Доклад министерства промышленности и транспорта о развитии конкуренции в промышленном производстве - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Мексика. Столица: Мехико. Площадь: 1972500 кв кмНаселение: 56 250... 1 66.69kb.
Тема Экономическая эффективность в условиях совершенной конкуренции 1 77.99kb.
Участие женщин в промышленном производстве России в конце 60 – начале... 1 196.62kb.
Основные технологии, применяемые в промышленном производстве 1 259.57kb.
Правила пожарной безопасности при производстве электрогазосварочных... 4 737.54kb.
Состояние отдельных видов транспорта Промышленный транспорт 1 21.41kb.
Доклад о состоянии и использовании земель в Республике Карелия в... 13 1756.49kb.
Спиртовые дрожжи в промышленном производстве спирта 1 347.09kb.
Щебень и песок из пористых горных пород 1 261.14kb.
Кристаллы, и особенно высококачественные монокристаллы, являются... 5 748.8kb.
Межгосударственнный стандарт уайт-спирит 1 89.33kb.
Выписка из регистрационного реестра аттестованных аварийно-спасательных... 4 516.33kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Доклад министерства промышленности и транспорта о развитии конкуренции в промышленном - страница №1/1

Доклад министерства промышленности и транспорта о развитии конкуренции в промышленном производстве


  1. Меры, принятые в целях развития конкуренции в 2010-2012 годы

Основу промышленного комплекса края составляют высокотехнологичные предприятия оборонно-промышленного комплекса и другие виды производства, от деятельности которых зависит социально-экономическое развитие края и укрепление национальной безопасности.

Министерство промышленности и транспорта края на протяжении ряда лет уделяет пристальное внимание развитию конкуренции в курируемых отраслях промышленного производства.

В 2007 году завершилось выполнение «Основных направлений повышения конкурентоспособности и освоения новых видов продукции в промышленном комплексе Хабаровского края на 2005-2007 годы» утвержденных постановлением Правительства Хабаровского края от 10.06.2005 № 70-пр. Результаты выполнения Основных направлений были рассмотрены на расширенном заседании Правительства края в ноябре 2007 года и приняты «Основные мероприятия по повышению конкурентоспособности промышленного производства Хабаровского края на 2008-2010 годы» (постановление Правительства края от 12.12.2007 № 239-пр). В их числе кроме повышения качества продукции, выпуска новых видов изделий, предусматривались и такие меры, как снижение себестоимости продукции за счет внедрения новых прогрессивных технологий, внедрения организационно-технических мероприятий по сокращению энергозатрат, экономии материальных ресурсов, сокращению трудоемкости производства и оптимизации производственных процессов. Это позволило повысить ценовую конкурентоспособность выпускаемой продукции.

В декабре 2011 года на расширенном заседании Правительства края были рассмотрены и утверждены Основные направления развития промышленного производства в Хабаровском крае на 2012-2015 годы (распоряжение Правительства края от 16.01.2012 г. № 2-рп).

В настоящее время промышленное производство, подведомственное министерству промышленности и транспорта края, по большинству показателей достигло докризисного уровня 2008 года, а к уровню 2009 года объём отгруженной продукции вырос в 2,4 раза.

На предприятиях оборонно - промышленного комплекса края в 2010- 2012 годах продолжалось выполнение экспортных контрактов по договорам с ФГУП «Рособоронэкспорт» на поставку военной техники в рамках военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами.

Наибольшее развитие в 2010-2012 годах достигнуто в авиастроении, которое в крае представлено – филиалом ОАО «Компания «Сухой» «Комсомольский - на - Амуре авиационный завод им. Ю.А. Гагарина» (далее - «КнААЗ им Ю.А. Гагарина») и Комсомольским - на - Амуре филиалом ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» (далее КнАФ ЗАО «ГСС»).

Основной продукцией предприятия в 2010 - 2012 годах являлось производство военной авиационной техники для Министерства обороны РФ. Выполнены обязательства по поставке самолетов Су - 27СМ(3), освоено серийное производство многоцелевого истребителя Су-35С. Ведутся работы по реализации перспективного проекта самолета пятого поколения по программе ПАК ФА (Т - 50). По экспортным контрактам для инозаказчиков было произведено и поставлено 28 самолетов Су 30МК2 и 3 самолета Су-27СКМ.

По гражданским программам осуществлялось изготовление составных частей российского гражданского регионального самолета «Сухой Суперджет 100» (SSJ - 100) для ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» (далее ЗАО «ГСС»). Завод с 2010 года приступил к серийному производству составных частей для самолетов.

КнАФ ЗАО «ГСС» в 2011-2012 годах произведено и поставлено 15 пассажирских самолётов «SSJ–100» авиакомпаниям ОАО «Аэрофлот - Российские авиалинии», ОАО «Арменавиа», Республики Саха (Якутия) и 3 самолета инозаказчикам. К 2014 - 2015 году предприятие планирует обеспечить выпуск до 50 самолетов в год.

С 2011 года дополнительный импульс развития получили судостроительные заводы края. В интересах Военно-Морского флота России на судостроительных предприятиях края ведется строительство кораблей класса «Корвет», морского многофункционального буксирного судна, плавучего причала для пограничной службы ФСБ России, ремонт дизельной подводной лодки и ряд других объектов.

Кроме военного судостроения на заводах реализуется большая программа строительства гражданских судов по договорам с ОАО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта»: многофункционального аварийно - спасательного судна мощностью 7 МВт, двух судов снабжения и двух азимутальных буксирных судов мощностью 3500 л.с., заказчиками которых являются Министерство транспорта России, ООО «Газфлот» и ЗАО «Роснефтефлот». В ближайшей перспективе – строительство в ОАО «ХСЗ» еще двух буксиров мощностью 5400 л.с. для ЗАО «Роснефтефлот».

По инициативе Правительства Хабаровского края с 2011 года ОАО «ХСЗ» приступил к строительству скоростного пассажирского судна на 100 мест проекта А – 45 - 2 и двух пассажирских судов на воздушной подушке на 30 и 50 посадочных мест, с целью замены морально и физически устаревших пассажирских судов, для обеспечения перевозок по реке Амур и его притокам.

Основу металлургического комплекса края составляет ОАО «Амурметалл». В течение последних лет положение на этом предприятии остается критическим. Правительством Российской Федерации с 2009 года оказывается систематическое содействие по сохранению и финансовому оздоровлению предприятия. По поручению Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина было подписано Кредитное соглашение №110100/1061 между ОАО «Амурметалл» и ГК «Внешэкономбанк» на финансирование проекта «Завершение инвестиционной программы и восстановление финансовой устойчивости ОАО «Амурметалл» в объеме 2,2 млрд. В 2011-2012 годах ГК «Внешэкономбанк» дополнительно выделил 3,1 млрд. рублей кредитных средств на восстановление финансовой устойчивости предприятия, что позволило в 1,3 раза увеличить объемы производства к уровню 2009 года.

При содействии Правительства Хабаровского края решен вопрос по установлению исключительного железнодорожного тарифа на перевозку металлолома на 2011 - 2012 годы с понижающим коэффициентом 0,5 и 0,56 соответственно.

Правительством Хабаровского края установлена пониженная ставка (1,1 процент) для ОАО «Амурметалл» по налогу на имущество сроком на 3 года. Постановлением Правительства края от 16 ноября 2011 года предприятию установлен тариф экономического развития на электрическую энергию на общую сумма 38,7 млн. рублей.

Вышеперечисленные меры также направлены на стабилизацию финансово - экономического положения ОАО «Амурметалл».

ОАО «Дальэнергомаш», специализирующееся на выпуске энергетического оборудования для нефтегазовой отрасли, в 2012 году увеличило объемы производства на 125 процентов к уровню 2011 года, однако на докризисный уровень предприятие до сих пор не вышло. На заводе ведётся разработка новых моделей газоперекачивающих агрегатов, изготовление модернизированных турбин высокого давления, предназначенных для химической промышленности. В 2011 года завершено изготовление продукции по заказу ОАО «Акрон», выполняются работы для дочерних предприятий ОАО «Газпром», ОАО «Роснефть», предприятий металлургии, коксохимии, горно - обогатительных комбинатов. Реализуются проекты по изготовлению продукции на экспорт. Проводимые заводом мероприятия по модернизации выпускаемых изделий направлены на повышение конкурентоспособности и роста объемов производства и реализации продукции.

Комсомольский - на - Амуре завод подъёмно - транспортного оборудования работает по заключению договоров на изготовление крановой продукции по индивидуальным заказам. Продукция предприятия поставляется структурам ОАО «РЖД», металлургическим и промышленным предприятиям и др. хозяйствующим субъектам.

ОАО «Амурский кабельный завод» - единственный производитель кабельной продукции на Дальнем Востоке, выпускающий более 8,0 тыс. маркоразмеров кабелей и проводов, и базовое предприятие по виду экономической деятельности «электро - и электронное оборудование».

Несмотря на то, что предприятие находится в процедуре банкротства (наблюдение), продолжаются работы по повышению конкурентоспособности кабельной продукции. ОАО «Амурский кабельный завод» участвует во многих строительных проектах на территории Дальневосточного федерального округа. Судовой кабель этого завода широко используется на судостроительных верфях Северо - Запада и Дальнего Востока России.

Основным предприятием в крае по виду экономической деятельности «химическое производство» является ОАО «Дальхимфарм», стабильно работающее на протяжении длительного времени. Объем отгруженной продукции в 2012 году составил 113 процентов к уровню 2009 года.

Предприятие производит порядка 150 наименований лекарственных препаратов самого различного действия, самостоятельно формирует портфель заказов в соответствии со спросом и доступностью для потребителей, а также учитывает возможность замещения импортных лекарственных средств на более доступные отечественные аналоги.

Работа ФГУП «ДВПО «Восход» в 2010 - 2012годах характеризуется стабильной загрузкой производства. Рост объемов производства продукции в этот период составил более 11 процентов в год.

Предприятием освоены современные технологии утилизации боеприпасов и производства новых промышленных взрывчатых веществ. При отсутствии государственного оборонного заказа предприятие полностью перешло на выпуск промышленных взрывчатых веществ, для горнорудных, золотодобывающих и строительных организаций Дальнего Востока и Забайкалья.

Необходимо отметить, что наивысших результатов работы добились промышленные предприятия края, проводящие комплексную модернизацию и техническое перевооружение производства на основе передовых технологий.

Развитию авиационных программ в «КнААЗ им. Ю.А. Гагарина» способствует планомерная модернизация и техническое перевооружение производственных мощностей, как за счет собственных средств, так и за счет Федерального бюджета в рамках Федеральных целевых программ. Собственный бюджет технического перевооружения и модернизации составил в 2011 - 2012 году 3248,4 млн. рублей.

В настоящее время выполняются работы по реконструкции мощностей для производства самолёта пятого поколения, приступили к реконструкции цеха гальванических покрытий.

КнАФ ЗАО «ГСС» проводил масштабное развитие производственной базы, инвестиции в основной капитал в 2011 - 2012 годах превысили 386 млн. рублей.

Формирование высокотехнологичного машиностроительного комплекса края опирается и на развитие судостроения военного и гражданского назначения.

Проект ОАО «ХСЗ» по реконструкции корпусообрабатывающего производства и модернизации судоспусковых устройств для строительства судов грузоподъемностью до 2 тыс. тонн включён в Федеральную целевую программу (далее ФЦП) «Развитие оборонно - промышленного комплекса РФ на 2011 - 2013 годы и на период до 2020 года». На финансирование программы предусмотрено 1, 26 млрд. рублей за счет средств федерального бюджета. За 2011-2012 годы проведено работ по модернизации и приобретено оборудования на 118,1 млн. рублей.

В ОАО «АСЗ» разработан план модернизации предприятия на период 2012 - 2015 годы, за счет собственных и привлеченных средств в 2011-2012 годах приобретено и установлено оборудование более чем на 100 млн. рублей.

ОАО «Дальхимфарм» проводит модернизацию и техническое перевооружение производства за счёт собственных средств. До 2015 года планируется полностью произвести замену оборудования. По завершению технического перевооружения предприятия будет проведена сертификация производства под международные требования GMP.



В 2011 -2012 годах предприятием проведена модернизация котельной для перевода ее на природный газ, что позволит снизить затраты на себестоимость продукции.

В ФГУП «ДВПО «Восход» разработана и успешно внедряется долгосрочная программа модернизации производства за счет собственных средств. В рамках данной программы разработан и прошел стадию предварительных испытаний новый вид эмульсионного взрывчатого вещества - Эмуласт - И. Заключены договоры с НИИ «Кристалл» (г. Красноармейск) на разработку новых видов эмульсионных взрывчатых веществ. Совместно с профильными НИИ проводится непрерывная работа по разработке, сертификации и дальнейшему производству новых видов промышленных взрывчатых веществ, более эффективных, дешевых, экологичных, с замещением дефицитных компонентов на более доступные.



Перспективным направлением для ФКП «АПЗ «Вымпел» является изготовление инновационного патрона с твердосплавным сердечником, шифр «Игольник». 17 января 2013 года вышло распоряжение Правительства РФ №19-Р о постановке на вооружение этого патрона и единственным производителем определен ФКП «АПЗ «Вымпел». Руководством предприятия направлен пакет документов в Министерство обороны РФ о готовности запуска этого патрона в производство, на основании которого ведется работа по корректировке ГОЗ на 2013 год. Одним из эффективных методов поддержки предприятия является его загрузка работой по утилизации боеприпасов. Сегодня достигнута договоренность с конструкторским бюро автоматических линий им. Кошкина и получено согласие Минпромторга на аренду установки по утилизации.

Ведётся работа с ЗАО «Орехово - Зуевская стекольная компания» по организации производства стеклянной тары по технологии NNPB в  Хабаровске, что позволит создать в дополнительно 510 рабочих мест. Одновременно со строительством завода планируется внедрение совместно с ОАО «РОСНАНО» инновационного проекта по производству облегченной бутылки с нанопокрытием методом диффузно - термического упрочнения поверхности.

Оказывается содействие руководству ООО «Торэкс» по продвижению проекта строительства электросталеплавильного предприятия с проектной мощностью 200 тыс. тонн стальной заготовки в год. Реализация проекта позволит создать дополнительно около более 300 рабочих мест.

С целью внедрения фундаментальных исследований в промышленное производство в 2011 - 2012 годах в крае была продолжена работа по реализации инновационных проектов с ОАО «РОСНАНО». Осуществлена подготовка документов в ОАО «КнААПО» по проекту организации производства металлорежущего инструмента из твёрдых сплавов с нанопокрытием, с объёмом финансирования 2 млрд. рублей. ОАО «Дальэнергомаш» провело работы по подготовке технической и финансово-экономической документации по проекту организации производства турбинных лопаток из высоколегированных сталей и сплавов с применением технологий гибридных наноструктурированных покрытий, провело защиту на всех стадиях прохождения проекта в РОСНАНО.

В связи с возникшими разногласиями с ОАО «РОСНАНО» инвестиционные соглашения не были заключены. Проекты в настоящее приостановлены на неопределенное время.

Министерство промышленности и транспорта принимало активное организационное и техническое участие в подготовке необходимых материалов и документов по созданию кластера авиа- и судостроения Хабаровского края.

Программа кластера вошла в перечень 25 пилотных программ развития инновационных территориальных кластеров России, по которым будут осуществляться меры государственной поддержки (перечень утверждён решением Председателя Правительства РФ Д.А. Медведевым 28.08.2012).

В целях подведения итогов работы по созданию кластера и принятия решений по дальнейшему его развитию в октябре 2012 года в Правительстве края проведены мероприятия:

 заседание Совета инновационного территориального кластера авиа- и судостроения Хабаровского края;

 заседание Координационного совета по модернизации и инновационному развитию при Губернаторе края.

В 2011-2012 годах в целях успешного продвижения инновационных проектов и повышения конкурентоспособности промышленного производства Правительством Хабаровского края заключены соглашения о сотрудничестве со следующими организациями: ОАО «Управляющая компания «Объединенная двигателестроительная корпорация»; ЗАО «Орехово - Зуевская стекольная компания»; ФГУП «Всероссийский научно – исследовательский институт авиационных материалов»; ОАО «КАМАЗ», ООО «Хабаровский Восточно - Региональный автоцентр КАМАЗ» и ФГБОУ ВПО «Тихоокеанский государственный университет»; «Компанией «Комацу СНГ» и ФГБОУ ВПО «Тихоокеанский государственный университет», ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» им. Ф.Э. Дзержинского».

Принимаемые меры по модернизации и развитию промышленного производства позволят поднять конкурентоспособность выпускаемой продукции, эффективность экономики, создать новые рабочие места и повысить социальную привлекательность Хабаровского края.

Дальнейшее развитие предприятий невозможно без своевременного обеспечения производства квалифицированным производственным персоналом всех категорий, эффективного управления, динамичного развития персонала в соответствии с требованиями производства и новых прогрессивных технологий.

Общий анализ показывает, что дефицит кадров в промышленности существует на всех уровнях, начиная с управленческих кадров и инженерного состава и до рабочих с высоким и средним уровнем квалификации.

Наиболее дефицитные специальности в промышленности: слесарь-сборщик летательных аппаратов, сборщик-клепальщик, оператор станков с ЧПУ, трубопроводчик, слесарь монтажник судовой, сборщик корпусов металлических судов, сварщик, специалисты химического производства и другие.

Министерством промышленности и транспорта совместно с министерством экономического развития и внешних связей края, министерством образования и науки определена ожидаемая потребность в рабочих кадрах на период до 2015 года. На 25 процентов сокращен прием по профессиям непроизводственной сферы. При этом, на 16 процентов увеличился объем подготовки по профессиям технического профиля, востребованным экономикой края.

В 2011-2012 годах подготовку рабочих для предприятий края осуществляли 16 профессиональных училищ и 7 многоуровневых учреждений среднего профессионального образования, в которых обучается более 8,5 тысяч учащихся, из них 73 процента по профессиям технического профиля. Общая ежегодная потребность в кадрах для предприятий, подведомственных министерству определена на уровне 600 человек с начальным профессиональным образованием, 400 человек со средним специальным образованием и 140 человек с высшим профессиональным образованием.

Необходимо отметить примеры целенаправленной работы предприятий и профессиональных учебных заведений в обеспечении кадрами. Например, «КнААЗ им. Ю.А. Гагарина» реализует совместно с Комсомольским - на - Амуре государственным техническим университетом программу двухуровневой подготовки специалистов по «узким» специальностям: первые два курса обучение происходит в стенах Комсомольского университета, далее – на профильных кафедрах ведущих ВУЗов страны (г. Москва, Санкт - Петербург, Томск, Челябинск). По данной программе подготовлено 92 специалиста, а в период с 2011 года по 2013 год закончат обучение и приступят к работе еще 14 человек.

Кроме пополнения специалистами из учебных заведений на предприятиях имеются учебные комбинаты по подготовке и переобучению специалистов с максимально ранней адаптацией к условиям производства.

Учитывая приоритеты развития отраслей экономики края, созданы специализированные учебные заведения для металлургической, судостроительной, машиностроительной отраслей. Для создания условий опережающего обучения кадров с использованием новых отраслевых технологий в крае организовано три ресурсных центра в области строительства, сервиса, судостроения.

В рамках новых форм подготовки специалистов с максимально ранней адаптацией к условиям производства организована совместная работа ФГБОУ ВПО «Комсомольский - на - Амуре государственный технический университет» по созданию кафедр на базе «КнААЗ им. Ю.А. Гагарина», ОАО «Амурметалл», а также проводится подготовка и согласование документов с ОАО «АСЗ». Цель данного проекта - адресная подготовка высококвалифицированных специалистов для удовлетворения кадровых потребностей предприятий.

Прорабатывается вопрос о необходимости создания на базе ФГБОУ ВПО «Комсомольский - на - Амуре государственный технический университет» межотраслевого регионального инновационного ресурсного центра комплексного кадрового обеспечения предприятий, организаций и учреждений региона специалистами с высшим, средним и начальным образованием, повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов.

С целью привлечения и закрепления молодых специалистов на ведущих и социально значимых предприятиях и организациях в Хабаровском крае принята целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы, по которой большую часть стоимости жилья (до 55процентов) оплачивает бюджет края и предприятия. 150 специалистов «КнААЗ им. Ю.А. Гагарина»» являются участниками этой программы. Прорабатывается вопрос о строительстве жилого дома по данной программе для работников ОАО «АСЗ»

В соответствии с Основными направлениям деятельности Правительства Хабаровского края на период 2011 - 2015 годы, утвержденными распоряжением Правительства Хабаровского края от 18 марта 2011 г. N 127 - рп, одним из приоритетных направлений промышленной политики Хабаровского края на последующий период будет развитие машиностроительного комплекса, как основы промышленного и инновационного потенциала края, где создается высокотехнологичная конкурентоспособная продукция.


  1. Состояние конкуренции

Промышленное производство курируемых отраслей промышленности в 2012 году насчитывало 1329 предприятий и организаций, в т.ч. 30 крупных и средних предприятий и 124 малых (без микропредприятий) предприятий, что в общем числе предприятий и организаций занимает 3,2 процента, а в числе предприятий и организаций обрабатывающих производств 48,5 процента.

Из общего числа предприятий и организаций курируемых отраслей в государственной и муниципальной собственности находилось 17 предприятие (1,3 процента), смешанной российской собственности 15 предприятий (1,1 процента), в частной 1297 предприятий и организаций (97,6 процента).

Объем отгруженной продукции предприятиями и организациями курируемых отраслей в 2012 году 58532 млн. рублей, что составляет 30,1 процента в общем объеме отгруженной продукции по краю или 52,3 процента в объеме отгруженной продукции обрабатывающих производств.

Доля малых предприятий (без микропредприятий) курируемых отраслей промышленности в общем обороте малых предприятий занимает 9 процентов и в обороте малых предприятий обрабатывающих производств – 35 процентов.

Таким образом, организационная структура промышленного производства способствует созданию благоприятной конкурентной среды.

Министерством промышленности и транспорта края проведен опрос среди субъектов предпринимательской деятельности в промышленной сфере по теме «Интенсивность конкуренции на региональном рынке Хабаровского края».

По результатам опросов и официальной статистики по Методике, разработанной Минэкономразвития России, были определены следующие показатели состояния конкурентной среды в промышленном производстве Хабаровского края:

- показатель интенсивности конкуренции, который определяет степень соперничества между конкурирующими на рынке хозяйствующими субъектами, составил 0,521;

- показатель состояния конкурентной среды, который определяет степень развития конкурентной среды, составил 0,599.

Вышеуказанные показатели свидетельствуют о среднем уровне развитии конкурентной среды в промышленности края.

Абсолютное большинство опрашиваемых субъектов хозяйственной деятельности отмечают на целевом рынке края среднюю интенсивность борьбы с конкурентами, отсутствие заменителей производимого продукта, отсутствие игроков, либо наличие одного игрока, который оказывает незначительное влияние на конкурентов. С целью повышения конкурентоспособности почти все предприятия в течение 2012 года принимали меры по снижению цены, повышению качества и расширению ассортимента выпускаемой продукции. Однако только половина респондентов проводила маркетинговые акции по продвижению своей продукции. Активность компаний федерального масштаба и иностранных компаний в промышленном производстве края стабильна.

Состояние конкурентной среды в промышленном производстве выше среднего уровня. Большинство предприятий отмечают единичные случаи попыток отобрать бизнес, умеренную степень вмешательства органов власти в экономические процессы (проверки 1 раз в 6-12 месяцев, отсутствие влияния на ценообразование). В то же время опрос показывает, что практически не учитывается мнение предпринимателей при разработке экономической политики Хабаровского края, которая практически не изменилась за последний год. Отмечается низкий уровень распространения коррупции в органах государственной власти края.

Опрос показывает невысокий экономический уровень состояния конкурентной среды в промышленности, на который существенное влияние оказывают:

- низкий уровень доступности и качества трудовых ресурсов, в том числе высокая доля населения пенсионного возраста, дефицит высококвалифицированных специалистов и рабочих необходимой квалификации;

- недоступность привлечения финансовых средств для осуществления хозяйственной деятельности и повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции;

- отсутствие возможности получить в аренду (лизинг) необходимое оборудование:

- недостаточный уровень развития институтов рыночной экономики, особенно инвестиционной (инвестиционные и лизинговые компании, биржи, торговые дома и т.д.) и инновационной (центры НИОКР, бизнес-инкубаторы, научно-технические парки) инфраструктуры.

При этом в крае достаточно высокий уровень доступности транспортной и деловой инфраструктуры.

Промышленные предприятия края принимают меры для укрепления своих позиций в уже завоеванных рыночных нишах и освоению новых рынков сбыта продукции, в том числе по поставкам продукции на экспорт.

В промышленном комплексе края отмечается крайне неравномерная вовлеченность во внешнеэкономические связи.

Так значительная вовлеченность наблюдается в металлургическом производстве и авиастроении. В остальных производствах вовлеченность либо незначительная, либо вообще отсутствует.

Металлургическое производство является одной из базовых отраслей Хабаровского края и составляет в общем объеме обрабатывающего производства свыше 15 процентов.

Основной объем в металлургическом производстве (до 80 процентов) приходится на ОАО «Амурметалл», которое после кризиса до сих пор находится в очень тяжелом финансово-экономическом положении. Производственная деятельность предприятия стала возможной только благодаря государственной поддержке. Предприятие сертифицировано в системе менеджмента качества на соответствие требований МС ИСО 9001-2008, системе экологического менеджмента на соответствие требований МС ИСО серии14000, в системе менеджмента профессиональной безопасности на соответствие требованиям OHSAS 18001.

В 2012 году более 64 процентов продукции ОАО «Амурметалл» составляла заготовка на экспорт (продукция низкого передела), хотя до 2008 г. непрерывно шло увеличение выпуска продукции более высокого передела, которая реализовывалась на внутрироссийском рынке.

Сектор экономики края «машиностроение и обработка металлов» (включая виды деятельности производство машин и оборудования, производство транспортных средств и оборудования, производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования) в общем объеме обрабатывающего производства составляет более 30 процентов. Локомотивом его развития является «КнААЗ им. Ю.А. Гагарина». Именно на нём сосредоточен ценный технологический потенциал, который ориентирован на производство боевых самолётов. Продукция авиационного завода конкурентоспособна на мировом рынке. Но при этом объемы производства этой продукции зависят от эффективности корпоративного управления, государственного оборонного заказа Министерства обороны РФ и от заказа Рособоронэкспорта.

Продукция гражданского авиастроения, собираемая в КнАФ ЗАО «ГСС» (самолет Сухой-Суперджет 100) прошла международную сертификацию и соответствует международным требованиям. Однако производителю необходимо завоевать нишу на рынке сбыта региональных самолётов. На мировом рынке основными производителями региональных самолётов являются компании Bombardier (Канада) и Embraer (Бразилия). Развитие гражданского авиастроения в Хабаровском крае в основном зависит от эффективности корпоративного управления.

Судостроительная промышленность испытывает значительные трудности в развитии, объемы производства и финансирования зависят от государственного оборонного заказа Министерства обороны РФ, заказов Рособоронэкспорта и др. государственных заказов, отрасль требует срочной модернизации и технического перевооружения. Гражданское судостроение и судоремонт неконкурентоспособны по качеству, ценам, четкости и срокам выполнения работ (по сравнению с современными зарубежными верфями удельная трудоемкость изготовления одной тонны судовых конструкций в России в 3 раза выше, а период времени с момента закладки судна до его сдачи в эксплуатацию в 2,5 – 3 раза длиннее). Строительство и ремонт судов на предприятиях ДФО менее выгодны, чем за рубежом, даже для российских заказчиков. Действующие в России условия кредитования и налоговая система приводят к увеличению стоимости. Последние годы дальневосточные судовладельцы размещают заказы на строительство и ремонт судов в основном за рубежом, преимущественно в Китае и Корее, которые являются ведущими мировыми державами-судостроителями.

Для развития судостроительной отрасли не только Дальнего Востока, но и России в целом первостепенное значение имеют государственная политика и эффективность корпоративного управления.

Развитие традиционного гражданского машиностроения и металлообработки в Хабаровском крае является крайне неустойчивым. Возможности развития сдерживаются отставанием по уровню оснащения технологической базы. Спросовые ограничения на продукцию гражданского машиностроения и металлообработки связаны с неконкурентоспособностью по энергетическим тарифам, по условиям доступа к транспортным услугам, по качеству и применяемым технологиям. Это предопределило переориентацию сбыта продукции на внутренний рынок, с основной долей поставок в регионы Дальнего Востока.

Для развития внешнего спроса стоит задача достичь соответствия международным стандартам качества и сертификации продукции гражданского машиностроения. Однако, вследствие ограниченности инвестиционных ресурсов для технологической модернизации производства предприятий, реализация этой цели находится под серьезным вопросом.

Химическая промышленность занимает незначительную долю в промышленном производстве края - всего более 2 процентов. ОАО «Дальхимфарм», единственный производитель лекарственных средств в Дальневосточном федеральном округе имеет лицензию на производство готовых лекарственных средств, сертифицировано на соответствие системы менеджмента качества стандарту ИСО 9001:2008, выпуск продукции осуществляется в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52249-2009, лаборатория отдела контроля качества сертифицирована в системе ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2006.

Продукция предприятия реализуется в основном на внутреннем рынке, обеспечивая потребности в производимых лекарственных средствах регионов ДФО и европейской части страны. На экспорт продукция поставляется в основном в страны СНГ.

В целом в сфере промышленного производства Хабаровского края наблюдается снижение деловой активности. Объемы отгруженной продукции в 2012 году составил 98,6 процента к уровню 2011 года. Увеличился удельный вес убыточных предприятий с 40 процентов в 2011 году до 60 процентов в 2012 году. Рентабельность производства снизилась по видам экономической деятельности:

- «металлургическое производство и производство готовых металлических изделий» до (-) 3,8 процентов;

- «производства электрооборудования, электронного и оптического оборудования» до (-) 12,1 процента;

- «производство транспортных средств» до (-) 3,2 процентов.

Убыточность предприятий является следствием многих причин, в том числе факторов, удорожающих производство и переработку, связанных с высокими тарифами на энергоносители, транспортными расходами и, как следствие, высокой себестоимостью производства.

Против развития предприятий производственного сектора сыграл и тот факт, что они, фактически, оказались отрезаны от рынка капиталов, при этом собственные финансовые ресурсы непрерывно сокращались.

Достаточно остро стоят проблемы, порождаемые высоким уровнем морального и физического износа оборудования (до 70 процентов) и низкими темпами его обновления (3-4 процента в год). Следствием является производство неконкурентоспособной по качеству и цене продукции и низкая загрузка производственных мощностей. Промышленные предприятия края работают не на рынок, а на заказ (удовлетворение отдельных потребностей).




  1. Меры по развитию конкуренции в сфере промышленного производства на 2013-2015 годы

Исходя из вышеизложенного, для минимизации отрицательного воздействия на развитие промышленного производства и конкуренции в 2013-2015 годах министерство промышленности и транспорта планирует осуществлять совместно с органами исполнительной власти края работу в следующих направлениях:

- выполнение мероприятий государственной целевой программы Хабаровского края «Содействие экономическому развитию, конкуренции, инвестиционной и внешнеэкономической деятельности в Хабаровском крае», утвержденной постановлением Правительства края от 02.05.2012 № 137-пр;

- осуществлять взаимодействие с промышленными предприятиями края по разработке ими планов модернизации и технического обновления основных средств, повышения энергоэффективности производства;

- оказывать содействие предприятиям по реализации инвестиционных проектов на территории края;

- оказывать содействие развитию инновационного территориального кластера Хабаровского края авиа- и судостроения. В феврале 2013 года Правительство Хабаровского края заключило с ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» Соглашение о сотрудничестве, одним из основных направлений которого является оказание содействия развитию данного кластера. Во исполнение Соглашения проработан План совместной работы и создана рабочая группа;

- осуществлять взаимодействие с промышленными предприятиями края по формированию электронных площадок в единой информационной системе субконтрактации, созданной в соответствии с распоряжением Правительства Хабаровского края от 02.10.2012 г. № 603-рп «Об утверждении некоммерческой организации «Некоммерческое партнерство «Хабаровский краевой центр субконтрактации», которые позволят упростить связи между предприятиями, поставщиками и покупателями, независимо от их размеров, географического положения и отраслевой принадлежности;

- оказывать содействие предприятиям края по подготовке и переподготовке квалифицированных специалистов.

Правительству Хабаровского края необходимо осуществлять взаимодействие с Правительством Российской Федерации для принятия со стороны государства следующих мер:

- субсидировать предприятиям затраты на выплату Дальневосточных и северных надбавок и дополнительных северных отпусков;

- необходим пересмотр системы транспортных тарифов, энергетических тарифов, для приведения возможности осуществления хозяйственной деятельности в Дальневосточном федеральном округе в равные условия с другими регионами России;

- принять меры по развитию конкуренции в сфере энергетики на Дальнем Востоке;

- принять меры по улучшению условий кредитования и изменению налоговой системы для создания условий по технической модернизации производства предприятий, внедрению новых технологий и повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции.

Заместитель Председателя

Правительства края –

министр промышленности



и транспорта края В.Н. Быченко

Павлова Татьяна Петровна 37-87-15




История начинается тогда, когда уже ничего невозможно проверить. Вячеслав Верховский
ещё >>