Единое информационное пространство общеобразовательного учреждения - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа Второго Международного форума «MedSoft-2006» 1 71.7kb.
Структура и функции. Модель мультишагового потока информации, диффузная... 3 629.74kb.
Единое информационное пространство территориально распределенного... 1 116.8kb.
Отчет о самообследовании общеобразовательного учреждения 10 1712.8kb.
Тарифы на размещение рекламы и коммерческой информации 1 20.71kb.
Образовательная программа муниципального общеобразовательного бюджетного... 14 1824.02kb.
Модель единого информационного пространства 1 80.66kb.
Образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного... 11 1453.37kb.
Публичный доклад о деятельности муниципального общеобразовательного... 1 357.17kb.
Информационная карта общеобразовательного учреждения 2 470.35kb.
Пояснительная записка Характеристика образовательного учреждения 13 2477.7kb.
Роль и место школьной библиотеки в информационном пространстве оу 1 86.14kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Единое информационное пространство общеобразовательного учреждения - страница №1/1

Аницына Т.М,
методист по школьным библиотекам Красноярского края

Единое информационное пространство общеобразовательного учреждения

Сегодня, когда мы говорим о том, что каждый человек должен иметь доступ к любой информации – жизненно важной, социально значимой, производственно необходимой, то мы понимаем, что: эту информацию кто-то создает, обрабатывает, организовывает поиск, отвечает за ее хранение и распространение

Однако, лишь формирование информационных ресурсов общеобразовательных учреждений: накопление информационных ресурсов в учебных кабинетах, и созданных новых структурных подразделениях ОУ – медиатеках большой пользы учебному процессу не принесет.

Нет главного – не определены границы информационного пространства ОУ, не организован поисковый аппарат, нет электронной базы данных и систематизации информационных ресурсов. Не всегда учитываются потребности учителей и учащихся в информационных документах, в электронных образовательных программах, учебных пособиях, видеоматериалах и т.д., можно иметь много и просто «блуждать» (или же ничего не иметь).

Кроме того, существуют определенные принципы организации единого информационного пространства


  • Принцип систематичности предполагает, что вся информация выстраивается в четкую систему в зависимости от перспективных и ближних целей работ.

  • Принцип дифференцированного подхода к пользователям информации. Знаменитый принцип «Каждому пользователю - нужную информацию в нужный момент», особенно актуален в работе с детьми. Дифференциация предполагает выделение групп пользователей информации, объединенным по каким- либо признакам

  • Принцип релевантности предполагает смысловое соответствие между информационным запросом и полученным сообщением

  • Принцип креативности предполагает непрерывное развитие, поиск новых решений.

  • Принцип диалогичности. Реализация этого принципа связана с созданием атмосферы дружелюбия, доверия, диалога.

  • Принцип плюрализма означает, что ОУ обязано своим пользователям предоставить условия свободного доступа к информации, раскрыть самые разные точки зрения на интересующие читателя темы.

Кто, как и где можно построить информационное пространство с учетом этих принципов? Ответ один – в библиотеке. Библиотекари – это как раз те специалисты, которые лучше других научились собирать, информацию (с учетом информационных потребностей), хранить их (вести учет информационных документов), систематизировать (определять классификационный индекс, предметные рубрики, ключевые слова). Предоставлять поиск информации через создание баз данных, электронного каталога, бюллетеней новых поступлений и т.д. и предоставлять сами документы в пользование.

К сожалению, в школах, лицеях и гимназиях сегодня большая проблема. Штатное расписание библиотеки по экономическим документам строится с учетом классов-комплектов, а не от объема работы (как это ведется в библиотеках высшей школы и библиотеках Министерства культуры). Как правило, библиотекари (особенно в школах сельской местности) работают на 1 или 0,5 ставки.

Здесь можно возразить: в документе «Примерное положение о библиотеке общеобразовательного учреждения» от 23 марта 2004 г., пункт 5 «Положения…» определяет структуру и штатное расписание библиотеки ОУ, которые разрабатываются на основе объемов работ с использованием «Межотраслевых норм времени на процессы, выполняемые в библиотеках». На практике это пока трудно применимо, камень преткновения – финансирование.

Какой же выход? На сегодняшний день изменить эту ситуацию можно составлением проекта при этом предусматривается изменение собственной профессиональной деятельности в сторону эффективного применения инновационных практик, ИКТ, проектных, педагогических методик.

На курсах повышения квалификации в Библиотечно-информационном центре Красноярского краевого ИПК РО библиотечные работники ОУ приходят к пониманию, что составление проекта – это решение их проблем.

Сегодня библиотеки ОУ через проекты преобразовываются в библиотеки-медиатеки, библиотечно-информационные центры, библиотеки-музеи и т.д.

Преобразование библиотеки в новое структурное подразделение: позволяет за счет автоматизации библиотечных процессов, дополнительных штатных единиц (библиограф) построить информационное пространство ОУ согласно задачам образовательного и воспитательного процессов. Организовать деятельность по эффективному удовлетворение информационно – библиографических потребностей пользователей через возможность свободного и быстрого доступа к информации, путем формирования ресурсных фондов на различных носителях, аналитико-синтетической обработки информационных документов, созданием информационно-библиографической службы, которая выполняет:



  • Поиск, накопление и систематизацию информации по всем отраслям знаний.

  • Создание банка справочной информации.

  • Организацию оперативной консультативной работы по поиску и предоставлению информации.

  • Формирование различных банков данных информации (в т.ч. Интернет ресурсы).

Принципиальные основы информационного сервиса:

  • релевантность (смысловое соответствие между информационным запросом и полученным сообщением);

  • ситуационная полезность для потребителя;

  • комфортность (удобство получения или пользования);

  • избирательность (адресность, вплоть до персонификации);

  • стабильность (постоянный характер) регламентированного обслуживания;

  • высокий уровень качества обслуживания;

  • оперативность предоставления услуг;

  • гибкость информационных услуг в соответствии с динамикой потребительского спроса;

  • исчерпывающая полнота рекламной информации;

  • креативность (умение находить решения в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие новых форм обслуживания).

Каждый проект обязательно имеет приложения:



  • Расчет фонда рабочего времени, на процессы, выполняемые в БИЦ, или в библиотеке-медиатекае и т.д.

  • Должностная инструкция на новые должности (библиограф, лаборант и т.д.)

Кроме того, обязательно создается презентация, как иллюстрация проекта.


В условиях информационного пространства особую актуальность приобретает аспект библиотечной деятельности - информационная культура. Чтобы ориентироваться в потоке информации, требуются специальные поисковые знания. И не обойтись без них сегодня никому: ни ученому, ни преподавателю, ни студенту, ни учащемуся. Если сегодня, не обратить внимание на информационную культуру, прежде всего учащихся, то получится не обратимый процесс Приученные к «электронной» логике мышления, подрастающее поколение будет использовать такой же стиль мышления и в отношениях с людьми. Не владея информационной культурой, учащиеся лишаются важных качеств:


  • Умения мыслить системно

  • Умения мыслить стратегически

  • Умения мыслить критически

  • Умения мыслить творчески

Какое место должна занимать информационная культура в общеобразовательном процессе?!

Из государственного стандарта общего образования:

Учащийся, оканчивая начальную школу должен уметь:



  1. Работать с учебными, художественными, научно-популярными текстами, доступные для восприятия (справочники, энциклопедии, периодические издания для детей)

  2. Осуществлять поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки

Из требований к уровню подготовки оканчивающих начальную школу:

  1. Ученик должен уметь различать элементы книги (Обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);

  2. Самостоятельно выбирать и определять содержание книги по её элементам;

  3. Работать с различными источниками информации (словари, справочники, в т.ч. На электронных носителях)

Образовательный минимум содержания образовательной программы по литературе

Учащийся должен знать, понимать, уметь

  1. Воспринимать и анализировать художественный текст

  2. Выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного

  3. Уметь работать с текстом: выделять главное, характеризовать особенности текста

Образовательный минимум содержания образовательной программы по информатике.

  1. Поиск информации в электронных изданиях с применением правил поиска (построения запросов) в базе данных, в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках словарях, каталогах)

Научившись работать с текстами, умение сознательно подходить к выбору источников, учащиеся не только более качественно выполнят поставленную перед собой задачу (напишут реферат, подготовят доклад и т.д.), но и научатся гораздо внимательнее читать, развивая при этом навыки критического мышления, умение убеждать и аргументировать.

Обучение школьников основам информационной грамотности – это ключ к их успешной жизни в веке информации и большая роль в этом процессе обучения и консультирования принадлежит библиотекарям, которые сегодня решают ряд новых задач:



  • Помощь школьникам в приобретении навыков информационной грамотности в целом ;

  • Помощь им в «навигации» по информационным сетям;

Именно школьные библиотеки дают возможность в полной мере реализовать связь информационной теории с практикой, наглядно представить неразрывную связь учебы, образования с многообразными источниками информации: от книги до Интернета; наглядно представить эффективные результаты поиска информации.

В 2006.- 07 учебном году школьные библиотекари края, прошли курсы «Творческая мастерская «Формирование информационной культуры личности» в рамках 48 часов.

По программе:




Тема

Форма работы

1.

Общие понятия и содержание обучения основам формирования информационной культуры

Лекция

2.

Программно-методическое обеспечение процесса обучения основам информационной культуры

Лекция

3.

Формы и методы обучения основам информационной культуры

Дискурс

4.

Урок как организационная форма обучения информационной культуры

Дискурс

5.

Тезаурусное моделирование в формировании информационной культуры

Дискурс

6.

Урок «Алгоритм поиска информации в электронном каталоге»

Практические занятия

7.

Диагностика процесса обучения основам информационной культуры

Тренинги

8

Разработка собственной программы «Формирование информационной культуры личности

Практические занятия

9.

Составление презентации собственной программы «Формирование информационной культуры личности»

Практические занятия

10.

Защита программы «Формирование информационной культуры личности»



Курсы называются «Творческая мастерская…» поэтому большая часть времени уделена собственному творчеству по составлению программы дальнейшей деятельности по формированию информационной культуры личности.



Как результат слушателями курса были разработаны собственные программы «Основы информационной культуры личности», с включением следующих аспектов:

  1. Информационная культура, информационные ресурсы: определение понятий.

  2. Библиотека как информационно-поисковая система:

    • Справочно-библиографический фонд

    • Справочно-библиографический аппарат (Структура и назначение)

    • Библиотечно-библиографическая классификация (Основные отделы)

    • Правила формулирования информационных запросов

    • Алгоритм поиска информации в информационных изданиях

    • Возможности информационного сервиса. Интернет ресурсы

  3. Совокупность умений информационной культуры

    • Поиск информации;

    • Анализ информации;

    • Синтез информации (производство конкретных информационных продуктов)

Таким образом, и для образовательных учреждений, и для библиотек организация единого информационного пространства и повышение информационной культуры личности представляет задачу первостепенной важности, а сами библиотекари становятся ключевыми фигурами, от которых в первую очередь зависит возможность получения любой информации, реального повышения уровня информационной культуры.
Литература.

  1. Документы Юнеско о построении информационного общества: Декларация принципов //Библиотечное дело XXI век. - 2005. - №1. С.- 4-45

  2. Правительство РФ. Правила оказания платных образовательных услуг: Утв. от 5.07.01 .3505 (с изм. от 01.04.03)/ Правительство РФ //Независимый библиотечный адвокат. - 2006. - № 1. - C. 48-52

  3. Справка к заседанию коллегии Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации по вопросу "О государственной политике развития библиотечного дела в Российской Федерации" //Школьная библиотека. - 2005. - №4. - C. 8-17

  4. Винокур В.Л. Сколько мероприятий полагается провести в течение года одному школьному библиотечному работнику?/ В. Л. Винокур //Школьная библиотека. - 2006. - № 9-10. - C. 117-119

  5. Громова О Книжкин дом-медиатека-информационный центр/ О Громова //Народное образование. - 2006. - № 8. - C. 160-171

  6. Громова О Основные модели школьных библиотек России/ О Громова //Образование в документах. - 2006. - № 9. - C. 48-55

  7. Громова О Типичные модели школьных библиотек/ О Громова. - М.: Чистые пруды, 2006. - 32 с. - (Библиотечка "Первого сентября": "Библиотека в школе"; Вып. 5)

  8. Как оценить работу по достойному: О нормировании труда в библиотечных процессах //Независимый библиотечный адвокат. - М., 2004. - №2. - C. 39-43

  9. Козлова О. Совмещение и совместительство/ О. Козлова //Библиотека в школе. - 2005. - №5. - C. 30-31

  10. Комплексное правовое регулирование общехозяйственной договорной деятельности библиотеки //Новая библиотека. - М., 2004. - №4. - C. 30-31

  11. Панкратова В.Н. Правовое положение библиотечных работников школьных библиотек/ В.Н. Панкратова //Школьная библиотека. - 2005. - №6. - C. 5-9

  12. Пример расчета численности работников библиотеки //Независимый библиотечный адвокат. - 2005. - №3. - C. 117-125

  13. Примерное положение о библиотеке общеобразовательного учреждения: В вопросах и ответах //Библиотека в школе. - М., 2004. - №19. - C. 44

  14. Примерное положение о мультимедиатеке муниципального общеобразовательного учреждения - средней общеобразовательной школы //Администратор образования. - 2006. - № 24. - C. 76-82





Отсрочка — самая неприятная форма отказа. Сирил Норткот Паркинсон
ещё >>