Экология животных - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа для поступающих в магистратуру по специальности 1 101.53kb.
Факультативный курс «экология животных» 1 27.64kb.
Пространственно-временная организация населения беспозвоночных животных... 1 284.03kb.
Электронные ресурсы Экология 1 22.18kb.
Конкурс юных исследователей Номинация : «Зоология и экология беспозвоночных... 1 96.53kb.
Направление подготовки 022000 – Экология и природопользование Профиль... 1 41.9kb.
«Дыхание животных» 1 48kb.
Описание проекта Название: проекта «аз-букашки и рассказявки» Номинация 2 378.04kb.
«Путешествие в Царство животных» 2 класс 1 99.53kb.
Конкурсов I тура фестиваля «синергия-проект» 1 46.28kb.
Педагогическое образование профиль Биология и Химия вопросы для собеседования... 1 25.74kb.
Человек в биосфере Экология человека 4 469.4kb.
Методические указания к самостоятельной работе обучающихся Александровск-Сахалинский... 1 73kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Экология животных - страница №1/1

Экология животных
7 класс (34 ч, 1 ч в неделю)

Авторы: В.Г. Бабенко, Д.В. Боголюбов, С.П Шаталова, А.О.Шубин.
Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по экологии в 7 классе, в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по предмету «Экология» и образовательной программы ОУ.

Программа предлагает конкретизацию основных экологических понятий, формирование которых началось в 5 и 6 классах в курсах «Природа. Введение в биологию и экологию» и «Экология растений». Рассматривается влияние условий окружающей среды на животных, состав животного мира в разных местах обитания, многообразие взаимных связей разных живых существ, роль человека в сохранении экологического равновесия в природе. На основе данной программы можно организовать учебный курс или факультатив из расчета 1 ч в неделю и использовать учебное пособие «Экология животных» (авт.: В.Г. Бабенко и др.)

В течение учебного года ведётся систематический учёт усвоения основных вопросов экологии каждым учеником:



Практические работы: 9

Тестовые работы: 6

Изучение экологии Животных в 7 классе направлено

на достижение следующих целей:



  • Называть и описывать ощущения от восприятия различных экологических факторов с помощью различных органов чувств.

  • Описывать многообразие условий обитания животных. Называть основные возрастные периоды в онтогенезе животных различных классов.

  • Приводить примеры экологического неблагополучия среди животных, различных форм взаимодействия между животными, разнообразия реакций животных на изменение различных экологических факторов, редких и охраняемых животных своего региона.

  • Объяснять взаимовлияние экологических факторов и живых организмов, особенности распространения животных в зависимости от действия экологических факторов.

  • Давать характеристику основным видам приспособлений животных к различным экологическим факторам и их совокупности, основным средам обитания животных.

  • Объяснять взаимоотношения между животными разных видов, состояние популяций животных по динамике популяционных характеристик.

  • Объяснять значение различных экологических факторов для существования животных в экосистеме и для хозяйственных нужд человека; значение биоразнообразия животного мира для устойчивого развития экосистем.

  • Понимать роль и значение человека для сохранения разнообразных сред обитания животных, понимать роль человека в изменении численности отдельных видов животных и в уменьшении их биоразнообразия.

  • Объяснять роль и значение животных в распространении живого вещества на планете Земля.

  • Прогнозировать изменения в развитии животного мира Земли под воздействием природоохранной, селекционной, генно-инженерной деятельности человечества, а также деятельности по созданию клонов.

  • Применять знания по аутоэкологии животных для ухода за домашними и сельскохозяйственными животными.

  • Называть этические нормы взаимоотношений человека с живыми объектами природы.


Требование к уровню подготовки учащихся 7 класса по курсу

«Экология животных»


  • Называть и проводить примеры разнообразия биотических связей.

  • Описывать характеристики популяций (изменение численности, возраст, пол, пространственная структура), сообществ (ярусность, трофические структуры).

  • Приводить примеры экологического неблагополучия в жизни некоторых популяций и сообществ.

  • Понимать и объяснять разнообразие экологических взаимодействий.

  • Давать характеристику различным сообществам и их изменениям.

  • Понимать роль и значение различных организмов в круговороте веществ и непрерывности жизни.

  • Понимать и объяснять значение биоразнообразия для устойчивого развития экосистем.

  • Понимать роль человека в объединении видового и экосистемного разнообразия. Сохранение природных ресурсов.

  • Понимать роль и значение охраняемых природных территорий в поддержании биоразнообразия.


Содержание курса «Экология животных» 7 класс
Тема 1. Экология животных: раздел науки и учебный предмет (1ч)

Экология животных как раздел науки. Биосферная роль животных на планете Земля. Многообразие влияния животных на окружающую среду. Особенности взаимодействия животных с окружающей средой. Экология животных как учебный предмет.



Основные понятия: экология животных, биосферная роль животных, взаимосвязь животных с окружающей средой.
Тема 2. Условия существования животных (4ч)

Многообразие условий обитания. Среды жизни. Взаимосвязи организма и среды обитания. Предельные условия существования животных.



Основные понятия: среда обитания, условия существования, изменчивость условий, автотрофы, гетеротрофы, пассивное питание, активное питание.

Экскурсия. Условия обитания животных. (Экскурсия проводится на любой объект, где можно познакомиться с условиями обитания животных.)


Тема 3. Среды жизни (5ч)

Наземная среда обитания. Животный мир суши. Особенность условий обитания и разнообразие животных тундры, лесов умеренной зоны, степей, саванн и прерий, пустынь, тропических лесов, горных областей.

Водная среда обитания. Условия обитания животных в воде. Отличия от условий обитания на суше. Приспособление животных к жизни в воде. Особенности жизни животных в морях и океанах, в пресных водоемах.

Почва как среда обитания животных. Животный мир почвы. Приспособления у животных к жизни в почве. Почвенные животные и плодородие почвы.

Живой организм как среда обитания животных. Приспособления у животных к жизни в живых организмах.

Основные понятия: видовое разнообразие, природно-химические зоны Земли, суша, водоемы как жилище, бентос, планктон, почва как специфическая среда обитания животных.
Тема 4. Жилища в жизни животных (1ч)

Жилище как среда обитания и одно из важнейших условий существования животных. Разнообразие жилищ.



Основные понятия: жилище животного, многообразие жилищ: дупло, нора, логово, лежбище, лежка, гнездо.
Тема 5. Биотические экологические факторы в жизни животных (Зч)

Животные и растения. Взаимное влияние животных и растений. Значение животных в жизни растений. Растения в жизни животных.

Взаимоотношения между животными. Внутривидовые взаимоотношения, связанные с размножением. Взаимоотношения между родителями и потомством. Групповой образ жизни, лидерство и подчиненность.

Отношения между животными различных видов. Различные формы взаимодействия между животными. Пищевые связи. Хищники и жертвы. Отношения «паразит — хозяин». Нахлебничество. Квартирантство. Конкурентные и взаимовыгодные отношения между животными.

Животные и микроорганизмы. Роль микроорганизмов в жизни животных. Бактериальные и грибковые заболевания животных.

Основные понятия: внутривидовые взаимоотношения, территориальные взаимоотношения, жизненное пространство, хищник и жертва, пищевые связи, взаимное приспособление, сожительство, взаимопомощь.
Тема 6. Свет в жизни животных (1ч)

Отношение животных к свету. Свет как экологический фактор. Дневные и ночные животные. Особенности распространения животных в зависимости от светового режима.



Основные понятия: органы зрения и органы свечения, дневные животные, ночные животные, световой режим.
Тема 7. Вода в жизни животных (2 ч)

Значение воды в жизни животных. Вода как необходимое условие жизни животных. Влажность как экологический фактор. Эко логические группы животных по отношению к воде. Приспособление животных к различным условиям влажности. Поступление воды в организм животного и ее выделение.



Основные понятия: содержание воды, поступление воды в организм, выделение воды из организма.

Лабораторная работа. Реакция дождевых червей на различную влажность почвы. (Работа предполагает наблюдение за поведением дождевых червей в садках-террариумах в условиях недостатка и нормального количества влаги в почве — формируется умение ставить цель наблюдения.)



Тема 8. Температура в жизни животных (2ч)

Значение тепла для жизнедеятельности животных. Температура как экологический фактор. Экологические группы животных по отношению к теплу. Холоднокровные и теплокровные животные. Реакции животных на изменения температуры. Способы регуляции теплоотдачи у животных.



Основные понятия: холоднокровные животные, двигательная активность, спячка, оцепенение, теплокровные животные. Лабораторная работа. Движение амебы при разных температурах. (Определяется время образования ложноножек амебы при комнатной температуре и при охлаждении — формируется умение ставить цель эксперимента.)
Тема 9. Кислород в жизни животных (1ч)

Значение воздуха в жизни животных. Газовый состав и движение масс воздуха как экологические факторы в жизни животных. Кислород и углекислый газ в жизни животных. Приспособления у животных к извлечению кислорода из окружающей среды. Дыхание животных.



Основные понятия: окисление, газовый состав атмосферы, содержание кислорода в воде, дыхание водных животных. Домашняя практическая работа. Сравнение приспособлений млекопитающих к воздушной и наземной средам жизни. (С использованием пособия «Экология животных» и учебника для 7 класса «Биология. Животные» (авт.: В.М. Константинов и др.) учащиеся заполняют таблицу, в которой должны быть отражены экологические группы млекопитающих, представители этих экологических групп и черты приспособленности к среде обитания.)
Тема 10. Сезонные изменения в жизни животных (4 ч)

Сезонные изменения в жизни животных как приспособление к меняющимся условиям существования. Оцепенение. Спячка. Приспособления морфологические, физиологические и поведенческие. Миграции как приспособление к сезонным изменениям условий обитания.



Основные понятия: оцепенение, спячка, длина светового дня, миграции.

Лабораторная работа. Влияние сезонных изменений на развитие насекомых, встречающихся на пришкольном участке. (Из любого отмирающего фрагмента дерева (сектора пня, опавшей

ветви), который удастся обнаружить на пришкольном участке, послойно выбирают насекомых. Учащиеся с помощью учителя определяют их систематическую принадлежность, стадию развития и количество.)

Домашняя практическая работа. Фенологические наблюдения за животными зимой и весной. (Учащиеся, объединившись в группы, описывают изменения во внешнем виде и поведении любых домашних животных — формируется умение вести долго срочные наблюдения.)


Тема 11. Численность животных (3 ч)

Популяции животных. Плотность популяции. Численность популяции. Колебания численности. Динамика численности различных животных.



Основные понятия: область распространения, неоднородность

среды, плотность населения, численность популяции, динамика

численности.

Лабораторная работа. Динамика численности дрозофилы.


Тема 12. Изменения в животном мире Земли (6 ч)

Многочисленные и малочисленные виды. Причины сокращения численности видов. Естественное и искусственное изменение условий обитания. Охрана животных.

Животные и человек. История становления взаимоотношений человека и животных. Одомашнивание животных. Редкие и охраняемые животные. Красная книга. Охраняемые территории России и ряда зарубежных стран. Региональные охраняемые территории.

Основные понятия: многочисленные виды, малочисленные виды, деятельность человека, загрязнения, Красная книга, исчезающие виды, охрана животных, жилье человека как среда обитания для животных, заказник, национальный парк. Экскурсия. Экскурсия на одну из ближайших охраняемых природных территорий (памятников природы) или в краеведческий музей.

Календарно - тематическое планирование



п/п


Раздел программы, тема урока

кол-во

часов


Требование к уровню подготовки учащихся

Дата

проведения





Основные виды учебной деятельности

Экология животных: раздел науки и учебный предмет (2 часа)

1



Цель: определить значение животных в природе и жизни человека. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.




1

Знать: уровни организации живого и особенности живых организмов.

Уметь: отличат живые организмы от тел неживой природы.

04.09.



Работа с учебником, беседа, анализ схем и рисунков, работа в тетради


2.

Роль животных в природе

1




11.09.



Беседа. Работа в книге и тетради, чтение сообщений уч-ся.

Оценивание выступлений учащихся



II.Условия существования животных (3часа)

3

Среда обитания и условия существования

Цель: продолжить формирование знаний о средах обитания животных.



Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

1

Знать: причины изменения условий существования.

Уметь: перечислять основные компоненты среды обитания

18.09.



Урок – лекция, работа с учебником. Запись определений и понятий.


4

Пища животных.

Цель: сформировать знания о пище животных.

Лабораторно – практическая работа – Экологические группы насекомых.

Способы добывания пищи.

Цель: продолжить формирование знаний о пище животных.

Комбинированный урок


1



Знать: отличия гетеротрофных организмов от автотрофных

Уметь: приводить примеры этих животных.



25.09.



Выступление учащихся с сообщениями и их обсуждение.


5

«Многообразие растений и животных, их приспособленность к современному обитанию в природном сообществе

1

Знать: взаимосвязь между организмами и факторами окружающей их среды обитания.

02.10.



Работа с учебником, беседа, анализ схем и рисунков, работа в тетради


III. Среды жизни (8 часов)

6

Животные тундры.

Цель: сформировать понятие о животных тундры.



Комбинированный урок

1

Знать: цепи питания животных.

Уметь: приводить примеры хищных и других животных.

09.10.



Беседа. Работа в книге и тетради, чтение сообщений уч-ся.


7

Животные лесов умеренной зоны

Цель: сформировать понятие о животных, населяющих биоценоз леса.



Комбинированный урок

1

Знать: ярусное обитание животных.

Уметь: составлять пищевые цепи животных леса.

16.10.



Выступление учащихся с сообщениями и их обсуждение.


8

Животные степей, саванн и прерий.

Цель: сформировать понятие о животных степей



Комбинированный урок

1

Знать: климатические условия обитания степных животных. Уметь: называть представителей животных степей.

23.10.



Работа с учебником, беседа, анализ схем и рисунков, работа в тетради


9

Животные пустынь, тропических лесов.

Цель: сформировать понятие о животных пустынь



Комбинированный урок

1

Знать: особенности поведения животных пустынь и тропических лесов

Уметь: составлять пищевые цепи

06.11.



Урок – лекция, работа с учебником.


10

Животный мир морей и рек.

Цель: сформировать понятие о животных этих зон.



Комбинированный урок


1

Знать: условия существования животных в морях и океанах

Уметь: объяснять этажность водоема

13.11.


Работа с учебником, беседа, анализ схем и рисунков, работа в тетради


11

Животные пресных водоемов.

Цель; сформировать понятие о различии условий обитания в водной среде



1

Знать: различия существования животных пресных и соленых водоемов

20.11.

Выступление учащихся с сообщениями и их обсуждение.


12

Животный мир почвы. Организм как среда жизни.

Цель: познакомить с особенностями почвенной среды и организма



Комбинированный урок

1

Знать: условия существования организмов в почве и организме.

Уметь: называть приспособления у животных – землероев и паразитов.

27.11.


Работа с учебником, беседа, анализ схем и рисунков, работа в тетради


IV. Жилища в жизни животных (1 час)

13

Цель: познакомить с видами жилищ животных.

Комбинированный урок

1

Знать: отличия друг от друга жилищ.

Уметь: объяснить, что жилище – важное условие существования животных.

04.12.


Урок – лекция, работа с учебником.


V.Биотические экологические факторы в жизни животных. (3 часа)

14

Животные и растения.

Цель: продолжить формирование знаний о жизни растений и животных.



Комбинированный урок

1

Знать: биотические факторы

и типы отношений между организмами.



Уметь: составлять цепи выедания и разложения.

11.12.


Беседа. Работа в книге и тетради, чтение сообщений уч-ся.


15

Хищники и животные паразиты.

Цель: сформировать знания о пище животных



Комбинированный урок

1

Знать: роль хищников и паразитов в природе.

Уметь: приводить примеры отношений «хищник – жертва», паразит – хозяин»

18.12.



Выступление учащихся с сообщениями и их обсуждение.


16

Нахлебничество. Квартиранство. Конкуренция.

Цель: сформировать знания о пище животных.



Комбинированный урок

1

Знать: значение и виды конкуренции и взаимовыгодных отношений.

Уметь: объяснять общий характер взаимодействия животных.

25.12.


Работа с учебником, беседа, анализ схем и рисунков, работа в тетради


VI.Свет в жизни животных. (1 час)

17

Цель: познакомить с влиянием света на животных.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

1

Знать: приспособления животных к восприятию и отсутствию света.

Уметь: приводить примеры дневных и ночных животных

22.01.


Урок – лекция, работа с учебником.


VII - VIII.Вода и воздух в жизни животных (1час)

18.

Экологические группы животных по отношению к воде.

Цель: познакомить с группами животных по отношению к воде



Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

1

Знать: пути поступления воды в организм.

Уметь: приводить примеры животных разных экологических групп

29.01.


Беседа. Работа в книге и тетради, чтение сообщений уч-ся.


19

Воздух в жизни животных.

Цель: Углубить знания о значении воздуха в жизни и дыхании животных.



Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

1

Знать: приспособления у животных к извлечению кислорода из окружающей среды.

Уметь: приводить примеры дыхания животных

05.02.


Работа с учебником, беседа, анализ схем и рисунков, работа в тетради


IX.Температура в жизни животных 1 час

20


Экологические группы животных по отношению к теплу

Цель: познакомить с группами животных по отношению к теплу



Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

1


Знать: значение и источники тепла для животных

Уметь: приводить примеры животных разных экол-х групп

12.02.


Выступление учащихся с сообщениями и их обсуждение.


X. Свет в жизни животных 1 час.

21


Цель: познакомить с группами животных по отношению к свету


1

Знать: значение и источники света для животных

Уметь: приводить примеры животных разных экол-х групп

19.02.


Урок – лекция, работа с учебником.


X1.Сезонные изменения в жизни животных (2часа)

22

Спячка и оцепенение.

Цель: продолжить изучение переживания неблагоприятного периода в жизни животных



Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

1

Знать: приспособления к сезонным изменениям у животных.

Уметь: приводить примеры животных, которые впадают в спячку и оцепенение

26.02.


Беседа. Работа в книге и тетради, чтение сообщений уч-ся.


23


Миграция животных.

Цель: продолжить изучение переживания неблагоприятного периода в жизни животных



Комбинированный урок

1


Знать: дальность миграций животных. Уметь: объяснять почему одни животные совершают миграции, а другие живут оседло

05.03.

Работа с учебником, беседа, анализ схем и рисунков, работа в тетради


24


Взаимоотношения между животными одного вида.


1

Знать о взаимоотношении между животными одного вида

12.03.

Урок – лекция, работа с учебником. Записи определений в тетради.


25


Встреча будущих родителей

1

. Знать об изменении поведения животных в брачный период

19.03.

Беседа. Работа в книге и тетради, чтение сообщений уч-ся.


26

Взаимоотношения между родителями и детенышами

1

Знать о поведении животных во время выкармливания детенышей

02.04.

Работа с учебником, беседа, анализ схем и рисунков, работа в тетради


XI.Численность животных (2часа)

27

Популяции животных. Плотность популяции.

Цель: сформировать понятие о популяции и её плотности.



Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

1

Знать: ареал и плотность популяции

Уметь: вычислять плотность

09.04.

Выступление учащихся с сообщениями и их обсуждение.


28

Численность популяции.

Цель: дать понятие о факторах – регуляторах численности.

Лабораторно-практическая работа – Экологические группы птиц.

Комбинированный урок


1

Знать: колебания численности.

Уметь: делить птиц на экол. группы по характеру пищи и местообитанию

16.04.

Урок – лекция, работа с учебником.



XII.Изменения в животном мире Земли (6часов)

29

Дикие животные и человек. Одомашнивание животных.

Цель: продолжить формирование знаний о роли животных в природе и жизни человека.



Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

1

Знать: роль животных в природе и породы одомашненных животных.

Уметь: приводить примеры одомашненных животных.

23.04.



Работа с учебником, беседа, анализ схем и рисунков, работа в тетради


30

Животные в населенных пунктах и в доме человека.

Цель: познакомить с пользой и вредом животных в населенных пунктах и домах.



Комбинированный урок

1

Знать: почему эти животные предпочитают населенные пункты.

Уметь: приводить примеры этих животных.

30.04.

Беседа. Работа в книге и тетради, чтение сообщений уч-ся. Определения, оценивание.


31

Красная книга.

Цель: Обобщить знания об охраняемых животных.



Комбинированный урок

1

Знать: сведения о Красной книге и охраняемых животных.

Уметь: приводить примеры охраняемых животных.

07.05.

Выступление учащихся с сообщениями и их обсуждение. Оценивание выступлений.


32

Охраняемые территории России

Цель: Обобщить знания об охраняемых территориях.



Комбинированный урок

1

Знать: способы охраны природы.

Уметь: показывать на карте охраняемые территории

14.05.

Выступление учащихся с сообщениями и их обсуждение. Создание проблемной ситуации по данной теме.


33

Заповедные территории зарубежных стран.

Цель: Обобщить знания об охраняемых территориях.



Комбинированный урок

1

Знать: Национальные парки мира.

Уметь: показывать на карте охраняемые территории

21.05.


Выступление учащихся с сообщениями и их обсуждение.

Оценивание выступлений



34

Красная книга Ростовской области.

Цель: обобщить знания об охраняемых животных области



Итоговое тестирование по изученному материалу за курс «Экологии животных» 7кл.

1

Знать: причины уменьшения численности животных в области.

Уметь: определять по рисункам, охраняемых животных области.

28.05.



Выступление учащихся с сообщениями и их обсуждение.

Оценивание.




Материально – техническое обеспечение образовательного процесса

Экология , 7 класс

Основная литература:

1. «Экология животных» (авт.: В.Г. Бабенко и др.)

Учебное пособие для учащихся 7 класса общеобразоват. учреждений –

М.:«Вентана-Граф», 2010. – 144 с.



Методическая литература:
1. Программно-методические материалы: Экология. 5 - 11 кл. /Сост. Е.В. Акифьева. – Саратов: ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2005. – 48 с.

2. Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Основы экологии: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений – М.: «Дрофа», 2005. – 288 с.

3.. Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. Основы общей биологии: Учеб. для учащихся 9 класса общеобразоват. учреждений – М.: «Вентана-Граф»,


  1. 2011 – 240с. Атлас Ростовской области. М.: ГУГК, 2008

  2. Биологический энциклопедический словарь / Под ред. М.С. Гилярова. М.: Советская энциклопедия, 1986. – 468 с.

  3. Биология. Допол. материалы к урокам и внекл. мероприятиям по биологии и экологии в 10-11 классах/авт.-сост. М.М. Боднарук, Н.В. Ковылина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 167 с.

  4. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Как учить экологии. М.: Просвещение, 1995. – 104 с.

  5. Экологический мониторинг: Учеб.-метод. пособие / Под ред. Т. Я. Ашихминой. М.: Академический проект, 2006. – 416 с.

  6. Атлас Ростовской области. М.: ГУГК, 2008

  7. Биологический энциклопедический словарь / Под ред. М.С. Гилярова. М.: Советская энциклопедия, 1986. – 468 с.

  8. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Как учить экологии. М.: Просвещение, 1995. – 104 с.

  9. Экологический мониторинг: Учеб.-метод. пособие / Под ред. Т. Я. Ашихминой. М.: Академический проект, 2006. – 416 с.

Оборудование и приборы:

- учебные таблицы: «Ярусность», «Смена растительных сообществ», «Жизненные формы животных», «Биоценоз дубравы», «Биоценоз пруда», «Агроценоз», «Круговороты веществ: углерода, азота, фосфора и др.», «Кривые роста населения Земли», «Приспособленности птиц: особенности клюва и лап», «Популяции», «Пищевые цепи», «Пирамиды биомассы»;

- географические карты: «Административная карта мира», «Население Земли», «Мировые минеральные ресурсы», «ООПТ России»;



- портреты учёных: В.И. Вернадский, Г.Ф. Гаузе, В.В. Докучаев;
Дидактический материал: инструктивные карточки для выполнения лабораторных работ, тематические тесты, УМП учебных проектов.

Средства обучения:

  1. Учебник

  2. Компьютер

  3. Сканер

  4. Принтер

  5. Интернет

  6. Раздаточный материал (папки с практическими работами, карточки)

  7. Аудиовизуальные средства (презентации, фильмы)

  8. Готовые файлы с заданиями.








Тот, кто хочет, делает больше, чем тот, кто может. Г. Марри
ещё >>