Дюны: отражение в географической литературе и поэтических произведениях - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
«Классика и современность». Предметом рассмотрения в 7 классе являются... 1 244.58kb.
Правила при перевозке пассажиров транспортом зао 1 61.21kb.
Циклическая структура поэтических сборников георгия иванова 1930-х... 1 325.8kb.
Центр отдыха «Байкальские Дюны» 1 53.59kb.
Отражение эпохи в произведениях Максима Горького 1 182.66kb.
Исследовательская работа по литературе 1 92.53kb.
Урок музыкального искусства в 5-ом классе Тема семестра : Музыка... 1 72.96kb.
Теоретические основы изучения поэтических текстов 4 Жанровые особенности... 5 432.5kb.
Литература начала 20 века Обзор русской литературы первой половины... 1 154.8kb.
Инструкция по экспертному оцениванию 1 431.74kb.
Отражение местного колорита в творчестве В. Я. Шишкова 1 99.74kb.
Байкальские дюны 1 22.03kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Дюны: отражение в географической литературе и поэтических произведениях - страница №1/1


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 2 г. Гурьевска» Калининградской области

Дюны:

отражение в географической литературе

и поэтических произведениях

Автор:


Волкова Кристина Евгеньевна,

учащаяся 9 «Б» класса

Руководитель:

Переплетчикова Ольга Вячеславовна,

учитель географии

Гурьевск


2011

Содержание



Введение…………………………………………………………………….3





  1. Методика исследований……………………………………………......4




  1. Результаты исследований………………………………………………4

2.1 Особенности дюн, отраженные в географической литературе……....4


2.2. Частота упоминания дюн и их особенностей в поэтических

произведениях…………………………………………………………..6


2.3. Особенности дюн в произведениях отечественных и зарубежных

поэтов…………………………………………………………………....7


2.4. Дюны Куршской косы в стихотворениях кенигсбергских

и калининградских поэтов……………………………………………..9


Выводы……………………………………………………………………...12

Заключение………………………………………….………………………12


Литература и электронные ресурсы………………………….……………13


Введение

Дюнами называются формы скоплений песка, созданные ветром, причём в нашей стране к дюнам относят только формы рельефа песков внепустынных областей (берега морей, озер, рек, зандровые области), а эоловые формы рельефа пустынь именуются барханами. В зарубежной литературе термином «дюны» называют все формы рельефа песков независимо от зонально-климатических условий.

Объектом данного исследования являются только дюны, относящиеся к внепустынным образованиям.

Дюны представляют несомненную ценность как в научном, так и в эстетическом отношении. Однако географы и поэты, вероятно, по-разному воспринимают и описывают эти формы рельефа.

Цель настоящей работы – исследовать, как особенности внепустынных дюн отражены в географической литературе и поэтических произведениях.

Задачи исследовательской работы:

- изучить особенности дюн, отраженные в географической литературе, обратив особое внимание на природу дюн Калининградской области;

- выяснить, какие особенности дюн отражены в произведениях отечественных и зарубежных поэтов;

- сравнить поэтические описания дюн, созданные калининградскими поэтами, и стихотворные характеристики, написанные авторами, работающими вне Калининградской области;

- определить, с помощью каких лексических средств художественной выразительности авторы стихов передают характерные черты дюн;

- сравнить поэтические описания дюн и их географические характеристики.
В процессе работы использованы сборники стихотворений российских (советских) и зарубежных поэтов, в том числе поэтов Восточной Пруссии и Калининградской области, местные периодические издания, ресурсы Интернета, а также учебная и научно-популярная географическая литература. На данный момент нам не удалось найти публикаций, специально посвященных указанной проблеме.


  1. Методика исследований

В ходе данного исследования мы использовали литературу из гимназической, районной и домашних библиотек. Были изучены сборники стихотворений отечественных и зарубежных поэтов, включая кенигсбергских и калининградских авторов. Для работы были подобраны учебные и научно-популярные книги по физической географии (в том числе – о природе Калининградской области), а также местные периодические издания (журналы). Занимаясь данным исследованием, мы обратились также к Интернет-ресурсам соответствующей тематики.

Знакомясь с географической литературой, мы подробно изучили материалы, посвященные дюнам и их особенностям.

Читая стихотворения, мы выписывали на карточки строки, связанные с упоминанием дюн и их особенностей, делая ссылки на литературный источник. Затем цитаты были систематизированы, выявлена частота упоминания дюн в произведениях российских (отдельно – местных) и зарубежных авторов, а также определены особенности изучаемых форм рельефа, отраженные в стихотворных строчках.

В процессе работы мы выявили художественные средства (главным образом – лексические), используемые поэтами.

Далее, в соответствии с задачами исследования, нами было проведено сравнение географического и поэтического отражения особенностей изучаемых объектов.



2. Результаты исследований


2.1. Особенности дюн, отраженные в географической литературе

Дюны представляют собой формы рельефа песков, образованные ветровой аккумуляцией. В отличие от барханов, выпуклую форму имеют крутые склоны дюн. Пологий наветренный склон имеет угол наклона 8 – 20˚, подветренный – 32 – 40˚.

Дюны, не закрепленные растительностью, могут перемещаться в направлении господствующего ветра со скоростью до 10 метров в год, в зависимости от массы песка и скорости ветра. Подвижные дюны закрепляют искусственными лесопосадками (главным образом, сосновыми).

Эволюция дюн, при господстве одного или близких направлений ветров, выражается в постепенном переходе от приморских или прирусловых дюнных валов, как правило, поперечных ветру, в скобовидные, параболические и шпильковидные формы. При се-


зонных ветрах, направленных под углами менее 90°, формируются копьевидные дюны. При определенных условиях могут также развиваться округлые валообразные дюны. Со временем из простых форм образуются комплексные.

Дюны встречаются на побережьях Белого, Каспийского морей, на берегах озера Балхаш, в дельте реки Лены, в Полесье, на берегах Канадского архипелага и во многих других районах. Высота дюн – от нескольких метров до 100 метров. Во Франции, на побережье Бискайского залива, дюны достигают 97 м, однако в данном районе песчаные холмы навеяны на приподнятый цоколь коренных пород. Вторыми по высоте в Европе являются дюны Куршской косы, полностью состоящие из песка.

В пределах Куршской косы с запада на восток (в направлении Балтийское море – Куршский залив) последовательно выделяются морской пляж, авандюна, равнина-пальве, Большая дюнная гряда и побережье Куршского залива.

Авандюна – валообразная дюна, созданная в XIX веке человеком на месте естественных береговых пляжевых дюн для защиты косы от летящего песка, штормовых волн и нагонов.

Важнейшим элементом рельефа косы является Большая дюнная гряда. Она протягивается широкой почти непрерывной полосой (0,1 – 0,8 км) с юго-запада на северо-восток от невысоких Белых дюн (у турбазы «Дюны») до государственной границы с Литвой и далее вдоль берега Куршского залива. Ее средние высоты 30 – 40 м. Одной из самых высоких является дюна Эфа

( 62 м).

Склоны Большой дюнной гряды резко асимметричны. Западные наветренные – длинные и пологие; восточные подветренные – короткие, крутые, обвально-обсыпные. Вершины дюн широкие, местами выпуклые, сглаженные, с мягкими плавными очертаниями, редко – острые, извилисто- гребневидные. Поверхность дюн осложнена своеобразными эоловыми формами – от ветровой ряби до бугров-останцов. Все эти явления недолговечны, так как создаются, изменяются и разрушаются ветром.         

Незакрепленные дюны, состоящие из светлого кварцевого песка, составляют около 30% дюнной гряды. Они интенсивно развеиваются и перевеиваются, перемещаются, гонимые западными ветрами, к Куршскому заливу со скоростью 0,5 - 5,0 м/год, местами вторгаясь в его акваторию. При этом дюны изменяют свой силуэт, высоту и конфигурацию; их вершины снижаются, уплощаются, объем дюн сокращается за счет выноса песков в Куршский залив.

Большая дюнная гряда подразделяется на ряд самостоятельных дюнных массивов. Они включают участки дюн, называемых «белыми» (не закрепленных растительностью), задернованных «серых» и «зеленых» (покрытых лесом).

Ландшафты Куршской косы занимают особое место среди ландшафтов Балтийского побережья, являются уникальными, отличаются выразительностью и эстетичностью.

Балтийская коса по своим морфологическим параметрам является своеобразным аналогом Куршской косы. Однако самая высокая песчаная гряда здесь имеет высоту 38 метров. Дюны косы засажены сосновым лесом.

2.2. Частота упоминания дюн и их особенностей

в поэтических произведениях
В ходе выполнении исследовательской работы найдены и проанализированы стихотворения, содержание которых полностью или частично связано с дюнами. Полученные материалы систематизированы в таблице 1.
Таблица 1

Поэтические произведения, содержание которых полностью

или частично связано с дюнами


Группа авторов

Количество

авторов стихотворений

Количество

произведений

Российские поэты (включая русскоязычных авторов советского периода),

в том числе поэты

Калининградской области

47
18


92
56



Зарубежные поэты

11

12

Поэты Восточной Пруссии

6

8

Итого:

64

112

В процессе сбора материала у подавляющего большинства российских поэтов, работавших или работающих вне Калининградской области, было обнаружено по одному стихотворению, соответствующему теме данной работы, у трёх авторов – по два стихотворения и у одного – четыре (Всеволод Рождественский).

У большинства калининградских поэтов также было найдено по одному произведению, связанному с дюнами, у четырех авторов – по два стихотворения и у одного – три стихотворения. Однако в сборнике стихов Татьяны Буруковской 18 произведений соответствуют данной теме, а в книгах Альбины Самусевич – 16 стихотворений.

В ходе анализа всех отобранных стихотворений выяснилось, что в 32 случаях дюны в произведении только упоминаются и никакие средства художественной выразительности в связи с дюнами автором не используются.

В процессе исследования было найдено шесть поэтических произведений, в основном повествовательного характера (например, А.Мигель «Женщины Ниды», А.К.Т.Тило «Кочующая дюна», А.Самусевич «Бродячая дюна»), полностью посвященных дюнам и их особенностям.

Следует учитывать, что количество стихотворений, написанных на иностранном языке и переведенных на русский язык, объективно гораздо меньше числа произведений русскоязычных авторов.

Анализируя стихотворные строки, мы выяснили, что поэты отражают определенные особенности дюн, указанные в географической литературе (таблица 2).
Таблица 2

Частота упоминания некоторых особенностей дюн

в поэтических произведениях

Особенности дюн

Количество упоминаний

Дюны состоят из песка

29

Дюна является холмом

24

Дюны могут перемещаться под влиянием ветра

19

Дюны могут быть покрыты растительностью,

в том числе закреплены сосновыми лесопосадками

12

8

При трении песчинок друг о друга возникают своеобразные звуки

4



2.3. Особенности дюн в произведениях отечественных

и зарубежных поэтов


Дюны упоминаются, поэтично характеризуются в произведениях таких известных отечественных поэтов, как И.Бунин, В.Брюсов, К.Бальмонт, А.Блок, В.Рождественский, Р. Рождественский, Р.Казакова.

К дюнам относят различные эпитеты: сизые, серебристо-шелковые (И.Бунин), горбатые (К.Бальмонт), зыбучие (А.Блок), пепельные (В.Набоков), золотые (Г.Галина), теплые (Н.Буранова). Анатолий Жигулин называет их пустынными, имея в виду их необитаемость, безлюдность. Роберт Рождественский использует метафорические эпитеты «немые», «добрые» [34] , а литовский поэт Ю.Балтрушайтис – «озябшие» [30].
Литовский поэт Адомас Якштас использует сравнение:

Вздыблены ветром, вымыты морем,

Дюны, как волны, здесь громоздятся… [30]

А Э.Матузявичюс олицетворяет дюны и использует перифраз, причем дюны ему также напоминают волны:

Ведут хороводы песчаные волны,

А ветер их кружит, вздымает, несет. [12]

Интересны строчки американского поэта Р.Фроста, в которые включена и антитеза:

Зеленой, мокрою

Бывает волна морская.

Но бурой охрою

Над нею встает сухая… [33]

Сравнивает дюны с морем и олицетворяет их Р.Казакова: «…А дюны, как море, бегут…» [22] . Олицетворение использует и Валерий Брюсов:

Поют океанские струны

Напевы неведомых лет,

И слушают серые дюны

Любовно-суровый привет. [8]

Невозможно не остановиться на стихотворении Роберта Рождественского, в котором он использует не только такие лексические средства художественной выразительности, как сравнение и развернутые метафоры, но и ряд синтаксических художественных средств (риторическое обращение, восклицательные предложения, лексический повтор, парцелляцию):

…Спасибо дюнам…

Высоко и прямо –

они взлетели –

за грядой гряда.

Они похожи

на большое пламя,

которое застыло навсегда!

…………………………….

Спасибо,


дюны!

До конца спасибо.

За ясность.

За последние цветы.

За то, что

необыкновенной силой

пропитаны

шершавые хребты!

Именно восхищение дюнами побуждает автора воскликнуть: «Как мы богаты небом и землей!» [34]

Некоторые авторы сравнивают с дюнами другие природные объекты. Например, у М.Герасимова мы встречаем «жнивий золотые дюны» [33] , у М.Шраера – «осенние дюны плывущих небес» [44], а С.Трофимов и А.Алейник называют «снежными дюнами» сугробы [33].

Определить, где именно находятся внепустынные дюны, о которых идет речь, обычно можно по названию произведения или в контексте. Например, стихотворение Р.Казаковой называется «Прибалтика», стихотворение В.Рождественского – «Сосны Райниса», у Р.Рождественского есть стихи с названием «Паланга», у В.Брюсова – «Над Северным морем», у Г.Ефремова – «Нида. Дождь». В произведении «В дюнах» А.Блок пишет: « Так думал я, блуждая по границе Финляндии…» [7]. И.Бунин упоминает «норвежские старые шхуны» [9]. Однако нередко не удаётся точно установить район, о котором говорится в стихотворении.

2.4. Дюны Куршской косы в стихотворениях кенигсбергских

и калининградских авторов

«Я хотела бы жить на Куршской косе…» – пишет живущая в Белоруссии Надежда Буранова [44]. Но, естественно, дюнам Куршской косы посвящают свои стихи в основном поэты Калининградской области. Как сказала Т.Буруковская, «бесчисленные темы дарит Куршская коса» [10]. А у Сэма Симкин в стихотворении «На Куршской косе» есть строки:

Вокруг бродячие сюжеты:

И дюны, и залив, и лес. [43]

Описывая дюны, авторы употребляют различные эпитеты: солнечные (А.Краснов, З.Куприянова), седые (А.Самусевич), янтарные (Т.Буруковская), легкие (В.Данилов), грозные (М.Беседина). Кенигсбергский поэт А.К.Тило называет «кочующую дюну» хищ-

ной [42]. Говоря о дюне с лаской, Агнес Мигель использует такие образные определения: матушка, старушка, святая, добрая [1]. Нередко дюны называют белыми (А.Самусевич, Т.Буруковская, Н.Лепетюха, Н.Василевский). Т.Ленская считает красоту дюн «аскетичной» [26]. Наталье Лепетюхе дюна видится стройной, а Альбине Самусевич – крутобёдрой (метафорические эпитеты).

Кенигсбергская поэтесса А.Мигель олицетворяет дюну:

Когда я в дюне кошечкой свернусь,

Она меня ласкает и хранит…. [1]

В стихах калининградских поэтов олицетворения встречаются довольно часто. Так, у А.Самусевич «В молчании застыла дюна, свой сарафан латая» [39]. Эта поэтесса пишет также:

Лениво дюны дремлют у залива,

лесам подставив круглые бока.

………………………..

Сон наяву: я вижу лица

прибрежных дюн – и больше ничего. [40]

В стихах местных авторов дюны поют (Н.Лепетюха, З.Куприянова), целуют прибой (В.Байбаков), смеются (Н.Леонова), спят (В.Зорин), стонут (Т.Буруковская). Олицетворяя дюны, Н.Зверева создала такие строки:

Здесь, с лихой непогодою споря,

Цепко держатся дюны

За корни балтийской сосны. [32]

Вот развернутая метафора в стихотворении «Кочующая дюна» А.Зуевой:

Кочующая дюна,

головкою качаешь,

как видно, не скучаешь

в дороге кочевой.

Ликующе и чудно,

шагнув, с плеча роняешь

ажурную косынку

с песчаной бахромой. [2]

Отдельные образы повторяются в стихах разных авторов. Как и поэтам, произведения которых упоминались выше, Альбине Самусевич дюны напоминают волны:

По воле бесов шторм разбужен,

качнулись берега волнам вослед.

Песчаных дюн горбы верблюжьи,

сливаясь с морем, прячутся в рассвет. [37]

Ассоциации с верблюдами возникли и у В.Зорина:

Своё отражение дюны

Ловят в крутых волнах.

Ветры чеканят руны

На их верблюжьих боках. [21]

Здесь уместно обратить внимание на стихи российского поэта В.Эльснера:

Ветер, старый и хитрый колдун,

Бродит скатами дюн.

…………………………….

Выше прянул на дюны,

Пишет длинные руны… [44]

Дюны сравнивают с песочными часами. Такие стихи возникли у Т.Буруковской:

Осыпается с дюны песок

Нескончаемой зыбкой струёй,

Словно с вечных песочных часов

Осыпается время моё. [10]

А вот слова поэта Рудольфа Жакмьена: «Дюна мнится нам большими И песочными часами…» [18]

В стихотворениях нередко подчеркивается: дюна – это, в сущности, холм. Например, в стихах В.Данилова мы читаем: «Песчаные дремлют холмы…» Т.Ленская говорит о «вершине темнеющей дюны». «Пляж прильнул к подножью дюны…» – пишет Т.Буруковская. «Песчаные откосы и пирамиды дюн» упоминает Н.Лепетюха. Поэт О.Красникова считает, что дюна – «родная сестра настоящим горам» [32].

Многие авторы (например, А.Самусевич, М.Беседина) называют дюны горами, используя гиперболу либо имея в виду гору как значительную возвышенность, поднимающуюся над окружающей местностью (то есть не учитывая определение географического понятия «гора»). А Т.Буруковская говорит, что она «у дюны искусству училась Меж песков оставаться горой» [10].

Хочется отметить, что некоторые авторы (к примеру, наши земляки В.Данилов, М.Беседина, российский поэт Н.Рубцов) используют выражение «песчаные дюны», по-видимому, являющееся плеоназмом.


Заключение
Проведя исследование в соответствии с поставленными задачами, мы пришли к следующим выводам:


  • В стихотворных строчках, отобранных для исследования, авторы в основном отражают следующие особенности дюн, указанные и в географической литературе: 1) дюны являются песчаными холмами; 2) дюны обладают способностью к перемещению под влиянием ветра; 3) при трении песчинок друг о друга возникают своеобразные звуки; 4) дюны могут быть покрыты растительностью, причем наиболее распространены сосновые лесопосадки;

  • В произведениях калининградских поэтов особенности дюн представлены более подробно, чем в стихах авторов, работающих вне Калининградской области;

  • Для описания дюн поэты наиболее часто используют такие лексические средства художественной выразительности, как эпитеты и метафоры (главным образом, олицетворения), что, безусловно, не характерно для учебно-научной географической литературы;

  • Авторы стихотворений верно отражают особенности дюн, описанные в географической литературе, но преломляют их через призму собственного настроения и художественного мировосприятия.

В перспективе, мы полагаем, работая в библиотеках города Калининграда, следует проанализировать пока не изученные нами произведения отечественных и зарубежных поэтов, в которых говорится об особенностях дюн.

В будущем можно также рассмотреть отражение особенностей дюн в прозаических произведениях.

Результаты данного исследования могут быть использованы учителями географии на уроках, посвященных изучению форм рельефа земной поверхности или природы Калининградской области, с целью формирования географического образа дюн.




Литература и электронные ресурсы


  1. Агнес Мигель, поэтесса из Кенигсберга. – Калининград, 1992.

  2. Антология Калининградской поэзии/ Составитель С.Симкин. – Калининград, 2005.

  3. Балтийская коса: природа, история, современность/ Е.Е.Шалашкова. – Калининград, 2009.

  4. Балтика. – 2002.–№ 2.

  5. Балтика. – 2003. – № 2.

  6. Бальмонт К.Д. Стихотворения. – М., 1990.

  7. Блок А.А. Стихотворения. Поэмы. – М., 1987.

  8. Брюсов В.Я. Избранное. – М., 1982.

  9. Бунин И.А. Стихотворения. – М., 1990.

  10. Буруковская Т.Г. Приношения Куршской косе. – Калининград, 2009.

  11. Буруковская Т.Г. Путешествие по Куршской косе. – Калининград, 2005.

  12. Ваулина В.Д. Наш край. – Калининград, 2001.

  13. Ваулина В.Д. Дюны Курской косы. – Калининград, 1981.

  14. ВикипедиЯ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org

  15. Воронов В.И. Путешествие по Балтийскому побережью Замланда. – Калининград, 2009.

  16. Географический атлас Калининградской области / Гл. ред. В.В.Орленок– Калининград, 2002.

  17. Географический энциклопедический словарь / Гл. ред. А.Ф. Трешников. – М., 1988.

  18. Запад России. – 1993. – № 1 (5).

  19. Затолочный П.В. В краю качающихся звезд. – Калининград, 1989.

  20. Затолочный П.В. Там, где дремлют ветры. – Калининград, 1991.

  21. Зорин В.Н. Биография: Стихи и поэмы. – Калининград, 1987.

  22. Казакова Р.Ф. Помню. – М., 1974.

  23. Калининградская область: Очерки природы / Сост. Д.Я. Беренбейм; Науч. ред. В.М. Литвин. – Калининград, 1999.

  24. Куприянова З.А. Звезда надежд. – Калининград, 1998.

  25. Куприянова З.А. Страна моей весны. – Калининград, 2006.

  26. Ленская Т.С. Наваждение. – Калининград, 1990.

  27. Леонова Н.И. Лира звонкою струною нежно пела о любви. – Калининград, 1997.

  28. Леонтьев О.К., Рычагов Г.И. Общая геоморфология. – М., 1988.

  29. Лепетюха Н.Ю. Как одиноки облака…. – Калининград, 2005.

  30. Литовские поэты ХХ века. – Л., 1971.

  31. Михайлов А.С. После молчания. – Калининград, 1994.

  32. На самом краешке России…. – Калининград, 1996.

  33. Поэзия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lib.ru/POEZIQ/

  34. Рождественский Р.И. Возраст. – М., 1988.

  35. Рубцов Н.М. Избранное. – М., 1998.

  36. Самойлов Д.С. Линии руки. – М., 1981.

  37. Самусевич А.Г. Коронация любви. – Калининград, 2009

  38. Самусевич А.Г. Лоскутное счастье. – Калининград, 2010.

  39. Самусевич А.Г. Сад камней. – Калининград, 1998.

  40. Самусевич А.Г. С городом наедине… – Калининград, 2005.

  41. Самусевич А.Г. Цветет шиповник в дюнах. – Калининград, 2003.

  42. Свет ты мой единственный: Стихи кенигсбергских поэтов / Сост. и пер. С.Х. Симкина. – Калининград, 1993.

  43. Симкин С. Х. От моря сего…. – Калининград, 1996.

  44. Стихи.ру [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.stihi.ru

  45. Стихия: классическая русская/советская поэзия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.litera.ru/stixiya

  46. Тяльксните М. Куршская коса. – Вильнюс, 1980.

  47. Федеральное государственное учреждение «Национальный парк «Куршская коса» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.park-kosa.ru/

  48. Энциклопедический словарь юного литературоведа. – М., 1988.



 Здесь и далее числа в скобках соответствуют порядковым номерам источников в списке использованной литературы и электронных ресурсов






Если он решил примириться с умирающим врагом, то лишь для того, чтобы подойти к его смертному ложу и насладиться его агонией. Анри де Монтерлан
ещё >>