Экзаменационные вопросы кандидатского минимума по истории и философии науки для аспирантов и соискателей - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Тематика рефератов аспирантов для сдачи кандидатского минимума по... 1 24.88kb.
Программа для аспирантов и соискателей юридического факультета к... 1 260.1kb.
Вопросы к экзамену кандидатского минимума по «Истории и философии... 1 43.35kb.
Вопросы к кандидатскому экзамену по истории и философии науки для... 1 34.1kb.
Вопросы к экзамену кандидатского минимума по «истории и философии... 1 74.74kb.
Программа для аспирантов и соискателей юридического факультета к... 1 260.28kb.
Экзаменационные вопросы по истории и философии науки Курс «История... 1 134.69kb.
Кандидатского минимума по истории и философии науки философия науки. 1 110.01kb.
Программа-минимум кандидатского экзамена для аспирантов и соискателей 1 351.55kb.
Программа-минимум Кандидатского экзамена для аспирантов и соискателей 02. 2 481.3kb.
Программа-минимум кандидатского экзамена для аспирантов и соискателей 09. 10 675.8kb.
Литература философия науки и техники 1 25.77kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Экзаменационные вопросы кандидатского минимума по истории и философии науки для аспирантов - страница №1/1

Экзаменационные вопросы кандидатского минимума по истории и философии науки

для аспирантов и соискателей

Ухтинского государственного технического университета
Утверждены на заседании кафедры философии, социологии и политологии от 18.04.2013 (протокол № 06)
РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ НАУКИ
1. Предмет истории и философии науки и его значение для послевузовской подготовки.

2. Научное знание как объект исследования: сущность современной науки как познавательной деятельности, как феномена культуры и как социального института.

3. Теоретико-познавательные и логико-методологические проблемы научного знания.

4. Возникновение и основные исторические этапы развития науки. Общая характеристика.

5. Натурфилософские обобщения и теоретизации. Принцип причинности и поиск первоначала.

6. Исследовательские программы Нового времени и становление классической науки: Г.Галилей, И. Ньютон.

7. Наука в эпоху Нового времени. Формирование методов опытного и теоретического знания.

8 Этапы развития научного знания: классический, неклассический и постнеклассический. Общая характеристика.

9. Теоретическое и эмпирическое в неклассической науке. Проблема теоретической избыточности.

10. Становление и развитие научного знания в концепции научных революций Т. Куна.

11. Понятие исследовательской программы и развитие научного знания в концепции И. Лакатоса.

12 Взаимоотношение знания и идеологии в концепции эпистемологического анархизма П. Фейерабенда.

13. Структура научной теории. Проблема теоретического единства научных дисциплин. Процедуры обоснования научной теории.

14. Научная картина мира как систематизация знаний и научно-исследовательская программа.

15. Структура эмпирического знания: наблюдение, эксперимент, моделирование – их границы и возможности.

16. Научное открытие: философско-методологические аспекты. Проблема научной новизны. Инновации в контексте современной науки. Линейная и системная модели научного поиска.

17. Познавательный и мотивационный аспекты научного творчества. Проблема возрастной детерминации в науке.

18 Интуитивное и логическое в научной деятельности. Интуиция и априорное знание: философско-методологический аспект.

19. Эвристический потенциал научного и обыденного: сравнительный анализ. Абсолютизация научного и ненаучного знания.

20. Этическое обоснование научных открытий. Проблема нравственной ответственности в научной деятельности.

21. Наука как социальный институт, её нормативные аспекты, структура и организационно-управленческие ресурсы.

22. Наука как «рационализация общественной жизни». Исторические типы научных сообществ. Научные школы и институты: история и современность.

23. Социокультурные функции науки. Наука как мировоззрение, производительная и социальная сила. Роль науки в образовании и формировании личности.

24. Интерпретация научных данных как социальная проблема. Проблема социальной адаптации научной истины.

25. Понятие научной истины. Значение инструментализма, конвенциализма, логического эмпиризма и логической дедукции в выявлении природы научной истины.

26. Формирование универсальных теорий науки в XX веке: синергетика, универсальная теория эволюции, антропный принцип. Значение этих теорий для формирования постнеклассической науки.

27. Основания науки и их роль в развитии научного знания. Идеалы и нормы научного исследования.

28. Соотношение обыденного и научного знания. Понятие паранауки и лженауки. Критерии демаркации научного знания

29. Основания науки и их роль в развитии научного знания. Идеалы и нормы научного исследования.

30. Наука в культуре современной цивилизации (традиционный и техногенный типы цивилизационного развития). Ценность научной рациональности.


РАЗДЕЛ II. СОВРЕМЕННЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЛАСТЕЙ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

31. Зарождение науки «Безопасность жизнедеятельности» в трудах древних философов.

32. Предпосылки разработки средств и методов защиты от опасностей.

33. Понимание пространства и времени в геологии.

34. Галактоцентрическая парадигма и её роль при разработке теории нефти и газа.

35. Экологические основы хозяйственной деятельности.

36. Философские проблемы методологии педагогики.

37. Искусственный интеллект и инженерия знаний.

38. Роль современных технологий в компьютерной индустрии.

39. Интернет и современные сети в жизни современного человека.

40. Научно-технический прогресс и безопасность труда.

41. Геохимическое учение В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере.

42. Философия организации предприятия.

43. Методологическая проблема распределения материальных благ в обществе.

44. Системный анализ и обработка информации.

45. Философский смысл основных понятий кибернетики.

46. Философские проблемы взаимосвязи химии и физики.

47. Проблема самоорганизации материальных систем.

48. Проблема истинности и доказательности в социальных науках.

49. Значение информационных технологий для современного общества.

50. Философия техники и методология технических наук.

51. Объект и предмет геоэкологии.

52. Философский смысл современных способов решения энергетической проблемы.

53. Различия во взглядах на ноосферу в работах Леру, Тейяра де Шардена и В.В. Вернадского.

54. Философские проблемы экономической жизни общества.

55. Финансовый кризис: философская рефлексия.

56. Сущность и основные качества «экономического человека».

57. Роль математического моделирования пластовых систем для изучения теории фильтрации.

58. Проблема методологической разработки понятия «собственность».

59. Технические проблемы и их роль в развитии технологии бурения скважин.



60. Наука и образовательный процесс. «Парадигма знания» современного образования.




«Я даже удивлен, как это вы... И не верить в Бога!» — «У меня нет потребности в такой гипотезе, как у Вольтера». — «Ну, после Вольтера была вторая мировая война». — «Тем более». Варлам Шаламов. «Из записных
ещё >>