Духовность и таинство врачевания - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Духовность и религиозность в программе 12-ти Шагов 1 18.49kb.
Владимир Лободин Здоровье и духовность путь к единству в пяти томах 23 5086.51kb.
Таинство венчания 1 122.75kb.
2 вопрос. Духовность и право. Духовность и власть 6 1194.83kb.
Возродить духовность 1 66.96kb.
Что такое духовность 1 95.2kb.
Духовность как системный комплекс 4 857.77kb.
Генрих Грузман Слёзы мира и еврейская духовность 25 6439.55kb.
29 июля 3 августа 2010 Темы: Духовность и пкм. Пкм и новизна Тит 1 124.17kb.
Утерянное искусство врачевания 19 4114.04kb.
“Таинство веры.” Введение в Православное Богословие 16 3106.49kb.
Вопросы к экзамену по дисциплине «История психологии» 1 22.99kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Духовность и таинство врачевания - страница №1/1

ДУХОВНОСТЬ И ТАИНСТВО ВРАЧЕВАНИЯ

А.П. Алексеенко, В.Г. Левчук, г. Харьков

Подход к проблемам современного врачевания, определяемый православной культурой, – это уникальнейшее и ценнейшее достояние мирового сообщества. Одновременно – это свидетельство верности своей культурно-религиозной традиции, что в немалой степени способствует ее выживанию и сохранению. Вместе с тем следует особо подчеркнуть, что в арсенале средств современной медицинской деятельности духовности, по сути, не остается места.

Врачевание – одна из самых уникальных профессий, назначение которой максимально совпадает с «деланием добра», с христианскими ценностями милосердия, человеколюбия и сохранения жизни. Неслучайно, первая модель социального института здравоохранения (как деятельного проявления милосердия и человеколюбия) была реализована именно в христианских монастырях.

В древних культурах – египетской, вавилонской, индийской, персидской, иудейской, греческой – способность врачевать свидетельствовала о «божественной» избранности человека и определяла его элитное, как правило, жреческое, положение в обществе. Первые вавилонские врачи были жрецами, а основными средствами лечения были обряды и магия. Медицинская практика была исключительным правом магов Персии и брахманов Древней Индии.

Тысячелетиями в европейской культуре существовала тесная и прочная связь религии, этики и медицины. Заданная христианством, смыслообразующая цель человеческого существования в мире наполнялась конкретными мироповеденческими ориентациями, ценностями, нормами морали и реализовывались в конкретной практической деятельности милосердия и врачевания. Традиционная профессиональная врачебная этика (как никакая другая форма профессиональной этики!) обнаруживала эту связь.

Смысл деятельности врача заложен в самом слове: врач – это и целитель, и воспитатель одновременно. Человек, не знающий многое о себе, должен быть воспитан как существо не только разумное, но и духовное. В основе всякой разумной деятельности лежит знание. Нельзя воспитывать и исцелять, не зная. С другой стороны, чтобы быть воспитанным и исцеленным, нужно доверять врачу. В деятельности врача тесным образом переплетаются знание и вера.

Современное научное знание, в том числе и медицинское, имеет раздробленный характер. Дробление медицинской профессии – не лучшее достижение цивилизации. Ведь сегодня утрачены те знания, которые дают представление о человеке как едином целостном организме. В прошлом врачу были доступны иные знания, которые вырабатывали у него особое видение врачевания: человека надо учить, воспитывать разумному отношению к себе и другим людям. Но поскольку уровень сознания, интеллекта в то время был не очень высок, то обучение проходило через доступные в то время людям формы: мифологию, и даже философию. В древности медицина и философия были тесно переплетены, а первые врачи античности были одновременно и философами – например, Алкмеон и Эмпедокл.

Врач – это, прежде всего, целитель. Его задача заключается в том, чтобы восстановить целостность нарушенных структур человеческого организма. А подобное восстановление не может осуществляться на физическом уровне, ибо оно носит более глубокий, потаенный, духовный характер. В свое время замечательный русский религиозный философ И.А.Ильин в статье «О призвании врача» писал следующее: «Горе тому из нас, кто упустит в лечении духовную проблематику своего пациента и не сумеет считаться с нею! Врач и пациент суть духовные существа, которые должны совместно направить судьбу страдающего духовного человека. Только при таком понимании они найдут верную дорогу» [1, 445]. Если целитель предостерегает больного в отношении согрешений, как он должен жить сам. Конечно же, он не должен сам грешить. Его задача заключается в том, чтобы сохранять целостность всех своих энергетических и физических структур, т.е. мыслей, чувств, желаний, эмоций… Именно с контроля над своими эмоциями, желаниями, чувствами и мыслями начинается здоровье человека. И условие для целительства «Исцелись сам» – это постоянная сверка того, что внутри тебя есть, с тем, что должно быть. Жрецы, священники и пророки древности интуитивно знали, что в них мешает и что помогает, чтобы исполнить свою работу (перетраты). Есть болезни пренебреженного и потому истощаемого тела; и есть болезни пренебреженного и потому немощного духа. Врач должен все это установить, взвесить и найти индивидуально-верное решение; и притом так, чтобы пациент этого не заметил. Нельзя лечить тело, не считаясь с душою и духом.

На своем уровне древние целители знали, что в организме человека остаются следы в виде, например, минусовой энергии, которая может в случае не раскаяния передаваться по родовой линии как начало болезней тех, кто еще не согрешил, но уже как бы виновен. Кстати, очень интересное видение проблем, т.е. наследственных болезней, содержится во всех древних учениях: живущий на земле человек не рассматривается как автономное явление. Его видят как функционирующую деталь целого организма. Человек на земле – самодостаточная система в том смысле, что сам должен исправлять сбои в своем неисправном организме. В данном случае человеку может помочь тот, кто сам сумел восстановить свою целостность, взяв под контроль чувства, эмоции, мысли и поняв, благодаря этой очистительной процедуре то, что при иных условиях не удается, а именно: как надо жить, как надо стремиться, мыслить, чувствовать и т.д. И этот свой опыт передать другим, став и воспитателем, и целителем, т.е., восстановителем целостного человека, воспринимающего мир и себя в нем как слаженно работающий организм. Только избрав жизнь и исцелив самого себя, врач заслуживает доверия людей, вручающих ему здоровье и жизнь.

Поврежденность человеческой души – источник поврежденного тела. Задача врача любой специальности заключается в том, чтобы оказать пациенту помощь. А для этого он должен помнить, где лежит проблема человека, на каком уровне надо исправлять повреждение, прежде всего.

Наибольшая ответственность за человека лежит на враче (любой специальности), к которому обратился больной. Врач не должен игнорировать состояние души обратившегося к нему пациента. Его задача заключается в том, чтобы увидеть психологическую проблему. А для этого необходимо быть «цельным» человеком, необходимо уравновесить себя, суметь выйти на середину во всем, что считается у людей добром и злом. Доктор медицинских наук, профессор И.П. Неумывакин отмечает, что медицина в своем технократическом подходе к изучению человека расчленила его на десятки частей, сотни диагнозов, а за ними человек, как слитное целое, исчез, был потерян. А отсюда исчезло и представление о святости человеческой жизни, о тайне человеческого существа, которое заключается в том, что человек является причастником Божеского естества.

Будущее развитие врачевания будет связано с возвращением к тем истокам, которые складывались на протяжении тысячелетий и которые нашли свое воплощение в христианском миропонимании. Врачевание как вид человеческой деятельности в известном смысле можно определить как торжество, пусть и временное, жизни над смертью. Основная задача врачевания, как ее очень точно сформулировал митр. Антоний Сурожский, – "оберегать жизнь" Опираясь на Святое писание, владыка утверждает, что «Бог создал и лекарства, и врача, и порой в его руке исцеление наше»[2]. Свт. Феофан Затворник свидетельствует: "И лекаря, и лекарства Бог создал не затем, что они только существовали, но затем, чтобы ими пользовались больные. Бог окружил нас способами врачевания. Если есть долг блюсти Божий дар жизни, то и лечиться, когда есть болезнь… И в человеческих средствах действие целебное от Бога. По сей вере и человеческое переходит в Божеское, или Божеское приходит чрез человеческое"[3].

К сожалению, современная медицина все более приобретает технологический характер. Пытаясь разработать новые технологии и методики лечения человеческого организма, расширить количество лекарственных препаратов, она упускает из своего поля зрения не только целостность организма, но и практически игнорирует его духовную сторону. Следовательно, в своей практике врач нацелен на лечение тела, а душа и дух остаются теми самостоятельными сущностями, которые «не входят» в структуру физического тела человека.

Врачевание – это организованное осуществление добра. Добро же по своей сути имеет Божественное происхождение.

Священное Писание и святые отцы Церкви говорят о значимости труда врача и онтологическом смысле этой профессии. Еще в Ветхом Завете, в книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, о врачах говорится подробно и с большой похвалой (Сир. 38, 1-14). В Новом Завете упоминается, что один из учеников Иисуса Христа, апостол и евангелист Лука, был врачом. Причем, как это видно из посланий апостола Павла (Кол. 4, 14), он совмещал апостольское служение с врачебной практикой. Сам Христос Спаситель, объясняя Свое милосердие к кающимся грешникам, говорил: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Мф. 9, 12). Христос образно сравнивал Себя с врачом, приходящим на помощь, как правило, к больным людям. Согласно традиции святоотеческого богословия, образ Христа как Врача, исцеляющего пораженное болезнью греха человеческое естество, является одним из наиболее точных и глубоких выражений сущности Его мессианского подвига. Святым отцам Церкви, размышлявшим о значении врачевания, было чуждо категорическое неприятие любой медицинской помощи, характерное для некоторых сектантов. В частности, святитель Василий Великий, в противовес псевдорелигиозному фанатизму, изложил следующий взгляд на врачебную практику: «Как не нужно вообще избегать врачебного искусства, так нецелесообразно возлагать на него всю свою надежду. Но как пользуемся искусством земледелия, а плодов просим у Господа, … так, вводя к себе врача, … не отступаемся от упования на Бога».

Христианство рассматривало профессию врача как самоотверженный труд, основанный на любви к Богу и ближнему. В истории древней христианской Церкви встречаются повествования о святых целителях-бессребрениках, таких как Кир и Иоанн, Косма и Дамиан, целитель Пантелеимон и другие. Это является свидетельством того, что христианской традиции присущ подвиг безвозмездной врачебной помощи. Лучшие представители древней медицины, причисленные к лику святых, явили собой образ бессребреников и чудотворцев, прославленных не только потому, что часто завершали свою жизнь мученической кончиной, но и за принятие врачебного призвания как христианского долга милосердия.

Со времен апостольских в профессиональной врачебной этике «краеугольным камнем» отношений между врачом и пациентом стало Евангелие. В Римской империи появление первых больниц и приютов для сирот, бездомных и странников, лечебниц для инвалидов и прокаженных, стало возможным с принятием христианства. До этого история не знала подобного отношения государства к своим больным и обездоленным гражданам. Глубоко сострадательным стало отношение врача к пациенту, потому что врач-христианин, руководствуясь заповедью Христа о любви к ближним, стремился исполнить ее в своей медицинской практике.



Литература:

  1. Ильин И. Религиозный смысл философии. М.: ООО «Издательство АСТ», 2003, 694 с.

  2. Антоний Сурожский, митр. Исцеление тела и спасение души // Человек. 1995. № 5. С. 110-122.

  3. Свт. Феофан Затворник. Болезнь и смерть. М., 1996. 43 с.



Возрождение духовности в современном мире: взаимодействие Церкви и образования: Тезисы Международной научно-практической конференции, 26-27 апреля, 2012 г. - Х.: ХНУ имени В.Н. Каразина, 2012. - 432 с. С.7-12.




Отдых неутомившихся утомителен. Лешек Кумор
ещё >>