Дополнительного образования детей - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Отчет о работе муниципального образовательного учреждения дополнительного... 1 294.53kb.
Виды детских объединений в системе дополнительного образования детей 1 205.97kb.
Муниципального образовательного бюджетного учреждения дополнительного... 6 1507.77kb.
«Центр развития дополнительного образования детей Иркутской области» 1 35.24kb.
Конкурс-форум проводится Отделением туризма и краеведения государственного... 3 471.19kb.
Система оценки качества образования в учреждении дополнительного... 1 91.4kb.
Дополнительного образования детей 1 293.09kb.
Программа деятельности муниципального образовательного учреждения... 11 1826.84kb.
Сборник методических материалов Выпуск 4 Март 2009 г. "Дополнительное... 7 1454.61kb.
Д. В. Ревякин, педагог дополнительного образования муниципального... 1 227.12kb.
Адресов и телефонов 6 745.95kb.
Положение о сайте муниципального автономного образовательного учреждения... 1 85.38kb.
Цитаты о книге, библиотеке 1 123.42kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Дополнительного образования детей - страница №1/1



Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Дворец творчества детей и молодежи города Белово»
Словарик

координатора детского движения

2008

Составитель: методист-координатор детского движения Дворца творчества детей и молодежи Кузнецова Елена Валериевна


В данном словаре содержатся термины, наиболее часто встречающиеся при изучении деятельности детских организаций и органов ученического самоуправления образовательного учреждения. Для составления настоящего словаря использованы словари и учебные пособия, список используемой литературы приводится в конце словаря.


От составителя


Очень давно, почти 200 лет тому назад, французский библиофил и писатель Шарль Нодье не то с удовольствием, не то с гордостью заметил: «Мы живем в эпоху словарей!». Очевидно, и к счастью, эта эпоха еще не завершилась. Напротив, наблюдается устойчивый рост как общего тиража словарей, так и их тематического разнообразия. Но к сожалению, словарей для координаторов детского движения или для вожатых просто не существует. В том, что такой словарь полезен многим и многим, вряд ли можно сомневаться. Он нужен и преподавателям, и вожатым, и лидерам детского коллектива.

Мы постарались собрать в одном словаре все понятия, которые можно встретить, изучая работу органа ученического самоуправления и детской организации школы, а также рассматривая вопросы лидерства.



Надеемся, что данный словарь найдет своего читателя и со временем будет дополнен и обновлен новыми понятиями и терминами.

А

Автономность – качество личности, свидетельствующее об определенном уровне зрелости, которое понимается разными психологами как направленность изнутри.
Авторитарность – требование беспрекословного подчинения власти, диктаторство.
Авторитет – уважение и общее признание влияния лица, основанное на его знаниях, достоинствах, опыте, умелых действиях, правильном поведении.
Активность личности – деятельное отношение личности к миру, способность производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения исторического опыта человечества; проявляется в творческой деятельности, волевых актах, общении. Формируется под воздействием среды и воспитания.
Активность общественная – деятельное отношение челдовека к жизни общества, в котором он выступает как инициативный носитель и проводник или разрушитель норм, принципов и идеалов этого общества или определенного класса; сложное морально-волевое качество личности. Предполагает наличие интереса к общественной работе и организаторских умений, ответственность при выполнении поручений, инициативность, исполнительность, требовательность к себе и готовность помочь другим при выполнении общественных заданий.
Активность социальная – родовое понятие относительно видовых: общественно-политической, трудовой, познавательной и др. А.с. реализуется в виде социально полезных действий, под влиянием мотивов и стимулов, в основе которых лежат общественно значимые потребности. Субъектом – носителем А.с. выступает человек, социальная группа и другие общности. Как общественное свойство личности, А.с. развивается через систему связей человека с окружающей социальной средой в процессе познания, деятельности и общения. Являясь динамичным образованием, А.с. может иметь различную степень проявления. Тот или иной уровень А.с. зависит от соотношения между социальными обязанностями личности в общественно значимой деятельности и субъективными установками на деятельность.
Анализ – коллективное обсуждение прожитого дня, выполненного дела, объективная оценка участия каждого ребенка в делах коллектива. Открытость и сравнимость мнений. Возможность каждому высказать собственную точку зрения.

Ассоциации детских организаций – объединения, близкие по ведущим направлениям деятельности, реализующие совместную программу, аккумулирующие ресурсы для удовлетворения потребностей своих членов. Принцип формирования – представительство зарегистрированных организаций или деятельность в специально созданных отделениях организации. Могут быть школьные, межшкольные, всероссийские, международные.
Атрибуты – предметы, способствующие красочному и яркому оформлению деятельности детских общественных организаций, формированию чувства сплоченности у членов одной организации, утверждающие в общественном мнении самобытный облик члена определенной организации.

Б

Бригада – группа, созданная на основании заключенных индивидуальных и коллективных договоров для выполнения общественно-значимых работ.
В

Влияние – процесс и результат изменения индивидом поведения другого человека, его установок, намерений, представлений, оценок и т.п. в ходе взаимодействия с ним.
Вождь – общепризнанный идейный, политический руководитель.
Выбор – это многовариантность во всем: в структуре отряда, деле, деятельности, системе форм самоуправления и поручений. Это право детей самим давать отряду название, придумать программу деятельности и т.п.

Г

Гласность – отсутствие запретных тем в детском коллективе. Неприятие мертвых слов, формализма, бессмысленного, абстрактного. Торжество реалистических, проверенных опытом идей и положений.

Д

Девиз – краткое (иногда афористическое) выражение, отражающее цели и ценности коллектива, объединения.
Детские общественные объединения – объединения, созданные самими детьми по их инициативе или с их участием. Создаются на основе Законов РФ «Об общественных объединениях», «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений». Действуют на основании уставов и положений, нормирующих их деятельность. Являются добровольными, самодеятельными, самоуправляющимися объединениями. Финансовая деятельность складывается из нескольких источников: членские взносы, добровольные пожертвования, поступления на развитие программ деятельности.
Детская общественная организация (объединение) – добровольное самодеятельное, самоуправляемое объединение детей и взрослых, созданное для совместной деятельности на основе общих целей и интересов. Взаимоотношения детской общественной организации (или нескольких организаций) с другими формированиями образовательного учреждения строится на партнерских началах на основе договора или соглашения.
Деятельность – форма психической активности личности, направленная на познание и преобразование мира и самого человека. Д. состоит из более мелких единиц – действий, каждому из которых соответствует своя частная цель или задача. Д. включает в себя цель, мотив, способы, условия и результат.
Дружина – структурное подразделение скаутской, пионерской организации, объединяющее в себе звенья, отряды. Может иметь название или носить имя героя. Высший орган – пионерский, скаутский сбор. Существует специальная система поручений, специальностей, школ актива, проводимая вожатыми или инструкторами. Статус обычно школьный или межшкольный.

И

Индивид – представляет собой совокупность биологических, природных, генотипических образований. Индивид рассматривается с позиции родовых особенностей человека.
Индивидуальность – образ человеческой субъективности, описывающий человека как самобытную уникальную личность. Индивидуальность характеризует человека с позиции его уникальности и неповторимости, представляет совокупность физических, социальных, психологических образований. Является глубинной характеристикой личности, которая формируется в онтогенезе позже других, обуславливает стиль деятельности и поведения каждого конкретного человека.
К

Клуб – разновозрастное профильное объединение детей, подростков, родителей, педагогов с общими интересами для проведения совместных занятий и совместного досуга с целью их позитивного социального становления.
Коллектив – группа лиц, объединенных общей работой, общими интересами.
Команда – коллектив связанных единой активностью людей, отношения которых характеризуются совместимостью и срабатываемостью, достигающих высокого результата деятельности благодаря организованности совместных действий.
Коммуна – организация ее деятельности и управления основываются на свободных демократических началах при отсутствии стандартных задач поведения ее членов и социального контроля внутри коммуны. Выборные или представительные органы практически отсутствуют, все решается всеми членами.
Креативность – личностное качество лидера, представляющее собой способность к творчеству в разных сферах жизнедеятельности, а также оказывать поддержку в творческой самореализации другим людьми.

Л
Лиги – широкомасштабные профильные сообщества, основывающие свою деятельность на принципе сотрудничества и развития определенных профессиональных и культурных интересов личности.
Лидер – член группы, за которым признается право принимать ответственные решения в значимых для групп ситуациях. Лидер может быть руководителем группы, а может и не быть им.
Лидерство – социально-психологический процесс группового развития, а результате которого происходит возникновение и дифференциация групповой структуры или ее совершенствование. Лидерство рассматривается и как система воздействия или влияния индивида на мнения, оценки, отношения, поведение группы в целом или отдельных ее членов.
Личность – в широком смысле слова это человек с момента его рождения. В более узком смысле, личность – это человек как представитель общества, ответственно и свободно определяющий свою позицию в обществе.
Локальные акты – это организационно-юридические документы, регламентирующие деятельность различных организационных структур (школьных ОУС, президентских советов, парламентов и т.д.)

М

Мозговой штурм – групповое генерирование большого количества идей за относительно короткий отрезок времени.

О
Объединение учащихся по интересам – форма организации творческой деятельности в системе дополнительного образования детей и на базе общеобразовательных учреждений.
Объединения для детей – представляют собой различные детские формирования, созданные с целью регулирования отношений детей и взрослых в процессе освоения развивающих, образовательных, учебных досуговых программ. Они создаются в рамках государственных институтов (школа, учреждения дополнительного образования, детский оздоровительный лагерь, клубы по месту жительства) на основании Закона РФ «Об образовании».
Общение – взаимодействие двух или более людей, включающее обмен между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера. Общение это особый вид деятельности (коммуникативная деятельность), имеющий свои специфические структурные компоненты: потребности, предмет, мотивы, средства. Предметом деятельности общения является другой человек – партнер по общению, потребность в общении состоит в стремлении к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью – к самопознанию и самооценке.
Орган ученического самоуправления – это форма организации жизнедеятельности учащихся, направленная на развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно-значимых целей.
Организация – объединение индивидуальных или коллективных участников, имеющих четко обозначенную социальную цель, определенную программу деятельности, механизм финансового обеспечения, конкретно сформулированные права и обязанности ее членов, жесткую структуру, соотношение социальных ролей, координацию действий, специально подготовленных профессиональных работников. Могут быть международными, национальными и т.п. Количество членов – боле 7 человек.
Отряд (экипаж, команда) – объединение детей, в соответствии с их интересами, потребностями; могут быть сводными, разновозрастными, пионерскими и т.д.
П

Поступок – основная «единица» социального поведения, в котором человек утверждает себя как личность в своем самоотношении и отношении к другому, к группе, обществу, природе, миру в целом. В нем личность не только проявляется, но и складывается, развивается. Для поступка важен нравственный смысл действия.
Поручение – конкретное задание, дело, круг обязанностей, важных для детского коллектива. Основано на доверии детей и взрослых. Всегда индивидуализировано, ориентировано на возраст, возможности, способности, интересы ребенка. Поручить – значит возложить обязанности на кого-то исполнить что-то и отчитаться, получить согласие и обеспечить поддержку, выручить, заручиться надеждой, опереться на другого, доверить, знанием, что не подведет. Поручения дают коллектив, совет коллектива, старший, взрослый при согласовании с коллективом. Поручения могут быть длительные, постоянные, временные, разовые, обязательные и по желанию.

Р

Развитие личности – это процесс раскрытия ее сущностного смысла, реализации ее биологического, психического и социального потенциала путем усвоения: необходимой информации, способов деятельности, накопления опыта самоуправления и взаимодействия с другими людьми.

С

Самоактуализация – стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.
Самоопределение личности – самостоятельный выбор человеком своего будущего пути, целей, ценностей, нравственных норм, будущей профессии и условий жизни.
Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, преимуществ и недостатков. Выделяют самооценку адекватную и неадекватную, не соответствующую реальности (заниженная и завышенная).
Самоуправление — это самостоятельность субъекта в управлении собственными делами. В современной интерпретации — самоменеджмент. И.В. Баранов утверждает, что самоуправление это не вседозволенность, а участие школьников в управлении собственными делами — не делами администрации, педагогов, родителей, а своими, которые входят в компетенцию учащихся.
Самоуправление — это часть педагогического процесса, развиваемая и управляемая педагогами на основе социальных, правовых и этических принципов. В повседневной деятельности самоуправление учащихся проявляется в планировании деятельности их коллектива; организации этой деятельности; в анализе своей работы; подведении итогов сделанного и принятии решений.
Самоуправление — это представительство. Ученики, педагоги и родители избирают своих представителей в органы самоуправления и доверяют им участвовать в управлении школой от своего имени. Органы школьного самоуправления представляют тех, кто их избрал и защищают интересы своих избирателей.
Самоуправление – принцип автономного управления малыми сообществами, общественными организациями и объединениями в гражданском обществе.
Самоуправление – право решать дела внутреннего управления по собственным законам в пределах национально-территориальной единицы, автономия. В некоторых странах: название местного управления, осуществляемого местными выборными учреждениями.
Самоуправление образовательного учреждения – наравне с единоначалием принцип управления образовательным учреждением с вовлечением в этот процесс всех равноправных участников образовательного процесса (педагогов, родителей, обучающихся), имеющих на основании федерального законодательства право на участие в управлении образовательным учреждением.
Самоуправление ученическое — форма организации жизнедеятельности детского коллектива, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии решения для достижения общественно значимых целей.
Самоуправление ученическое – это самостоятельность субъекта в управлении собственными делами. В современной интерпретации – самоменеджмент. Это не вседозволенность, а участие школьников в управлении собственными делами – не делами администрации, педагогов, родителей, а своими, которые входят в компетенцию учащихся.
Самоуправление школьное – это право, которым обладают в школе ученики, педагоги и родители. В свою очередь у администрации школы есть обязанность предоставить учителям, ученикам и родителям принимать участие в управлении школой.
Секция – профессиональное и многопрофессиональное учебное подразделение в составе образовательного учреждения, объединение с определенной специализацией.
Социальная активность – сознательная целесообразная деятельность человека, ориентированная как на преобразование внешней среды (социальных условий), так и на формирование необходимых социальных качеств собственной личности.
Союзы детских организаций – объединения коллективных участников, действующих на основании совместно разработанных принятых документов, регулирующих компетенцию и самостоятельность в рамках союза. Могут иметь городской, районный, областной, региональный, областной, межрегиональный, международный статус и охватывать различные территории и социальные группы детей и взрослых. Количество организаций – более двух.
Статус – положение человека в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии. В разных группах один и тот же индивид может иметь разный статус. Несоответствие статуса личности ее притязаниям может стать основой внутреннего и внешнего конфликта, фрустрации; его характеристиками является авторитет и престиж как мера признания субъекта окружающими.
Т

Темперамент – индивидуальное свойство человека, определяющее динамику психической жизни и деятельности, которое проявляется в скорости, интенсивности, силе процессов. Темперамент не зависит от целей деятельности и не меняется с возрастом. Может рассматриваться как первичное психологическое образование, рано проявляющееся в онтогенезе, когда маскирующее влияние социальной среды минимально.
Толерантность – социально-психологическое качество личности, означающее терпимость, снисходительность к другому, даже если он не оправдывает чьи-то ожидания; характеристика социально зрелой личности; важное профессиональное качество воспитателя.
Трибуна общественного мнения – это радиоцентр или стенгазета, письменный опрос, открытый микрофон, дискуссия, диспут, ящик острых вопросов, фоторепортаж пресс-центра, заседания совета.
У
Устав – свод правил, положений, устанавливающий порядок деятельности, исполнения чего-либо.
Учебная группа (кружок, мастерская, лаборатория, студия и т.д.) – группа учащихся с общими интересами, обучающихся по единой учебной программе в течение определенного времени (учебного года, полугодия, четверти, семестра и т.д.)

Ф
Федерации детских организаций – объединения коллективных участников, действующих по «федеральному признаку», в рамках заранее оговоренных приоритетов. Имеют обычно выборный или назначенный представительный орган для представления их интересов в государстве и обществе (например «Совет»). Структура деятельности – зонтичная сфера интересов – неограниченная. Статус – городской, районный, областной, региональный, международный. Количество организаций – более трех.
Х

Характер – индивидуальное свойство личности, совокупность черт, которые выражают отношение человека к тому, что с ним происходит и что он делает, обуславливающий типичный для данного человека способ поведения в определенных жизненных обстоятельствах.
Ш

Шефство – это взаимодействие старших с младшими, творческое содружество в общих делах. Это деятельное уважение, забота, помощь.
Школьные советы – новый орган в структуре школьного самоуправления, имеющий, в отличие от других органов самоуправления, эксклюзивное право осуществлять законотворческую деятельность (разработка, утверждение и реализация устава, организационно-правовых параметров школьного процесса – режим работы, порядок приема учеников, меры поощрения и наказания, форма одежды и т.п.); координирующую деятельность через взаимодействие совета, его комиссий и других подразделений; согласительную деятельность по снятию противоречий и предупреждению конфликтов; организацию соуправленческой деятельности со стороны школьных работников, учащихся и их родителей: разработку мер стимулирования различных видов учебной, творческой и социально-полезной деятельности учащихся; представление интересов школы, защиту членов школьного коллектива ор неблагоприятных взаимодействий окружающей среды (рассмотрение жалоб, заявлений и т.п.)

История ученического самоуправления.
1983 – 1989 годы. Действие традиционной структуры ученического самоуправлений в системе октябрятской, пионерской и комсомольской организаций школы.

Основные достижения:

Активное использование коллективной творческой деятельности; обобщение истории отряда «Красный партизан»; рождение и закрепление школьных традиций; открытие первого школьного музей «Калевала»; развитие клубной системы, выход на комплексно-целевые программы.

1989 – 1999 годы. Адаптация действующей структуры ученического самоуправления к изменениям в обществе и в системе образования.

Основные достижения:

Развитие Совета старшеклассников как базового звена в ученическом самоуправлении.

Развитие постоянно действующих и временных Советов в первичных и в разновозрастных коллективах.

Создание музейного центра школы.

Участие в комплексно-целевых программах.



2000 – 2005 годы. Развитие детских самодеятельных движений в расширяющейся воспитывающей среде:

  1. Патриотическое движение: проекты «Юные спасатели», «Воспитание гражданина - патриота»; поисковые отряды; кадетские классы; КТД «Вахта памяти».

  2. Миротворческое движение: слет детских самодеятельных объединений; КТД «За мир и дружбу на планете».

  3. Физкультурно-оздоровительное движение: спортклубы; подготовка и проведение школьных мероприятий; участие в городских мероприятиях; «День здоровья».

  4. Художественно-творческое движение: творческие коллективы; концерты; выставки.

  5. Природоохранное движение: проект «Мой город и я»; экологические отряды; участие в природоохранных мероприятиях.

  6. Профессиональное самоопределение: клуб «Мир увлечение»; школьное общество юных исследователей; участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях, профильных лагерях; трудовые отряды.

Список литературы




  1. Как вести за собой. Большая книга вожатого. Учебное пособие. [Текст] / Автор составитель Л.И. Маленкова. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 604 с.

  2. Ожегов, С.И. Словарь русского языка: Ок.53000 слов [Текст] / С.И.Ожигов; Под общ. ред проф. Л.И.Скворцова. – 24-е изд., испр. – М.: ООО «Издательский дом « ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство « Мир и Образование», 2005. – 896 с.

  3. Психология человека: словарь – справочник [Текст] / Авторы составители: Ю.А.Лаптева, Н.И.Федорова. - Новокузнецк: РИО КузГПА, 2007.-90с.

  4. Самоуправление в школе. [Текст] / Составители: В.В. Вавуло, О.В. Крючкова, О.А.Хаткевич – Мн.: Изд. ООО «Красико-Принт», 2002 – 128 с. – (Деятельность классного руководителя).






Профессия учителя дает пожизненную гарантию от похищения с целью выкупа. Станислав Моцарский
ещё >>