Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Гражданская оборона - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Отчет о проведенных мероприятиях в мбоу "Тимяшевская сош", посвященных... 1 24.41kb.
Автоматизированные системы единой государственной системы предупреждения... 1 249.93kb.
Администрация муниципального образования надымский район 25. 1 170.68kb.
Председатели комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных... 1 81.13kb.
Краевое государственное казенное учреждение 1 202.81kb.
Об областной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных... 1 171.15kb.
Сводная ведомость оценки Главного управления мчс россии по Тюменской... 1 130.95kb.
Постановление Г. №432 с. Зоркальцево о порядке создания, хранения... 1 52.63kb.
Национальный центр управления в кризисных ситуациях мчс россии 12 2611.75kb.
Действия работников организаций в чс природного характера 4 535.82kb.
Гражданская оборона в современных условиях 3 564.2kb.
Контрольно-измерительные материалы по учебной дисциплине История... 3 369.06kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. - страница №1/5


Федеральное агентство по образованию


Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

В. Д. Стрелец


ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ.


ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА

Учебное пособие

Ростов – на – Дону

2007


Учебное пособие написано доцентом кафедры основ медицинских знаний и защиты населения в чрезвычайной обстановке биолого-почвенного факультета ЮФУ кандидатом технических наук, доцентом Стрельцом В. Д.

Пособие разработано в соответствии с учебной программой для студентов всех специальностей, изучающих дисциплину «Безопасность жизнедеятельности», и может быть использовано для подготовки работников ЮФУ и других организаций в области защиты от чрезвычайных ситуаций.


Рецензент – Ю. Г. Семехин – член – корреспондент МАНЭБ, доцент кафедры основ медицинских знаний и защиты населения в чрезвычайной обстановке.

Пособие рассмотрено и одобрено на заседании кафедры основ медицинских знаний и защиты населения в чрезвычайной обстановке.

Протокол №.5 от 11 января 2007 г.



Введение.
Наступил ХХI век. Однако мир, к сожалению, не стал безопаснее. Чрезвычайные ситуации (ЧС) в настоящее время становятся все более частыми и масштабными. Они способны подорвать не только экономику, но и поставить под угрозу безопасное проживание людей на огромных территориях, вызвать социально-политическую нестабильность. Общество становится зависимым от техносферы – ее разрушение равносильно катастрофе, а бесконтрольный, неограниченный рост может привести к деградации окружающей среды.

В последние годы в нашей стране, США и других странах мира население подверглось еще одному виду угрозы – террористическим актам. Взрывы жилых домов в Москве, Буйнакске, Волгодонске, захват заложников в Беслане, приведшие к гибели многих сотен человек, потрясли Россию, а террористические акты в Нью – Йорке и Вашингтоне 11 сентября 2001 г, когда погибло около 3 тысяч человек, потрясли мир. Безусловно, еще более масштабные потери среди населения несут военные конфликты, локальные войны. Поэтому защита населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, террористических актов – важнейшая задача государства.


Правовые основы защиты населения от ЧС.

Основные задачи РСЧС, ГО
Для противодействия природным и техногенным угрозам мирного времени Государственная Дума РФ 11 ноября 1994 г принимает Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1995 г № 1113 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» создана единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) (рис.1).

РСЧС – государственная организационно-правовая структура, объединяющая органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от ЧС 6.

Федеральным законом №28 – ФЗ «О гражданской обороне», который принят Государственной Думой 26 декабря 1997 г, в Российской Федерации юридически закреплена система гражданской обороны (ГО) (рис.2). В законе определено: «Гражданская оборона – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в ред. Федерального закона от 22. 08. 2004 №122-ФЗ).

Подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникших при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Федеральный закон «О гражданской обороне» устанавливает, что ведение гражданской обороны на территории РФ или в отдельных ее местах начинается с момента объявления состояния войны, фактически начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях.

С точки зрения системного анализа каждая система имеет цель, задачи, силы и средства. Рассмотрим их применительно к РСЧС и ГО.

Цель РСЧС – предупреждение чрезвычайных ситуаций и ликвидация их последствий 7.

Цель ГО - защита населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера 2.

В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»основными задачами РСЧС являются 1:

1.Разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС.

2.Осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в ЧС.

3.Обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации ЧС (далее – силы и средства).

4.Сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС.

5.Подготовка населения к действиям в ЧС.

6.Прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС.

7.Создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС.

8.Осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС.

9.Ликвидация чрезвычайных ситуаций.

10.Осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций.

11.Реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации.

12.Международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.
Федеральный закон «О гражданской обороне» определяет, что основными задачами гражданской обороны и защиты населения являются 2:

1.Обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

2.Оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

3.Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы.

4.Предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты.

5.Проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки.

6.Проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие ЧС природного и техногенного характера.

7.Первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер.

8.Борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий.

9.Обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению.

10.Обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий.

11.Восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие ЧС природного и техногенного характера.

12.Срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время.

13Срочное захоронение трупов в военное время.

14.Разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.

15.Обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.




Структура РСЧС, ГО
В соответствии с новыми законодательными актами в Федеральном законе «О гражданской обороне» упразднен статус начальников гражданской обороны, нет теперь понятий «службы ГО», «гражданские организации ГО», «начальники служб ГО». Однако службы по существу остались, их название только приведено в соответствие с решаемыми задачами по линии РСЧС, ГО 6.

Системы РСЧС, ГО состоят из территориальных и функциональных подсистем и действуют на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях (рис.1,2). Территориальные подсистемы РСЧС, ГО созданы на территориях республик, краев, областей (субъектов РФ) и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих субъектов. В соответствии с таким делением ответственность за состояние РСЧС, ГО на вышеуказанных территориях несут соответственно органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления в лице их руководителей (глав администраций).

В каждом федеральном органе исполнительной власти, т. е. министерстве, агентстве, службе и т. п., созданным по отраслям и сферам деятельности, и входящих в их состав структурных подразделениях межрегионального, регионального и муниципального уровней, организациях, объектах созданы функциональные подсистемы РСЧС, ГО. Руководство РСЧС, ГО в федеральных органах исполнительной власти, их подразделениях и организациях осуществляют соответствующие руководители.

Существенным изменением в новых законодательных актах по делам ГОЧС является то, что полномочия федеральных органов исполнительной власти по принятию нормативных актов в области ГО и по контролю за их выполнением распространяются теперь только на бюджетные организации, находящиеся в их ведении 7.

Рассмотрим органы управления, силы и средства РСЧС, ГО.

РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от ЧС.

Каждый уровень РСЧС имеет следующие элементы 3:

1.Координационный орган.

2.Постоянно действующий орган управления (орган управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям – ОУ ГОЧС).

3.Орган повседневного управления.

4.Силы и средства.

5.Резервы финансовых и материальных ресурсов.

6.Системы связи, оповещения, информационного обеспечения.
Органы управления РСЧС
Под органами управления силами РСЧС, ГО понимаются: командование, штабы, постоянные (штатные) и временные создаваемые (нештатные) органы для руководства силами РСЧС и ГО в различных звеньях в мирное и военное время.

Координационными органами РСЧС являются:


    • на федеральном уровне – 1) Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности;

2) комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти;

    • на межрегиональном уровне, охватывающем территорию федерального округа, - полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе;

    • на региональном уровне, охватывающем территорию субъекта РФ, - комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности (КЧС) органа исполнительной власти субъекта РФ;

    • на муниципальном уровне, охватывающем территорию муниципального образования, - КЧС органа местного самоуправления;

    • на объектовом уровне – КЧС организации (объекта, предприятия, учреждения). Они создаются в случае необходимости при наличии соответствующей материально-технической базы.

Вышеуказанные комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности возглавляются соответствующими руководителями или их заместителями, а членами комиссий назначаются необходимые специалисты – руководители подразделений. Компетенция этих комиссий, а также порядок принятия решений определяются в положениях о них или в решениях об их образовании.

КЧС федеральных органов исполнительной власти руководят разработкой и осуществлением организационных и инженерно-технических мероприятий по предотвращению ЧС, повышению надежности потенциально опасных объектов, обеспечению устойчивости и безопасности функционирования отраслей экономики в ЧС; участвуют в разработке и осуществлении федеральных целевых и научно-технических программ в области защиты населения и территорий от ЧС; организуют работы по созданию локальных систем контроля и оповещения на потенциально опасных объектах, а также страхового фонда технической документации для этих объектов; обеспечивают готовность органов управления, сил и средств к действиям при ЧС, координируют и руководят работами по ликвидации ЧС на подведомственных объектах и т. д.

Полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе обеспечивает координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти и организацию взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и общественными объединениями в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Основными задами КЧС регионального и муниципального уровней являются организация и контроль за осуществлением мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, а также по обеспечению надежности работы потенциально опасных объектов в условиях ЧС; организация наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов, прогнозирование ЧС; обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям в ЧС, а также создания и поддержания в состоянии готовности пунктов управления; создание резервов финансовых и материальных ресурсов; руководство работами по ликвидации ЧС, организация привлечения трудоспособного населения к этим работам; планирование и организация эвакуации населения, размещения эвакуируемого населения и возвращения его после ликвидации ЧС в места постоянного проживания; руководство подготовкой населения, должностных лиц органов управления и подразделений РСЧС к действиям в ЧС.

Объектовые КЧС руководят разработкой и осуществлением мероприятий по предупреждению ЧС, повышению надежности потенциально опасных объектов, обеспечению устойчивости функционирования организаций и объектов при возникновении ЧС; организуют работы по созданию на потенциально опасных объектах и поддержанию в состоянии готовности локальных систем контроля и оповещения; обеспечивают готовность органов управления, сил и средств к действиям при ЧС, руководят ликвидацией ЧС и эвакуацией персонала организаций и объектов; руководят созданием и использованием резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС; организуют подготовку руководящего состава, сил и средств, а также персонала организаций и объектов к действиям в ЧС.
Постоянно действующими органами управления РСЧС являются:

-на федеральном уровне – Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС); подразделения федеральных органов исполнительной власти для решения задач в области защиты населения и территорий от ЧС и (или) гражданской обороны;

-на межрегиональном уровне – территориальные органы МЧС – региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России (региональные центры);


    • на региональным уровне – 1) главные управления МЧС по субъектам РФ, например, по Ростовской области (ГУ МЧС РО); 2) департамент по предупреждению и ликвидации ЧС Ростовской области (ДПЛ ЧС РО);

3) департамент противопожарной службы Ростовской области (ДПС РО);

    • на муниципальном уровне – 1) управления ГОЧС МЧС категорированных городов и районов города Ростова – на – Дону; 2) управления (отделы) по делам ГОЧС города (района);

    • на объектовом уровне – отделы (секторы или специально назначенные лица) по делам ГОЧС.

МЧС России создано указом Президента РФ от 10 января 1994 г №66 «О структуре федеральных органов исполнительной власти», а главой МЧС России указом Президента РФ от 20 января 1994 г №171 назначен Шойгу С. К. МЧС осуществляет государственное управление и координацию деятельности органов государственного управления Российской Федерации по защите населения и национального достояния, предупреждению и ликвидации ЧС, обусловленных стихийными бедствиями, авариями, катастрофами и применением возможным противником современных средств нападения. Кроме того, министерство организует государственный надзор на территории РФ за выполнением мероприятий по предупреждению ЧС и обеспечению готовности к действиям при их возникновении; методическое руководство, координацию и контроль за подготовкой населения в области защиты от ЧС;взаимодействие с другими государствами мира в области защиты населения и территорий от ЧС и т. д.

Кратко рассмотрим структуру МЧС (рис. 3.). Министру МЧС непосредственно подчиняются первый заместитель и несколько заместителей, которые организуют деятельность и возглавляют соответствующие департаменты и управления. В настоящее время в состав МЧС входят 11 департаментов, 8 управлений и 9 отделов.

Указом Президентом РФ от 19 ноября 1991 г №221 созданы 9 региональных центров (РЦ) по делам ГОЧС. В настоящее время некоторые региональные центры объединены и их стало 6: Центральный РЦ (г. Москва), Северо-западный РЦ (г.Санкт – Петербург), Южный РЦ (г. Ростов – на - Дону), Приволжско-Уральский РЦ (г. Екатеринбург), Сибирский РЦ (г.Красноярск), Дальневосточный РЦ (г. Хабаровск).

Основной функцией регионального центра является координация действий сил и средств территориальных органов управления министерств и ведомств в границах федерального округа при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций федерального уровня и ликвидации их последствий. Региональный центр, кроме того, координирует действия республиканских, краевых и областных КЧС, действующих на соответствующих территориях, а также региональных подсистем РСЧС.

Региональным центром (рис.4) руководит начальник РЦ, ему непосредственно подчиняются несколько заместителей и помощников. В состав РЦ входят 11 управлений и 11 отделов.

Постоянно действующими органами управления на региональном уровне являются:

1.Главное управление МЧС РФ субъекта Российской Федерации

(ГУ МЧС) (рис. 5). Им руководит начальник главного управления, ему непосредственно подчиняются несколько заместителей и помощников. Каждый заместитель руководит работой нескольких управлений и отделов. ГУ МЧС РФ по Ростовской области создано и функционирует при Администрации области в целях реализации на территории области единой государственной политики в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации ЧС, пожарной безопасности.

2.Администрацией области создан департамент по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области (ДПЛ ЧС) (рис. 6.). Он предназначен для координации действий сил и средств областной подсистемы РСЧС, привлекаемых к проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР) при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера.

3.Администрацией области также создан департамент противопожарной службы Ростовской области (ДПС). Он выполняет аналогичные функции, указанные в пункте 2, в области обеспечения пожарной безопасности.

На муниципальном уровне постоянно действующими органами управления являются:

1.Управления МЧС категорированных городов и районов города Ростова – на – Дону, входящие в штат главного управления МЧС РФ по Ростовской области (рис. 5). Эти управления реализуют на территориях соответствующих муниципальных образований единую государственную политику в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации ЧС, пожарной безопасности.

2.Созданные администрациями муниципальных образований управления (отделы) по делам ГОЧС города (района). В качестве примера на рис. 7 показана структура управления по делам ГОЧС города Ростова – на - Дону. В штат этого управления включены 4 отдела ГОЧС районов города. Структура управления (отдела) может быть различной для разных городов и районов и зависит от численности населения, проживающего в данном городе (районе), количества и вида расположенных на его территории опасных производственных объектов, отнесения их к категориям по гражданской обороне, а территорий к группам по гражданской обороне и ряда других факторов.

На объектовом уровне постоянно действующими органами управления являются, как указана выше, структурные подразделения организаций, уполномоченные на решение задач в области защиты рабочих и служащих, населения и территорий от ЧС и (или) гражданской обороны, т. е. отделы (сектора, отдельно назначенные лица) по делам ГОЧС объекта экономики (рис. 8).

Органами повседневного управления РСЧС являются (рис.1):


    • на федеральном уровне – центр управления в кризисных ситуациях МЧС РФ (ЦУ КС МЧС); информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ);

    • на межрегиональном уровне – центр управления в кризисных ситуациях регионального центра (ЦУ КС РЦ); дежурно-диспетчерские службы ФОИВ;

    • на региональном уровне: 1) центр управления в кризисных ситуациях главного управления МЧС РФ по Ростовской области (ЦУ КС ГУ МЧС);

2) оперативные и дежурные службы департамента по предупреждению и ликвидации ЧС Ростовской области и подведомственных ему учреждений (ОДС ДПЛ ЧС); 3)центр управления силами департамента противопожарной службы Ростовской области (ЦУС ДПС);

    • на муниципальном уровне – единые дежурно-диспетчерские службы (ЕДДС) муниципальных образований (службы спасения);

    • на объектовом уровне - дежурно – диспетчерские службы (ДДС) организаций (объектов). Они создаются,как правило, на потенциально опасных объектах, крупных объектах экономики и т. п.

Размещение органов повседневного управления РСЧС в зависимости от обстановки осуществляется на стационарных или подвижных пунктах управления, оснащаемых соответствующими средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации, жизнеобеспечения и поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.

Соответствующие центры управления в кризисных ситуациях, дежурно-диспетчерские службы осуществляют оперативное управление дежурными силами и средствами в системе РСЧС, сбор и обработку информации о ЧС, а также о ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Силы и средства РСЧС, ГО
В состав сил и средств РСЧС входят специально подготовленные силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации ЧС.
На каждом уровне РСЧС имеются силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации. Основу их составляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее 3-х суток 3.

Аварийно-спасательная служба – это совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации ЧС, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования.

Аварийно спасательное формированиеэто самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.

Перечень сил постоянной готовности федерального уровня утверждается Правительством РФ по представлению МЧС, согласованному с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и организациями.

Перечень сил постоянной готовности территориальных подсистем утверждается органами исполнительной власти субъектов РФ по согласованию с МЧС.

Состав и структуру сил постоянной готовности определяют создающие их федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации ЧС.

Координацию деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, общественных объединений, участвующих в проведении аварийно-спасательных работ и действующих на всей или большей части территории РФ, а также всех видов пожарной охраны осуществляет МЧС.

Координацию деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно- спасательных формирований на территориях субъектов РФ осуществляют главные управления МЧС по субъектам РФ.

Координацию деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно- спасательных формирований на территориях муниципальных образований осуществляют вышеуказанные постоянно действующие органы управления по делам ГОЧС при органах местного самоуправления.

Привлечение аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к ликвидации ЧС осуществляется в соответствии с планами предупреждения и ликвидации ЧС на обслуживаемых указанными службами и формированиями объектах и территориях, а также в соответствии с планами взаимодействия при ликвидации ЧС на других объектах и территориях по решению соответствующих органов власти и организаций, осуществляющих руководство деятельностью указанных служб и формирований.

На федеральном уровне составными элементами сил РСЧС, ГО, подчиняющимися МЧС России, являются воинские части войск гражданской обороны центрального подчинения (отдельные мобильные механизированные бригады и полки, понтонно-переправочные батальоны, батальоны специальной защиты, отдельные вертолетные отряды, отряды противорадиационной и противохимической разведки); поисково-спасательная служба; центральный аэромобильный спасательный отряд МЧС России;центр специального назначения МЧС России; всероссийский центр экстремальной и реабилитационной медицины МЧС; специальные подразделения государственной противопожарной службы.

Кроме вышеуказанных сил РСЧС, ГО постановлением Правительства РФ от 18 ноября 1999 г №1266 «О федеральных службах гражданской обороны» на федеральном уровне созданы:



  1. Федеральная медицинская спасательная служба.

  2. Федеральная противопожарная спасательная служба.

  3. Федеральная спасательная служба охраны общественного порядка.

  4. Федеральная спасательная служба защиты животных и растений.

  5. Федеральная спасательная служба защиты материальных и культурных ценностей.

На эти службы возлагается решение следующих основных задач 4:

  1. На федеральную медицинскую спасательную службу – организация и проведение медицинских, лечебно-эвакуационных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на сохранение жизни и здоровья населения, а также своевременное оказание медицинской помощи пораженным и больным гражданам.

  2. На федеральную противопожарную спасательную службу – организация и проведение мероприятий, направленных на противопожарное обеспечение населенных пунктов и организаций, локализацию и тушение пожаров.

  3. На федеральную спасательную службу охраны общественного порядка – организация и проведение мероприятий, направленных на поддержание общественного порядка в городах и других населенных пунктах, на маршрутах эвакуации населения, а также обеспечение охраны материальных и культурных ценностей.

4.На федеральную спасательную службу защиты животных и растений – организация и проведение мероприятий, направленных на обеспечение устойчивой работы организаций сельскохозяйственного производства, а также мероприятий по защите сельскохозяйственных животных и растений.

5.На федеральную спасательную службу защиты материальных и культурных ценностей – организация и проведение мероприятий, направленных на защиту материальных и культурных ценностей, памятников истории и культуры.

Создание и организационно-методическое руководство вышеуказанными службами возлагается на соответствующие министерства – Министерство здравоохранения и социального развития РФ, МЧС, МВД, Министерство сельского хозяйства РФ, Министерство культуры РФ

Каждая федеральная спасательная служба создает свои специализированные формирования на всех уровнях.

Силы и средства гражданской обороны привлекаются к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации ЧС федерального и регионального характера в порядке, установленном федеральным законом.
На межрегиональном уровне к силам РСЧС, ГО относятся воинские части войск ГО, подчиняющиеся региональному центру (бригады, полки, батальоны), спасательные центры – на территории Южного РЦ их развернуто два, поисково-спасательная служба (в ее состав входит южный региональный поисково-спасательный отряд с 10 филиалами), государственная противопожарная служба (в ее состав входит Южный региональный специализированный пожарный отряд), государственная инспекция по маломерным судам, авиационно-спасательная эскадрилья и другие подразделения.
Кратко рассмотрим силы и средства РСЧС регионального уровня на примере Ростовской области. Для ликвидации ЧС на территории Ростовской области привлекаются специально подготовленные силы и средства постоянной готовности областной подсистемы и функциональных подсистем РСЧС. Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения АСДНР в зоне ЧС в течение не менее трех суток 5.

К силам постоянной готовности областной подсистемы относятся силы постоянной готовности органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, предназначенные для оперативного реагирования на ЧС и проведения работ по их ликвидации. Перечень сил постоянной готовности областной и функциональных подсистем указан в плане действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области, утвержденному Главой Администрации (Губернатором) области по согласованию с Главным управлением МЧС России по Ростовской области.

Координацию действий сил и средств областной подсистемы, привлекаемых к проведению АСДНР при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, осуществляет орган управления службы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера Ростовской области – департамент по предупреждению и ликвидации ЧС Ростовской области.

На муниципальном уровне силы и средства РСЧС, ГО могут быть различными у каждого муниципального образования. Каждый орган местного самоуправления самостоятельно определяет состав необходимых ему сил и средств, учитывая экономические, природные и иные характеристики, особенности территорий и степень реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций и согласуя этот вопрос с вышестоящим органом управления регионального уровня. При решении данного вопроса исходят из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств.

В приказе МЧС России от 23. 12. 2005г №999 «Об утверждении порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований» 5 дан примерный перечень создаваемых территориальных нештатных аварийно-спасательных формирований, включающий 52 наименования различных формирований, из которого и выбираются необходимые для конкретного муниципального образования, например, сводная команда (рис.9), сводная команда механизации работ (рис. 11) и др. Эти формирования являются составной частью сил ГО.

На объектовом уровне основу сил постоянной готовности составляют спасательные службы и их формирования, нештатные аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами (рис 8).

Спасательные службы, аварийно-спасательные формирования могут создаваться 5:

1) на постоянной штатной основе – профессиональные аварийно - спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования;

2)на нештатной основе – нештатные аварийно-спасательные формирования (НАСФ).

НАСФ представляют собой самостоятельные или входящие в состав аварийно-спасательных служб структуры, созданные на нештатной основе, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, подготовленные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени в составе сил гражданской обороны и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС 6.

Первый тип служб и формирований создается в организациях, у которых их наличие предусмотрено законодательством РФ в обязательном порядке.

Нештатные аварийно-спасательные формирования, как предусмотрено приказом МЧС России от 23. 12. 2005 г №999 5, создаются организациями, имеющими потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующими их, а также имеющими важное оборонное и экономическое значение или представляющими высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, и другими организациями.

Перечень организаций, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, создающих формирования, разрабатывается, утверждается и доводится до соответствующих руководителей организаций федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями 6.

Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями из числа своих работников в обязательном порядке, если это предусмотрено законодательством РФ, или по решению администраций организаций в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

Состав, структура и оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований определяются руководителями организаций в соответствии с рекомендациями МЧС 6. Их применение осуществляется по планам гражданской обороны и защиты населения.

НАСФ, как составная часть сил ГО, создаются для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ и первоочередного жизнеобеспечения населения, а также для участия в ликвидации ЧС природного и техногенного характера, в борьбе с пожарами, в обнаружении и обозначении районов, подвергшихся радиоактивному , химическому, биологическому и иному заражению, санитарной обработке населения, обеззараживании техники, зданий и территорий, срочном восстановлении функционирования необходимых коммунальных служб и других объектов жизнеобеспечения населения, восстановлении и поддержании порядка в пострадавших районах, для выполнения комплекса мероприятий по предотвращению проведения террористических актов, защиты сельскохозяйственных животных и растений, продовольствия, пищевого сырья, фуража, водоисточников и систем водоснабжения.

Исходя из вышеуказанного назначения, организациями могут создаваться спасательные, медицинские, противопожарные, инженерные, аварийно-технические, автомобильные формирования, а также формирования разведки, радиационного и химического наблюдения, радиационной и химической защиты, связи, механизации работ, охраны общественного порядка, питания, торговли и другие виды формирований.

НАСФ подразделяются:



    • по подчиненности: территориальные и объектовые;

    • по составу, исходя из возможностей по созданию, комплектованию специальными техникой, оборудованием,снаряжением, инструментами и материалами и аттестации: посты, звенья, группы, команды;

    • по предназначению: общего назначения и специального назначения.

Сроки приведения в готовность НАСФ не должны превышать: в мирное время – 24 часа, военное время – 6 часов.

Территориальные НАСФ создаются органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, подчиняются соответствующим руководителям администраций и применяются по их решению для выполнения мероприятий РСЧС,ГО на своих территориях и наращивания группировки сил ГО при проведении АСДНР.

Базой для создания этих формирований являются организации областного, городского и районного подчинения (строительные, дорожные, коммунального хозяйства, медицинские учреждения, промышленные предприятия и т. д.).

НАСФ организаций создаются для проведения АСДНР непосредственно в организациях, на базе которых они созданы. Они подчиняются соответствующим руководителям организаций и применяются по их решению.

НАСФ общего назначения предназначаются для выполнения АСДНР в очагах поражения (заражения) и зонах катастрофического затопления. К ним относятся сводные команды (группы), спасательные команды (группы), сводные команды механизации работ.

НАСФ специального назначения предназначены для выполнения специальных мероприятий в ходе АСДНР, усиления формирований общего назначения и всестороннего обеспечения их действий, а также самостоятельного выполнения задач ГО.

Основным формированием общего назначения является сводная команда (группа) (рис.10), она предназначена для ведения АСДНР.

Сводная команда механизации работ (рис.11) предназначается для усиления сводных и спасательных команд (групп) средствами механизации, а также для выполнения наиболее трудоемких работ самостоятельно.

Спасательная команда (группа) (рис.12) предназначается для ведения аварийно-спасательных работ.

К НАСФ специального назначения относятся:



1.Разведывательные команды, группы, звенья – для ведения разведки в очагах поражения (заражения, загрязнения), зонах катастрофического затопления, в районах массовых пожаров, на маршрутах выдвижения и в местах размещения формирований и населения.

2.Посты радиационного, химического и биологического наблюдения – для наблюдения за радиационной, химической и бактериологической обстановкой.

3.Команды, группы и звенья связи – для обеспечения связью руководителей разных уровней ГО, органов управлений ГО и пунктов управления с подчиненными и взаимодействующими силами, а также для ведения аварийно-восстановительных и ремонтных работ на линиях и сооружениях связи .

4.Медицинские отряды, бригады, санитарные дружины и санитарные посты – для ведения медицинской, санитарно-эпидемической и биологической разведки, оказания медицинской помощи пострадавшим в очагах поражения, проведения противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий в очагах заражения (загрязнения), на маршрутах эвакуации и ввода сил ГО, в загородной зоне, а также для ухода за пораженными.

5.Инженерные команды, группы – для ведения инженерной разведки, АСДНР, восстановления и ремонта дорог и дорожных сооружений, взрывных работ, строительства и обслуживания (эксплуатации) защитных сооружений.

6.Противопожарные и лесопожарные команды, отделения и звенья - для локализации и тушения пожаров на маршрутах выдвижения, на объектах спасательных работ и в районах массовых лесных пожаров.

7.Аварийно-технические команды, группы – для ведения аварийно-технических работ на сетях и сооружениях коммунально-энергетического хозяйства.

8.Команды, группы, станции, пункты радиационной, химической и биологической защиты, обеззараживания и специальной обработки – для ликвидации последствий радиоактивного загрязнения (заражения) и химического заражения, обеспечения действий формирований на маршрутах выдвижения и в очагах поражения, эвакуации населения, проведения дезактивации, дегазации, дезинфекции, санитарной обработки личного состава формирований и населения, обеззараживания территорий и сооружений, наблюдения за радиационной и химической обстановкой, а также для локализации и ликвидации вторичных очагов химического заражения.

9.Автомобильные и автотранспортные колонны – для перевозки в загородную зону рассредотачиваемых рабочих, служащих и эвакуируемого населения, вывоза материальных и культурных ценностей, перевозки сил ГО к очагам поражения, эвакуации пораженных в лечебные учреждения загородной зоны, подвоза (вывоза) рабочих смен, доставки материальных средств.

10.Команды и группы охраны общественного порядка – для участия в поддержании общественного порядка в населенных пунктах, на объектах работ, в районах размещения, а также в пунктах сбора, на маршрутах вывоза рабочих, служащих и населения в загородную зону и выдвижения сил ГО в очаги поражения (заражения, загрязнения).

11.Подразделения общественного питания (подвижные пункты питания) – для обеспечения горячим питанием личного состава формирований в районах размещения при выполнении АСДНР, а также обеспечения питанием пораженного населения.

12.Подразделения обеспечения (торговли) продовольственными товарами (подвижные пункты продовольственного снабжения) – для обеспечения личного состава формирований и пострадавшего населения продуктами питания (сухим пайком) при отсутствии возможности приготовления горячей пищи.

13.Подразделения обеспечения (торговли) промышленными товарами (подвижные пункты вещевого снабжения) – для обеспечения пострадавшего населения и санитарно-обмывочных пунктов обменной одеждой, бельем и обувью.

14.Подвижные автозаправочные станции - для обеспечения автотранспорта и другой техники формирований горючим и смазочными материалами.

15.Группы, звенья подвоза воды и обслуживания водозаборных пунктов - для обеспечения личного состава формирований и пострадавшего населения водой.

16.Подвижные ремонтно-восстановительные и эвакуационные группы –

для проведения текущего ремонта техники в полевых условиях и ее эвакуации.



17. Команды, бригады, звенья по защите сельскохозяйственных животных - для ведения ветеринарной разведки, ветеринарной обработки пораженных животных, защиты животных, фуража и источников воды, обеззараживания фуража и продуктов животного происхождения, ферм и других мест размещения скота, а также для проведения профилактических ветеринарно-санитарных и охранно-карантинных мероприятий.

18.Команды, бригады, звенья по защите сельскохозяйственных растений - для ведения фитопатологического и энтомологического контроля, проведения мероприятий по защите растений и продуктов растениеводства, обеззараживания сельскохозяйственных угодий и продуктов растениеводства.



19.Команды, группы защиты и эвакуации культурных ценностей – для выполнения мероприятий по защите и эвакуации предметов историко-художественного наследия, памятников истории, архитектуры и других культурных ценностей.

В зависимости от местных условий и при наличии материально-технической базы, по решению органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, на соответствующих территориях, по согласованию с организациями, могут создаваться и другие НАСФ.

Основными формированиями, создаваемыми промышленными организациями, являются формирования общего назначения: сводные команды (группы) и спасательные команды (группы), а остальными непромышленными организациями – спасательные команды (группы).

Кроме формирований общего назначения в организациях создаются следующие НАСФ:

1.Разведывательные (группы, звенья, посты радиационного и химического наблюдения).

2.Связи (группы, звенья).

3.Медицинские (отряды санитарных дружин, санитарные дружины, санитарные посты).

4.Аварийно-технические команды.

5.Противопожарные (команды, отделения, звенья).

6.Охраны общественного порядка (команды, группы).

7.Звенья по обслуживанию убежищ и укрытий (при наличии убежищ и укрытий).

В зависимости от наличия соответствующей базы могут также создаваться команды обеззараживания, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, подвижные пункты питания и другие формирования в зависимости от местных условий.

В организациях, производящих или использующих аварийно химически опасные вещества (АХОВ), создаются также сводные команды (группы) радиационной и химической защиты.

В образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования для решения задач РСЧС, ГО создаются формирования организаций (спасательные команды, группы), а также (в зависимости от профиля учебного заведения) НАСФ специального назначения (противопожарные, медицинские, связи, охраны общественного порядка и др.).

Часть формирований решением соответствующего руководителя может содержаться в повышенной готовности и использоваться для ведения разведки, борьбы с пожарами, организации охраны общественного порядка, оказания медицинской помощи пораженным (раненным) и выполнения других возложенных на них задач. Для формирований повышенной готовности сроки приведения в готовность не должны превышать 6 часов 6.

Личный состав НАСФ комплектуется работниками организаций. Работники организаций зачисляются в состав НАСФ добровольно, и это оговаривается в индивидуальных трудовых договорах 7. Военнообязанные, имеющие мобилизационные предписания, могут включится в НАСФ на период до их призыва (мобилизации). С момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения в установленном порядке военного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях НАСФ доукомплектовываются невоеннообязанными 5.

Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу взамен военной службы по призыву, могут включаться в состав НАСФ 6.

В формирования могут быть зачислены граждане РФ: мужчины в возрасте, беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до 8 лет, а также от 18 до 60 лет, женщины – от 18 до 55 лет, за исключением инвалидов I, II, III групп женщин, получивших среднее или высшее медицинское образование, имеющих детей в возрасте до трех лет.

В состав объектовых формирований зачисление трудоспособных граждан производится приказом соответствующего руководителя организации, а в состав территориальных – приказом руководителя соответствующего уровня РСЧС по согласованию с руководителями организаций.

Формирования оснащаются техникой и имуществом организаций, не поставляемыми в войска при объявлении мобилизации. Обеспечение формирований имуществом и техникой согласно предусмотренных табелей (норм) оснащения осуществляется за счет техники и имущества, имеющихся в организациях для обеспечения производственной деятельности.

Обеспечение формирований техникой и имуществом по номенклатуре, установленной МЧС России, осуществляется централизованно. Распределение фондов специальной техники и имущества производится МЧС России по заявкам федеральных органов исполнительной власти и субъектов РФ.

Основными видами специальной техники и имущества централизованного снабжения по номенклатуре, установленной МЧС России, являются:



  1. Средства индивидуальной защиты.

  2. Дозиметрическая аппаратура.

  3. Приборы радиационной разведки и дозиметрического контроля.

  4. Средства связи и оповещения.

  5. Индивидуальные средства медицинской защиты.


Резервы финансовых и материальных ресурсов.
Резервы финансовых и материальных ресурсов РСЧС, ГО на федеральном и межрегиональном уровнях формируются из средств ежегодно принимаемого Государственной Думой федерального бюджета (для ликвидации федеральных и межрегиональных чрезвычайных ситуаций).

В соответствии с федеральным законом «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» для ликвидации ЧС на федеральном уровне создан фонд Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий. Порядок выделения и расходования средств из вышеуказанного фонда определен постановлением Правительства РФ от 13 мая 1997 г №567 «О порядке выделения средств из резервного фонда Правительства Российского Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий».

Основанием для выделения средств из резервного фонда является решение Правительства РФ, в котором указывается размер ассигнований и их целевое расходование.

Средства из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов РФ для частичного покрытия расходов на финансирование следующих мероприятий по ликвидации ЧС:

1.Проведение поисковых и аварийно-спасательных работ в зонах ЧС.

2.Проведение неотложных аварийно-восстановительных работ на объектах жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, промышленности, энергетики, транспорта и связи пострадавших в результате ЧС.

3.Закупка, доставка и кратковременное хранение материальных ресурсов для первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения.

4.Развертывание и содержание временных пунктов проживания и питания для эвакуируемых пострадавших граждан в течение необходимого срока, но не более месяца.

5.Оказание единовременной материальной помощи пострадавшим гражданам.

6.Погашение государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате ЧС (на общую сумму не более 25 % средств резервного фонда).

Запасы материальных ресурсов для проведения первоочередных работ при ликвидации ЧС, а также материальные ресурсы, накапливаемые в составе государственного материального резерва, создаются за счет средств федерального бюджета.

Ведомственные резервы финансовых и материальных ресурсов создается за счет средств федеральных органов исполнительной власти.

На межрегиональном уровне создан фонд защиты. Финансовые средства в этот фонд поступают из федерального бюджета.

Резерв финансовых и материальных ресурсов субъекта РФ создается для ликвидации ЧС регионального и межмуниципального характера за счет средств бюджета субъекта РФ, а на муниципальном и объектовом уровнях – соответственно за счет муниципального бюджета и собственных средств организаций.

Номенклатура и объем резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС определяются создающим их органом.
Системы связи, оповещения, информационного обеспечения.
Управление единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется с использованием систем связи и оповещения. Они представляют организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сетей связи общего пользования и ведомственных сетей связи, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил РСЧС и населения.

Информационное обеспечение функционирования РСЧС осуществляется с использованием автоматизированной информационно-управляющей системы, представляющей собой совокупность технических систем, средств связи и оповещения, автоматизации и информационных ресурсов, обеспечивающей обмен данными, подготовку, сбор, хранение, обработку, анализ и передачу информации. В состав этой системы входят (рис. 1):



    • центр управления в кризисных ситуациях МЧС;

    • информационные центры федеральных органов исполнительной власти (ИЦ ФОИВ);

    • межрегиональные информационно-управляющей системы (ИЦ РЦ МЧС);

    • информационно-управляющие центры органов управления по делам ГО и ЧС субъектов РФ (ИЦ ГУ МЧС, ИЦ ДПЛ ЧС);

    • абонентские пункты городских и районных органов управления по делам ГО и ЧС (АП ОУ ГОЧС);

    • информационные центры областных аварийно-спасательных служб, организаций, и учреждений, включенных в областную подсистему РСЧС;

    • средства связи и передачи данных (ССПД).

Порядок сбора и обмена информацией в области защиты населения при возникновении чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии с Инструкцией об обмене информацией в ЧС.
Режимы функционирования РСЧС
В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС решениями соответствующих руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций в пределах конкретной территории для соответствующих органов управления и сил РСЧС устанавливается один из режимов 3:

1.Режим повседневной деятельности – при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий и эпифитотий.

2.Режим повышенной готовности – при угрозе возникновении ЧС.

3.Режим чрезвычайной ситуации – при возникновении и ликвидации ЧС.
В первом режиме органами управления и силами РСЧС осуществляются следующие основные мероприятия: наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к ним территориях и прогнозирование ЧС; планирование и выполнение целевых и научно- технических программ и мер по предупреждению ЧС, по повышению устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в ЧС; совершенствование подготовки органов управления ГОЧС, сил и средств к действиям при ЧС, организация обучения населения способам защиты и действиям при ЧС; создание и восполнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС и др.
В режиме повышенной готовности соответствующие КЧС принимают на себя непосредственное руководство функционированием подсистем и звеньев РСЧС; усиливаются дежурно-диспетчерские службы; усиливается наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах, прогнозируется возможность возникновения ЧС и их масштабов; принимаются меры по защите населения и окружающей природной среды, по обеспечению устойчивого функционирования объектов; приводятся в состояние готовности силы и средства, уточняются планы их действий и выдвигаются при необходимости в предполагаемый район ЧС; при необходимости проводятся эвакуационные мероприятия и др.
В режиме чрезвычайной ситуации: непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, прогнозирование развития возникших ЧС и их последствий; оповещение руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, а также населения о возникших ЧС; проведение мероприятий по защите населения и территорий от ЧС; организация работ по ликвидации ЧС и всестороннему обеспечению действий сил и средств РСЧС, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению при необходимости в установленном порядке общественных организаций и населения к ликвидации возникших ЧС; проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в ЧС и др.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется:

-локальной – силами и средствами организаций;

-муниципальной – силами и средствами органов местного самоуправления;



    • межмуниципальной и региональной – силами и средствами органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации;

-межрегиональной и федеральной – силами и средствами органов исполнительной власти субъектов РФ, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.

При недостаточности указанных сил и средств привлекаются в установленном порядке силы и средства федеральных органов исполнительной власти.

Ликвидация трансграничной ЧС осуществляется по решению Правительства РФ в соответствии с международными договорами.


Р С Ч С



У Р О В Н И


Федеральный



Межрегиональный

Региональный

Муниципальный

Объекто вый





К О О Р Д И Н А Ц И О Н Н Ы Е О Р Г А Н Ы


Правительственная КЧС, КЧС

ФОИВ


Полномочный представитель

Президента

РФ в ФО



К Ч С

К Ч С

К Ч С





ПОСТОЯННО ДЕЙСТВУЮЩИЕ ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ (ОУ ГОЧС)


МЧС РФ

Подразделения федера

льных орга

нов исполни

тельной вла

сти (ФОИВ)



Региональ

ный центр

МЧС РФ

МЧС РФ


-ГУ МЧС РФ

-Департамент

по предупреж

дению и лик

видации ЧС

(ДПЛ ЧС)


-ДПС

-Упр.ГОЧС

МЧС катего

рированного

города

-Упр. (отд)

ГОЧС муни

цип. образ-я





Отдел (сек-

тор, спец. ли

ца) по граж

дан. обор. и

чрезв.ситуациям (ГОЧС)








ОРГАНЫ ПОВСЕДНЕВНОГО УПРАВЛЕНИЯ


ЦУ КС МЧС

Деж. диспет.

службы ФОИВ



ЦУ КС РЦ МЧС

Деж. диспетч.

службы ФОИВ

ЦУ КС ГУ МЧС

Оперативн. и

деж. службы

ДПЛ ЧС и ДПС





ЕДДС

муниц. об-

разований

ДДС

организац

ий (объек.)




СИЛЫ И СРЕДСТВА, СИСТЕМЫ СВЯЗИ, ОПОВЕЩЕНИЯ, ИНФОР. ОБЕС

ПЕЧЕНИЯ, РЕЗЕРВЫ ФИНАНСОВЫХ И МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ


Федеральные



Межрегион-е

Региональные

Муниц - ные.

Объектовые





ЦУ КС



МЧС

ИЦ

ФОИВ


ИЦ РЦ

МЧС

ИЦ ГУ МЧС

ИЦ ДПЛ ЧС


АП ОУ

ГОЧС

ИЦ орг

анизаций



ССПД
ИНФОРМАЦИОННО-УПРАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМА

Примечания: КЧС - комиссия по предупр. и ликвидации ЧС и обеспеч.-ю пожарной безопасности; ФОИВ – фед. органы исполн. власти; ФО – фед. округ; МЧС - Мин – во по ЧС; ГУ МЧС – главное управления МЧС; ДПС – департамент противопожарной службы; ЦУ КС– центр упр. в кризисных ситуациях; ДПЛЧС – департ. по предупр. и ликвидацииЧС; ЦУС – центр управления силами; АП - абонентский пункт; ИЦ – инф. центр; ССПД – ср. связи и передачи данных; ОУ – орг. управления; ДДС – деж. диспетч. служба; ЕДДС – единая ДДС.

Рис. 1 Примерная структура РСЧС


следующая страница >>



Владею русским со словарем, французским, хинди, испанским, банту и другими с переводчиком. Владимир Колечицкий
ещё >>