страница 1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Эмбриональный период развития организмов - страница №1/1
![]() Задачи: - образовательная: показать периодизацию онтогенеза, рассмотреть основные этапы эмбрионального периода развития, выявить его закономерности; - развивающая: продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы с учебником, выделять главное; - воспитательная: патриотическое воспитание на примере отечественных ученых, внесших вклад в изучение онтогенеза. Оборудование: таблица «Индивидуальное развитие организмов», таблица «Строение яйца», презентация «Онтогенез» Ход урока: I. Организационный момент. - приветствие; - подготовка класса к работе; - наличие учащихся.
Метод: фронтальный опрос. Какие критерии живых систем вы знаете? На каком из них мы остановились? Что такое размножение? Какие виды размножений вы знаете? С помощью какого процесса осуществляется размножение и развитие организмов? Какими способами могут делиться клетки? Какой способ деления клетки лежит в основе образования половых клеток?
План.
I. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез). Беседа по вопросам: -Что такое развитие? Рост? - Как вы понимаете термин «индивидуальное развитие»? - С какого момента начинается индивидуальное развитие организмов?
Академии К.Э.Бэр. В 1828г. Он опубликовал сочинение « История развития животных», в котором он доказывал, что человек развивается по единому плану со всеми позвоночными животными. ![]() (1840 – 1901) Русскому ученному принадлежит заслуга создания эволюционной эмбриологии. Он обнаружил эктодерму, энтодерму и мезодерму у всех групп хордовых
Замечательный русский ученый, который вместе с А.О.Ковалевским изучал эволюционную эмбриологию. Благодаря работам И.И.Мечникова и А.О.Ковалевского, установлены принципы развития беспозвоночных и позвоночных животных. Ф ![]() (1822 – 1897) Немецкий ученный, вместе со своим соотечественником Э.Геккелем создали биогенетический закон, согласно которому онтогенез, есть краткое повторение филогенеза – исторического развития вида. ![]() (1834 – 1919) Немецкий ученный вместе со своим соотечественником Ф.Мюллером создали биогенетический закон, согласно которому онтогенез, есть краткое повторение филогенеза – исторического развития вида. ![]() ![]() (1866 – 1936) Академик, крупнейший эволюционный морфолог. В первой половине XX века занимался вопросами соотношения онтогенеза и филогенеза Учитель. - Итак: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Сегодня мы более подробно остановимся на изучении эмбрионального периода развития животных. Эмбриональный период развития В данном периоде выделяют три основных этапа: 1. дробление; 2. гаструляция; 3. первичный органогенез; I. Дробление Развитие организма начинается с одноклеточной стадии, которая происходит с момента слияния сперматозоида и яйцеклетки. ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Возникшее при оплодотворении ядро, обычно уже через несколько минут начинает делиться, вместе с ним делиться и цитоплазма.
(от греч. blastos – зародыш, meros – часть).
При делении бластомеров размеры их не увеличиваются, поэтому процесс деления носит название дробления. Дробление завершается образованием однослойного многоклеточного зародыша – бластулы. При дроблении клеток у всех животных – общий объем бластомеров на стадии бластулы не превышает объема зиготы. Для дробления характерны и другие черты:
Затем учитель демонстрирует таблицу «Строение яйца» и отмечает, что период дробления у птиц протекает несколько иначе: из-за большого количества питательных веществ происходит неполное дробление. Следовательно, чем меньше питательных веществ, тем чаще деление бластулы. Образующие клетки имеют меньшие размеры. Эти и ряд других различий создают основу для дифференцировки клеток, вследствие которой из разных клеток бластулы образуются те или иные органы и ткани. II. Гаструляция (рассматривается рис.88 в учебнике) Совокупность процессов, приводящих к образованию гаструлы, называется гаструляцией. Гаструла ( от греч. Gaster – желудок) – зародыш, состоящий из двух зародышевых листков: эктодермы ( от греч. ectos – находящийся снаружи); энтодермы ( от греч. entos – находящийся внутри); У многоклеточных животных, кроме кишечнополостных, параллельно с гаструляцией возникает третий зародышевый листок – мезодерма (от греч. mesos – находящийся посередине). ![]() 2 – энтодерма; 3 – мезодерма; 4 – нервная пластинка; 5 – хорда; Сущность процесса гаструляции заключается в перемещении клеточных масс. На этой стадии начинается использование генетической информации клеток зародыша, появляются первые признаки дифференцировки. Дифференцировка – это процесс возникновения и нарастания структурных и функциональных различий между отдельными клетками и частями зародыша. Морфологическая точка зрения: образуется несколько сотен типов клеток специального строения; Биохимическая точка зрения: в синтезе определенных белков, свойственных только данному типу клеток; III Органогенез На этом этапе урока учащиеся самостоятельно заполняют таблицу, используя материал учебника. Зародышевые листки, их производные.
Обсуждение результатов работы с таблицей. Таким образом: у разных видов животных одни и те же зародышевые листки дают начало одним и тем же органам и тканям. Это значит, что они гомологичны. Подчеркивается, что гомология зародышевых листков - доказательство единства животного мира. IV. Выставление оценок. V. Домашнее задание: § 32, повт. развитие членистоногих. |
ещё >> |