Етылин В. М. Ассоциация коренных малочисленных народов Севера: куда ведёт нас хорей?! - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
О правовом статусе коренных малочисленных народов Севера 1 246.39kb.
Республикисаха (якути я) Об Уполномоченном по правам коренных малочисленных... 1 149.21kb.
Информация о ходе выполнения мероприятий по реализации Концепции... 1 161.91kb.
План мероприятий Министерства по делам Корякского округа и территориям... 1 143.13kb.
Программа "экономическое и социальное развитие коренных малочисленных... 5 373.77kb.
Общественные объединения коренных малочисленных народов Севера: конституционно-правовые... 5 1138.26kb.
О государственной поддержке коренных малочисленных народов Севера... 1 37.8kb.
О родовой, родоплеменной кочевой общине коренных малочисленных народов... 1 182.91kb.
Научно-методический журнал для учителей, педагогов образовательных... 10 1514.96kb.
Научно-методический журнал для учителей, педагогов образовательных... 8 1575.12kb.
Научно-методический журнал для учителей, педагогов образовательных... 6 1391.01kb.
Незванный гость из Колорадо 1 37.85kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Етылин В. М. Ассоциация коренных малочисленных народов Севера: куда ведёт нас хорей?! - страница №1/3

Етылин В.М.

Ассоциация коренных

малочисленных народов Севера:

куда ведёт нас хорей?!

гор. Анадырь – 2011



Автор два года назад опубликовал брошюру под названием "Трудное обретение права на самоуправление", где кратко представил историю создания и функционирования некоторых общественных организаций коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ за последние двадцать лет, результаты их деятельности, особенности их функционирования в современных условиях. Брошюра получила большой общественный резонанс среди думающей части лидеров коренных народов Севера РФ.

В данной брошюре автор пытается теперь показать конкретные меры, предлагает возможные пути движения самоуправления коренных народов Севера в новых социально-экономических условиях. Это актуально потому что, предложения руководства Ассоциации КМНС, вывешенные на сайте, выдаваемые за новую стратегию развития, на самом деле ничего кардинально не меняют и консервируют старое, отжившее.

Автор предлагает один из выходов из той тупиковой ситуации, в которой оказались коренные малочисленные народы Севера в России в новом 21 веке и когда коренные малочисленные народы оказались на задворках государства, наиболее обделёнными слоями населения, даже в своих сёлах, малых поселениях и регионах.

Известный парадокс, когда живя веками на землях, богатых природными живыми и минеральными ресурсами, в новых условиях вдруг потеряли всякую надежду на улучшение своей жизни, потому что без их согласия опять кардинально изменились приоритеты в доминирующем обществе, где их голос в силу своей малочисленности просто не может услышанным, а тем более стать решающим.

Главным условием для выживания коренных малочисленных народов как самостоятельных этносов, является использование традиционных, исконных земель и природных ресурсов, а также сохранение систем традиционного жизнеобеспечения!

Интенсивная добыча невозобновляемых ресурсов в регионах создает серьёзные проблемы, ставит под угрозу само существование народов, нанося непоправимый ущерб системам традиционного жизнеобеспечения, культуре и укладу жизни.

Первый социально-экономический кризис 2008 года для новой капиталистической России и не последний для всего капитализма мира показал, что огромная дифференциация нашего общества продолжается в сторону разрыва положения самых бедных и самых богатых. К ним добавляется разрыв не только между олигархами и мелким, средним бизнесом, усиливается не только между работодателями и работниками, но появились видимые разрывы также между регионами, а теперь уже и между народами России.

Как не прискорбно сознавать, но это объективная реальность и надо снять розовые очки и модернизировать не только экономику, технику и технологии, но и прежде всего нашу социальную жизнь, жизнь огромного большинства людей России, а не только жизнь пяти процентов богачей. Теория консерватизма, проповедуемая ныне некоторыми политическими силами, здесь абсолютно не уместна и более того вредна, т.к. консервирует то в первую очередь многочисленные недостатки, но не генерирует новые прорывы, достижения и успехи! (Путин смотри)

1.Что нам мешает и от чего надо отказываться!?

Прошло более 20 лет со времени создания Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, пора бы оглянуться, критически посмотреть, проанализировать то, что мы сделали за этот период и что надо сделать, чтобы идти дальше по пути настоящей реальной демократии для малочисленных коренных народов Севера, увидеть его плюсы и минусы, потому что по большому счёту, именно ради реальной демократии, ради раскрепощения всей нашей общественной жизни в стране народы СССР согласились и пошли на социальные реформы конца 20 века.

Хотя наш народ не хотел большого расслоения общества, но таковы реалии жизни, что социализм в нашей стране "приказал долго жить", а вместо него обманным, «чубайсовским» путём пролез дикий, бандитский, олигархический капитализм. А раз победил именно такой капитализм, то порождением его естественно везде стал новый «неоколониализм» на огромных северных и сибирских территориях, причём в его худшем виде – колониализм эпохи первоначального накопления капитала со всеми вытекающими последствиями, его стремлением заполучить природные ресурсы Севера и Арктики лучше бесплатно или, по крайней мере, по дешёвке.

А раз так, то формы, методы работы общественных организаций коренных народов Севера периода конца социализма в нашей стране совершенно не могут, по определению, годиться для периода нынешнего колониализма и от них нужно решительно отказываться, иначе мы, наши народы, его лидеры, так и будем толкаться на месте, только имитируя движение и именно это очень устраивает современную т.н. «правящую» элиту.

Каковы были цели и задачи нашей общественной организации в этот двадцатилетний период и что в итоге получилось? Ассоциация КМНС, по моему, за этот период стала очень неплохой просветительской организацией, этаким новым обществом «Знания», потому что именно просветительская работа, стала почему то стержнем его деятельности, т.е. самой главной его работой стали – семинары, конференции и прочее, без конца и края и только потому, что под это сейчас можно получить различные гранты и деньги.

Гранты стали смыслом и целью работы руководства АКМНС и оно затмило свою главную задачу - организацию коренных народов на практические действия по реальной защите своих этнических, политических и экономических прав.

Поэтому, на мой взгляд, сегодня главной проблемой становиться вопрос, кто будет заниматься организацией людей из коренных народов, на реальные дела, кто будет не только учить наших людей самостоятельно думать, а главное организованно действовать, делать эту самую тяжёлую, неблагодарную, практическую работу по отстаиванию прав коренных народов Севера!? Попробуем сформулировать хотя бы часть этих вопросов!!

И так, кто будет реально отстаивать национальные, этнические и политические права коренных народов Севера и самое главное, организовывать их реальную защиту, быть думающей головой движения? Политическая работа в борьбе за этнические, национальные права малочисленных народов, вот самое главное, чем должна заниматься сегодня Ассоциация КМНС и его подразделения в регионах, потому что, кроме неё, никто не может сегодня реально его делать.

В связи с этим, конечно, возникает вопрос не только о том, кто будет работать с Правительством и Президентом РФ, но важно выяснить в каком качестве: просителя или равноправного партнёра сотрудничества власти и народов? Напрашивается также вопрос о том, кто может и кто должен представлять малочисленные народы - марионеточные или самостоятельные организации коренных малочисленных народов Севера?

Кто и как по вопросам совершенствования законодательства будет работать с Государственной Думой и Советом Федерации РФ? Ведь нельзя же удовлетвориться только тремя федеральными законами принятыми ещё до нынешнего руководства АКМНС, а ведь нам надо больше – надо совершенствовать действующие федеральные законы об общинах, о территориях традиционного природопользования (ТТП), а ещё надо принимать новые ФЗ об оленеводстве, об оленьих пастбищах, об уполномоченных представителях и другие федеральные и ещё больше региональных законов!

В связи с этим вполне резонно спросить, почему не восстановлена до сих пор, например, деятельность созданной ранее Депутатской Ассамблеи коренных народов Севера для координации законодательной работы? Моё участие в последние годы в деятельности ряда рабочих групп по разработке некоторых новых законопроектов, показало, что утеряна всякая координация между различными рабочими группами по методике, по дефинициям, по научным и юридическим понятиям. В результате по одним и тем же проблемам появляются совершенно разные, подчас случайные понятия и определения, что просто тормозит законотворческую работу, приводит зачастую к тупиковой ситуации.

Не воспринимаете то, что в своё время мы создали с Айпиным Е.Д., но тогда создайте свою, способную организовать объединение усилий депутатов всех уровней от МКНС и сочувствующих депутатов. Почему до сих пор нет? Потому что, опять победила боязнь создать т.н. "конкуренцию", того чего так боялись и боятся т.т. Харючи С.Н. и Сюляндзига П.В.

Активизация законодательной работы актуальна, особенно в современных условиях, когда в законодательных органах РФ, как в берлоге, одни медведи, правящая партия ЕР, которая вдруг может заявить что Дума - это не место для дискуссий, то продавить ФЗ-122, секвестирующий права коренных народов и прочие действия, консервирующие такую политику, то тем более надо собирать депутатов разных фракций и партий, понимающих интересы КМНС и способных противостоять такой политике, направленной против коренных малочисленных народов России.

То что произошло на Камчатке в 2009 году, когда был принят региональный закон о рыболовстве, прямо направленный против коренных малочисленных народов Севера, это я считаю совершенно новым, знаковым моментом общей государственной политики России по отношению к малочисленным народам, это уже открытое, неприкрытое начало наступления на права коренных малочисленных народов Севера, продолженное, к сожалению, и сегодня. Под прикрытием этого в регионе в 2010 году и уже в 2011 году органы правопорядка, вместо того чтобы заниматься реальной борьбой с истинными браконьерами, поджигателями станов общин, занимаются преследованием общин коренных народов Камчатки, давлением на их реальных лидеров, доводя формы работы иногда до самых крайних форм – избиения стариков, конфискации орудий промысла и уловов, угроз и шантажа и пр.

Это совершенно новое явление в России и жаль, что наши лидеры АКМНС вовремя ничего не сделали для того, чтобы дать адекватный ответ на эти откровенные поползновения на права малочисленных народов и обратить внимание Президента и Правительства РФ и может даже международных организаций на факт нарушения Конституции и законов в одном из крупных субъектов РФ, где живут коренные народы Севера.

Ликвидация половины автономных округов, что это за акция и для чего это было сделано в России так быстро? Неужели нет движения народов, для которых и создавались эти национальные округа или, вы думаете, они выполнили свою миссию и непременно с них нужно было начинать губернизацию (автор выразил некоторые мысли об этом в первой брошюре) страны? Нет! А стало лучше корякам, долганам, эвенкам и другим народам от их ликвидации? Мои личные разговоры с людьми из этих регионов говорят о том, что ничего подобного…Тогда для чего это делалось?

Что сделали лидеры Ассоциации КМНС, чтобы не допустить этого? Где хоть подобие возмущения лидеров нашей организации этим фактом? Нет и нет! Это молчание, прикрытое на языке нынешних лидеров организации т.н. «политикой сотрудничества» любой ценой достигается за счёт благополучия народов и реальной потери их прав.

А посмотрите принятие ФЗ №122 от 22 августа 2004 года и отсечение многих статей из ряда важных для коренных народов федеральных законов, по которым некоторые субъекты РФ стали заявлять, что теперь это не их полномочия, мол их забрал федеральный центр, и по существу, это сняло ответственность с недобросовестных региональных властей проблемы коренных малочисленных народов Севера. Но согласитесь, многие народы теперь наивно уповают на федеральный центр, потому что он всегда хуже знает проблемы коренных народов, да и невозможно, сидя в Москве реально решать проблемы более сорока малочисленных народов Севера России.

Почему так произошло, кто виноват и как повлиял стиль работы наших лидеров – Сюляндзига П.В. , Харючи С.Н., которые постоянно твердили о сотрудничестве с федеральными органами власти, а потом устроили настоящее и, по моему, показное пикирование с Министерством регионального развития Российской Федерации.
Как я понимаю, на самом деле предметом раздора стало абсолютно неконструктивная и непрофессиональная работа руководства АКМНС в деле совершенствования законодательства в интересах коренных народов, в частности, нового текста ФЗ о ТТП и другие вопросы практического порядка.

Я, например, в отличие от многих, нисколько не удивился тому, как ушел, «чтобы остаться», с элементами скандала, со своего поста в Ассоциации, наш «серый кардинал» Суляндзига П.В. Хотя он просто попал в капкан им же самим созданной полузакрытой, «грантовой» системы, когда приблизил т.н. «своих», зачастую не отличающихся ни умом, ни порядочностью, но зато преданных лично ему, но отдалил остальных, т.н. «чужих», на самом деле просто не согласных с его методами работы, а органы федеральной власти, в частности, Минрегионразвития РФ вдруг обвинил в том, что они ему мешали работать. Как это опять получилось непорядочно, не по северному! Как когда то он поступил с другими кандидатурами в Общественную палату, утвержденными 5-м съездом коренных малочисленных народов Севера!

Почему Ассоциация КМНС не опирается, не развивает все наши силы, в т.ч. творческие (учёные, писатели, артисты и т.д.)? Возьмём писателей Севера, что мы делаем, чтобы использовать их авторитет и вес в обществе? Я вспоминаю мой последний перед смертью разговор с великим чукотским писателем Ю.С. Рытхеу, когда с горечью и сожалением он говорил о том, почему в современной АКМНС не востребованы даже писатели? С ними надо работать обязательно, как бы сложно не было работать! Если вы сами не можете, не хватает своего ума, то используйте национальную интеллигенцию для пробивания вопросов МКНС. Только понятно, учиться надо и повышать свой интеллект до их уровня, чтобы хотя бы говорить с ними наравне!

По моему, именно о нынешних лидерах Ассоциации КМНС сейчас пишут: "Жизненная пассивность дополняется робким консерватизмом («не стало бы хуже!»). Борьба за социальные права, вплоть до открытых выражений протеста, направляется на то, чтобы «получить», а не на требования радикально изменить условия собственной активности («дайте денег!» вместо «дайте заработать!»). Отсюда известная слабость гражданских инициатив и ценности конформизма, транслируемого из социальной сферы в политическую — и наоборот".



Координационный совет, что это такое, что он координирует сегодня- или народы или региональных лидеров или организации или то и другое и в итоге ничего!? Система Центров АКМНС, что это и есть ли толк от них, надо посмотреть, но, по моему, никакого нет, кроме создания кормушек?

Когда я был ещё вице-президентом по развитию традиционному отраслей КМНС (пока Сюляндзига П.В.и Харючи С.Н.почему то втихоря не выкинули меня из движения), то занимался тем, что создавал не виртуальные Центры для собственного обогащения, а прежде всего организовывал структуры и организации народов, которые сами возьмутся за свои права, сами будут формулировать свои профессиональные требования от имени народов - Союз оленеводов России (1995), Чукотскую Ассоциацию зверобоев традиционной охоты (1997), Союз общин коренных народов Чукотки в 2005 г. и, наконец, Содружество общин коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в 2010 году.

Правда, истины ради, наша попытка создать общественное движение охотников за пушным зверем Сибири и Арктики не нашла, тогда в 90-е годы должной поддержки, а у меня, признаюсь, не хватило настойчивости довести до конца это дело и может поэтому сегодня коренные охотничьи народы оказались самыми большими жертвами в России при обвале пушной охоты, которая была рукотворно сотворена нашими тогда сильно «зелёными» органами власти и организациями, их учёными горе - покровителями и иностранными конкурентами на мировом рынке пушнины.

Координационный совет – должен сегодня координировать уже признанных лидеров организаций коренных народов и региональных и профессиональных. Его работа это кадры – тащить, собирать, двигать своих, накапливать критическую массу на федеральном, региональном, муниципальном уровнях, координировать другие общественные организации МКНС и помогать им политически и если можно иногда, может быть, финансово и организационно. Всего этого сегодня нет!!

Аппарат АКМНС должен быть только профессиональным и обученным, исполнительным органом, а не какие-то аморфные неуставные Центры, мельтешащие, отвлекающие от реальной и эффективной работы, и тем более там должны работать не только девочки с юбками выше колен, а прежде всего обученные, грамотные и думающие специалисты.

Филиалы, отделения Ассоциации, сейчас это пять или больше человек учредителей, выступающие, якобы от имени народа, а на самом деле представляющие только самих себя. О том, что реальной координации на самом деле нет, говорят масса проблем с региональными и муниципальными общественными движениями в последние годы и в Мурманской области, Камчатском крае, Республиках Тыва, Алтай, Чукотке и ряде других регионов.

Для примера возьмём Чукотку. Здесь, например, Президент Ассоциации, было прописано в Уставе, «назначает руководителей районных организаций», разве это не фактический отход от норм общественной организации и его полная бюрократизация!? Вполне понятно, что работающие более активно Билибинская и Чаунская районные организации не пользовались благосклонностью руководства ассоциации, именно из-за своей твёрдой позиции по ряду принципиальных вопросов, касающихся коренных народов.

Несколько лет назад на общественные организации Чукотки была устроена настоящая охота и в результате этого ликвидированы такие организации коренных жителей, как "Общество борьбы за трезвость" (Омрынто П.К.), общественная спортивная организация по национальным видам "Тэйкэв" (Ятгиргин А.Я.), общественно-политическое движение "Возрождение Чукотки" под моим руководством и другие организации.

Не марионеточная, некоммерческая организация "Чукотская ассоциация зверобоев традиционной охоты" (ЧАЗТО) в течении уже нескольких лет буквально третируется органами власти всех уровней, подконтрольными СМИ, спецорганами, сколько раз его пытаются закрыть, замолчать, но нет никакой помощи и поддержки от т.н. координационного совета! Почему?

Ассоциация общин коренных народов Чукотки, созданная в 2005 году в городе Билибино, демонстративно не замечается, никто ей не помогает работать, и всё потому, что она не ходит на поклон, не прогибается без нужды перед власть придержащими, работает самостоятельно, инициативно, не даёт одеть на себя властную узду.

Съезд коренных малочисленных народов Севера и конференции Ассоциации КМНС, в чём их отличие? Давайте определимся раз и навсегда и не будем больше обманывать и себя и народы. В постановлении Правительства России обычно пишется, что финансы выделяются для проведения Съезда коренных малочисленных народов Севера РФ, а на деле это превращается в очередную заорганизованную конференцию АКМНС. Так, как был проведён 5-й съезд АКМНС, то даже при воспоминаниях о нём мне становится стыдно и неудобно за наших лидеров и их сторонников, когда вместо того, чтобы обсуждать действительно актуальные насущные проблемы с мест, три дня потратили на продавливание решения о продлении полномочий лично президента Харючи С.Н. Кстати, на последний 6-й съезд АКМНС я, почему то даже не был даже приглашён, видимо, потому что сказал им тогда об этом безобразии открыто и недвусмысленно.

Почему не все даже зарегистрированные организации коренных народов приглашаются на съезды народов, почему не все народы там представлены, почему монополия одной организации АКМНС, почему финансирование только одной организации и т.д.?! В ответах на эти вопросы лежат реальные причины наших неудач по консолидации наших сил и фактическое буксование на месте.

Хорошо, что у этой организации (кстати, что выдают за новое в нашем движении) появились претензии в последние годы, «ни много, ни мало» быть уполномоченным представителем (представительным органом) народов Севера России и это стало навязчивой идеей наших лидеров (Харючи С.Н.). Я, например, за то, чтобы она быстрее стала таковой, но что для этого сделано? Принят Федеральный закон или хотя бы постановление Правительства об уполномоченном представителе при Правительстве России?! А может созданы такие уполномоченные представители ещё при других федеральных органах - при Минрегионразвития, Минприродресурсах, Госкомрыболовстве, Госкомлесе, Росохоте и т.д.!?

Я, например, знаю только один пример, когда, действительно Союз оленеводов России (СОР) признан Минсельхозом РФ официальным полномочным представителем оленеводов России, подписано соответствующее соглашение, но это, учтите, после десяти с лишним лет плотной, регулярной, профессиональной работы нашей общественной организации КМНС с этим федеральным Министерством России!!

В Мурманской области наиболее активными коренными жителями Кольского полуострова недавно создан "Парламент саамов Мурманской области", как представительный орган саамского народа. Думаю, что мы присутствуем при рождении новой для России реальной и проверенной в Скандинавии формы представительного органа коренного малочисленного народа и закрыть глаза на это вряд ли кому то удастся, даже лидерам Ассоциации КМНС. Мы по поводу и без …часто киваем на Европу, но думаю, что это тот случай, когда нам надо просто перенести их опыт, адаптировав структуры, формы и методы работы на российскую действительность!

Надо, чтобы во все ветви и уровни власти от народов Севера избирался реальный полномочный представительный орган, уважаемый народами и признаваемый органами власти, согласно ФЗ о гарантиях коренных малочисленных народов Севера, как бы он не назывался в России (Ассамблея, Парламент, Исполком, Лига, Президиум, Совет и т.д.)



Международные дела – сколько можно гастролировать по миру без целей, без профессионализма, только в собственное удовольствие?? В среде наших народов уже даже есть выпускники дипломатических академий МИДа, которые профессионально могут организовать представление наших прав и проблем, а мы всё продолжаем гастрольные поездки наших лидеров по всему миру и ничего, кроме анекдотов, не порождаем там.

На международной конференции по биоразнообразию, рассказывали со смехом, чем занимаются представители RAIPONа, потому что там должны быть учёные-специалисты, профессионально защищающие интересы коренного населения Севера; в Международной китобойной комиссии (МКК) нет никакой поддержки АКМНС, хотя уже пытаются выдавить оттуда реальных представителей арктических народов и заменить на марионеточных; не видим участия нашей федеральной организации и в двусторонней комиссии по белому медведю, а ведь с середины прошлого века нарушено было право арктических народов на традиционное природопользование и более того, отдельными чиновниками Минприродресурсов РФ и зелёными делаются сейчас провокационные заявления, чтобы отодвинуть и дальше реализацию этого права; не ощущается делового интереса и к нашей работе в Международном центре оленеводства (МЦО) и ряде других международных организаций и соглашений.

Международные организации не могут внедряться внутрь нашей организации, а быть как бы сбоку, помогать, но не лезть во внутренние дела, потому что мы все помним историю отношений нынешнего руководства АКМНС с Олегом Егоровым, а сейчас ИВГИА, по моему, слишком внедрилась внутрь организации и уже просто диктует там свои условия.

Вот что нам точно надо изучать, так это опыт международный – международной конференции эскимосов (ICC), Саамского парламента, Федерация коренных народов Аляски (АФН) и др., опыт их работы и понять, почему у них построение структур не вертикальное, а горизонтальное, и взаимоотношения равноправные, даже у явно политических организаций?

Почему РФ не поддержала до сих пор Декларацию ООН о правах коренных народов (2007)?! И почему не объяснить малочисленным коренным народам, из-за чего наше российское государство сегодня не поддержало этой очевидной для нас декларации, а просто воздержалось? Ведь этот вопрос висит, как говорят, в воздухе, на слуху и на него надо отвечать нашим лидерам, если мы сами хоть чуть - чуть уважаем права малочисленных народов России. Впрочем, подошло время, на мой взгляд, с новыми подходами вернуться и к рассмотрению вопроса по Конвенции МОТ -169 и его ратификации.

Всеми этими вопросами международного плана должны заниматься подготовленные к этой работе наши грамотные современные кадры и тогда деловой авторитет нашей организации действительно будет высоким и с его мнением в мире будут реально считаться и его уважать.



следующая страница >>



В минуту нерешительности действуй быстро и старайся сделать первый шаг, хотя бы и лишний. Лев Толстой
ещё >>