Экстракт амриты — восьмичленная тантра тайных устных наставлений. Т. II. Тантра объяснений глава краткое - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Az тантра. Величие Жизни и могущество человека 1 124.62kb.
Рудраямала тантра. Перевод с санскрита Ерченкова О. Н 7 1148.29kb.
Семинар «Тантра искусство любить» 1 89.83kb.
Димешвар Рам Авадхута "Тантра" 22 1692.73kb.
Программа курса «Тантра Основ» о курсе. Курс по «Тантре основ» 1 28.57kb.
Тантра в биоэнергопластике 1 43.96kb.
Сваччханда тантра. Первая глава 6 1487.21kb.
Тантра йога 108 Афоризмов Тантра Йоги ( афоризм с 1 108 текст) 1 219.25kb.
Лекции по тантра Триаде. Вся архивная информация, где вы можете почерпнуть... 3 438.81kb.
Учение «О шестнадцати стадиях нарастания луны внутреннего осознавания» 5 980.25kb.
Лекции по йоге Триаде, то есть по Йоге Влюбленности, Йоге Союза,... 1 320.65kb.
«Природа и мы» 1 24.98kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Экстракт амриты — восьмичленная тантра тайных устных наставлений. Т. II. Тантра объяснений - страница №1/8

Экстракт амриты — восьмичленная тантра тайных устных наставлений.
Т. II.
Тантра объяснений
ГЛАВА 1. КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Затем Учитель, победоносно прошедший, исцелитель, будда, царь вайдурьевого сияния Бхайшаджья-гуру, вышел из предыдущего самадхи и погрузился в лечебное самадхи, которое называется «Говорящий лев». Как только он достиг сосредоточенности, из ушнира1 на десять сторон света распространилось сияние десяти тысяч цветов и очистило тела всех живых существ в десяти направлениях от пороков, присущих телу2. Подавив все болезни ветра, желчи и слизи, (сияние) погрузилось в ушнир, и оттуда вышел воплощенный Учитель — риши Видьяджняна и сел в небесах впереди. Воплощение слов — риши Маносиджи воздал этому Учителю поклон и, совершив вокруг него круг почета, молвил такие слова: «О Учитель, риши Видьяджняна, хорошо. Сокращенное содержание медицинской науки — „Тантру основ»—ты уже рассказал. Как выучить нам „Тантру объяснений»? Пусть исцелитель Бхайшаджья-гуру расскажет». Воплощение тела (Бхайшаджья-гуру) — риши Видьяджняна изрек следующее: «О великий риши Маносиджи, вот изложение второй тантры—„Тантры объяснений"»:
Как тело человека— высшее из всех шести видов

рождений3

содержать в здоровье, лечить при болезнях,

чтобы оно жило долго, преуспевая в светских и

религиозных делах,

кратко расскажу о медицинской науке,

сведя содержание к четырем (корням):

лечимое, лечение, средства лечения и лекарь.

Сначала расскажу об объекте лечения.

То, ради чего занимаются лечением,— это (1) тело.

А возникшая в нем (2) болезнь —это то, что лечат.

«Враги» болезней, излечивающие их:

(3) образ жизни, (4) питание, (5) лекарства и

(6) процедуры.

Расскажу, как, используя «врагов» болезней,

(7) можно жить не болея и долго,

а также, как вылечить появившуюся болезнь.

(8) Расскажу о методах и средствах опознания

(болезни),

(9) о методах лечения опознанной болезни,

(10) о средствах ее лечения — вот про эту тройку,

(11) а также о лекаре, который занимается

лечением,— итого

одиннадцать ветвей на четырех корнях

составляют краткое содержание «Тантры

объяснений»4.


Экстракт амриты — восьмичленная тантра тайных устных наставлений.

Тантра объяснений. Глава первая. Краткое содержание.
Примечание:

1. Ушнир — круглое возвышение на голове будды.

2. Пороки тела (тиб. nyes-pa) в данном контексте комментируются следующим образом: «... грехи (тиб. sdig), содеянные телом, как убийство, воровство и блуд, а также как болезни (тиб. nad), вызываемые ветром, слизью и желчью» [1, т. 2, л. 46].

3. Шесть видов рождений — рождение божеством, асурой, человеком, животным, голодным духом-претой и рождение в аду. С точки зрения религиозного спасения, наилучшим считается рождение человеком, так как только человек может сознательно отказаться от мирской жизни со всеми ее соблазнами, принять обеты, вступить в монашескую общину, заняться совершенствованием духовной природы, что в конечном итоге приводит к освобождению от всех видов пороков и грехов, присущих душе и телу.

4. Описанная здесь схема содержания «Тантры объяснений» не совпадает с делением этой тантры на одиннадцать мест (см. «Тантру основ», гл. 2). Здесь глава «Краткое содержание» не учитывается, по зато вводится «ветка» средств лечения.
ГЛАВА 2. ЗАЧАТИЕ
Затем риши Маносиджи обратился с такой просьбой к

Учителю — риши Видьяджняне:

О Учитель, риши Видьяджняна, хорошо!

Как выучить нам место о сотворенном5 теле?

Пусть расскажет исцелитель Бхайшаджья-гуру.

Учитель молвил:

Слушай, великий риши!

Первое. То, ради чего занимаются лечением,—

это тело.

Место сотворенного тела расскажу в семи (темах):

зачатие, сравнение, строение, существенные признаки,

различия, деяния и приметы распада.

Сначала расскажу о зачатии. Здесь три (вопроса):

причины зачатия, условия развития (плода)

и признаки беременности.

Первый (вопрос). Нормальные сперма и кровь6

родителей

и виджняна7 под воздействием кармы8 и клеша9

соединяют свои первоэлементы и становятся

причиной появления в матке (зародыша)10:

это можно сравнить с тем, как при трении палочек

появляется огонь.

Сперма и кровь от ветра становятся жесткими

(на ощупь),

темнеют, приобретают вяжущий привкус;

от желчи делаются кислыми, желтеют, появляется

запах (плохой);

от слизи появляется белесость, клейкость,

вкус сладковатый и холод;

кровь их разлагает; слизь и ветер разбивают на части;

от крови и желчи становятся как гной; от слизи

и желчи появляются тяжики;

от ветра и желчи высыхают и густеют, как кал

и моча.

При таких пороках11 (сперма и кровь) не могут

стать семенем.

Если карма не принудит, виджняна не войдет

(в матку).

Без Земли не будет творения, без Воды — соединения,

без Огня — созревания, без Воздуха — развития,

без Пространства не откроются двери развития.

Если сперма бела, сладковата, тяжела, обильна,

а месячные как киноварь или кроличья кровь

и хорошо отстирываются — значит, они нормальные

и произойдет зачатие.

У женщин от двенадцати до пятидесяти лет

ежемесячно из прозрачного сока12 в матку

по двум большим сосудам просачивается темная,

без запаха кровь и оттуда три дня вытекает, гонимая ветром.

Признаки месячных: слабость, болезненный вид,

боли в грудях, пояснице, шее, дрожание век.

Месячные — знак влечения к мужчинам.

В течение двенадцати дней вход матки бывает

открытым.

Но в первые три13 дня и после одиннадцатого зачатия

не бывает.

(При зачатии) в первый, третий, пятый, седьмой день

рождается мальчик,

во второй, четвертый, шестой и восьмой — девочка.

Как после заката солнца закрывается лотос,

так после двенадцатого дня (закрывается матка),

сперма туда не проникает,

Если спермы больше — родится мальчик,

если месячных больше — девочка,

если одинаково — гермафродит, разделятся —

двойня14.

Если родится не человеческое дитя15 или

какой-нибудь урод,

то это из-за влияния нечистот.

Признаки зачатия: задержка семени в матке,

удовлетворение страсти, утомленность и тяжесть

в теле.

От отцовской спермы — кости, мозг головной

и спинной,

от материнской крови — мясо, кровь, плотные и полые

(органы).

Из собственной души появляется виджняна органов

чувств.

От Земли — мясо, кости, нос и обоняние,

От Воды — кровь, язык, ощущение вкуса и влаги,

от Огня — тепло, цвет, глаза и зрение,

от Воздуха — дыхание, кожа и осязание,

от Пространства — отверстия, уши и голос,

от прежних привычек — способность к деяниям16.

Стечение этих условий и причинно-следственных

связей образует тело.

Итак, зачатие совершилось. Расскажу о развитии

(плода).

Основа развития — это пуповина,

которая через левый и правый сосуды матки связана

с самсеу — базой питания.

Поэтому все, что мать ест, через прозрачный сок

попадает в матку и питает (плод) подобно тому, как

вода через канавы поступает на поля.

Так (плод) в течение тридцати восьми недель,

или девяти месяцев, растет, изменяясь под действием

ветра17.

В течение первой недели первого месяца

сперма и кровь смешаны, как молоко и закваска.

На второй неделе появляется сгусток,

а на третьей, как будто творог, оседает.

Кто хочет сына, в это время может прибегнуть

к средствам,

ибо пол ребенка еще не определился.

Если средства сильны, то с кармой можно поладить.

Надо в день созвездия Ргйал18 изображение

мальчика

выковать из разных металлов, в пламени каменного

угля

раскалить до изменения цвета и бросить в коровье



молоко.

Когда остынет, (муж) должен влить горсть молока

в рот жене.

Надо дать еще (женщине) сок Солнца и Луны19,

привязать, подвесить20 то, что дает желаемое

следствие.

Соития, переутомления, ночные бдения,

дневной сон, потуги (при запоре), горячая, острая,

тяжелая

пища, запоры, голод, жажда, купание,

кровопускание запретны в течение восьми месяцев.

Почему? Матка повредится, (плод) погибнет или

высохнет (матка).

На четвертой неделе (плод) принимает ферму овала.

С этого времени он растет уже как мальчик,

или девочка, или гермафродит.

Появляются признаки беременности: тяжесть,

скованность,

отсутствие аппетита, зевота, потягивания, набухание

грудей,

пристрастие к кислому и прихоти всякие,

которым нужно потворствовать, иначе ребенок

погибнет или родится невзрачным.

Поэтому, даже если женщина хочет что-то вредное,

дайте немного, но смешав с полезным.

Месяц второй, пятая неделя —

Первой появляется пуповина. :

На шестой неделе, опираясь на нее, формируется

аорта,

на седьмой — формируются органы зрения — глаза,

на восьмой — вокруг глаз обозначается голова,

на девятой — намечаются верхняя и нижняя части

тела.

Месяц третий, неделя десятая —



начинают расти плечи и бедра,

на одиннадцатой — принимают очертания девять

органов чувств,

на двенадцатой — закладываются формы пяти

плотных (органов),

на тринадцатой — формы шести полых (органов).

Месяц четвертый, неделя четырнадцатая —

вырастают предплечья и голени,

на пятнадцатой— руки и ноги растут дальше,

на шестнадцатой — появляются все двадцать пальцев,

на семнадцатой — наружные и внутренние

взаимосвязанные сосуды,

Месяц пятый, неделя восемнадцатая — появляются

мясо и жир,

на девятнадцатой — сухожилия и жилы,

на двадцатой — кости и в них костный мозг,

на двадцать первой — (плод) покрывается кожей.

Месяц шестой, неделя двадцать вторая —

открываются отверстия девяти органов чувств.

С двадцать третьей недели растут волосы, пушок

на теле, ногти.

На двадцать четвертой — созревают плотные и

полые (органы).

С этого времени (плод) начинает различать покой и

страдание.

На седьмом месяце, с двадцать седьмой

по тридцатую неделю завершается (формирование),

все становится ясным.

Месяц восьмой — начиная от тридцать первой недели

по тридцать пятую все быстро растет.

Мать и ребенок по очереди меняются в цвете21.

Месяц девятый — с тридцать шестой недели

появляется чувство неудовольствия и печали22,

в тридцать седьмую — чувство необходимости

поворота,

и в тридцать восьмую (плод) поворачивается вниз

головой и выходит из матки.

Если будут кровотечения, плод не сможет расти.

Если матка растянута, то роды будут трудными

и при наступивших сроках.

Если ветер раскроет матку, роды задержатся.

Так плод растет и созревает в матке,

и через девять месяцев приходит время родов.

Если подпирает в правом боку и матка справа выше,

тело кажется легким, снится мужчина,

молоко сначала в правой груди появляется — значит,

будет мальчик.

Если хочется близости с мужчиной, тянет к веселью,

нарядам

и все не так, как описано выше,— родится девочка.

Если эти приметы смешаны, то гермафродит.

Если матка посередине ниже, чем с обеих сторон,

будет двойня.

Признаки наступающих родов: усталость в теле,

матка опускается, тяжесть внизу тела, боль

в пояснице,

боль в тайном месте, животе, (женщина) беспокойна,

влагалище открывается, частые непроизвольные

болезненные мочеиспускания.

Рожать должна в окружении ранее рожавших,

ухаживать (за роженицей) как за умирающей.
Экстракт амриты — восьмичленная тантра тайных устных наставлений.

Тантра объяснений. Глава вторая. Зачатие.
Примечание:

5. Сотворенное — постоянный эпитет к слову «тело», подразумевает, что человеческое тело всего лишь пространственно-временная комбинация различных элементов.

6. Считается, что со стороны матери зачатие обеспечивается менструальной кровью.

7. Виджняна (санскр. vijnana) — сознание, память, ум, знания и т. д. Этот термин в религиозно-философских учениях Древней Индии имел различные толкования. Здесь имеется в виду душа умершего человека, которая еще не получила нового перерождения и находятся в промежуточном состоянии, называемом «бар-до» (тибет. bar-do).

8. Карма— закон воздаяния за прежние заслуги и возмездия за грехи. В зависимости от своей кармы душа умершего получает новое перерождение в одном из шести видов живых существ буддийского мира.

9. Клеша (санскр. klesa) — привязанность к жизни, проявляется как результат недостаточного духовного совершенства. Клеша исчезает с постижением истины об отсутствии индивидуального «Я».

10. Первоэлементы — состав первоэлементов в различных частях «Чжуд-ши» не одинаков. Здесь имеются в виду Пространство, Воздух, Земля, Вода и Огонь, из которых состоит материальная субстанция трех начал, участвующих в зарождении тела: сперма отца, менструальная кровь матери и собственная виджняна. Причем первоэлементы виджняны «исключительно тонки и не могут восприниматься органами чувств, они постигаются только при йогическом созерцании» [1, т. 2, л. 8а]. Зачатие представляется как слияние первоэлементов спермы, крови и виджняны в одно целое.

11. Выше перечислены девять случаев, когда зачатие невозможно из-за дефектов спермы и крови, вызванных избытком в них ветра, слизи, желчи и крови в отдельности и их сочетаниями по два. Описание свойств спермы и крови с дефектами в этом отрывке имело диагностическое значение для определения причин бесплодия и его лечения.

12. Прозрачный сок — продукт распада пищи в желудке (см. подробно в пятой главе «Тантры объяснений»).

13. Первые три дня с начала менструации в расчетах для определения пола ребенка не принимаются во внимание, поэтому счет начинают с четвертого дня, который здесь условно берется как первый [1, т. 2, л. 13а].

14. Ветер, находящийся в матке, может разбить сгусток крови и спермы на две части и более, что считается причиной многоплодия.

15. В «Вайдурья-онбо» в качестве примера приводится рождение у женщины змеи или крысы [1, т. 2, л. 146].

16. Речь идет о навыках и привычках, приобретенных в предыдущих рождениях [1, т. 2, л. 206],

17. «Чжуд-ши» эту тему далее не развивает. «Вайдурья-онбо» сообщает, что, согласно китайским источникам, насчитывается 43 вида различных ветров.

18. Ргйал (санскр.. pusya) — созвездие Рака.

19. Сок Солнца и Луны — иносказание, подразумевающее менструальную кровь и сперму. Заменителями их служат красные и белые минералы [1, т. 2, л. 236].

20. В качестве магических средств, способствующих рождению мальчика, рекомендуется носить на пояснице шнур, сплетенный невинным юношей из шерсти, взятой с правых лопаток нечетного числа баранов. На шнур необходимо подвешивать изображение мальчика, о котором говорилось выше, завернув в кусок бараньей шкуры [1, т. 2, л. 236, 24а].

21. Эта фраза комментируется так: «В этот период в зависимости от питательности пищи мать и ребенок поочередно меняют «цвет». Иногда у матери «цвет» лучше, иногда — у ребенка. Если преждевременные роды наступят тогда, когда у ребенка «цвет» в хорошем состоянии, он останется жить, в противном случае —умрет» [1, т. 2, л. 29а]. «Цвет» — метафизическая субстанция, наличие которой выражается в общем и в бодром, цветущем виде, яркости окраски кожи, глаз и т. д. (см. подробнее гл. 2 и 5 «Тантры объяснений»).

22. «Плод начинает в этот период чувствовать неудовольствие своим местом, оно ему кажется нечистым, вонючим, тесным,как тюрьма» [1, т. 2, л. 29а].
ГЛАВА 3. СРАВНЕНИЯ ТЕЛА
После этого риши Видьяджняна произнес такие слова:

О великий риши, слушай!

Расскажу, с чем сравниваются части тела23.

Две бедренные кости — как фундамент стены.

Позвоночник — как столбик из золотых монет.

Аорта — как колонна, перед которой приносят

жертвы.

Грудина — как прямоугольная балка.

Двадцать четыре ребра — как стропила гладкие.

Хрящи на концах ребер — как упоры стропил.

Сосуды, жилы, сухожилия — доски потолочные.

Мясо и кожа — штукатурка и покраска.

Пара ключиц подобны карнизу.

Лопатки напоминают углы строения.

Голова — как башня на верхнем этаже.

Отверстия органов — как раскрытые окна.

Череп похож на купольную крышу.

Теменное отверстие подобно дымоходу.

Ухо — как голова Гаруды24.

Нос напоминает шпиль наверху здания.

Волосы — как черепица мужская и женская.

Руки висят, как шелковые украшения — баданы.

Грудь и живот — как верхний и нижний дворы.

Диафрагма похожа на шелковый занавес.

Сердце — царь, сидящий на тропе.

Пять матерей легкого — внутренние советники25.

Пять сыновей легкого — царские дети.

Печень и селезенка — царицы старшая и младшая.

Почки — советники внешние, богатыри, опора.

Сам-сеу — хранилище для драгоценностей.

Желудок — посуда для варки еды.

Кишка тонкая и толстая — служанки цариц.

Желчный пузырь — мешочек с приправами.

Мочевой пузырь — сосуд с запасом воды.

Два нижних отверстия — водосточные трубы.

Ноги — как тораны или арки26.

Уязвимые центры — полномочные послы царя.
Экстракт амриты — восьмичленная тантра тайных устных наставлений.

Тантра объяснений. Глава третья. Сравнения тела.
Примечания:

23. В этих сравнениях тела человека с архитектурными элементами дворца человек рассматривается сидящим на корточках, опустив руки вниз.

24. Гаруда — сказочная птица, царь птиц. Изображением ее головы украшались концы стропил на углах крыши.

25. Легкие в тибетской медицине считаются непарным органом, состоящим из десяти долей, которые делятся на пять задних и пять передних, называемых соответственно «матерями» и «сыновьями» легких.

26. Рта-бабс — этим термином на тибетском языке обозначают торану индийских храмов, а также церемониальную арку перед китайскими храмовыми или дворцовыми комплексами. Словарь Р. Номтоева описывает рта-бабс как два вертикальных столба, соединенные сверху перекладиной [29, т. 1, с. 840].
ГЛАВА 4. СТРОЕНИЕ ТЕЛА
Затем риши Видьяджняна произнес такие слова:

О великий риши, слушай!

Строение тела расскажу в четырех (темах):

количественное измерение сил тела;

расположение взаимосвязанных сосудов;

расположение уязвимых центров;

расположение путей движения или разных отверстий.

Первое. Мера ветра в человеке — полный мочевой

пузырь,

Желчь имеется в объеме мошонки.

Слизи — три пригоршни.

Крови и содержимого кишок — по семь пригоршней,

Мочи и лимфы — по четыре пригоршни.

Жира и сгустков крови — по две пригоршни.

Мяса — пятьдесят горстей.

Бедра и груди у женщин по двадцать и более

горстей.

Костей двадцать три вида27.

Позвонков двадцать восемь28.

Ребер двадцать четыре.

Зубов тридцать два.

Разных костей всего триста шестьдесят29.

Крупных суставов двенадцать30.

Вместе с мелкими их будет двести десять.

Сухожилий шестнадцать, жил девятьсот.

Волос двадцать одна тысяча.

Пор на коже одиннадцать миллионов.

Плотных (органов) пять, полых — шесть, отверстий —

девять.

Тело человека из Джамбудвипы31 (вписывается)

в квадрат, равный размаху рук.

При плохой фигуре рост на пол-локтя короче

(размаха рук).

Расположение взаимосвязанных сосудов32.

Сосудов четыре: созидания, существования,

соединения и жизни33.

Созидающий от пупка разделяется на три,

один сосуд бежит вверх и формирует голову.

Невежество опирается на голову и находится там.

От невежества рождается слизь и располагается

в верхней части тела.

Один сосуд проникает в середину и формирует аорту.

Гнев опирается на аорту и кровь,

от гнева рождается желчь и пребывает в средней

части (тела).

Один сосуд проникает вниз и формирует тайные

(органы),

Страсть пребывает в тайных местах мужчин

и женщин.

От страсти рождается ветер и пребывает в нижней

части тела.

Больших сосудов существования четыре вида:

сосуд, распускающийся (как цветок) в сфере сознания,

находится

в головном мозге, окружен пятьюстами мелкими

сосудами.

Сосуд, проясняющий память,

существует в сердце, окружен пятьюстами мелкими

сосудами.

Сосуд, образующий скандхи34 тела,

находится у пупка, окружен пятьюстами мелкими

сосудами.

Детей и внуков, т. е. потомство умножающий, сосуд

находится

в тайном .месте, окружен пятьюстами мелкими

Сосудами.

Снаружи и внутри по всему телу проходят

черные и белые сосуды соединения35.

Аорта же как ствол для сосудов, от нее36

отделяются, как ветви, в стороны

двадцать четыре крупных сосуда, питающих мясо

и кровь37.

Из них восемь крупных, центральных, скрытых

сосудов отходят к плотным и полым (органам),

шестнадцать сосудов периферийных, видимых —

к конечностям.

От них, в свою очередь, отходят семьдесят семь

сосудов для кровопускания38.

Основных уязвимых сосудистых центров сто

двенадцать.

Соединений мелких сосудов — сто восемьдесят

девять.

Из них снаружи, внутри и в середине тела

находятся сто двадцать.

Мелких сосудов отходит наружу триста шестьдесят.

От них помельче сосудов отходит семьсот.

От них отходят еще мельче, которые, как сеть,

оплетают все тело.

От мозга (головного) — великого моря сосудов,

подобно сосудам, спускаются вниз

деяния, осуществляющие девятнадцать сосудов воды39.

Это изнутри соединяющие плотные и полые (органы),

(похожие) на шелковые шнуры, тринадцать скрытых

сосудов

и шесть видимых наружных, идущих к конечностям.

От них отходят еще шестнадцать мелких водных

сосудов.

У человека имеются три жизненных сосуда:

один проходит через голову и все тело40,

один сопутствует дыханию,

один скитается, подобно душе.
Сосуды — это внешние и внутренние каналы,

по которым двигаются кровь и ветер,

они объединяют и взращивают тело,

они являются вместилищем жизни и поэтому

называются сосудами41.

Уязвимые центры имеются в мясе, жире, костях,

сухожилиях, в плотных и полых (органах)

и в сосудах.

Уязвимые центры в мясе опухают, в костях они ломят,

в сухожилиях проявляют себя хромотой и сведением

членов.

От центров в сосудах, жире, плотных и полых

органах жизнь зависит.

Их называют уязвимыми, так как трудно изгнать

из них смерть.

Таких центров в мясе сорок пять, в жире восемь,

в костях тридцать два,

в сухожилиях четырнадцать, в плотных органах

тринадцать,

в сосудах сто девяносто.

В голове их шестьдесят два, на шее тридцать три,

в верхней и нижней части тела девяносто пять.

В четырех конечностях сто двенадцать.

В целом этих центров триста два.

Из них наиболее опасных девяносто шесть.

Если их повредить, то от смерти никакой мудрец

не спасет.

Средней опасности сорок девять, говорят.

Мудрецы их смогут вылечить.

Остальные, хотя и являются центрами,

не считаются опасными — их вылечит всякий.

Каналов и отверстий два вида — внутренние

и внешние.

Внутренних тринадцать — это каналы42

движения Дыхания, сил тела, нечистот, пища и воды.

Внешних отверстий семь на голове и два

в тайном месте.

У женщин есть еще вход матки и два протока

молочных желез.

По форме каналы и отверстия бывают округлыми,

толстыми,

тонкими, длинными, короткими и соединяются,

подобно жилкам на обороте листьев.

Каналы — это двери, через которые поступает

прозрачный сок.

Неподходящие питание и образ жизни

повреждают просветы каналов и вызывают болезнь,

они расширяются, сужаются, меняют направление.

Здоровые и чистые каналы — это покой.
Экстракт амриты — восьмичленная тантра тайных устных наставлений.

Тантра объяснений. Глава четвертая. Строение тела.
Примечания:

27. «Череп, затылок, переносица, нижняя челюсть, зубы — пять видов костей головы; позвонки, их отростки, копчик, тазовая кость, лопатки, ключица, грудина, ребра, реберные хрящи —девять видов костей туловища; плечевая кость, кости предплечья, кости запястья — три вида костей рук; бедренная кость, кости голени, пяточная кость, кости стопы — пять видов костей ног; ногтевые фаланги — итого получается двадцать три вида костей» [1, т. 2, л. 346].

28. Эти сведения не совпадают с данными современной анатомии, так как не учитываются первый шейный позвонок и пять сросшихся позвонков крестца.

29. Содержание анатомических терминов в тибетской медицине не всегда совпадает с понятиями современной анатомии, поэтому строгие соответствия между ними невозможны, тем более что части опорно-двигательного аппарата детально не описываются, а даются в виде перечисления названий.

30. Под термином «сустав» (тиб. tshig) обозначены здесь любые сочленения костей, как подвижные, так и неподвижные. Например, «от уха до глаза двадцать костей, итого суставов здесь сорок» [1. т. 2, л. Зба].

31. Джамбудвипа — один из четырех больших материков буддийской космологии. Считалось, что центром Джамбудвипы являются Магадха и другие места, связанные с житием Шакьямуни.

32. Сосуды (тиб. rtsa) — этот термин в тибетской медицине является собирательным понятием с широким спектром значений. В анатомическом смысле он обозначает любые видимые тяжистые образования — собственно кровеносные сосуды, нервы, протоки желез, мочеточники, фаллопиевы трубы и т. д. Иногда к сосудам ошибочно причисляют и мелкие сухожилия, которые, вероятно, путают с нервными волокнами. Кроме того, термин «сосуды» обозначает меридиональные каналы продвижения жизненной силы, разных видов ветров, аналогичных пране из учения йоги.

33. Из перечисленных четырех классов сосудов только два являются реально существующими анатомическими образованиями — это сосуды «созидания» и «соединения». К первым относятся сосуды системы пупочной вены, которые, как известно, функционируют в период внутриутробного развития и прослеживаются на ранних стадиях постпубертатного периода. В дальнейшем они претерпевают инволюцию, атрезируются. Возможно, что эта анатомо-физиологическая особенность эмбриональных сосудов дала толчок к развитию в тибетской медицине представлений об исчезающих и постоянных сосудах. К сосудам «соединения» относятся собственно кровеносные сосуды и нервы. Что касается сосудов «существования» и «жизни», в «Вайдурья-онбо» сказано, что их невозможно продемонстрировать, так как они имеются только у живых и со смертью человека исчезает вместе с его душой (виджнянной) [1, т. 2, л. 376].

34. Скандхи (тиб. phung po) — согласно буддийской философии, это пять элементов физической и психической конституции индивидуума.

35. Объединение кровеносных сосудов и нервов в один класс берет начало, вероятно, из тантр. Согласно анатомическим представлениям бытующим в тантрах, в теле каждого человека с левой стороны позвоночника проходит мистический сосуд лалана, по которому циркулирует мужское начало белого цвета, материальным воплощением его является сперма; с правой стороны позвоночника проходит сосуд расана с женским началом красного цвета, кровью. Отсюда нервы (поскольку они белого цвета) считаются сосудами системы лаланы, а кровеносные сосуды называются «черными сосудами системы расаны», тан как считается, что по ним двигается не только кровь, но и воздух, который придает этим сосудам темный цвет.

36. Аорта в тибетской медицине считается анатомо-физиологическим образованием первого порядка, являющимся центральной структурой в организме с момента эмбриональной закладки. Все остальные органы и части тела рассматриваются как ее производные.

37. Дифференциация кровеносных сосудов на двадцать четыре крупных сосуда достаточно условна, совпадения с современной анатомией наблюдаются лишь в единичных случаях. То же самое можно сказать об описании сосудов мелкого калибра и их сплетениях.

38. Дифференциация артерий и вен непоследовательна, она наблюдается только в тех случаях, когда речь идет о точках для пульсовой диагностики и точках для кровопускания. В этих случаях артерии обозначены как «пульсирующие» сосуды, а вены — как сосуды «для кровопускания». За исключением семидесяти семи сосудов для кровопускания и некоторых артерий система сосудов не описана, хотя в источниках тибетской медицины приводятся количественные характеристики сосудов разного калибра. В приложении к книге дан указатель сосудов «для кровопускания».

39. Белые сосуды, или сосуды воды. В данном отрывке подразумеваются крупные нервные проводники: черепно-мозговые и соматические нервы. Достоверная идентификация затруднена из-за недостатка информации.

40. В «Атласе тибетской медицины» сосуд, который «проходит через голову и все тело» проецируется на отдельных участках на аорту.

41. В этом абзаце ясно выражена двойная нагрузка на понятие «сосуд», с одной стороны, это элемент структурной композиции в строении тела, обеспечивающей целостность организма, что выражено словом «объединяет»; с другой — элемент системы коммуникаций, доставляющих органам и частям тела питание и энергию, что выражено в слове «взращивает».

42. Сосуды входят в более широкое собирательное понятие «каналы» (тиб. spu-ga), которые делятся на внутренние и внешние. Внутренние обеспечивают взаимодействие составляющих элементов организма между собой, а внешние — связь организма с внешней средой.


следующая страница >>



Врач: «А сколько раз в неделю вы живете политической жизнью?» Андрей Бильжо
ещё >>