Экзамен: Экономическая теория Ауд. 313 10: 00 - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 08. 1 210.22kb.
Экзамен по предмету «экономическая теория» 1 110.51kb.
Экзамен по предмету «экономическая теория» 1 98.21kb.
Тесты по курсу «Экономическая теория» для студентов всех форм обучения... 1 213.33kb.
Шифр специальности: 08. 00. 01 Экономическая теория Формула специальности 1 47.01kb.
Банк данных по экономической теории Базылев, Николай Иванович 1 58.62kb.
Заседание 1 18 апреля, 10. 10, ауд. Е-313 Председатель д филос н. 1 349.2kb.
Экономическая теория 6 1390.6kb.
Лекция 1 Экономическая теория в системе экономических наук 1 45.44kb.
Экономическая теория 1 84.3kb.
Н. Р. Шишкина Экономическая теория 27 6085.05kb.
Адам Смит. (1723-1790) Краткая биография 1 37.1kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Экзамен: Экономическая теория Ауд. 313 10: 00 - страница №1/8

Экзамен: Экономическая теория

Ауд. 313 10:00

Преподаватель: Тамара Ивановна Васильева
1. Основные этапы развития экономической науки и ее виднейшие представители.

I. Экономия. Имя дал Аристотель. В Греции господствовало натуральное хозяйство. Э. содержала сведения о том, как надо вести хозяйство. Экономия была антагонистом хрематистики - искусства делать деньги с помощью ростовщичества.

II. Политическая экономия

В 1615 году Антуан де Монкретьен написал "Трактат политической экономии. Советы королю и королеве, как управлять государством", в котором дал название политической экономии.



  • меркантилизм: от итальянского "торговец, купец". М. возник в Европе в начальный период становления капитализма, когда быстро развивалась международная торговля. Основу богатства видели не в приумножении натуральных продуктов, а в накоплении денег (золота и серебра). Источником такого накопления должен был стать доход, возникающий при торговом обмене. Такое богатство возрастает только при внешней торговле. Они считали, что для создания благоприятного торгового баланса государство должно проводить политику протекционизма.

  • классическая буржуазная политэкономия: она открыла реальный источник богатства общества - процесс производства, впервые стала исследовать хоз. деятельность как систему, охватывающую производство, распределение, обмен и потребление благ и услуг. К.б.п. не ограничилась описанием экономических явлений и перешла к выявлению их сущности и законов распределения. По их мнению, богатство нации создается в производстве, производство же основывается на естественных законах, а поэтому не нуждается во вмешательстве государства.

  • физиократы - французская школа политэкономии. Основатель - Франсуа Кене. Сельское хозяйство является единственной отраслью производства, где естественным путем возникает тот дополнительный "чистый продукт", за счет которого увеличивается богатство страны.

  • английская школа политической экономии - родоначальники: Уильям Петти, Адам Смит, Давид Рикардо. Петти впервые высказал мысль о труде как основном источнике богатства ("природа - мать, труд - отец богатства"). Адам Смит в своем основном труде "Исследование о природе и причинах богатства народов" признал основой экономики господство частной собственности, свободную конкуренцию и свободную торговлю, невмешательство государства в хозяйственную деятельность. По Смиту, все экономические процессы направляются «невидимой рукой» (стихийным действием естественных законов). Английские классики считали, что богатство создается не только в сельском хозяйстве, но и во всех других отраслях материального производства. Они показали, что всеобщей формой богатства является стоимость, воплощенная в товарах и деньгах. Саму стоимость создает труд работников, производящий товары. Смит и Рикардо стремились применить трудовую теорию стоимости к исследованию внутреннего содержания и законов развития капиталистической экономики.

  • марксистская политэкономия Карл Маркс(1818-1883) в "Капитале" во многом по-новому разработал классическую теорию стоимости и теорию прибавочной стоимости. Попытался показать, что историческое развитие не завершается капитализмом и условия появления новой формации развиваются в недрах капитализма. Имя следующей формации - коммунистическая. Основные черты:

Низшая база - социализм: господство общенародной (государственной) собственности на решающие средства производства, планомерное развитие экономики, распределение по принципу "от каждого по способностям - каждому по труду", труд при социализме становится не первой жизненной потребностью, а первой жизненной необходимостью, происходит культурная революция, решение национального вопроса. Высшая фаза - коммунизм: абсолютное господство одной общенародной собственности, планомерное развитие усиливается, распределение по принципу "от каждого по способностям - каждому по потребностям", труд станет первой жизненной потребностью по двум причинам: а) люди будут понимать, что для получения по потребностям необходимо трудиться; б) труд настолько творческий, механизированный и интересный, что будет приносить только наслаждение.

Маркс считал, что социалистическая революция победит одновременно во всех развитых странах. Создал учение о двойственном характере труда и тем самым указал источник капиталистической прибыли; создал теорию прибавочной стоимости. Необходимо учитывать, что принцип "от каждого по способностям - каждому по труду" изначально предполагает неравенство, но равенство заложено в применении ко всем одинакового принципа.



Ленин (1870 - 1924): начал создавать теорию развития капитализма в России. 1893 - "Развитие капитализма в России": создал другую теорию социалистической революции (в связи с изменившимися условиями считал, что стал действовать закон неравномерности экономического и политического развития стран, следовательно, предпосылки социалистической революции не могут возникнуть во всех капиталистических странах одновременно). Скорее всего, революция сначала произойдет в одной отдельно взятой стране, причем возможно не самой развитой, а в той, где экономические, политические и социальные противоречия достигнут своего пика, а затем постепенно отдельные страны будут "отказываться" от капиталистического мира и будут присоединяться к этой стране. 1916 - "Соединенные штаты Европы": создал достаточно подробную теорию перехода от капитализма к социализму, ядром которого является НЭП, то есть использование товарно-денежных отношений. Сформулировал пять основных принципов империализма как высшей стадии капитализма.

III. Экономикс

термин введен Альфредом Маршаллом. 1890 - "Принципы экономикс". Экономикс - это наука об использовании людьми ограниченных или редких ресурсов (земля, капитал, труд, предпринимательские способности, информация) для производства товаров и услуг, их распределения и обмена с целью потребления. Экономикс делит всю экономическую теорию на два раздела: микроэкономика (функционирование фирмы, корпорации, предприятия) и макроэкономика (законы функционирования национальной экономики в целом). Экономикс использует не причинно-следственный, а функциональный подход (т.е. фактически исследует горизонтальные связи между предметами)


  1. Неоклассическое направление

  • монетаризм: Милтон Фридмен. Решающим фактором в развитии экономики является денежная система и прежде всего - денежная масса (количество денег в обращении)

  • экономика предложения: если снизить налоги, экономика не будет уходить в тень, прекратится бегство капитала за границу, люди будут стремиться заработать как можно больше  увеличатся поступления в бюджет

  • теория общественного выбора: изучает способы и методы, которые используют люди для извлечения выгоды, работая на госучреждение

  • теория рациональных ожиданий: согласно этой теории, все хозяйствующие агенты очень быстро используют всю доступную информацию для решения своих денежных интересов и быстро приспосабливаются в рынку

  • институционализм: исследует кругооборот общественного продукта внутри и посредством социальных институтов

  1. кейнсианское направление (Джон Кейнс (1883-1946)). Современное развитие невозможно без вмешательства государства в экономику посредством государственных заказов, налоговой и финансовой политики, создания новых рабочих мест. Кейнс впервые поделил экономику на макро- и микро-. Его теория была применена на практике президентом Рузвельтом и легла в основу его «нового курса».

  • неокейнсианство

2. Предмет, методология и специфика экономической науки.

I. Экономика возникла раньше, чем экономическая теория. Люди вели хозяйство. Сначала знания об экономике носили эмпирический характер, не представляя научную систему. В странах Древнего Востока, Др. Греции и Рима, средневековой Европе эти знания развивались в рамках философии, социологии и др. наук. Особая роль – у христианства, к-ое возникло в I в. н. э. В нем нашел свое выражение новый взгляд на хоз. деят-ть, справедл. цену, собств-ть, богатство, бедность.

Впервые термин «эк-ка» введен в научн. оборот Аристотелем. «Ойкос» - дом, хоз-во, «номос» - учение.



Предмет эк-ой теории (ПЭТ) как самост. науки стал складываться позже – в 16-17 вв., когда зародилась полит. эк-я. Термин этот введен с выходом в свет книги меркантилиста Монкретьена «Трактат политической экономии». От «политейя», т. е. гос. устройство. Хоз-во в гос-ве в целом. Наука, изучающая законы хозяйствования в рамках гос-ва.

В процессе формирования капитализма представление об эк. теории (полит. экономии) трансформировалось в учениях меркантилистов, физиократов, основоположников классич. полит. экономии (Петти, Смит, Риккардо), соц-ов-утопистов, марксистов, маржиналистов, представителей главн. направлений современн. эк-кой мысли. Ученые имеют различные понятия о ПЭТ. 7 основн. представителей:



1. Сначала полит. эк-ия трактовалась как учение о богатстве. Главный труд А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776). В дальнейшем так думали и др. ученые, e. g., основатель Кембриджск. школы эк. теории Маршалл. Недостаточность данного понятия о ПЭТ состоит в известной неисторичности самого понятия «б-во». Оно не выражает конкретн. эк. усл-я, свидетельствует (Чернышевский) о кол-ве, а не о кач-ве. При этом в сферу эк-кой деят-ти не включ-ся «нематериальн. произ-во» в форме духовн. деят-ти, услуг.

2. Представители классич. школы (Рошер, Гильдебранд, Книс, Бюхнер): эк. теория – наука о «народном или общественном хоз-ве», должна преимущественно заниматься описанием истор-ких форм нар. и общ. хоз-ва. Богданов и Степанов считали, что такое определение не точно и не научно.

3. Маркс и Энгельс считали, что в ПЭТ входят производственные (эк-кие) отношения людей, рассматриваемые в связи с развитием производительных сил и надстройки. Наука изучает эк. законы и категории произв-ва, распределения, обмена и потребления благ в различн. сменяющих др. друга соц.-эк-ких системах. Энгельс подчеркивал, что она исследует прежде всего особые законы каждой отдельн. ступени разв-я пр-ва и обмена. Данный подход не отвечает в должной мере потребностям изучения общих проблем эк. разв-я общества. Ведь человеческ. цив-я – это целостная система, развивающаяся на основе эк. законов, общих для всех ступеней и фаз общ. прогресса. Переход от одной соц.-эк. системе к другой есть единый историч. процесс поступательного разв-я общ-ва. Наши сторонники: Плеханов (выделил собственно пр. отн-я и производственно-экономические), Желязнов.

4. Представители австрийск. психологич. школы маржинализма (Менгер, Бём-Баверк, Визер, Джевонс). ПЭТ – отношение людей к вещам, субъективн. оценки их предельн. полезности, психологич. состояние и мотивация субъектов рынка.

5. Есть такое определение: ПЭТ – «набор ср-в и инстр-ов» для проведения антикризисных мер и стабилизации рыночн. эк-ки, обеспечения ее устойчивого эк. роста. Кейнс старший отмечал, что ЭТ м. б. одновременно положит-ной наукой, собранием нормативных положений, или их комбинаций, или искусством,. Мало отлич-ся от опр-я экономич. политики.

6. Совокупность знаний, которые позволяют дать обоснованный ответ на триединый вопрос «что», «как», «для кого» произв-ть продукты и в каком количестве, с пом-ю какой техники и технологии, как они распределяются м/у потребителями. Связано с «ограниченностью» ресурсов. Фишер, Дорнбуш, Шмалензи. Мальтус (1766-1834).



7. Сторонники технологич. концепций разв-я общ-ва рассматривают эк. отн-я и законы лишь как простое отражение НТР, кот-я способна в процессе «конвергенции» преодолеть старую эк-ку и создать новую. Гэлбрейт.

Структура эк-ки включает её функ-ние на разн. уровнях: микро-, мезо- (отраслей, подсистем), макро-, метаэкономики (мировой в целом).

Самуэльсон дал комплексное определение ПЭТ.
ЭТ есть наука:


  1. О видах деят-ти, связанных с обменом и денежн. сделками м/у людьми.

  2. Об использ-нии людьми редких/ограниченных производит-ных ресурсов (земля, труд, машины) для пр-ва различн. товаров (пшеница, пальто, говядина, концерты, дороги и яхты) и распределения их м/у членами общества в целях потребления.

  3. О повседневн. деловой жизнедеят-ти людей, извлечения ими ср-в и их использовании.

  4. О том, как челов-во справляется со своими задачами в области потребл-я и пр-ва.

  5. О богатстве.

  6. О том, какие из редких производ-ных ресурсов люди избирают для пр-ва различн. товаров и их будущего распред-я.

Являясь фундаментальн. наукой, ЭТ становится методологич. основой целого комплекса эк. наук (отраслевых, межотраслевых, функциональн., информац., аналитич.).

Еще Менгер писал, что ЭТ не охватывает все эк. проблемы.

Вывод: ЭТ – наука, изуч-ая эк. отн-я и законы в пр-ве, распределении, обмене и потреблении материальн. благ и услуг, хоз. деят-ть людей в целях все более полного удовлетворения их потребностей при огранич. ресурсах. Главной сферой деят-ти людей явл-ся общ-ое пр-во: произв-ые силы и отн-я, имеющие сложный состав (см. рис. 2 на стр. 13 в И&В). Производит-ные силы общ-ва – совокуп-ть ср. пр-ва и людей, к-ые их используют, обладая способностью к труду. Ср-ва пр-ва включают ср-ва (естественные условия труда и техники, и общие усл-я пр-ва) и предметы труда (ест. предметы труда и сырье, к-ое подвергнут обработке.

Производств. отн-я людей: 1) соц.-эк-кие, связанные с формами и отн-ями собственности; 2) организационно-эк-кие, выражающие общественные комбинации произв-го процесса. Результатом пр-ва явл-ся общ. продукт – ср-ва пр-ва или предметы потребл-я. Люди не могут перестать производить, как и потреблять. Непрерывное возобновление и повторение процесса пр-ва – воспроизводство (сейчас – расширенное, при нем происходит эк. рост, предполагающий качественное улучшение факторов пр-ва и труда). ЭТ изучает не только эк. строй пр-ва, но и его фазы: распределение, обмен, потребление. ЭТ изучает объективные законы. Они выражают сущность эк. явлений, их устойчивые причинно-следственные связи. Эк. законы имеют историч. характер.



  1. Всеобщие эк-кие законы (закон экономии времени, возрастания потребностей, разделения общ. труда, роста производит-ти труда);

  2. Общие эк. законы, действующие в нескольких соц-эк. системах ( з. стоимости, товарно-денежного обращения);

  3. Специфические эк. законы, д-ие в рамках одной соц.-эк. системы (з. распределения при рабстве, прибавочной стоимости при кап-зме).

Чтобы познать и эффективно использовать эк. законы, необходимо выработать научн. методологию ЭТ.
II. Два подхода к эк-ке: технико-экономический (изучение эффективн. использования природн. ресурсов) и социально-экономический (изуч. отн-я людей, диктуемые отн-ями собственностями). Научная методология – совокупность методов познания, применяемых в области хозяйства, явл-ий эк. жизни общ-ва. Метод научной абстракции (отвлечения) – отвлекаясь от второстепенн. сторон эк. явл-ий и процессов, ученые логически выделяют из них те, к-ые повторяются, выражают причинно-следств. связи, т. е. могут быть отнесены к объективн. эк. категориям и законам. Еще методы в сочетание с логическим: анализ и синтез (двуединый подход: расчленении в ходе анализа процессов на составные части и их синтез в единый эк. комплекс), индукция и дедукция (от частного к общему и наоборот), исторический и логический методы (дополняют друг друга), экономико-математическое моделирование (позволяет выявить количествен. определенность эк. процессов и явл-ий, их переход в новое кач-во; нельзя абсолютизировать эти модели, они вспомогательное средство; эк. эксперимент (искусственное воспроизв-е эк. явл-ий и процессов, чтобы делать предложения для практики (Рузвельт, Эрхард, Тейлор, Форд)) и т. д. Математические и статистические методы приобретают большое значение, т. к. эк-ким процессам и явлениям присущи и количественные хар-ки.
3. Процесс производства и его факторы.
Короче: производство – соединение факторов производства. Два классификации: первая – земля, труд, капитал, предпринимательская деятельность; вторая, марксистская классовая – личный и вещественный фактор.

В условиях современного общества ни один человек не может потреблять только то, что он сам производит. Каждый индивид выступает на рынке в двух ролях: как потребитель и как производитель. В одной роли каждый из нас выступает, когда в свободное от работы время идет в соседний магазин, чтобы приобрести необходимые для своей семьи продукты питания, одежду, обувь. С другой стороны, человек не смог бы произвести все эти покупки, если в свое рабочее время не производил бы какие-либо блага, необходимые для потребления других людей. Для наиболее полного удовлетворения своих потребностей люди вынуждены обмениваться тем, что они производят. Без постоянного производства благ не было бы потребления.

Процесс производства материальных благ и услуг предполагает совокупность некоторых факторов, которые непосредственно воздействуют на экономический рост Эти факторы предложения делятся на:



Землю– естественное средство производства, предоставляет для производства ресурсы и сферу действия

Труд– затрата человеческого капитала. Инвестиции в человеческий капитал повышают эффективность, но заодно повышают и зарплату.

Капитал– производственные фонды. Играет решающую роль в повышении экономической эффективности производства. Капитал может выступать в денежной и вещественной форме. В денежной форме он является средствами, используя которые предприниматель закупает сырье, оборудование и другие необходимые компоненты производственного процесса. В вещественной форме капитал - это средства производства, которые принадлежат предпринимателю или фирме и могут быть использованы для организации производства благ.

Предпринимательскую деятельность– соответственно деятельность предпринимателей, которые на свой страх и риск и деньги занялись производством. Это особый вид человеческого капитала.
Есть марксистская классификация факторов производства:

Личный фактор – рабочая сила

Вещественный фактор – совокупность средств производства, связанная с особой техникой и организацией производства.

Эта классификация умаляет роль предпринимателей и земли, объединяя их в более абстрактные категории с трудом рабочих и техники. Для неё больше характерен классовый подход, тогда как для современной науки – общеисторический.


Помимо факторов, которые непосредственно воздействуют на экономический рост, есть те, которые влияют на него косвенно.

Спрос, предложение, цена

Распределение факторов производства

Вторичный, производственный спрос, т.е. когда фирма закупает факторы производства (рабочую силу, технику, ресурсы).

Таким образом, производство представляет собой процесс соединения таких факторов как капитал, труд, земля и предпринимательство с целью получения новых благ и услуг, необходимых потребителям.


4. Отношения собственности и их формы.
Социально-экономические отношения складываются на основе собственности. Собственность – это исторически обусловленная форма присвоения материальных благ и в первую очередь средств производства, это отношения между людьми по поводу присвоения вещественных элементов производства (средств производства и готового продукта). Собственность развивается в разных исторических условиях различно. Многогранная взаимосвязь производственных, экономических отношений собственности наиболее полно определяет социально – экономический характер собственности.

Экономические отношения собственности можно представить в виде развернутой формулы: собственник (субъект) - имущество - иные субъекты (несобственники или временные владельцы имущества).

Историческое развитие форм собственности на средства производства отражаются следующей схемой:

+кооперативно-колхозная (нет наемного труда)

+феодальная капиталистическая

+рабовладельческий строй

+коллективные (товарищества, кооперативы)

+государственная

Формы собственности

Частная собственность предполагает присвоение отдельными лицами (физическими или юридическими) вещественных факторов и результатов производства.

Частная трудовая собственность возникает при производстве своим трудом и может быть только у физических лиц. Обеспечивает воспроизводственный процесс.

Частная нетрудовая собственность означает использование наемного труда. Создает имущественное неравенство. Работники находятся в экономической зависимости от собственника.

Ведущая форма собственности в мире – корпоративная (вид частной). Ибо 2,7 млн корпораций составляют 18% от общего числа предприятий, но имеют при этом 87% от общего числа получаемых доходов.



Общественная собственность принадлежит обществу/государству/коллективу.

Общественная форма собственности характерна для первобытных и социалистических обществ.



Публичная собственность – собственность религиозных и прочих некоммерческих организаций (правозащитная организация владеет офисом, но это не частная собственность).

Личная собственность – собственность на предметы потребления, не приносящие дохода (собственность на зубную щетку etc).
Система экономических отношений собственности включает следующие элементы:

  • присвоение факторов и результатов производства (такая связь между людьми, которая устанавливает их отношение к вещам как к своим). Присвоение невозможно без производства, поскольку любое производство материальных благ есть присвоение людьми природного вещества и энергии в целях удовлетворения своих потребностей. Противоположное отношение - отчуждение

  • если собственник средств производства дает другим предприимчивым людям возможность употреблять свое имущество в хозяйственных целях на определенных условиях, возникают отношения хозяйственного использования имущества. В таком случае предприниматель получает реальную возможность временно владеть и пользоваться объектом чужой собственности. Пример: аренда (договор о предоставлении имущества какого-либо человека во временное пользование другому лицу за определенную плату).

  • отношения экономической реализации собственности возникают, если приносит доход своему владельцу. Такой доход представляет собой весь вновь созданный продукт или его часть, которые получены благодаря применению труда и средств производства (например, арендная плата).


Юридический аспект собственности выражает имущественные отношения между людьми, обусловленные законом.

Право владения возникает при купле/наследовании/дарении/создании материального блага и должно быть закреплено документально.

Право пользования отражает форму хозяйственного использования собственности.

Право распоряжения – решения по поводу судьбы собственности.

Права владения и распоряжения принадлежат только собственнику, а право пользования можно передавать.



Экономический аспект собственности – реальное социально-классовое положение лиц, различающееся в зависимости от способа присвоения, условий и результатов труда.

Присвоение собственности одними лицами подразумевает автоматическое ее отчуждение от других лиц.

Форма хозяйственного использования совпадает с правом пользования. При передаче этого права допускается использование только по назначению без права перепрофилирования (то есть арендовав булочную (получив только право пользования), вы не можете переделать ее в казино).

Экономическая реализация – форма получения дохода от собственности.

Субъекты собственности:

- физическое лицо (я, ты, он, она)

- юридическое лицо (например, частная фирма. Или государство).

Объекты собственности:

- недвижимое имущество (земля, залежи полезных ископаемых, здания)

- движимое имущество (средства производства, предметы потребления, деньги).


следующая страница >>



Излишек крайне нам необходим. Вольтер
ещё >>