страница 1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Экология и экономика - страница №1/1
![]() Ключевые понятия (вопросы) модуля
Ожидаемые результаты К концу изучения модуля слушатели умеют (знать, понимать, делать):
Учебно-тематический план 1 темы модуля «Взаимосвязь экономики и экологии»
Планирование занятия
ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ 1. ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭКОНОМИКИ И ЭКОЛОГИИ Проблемы экологии, окружающей среды в целом, по всеобщему признанию, стали самыми грозными после проблем ядерной войны. Однако поскольку ядерный конфликт оказывается невозможным без самоуничтожения человечества, то экологические проблемы оказываются первыми в современном мире. В природе различают три формы развития (эволюция): 1. Неорганическая эволюция; 2. Биологическая эволюция; 3. Социальная эволюция. Неорганическую эволюцию трудно наблюдать и изучать. Когда мы смотрим на небо ночью, усеянное звездами, они кажутся неподвижными. Однако учёние изучают эволюцию космического вещества, звезд, образование новых галактик. Все эти изменения протекает очень медленно. Биологическая эволюция происходит значительно быстрее. Самые примитивные живые существа появились на Земле около 3 млрд. лет назад (в масштабах астрономического времени это очень короткий срок). Не менее 1 млрд. лет понадобилась для их превращения в первые многоклеточные организмы. 400 млн. лет назад начали развиваться позвоночные, за последние 70 млн. лет появились птицы и млекопитающие, а человек существует на Земле всего лишь 3–4 млн. лет. Социальная эволюция протекает еще быстрее. Скорость развития общество стол велика, что органический мир как бы стоит на месте (еще больше это относится к неорганическому миру), и природа не может приспособиться к темпам воздействия на нее. Диалектика взаимодействия общество и природы заключается в том что, человечество – составная част природы, вместе с тем общество противостоит ей как преобразующая сила. В XX веке человечество все острее почувствовали экологические проблемы, особенно во второй половине XX века произошла быстрая экологизация естествознания и значительной части человекознания, возникло не менее 50 различных «экологий»: глобальная, медицинская, моря и суши, атмосферы, почвы, клетки, культуры и т. п. Экологический подход стал всеобщим, и сейчас трудно говорить об экологии как отдельной науке; это скорее особое ведение любого предмета исследования – от культуры до внутриклеточных процессов. Термин «экология» был введен в науку видающимся немецким естествоиспытателем Э. Геккелем в 1866 году для обозначения «науки о местообитании». Сегодня Экология понимается как наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой (от греческих слов «ойкос» - дом и «логос» - изучение или наука).
Компоненты среды, которые оказывают воздействие на организмы, называются факторами среды, или экологическими факторами. Не все они одинаково важны для организма: без одних он просто не может жит, другие для него вредны, а ест такие, которых он не замечает. Совокупность протекающих в данное время химических, физических и биологических процессов, а также социальных факторов, оказывающих воздействие на живую природу и человека прямо или косвенно, сейчас или в будущем называется окружающая среда. Комплекс взаимосвязей и взаимодействия живых организмов и неживой окружающей среды называется экосистемой. Человечество и природная среда представляют собой единый природный комплекс (экосистему), компоненты в котором тесно связаны между собой. Различают три группы экологических факторов. К факторам неживой природы, или физическим факторам, относят свет, влажность, тепло, ветер, дождь, град, солевой и газовый состав почвы и воды и т. д. Факторы живой природы связаны с деятельностью живых организмов. Как отдельный и особый фактор выделяют деятельность человека, его влияние на природу. Любая деятельность человека связана с использованием ресурсов Земли. Для проживания и ведение хозяйственной деятельности необходимы воздух, вода и богатство поверхности земли. Влияние первобытного человека на природу было не значительными. Он находился почти в полной зависимости от климата, наличия в окружающей среде съедобных растений, которые собирал, и животных, за которыми охотился. Однако он часто погибал во время охоты или в борьбе с хищными зверями. Большой урон наносили ей болезни. Человеку приходилось вести суровую борьбу за существование с неблагоприятными факторами среды, в результате чего продолжительность его жизни в то время была очень коротка. Современный человек в какой-то степени приспособился к природе и частично подчинил ее. Зимой в теплой одежде он не боится мороза и в его жилище всегда тепло. Съедобные растения он выращивает с помощью машин, удобрений; животноводство давно уже стало хозяйственно важнее охоты. Длительность жизни увеличилась благодаря более благоприятным условиям существования и успехам медицины. И все же человек как живой организм остался почти неизменным. Подобно своим пещерным предкам, он все так же в достаточно чистом атмосферном воздухе для дыхания, в чистой воде для питья, в усвояемой и полноценной пище. То есть человек изменился не как живое существо - продукт биологической эволюции, а как член человеческого общества, развивающегося по своим законам. Человеческое общество изменяет свои взаимоотношения с природой: все больше от него берет и этим повышает свою зависимость от природы. Экологическая проблема и конфликт: экономика - экология Нарушение экологического равновесия в результате хозяйственной деятельности человека, создающее угрозу длительному существованию экосистемы называется экологическая проблема. Какие экологические проблемы существуют на сегодняшний день? Начнем с изменения климата. За последнее столетие произошло повышение средней температуры поверхности Земли не менее чем на 0,5 градус. Как и было предсказано моделями так называемого парникового эффекта, зимние температуры увеличились более значительно чем летние. Парниковый эффект возникает потому, что углекислый газ, метан и закись азота, попадая в атмосферу, действует как стекло в теплице, затрудняя отдачу тепла с поверхности планеты. В дальнейшем изменение температуры поверхности планеты приведет к весьма существенным последствиям: резко увеличится процесс опустынивания, и сейчас охватывающий ежегодно более 6 млн. га в мире, изменится климат, за счет таяния полярных льдов и горных ледников резко ускорится уже сейчас происходящий медленный подъем уровня Мирового океана. Реальной экологической угрозой становится истоньшение озонового экрана в стратосфере, который приводит к повышение кожных раковых заболеваний.
Огромной экологической проблемой стали кислотные осадки – увеличение кислотности дождей, снега, туманов в результате выброса в атмосферу окислов серы и азота от горения топлива. Кислые осадки снижают урожай, губят естественную растительность, разрушают здания, уничтожают жизнь в пресных водах. Проблема сокращения биологического разнообразия – одна из самых страшных для будущего человечество, поскольку изчезнувщий вид восстановить принципиально невозможно.
Домашние хозяйство Промышленные предприятия Транспорт Сельскохозяйственные предприятия Естественные загрязнители Планета Земля Виновники экологических бед планеты Ухудшение экологической ситуации планеты происходит, главным образом, вследствие жизнедеятельности различных экономических субъектов – потребителей и производителей. Взаимодействие между экосистемой и экономикой может быт разнообразным: 1. Окружающая среда является жизненной основой для всего живого, она даёт солнечную энергию, воду и воздух. Кроме того она обладает рекреационной и эстетической функцией (например, красивый ландшафт, отдых на море и т. д.); 2. Окружающая среда является для экономики источником ресурсов, которые могут быт возобновляемыми и невозобновляемыми. Сырье и энергия являются производственным фактором и перерабатываются в готовые товары в производстве. Возобновляемыми ресурсами называют компоненты живой и неживой природы, способные к самовосстановлению (через размножение или природные цикли восстановления) за время, соответствующее темпам их использования человеком. Например, растительность, вода в реке – возобновляемые ресурсы, а нефть, уголь, почва и другие минеральные ресурсы – невозобновляемые. 3. В процессе производства и потребления появляются отходы и вредные вещества – мусор, сточные воды, выхлопные газы, шум и т. д. Без промышленной очистки (применения безотходных технологий, очистных сооружений) отходы попадают в окружающую среду. В природе процесс естественного восстановления отходов производства может длится очень долго. Иногда он попросту невозможен и требует активной деятельности человека (например, утилизация отходов после пикника – одноразовой посуды; сбор разлитой танкером нефти). Расширяющаяся экономическая деятельность человека все чаше нарушает очистительные функции окружающей среды. Экономика и экология находятся в неразрешимом конфликте. Этот конфликт происходит по двум причинам: С одной стороны, экономическая деятельность человека в любом случае приводит к негативным последствиям для окружающей среды; С другой стороны, отказаться от хозяйственной деятельности нельзя, так как потребности людей должны быт удовлетворены. Этот конфликт разрешат практически невозможно, его только можно смягчить. Для этого необходимо создавать экономические и правовые условия, стимулирующие развитие экологоориентированной экономики, которая понимается как система «чистого» производства, распределения и потребления материальных благ.
Тестовые задание на самопроверку 1. Выберите правильный ответ. В природе различают три формы эволюция: а. экономический, финансовый и природный; б. неорганическая, органическая и социальная; в. химическая, экологическая и биологическая; г. органическая, экономическая и финансовая. 2. Обведите кружочками ответ «да» или «нет»
3. Установите правильную последовательность мысли (в столбце ответов проставьте соответствующие цифры)
4. Установите соответствие виновников экологических проблем с типом загрязнения: 1. Домашнее хозяйство а. отравляет атмосферу выхлопными газами; 2. Промышленность б. используют различные химические удобрения и ядов; 3. Транспорт в. источник бытового мусора; 4. Сельское хозяйство г. отравляют воздух, воду и почву вредными выбросами «Ключ» к тестам
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
|
ещё >> |