Эмбриональный период развития организмов - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
1. Способность организмов воспроизводить себе подобных: Изменчивость 2 696.25kb.
Размножение организмов бесполое и половое 1 56.34kb.
Методическая разработка к практическому занятию для студентов по... 1 137.76kb.
Учебная программа по теме. Гемоцитопоэз и лимфоцитопоэз. Эмбриональный... 1 87.53kb.
Урок учителя биологии моу новопокровской сош соколовой В. М. 1 47.17kb.
Тема Основные свойства живых организмов 1 138.67kb.
П псз с вопросы 03. 09 1 228.37kb.
«Биосферный уровень» 1 22.52kb.
Международная выставка-конференция инновационных решений для воспроизводства... 1 20.38kb.
Разнообразие организмов. Вирусы Элементы содержания, проверяемые... 1 31.78kb.
Формы размножения организмов 1 80.24kb.
К изданию 1924г. Когда, в связи с появлением второго издания, я расширил... 11 2973.42kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Эмбриональный период развития организмов - страница №1/1

Тема урока: Эмбриональный период развития организмов.
Задачи:

- образовательная: показать периодизацию онтогенеза, рассмотреть основные этапы эмбрионального периода развития, выявить его закономерности;

- развивающая: продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы с учебником, выделять главное;

- воспитательная: патриотическое воспитание на примере отечественных ученых, внесших вклад в изучение онтогенеза.


Оборудование: таблица «Индивидуальное развитие организмов», таблица «Строение яйца», презентация «Онтогенез»
Ход урока:

I. Организационный момент.

- приветствие;

- подготовка класса к работе;

- наличие учащихся.




  1. Проверка знаний учащихся.

Метод: фронтальный опрос.
Какие критерии живых систем вы знаете?

На каком из них мы остановились?

Что такое размножение?

Какие виды размножений вы знаете?

С помощью какого процесса осуществляется размножение и развитие организмов?

Какими способами могут делиться клетки?

Какой способ деления клетки лежит в основе образования половых клеток?


  1. Изучение нового материала.

План.


  1. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез).

  2. Эмбриональный период развития.

  3. Органогенез


I. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез).

Беседа по вопросам:

-Что такое развитие? Рост?

- Как вы понимаете термин «индивидуальное развитие»?

- С какого момента начинается индивидуальное развитие организмов?
Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)– весь период жизни особи с момента зарождения до гибели организма.
Два ученика рассказывают об ученых, внесших вклад в изучение онтогенеза.




Карл Эрнест фон Бэр
(1792 – 1876)

Основателем современной эмбриологии считается академик Российской

Академии К.Э.Бэр. В 1828г. Он опубликовал

сочинение « История развития животных», в

котором он доказывал, что человек развивается

по единому плану со всеми позвоночными

животными.




Александр Онуфриевич Ковалевский
(1840 – 1901)

Русскому ученному принадлежит заслуга создания эволюционной эмбриологии.

Он обнаружил эктодерму, энтодерму и мезодерму у всех групп хордовых

Илья Ильич Мечников
(1845- 1916)

Замечательный русский ученый, который вместе с А.О.Ковалевским изучал эволюционную эмбриологию. Благодаря работам И.И.Мечникова и А.О.Ковалевского, установлены принципы развития беспозвоночных и позвоночных животных.



Фриц Мюллер
(1822 – 1897)

Немецкий ученный, вместе со своим соотечественником Э.Геккелем создали биогенетический закон, согласно которому онтогенез, есть краткое повторение филогенеза – исторического развития вида.
Эрнст Генрих Геккель
(1834 – 1919)

Немецкий ученный вместе со своим соотечественником Ф.Мюллером создали



биогенетический закон, согласно которому онтогенез, есть краткое повторение

филогенеза – исторического развития вида.



Алексей Николаевич Северцов
(1866 – 1936)

Академик, крупнейший эволюционный морфолог. В первой половине XX века занимался вопросами соотношения онтогенеза и филогенеза


Учитель. - Итак:






Сегодня мы более подробно остановимся на изучении эмбрионального периода развития животных.


Эмбриональный период развития


В данном периоде выделяют три основных этапа:

1. дробление;

2. гаструляция;

3. первичный органогенез;



I. Дробление

Развитие организма начинается с одноклеточной стадии, которая происходит с момента слияния сперматозоида и яйцеклетки.





Возникшее при оплодотворении

ядро, обычно уже через несколько минут начинает делиться, вместе с ним делиться и цитоплазма.

Образующиеся клетки, ещё сильно отличаются от клеток взрослого организма, называются бластомерами

(от греч. blastos – зародыш,

meros – часть).

При делении бластомеров размеры их не увеличиваются, поэтому процесс деления носит название дробления.

Дробление завершается образованием однослойного многоклеточного зародыша – бластулы.

При дроблении клеток у всех животных – общий объем бластомеров на стадии бластулы не превышает объема зиготы.



Для дробления характерны и другие черты:

  • Все клетки в бластуле имеют диплоидный набор хромосом;

  • Чрезвычайно короткий митотический цикл бластомеров по сравнению с клетками взрослого организма. Во время очень короткой интерфазы происходит только удвоение ДНК.

  • Цитоплазма зиготы при делении не перемещается;

Затем учитель демонстрирует таблицу «Строение яйца» и отмечает, что период дробления у птиц протекает несколько иначе: из-за большого количества питательных веществ происходит неполное дробление. Следовательно, чем меньше питательных веществ, тем чаще деление бластулы. Образующие клетки имеют меньшие размеры.

Эти и ряд других различий создают основу для дифференцировки клеток, вследствие которой из разных клеток бластулы образуются те или иные органы и ткани.


II. Гаструляция (рассматривается рис.88 в учебнике)

Совокупность процессов, приводящих к образованию гаструлы, называется гаструляцией.



Гаструла ( от греч. Gaster – желудок) – зародыш, состоящий из двух зародышевых листков:

эктодермы ( от греч. ectos – находящийся снаружи);

энтодермы ( от греч. entos – находящийся внутри);

У многоклеточных животных, кроме кишечнополостных, параллельно с гаструляцией возникает третий зародышевый листок – мезодерма (от греч. mesos – находящийся посередине).



1 – эктодерма;

2 – энтодерма;

3 – мезодерма;

4 – нервная пластинка;

5 – хорда;

Сущность процесса гаструляции заключается в перемещении клеточных масс. На этой стадии начинается использование генетической информации клеток зародыша, появляются первые признаки дифференцировки.



Дифференцировка – это процесс возникновения и нарастания структурных и функциональных различий между отдельными клетками и частями зародыша.

Морфологическая точка зрения: образуется несколько сотен типов клеток специального строения;

Биохимическая точка зрения: в синтезе определенных белков, свойственных только данному типу клеток;
III Органогенез
На этом этапе урока учащиеся самостоятельно заполняют таблицу, используя материал учебника.

Зародышевые листки, их производные.



Эктодерма

Нервная трубка (спинной и головной мозг), органы чувств, эпителий кожи, эмаль зубов;

Энтодерма

Эпителий средней кишки, пищеварительные железы (печень и поджелудочная железа), эпителий жабр и легких;

Мезодерма

Мышечная ткань, соединительная ткань (хрящевой и костный скелет), кровеносная система, почки, половые железы и др.

Обсуждение результатов работы с таблицей.



Таким образом: у разных видов животных одни и те же зародышевые листки дают начало одним и тем же органам и тканям. Это значит, что они гомологичны. Подчеркивается, что гомология зародышевых листков - доказательство единства животного мира.

IV. Выставление оценок.

V. Домашнее задание: § 32, повт. развитие членистоногих.




Война состоит из непредусмотренных событий. Наполеон I
ещё >>