Донецкое отделение - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Китайско-русский центр «здоровье» далянь 1 69.18kb.
Техническое задание на организацию и предоставление в пользование... 1 49.13kb.
Перспективы развития интервенционной нейрорадиологии в Запорожской... 1 24.96kb.
Памятка командиру отделения «Строевой смотр» 1 32.74kb.
Памятка командиру отделения «Строевой смотр» 1 38.18kb.
Памятка командиру отделения «Строевой смотр» 1 41.33kb.
Заочное отделение Высших Богословских Курсов Московской Православной... 1 22.54kb.
Международное публичное право (особенная часть) 1 45.71kb.
Академия наук СССР отделение литературы и языка ленинградское отделение... 50 10724.49kb.
Подготовка к поступлению в вуз (подготовительное отделение) 1 38.04kb.
Романовского села 1 21.74kb.
Психологическая помощь при дтп 1 74.26kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Донецкое отделение - страница №1/27

БАК В.Ф.

БИОЛОГИЯ


ЯЗЫКОМ СЕРДЦА

ПРИЛОЖЕНИЕ К КУРСУ БИОЛОГИИ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

ДЛЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ВЕБЕР»

ДОНЕЦКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

Донецк 2008

УДК 574/577

ББК 28.0


Б19

Книга создана при содействии сотрудников

Донецкого духовно-культурного центра

«Орифламма»

Фото на обл.: журнал «Культура и время», 2008, № 3

Б19


Бак В. Ф.

Биология языком сердца : [приложение к курсу биологии средней

школы для духовно-нравственного воспитания] / Лаборатория гуман-

ной педагогики, Артемовск. – Донецк : Изд-во Вебер (Донецкое отде-

ление), 2008. – 176 с.

ISBN 978-966-335-217-6

В книге учителя биологии обобщён обширный фактический материал по изучению

биологической жизни. Использован целостный подход в изучении живого вещества,

при котором жизнь рассматривается как закономерное космическое явление, имеющее

двойственную духовно-материальную природу, и представляет собой результат прояв-

ления созидательной деятельности космических сил в развивающейся Вселенной. Зако-

ны функционирования живых систем рассматриваются как частный случай общих за-

конов развития Мироздания.

Уделяется особое внимание работам В. И. Вернадского, посвящённым теории жи-

вого вещества, началу и вечности жизни, переходу биосферы в ноосферу, особенностям

организации пространства и времени живых систем. Книга популярно знакомит с со-

временными научными теориями, не вошедшими в программу школьного курса биоло-

гии, – теорией морфо-генетических полей Н. Гурвича, волнового генома П. П. Гаряева,

гипотезой Жакоба и Мано, синергетикой – универсальным эволюционизмом, причин-

ной или несимметричной механикой Н. А. Козырева и др.

Материалы книги могут быть использованы на уроках биологии для расширения и

дополнения основного школьного курса, а также в рамках факультативного курса «Фи-

лософия биологии», который приводится автором в приложении. Предлагаются разра-

ботки уроков биологии и уроков школьного компонента, иллюстрирующие возмож-

ность использования содержания книги в конкретном педагогическом опыте.

Книга будет полезна учителям естественно-природных дисциплин, старшеклассни-

кам и всем, кто интересуется жизнью как космическим явлением на нашей планете.

УДК 574/577

ББК 28.0

ISBN 978-966-335-217-6 © Лаборатория гуманной педагогики, 2008

3

Посвящаю книгу моим учителям, друзьям и родным



с благодарностью за Светлую веру, любовь и поддержку

Природа не для всех очей

Покров свой тайный подымает:

Мы всё равно читаем в ней,

Но кто, читая, понимает?

Д.В.Веневитинов

Надо истинную мораль извлечь из естественных начал вселенной, из её общих зако-

нов, и сделать её, таким образом, убедительной и приемлемой всеми людьми

К.Э.Циолковский

Рано или поздно, под старость или в расцвете лет, Несбывшееся зовет нас, и мы ог-

лядываемся, стараясь понять, откуда прилетел зов. Тогда, очнувшись среди своего мира,

тягостно спохватясь и дорожа каждым днем, всматриваемся мы в жизнь, всем сущест-

вом стараясь разглядеть, не начинает ли сбываться Несбывшееся? Не ясен ли его образ?

Не нужно ли теперь только протянуть руку, чтобы схватить и удержать его слабо

мелькающие черты?

Между тем время проходит, и мы плывём мимо высоких, туманных берегов Не-

сбывшегося, тоскуя о делах дня.

Александр Грин. Бегущая по волнам

Двойственность – основа целостности

Человек – житель двух миров. Один мир – мир внешний, материальный, его трехмер-

ное пространство описывается законами физики. Мы приспособлены к жизни в этом мире,

имеем необходимые органы чувств для его познания и многое можем объяснить с точки

зрения эмпирической науки. Другой мир – мир духовный, он многомерный и бездонный,

как звёздное небо над головой, и существует внутри человека.

Ощущение себя как чего-то большего, нежели ограниченное физическое тело, не по-

кидало меня с раннего детства. Скорее всего, именно в детстве это чувство, которое мож-

но назвать чувством своей бесконечности, является общечеловеческим. Люди с ним рож-

даются, а потом забывают, потому что в суете дня обращают свой взор только на внешние

проявления мира. Их внутренняя бесконечность прорывается в особые минуты счастья и

любви или кризисов и горя. В такие минуты люди думают, что теперь их жизнь изменится

и станет настоящей, а до этих мгновений они проживали её начерно, репетировали жизнь,

а не жили.

4

Я знала с рождения, что мой внутренний мир не исчезнет вместе со мной и, более то-



го, он каким-то образом соединяет меня со всем миром, с прошлым, настоящим и буду-

щим, с чем-то бесконечным, сравнимым только со звёздным небом.

Мир удивительно целесообразный существовал и поражал моё детское воображение

солнечными бликами на песчаном дне реки, изогнутым куполом ночного неба, шелестом

старого тополя и раскатами грома. Радугой, соединяющей меня со всеми людьми нашего

города, потому что все на одно мгновение забывают о своих обычных делах и смотрят на

небо, с радостью и светлыми мыслями о будущем.

Этот мир заставлял меня залезать на чердак дома, долго и тихо смотреть на ночное

небо, доверяя ему свои тайны, замирать от ощущения счастья на вершине меловой горы,

когда вокруг был запах чабреца, песня кузнечиков и облака. Он тянул меня к кистям и

краскам, к красоте и гармонии во всём, что меня окружало. Попасть в него было просто:

остаться наедине с самой собой и прислушаться к своему сердцу.

Человек чувствует себя счастливым, когда может жить одновременно в двух мирах.

Мир внутренний наполняет смыслом существование человека во внешнем мире. Пытли-

вый ум ребёнка нуждается в познании и объяснении окружающего мира, однако, процесс

познания не должен упрощать мир и превращать его в черно-белую очевидность.

«Истина не «думается», она переживается всем существом, всей душой, всем мучи-

тельством личной жизни», – запишет В.И.Вернадский в 1920 г. в своём дневнике.

«Познавая, наш разум не наблюдает, он формирует действительность по правилам

самого человека, из его восприятий и ощущений. Он забывает о себе и начинает «действо-

вать», моделировать параллельный мир. Но без параллельного мира окружающей обыч-

ной реальности не состояться, она оставалась бы инстинктивной, тёмной. Для познания

истины нужны не только умственные способности, но все чувства, мораль, нравственная

ответственность, как это и происходит в реальной действительности. И выходит, что в ос-

нове любых чисто научных проблем лежит нравственное содержание, что они не могут

быть решены иначе, чем материалом самой человеческой жизни», – анализируя жизнь

В.И.Вернадского, пишет его биограф Геннадий Аксёнов [4, с. 253].

Хорошо помню, как после окончания шестого класса, поставила учебник по ботани-

ке на дальнюю полку. Чувство уважения перед книгой, воспитанное во мне с детства,

удержало от того, чтобы не выбросить надоевший учебник. Я думала, что уже никогда не

соприкоснусь со скучной и мертвой наукой, изложенной в нём, и испытывала радость,

зная, что теперь, в окружающем меня мире природы, всё будет по-другому: справедливо

и красиво, без рутины и скуки, нудных заключений о строении и функциях. В учебнике о

жизни не было жизни, и это не позволяло мне принимать такую науку за истину. Чудо

жизни отсутствовало в школьном предмете биологии, а между тем окружающий мир был

наполнен им.

«Всюду, где жизнь самоутверждается и развивается, – запишет философ И.А.Ильин, –

будь то в пространственном движении или в психическом проявлении, – от бактерии или

вируса до слона, от гриба до лианы, от губки и жемчужной раковины до акулы, от преле-

стной бабочки до невыносимо уродливой китайской свиньи, – всюду перед нами таинст-

венное чудо, сокровенно присущее каждому живому существу».

И.А.Ильин, размышляя о путях познания, отмечает: «Возвращаясь из наших научных

лабораторий к созерцанию предмета (мироздания), мы все снова забываем включить не-

обходимую «поправку» на упущенное нами – на динамическую связанность вселенной, на

таинственное единство мира, на сверхсложность и взаимное воздействие всех изучаемых

«обломков», «обрывков» и «нитей». Мы забываем, что в действительном мире этот еди-

ничный «фрагмент» стоит в многообразном и уводящем вдаль взаимовлиянии с другими

«фрагментами» и что эта отдельная естественно-закономерная нить включена в необозри-

мую ткань других, по-своему закономерных нитей» [44, с. 166].

Уважаемый читатель, смотрели ли вы в глаза живой стрекозы или богомола? Глаза

насекомых переливаются глубиной и красками целого океана, в них действительно отра-

5

жается вечность и это трудно передать словами. Мир приобретает другое измерение, в



нём можно утонуть и ощутить присутствие иной, многомерной галактики. Если же вы

рассмотрите глаза мёртвых насекомых, то увидите в них тусклый отблеск отчаяния и од-

номерный мир плоскости. Наши учебники биологии напоминают глаза мёртвой стрекозы,

в них отсутствует жизнь, всё одномерно, состоит из «обломков», «обрывков», «нитей» и

предопределено раз и навсегда!

Доктор педагогических наук, руководитель системного центра содействия воспита-

нию и образованию А.И.Леонтьева, обращает внимание на то, что «все учебники высшей

школы от философии, математики, физики до экономики и права обнаруживают удиви-

тельную вещь: законов природы, с которыми нужно согласовывать практическую дея-

тельность для обеспечения устойчивого развития общества во взаимодействии с окру-

жающей средой, в учебниках нет. С учебниками средней школы – и того хуже! В них –

проекция указанного выше состояния науки в виде лоскутного одеяла из правил по от-

дельным предметам, законсервированных устаревшей педагогической методикой. Ещё в

2000 году в работе О.Л.Кузнецова с соавторами были сделаны выводы, что в теоретиче-

ской физике не существует принципов, из которых следует существование и развитие

жизни... Сказанное в равной мере относится и к законам химии и биологии [58, с. 40].

Академик А.Е.Акимов отмечает: «К сожалению, весь материал физики, как и любых

других естественных наук, в школьных учебниках представлен так, что после его изуче-

ния у школьников должно сформироваться твёрдое убеждение, будто в науке известно всё

и никаких проблем для дальнейшего изучения уже не существует. Естественные науки в

школьной интерпретации беспроблемны» [1, с. 77].

Может ли школьный учитель что-либо изменить в содержании образования, если его

действия регламентированы программами, инструкциями и учебниками, уже написанны-

ми кем-то?

У меня были уроки, похожие на глаза живой стрекозы, но их было не так много, а

возможность что-либо изменить откладывала на будущее.

Встречи с удивительными Учителями Шалвой Александровичем Амонашвили и Ва-

лерией Гивиевной Ниорадзе помогли мне переосмыслить свой педагогический и жизнен-

ный опыт, вспомнить все свои детские переживания, поверить в силу Духа своих учени-

ков и себя, понять, что помочь ребенку раскрыть в себе свою Миссию может только тот,

кто открыл её в себе. Миллионы людей на Земле чувствуют себя несчастными, потому что

живут вне своей судьбы: со своей неосуществлённой Миссией, со своим Несбывшимся,

«тоскуя о делах дня».

«На твоей планете, – сказал Маленький принц, – люди выращивают в одном саду пять

тысяч роз... и не находят того, что ищут... А ведь то, чего они ищут, можно найти в одной-

единственной розе, в глотке воды... Но глаза слепы. Искать надо сердцем» [10, с. 76].

Благодаря встрече с Учителями появилась светлая вера в то, что мечту свою, своё «Не-

сбывшееся» я должна осуществить. Эта книга – результат раздумий по поводу того, как

соединить в преподавании биологии два мира: мир духа и мир биологической материи.

«...То, что называют законами природы, – писал Павел Флоренский, – мне всегда ка-

залось личиной, взятой временно. Иные силы зиждут миром, и иные причины направляют

течение её жизни, нежели то, что принимается наукою. Эти силы и эти причины порою

приподнимают взятую на себя маску и выглядывают из щелей научного миропорядка.

Иногда природа проговаривается и, вместо надоевших ей самой заученных слов, скажет

иное что-нибудь, острое и пронзительное слово, дразня и вызывая на исследование. Тут-

то вот и подглядывай, тут-то и подслушивай мировую тайну. Лови этот момент, где есть

отступление от обычного – там ищи признание природы о себе самой. И с раннейшего

детства я был прикован умом к явлениям необычным. Когда взор направлен в эту сторону,

то и в самом сочетании обычного (если бы поверить в окончательную реальность обычно-

го), в нём уже чуется бесспорное вмешательство необычного, чего-то большего обычных

свидетельств о себе самой природы» [97, с. 642].

6

В современной научной картине мира уже есть место тому, что Павел Флоренский



называет необычным. Ирена Стульпинене, учитель физики из Риги, в своей книге «Физика

языком сердца» отмечает: «Передовая наука утверждает, что сознание и мысли человека

являются неотрывной частью гигантской голограммы Вселенной; что человечество, пла-

нета Земля и весь Космос представляют собой неразрывно связанное живое Единое Це-

лое; что разумом и духовностью, в той или иной степени, пронизано всё вокруг – даже

вещества и тела, которые мы называем косными. В универсальной космической голо-

грамме каждая точка её обладает информацией о мире в целом, и знания каждой науки о

природе есть составная часть этой единой голограммы мира» [77, с. 29].

Меня, учителя, который в лице своих учеников каждый день сталкивается с будущим,

очень волнует то, как я повлияю на это будущее. Смогу ли языком своей науки рассказать

о красоте Мироздания, смогу ли показать, что в формуле цветка и строении звёзд заложен

единый закон, или слова Марины Цветаевой: «...О, мир, пойми, певцу во сне открыты за-

кон звезды и формула цветка», – так и не будут поняты ими. Прошло время, когда, по вы-

ражению Павла Флоренского, происходило «разобщение человечности и научности. Бес-

человеческая научная мысль – с одной стороны, безмысленная человечность – с другой»

составляли основу научного познания [97, с. 646].

Академик Людмила Васильевна Шапошникова пишет: «Согласно системе познания

Живой Этики место связи с иными мирами, откуда идёт к нам не только энергетика, но и

познавательная информация, находится в нашем сердце. Именно оно – центр нашего соз-

нания человека и носитель двойственности. Ещё в древности сердце отождествляли с

Солнцем. Сердце – перекрёсток, где сходятся дух и материя, инобытие и наш мир, небес-

ное и земное. Из этого вытекает, что и наше сознание формируется во взаимодействии

надземного и земного» [99, с. 34].

Современные дети не хотят соглашаться с тем, что школьное образование ограничи-

вает Истину трехмерным измерением. Истина – достояние расширенного сознания, спо-

собного вместить двойственность, духоматериальность нашего мира. Дети приходят с но-

вым способом мышления и со способностью вмещать двойственность мира или его цело-

стность. Многие наши ученики уже обладают расширенным сознанием, которое входит в

противоречие с сознанием учителей и школьной науки – отсюда причина нежелания

учиться. «Расширение сознания ведёт к новым научным парадигмам, к открытиям и сня-

тию противоречий на определённых ступенях познания... Один из крупнейших англий-

ских философов Фрэнсис Бэкон писал, что «Вселенную нельзя низводить до уровня чело-

веческого разумения, но следует расширять и развивать человеческое разумение, дабы

воспринять образ Вселенной по мере её открытия». Научные открытия и нахождения умо-

зрительной мысли – это всё результат расширения сознания. То, что человек не видит и не

воспринимает сегодня, при расширении сознания завтра станет для него видимым и по-

стижимым», – читаем у Л.В.Шапошниковой [99, с. 37].

В середине XX века австрийский математик Гёдель доказал знаменитую теорему о

неполноте. Смысл её в следующем:

«Если мы сформулируем не подлежащие сомнению очевидные истины, и, рассуждая

по законам логики, постараемся построить из них всю систему знания (так, как это сдела-

но, например, в геометрии Евклида), то обязательно найдётся утверждение, которое нель-

зя будет ни опровергнуть (найдя противоречие), ни подтвердить (то есть вывести из из-

вестных истин путем формальных логических рассуждений). Поэтому всё знание о мире

нельзя построить подобно геометрии, устанавливая истинность тех или иных фактов либо

из опыта, либо формально – логическими рассуждениями» [95].

В биологической науке накопилось большое количество фактов, которые невозможно

объяснить с точки зрения общепринятого научного подхода. В 1927 году Нильс Бор, соз-

давший квантовую модель атома и новую теорию излучения, сформулировал принцип до-

полнительности: «к каждому явлению, к каждой проблеме могут существовать два взаи-

моисключающих, но одновременно взаимодополняющих подхода – оба они в равной мере

7

необходимы для полного познания истины. Бор был уверен, что дополнительность – важ-



нейшее свойство природы, понимание которого требует уже новой логики» [77, с. 149].

Теорема о неполноте Гёделя и принцип дополнительности Бора позволяют утверждать,

что нет в науке единственно возможного и верного пути к Истине. Научная картина мира,

изложенная в учебниках и лишенная неполноты и дополнительности, становится неинте-

ресной, ибо ставит предел в развитии сознания. Пытливый ум ребёнка не находит в науке

ничего такого, что позволило бы ему привнести свой способ познания, разрешить сущест-

вующие противоречия новым путём, объяснить явления более глубоко и на новом уровне.

В естествознании XX века были совершены открытия, которые качественно меняют

научную парадигму мира, но все они остаются за школьными учебниками и программами.

Между тем, всё больше появляется учеников, не удовлетворённых упрощенными трактов-

ками школьного учебника. Что же делать учителю? Думаю, привносить новое в содержа-

ние предмета и расширять его.

В книге предложены дополнения к основному курсу общей биологии, расширяющие

содержание школьного предмета. Их использование призвано способствовать развитию

обобщённо-философского мышления старшеклассников.

Эта книга для тех, кто, по словам И.А.Ильина: «Умеет ощущать божественную тайну

мира и преклоняться перед ней. Так вёл свои исследования уже Аристотель, у которого

всякое познание начиналось с «изумления» и возникало из «дивования». Это исследова-

тельское изумление было предвосхищающим восприятием тайны мироздания и в то же

время живым предчувствием Божества. Оно всегда пробуждает в душе учёного ту своеоб-

разную исследовательскую совесть, без которой наука просто вырождается или совсем не

удаётся. Эту исследовательскую совесть можно было бы обозначить как волю к предмет-

ности познания или как повышенное и обострённое чувство ответственности, как посто-

янную готовность проявить величайшую осторожность, приспособление и вчувствование,

чтобы приблизиться к созерцанию великой и глубокой тайны мироздания» [44, с. 168].

Сообщать новые сведения можно как в структуре программных уроков по биологии, так

и использовать для этого возможности школьного компонента. С этой целью в книге предла-

гается программа факультативного курса для учащихся 11 класса «Философия биологии».

В программе факультатива раскрываются современные научные теории, которые не

вошли в школьную программу, отражающие современное состояние биологической нау-

ки. Ниже приведу некоторые из них, позволяющие преодолеть противоречие между духом

и материей, одухотворить науку. Воспринятые и осознанные учениками, они открывают

перед юношами и девушками новые горизонты науки, способствуют развитию представ-

лений о мире как о целостной, развивающейся открытой системе, построенной по единым

законам, в которой для каждого из них есть место и дело.

Научные теории и гипотезы,

расширяющие современные представления о мире

• Теория морфо-генетических полей А.Г.Гурвича

Обосновывает существование особых морфо-генетических полей, внешних по отно-

шению к клетке, источником которых являются процессы, протекающие в ядрах клеток.

Эти поля проявляют себя относительно элементарных биологических процессов, проте-

кающих в организмах, как постоянно координирующий фактор. Они дают «невидимый

каркас» и являются формирующим (морфогенным) фактором роста и развития будущего

организма [28].

• Теория волнового генома П.П.Гаряева

Доказывает существование солитонной (звучащей) волны, возникающей на ДНК,

способной вступать в акустические резонансы с подобными волнами других ДНК клеток.

Солитонная волна несёт информационно-управленческие функции.

8

Геном работает не только на вещественном уровне, но и на волновом, на «идеальном»



(тонкоматериальном) уровне. Эта идеальная компонента, которую можно назвать супер-

геноконтинуумом. Она является главной знаковой фигурой генома, обеспечивающей раз-

витие и жизнь человека, животных, растений, а также их программируемое естественное

умирание. Нет резкой и непреодолимой границы между волновыми и материальными

уровнями хромосом. Оба они образуются вещественными матрицами, но гены дают мате-

риальные реплики в виде РНК и белков. Супергены преобразуют падающие на них эндо-

и экзогенные физические поля, формируя из них пространственно-разметочные волновые

структуры. Гены могут быть составной частью голографических решеток супергенов и

регулировать их полевую активность. «Супергены могут формироваться как ДНК – РНК –

нуклеопротеид – лазарное поле, промодулированное текстами генов» [28, с. 82].

• Теория физического вакуума Г.И.Шипова (1988 г.)

Утверждающая существование не 4, а 7 уровней реальности, вплоть до Абсолютного

Ничто, которое может соответствовать понятию непознаваемой Высшей Силы. Физиче-

ский вакуум по представлениям современной науки – это некое потенциальное (непрояв-

ленное) состояние всех видов (невидимой) материи. Это некий план, существующий до

того, как (физическая) материя возникла из вакуума. Считается, что все элементарные

частицы, составляющие атомы и молекулы (физической материи), рождаются из Абсо-

лютного Ничто, из этой Великой Пустоты [101, 77, с. 74–75].

• Теория торсионных или информационных полей А.Е.Акимова

Объясняет существование особых торсионных полей, «полей кручения», способных

переносить информацию, не перенося энергию. На основе необычных свойств торсион-

ных полей строятся новые торсионные технологии, способные обеспечить экологическое

решение в будущем самых актуальных потребностей человечества. Мысль человека и

торсионные поля имеют одну природу и общие законы функционирования [77, с. 74].


следующая страница >>



Если бикини что-нибудь закрывает, то, самое большее, фирменную этикетку.
ещё >>