Эмоциональное благополучие как условие развития физических качеств детей 4-5 лет в процессе двигательной деятельности 13. 00. 02 Тео - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Теория и технология здоровьесбережения в процессе физического воспитания... 6 1073.44kb.
Развитие специальных физических качеств тхэквондистов-юношей 13. 1 350.25kb.
Развивающие возможности музыки в обучении детей разного интеллектуального... 4 566kb.
Народные, подвижные и спортивные игры 1 68.9kb.
Методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся... 1 121.02kb.
Формирование установочных поз и ходьбы у детей дошкольного и младшего... 1 227.41kb.
Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 13. 1 163.9kb.
«Создание культурно-образовательной среды, обеспечивающей успешность... 9 1830.82kb.
Методика развития комбинационных речевых умений студентов (английский... 1 317.11kb.
«подвижные игры как средства развития физических качеств детей дошкольного... 4 612.69kb.
Влияние офп на развитие физических качеств юных футболистов план 3 980.26kb.
Отношение родителей к детям и детей к родителям 1 61.94kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Эмоциональное благополучие как условие развития физических качеств детей 4-5 лет - страница №1/3

На правах рукописи


Фрайфельд Ирина Владимировна


эмоциональное благополучие как условие развития физических качеств детей 4-5 лет в процессе двигательной деятельности
13.00.02 — Теория и методика обучения и воспитания

(дошкольное образование)


АВТОРЕФЕРАТ


диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук


Екатеринбург — 2013

Работа выполнена в ФГБОУ ВПО

«Уральский государственный педагогический университет»

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор

Моисеева Людмила Владимировна

Официальные оппоненты:


Прокопенко Виктор Иванович, доктор педагогических наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Сургутский государственный педагогический университет», профессор кафедры теории и методики физического воспитания
Волошина Людмила Николаевна, доктор педагогических наук, доцент ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», профессор, заведующий кафедрой дошкольной педагогики и психологии
Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет»

Защита состоится 24 мая 2013г. в 16:00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.283.06 на базе ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» по адресу: 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов,

д. 26, ауд. 316

С диссертацией можно ознакомиться в диссертационном зале информационно-интеллектуального центра научной библиотеки ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет».

Автореферат разослан « 23 » апреля 2013 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Кусова Маргарита Львовна

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования определяется социальным заказом общества на воспитание здорового ребенка. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья человека (И.А. Аршавский). Концепция дошкольного воспитания, в частности, указывает, что дошкольное воспитание должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребёнка и его психологическом благополучии. В концепции и содержании проекта профессионального стандарта педагога дошкольного образования указывается, что педагог дошкольного образования должен участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации.

Однако по данным Института гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи численность абсолютно здоровых детей к концу ХХ века составила 15% от общего числа дошкольников. В настоящее время приоритетным является интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста, вследствие чего дети, перегруженные различными малоподвижными занятиями, испытывают «двигательный дефицит», т.е. количество движений, производимое ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Неудовлетворенная потребность в движении и сдерживаемая активность вызывают изменения в эмоциональном самочувствии ребенка дошкольного возраста и негативно сказываются на уровне его здоровья (Ю.Ф. Змановский, П.М. Якобсон).

Проблеме эмоционального благополучия детей дошкольного возраста посвящены исследования Е.П. Арнаутовой , И.Ю. Ильиной, А.Д. Кошелевой,

В.И. Перегуды, Г.А. Свердловой и др., в которых оно характеризуется как устойчиво положительное, комфортное эмоциональное состояние, являющееся основой всего отношения ребенка к миру и влияющее на любые проявления активности ребенка, отношение со сверстниками, взрослыми.

В отечественной педагогике общепризнанным является тот факт, что физическое воспитание играет важнейшую роль для всестороннего развития детей дошкольного возраста (П.Ф. Лесгафт, Н.В. Полтавцева, Е.А. Сагайдачная,

Э.Я. Степаненкова, Е.А. Тимофеева и др.). Многочисленные научные исследования посвящены решению вопросов повышения физической подготовленности, развитию физических качеств и навыков детей дошкольного возраста. В качестве средств развития физических качеств в основном используются специальные упражнения в беге, ходьбе, прыжках, лазании, ползании и др.

(Е.Н. Вавилова, Ю.Ф. Змановский, Л.В. Карманова, С.Я. Лайзане, Л.М. Пензулаева, Н.Ф. Потехина, Л.Н. Пустынникова, Е.А. Сагайдачная, Е.А. Тимофеева, Н.Т. Терехова и др.). Однако недостаточно определено влияние эмоционального благополучия детей на уровень развития их физических качеств.

В настоящее время деятельность по физическому развитию детей дошкольного возраста осуществляют инструкторы по физической культуре в основном лишь в непосредственно образовательной деятельности по физической культуре. Все остальные виды двигательной деятельности, как правило, организует воспитатель на свое усмотрение. Зачастую при организации двигательной деятельности педагоги используют командный стиль общения, отсутствие игрового сюжета, не учитывая индивидуальные особенности психического и физического развития, уровень эмоционального благополучия детей, принадлежность к тому или иному полу. При этом складывается неблагоприятная психологическая атмосфера, подавляющая активность детей, эмоциональность, творческий потенциал, уверенность в себе, своих силах и способствующая угнетенному, подавленному состоянию. Достижению эмоционального благополучия детей дошкольного возраста в процессе двигательной деятельности уделяется недостаточно внимания, как и развитию физических качеств детей на фоне эмоционального благополучия.

Анализ существующих научно-методических исследований, а также опыт работы специалистов-практиков позволили выделить ряд противоречий между:

- потребностью в развитии физических качеств и эмоционального благополучия детей 4-5 лет и смещением ценностных приоритетов в обучении и воспитании детей в сторону интеллектуального развития;

- необходимостью развития физических качеств детей 4-5 лет и недостаточным обоснованием теоретических подходов к реализации идеи достижения эмоционального благополучия для развития физических качеств детей в организованной двигательной деятельности;

- необходимостью изменений в организации двигательной деятельности детей в ДОУ, ориентированных на достижение эмоционального благополучия детей, и отсутствием комплексного методического обеспечения, отвечающего данным требованиям.

На основании выявленных противоречий была сформулирована проблема исследования: как организовать двигательную деятельность в ДОУ, способствующую достижению эмоционального благополучия детей 4-5 лет и необходимую для развития их физических качеств.

Актуальность выявленной проблемы и обозначенные противоречия обусловили выбор темы исследования: «Эмоциональное благополучие как условие развития физических качеств детей 4-5 лет в процессе двигательной деятельности».



Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-поисковым путем проверить результативность развития физических качеств детей 4-5 лет посредством достижения их эмоционального благополучия в организованной двигательной деятельности.

Объект исследования: развитие физических качеств детей 4-5 лет.

Предмет исследования: организация двигательной деятельности, способствующей достижению эмоционального благополучия и развитию физических качеств детей 4-5 лет.

Гипотеза исследования. Успешное развитие физических качеств детей 4-5 лет возможно, если:

- в основу организации двигательной деятельности детей будут положены следующие подходы: системный (принципы целостности, взаимозависимости компонентов организации двигательной деятельности), деятельностный (принципы сознательности и активности деятельности ребенка), индивидуально-дифференцированный (принципы индивидуализации и возрастной адекватности процесса физического воспитания);

- в процессе двигательной деятельности будет достигнуто эмоциональное благополучие за счет применения специально подобранных средств физического воспитания (упражнений для снятия психоэмоционального напряжения, подвижных игр, направленных на распознавание и выражение эмоций и т.д.);

- организация двигательной деятельности детей будет представлять собой взаимодействие субъектов образовательного процесса, реализуемое во время пребывания детей в ДОУ, включающее диагностический (диагностика уровня развития физических качеств детей и эмоционального благополучии), управленческий (оказание консультативной психолого-педагогической помощи специалистам ДОУ и семье) и организационно-исполнительный (различные виды организованной двигательной деятельности, применяемые в практике ДОУ) этапы.



Задачи исследования:

  1. Изучить теоретико-методологические аспекты достижения эмоционального благополучия в процессе организации двигательной деятельности детей 4-5 лет.

  2. На основе интеграции системного, деятельностного и индивидуально-дифференцированного подходов разработать модель организации двигательной деятельности в условиях ДОУ, способствующей достижению эмоционального благополучия и развитию физических качеств детей 4-5 лет.

  3. Опытно-поисковым путем проверить результативность организации двигательной деятельности в условиях ДОУ, способствующей достижению эмоционального благополучия и развитию физических качеств детей 4-5 лет.

  4. Разработать методические рекомендации по организации двигательной деятельности в ДОУ, способствующей достижению эмоционального благополучия и развитию физических качеств детей 4-5 лет, для воспитателей и инструкторов по физической культуре.

Методологическая база исследования:

- фундаментальные положения о взаимосвязи и взаимовлиянии эмоциональной сферы личности ребенка и его двигательной активности (Л.С. Выготский, Ю.Ф. Змановский, Н.И. Касаткина, А.Н. Леонтьев, И.П. Павлов, И.М. Сеченов, Н.М. Щелованов и др.);

- психолого-педагогические подходы к развитию личности ребенка дошкольного возраста: системный подход (Л.Ю. Гордин, В.С. Ильин, В.М. Коротов, Б.Т. Лихачев, А.В. Петровский, В.П. Симонов, Ю.П. Сокольников), деятельностный подход (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, В.В. Зеньковский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон), индивидуально-дифференцированный подход (Е.Н. Вавилова, Э.С. Вильчковский, Я.А. Коменский, В.М. Покатило, Т.А. Репина);

- классические педагогические концепции, определяющие процесс воспитания ребенка (В.Г. Белинский, Я.А. Коменский, Н.И. Новиков, Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский), личностно-гуманистическая педагогика

(А.С. Белкин, И.Д. Демакова, Е.В. Коротаева, А. Маслоу, Л.В. Моисеева);

- исследования отечественных и зарубежных ученых, отражающие взгляды на природу и воспитание эмоций (П.К. Анохин, В.К. Вилюнас, Л.С. Выготский, Б.И. Додонов, К. Изард, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, П.В. Симонов).



Теоретическая база исследования:

- исследования, посвященные проблеме эмоционального благополучия дошкольников (Л.А. Абрамян, А.И. Захаров, А.В. Кошелева, С.Ю. Мещерякова, О.С. Никольская, Г.Г. Филиппова);

- теоретические основы физической культуры и физического воспитания (В.С. Кузнецов, П.Ф. Лесгафт, А.М. Максименко, Л.П. Матвеев, А.Д. Новиков, Н.Г. Озолин, В.И. Прокопенко, Ж.К. Холодов и др.);

- фундаментальные труды ученых в области теории и методики физического воспитания детей дошкольного возраста (В.Г. Алямовская, А.И. Бокатов, Л.Н. Волошина, Ю.Ф. Змановский, О.М. Литвинова, Н.А. Ноткина, Т.И. Осокина, С.С. Прищепа, С.С. Сергеев, Э.Я. Степаненкова и др.).



Методы исследования. Для решения поставленных задач был использован комплекс методов, включающий теоретические (анализ и обобщение философской, педагогической, психологической литературы; анализ документальных материалов, построение гипотезы, прогнозирование и моделирование, содержательная интерпретация и анализ результатов) и эмпирические (наблюдение, диагностические методики и задания, социометрический эксперимент, анкетирование, беседы, опытно-поисковая работа, методы математической статистики и графической обработки результатов) методы.

База исследования. Практической базой исследования явились дошкольные образовательные учреждения Свердловской области: Негосударственное частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №585» г. Екатеринбурга (20 чел. – контрольная группа, 20 чел. – экспериментальная), Негосударственное общеобразовательное учреждение детский сад-школа «Индра» г. Екатеринбурга (15 чел. – контрольная группа, 15 чел. – экспериментальная), Муниципальная автономная дошкольная образовательная организация детский сад №11 г. Верхняя Пышма (20 чел. – контрольная группа, 20 чел. – экспериментальная). Всего в опытно-поисковой работе приняли участие 110 детей в возрасте от 4 до 5 лет и 57 педагогов ДОУ.

Организация исследования. Выбранная методология и поставленные задачи определили ход исследования, которое проводилось в три этапа.

Первый этап – теоретико-поисковый (2005-2008 гг.), где формировалась теоретическая база исследования, включающая в себя изучение и анализ философской, психологической и педагогической литературы по проблеме; были определены цель, объект, предмет, задачи, гипотеза исследования; сформулированы теоретические положения о возможностях организации двигательной деятельности с целью достижения эмоционального благополучия детей 4-5 лет и развития их физических качеств, требующие опытно-поискового подтверждения.

Второй этап – опытно-поисковый (2008-2011 гг.) – включал в себя разработку содержания и реализацию опытно-поисковой работы по апробации модели организации двигательной деятельности в условиях ДОУ, способствующей достижению эмоционального благополучия и развитию физических качеств детей 4-5 лет; было проведено анкетирование педагогов ДОУ Свердловской области; разработанная модель организации двигательной деятельности дошкольников внедрена в воспитательно-образовательный процесс экспериментальных групп базовых ДОУ; осуществлена динамическая диагностика и анализ уровней развития физических качеств и эмоционального благополучия детей из базовых ДОУ.

Третий этап – заключительно-обобщающий (2011-2013 гг.) был посвящен анализу, систематизации и обобщению результатов исследования, проверке теоретических и практических положений исследования; формулировке выводов диссертационного исследования.

Достоверность и надежность результатов исследования обеспечивались: репрезентативностью выборки; применением надежных диагностических методов исследования; использованием методов математической статистики; содержательным анализом выявленных фактов и эмпирических данных, а также личным участием автора в проведении исследования.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- установлено, что успешному развитию физических качеств детей 4-5 лет будет способствовать только такая двигательная деятельность, которая обеспечивает эмоциональное благополучие ребенка;

- выявлены подходы и принципы к организации двигательной деятельности дошкольников в ДОУ, результатом которой будет достижение эмоционального благополучия и развитие физических качеств детей – системный (принципы целостности, взаимозависимости компонентов организации двигательной деятельности), деятельностный (принципы сознательности и активности деятельности ребенка), индивидуально-дифференцированный (принципы индивидуализации, возрастной адекватности процесса физического воспитания);

- определено содержание организации двигательной деятельности, способствующей развитию физических качеств и эмоциональному благополучию детей 4-5 лет, заключающееся во взаимодействии субъектов образовательного процесса, которое реализуется на диагностическом, управленческом и организационно-исполнительном этапах во время пребывания ребенка в ДОУ;

- определены и теоретически обоснованы уровни эмоционального благополучия ребенка 4-5 лет: оптимальный, допустимый, недостаточный; установлено, что данные уровни различаются у мальчиков и девочек 4-5 лет;

- разработаны показатели эмоционального благополучия ребенка 4-5 лет: активность, преимущественно положительный фон настроения, уверенность, адекватная тревожность, коммуникация со взрослым, коммуникация со сверстниками.


Теоретическая значимость исследования заключается в том, что

- установлено влияние эмоционального благополучия детей 4-5 лет на развитие их физических качеств: координационных, скоростно-силовых, гибкости, силовых;

- уточнено содержание понятия «эмоциональное благополучие дошкольника 4-5 лет»;

- определены подходы к организации двигательной деятельности в условиях ДОУ, способствующей развитию физических качеств и достижению эмоционального благополучия детей 4-5 лет, которые могут стать необходимым дополнением к методике физического образования и воспитания детей дошкольного возраста.



Практическая значимость исследования состоит в том, что:

- подготовлены методические рекомендации по организации двигательной деятельности, способствующей достижению эмоционального благополучия и развитию физических качеств детей 4-5 лет, предназначенные воспитателям и инструкторам по физической культуре, работающим с детьми дошкольного возраста. Разработанная модель организации двигательной деятельности детей 4-5 лет, способствующая достижению их эмоционального благополучия и развитию физических качеств, применима в любом дошкольном образовательном учреждении.

- методы диагностики уровня эмоционального благополучия детей дошкольного возраста могут быть использованы педагогами и психологами для оценки эмоционального благополучия, в том числе в организации двигательной деятельности девочек и мальчиков;

- материалы исследования включены в учебные курсы для студентов «Современные технологии физического воспитания детей дошкольного возраста», «Здоровьесберегающие технологии», «Психофизиологические основы здоровья», а также в программы курсов повышения квалификации работников образования, реализуемые центром дополнительного образования ИПиПД УрГПУ.



На защиту выносятся следующие положения:

1.Успешное развитие физических качеств детей 4-5 лет возможно при такой организации двигательной деятельности, которая будет способствовать достижению эмоционального благополучия детей.

2. Под эмоциональным благополучием дошкольника 4-5 лет мы понимаем положительно окрашенное эмоциональное состояние ребенка, характеризующееся ощущением комфорта, защищенности, успешности, возникающим на основе удовлетворения его фундаментальных потребностей в безопасности, любви, самовыражении и общении.

3. Основанием организации двигательной деятельности, способствующей достижению эмоционального благополучия и развитию физических качеств детей 4-5 лет, являются системный, деятельностный и индивидуально-дифференцированный подходы.

4. Организация двигательной деятельности, способствующей достижению эмоционального благополучия и развитию физических качеств детей 4-5 лет, представляет собой взаимодействие субъектов образовательного процесса, включающее в себя диагностический, управленческий и организационно-исполнительный этапы, реализуемые во время пребывания ребенка в ДОУ.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в процессе представления материала на международных, всероссийских, региональных конференциях, на заседаниях кафедр естествознания и методики его преподавания в младших классах, педагогики и психологии детства, физического воспитания Уральского государственного педагогического университета, а также в ходе ежедневной педагогической деятельности инструктора-педагога детских программ.

Основные результаты отражены в публикациях автора, в том числе в журналах, рекомендуемых ВАК МО и НРФ: «Вестник поморского университета», «Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова», «Теория и практика физической культуры», «Современные проблемы науки и образования». Всего издано 14 работ.

Результаты диссертационного исследования по проблеме приняты к внедрению в воспитательно-образовательный процесс ДОУ Свердловской области.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 230 источник (из них 13 зарубежных авторов), 16 приложений. Работа иллюстрирована 12 рисунками, 11 таблицами. Объем работы составляет 178 страниц.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснованы актуальность, цель, объект и предмет исследования, определены теоретические и методологические основы, сформулированы гипотеза и задачи исследования, отражены научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования для педагогической науки, изложены положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретические основы достижения эмоционального благополучия дошкольников 4-5 лет посредством двигательной деятельности» представлены особенности физического и психического развития детей 4-5 лет, проблемы развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста и модель организации двигательной деятельности в условиях ДОУ, способствующей достижению эмоционального благополучия и развитию физических качеств детей 4-5 лет.

Из анализа особенностей развития детей дошкольного возраста выявлено, что существуют некоторые половые различия, проявляющиеся в физическом и психическом развитии детей, в формировании физических качеств, а также общие закономерности процесса формирования психического пола, следовательно, возникает необходимость дифференцированного подхода в воспитании мальчиков и девочек.

Из психологических особенностей развития детей дошкольного возраста, социальной ситуации развития, возникших новообразований вытекает одно из важнейших условий нормального развития ребенка дошкольного возраста – достижение эмоционального благополучия. К четырехлетнему возрасту, ребенок психологически выходит за рамки семьи, мир ребенка уже, как правило, неразрывно связан с другими детьми и людьми. Именно в этом возрасте у детей возникает потребность в общении, повышенная потребность в признании окружающих, желание заслужить похвалу. И от того, насколько удовлетворены эти потребности, насколько эмоционально благополучно проживает ребенок период дошкольного детства, зависит и его дальнейшее развитие.

К идее эмоционального комфорта обращались такие великие педагоги, как В.Г. Белинский, Я. А. Коменский, Н.И. Новиков, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой и др. В начале ХХ в. в отечественной психологии и педагогике научно доказывается ценность эмоций в жизни человека, обосновывается развитие положительных эмоций, являющихся важнейшим условием успешного обучения и воспитания (В.М. Бехтерев, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, В.В. Зеньковский, Н.Н. Ланге, и др.). В настоящее время проблема эмоционального благополучия ребенка дошкольного возраста стала предметом исследований коллег, учеников и продолжателей дела А.В. Запорожца (Л.А. Абрамян, А.Д. Кошелевой, Г.Г. Филипповой и др.).

В профильной литературе существует несколько определений, соотносимых с понятием «эмоциональное благополучие». В психологическом словаре М.И. Дьяченко понятие «эмоциональное состояние» трактуется как «особое состояние сознания, состояние субъективного эмоционального комфорта–дискомфорта (мне хорошо, мне плохо), как интегральные ощущения благополучия–неблагополучия в тех или иных подсистемах организма или всего организма в целом».

Понятие «эмоциональное благополучие» соотносимо с понятием «эмоциональное самочувствие», определяемым как ощущение или переживание ребенком эмоционального комфорта – дискомфорта, связанного с различными значимыми аспектами его жизни. И.Б. Куркина и Т.К. Марченко под эмоциональным благополучием ребенка дошкольного возраста понимают благоприятное нервно-психическое состояние ребёнка, проявляющееся в хорошей и быстрой адаптации, адекватности поведения ребенка окружающим условиям и событиям, социально-приемлемых способах самоутверждения и самовыражения, положительном эмоциональном фоне, оптимистическом настрое, способности к эмоциональному сопереживанию, доброжелательном отношении к другим людям, равномерном и своевременном развитии психических процессов.

В своих работах А.Д. Кошелева отмечает, что дошкольник испытывает эмоциональное благополучие в дошкольном учреждении «когда он приходит в детский сад в хорошем настроении и в течение дня оно почти не меняется; когда деятельность его успешна или же переживается им как успешная благодаря внимательному отношению окружающих; когда отсутствует переживание опасности со стороны окружения; когда есть друзья, с которыми хочется играть и которые взаимно проявляют интерес; когда к ребенку хорошо относятся воспитатели и вообще все окружающие».

По мнению Г.Г. Филипповой, эмоциональное благополучие ребенка является показателем оптимальности его развития и психического здоровья, в частности, и состоит из «эмоции удовольствия – неудовольствия как содержания преимущественного фона настроения; переживания комфорта как отсутствия внешней угрозы и физического дискомфорта; переживания успеха – неуспеха в достижении целей; переживания комфорта в присутствии других людей и ситуациях взаимодействия с ними; переживания оценки другими результатов активности ребенка».

Все эти определения характеризуют проявления эмоционального благополучия, но недостаточно, на наш взгляд, раскрывают причины его возникновения. На основе определения эмоционального благополучия младших школьников, предложенного Н.Ю. Сергеевой, нами было сформулировано авторское определение эмоционального благополучия дошкольника 4-5 лет, понимаемое как положительно-окрашенное эмоциональное состояние ребенка, характеризующееся ощущением комфорта, защищенности, успешности, возникающим на основе удовлетворения его фундаментальных потребностей в безопасности, любви, самовыражении и общении.

Детский организм с учетом достижений возрастной физиологии, нейропсихологии рассматривается как единая саморегулируемая система, в которой взаимодействуют физиологические, психологические и функциональные процессы, управляемые высшей нервной деятельностью. Современные психофизиологические исследования подтверждают, что физиологическое и психическое являются функцией одной и той же рефлекторной отражательной деятельности, многие функции центральной нервной системы зависят от активности мышц (Н.И. Касаткин, И.П. Павлов, И.М. Сеченов, Н.М. Щелованов и др.). Таким образом, при развитии физических качеств детей нужно рассматривать не только физическую составляющую, но и эмоциональное состояние ребенка.

В то же время многие исследователи подчеркивают, что потребность в движении, в двигательной активности в среде сверстников – одна из необходимых в дошкольном детстве (И.А. Аршавский, Е.Н. Вавилова, А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева и др.). И потребность должна реализоваться – тогда она вызывает положительные эмоции, закрепляет чувства радости, переживание удовольствия. Сдерживание двигательной активности ребенка вызывает изменения в его эмоциональном самочувствии, приводит иногда к «взрывным» эмоциональным реакциям. Если же спокойная деятельность чередуется с разнообразными играми, прогулками, физическими упражнениями, это приводит к улучшению эмоционального состояния, а, следовательно, способствует развитию физических качеств ребенка.

Двигательная активность – это любая мышечная активность, проявляющаяся через естественную биологическую потребность растущего организма в движениях (Л.П. Матвеев). Двигательная активность человека благодаря физическим качествам получает свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности. Под двигательной деятельностью мы понимаем целенаправленное проявление двигательной активности человека, направленное на решение конкретных задач (Э.Я. Степаненкова).

Исходя из взаимозависимости физического и эмоционального развития ребенка, а также ухудшения здоровья детей в последние годы возникает задача разработки и апробации организации двигательной деятельности, способствующей достижению эмоционального благополучия и развитию физических качеств детей. Нами была предложена структурно-функциональная модель организации двигательной деятельности дошкольников 4-5 лет, включающая следующие компоненты: цель, принципы, методологические подходы, содержательный компонент, виды двигательной деятельности, средства физического воспитания, методические приемы, результат (рис.1). Данная модель основывается на следующих методологических подходах:

Системный подход (Л.Ю. Гордин, В.С. Ильин, В.М. Коротов, Б.Т. Лихачев, А.В. Петровский, Ю.П. Сокольников) дает возможность рассматривать организацию двигательной деятельности детей в ДОУ в системе, что предусматривает работу с персоналом, с родителями и с детьми. Только при системной организации и взаимосвязи всех составляющих модели возможен эффект достижения эмоционального благополучия и развития физических качеств детей. В соответствии с требованиями ФГТ, организация двигательной деятельности затрагивает и свободную деятельность детей, и совместную деятельность со взрослым.

Деятельностный подход (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.) предполагает выдвижение на передний план двигательной активности детей, использование их личностного потенциала в целостном процессе организации двигательной деятельности детей дошкольного возраста.

Индивидуально-дифференцированный подход (Е.Н. Вавилова, Э.С. Вильчковский, Я.А. Коменский, В.М. Покатило Т.А. Репина) предполагает учет полоролевой дифференциации, а также различных показателей и уровней эмоционального благополучия детей при организации двигательной деятельности.

Изложенные в данной главе позиции стали базисом для проведения опытно-поисковой работы.



следующая страница >>



Есть много способов сделать карьеру, но самый верный из них — родиться в нужной семье. Доналд Трамп
ещё >>