Домашняя правовая энциклопедия - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
1. 61(03) д 66 Домашняя медицинская энциклопедия 1 29.24kb.
Выбираем и читаем! 1 39.6kb.
Контрольная работа №1, домашняя контрольная работа №2 (№1 №4) 1 26.97kb.
Универсальные: «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» 1 110.24kb.
Правовая культура и Правосознание Правовая культура— 1 138.53kb.
Электронная библиотека 9 935.91kb.
Художественные фильмы а зори здесь тихие (1972)(dvd-v) 1 57.51kb.
Литература XIX-XX в.: Энциклопедия 1 72.95kb.
И. К. Мировое искусство в лицах Академизм. Салон. (XIX нач ХХ вв. 1 34.21kb.
Название работы, ее вид 1 41.8kb.
Философская энциклопедия Гегеля. 1974. (Ситковский Е. П.) 4 619.03kb.
Лицензия на право ведения образовательной деятельности: ааа №002456... 4 642.53kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Домашняя правовая энциклопедия - страница №1/1

Домашняя правовая энциклопедия.


Образование (подготовлено экспертами компании «Гарант»)

Профессиональное образование

  1. Начальное профессиональное образование


Начальное профессиональное образование служит задачам:

- удовлетворения потребностей личности в профессиональном становлении, культурном и нравственном развитии;

- удовлетворения потребностей общества в работниках квалифицированного труда с начальным профессиональным образованием;

- формирования у обучающихся гражданской позиции и трудолюбия, развития ответственности, самостоятельности и творческой активности.


К учреждениям начального профессионального образования относятся:

- профессиональное училище (реализует основные профессиональные образовательные программы начального профессионального образования);

- профессиональный лицей (реализует образовательные программы начального профессионального образования, в том числе обеспечивающие приобретение обучающимися более высокого уровня квалификации - более высокого разряда по рабочей профессии).
Прием на обучение в государственные и муниципальные учреждения начального профессионального образования осуществляется по заявлениям от поступающих, имеющих основное общее и (или) среднее (полное) общее образование.

Образовательное учреждение, имеющее государственную аккредитацию, выдает выпускникам, освоившим образовательную программу начального профессионального образования в полном объеме и прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, диплом государственного образца о начальном профессиональном образовании.

Выпускникам, обучавшимся не менее полугода, но не завершившим по различным причинам освоение образовательной программы начального профессионального образования и прошедшим государственную (итоговую) аттестацию по профессиям рабочих, должностям служащих согласно Общероссийскому классификатору, присваивается уровень квалификации и выдается свидетельство.



  1. Среднее профессиональное образование

Среднее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях) или на первом уровне образовательных учреждений высшего профессионального образования.

Виды специальных учебных заведений:

- техникум (училище) - среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки;

- колледж - среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой и углубленной подготовки.
Прием в образовательные учреждения среднего профессионального образования для обучения:

- за счет бюджетных средств - осуществляется на конкурсной основе, если иное не предусмотрено законодательством РФ;

- с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами - осуществляется на условиях, определяемых учредителем образовательного учреждения в соответствии с законодательством РФ.
Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает ежегодные правила приема, определяющие их особенности на соответствующий год, не противоречащие законодательству РФ, Порядку приема, утвержденному Минобрнауки, и правилам приема, определяемым учредителем и закрепленным в уставе образовательного учреждения. Правила приема иностранных граждан включаются самостоятельным разделом в ежегодные правила приема.

Поступающий вправе подать заявление об участии в конкурсе одновременно в несколько образовательных учреждений, по нескольким специальностям, а также на различные формы получения образования (очную, очно-заочную (вечернюю), заочную, экстернат), а также одновременно на бюджетные места и на места по договорам с оплатой стоимости обучения.

Конкурс для граждан, имеющих среднее (полное) общее образование, проводится на основании результатов единого государственного экзамена (ЕГЭ) по предметам, соответствующим специальности, на которую осуществляется прием. Для имеющих основное общее образование образовательное учреждение может либо учитывать результаты государственной итоговой аттестации (ГИА) в качестве вступительных испытаний, либо проводить собственные вступительные испытания.

По некоторым специальностям (например музыкальное образование, физическая культура и т.п.) могут проводиться дополнительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности по предметам, по которым не проводится ЕГЭ.

До начала приема документов приемная комиссия образовательного учреждения среднего профессионального образования определяет и объявляет информацию для поступающих.

Не позднее 1 февраля объявляются:

- ежегодные правила приема в образовательное учреждение;

- перечень специальностей, на которые образовательное учреждение среднего профессионального образования объявляет прием документов в соответствии с лицензией; по каждой специальности с выделением форм обучения, уровней подготовки (базовый, углубленный) и образования, необходимого для поступления (основное общее, среднее общее);

- перечень вступительных испытаний по общеобразовательным предметам по каждой специальности при поступлении на базе среднего (полного) общего образования и на базе основного общего образования (без учета дополнительных вступительных испытаний творческой и (или) профессиональной направленности);

- формы проведения вступительных испытаний по каждой специальности, их программы и систему оценок знаний при поступлении на базе основного общего образования;

- перечень и программы вступительных испытаний для граждан, поступающих на базе начального профессионального образования на соответствующую специальность, правила их проведения, а также систему оценки их знаний (в случае наличия права на проведение таких вступительных испытаний на соответствующую специальность);

- перечень и формы проведения дополнительных вступительных испытаний творческой и (или) профессиональной направленности на специальности, требующие наличия у поступающих лиц определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств, их программы, правила их проведения, а также систему оценки знаний поступающих (в случае наличия права на проведение таких дополнительных вступительных испытаний на соответствующую специальность);

- возможность сдачи поступающими дополнительных вступительных испытаний на государственном языке субъекта РФ, на территории которого расположено образовательное учреждение;

- особенности проведения вступительных испытаний для граждан с ограниченными возможностями здоровья;

- перечень и формы проведения вступительных испытаний для лиц, имеющих среднее профессиональное образование или высшее профессиональное образование;

- информацию о сроках проведения единого государственного экзамена для сдачи его лицами, не имеющими результатов ЕГЭ;

- возможность приема заявлений и необходимых документов в электронно-цифровой форме;

- формы проведения вступительных испытаний для лиц, получивших среднее (полное) общее образование до 1 января 2009 г., при приеме на очно-заочную (вечернюю) и заочную формы получения образования;

- формы проведения вступительных испытаний для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, полученное в образовательных учреждениях иностранных государств.


Не позднее 1 июня:

- общее количество мест для приема по каждой специальности;

- количество бюджетных мест для приема по каждой специальности;

- количество бюджетных мест, выделенных для целевого приема по каждой специальности;

- количество мест по каждой специальности по договорам с оплатой стоимости обучения (при их наличии);

- порядок организации приема по специальностям, по группам специальностей, по образовательному учреждению в целом при условии совпадения вступительных испытаний совместно или раздельно на бюджетные места и на места по договорам с оплатой стоимости обучения;

- правила подачи и рассмотрения апелляций по результатам вступительных испытаний, проводимых образовательным учреждением самостоятельно, дополнительных вступительных испытаний;

- информацию о наличии общежития (или нескольких общежитий) и количестве мест в общежитиях для иногородних поступающих;

- образец договора для поступающих на места по договорам с оплатой стоимости обучения;

- льготы, предоставляемые победителям и призерам олимпиад школьников различного уровня.


Не позднее 20 июня объявляются результаты ЕГЭ, вступительных испытаний, проводимых образовательным учреждением самостоятельно, подтверждающие успешное прохождение вступительных испытаний как для лиц, поступающих на бюджетные места, так и для лиц, поступающих на места по договорам с оплатой стоимости обучения.
Вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных испытаний в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального образования принимаются:

- дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;

- дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, которым согласно заключению учреждения Государственной службы медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях;

- граждане в возрасте до 20 лет, имеющие только одного родителя - инвалида I группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;

- военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (за исключением офицеров), непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее 3 лет.
Преимущественным правом на поступление в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального образования пользуются:

- граждане, уволенные с военной службы;

- дети военнослужащих, погибших при исполнении ими обязанностей военной службы или умерших вследствие военной травмы либо заболевания;

- дети лиц, погибших или умерших вследствие военной травмы либо заболеваний, полученных ими при участии в проведении контртеррористических операций и (или) иных мероприятий по борьбе с терроризмом;

- граждане других категорий, предусмотренных законодательством.
Победители и призеры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников и члены сборных команд Российской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам, принимаются без вступительных испытаний в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального образования для обучения по специальностям, соответствующим профилю олимпиады. Чемпионы Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр принимаются на специальности в области физической культуры и спорта без вступительных испытаний.

Среднее специальное учебное заведение вправе устанавливать правила приема для лиц, окончивших образовательное учреждение среднего (полного) общего или начального профессионального образования с медалью, имеющих диплом о начальном профессиональном образовании с отличием, или аттестат об основном общем образовании особого образца (с отличием), или иные отличия в уровне подготовки.

Поступающий имеет право ознакомиться со своей экзаменационной работой в порядке, установленном образовательным учреждением среднего профессионального образования.

По результатам вступительного испытания поступающий имеет право подать в образовательное учреждение среднего профессионального образования письменное апелляционное заявление об ошибочности, по его мнению, оценки, выставленной на вступительном испытании, или о нарушении установленного порядка проведения испытания (далее - апелляция). Для рассмотрения апелляций на период проведения вступительных испытаний приказом директора (начальника) образовательного учреждения среднего профессионального образования создается апелляционная комиссия. Рассмотрение апелляции не является переэкзаменовкой, в ходе рассмотрения апелляции проверяется только правильность оценки результата сдачи вступительного испытания. Поступающий имеет право присутствовать при рассмотрении апелляции. С несовершеннолетним поступающим (до 18 лет) имеет право присутствовать на рассмотрении апелляции один из его родителей (законных представителей). При подаче апелляции, а также в случае присутствия при рассмотрении апелляции поступающий должен иметь документ, удостоверяющий его личность. После рассмотрения апелляции выносится решение апелляционной комиссии об оценке результата сдачи вступительного испытания. В случае необходимости изменения оценки составляется протокол решения апелляционной комиссии, в соответствии с которым вносится изменение оценки в экзаменационную работу поступающего, его экзаменационный лист и экзаменационную ведомость. Оформленное протоколом решение апелляционной комиссии доводится до сведения поступающего. Факт ознакомления с этим решением удостоверяется подписью поступающего. Выписка из протокола решения апелляционной комиссии хранится в личном деле поступающего.



Студентом (курсантом) среднего специального учебного заведения является лицо, зачисленное приказом директора (начальника) в среднее специальное учебное заведение для обучения по образовательной программе среднего профессионального образования.

Слушателем среднего специального учебного заведения является лицо, зачисленное приказом директора (начальника) в среднее специальное учебное заведение для обучения на подготовительных курсах или освоения дополнительной профессиональной образовательной программы.

Правовое положение слушателя в части получения образовательных услуг соответствует статусу студента соответствующей формы обучения.

Среднее специальное учебное заведение вправе, в пределах численности обучающихся, установленной лицензией, осуществлять подготовку специалистов на основе договоров с физическими и (или) юридическими лицами с оплатой ими стоимости обучения.

Студенты могут совмещать учебу с работой и пользоваться при этом льготами, установленными законодательством Российской Федерации о труде и образовании.

Студенты очной формы обучения, получающие среднее профессиональное образование за счет бюджетных средств, в установленном порядке обеспечиваются стипендиями. Студенты вправе получать стипендии, выплачиваемые физическими или юридическими лицами, а также иные стипендии.

Студенты, нуждающиеся в жилой площади, обеспечиваются местами в общежитии при наличии соответствующего жилищного фонда среднего специального учебного заведения.

За невыполнение учебного плана по специальности в установленные сроки по неуважительной причине, невыполнение обязанностей, предусмотренных уставом среднего специального учебного заведения, нарушение правил внутреннего распорядка к студентам могут быть применены дисциплинарные взыскания вплоть до отчисления из среднего специального учебного заведения. Не допускается отчисление студентов по инициативе администрации во время их болезни, каникул, академического отпуска или отпуска по беременности и родам.

Итоговая государственная аттестация выпускников средних специальных учебных заведений, имеющих государственную аккредитацию, осуществляется государственными аттестационными комиссиями.

Среднее специальное учебное заведение, имеющее государственную аккредитацию, выдает выпускникам, освоившим соответствующую образовательную программу в полном объеме и прошедшим итоговую государственную аттестацию, диплом государственного образца о среднем профессиональном образовании.

Лицу, отчисленному из среднего специального учебного заведения либо не прошедшему государственную (итоговую) аттестацию или получившему на государственной (итоговой) аттестации неудовлетворительные результаты, выдается справка, отражающая объем и содержание полученного образования.


3. Высшее образование

3.1 Высшие учебные заведения (вузы)


В высших учебных заведениях может быть получено высшее профессиональное образование.

Учреждения высшего профессионального образования (высшие учебные заведения, вузы) - тип образовательных учреждений, реализующих программы высшего профессионального образования и осуществляющих подготовку специалистов высококвалифицированного, преимущественно умственного труда.

Гражданам Российской Федерации гарантируется получение на конкурсной основе бесплатного высшего и послевузовского профессионального образования в государственных, муниципальных высших учебных заведениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования.

Лица, имеющие начальное профессиональное образование соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам.

Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования (высших учебных заведений) регулируется Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации. Для негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования Типовое положение является примерным.

Виды высших учебных заведений:

а) университет - высшее учебное заведение, которое:

- реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по многим направлениям подготовки (специальностям);

- осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников многих областей профессиональной деятельности, научных и научно-педагогических работников;

- выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук;

- является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности;


б) академия - высшее учебное заведение, которое:

- реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования;

- осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации для определенной области научной и научно-педагогической деятельности;

- выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования преимущественно в одной области науки или культуры;

- является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности;
в) институт - высшее учебное заведение, которое:

- реализует образовательные программы высшего профессионального образования, а также, как правило, образовательные программы послевузовского профессионального образования;

- осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников для определенной области профессиональной деятельности;

- ведет фундаментальные и (или) прикладные научные исследования.


Наименование высшего учебного заведения устанавливается при создании и изменяется в обязательном порядке при изменении его статуса. Если в наименовании высшего учебного заведения употребляется специальное название (консерватория, высшее училище и другие названия), наряду с ним указывается вид высшего учебного заведения.

Высшее учебное заведение может иметь филиалы, представительства, научно-исследовательские подразделения, конструкторские бюро, аспирантуру (адъюнктуру), интернатуру, ординатуру, докторантуру, структурные подразделения дополнительного профессионального образования, внеучебной и воспитательной работы, подготовительные отделения и курсы, объекты производственной и социальной инфраструктуры, общежития, клинические базы и другие структурные подразделения.

Высшее учебное заведение любого вида и его филиалы могут реализовывать образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального и среднего профессионального образования, а также дополнительного профессионального образования при наличии у них соответствующей лицензии.

Статус студента негосударственного высшего учебного заведения, имеющего государственную аккредитацию, в отношении академических прав и академических свобод приравнивается к статусу студента федерального государственного высшего учебного заведения, за исключением права на получение государственной стипендии при обучении на платной основе. Статус студента негосударственного высшего учебного заведения, не имеющего государственной аккредитации, определяется уставом этого высшего учебного заведения.


3.2 Уровни высшего профессионального образования
В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни высшего профессионального образования:

- высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) "бакалавр";

- высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) "специалист" или квалификации (степени) "магистр" (магистров готовят для научной работы).
Не завершившим освоение основной программы высшего профессионального образования выдаются академические справки установленного образца.

Сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования составляют:

- для получения квалификации (степени) "бакалавр" - 4 года;

- для получения квалификации (степени) "специалист" - не менее 5 лет;

- для получения квалификации (степени) "магистр" - 6 лет (в том числе получение степени бакалавра - 4 года, и собственно подготовка магистра - 2 года).


Для лиц, имеющих повышенный первоначальный уровень образования (например среднее профессиональное образование соответствующего профиля) или способности, допускается получение образования по сокращенным или ускоренным программам бакалавриата. Получение высшего профессионального образования по сокращенным программам подготовки специалиста и магистра не допускается.

Образовательные программы разных уровней осваиваются в высшем учебном заведении в различных формах, отличающихся объемом обязательных занятий педагогического работника с обучающимся (очной, очно-заочной (вечерней), заочной форме, в форме экстерната).



Можно сочетать различные формы образования, в том числе очное обучение с работой на предприятии, в учреждении, организации.

Для всех форм образования, в том числе в случае их сочетания в пределах конкретной образовательной программы, действуют единые государственные образовательные стандарты.




Теряя голову, не теряй хотя бы лица. Лешек Кумор
ещё >>