Доклад Москва, 2013 Содержание гражданское общество «у них» икаким оно должно стать - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
В. Г. Ледяев государство vs гражданское общество: скрытые практики... 1 176.44kb.
Гражданское общество и сфера частных интересов 1 164.81kb.
Законодательство и гражданское общество: проблемы и перспективы"... 1 125.4kb.
Доклад Гасанова А. П 1 313.87kb.
Глобальное гражданское общество и гуманитарные науки 4 805.68kb.
Программ а VII международной научной конференции «человек, культура... 1 152.66kb.
Как понимают ученые информационное общество 1 151.61kb.
"Общество и социальные институты" 1 24.26kb.
Южное общество (1821—1825) 1 39.35kb.
Учение Маркса всесильно, потому что оно верно 1 48.22kb.
Н. Ю. Беляева Проф. Зав кафедрой Публичной политики гу-вшэ 1 123.66kb.
Периода третьей республики (1980-е гг.) C. A. Корицкий 1 188.82kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Доклад Москва, 2013 Содержание гражданское общество «у них» икаким оно должно стать - страница №1/22

Центр политических технологий

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО – РЕСУРС РАЗВИТИЯ РОССИИ

Аналитический доклад

Москва, 2013

Содержание



Введение 2

1. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО «У НИХ» И КАКИМ ОНО ДОЛЖНО СТАТЬ «У НАС» 4

Гражданское общество: западная модель и ее вариации 5

Классическая модель эволюции гражданского общества 5

Вариация западной модели: гражданское общество как субъект «бархатных революций» 9

«Незападная модель гражданского общества 11

Гражданское общество: определения и функции 12

Базовые определения 12

Функции гражданского общества 13

«Серые зоны» гражданского общества 17

Что может развитое гражданское общество? 21

2. РОССИЙСКОЕ ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО: ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ 22

Предыстория: гражданское общество в СССР и раньше 22

Условия становления российского гражданского общества 27

3. АКТИВИСТ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА: ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ 31

Социально- демографический профиль 31

Мировоззрение и человеческие качества гражданских активистов 33

Мотивации активистов гражданского общества 34

Политические предпочтения активистов гражданского общества 37

Привлечение новых активистов 38

4. КАК ЖИВУТ И РАБОТАЮТ РОССИЙСКИЕ НКО 39

Современное состояние 39

Успехи и неудачи гражданского общества в России 41

Рамки гражданского общества 45

Неоднозначные случаи 45

Механизмы работы НКО. Коммуникация между НКО и формирование сообщества гражданских активистов 47

Интенсивность гражданской активности. 49

Особенности российского “третьего сектора”. 51

5. «ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЗАПРОС» НА ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО 54

Уровень осведомленности и интереса общества к НКО 54

Услуги от НКО: готовы ли граждане? 59

6. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО 63

Постановка проблемы 63

Общая рамка отношений 65

Отношения с региональной властью 72

Политизация гражданского общества 73

Проблема «не вполне независимых» НКО: российская специфика 76

Российские GONGO 76

Общественные палаты и советы 79

Финансирование НКО 81

Государственное финансирование НКО 81

Финансирование НКО со стороны бизнеса 84

Привлечение частных пожертвований и платные услуги 87

Иностранное финансирование до «иностранных агентов» 88

Новая политика в отношении НКО: «иностранные агенты» и не только 91

7. Перспективы развития 102

Общие выводы 102

Перспективы развития: как дать гражданскому обществу развиваться? 105

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 110

Введение


Цель настоящего доклада – создать концептуальную рамку для работы Комитета гражданских инициатив и подготовки Гражданского форума.

Авторы не ставят нереальных целей дать «единственно верное» определение гражданского общества, ответить на все вопросы, касающиеся его нынешнего состояния и развития в России. Назначение этого доклада сугубо инструментальное: задать экспертную рамку для общественной дискуссии об участии граждан в развитии своей страны, формах взаимодействия государства и объединений граждан государственной политики, касающейся гражданского участия.

На эту тему сегодня много говорится и пишется. Гражданское общество видится оппозиционной стихией, радующей одних надеждой на перемены и тревожащей других своей якобы деструктивностью или даже происками враждебных России внешних сил. Активно изучается зарубежный опыт функционирования «третьего сектора», правильно ставится вопрос о необходимости развития социальных функций НКО и увеличении государственного финансирования некоммерческих организаций, и первые шаги на этом направлении уже сделаны. В то же время поиск среди НКО «иностранных агентов» вылился в массированную пропагандистскую «охоту на ведьм», которая подорвала и без того невысокий общественный авторитет некоммерческих организаций. Это – самое наглядное, но далеко не единственное свидетельство отсутствия у российского государства четкого видения и стратегии развития гражданского общества в России, государственной политики в этой области.

Выводы нашего исследования четко указывают, что гражданское общество в России состоялось, несмотря на множество неблагоприятных объективных и субъективных факторов. Гражданская активность – неиспользуемый ресурс развития страны, пренебрегать которым – гибельно для государства и для общества. Но при нынешней государственной политике в отношении гражданского общества российский «третий», «бесприбыльный» сектор, не сможет играть столь же важную роль в социально-экономической и политической жизни, как в развитых странах. Эта задача нерешаема ни механическим наращиванием объемов финансирования, ни простым совершенствованием административных механизмов управления взаимодействием с дирижируемыми сверху НКО.

Источник силы гражданского общества – установка его активистов на участие в общественно-политической жизни, самореализацию и бескорыстную деятельность, мотивированную стремлением улучшить мир вокруг себя, объединившись с единомышленниками не по приказу свыше, а по зову сердца. Не создав условий для развития гражданского общества как субъекта общественно-политической жизни, нельзя надеяться на сколько-нибудь значимый рост «третьего сектора»: без коренного изменения институциональной среды эффективность «инвестиций» и «госуправления» в нем окажется еще ниже, чем в «официальной» социально-экономической политике.

Да и сама стратегия развития гражданского общества не может родиться ни в начальственных кабинетах, ни в стенах экспертных центров – без деятельного участия самого сообщества некоммерческих организаций и их активистов.

Предложение Комитета гражданских инициатив о созыве «Гражданского форума» приобретает в этой связи особую актуальность: именно на этом форуме может состояться беспрецедентный по масштабу «мозговой штурм» по формированию такой стратегии, конструктивного запроса сообщества к государству. Наш доклад – попытка задать концептуальную и содержательную рамку для этого «мозгового штурма».

Настоящий доклад сочетает методы кабинетного анализа и полевых социологических исследований – групповых дискуссий активистов НКО в 5 регионах России, глубинных интервью с активистами НКО и экспертами в области гражданского общества, небольшого социологического опроса, выполненного по заказу КГИ «Левада-центром».



Эмпирическая база исследовании

1.60 глубинных интервью, в т.ч. 35 в Москве (25 руководителей НКО и 10 экспертов по гражданскому обществу - социологи, юристы, политологи) и по 5 интервью с активистами НКО в пяти регионах Архангельской, Воронежской, Иркутской и Самарской областях и Республике Дагестан. Исследование проводилось с 10 июня по 20 июля 2013 года.

2. Групповые модерируемые дискуссии по полуформализованному топик-гайду с лидерами и активистами некоммерческих организаций в пяти центрах субъектов Федерации: Архангельске, Воронеже, Иркутске, Махачкале и Самаре. В каждой дискуссии принимало участие от 12 до 20 человек. Исследование проводилось в июне-июле 2013 г.

3. Количественное социологическое исследование (опрос), проведен «Левада-Центром» по заказу Комитета гражданских инициатив по репрезентативной выборке населения России, 1601 человек в возрасте 18 лет и старше, проведен 18-22 июля 2013 года в 130 населенных пунктах 45 регионов страны. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

В теоретической части доклада выделены концептуальные «реперные точки» - основные подходы, понятия, «развилки» в научном знании и дискурсе о гражданском обществе, без которых невозможен корректный анализ и планирование развития гражданского общества в России.

В разделах, основанных на эмпирическом материале, проанализировано нынешнее состояние российской «коллективной гражданственности» - некоммерческих организаций и активистов гражданского общества, их взглядов на ключевые проблемы коллективной гражданственности в России.

Авторский коллектив

Авторы текста

Интервьюеры и модераторы дискуссий

Под общей редакцией Бунина И.М.

Макаренко Б.И. – руководитель авторского коллектива, Главы 1-7

Максимов А.Н. – гл. 3-6

Позднякова Е.Ю. – гл. 3-6

Авторы благодарны А.В.Макаркину за помощь и советы в работе над текстом.


Бардин А.Л.

Зевин Я.М.

Ивахник А.Г.

Колосова Н.Г.

Ларионов Р.В.

Маркова И.В.

Назарова Н.Н.


Авторы выражают благодарность за сотрудничество и помощь коллегам из «Левада-Центра» Л.Д.Гудкову, А.И.Гражданкину и А.Г.Левинсону.



следующая страница >>



Господь любит нас всех, но ни от одного из нас не в восторге. Айзек Азимов
ещё >>