Похожие работы
|
Экономический Факультет - страница №1/4
![]() Кафедра «Туризм» Перечень лучших научных статей
Эффективное функционирование продовольственного рынка на основе кластерно-инновационных подходов. Сураганова С.К. – д.э.н., профессор Обеспечение продовольственной безопасности страны и эффективное функционирование продовольственного рынка на основе кластерно-инновационных подходов неразрывно связано с эффективной государственной аграрной политикой. Во многих развитых зарубежных странах государственная аграрная политика осуществляется посредством создания специализированных институтов, деятельность которых направлена на государственное регулирование и поддержку развития продовольственного рынка на основе активного использования результатов НТП, обеспечивающая сбалансированное и эффективное использование производственных и финансовых ресурсов. Так, например, основными направлениями государственной аграрной политики США с целью создания благоприятной конкурентной среды для фермеров являются: - поддержание фермерских доходов через гарантирование цен; - строительство сельскохозяйственной производственной инфраструктуры; - организация кредитного обслуживания фермеров; - финансирование и организация сельскохозяйственной науки, внедрение ее результатов в практику; - охрана земельных и водных ресурсов, контроль за экологической безопасностью; - регулирование экспорта и импорта сельскохозяйственной продукции. Основной метод поддержания фермерских хозяйств в США – это система компенсационных платежей, с помощью которых обеспечивается защита фермеров от колебания цен. Поддержка также осуществляется путем строительства сельской производственной инфраструктуры – государство финансирует и осуществляет строительство дорог, крупных мелиоративных объектов, средств электрификации и телефонизации, финансирует расходы по строительству основной части оптовых складов и хранилищ для сельхозпродукции (60% этих емкостей принадлежат государству). Эффективное функционирование продовольственного рынка США, прежде всего, является следствием оптимального сочетания рыночных финансово-кредитных механизмов и мер государственной поддержки и регулирования производства продовольственной продукции. Все это способствует достижению следующих результатов: - оптимальной обеспеченности производства продовольственной продукции денежными ресурсами для ведения расширенного воспроизводства на основе внедрения достижений научно-технического прогресса; - обеспечению доступности кредитных ресурсов для мелких предпринимателей, молодых и начинающих фермеров; - научно обоснованной концентрации и консолидации земельных угодий в руках эффективно функционирующих сельхозтоваропроизводителей, в т.ч. фермерских кооперативов; - развитию экспорта сельхозпродукции. Именно эти факторы обеспечивают эффективное ведение воспроизводственного процесса на продовольственном рынке, что и является главным условием достижения экономической и продовольственной безопасности страны. Во всех европейских странах продовольственный рынок является объектом активного экономического вмешательства государства. Методы и формы государственного регулирования в отдельных странах различны, но общим для них является экономический характер регулирующих мер с помощью рыночных рычагов – цен, кредита, налогов. Наиболее важные формы из них следующие: - налоговое регулирование - путем дифференциации налоговых ставок, введения налоговых льгот и т.д.; - бюджетное регулирование - путем субсидирования процентных ставок кредитных банков для агропромышленных предприятий, а также путем бюджетного ассигнования для приоритетных на данный момент отраслей; - ценовое регулирование - путем установления предельных цен на некоторые общественно значимые товары и услуги, а также в форме установления предельных уровней рентабельности для предприятий-монополистов. Развитие продовольственного рынка находится в прямой зависимости от степени прибыльности сельскохозяйственного производства. Прибыльность сельскохозяйственного производства в зарубежных странах обеспечивается: - поддержанием на внутреннем рынке такого уровня цен на сельхозпродукцию, который бы давал производителям возможность не только окупать затраты на производство, но и получать доход; - искусственным понижением себестоимости производства сельхозпродукции посредством прямых государственных субсидий за счет бюджетных средств. Система управления обеспечением продовольственной безопасности и развитием продовольственного рынка во многих зарубежных странах состоит не только их государственного регулирования, но и хозяйственного самоуправления. Так, в Великобритании, Франции, США и других странах параллельно с государственной системой регулирования функционирует и хозяйственная вертикаль в виде отраслевых союзов, объединений, кооперативов. То есть, хозяйственное управление построено на основе кооперации и интеграции хозяйствующих субъектов, занимающихся не только производством и выращиванием, но также переработкой сельхозпродукции, сбытом, поставкой средств производства, агросервисом. В развитии инфраструктуры продовольственного рынка в зарубежных станах большую роль играют фермерские кооперативы, союзы фермеров и семейные фермерские ассоциации. Фермерские союзы и ассоциации на национальном и местном уровнях работают в тесном контакте и обеспечивают обслуживание фермеров. В рамках фермерских объединений создаются консультационные центры, основными задачами которых являются: - оказание помощи сельхозтоваропроизводителям в совершенствовании методов ведения производства; - улучшении племенного дела; - содействие фермерам в проведении мероприятий по борьбе с вредителями и болезнями сельхозкультур; - организация курсов для обучения фермеров; - обеспечение фермеров научной информацией и информацией по составлению необходимой документации для финансовых и налоговых структур. Одним из эффективных инструментов эффективного функционирования продовольственного рынка в развитых странах является уделение большого внимания развитию аграрной науки. В американском законодательстве большое внимание уделяется формированию рыночного предложения и спроса путем финансирования сельскохозяйственной науки, разрабатывающей прогрессивные технологии. Формируются службы распространения знаний, необходимых фермерам для освоения новейших достижений научно-технического прогресса. Правительство США, в связи с этим, решает задачу, как «развивать науку, производственную инфраструктуру за счет государственных инвестиций, льготных кредитов на строительство и модернизацию сельскохозяйственных кооперативов, информационных центров, коммуникационных служб и др.» [1]. Американская система распространения знаний построена на принципах распространения знаний и обучения фермеров [2]. Первоначально функции этой службы были возложены на сельскохозяйственные колледжи штатов. В 1914 г. была организована федеральная служба, функционирующая в составе МСХ США в виде управления («Extension servise»). Эта служба обеспечивает координацию всей системы – научных исследований и разработки стратегических планов, финансирует отдельные программы штатов, создает базы информационных ресурсов, служит центром законодательной, бюджетной и нормативной информации. Главное направление деятельности Службы – распространение научных знаний, одновременно – обеспечение обратной связи фермеров с научными учреждениями (информирует научные учреждения об эффективности научных рекомендаций и выявляет возникшие проблемы). Служба «Extension servise» США является государственной, но не располагает административной властью, т.е. результативность ее деятельности зависит от способности убедить фермера самостоятельно принимать решения. В странах Западной Европы в системе консультационной службы наряду с обучением и внедренческими функциями выделяется практическая помощь. Например, Датская сельскохозяйственная консультационная служба (имеет национальный уровень) свою деятельность организует на оказании непосредственной помощи сельхозтоваропроизводителям по следующим направлениям: - обеспечение фермеров определенными знаниями в доступной форме, подготовка и издание информационных материалов; - подготовка методических рекомендаций для консультантов; - создание связи между хозяйствами и научными учреждениями; - регистрация и обработка технических и экономических данных.
Проведение системного мониторинга, анализа и оценки отраслей экономики, а также сравнительного анализа конкурентных отраслей других стран и транснациональных корпораций позволяет сделать ряд предварительных выводов о стабильном функционировании кластерно-инновационной инфраструктуры продовольственного рынка Казахстана, что является одной из составляющих экономического роста и обеспечения продовольственной безопасности страны. Вместе с тем, усиливается конкуренция, как на внутреннем, так и на внешних рынках. Основными конкурентами на продовольственных рынках являются страны с развитым аграрным сектором экономики, которые, как известно, направляют огромные средства на субсидирование сельского хозяйства. Так, в странах Евросоюза объемы субсидий составляют в среднем около 50% от валового производства сельского хозяйства, а по странам ВТО – в среднем 14%. В Казахстане этот показатель находится на уровне 2%, хотя по рекомендациям ВТО допускается до 5%. Анализ имеющихся маркетинговых и технологических наработок, проведенных международными организациями, институтами развития, а также в рамках государственного заказа, показывает на необходимость качественного улучшения маркетинговых исследований сельхозпродукции и продуктовпереработки, создания условий по эффективному обеспечению перерабатывающих предприятий информацией о потенциальных партнёрах, оказанию помощи в налаживании партнёрских отношений на международном рынке, что позволит максимально увеличить потенциал эффективного формирования и развития кластерно-инновационной инфраструктуры продовольственного рынка Казахстана. Объем целевых текущих трансфертов на развитие сельского хозяйства за 2007-2009 гг. возросло в 1,8раза. Для достижения поставленной цели в условиях развития экономической системы Казахстана необходимо:
Одним из путей стимулирования развития кластерно-инновационной инфраструктуры продовольственного рынка является постоянный мониторинг государственными органами степени развития производства и использования ресурсов необходимых для производства продовольственных товаров. К примеру, МСХ РК проведен анализ и разработаны предложения по повышению уровня производительности сельского хозяйства, предотвращению деградации земель, повышению эффективности использования водных и других природных ресурсов страны. В целях предотвращения деградации земель, повышения эффективности использования водных и других природных ресурсов страны предлагает ряд мероприятий по предотвращению деградации земель в целях диверсификации сельскохозяйственного производства. В республике процессам опустынивания и деградации земель подвержено в разной степени около 70% территории Казахстана. В связи с этим требуется: оценка подверженности территории Казахстана процессам опустынивания с составлением карт опустынивания (с совершенствованием методики определения) и деградации земель (эрозия, засоление и др.) изучение и оценка биологического разнообразия на деградированных землях . Выполнение указанных мероприятий требует проведения многолетних полевых обследований на основе материалов крупномасштабных почвенных, геоботанических, почвенно-мелиоративных и других обследований и изысканий. В республике по состоянию на 1 ноября 2009 г. числится 188,8 млн. га пастбищ, из них 77,6 млн. га не обводнены. Для улучшения пастбищных угодий и предотвращения деградации земель предлагается:
Для изучения качественного состояния земельных ресурсов (особенно пахотных земель) необходимо увеличить объемы почвенных и геоботанических обследований. Основная площадь почвенных изысканий (178,1 млн. га) выполнено до 1990 годов, поэтому требует обновления. Более половины земель республики не обеспечены доброкачественными планово-картографическими, почвенными и другими обследовательскими материалами, данными мониторинга земель. В связи с этим, требуется широкое применение современных дистанционных методов и технологии в изучении и картографировании земель, с использованием материалов космических съемок. Более 60 % геоботанических изысканий выполнены до 1986 г. Выполняемые в последние годы объемы изыскательских работ явно недостаточны, для поддержания необходимой информационной базы с целью ведения полноценного кадастра по качественному состоянию почв и кормовых угодий. Кроме этого, существующая система мониторинга земель не полностью охватывает все почвенные разновидности, а на кормовых угодьях мало пунктов наблюдений из-за ограниченного финансирования. Поэтому необходимо предусмотреть дальнейшее совершенствование и расширение системы ведения мониторинга земель с техническим оснащением современными технологиями, передвижными экспресс-лабораториями, с использованием аэрокосмической информации и дистанционных методов зондирования. Следует отметить, что в настоящее время, акценты землеустройства сместились в сторону обеспечения государственного земельного кадастра, оценки земель для целей функционирования рынка земель, разработки схем зонирования земель, региональных программ по рациональному использованию и охране земель, а также проектов земельно-хозяйственного устройства сельских населенных пунктов. Дальнейшее развитие земельной реформы в стране связано с необходимостью реализации эффективного механизма использования потенциала земельных ресурсов и их охраны. В связи с этим, требуется внедрение в практику экологических нормативов оптимального землепользования и организации экологически ориентированного адаптивного землепользования с разработкой проектов землеустройства. По повышению эффективности использования водных ресурсов страны. В целях гарантированного водообеспечения и повышения эффективности использования водных ресурсов, необходимо принять и реализовать целый комплекс мер по водосбережению, восстановлению средств учета воды и максимальному уменьшению непроизводительных потерь воды во всех отраслях экономики, внедрению оборотного водоснабжения на промышленных предприятиях, совершенствованию технологий и техники, доведению коэффициента использования воды на единицу продукции до уровня развитых стран. Для сравнения, коэффициент полезного действия оросительных систем в Республике Казахстан не превышает 50%, тогда как, в развитых странах он находится в пределах 75-80%. Оросительные нормы сельскохозяйственных культур в среднем, в южных областях 10-12 тыс. куб. м. на га, а риса 25-30 тыс. куб. м. на га. В развитых государствах на полив указанных культур затрачивается не более 5 тыс. куб. м. на га. Это свидетельствует о больших резервах и неиспользованных возможностях в вопросах водообеспечения сельского хозяйства республики, что оказывает сильное влияние на степень развития продовольственного рынка, особенно в области выращивания и поставки на рынок влагонуждающихся продуктов. В настоящее время Министерство сельского хозяйства принимает меры по повышению эффективности использования водных ресурсов. Например, реализация первого этапа проекта «Регулирования русла реки Сырдарьи и сохранение северной части Аральского моря – Фаза 1 (РРССАМ-1). Общая стоимость проекта РРССАМ – фаза 1 составляет 85,79 млн. долл. США. В настоящее время до 95 % объемов работ по проекту завершены, в том числе введены в постоянную эксплуатацию объекты: плотина САМ, гидроузлы Айтек, Казалинское, Кызылординское и защитные дамбы населенных пунктов. Близки к завершению строительные работы на гидроузле Аклак и Шардаринской плотине. Уже на стадии реализации проекта достигнут значительный экологический и социально-экономический эффект Так, завершениемплотины в северном Аральском море в апреле 2006 г. достигнуто повышение уровня воды до отметки 42,0 м, покрыто водой дополнительно 870 кв.км осушенного морского дна, увеличение объема воды в Малом Арале на 11,5 км3 и накопления проектного (27,1 км3) объема воды. Кроме того, ожидаемый эффект от промышленного лова рыбы увеличится с 0,4 до 11,7 тыс.т, при этом в 2006 г. вылов рыбы приблизился к 2,0 тыс.т. Также увеличатся запасы местных видов рыб, и будут созданы благоприятные условия для разведения осетровых пород [3.4]. Благодаря реконструкции гидроузла Аклакпропускная способность сооружения будет увеличена с 60 до 400 м3/с; возрастет водоприток в северное Аральское море; площадь обводненных озерных систем достигнет 6260 га, сенокосов – 7000 га; будет приостановлена эрозия русла реки Сырдарьи; восстановятся водно-болотные угодья и биоразнообразие Приаралья. Выполнение предусмотренных работ на гидроузле Айтекпозволило увеличитьпропускную способность русла реки Сырдарьи в зимний период с 300 до 800 м3/с, повысить водообеспеченность 15,3 тыс. га орошаемых земель, водопритоков Аральского моря, стабилизировать русло реки Сырдарьи и снизить риск затопления территорий г. Кызылорды и сельских населенных пунктов. Таким образом, применение и адаптация опыта зарубежных стран по регулированию и формированию конкурентной среды в области формирования и эффективного функционирования кластерно-инновационной инфраструктуры продовольственного рынка значительно способствует не только стимулированию всей системы продовольственного рынка, но и всего АПК Казахстана и подтверждает, что в обеспечении эффективной адаптации зарубежного опыта и воспроизводственного процесса производства продовольственных продуктов большая роль принадлежит государству. Литература: 1.Назаренко В.И. Формы и направления государственной поддержки сельского хозяйства на Западе // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. №3,4,5, 2007 г. 2. Черняков Аграрный сектор в США. С-Пб.: «Юни», 1996, 221 с. 3.Мониторинг развития аула (села). Ежеквартальный статистический бюллетень за январь-декабрь 2007 г. Часть 1, 2 / Под ред. Ю.Шокаманова /Агентство Республики Казахстан по статистике, Астана, 2008г. 4.. Статистический ежегодник Казахстана- 2007 г. Статистический сборник / Под ред. А.Е. Мешимбаевой /Агентство Республики Казахстан по статистике – Астана, 2007. Резюме: Применение и адаптация опыта зарубежных стран по регулированию и формированию конкурентной среды в области формирования и эффективного функционирования кластерно-инновационной инфраструктуры продовольственного рынка значительно способствует не только стимулированию всей системы продовольственного рынка, но и всего АПК Казахстана и подтверждает, что в обеспечении эффективной адаптации зарубежного опыта и воспроизводственного процесса производства продовольственных продуктов большая роль принадлежит государству. СУРАГАНОВА САЙРАН КАБДРАХМАНОВНА кадровоЕ обеспечениЕ В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ следующая страница >> |
ещё >> |