

Итог анализа и интерпретация социологических данных приобретают форму документов, имеющих как практическое, так и теоретическое значение. Итоги эмпирического исследования представляются в виде отчета по итогам исследования, приложения к отчету и аналитической справки. Основной документ – отчет по итогам исследования – представляет собой вполне самостоятельный вид деятельности, результаты которой нередко публикуются в печати. К отчету предъявляются те же требования, что и к программе. Отчет подтверждает или отвергает систему выдвинутых гипотез. Главное внимание при этом обращается на строгую систематизацию данных исследования, описание, измерение, характер причинно-следственных связей рассматриваемых явлений и процессов. В отчете обычно содержится столько разделов, сколько гипотез, требующих ответа, было высказано на предварительной стадии исследования. Начинается отчет с краткого обоснования актуальности исследуемой проблемы и характеристики исследования (выборки, методов сбора информации). Затем представляется характеристика объекта исследования по социально-демографическим признакам (пол, возраст, образование). После этого автор приступает к изложению ответов на сформулированные в исследовании гипотезы. Завершается отчет общими выводами и практическими рекомендациями.

На основании отчета составляется аналитическая справка, включающая выводы и рекомендации, снабженные, если это необходимо, социологическими данными, полученными в ходе исследования.



Приложение к отчету содержит все методологические и методические документы исследования – программу, план, инструментарий, инструкции, а также те социологические данные – таблицы, графики, индивидуальные мнения, которые не вошли в отчет при поиске ответа на основную гипотезу. Эти документы могут с успехом использоваться при составлении программы нового исследования.

При составлении отчета необходимо соблюдать простоту языка и логическую последовательность изложения. Автор должен знать, какие моменты в отчетах являются существенными, как их лучше всего объяснить, использовать, чтобы сделать их предельно ясными.

При составлении отчета по «заказным» исследованиям акцент нужно сделать, прежде всего, на практические выводы и конкретные рекомендации. Кроме того, отчет для заказчика предполагает соответствующий язык, отвечающий специфике данной сферы деятельности, и, стало быть, более доступный заказчику. Отчет служит исходным документом подготовки директивных решений и разного рода литературных материалов в виде монографий, коллективных публикаций, книг, сборников статей, диссертаций и пр.

Подробно о составлении отчета см. И.А. Бутенко «Организация прикладного социологического исследования».


7.7. Подбор и подготовка исполнителей для социологического исследования
Важнейшим этапом конкретного социологического исследования является подбор и обучение исполнителей. При этом необходимо решить следующие вопросы: какие типы исполнителей нужны для проведения данного социологического исследования? как должна обеспечиваться их подготовка для работы? сколько исполнителей необходимо подготовить? где и в какое время они будут использованы?

Набор исполнителей зависит от того, где производятся социологические исследования. Если исследования осуществляются на одном предприятии, то набирают исполнителей в пунктах проведения массового исследования.

Различные методы сбора информации предъявляют различные требования к исполнителям. Если, например, исполнитель должен проводить интервью, то он должен обладать определенными психологическими качествами, такими как умение войти в контакт, наблюдательность и др.

Подготовка исполнителей проводится непосредственно перед началом основного этапа исследования, с соответствующими методическими материалами и практическими руководствами для работы.

Затем необходимо провести контрольные опросы для интервью среди самих исполнителей, проанализировать все наиболее типичные ошибки. Кроме того, часто в социологических исследованиях принимают участие и сотрудники обследуемого объекта – экономисты, инженеры других специальностей, представители общественных организаций. Для них должен быть наиболее квалифицированный инструктаж, так как перед ними стоит задача провести непосредственную исследовательскую работу в местах опроса. Инструктаж обычно проводят специалисты, участвовавшие в разработке программы и плана исследования.
Вопросы для обсуждения


    1. Программа и цели, объект и субъект социологического исследования.

    2. Гипотеза в социологическом исследовании.

    3. Организационно-технические основы исследования.

    4. Выборочный метод в социологическом исследовании. Репрезентативность.

    5. Отчет-форма подведения итогов социологического исследования.


Темы докладов и рефератов


  1. Теоретическое и прикладное социологическое исследование: суть, основные черты, общность и различия.

  2. Гипотеза в процессе подготовки социологического исследования.

3. «Заказное» социологическое исследование.

4. Методика подготовки исполнителей для проведения социологического исследования.

5. Вероятностные (случайные) и целенаправленные методы выборки.

Характеристика видов и методов выборки.


Литература
Бутенко И.А. Организация прикладного социологического исследования. – М., 1998.
Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. //Аналитический центр Юрия Левады (Левада-Центр). 2003, №1-6; 2004, №1-6.
Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологического исследования. – М., 1988.
Левада Юрий. От мнений к пониманию. Социологические очерки 1993-2000. – М., 2000.
Социология: Учебное пособие для студентов вузов; Под общ. ред. проф. А.Н. Елсукова. – М., 2001.
Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программы, методы. – М., 1995.

Тема 8. Методы сбора социологической информации
Современная социология использует чаще всего три метода сбора социологической информации: изучение документальных материалов, наблюдение и опрос. В ряде случаев применяется также метод экспертных оценок. Рассмотрим все эти методы подробнее.
8.1. Документальный метод
В каждом обществе существуют специальные средства информации, которые называются документами. Анализ документов – один из широко применяемых и эффективных методов отбора первичной информации.

В документах содержатся сведения о процессах и результатах деятельности отдельных индивидов, коллективов, больших групп населения и общества в целом.

Что же в практике социологического исследования подразумевается под документом? Документом в социологии называется специально созданный человеком предмет, предназначенный для передачи и хранения информации. Любое социологическое исследование должно начинаться с анализа имеющихся по интересующей проблеме документов. Например, конкретное социологическое исследование, посвященное изучению свободного времени населения городов, может быть успешно начато с получения статистических данных об использовании библиотек, посещении кинотеатров, участии в различных обществах и др.

Чтобы в ходе работы хорошо ориентироваться в большом многообразии документов, необходима их классификация, основанием для которой служит форма документов. Документальный метод сбора социологической информации основан на использовании информации, зарегистрированной каким-либо «видимым образом» - на бумаге, на магнитной ленте, кинопленке, рисунке и т.д.

Документальные данные подразделяются на официальные (правительственные материалы, данные государственной статистики и государственные архивы) и неофициальные (дневники, автобиографии, а также научные и литературные труды, принадлежащие отдельным авторам т.д.). Особую группу составляют материалы средств массовой коммуникации (газеты, журналы, радио, телевидение и т.д.). Документы могут быть первичными (платежные ведомости, протоколы собрания и т.д.) и вторичными (например, монографии, в которых используются первичные материалы).

По своей форме документы делятся на:



  1. письменные документы (в них сведения изложены в форме бумажного текста). Письменные документы – это государственные и центральные архивы, архивы организаций и предприятий, пресса, личные документы, косвенная документация (справочные издания, литературно-художественные произведения, учебно-педагогическая и детская литература);

  2. статистические данные (в них сведения изложены в форме цифр). Вдумчивый и всесторонний анализ статистического материала дает основания для глубоких, качественно новых социальных выводов и обобщений;

  3. иконографическая документация (кино, фотодокументы, картины и т.д.). Произведения изобразительного искусства – картины, гравюры, скульптуры и т.д. могут быть использованы как документы прошлых эпох, позволяющие делать заключение о тех или иных сторонах духовной или материальной жизни; как документация по изобразительному искусству; как документы, позволяющие судить о личности их авторов. Документальные кинофильмы и фотографии являются свидетельством о событиях, социальных явлениях, фактах, иными словами, являются отражением реальных событий;

  4. фонетические документы. Для социолога фонетические документы (магнитофонные записи, грампластинки) имеют важное значение, так как дают возможность изучить структуру языка, являющегося отражением культуры, различных языковых особенностей, характерных для тех или иных социальных групп.

Документы могут стать источником для социологов только после того как оценена надежность заложенной в них информации. Большую ценность может иметь и абсолютно ложный документ, в котором все факты отражены неправильно. Такой ложный документ может быть использован для изучения психологии автора.

Социологи учитывают ряд факторов при оценке надежности документов. Они считают необходимым исходить из того, что, как правило, официальные документы более надежны, чем неофициальные. Особой надежностью отличаются документы юридического характера, а также документы, которые обычно подвергаются финансовому контролю (сведения о заработной плате, об изготовленной продукции и т.п.).


8.2. Наблюдение
Наблюдение в социологическом исследовании представляет собой метод сбора информации об изучаемом объекте путем непосредственного восприятия и регистрации всех факторов, касающихся этого объекта. Наблюдение редко бывает основным методом сбора социологической информации. Обычно наблюдение применяется вместе с другим методом и служит специфическим целям. Наблюдение может применяться, например, когда информация, необходимая исследователю, не может быть получена никакими иными способами. Наблюдение в социологическом исследовании может быть направлено на достижение различных целей, в частности, как источник информации для построения гипотезы, для проверки данных, полученных другими методами, для получения дополнительных данных об изучаемом объекте.

Особенностью метода наблюдения в социологии является:

- неразрывная связь наблюдения с объектом наблюдения, которая накладывает отпечаток и на его восприятие социальной действительности, и на понимание сути наблюдаемых явлений, их интерпретацию;

- восприятие социальных явлений наблюдателем и их интерпретация всегда эмоционально окрашены, и тем сильнее, чем теснее связан наблюдатель с объектом наблюдения;

- сложность (а порой и невозможность) проведения повторного наблюдения, поскольку социальные процессы подвергаются воздействию очень большого числа различных факторов.

Чтобы получить необходимую для исследования информацию, следует заранее разработать план и программу наблюдения. Выделяются следующие этапы наблюдения: 1) установление объекта, и предмета наблюдения, определение цели и задачи наблюдения; 2) обеспечение доступа к месту наблюдения, установление контактов с людьми; 3) выбор способа наблюдения; 4) подготовка технических документов и оборудования; 5) проведение наблюдений, сбор данных, накапливание информации; 6) запись результатов наблюдения; 7) контроль наблюдений; 8) составление отчета о наблюдении, который должен включить документацию о времени, месте наблюдения, о роли наблюдателя в коллективе, способе наблюдения, характеристику наблюдаемых лиц, подробное описание наблюдаемых фактов, собственные заметки и объяснения наблюдателя.

Существует несколько видов наблюдения. К числу наиболее распространенных относятся включенное (участвующее) и невключенное (неучаствующее) наблюдения. При невключенном (внешнем) наблюдении исследователь находится вне изучаемого объекта. Он со стороны наблюдает происходящие процессы, не вмешивается в их ход, не задает никаких вопросов – исследователь просто регистрирует ход происходящих событий. Включенным (участвующим) называется такой вид наблюдений, при котором наблюдатель в той или иной степени непосредственно включен в изучаемый процесс, находится в контакте с наблюдаемыми людьми и принимает участие в их деятельности.

По месту проведения и условиям организации наблюдения делятся на полевые и лабораторные. Полевые наблюдения характеризуются тем, что проводятся в естественной обстановке, в реальной жизненной ситуации, в непосредственном контакте с изучаемым объектом. Привычность обстановки, в которой изучается группа, многое дает для правильного понимания поведения, действий наблюдаемых, однако полевые условия не всегда благоприятны для исследования. Возникают ситуации, когда отдельные члены наблюдаемой группы выпадают из поля зрения наблюдателя или внешние обстоятельства затрудняют фиксацию происходящего.

Когда же ставится задача разработки и экспериментальной проверки новой методики, применяют лабораторную форму наблюдения. Лабораторные наблюдения – это такой вид наблюдения, при котором условия окружающей среды и наблюдаемая ситуация определяются исследователем, т.е. осуществляется в искусственных условиях.

Наблюдения могут быть систематическими и несистематическими. Систематические наблюдения проводятся регулярно в течение определенного периода. Это может быть длительное, непрерывное продолжающееся наблюдение, проводимое в циклическом режиме (например, один раз в неделю).

Среди несистематических наблюдений выделяются такие, когда наблюдателю приходится иметь дело с ранее незапланированным явлением, неожиданной ситуацией. Особенно часто этот тип наблюдения встречается в разведывательных исследованиях.

Главным преимуществом непосредственного наблюдения является то, что оно позволяет фиксировать события и элементы человеческого поведения в момент их совершения, появления, в то время как другие методы сбора первичных данных основываются на предварительных или ретроспективных суждениях индивидов. Непосредственное наблюдение дает более достоверные данные о действиях людей в определенных социальных ситуациях, т.е. о социальных фактах. Используя метод наблюдения, исследователь может собирать данные независимо не только от умения, но и от желания говорить членам исследуемой группы.

Недостатки метода наблюдения можно свести в две группы: объективные (независимые от наблюдения) и субъективные (связанные с профессиональными особенностями наблюдателя). К объективным недостаткам прежде всего относятся: 1) ограниченность, принципиально частный характер каждой наблюдаемой ситуации; получаемые выводы могут быть обобщены и распространены на более широкие ситуации только с осторожностью и при соблюдении многих дополнительных требований; 2) метод наблюдения сложен, возможность повторения наблюдения часто исключена; 3) наблюдение редко носит массовый характер вследствие трудности подбора большого числа квалифицированных наблюдателей; 4) массовое наблюдение, особенно с применением кино- и фотоаппаратуры, звуко- и видеозаписи, является одним из самых дорогостоящих методов сбора эмпирических данных.

Многообразны трудности субъективного плана. На качестве первичной информации может сказаться влияние различия в социальном положении наблюдателя и наблюдаемых, несхожесть их интересов. Если наблюдаемые знают, что являются объектом изучения, они могут искусственно менять характер своих действий, подстраиваясь под то, что, по их мнению, хотелось бы видеть наблюдателю.

Наблюдатель должен уметь находить общий язык с наблюдаемыми, быть общительным, ненавязчивым, уметь контролировать свои действия, чтобы их влияние на наблюдаемую ситуацию было минимальным.
8.3. Метод опроса
Метод опроса – один из наиболее часто применяемых в социологии. Основными формами опроса являются устный опрос (также называемый интервью) и письменный опрос (иначе: анкетный метод, анкетирование).

Чтобы методом опроса получить данные, пригодные для научного анализа, нужно с помощью вопросов (письменных или устных) получить ясное представление об исследуемых социальных обстоятельствах.

Если возможные ответы уже указаны в анкетах, опрашиваемому остается принять решение. При формулировании вопросов и возможных ответов нужно следовать таким правилам: 1) вопросы и ответы должны быть сформулированы по возможности кратко, без искажения смысла; 2) нужно избегать сложных слов; 3) нельзя объединить в одном вопросе различные обстоятельства; 4) желательны простые формы изложения вопросов и ответов; 5) форма вопросов должна быть по возможности разнообразной, не следует все вопросы начинать с одних и тех же слов.

Любая анкета включает в себя три основные части: вводную, содержательную (основную часть) и заключительную (паспортичку).

Во введении указывается, кто проводит исследование, его цель и задачи, способ заполнения анкеты; подчеркивается анонимный характер ее заполнения, а также выражается благодарность за участие в анкетировании.

Паспортичка (демографическая часть) содержит в себе сведения, касающиеся пола, возраста, образования, места жительства, стажа работы респондента и др. Паспортичку можно поместить и перед содержательной частью. Она может включать только ту информацию, которая необходима для проверки гипотезы.

Основная (содержательная) часть анкеты определяет во многом успех проводимого исследования. Характер и виды содержащихся в ней вопросов, формализация предлагаемых ответов способствуют получению наиболее достоверной информации об изучаемом объекте (см. прил. 2).

Процедура построения анкеты – это, прежде всего, оперирование с понятиями и их определенная логическая взаимосвязь. В зависимости от того, какую систему взаимосвязи мы выберем, решается и логическая структура анкеты. Могут быть различные логические структуры, но в самом общем виде все они выступают как расшифровка некоего общего исследуемого понятия, или программного вопроса.

Ряд социологов считает, что формулирование вопросов анкеты – это не самый первый шаг в исследовании, которое обычно начинается с определения задач, целей и исследуемых (целевых) вопросов. Этот первый этап многих исследований очень краток и его решающее значение как особой фазы не всегда осознается в полной мере. Своеобразное нетерпение концентрирует внимание всех участников исследования на составлении анкеты, как будто лишь в этом и заключается решение поставленной проблемы. Непонимание значимости подготовительного этапа, а также недооценка трудностей при составлении анкеты проявляются в том, что иногда не считают нужным определить проблему исследования, обосновать необходимость репрезентативного исследования, а вместо этого предпочитают «выдумывать» анкету.

Все вопросы анкеты должны быть пронумерованы по порядку, варианты ответов также нумеруются. Запрещается разрывать текст вопроса и переносить его на другую страницу. Хорошо использовать разный шрифт при печатании вопросов и ответов. Анкета должны быть исполнена четким шрифтом, предусматривать достаточное место для записи ответов на открытые вопросы.

Вопросы делятся на открытые и закрытые, в зависимости от того, предлагаются после вопроса возможные ответы или нет.

Открытые вопросы не предлагают возможных ответов, и ответы на них полностью записываются опрашиваемым или с его слов работником, проводящим интервью. Например:

Как вы думаете, что необходимо предпринять для улучшения учебного процесса в вузе?

(Пожалуйста, напишите)…………………

Количество свободного места в анкете или число линий, оставляемых для ответа на каждый открытый вопрос, помогают опрашиваемому определить, насколько длинный и обстоятельный ответ хотят от него получить.

К закрытым относятся вопросы, в которых опрашиваемому предлагается один или несколько возможных ответов. Ему может быть предложено подчеркнуть выбранный ответ или ответы в анкете; при интервью возможные ответы зачитываются или показываются на карточке.

Существует несколько видов закрытых вопросов: да – нет, альтернативные и вопросы-меню. Распространенным видом вопроса закрытого является да – нет. Сюда относятся вопросы типа: «Занимаетесь ли Вы общественной работой?». Специфика этого вопроса заключается в том, что в данном случае имеет место один из возможных ответов – либо «да», либо «нет».



Альтернативный вопрос отличается тем, что ответы, предлагаемые опрашиваемому, носят более подробный характер. Вопрос этого вида звучит следующим образом:

Как вы считаете, соответствует ли материально-техническая база вузов требованиям подготовки молодых специалистов?

Соответствует………………(1)

Не соответствует……………(2)

Важной характеристикой альтернативного вопроса является то, что предлагаемые на него ответы носят взаимоисключающий характер.

Вопрос-меню позволяет опрашиваемому выбрать несколько ответов, и в этом его коренное отличие от альтернативного ответа, где предполагается выбор только одного ответа. В качестве простого примера «вопрос-меню» можно предложить следующий:

Какие иностранные языки Вы предпочитаете изучать?

Английский………………………………(1)

Французский……………………………..(2)

Немецкий ………………………………..(3)

Испанский ……………………………….(4)

Закрытый и открытый вопросы – это измерительные инструменты с неодинаковыми познавательными возможностями. Каждый вариант вопроса дает социологу информацию о разном уровне отражения предпочтений и поведения респондентов.

Открытый вопрос «срабатывает» на уровне актуализированного сознания, связанного с теми запасами информации в долговременной памяти респондента, которые чаще других «подкрепляются» систематически повторением какого-либо вида деятельности (например, поиском информации в Интернете).

Отрицательным моментом закрытого вопроса является то, что респонденты, читая ответы, осознанно или неосознанно, но ранжируют их между собой по значимости.

Закрытие вопроса, т.е. определение набора ответов, оказывается довольно сложной процедурой, несмотря на кажущуюся ее легкость.



Во-первых, никогда нельзя уверенно утверждать без предварительного методического и содержательного анализа изучаемого явления, сколько должно быть закрытий и какие ответы должны включать вопросы. Однако в практической подготовке социологических исследований, как правило, при выборе ответов опираются на интуицию, социологический опыт или просто здравый смысл, что, конечно, не всегда достаточно для подлинно научного подхода к решению исследовательской задачи.

Во-вторых, немалую сложность имеет значимость ответов, определяемая выбором респондентом того или иного ответа.

Прежде всего, при большом количестве ответов появляется монотонность, респонденту становится неинтересно, к концу набора ответов он устает отвечать, особенно, если таких вопросов в анкете много.

Респонденты при большом наборе ответов, как правило, фиксируют первые и просматривают остальные альтернативы, часто не вдумываясь в их содержание.

Как было уже отмечено, при использовании метода опроса нужные сведения социолог получает либо беседуя с индивидом (полученные интервью), либо предлагая ему вопросы, содержащиеся в анкете (анкетирование). Рассмотрим подробнее эти способы опроса.


8.3.1. Интервью
Интервью уже давно широко применялись в различных сферах деятельности, во всяком случае с тех пор, как появилась профессия журналиста. Получение интервью – нелегкая и сложная работа, требующая больших умственных усилий и немалых способностей.

Главное различие между анкетированием и интервьюированием состоит в форме контакта исследователя и опрашиваемого. При интервьюировании контакт между исследователем и респондентом осуществляется при помощи интервьюера, которые задает вопросы, предусмотренные исследователем, организует и направляет беседу с каждым отдельным человеком и фиксирует полученные ответы согласно инструкции.

Участие интервьюера позволяет максимально приспособить вопросы бланка - интервью к возможностям отвечающего. В случае непонимания респондентом смысла вопросов интервьюер может прийти ему на помощь.

Можно выделить три острых момента, когда способности и воля человека, проводящего интервью, приобретают особое значение.



Первый из них – момент первого знакомства с опрашиваемыми лицами. Далеко не каждый человек всегда готов немедленно дать интервью. Кроме того, некоторые люди боятся, что откровенные ответы могут им повредить. Если намеченное для беседы лицо отказывается дать интервью, то исследователь должен, используя все свое умение, еще раз объяснить значение исследования, уверить, что беседа будет краткой, что на некоторые вопросы можно не отвечать, а результат беседы будет сохранен в тайне и использован только в научных целях.

Второй острый момент в интервью наступает, когда опрашиваемая личность уклоняется от ответа на поставленные вопросы. В данном случае исследователь (это является общим правилом в любом интервью) должен прежде всего создать атмосферу дружелюбия, взаимной симпатии и самыми различными способами поощрять собеседника откровенно высказать свое мнение. Столкнувшись с нежеланием опрашиваемого отвечать на те или иные вопросы (а исследователю необходимо получить нужную информацию), исследователь вновь повторяет тот же вопрос, но в другой форме, или же задает несколько косвенных вопросов.

Третий острый момент во время интервью возникает, когда опрашиваемый высказывает мнение, не соответствующее его истинному мнению (т.е. ответ не является правдивым). В вежливой форме, с помощью дополнительных вопросов, исследователь должен показать опрашиваемому противоречивость его суждений.

Успех интервью во многом зависит от человека, ведущего интервью.

Интервьюер – это лицо организующее взаимодействие с респондентами. Интервьюер должен быть общительным – способным быстро установить доверительный контакт с собеседником; немногословным, доброжелательным, терпимым, настойчивым, находчивым, сообразительным. Интервьюеры должны выглядеть здоровыми, уверенными в себе, искренними; не должны носить вызывающей одежды. Нередко организаторы привлекают в качестве интервьюеров студентов, лучше, если это будут студенты-социологи или психологи. Считается, что в качестве интервьюеров наиболее успешно выступают женщины. Это обусловлено тем, что женщины сравнительно легче вступают в контакт, они вызывают меньше опасений со стороны респондентов, окликая их на улице, приходя к ним домой и т.п.

Человек, ведущий интервью, должен завоевать доверие своих собеседников, не раздражать их быстрой речью, высокомерием, пренебрежением и т.д. Отсюда становится понятным, какое большое значение необходимо придавать подготовке лиц, ведущих интервью.

Для успеха интервью важное значение имеет также место, где происходит беседа. В одном случае, лучшую обстановку для беседы легче создать по месту работы, в других случаях – дома. Причем, никогда не следует проводить опрос на рабочем месте, так как отвечающий может быть занят, чувствует внимание товарищей, спешит и так далее. Необходимо отдельное помещение. При опросе не должно быть никаких посторонних людей, особенно из административного аппарата.

Однако проведение устного опроса при несомненных преимуществах (таких как возможность получить ряд дополнительных сведений, важных для оценки объекта исследования, в результате личного контакта разъяснить опрашиваемому цель опроса, способствовать полному и всестороннему ответу на поставленные вопросы) имеет и свои трудности:



  1. для проведения интервью требуются подготовленные работники, владеющие необходимыми приемами;

  2. за определенный период можно опросить лишь ограниченное число людей; с увеличением числа опрашиваемых возрастает стоимость опроса и увеличивается его продолжительность;

  3. неумелое поведение работника, проводящего интервью, нередко вызывает неприятие у опрашиваемого, которое проявляется в отказе от интервью или в неточных ответах.


8.3.2. Анкетирование
Анкетирование или письменный опрос по сравнению с интервью имеет свои преимущества и свои недостатки. Преимущества этого метода следующие:

1) письменный опрос (анкетирование) сравнительно дешевый, занимает меньше времени;

2) можно опросить большое количество людей;

3) можно получить относительно большой объем данных, необходимых для статистического анализа.



<< предыдущая страница   следующая страница >>



Если виноватых нет, их назначают. Александр Лебедь
ещё >>