Этюды о европейском футболе - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Этюды о европейском футболе красные бутсы йожефа сабо 1 66.3kb.
«Инструментальное исполнительство» (по видам инструментов): Оркестровые... 1 49.67kb.
№3. 10-61 Начальникам региональных управлений фас россии Руководителям... 1 222.08kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «права человека в международном... 2 656.49kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «права человека в международном... 4 783.75kb.
Отчет Европола о терроризме и борьбе с терроризмом в Европейском... 1 36.27kb.
7ая Конференция деканов и директоров юридических факультетов/институтов... 1 13.82kb.
Главное о футболе 1 37.04kb.
В. Ю. Скосарь, г. Днепропетровск 1 97.02kb.
Актерское искусство 1 34.63kb.
Богословские этюды о природе (3). Гусеница-куколка-бабочка 1 54.14kb.
Урок математики в 3 класі 1 99.92kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Этюды о европейском футболе - страница №1/1

ЭТЮДЫ О ЕВРОПЕЙСКОМ ФУТБОЛЕ

ТОТАЛЬНЫЙ ФУТБОЛ FOREVER? ИЛИ«ПОЧЕМУ НА ПОЛЕ ИГРАЮТ 11 ЧЕЛОВЕК, НО ПОБЕЖДАЮТ ВСЕГДА НЕМЦЫ»?

Сколько лет прошло, а поговорка жива! Родилась же она после чемпионата Европы 1972 года, триумфально выигранного сборной ФРГ, без труда расправившейся в финале со сборной СССР – 3:0. Интересно, что незадолго до финала эти же соперники встречались в товарищеском матче по случаю открытия Олимпийского стадиона в Мюнхене. И тогда счет (1:4, все голы забил Герд Мюллер) не оставил никаких сомнений в истинном соотношении сил.

Демонстрировавшая в течение десятилетия (1966 – 1976) самобытный немецкий стиль – его называли новым европейским или тотальным футболом – сборная ФРГ доминировала на международной арене. Кульминацией стали победы на Евро-72 в Бельгии и два года спустя на чемпионате мира у себя дома.

Хельмут Шен говорил, что его команда создана из крови и металла и способна вытянуть любой матч на жилах.



Достойный ученик Зеппа Гербергера, «Хитрого Лиса», который привел сборную к первому мировому триумфу 1954 года, Шен считал создание самой лучшей команды за всю историю немецкого футбола делом своей жизни.

С тех пор от немцев всегда ждут именно такого - искрометного и высокотехничного футбола, фундамент которого был замешан на отменной физической подготовке и атлетизме. Впрочем, с точки зрения зрелищности – опять же на мой вкус – на ЧМ 1974 предпочтительней выглядела игра сборной Голландии, ведомая неподражаемым Круиффом. Но это, как говорится, дело вкуса.

Почти сорок лет минуло, а немцев до сих пор побаиваются. Хотя никогда, на мой взгляд, после того десятилетнего триумфа, им так и не удалось приблизиться к стандартам той игры – динамичной, комбинационной, техничной, с элементами импровизации, основанной на высокой скоростной выносливости и филигранной технике.

Фраза же, вынесенная мной в заголовок, впервые появилась в итальянской «Gazzetta dello Sport” после европейского первенства в Бельгии, и буквально звучала так: «Кто бы ни был соперником, как бы он ни играл – немцы его превосходят и побеждают».

За последние полвека мировой футбол, по крайней мере, трижды переживал тевтонические разломы. Впервые это произошло в 1958 году на чемпионате мира в Швеции, который в блестящем стиле выиграла сборная Бразилии, применив необычную расстановку игроков на поле: 1+4+2+4. До того все играли по классической схеме с пятью нападающими и тремя защитниками, известной как система «дубль-вэ». Представляете, пять номинальных нападающих – вот где раздолье романтичного футбола, мне повезло, застал его хоть немного!

Тактическая новинка бразильцев совершила революцию в мировом футболе, позволив им практически тем же составом через четыре года в Чили второй раз подряд стать чемпионами мира. Излишне говорить, что с тех пор все поголовно бросились копировать расстановку бразильцев, началась, как остроумно заметил К. Бесков, «сплошная бразиломания». Однако никому, кто слепо наследовал тактику бразильцев, ничего серьезного выиграть не удалось. Конечно, скажут мне, где же взять таких исполнителей, вторых Пеле, Вава, Гарринчу, Диди или Загалло – пятого нападающего, который являлся ключевым звеном в новой схеме, действуя в оттяжке? В футбол ведь не схема играет, а люди. Давний спор, извечный конфликт – и не только в футболе - кто главнее: система или человек?

Это как раз и доказали англичане, выиграв у себя дома финал чемпионата мира в 1966 году. Примененная ими расстановка игроков совершила переворот в мировом футболе, подобно бразильскому. Англичане, оставив впереди лишь двух нападающих, насытили среднюю линию четырьмя полузащитниками. Но что это были за полузащитники? Неуступчивый и жестокий в единоборствах Нобби Стайлз – прообраз нынешнего «опорника-питбуля» типа Гаттузо. Быстрый, буквально летающий по всему полю Алан Болл – прототип современного «вингера», зарывающего всю бровку. На другом краю в аналогичной манере хозяйничал техничный и выносливый Мартин Питерс. И, наконец по в центральной зоне - один из лучших «диспетчеров» мирового футбола, вожак и капитан Роберт (Бобби) Чарльтон, через которого строилась вся игра. Тогда-то и стала расхожей фраза: «Покажите мне свою полузащиту, и я скажу, какая у вас команда!». Впереди, маневрируя по всему фронту атаки - два универсальных форварда – Джефф Херст и Роберт Хант.

На следующий же день после окончания чемпионата весь футбольный мир бросился копировать новую схему и их манеру игры. Надо сказать, что переход на современные рельсы дался и быстрее, и эффективнее, чем четыре года назад. Игра с четырьмя нападающими, навязанная миру бразильцами, выглядела архаичной и до ЧМ-1966.

Еще в начале 60-х многие тренеры ведущих клубов мира предпочитали играть с тремя форвардами, создавая численное преимущество в середине поля и даже в обороне. Новинка, примененная «магом» Эленио Эррерой - игра с пятью защитниками - позволила миланскому «Интеру» выдвинуться в число ведущих клубов мира. По крайней мере, одновременно с англичанами с четырьмя полузащитниками стало играть «Динамо» под руководством Виктора Маслова, что позволило киевлянам в течение трех сезонов подряд завоевывать титул чемпионов Союза. А линия полузащиты клуба – А. Биба, Й. Сабо, В. Мунтян, Ф. Медвидь - в течение пяти, по меньшей мере, сезонов признавалась специалистами лучшей в стране.

Именно средняя линия задавала тон в игре сборной ФРГ. В отличие от своих коллег Хельмут Шен не ограничился постановкой игры номинальных полузащитников. Он создал своеобразную «центральную суперось», через которую строилась вся игра сборной. В эту конструкцию входили, кроме номинальных полузащитников, вратарь Зепп Майер, стержень обороны «либеро» Франц Беккенбауэр – сильнейший игрок команды; центральный полузащитник, через которого шли атакующие действия Гюнтер Нетцер и забивной форвард Герд Мюллер.

Главными действующими лицами в игре сборной ФРГ образца 1972 года были один из лучших (если не лучший) защитник мира Ф. Беккенбауэр («Железный Кайзер) и хавбек Гюнтер Нетцер. Кайзер» Франц обладал великолепным ударом, при этом прекрасно играл головой, нередко забивая решающие голы. Самое главное - игру немецкого капитана отличали необходимый прагматизм и настоящее мужество. Например, в мексиканском полуфинале с Италией, он вывихнул плечо и играл все дополнительное время с рукой, привязанной к туловищу ремнем. Самопожертвование, увы, не было вознаграждено – в одном из лучших матчей за всю историю мировых чемпионатов, немцы уступили 3:4.

Постоянно меняясь местами, идеально взаимодействуя и органично дополняя друг друга, Беккенбауэр и Нетцер действовали не только внешне эффектно, но и очень продуктивно. Впечатляли, конечно, ювелирные переводы в исполнении Гюнтера на 50 и более метров.

То, как играл энергичный и расчетливый Беккенбауэр, понимали все. Действия же длинноволосого Нетцера («белокурой бестии»), поспевавшего всюду, воплощавшего неудержимый порыв и страсть, сохраняя при этом неизменную улыбку на устах, - явились откровением. Игроков такого диапазона в сочетании с легкостью и непринужденностью в обращении с мячом мир не видел. «Немцы продемонстрировали новый европейский стиль, основателем и главным действующим персонажем которого явился молодой идол Нетцер – кумир молодого поколения болельщиков» - писали газеты.

Таким же откровением стала игра центрфорварда Герда Мюллера, разрушившего привычные представления об игре нападающего. В отличие от Беккенбауэра и Нетцера он никогда не пытался действовать красиво и эффективно, поразить соперников и зрителей виртуозной техникой. Его игра могла вначале вызвать скептическую улыбку – неуклюже тянулся за мячом, бил и отдавал с носка, проталкивал мяч бедром или коленом, в последнюю секунду успевая дотянуться. Но в девяти из десяти случаев эти «тычки» завершались голами. Принял спиной к воротам, повернулся, ковырнул вопреки всем канонам мяч, и тот закатывался в самый уголок. Защита и вратарь соперников застывали в столбняке. Мало кто знал, что на тренировках Мюллер, оставаясь после всех, бил и бил по пустым воротам из пределов штрафной и даже вратарской, нанося по тысяче ударов. Не удивительно, что в игре он практически не промахивался, попадая всегда в створ.

«Труднее всего, - вспоминает Евгений Рудаков, признанный лучшим вратарем турнира, - было удержать Герда Мюллера. В сборной СССР в матчах с командой ФРГ его пытался опекать Хурцилава, но даже от такого классного защитника немец убегал и забивал голы… Его вообще никто не мог нейтрализовать. У него было потрясающее чутье на голевые ситуации. Порой он напоминал мне, извините за грубое сравнение, собаку. Знаете, выпустишь на секунду из рук кусочек мяса или плюшевую игрушку – и пес их тут же хватает. Так и Мюллер набрасывался на мяч, стоило вратарю зазеваться хоть на мгновение».

Было что-то символическое в том, что восхождение сборной Германии началось не где-нибудь, а именно в Англии, где шесть лет назад она уступила хозяевам в финале чемпионата мира в дополнительное время. Перед первым четвертьфинальным поединком, казалось, у команды гостей шансов нет – группа ведущих игроков – Оверат, Фогтс, Шнеллингер, Вебер, Зеелер в силу различных причин не смогли выйти поле. У тренера Шена были причины для головной боли. Немецкая пресса писала, что даже поражение с минимальным счетом будет неплохим итогом перед ответной встречей в Берлине. Но команда, ведомая Беккенбауэром и Нетцером, удивила весь футбольный мир, продемонстрировав фантастическую игру, не оставив питомцам Альфа Рэмзи (известного у нас больше как Рамсей) ни единого шанса. Переполненный «Уэмбли» пребывал в шоке – впервые в истории немцы победили англичан на их поле – 3:1, удивив весь мир не только результатом, но и совершенно новым качеством футбола, который спустя некоторое время, после победы на чемпионате Европы в Бельгии, стали называть тотальным. «Против немцев надо было попробовать действовать с пулеметом. Без него их останавливать нельзя», - писала все та же Gazzetta dello Sport.




 




Участник финального матча Анатолий Коньков, тогда представлявший донецкий «Шахтер», заметил в одном из интервью: «Немцы в том матче передвигались, если сравнивать их с нашими футболистами, на мотоциклах, сквозивших мимо так быстро, что оставалось только оборачиваться им вслед».

Специалисты же дали другое определение: сборная ФРГ играет в тотальный футбол. Что вкладывали они в этот термин? Голландский специалист Ринус Михелс, который вывел в конце 60-х никому не известный тогда «Аякс» с третьего дивизиона к европейским вершинам, и чье имя связывают с самим возникновением этого термина, полагал, что при тотальном футболе любой игрок прямо или косвенно должен участвовать в каждом игровом эпизоде, в каждом маневре. «Тотальный футбол - по плечу лишь команде, чьи игроки безукоризненно физически подготовлены и обладают первоклассной техникой. Когда команда овладевает мячом, то все игроки устремляются вперед, причем действуют быстро и осмысленно, не теряя связи друг с другом. Все маневры и перемещения осуществляются на высших скоростях и с полной выкладкой сил. При потере мяча команда производит как можно быстрее перегруппировку, чтобы объединенными силами встретить контратакующего противника…»

Другой известный специалист – шеф- редактор журнала «Киккер» К.-Х. Хайманн, иллюстрируя новое явление применительно к игре «Баварии» и сборной ФРГ, отмечал, что при «тотальном футболе» отсутствуют любые «территориальные вакуумы». Достигается это, по его мнению, тем, что, как при наступлении, так и при отступлении, команда ликвидирует любые «ничейные пространства», занимая их своими игроками. «Это, разумеется, требует огромного объема работы от каждого игрока. Того же требует поддержание высокого темпа при наступлении и, наоборот, снижения его при обороне. В этом суть аритмии в условиях «тотального футбола» - заключает Хейманн.

Именно так играли сборная ФРГ на ЧЕ 1972 года, а сборная Голландии, по мнению многих, на ЧМ-1974 даже превзошла немцев в «тотальном футболе», хоть чемпионом и не стала, уступив в драматичном финале.

К сожалению, советский футбол того времени оказался в стороне от современных веяний. Хронический кризис на долгие годы поразил, прежде всего, московские клубы, безраздельно господствовавшие на всесоюзной арене с 1936–го и до 60-х годов. Категорическое неприятие идей В. Маслова, а позже В. Лобановского и О. Базилевича, упорное нежелание замечать «периферийных» футболистов, комплектовать сборную на основе киевского «Динамо» - безусловного лидера советского футбола тех времен – сыграли со сборной СССР злую шутку.

В федерации футбола, где всем заправляли московские специалисты, даже не пытались скрыть болельщицких симпатий к столичным клубам. Из года в год продолжалась бессмысленная чехарда тренеров, которые, в свою очередь, дабы потрафить чиновникам, «экспериментировали» с составом. Где уж следить за новшествами европейского футбола, если нет уверенности в собственной судьбе. Гавриил Качалин, Валентин Николаев, Николай Гуляев, Александр Пономарев (которому и достались все шишки за проигранный финал) – перечень имен неплохих, наверное, специалистов, менявших друг друга в ходе одного лишь турнира – чемпионата Европы 1972 года.

В сложившейся ситуации серебряные медали сборной СССР были, безусловно, лучшим итогом. Увы, на Старой Площади требовали от футболистов таких же успехов, как в хоккее. На меньшее никто не соглашался. Вот характерная цитата из тогдашней футбольной прессы: "Другой возможный вопрос: почему же наша сборная не отвечает этим требованиям? Ответ мы обязаны искать в игре ведущих клубов. Хочется надеяться, что уроки финального матча будут изучены не одной сборной, а и всеми нашими клубными командами. Так ли они тренируются, так ли строят и ведут атаки, так ли сильны, выносливы и техничны футболисты, чтобы соответствовать не удовлетворительному, а самому высшему международному уровню?".
    
     Советское руководство всегда требовало от футболистов чуда, особенно, в международных матчах, когда речь шла о «престиже страны». Чаще всего политиканство оборачивалось невосполнимым ущербом для футбола настоящего и будущего.

…После окончания финала ЕВРО-2008, который в блестящем стиле выиграла команда Испании, победив сборную ФРГ, глава технического комитета УЕФА Энди Роксберг с удовлетворением отметил возвращение команд к тотальному футболу.



«Это была «классика жанра», - сказал он, - когда атака начиналась у своей штрафной площади, продолжалась игроками центральной линии, которые помогают и атаке, где форварды не остаются без поддержки. Ведущие команды предельно насытить центр поля, используя для этого подключения защитников и «оттяжку» нападающих. Действуя на высокой скорости и имея численное превосходство там, можно думать об атаке».

Что же, тотальный футбол – forever? Мы скоро сможем в этом убедиться воочию, до Евро-2012 остается не так уж много времени…




Романисты и страховые агенты всегда начинают с семьи. «Пшекруй»
ещё >>