«Дни славянской письменности» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа 24-25 мая Дни славянской письменности и культуры в Венгрии... 1 62.36kb.
Дни славянской письменности и культуры 1 145.25kb.
План основных праздничных мероприятий, посвященных Дням славянской... 1 94.06kb.
Урок «Праздник славянской письменности и культуры» 1 91.49kb.
Классный час День славянской письменности (1- 4 класс) Учитель начальных... 1 84.66kb.
Урок в 8 классе по Истории православной культуры земли Смоленской... 1 73.53kb.
2013 год 1150 лет Дню славянской письменности и культуры 1 97.5kb.
Урок «Праздник Славянской письменности и культуры» 1 62.55kb.
Сценарий "День славянской письменности" 1 44.73kb.
День славянской письменности и культуры в зарайском педагогическом... 1 25.43kb.
Конспект урока русского языка, посвященный Дню славянской письменности... 1 44.45kb.
§ Понятие о старославянском языке 1 139.65kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

«Дни славянской письменности» - страница №1/1



Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Дзержинский технический колледж»

Реферат


Тема: «Дни славянской письменности»

Выполнила:

Студентка 1 курса 17 группы

Поликарпова Анна

Проверила:

Ретюхина Татьяна Николаевна

преподаватель истории

2

Содержание:



Введение

1. Возникновение письма у славян

2. Кирилл и Мефодий

3. Глаголица и Кириллица

4. Влияние славянской письменности и христианства на древнерусскую культуру

5. Книгописание на Руси

6. Летописание

Заключение

Список литературы

3

Введение

В наше время День славянской письменности и культуры является единственным в России государственно – церковным праздником. Церковь 24 мая чествует память святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Праздник дорого для нас тем, что он позволяет каждый год нам прикоснуться к истокам родной культур, еще внимательнее прочесть несколько важных страниц отечественной истории, вновь услышать родное слово из богатств славянской письменности, познакомиться с удивительными памятниками книжного, изобразительного и музыкального искусства славянских народов.

Целью данной работы является изучение основных моментов в развитии и становлении культуры Древней Руси.



Возникновение письма у славян

Славянская письменность возникла в ту пору, когда славяне, после пребывания на своей прародине и интенсивного расселения на юго-запад, запад и восток, т.е после так называемой великой миграции, начали создавать свои государства.

Соседство с новыми народами, новый жизненный уклад и новое миропонимание, пришедшее на смену древнему язычеству, требовали развития новых форм духовной культуры, прежде всего культуры книжной, которая бы частично замещала или дополняла исконную славянскую устную традицию, культуру народную. Нужна была своя письменность, свой славянский книжный язык, своя книжная образованность.

Создателями славянской письменности были просвещенные братья Кирилл и Мефодий. Они по просьбе моравского князя Ростислава и по поручению византийского императора Михаила 3 в 863 году привезли в Великую Моравию первые книги на славянском языке, предназначенные для богослужения и просвещения славян.



Кирилл и Мефодий

Кирилл и Мефодий - просветители славян, создатели славянской азбуки. Они были братьями, родились и выросли в византийском городе Солунь, в окрестностях этого города в то время проживало многочисленное славянское население, поэтому уже с детства им был известен один из славянских языков.

4

Основными источниками изучения деятельности Кирилла и Мефодия служат их жития, которые были написаны учениками уже после смерти братьев. Согласно этим житиям, Мефодий в молодости сделал административно-военную карьеру, был управляющим византийским княжеством со славянским населением. Около 852 года он принял монашеский постриг, позднее стал игуменом. Кирилл уже в юном возрасте проявлял выдающиеся лингвистические способности и тягу к наукам, учился в Константинополе у крупнейших ученых того времени - Льва Грамматика и Фотия. После обучения также принял сан священника, преподавал философию, принимал участие в византийском посольстве к арабам. Около 861 года оба брата в составе византийского посольства в Хазарский каганат дважды побывали в Херсонесе, затем были посланы императором Михаилом 3 в Великую Моравию.



Эта миссия была организована по просьбе моравского князя Ростислава (846 - 879 гг.), который стремился ограничить в своем княжестве влияние немецкого духовенства и хотел, чтобы христианское учение проповедовалось на понятном славянам языке, а не на латыни. Кирилл и Мефодий осуществили перевод книг Священного Писания с греческого на славянский язык, в основу перевода легли хорошо известные им восточно-болгарские диалекты.

В отличие от других практиковавшихся в ту эпоху способов записи славянской речи славянское письмо Кирилла и Мефодия представляло собой особую законченную систему, созданную с учетом всех специфических особенностей славянского языка. Для текстов переводов ими была создана особая азбука - глаголица. Братья также обучили местных священнослужителей совершать богослужение по-славянски. Этот опыт получил распространение и в соседних населенных славянами землях.

В результате переводческой деятельности Кирилла и Мефодия был создан корпус текстов на славянском языке, который давал представление об основных нормах христианского мира, вместе с тем был создан и литературный язык, способный на столь же высоком уровне, как греческий и латинский, обслуживать все сферы жизни славянского общества.

После смерти Кирилла просветительскую деятельность продолжил Мефодий, а после его смерти последовало изгнание из Великой Моравии учеников обоих братьев. Климент Охридский, Наум, Ангеларий нашли прибежище в соседних странах, прежде всего, в Болгарии, где и была, предположительно, создана кириллица. Через посредство Болгарии

5

кирилло-мефодиевское наследие оказало огромное воздействие на культуру Руси, Сербии, Чехии и Хорватии.



Глаголица и Кириллица

Глаголица одна из двух славянских азбук (вторая азбука - кириллица), создание которых приписывают славянским просветителям Кириллу и Мефодию. Ее название образовано от старославянского слова "глаголъ" - "слово", "речь". Она почти полностью совпадает с кириллицей по алфавитному составу, расположению и звуковому значению букв, однако очень сильно отличается от нее формой букв. Текст, написанный глаголицей, напоминает греческую скоропись, однако буквенные сочетания не имеют соответствий с греческими буквами. Глаголица широко употреблялась в 60-х гг. IX в. в Моравии, откуда распространилась в Болгарию и Хорватию. В Хорватии она используется в богослужебных книгах и поныне.

Целый ряд фактов указывает на то, что глаголица была создана до кириллицы, а та в свою очередь создавалась на основе глаголицы и греческого алфавита. Древнейшая сохранившаяся глаголическая надпись с точной датировкой относится к 893 году и сделана в церкви болгарского царя Симеона в Преславе. Древнейшие рукописные памятники написаны именно на глаголице.

Глаголический и кириллический алфавиты в своих древнейших вариантах почти полностью совпадают по составу, различаясь только формой букв. При переиздании глаголических текстов типографским способом глаголические буквы обычно заменяют кириллицей.Однако числовое значение букв глаголицы и кириллицы не совпадает, что иногда приводит к недоразумениям. В глаголице числовые значения букв упорядочены в соответствии с порядком букв, а в кириллице они привязаны к числовым значениям соответствующих букв греческого алфавита.

Обычно говорят о двух видах глаголицы: более древней «круглой», также известной как болгарская, и более поздней «угловатой», хорватской.

6

Алфавит последней постепенно сократился с 41 до 30 знаков. Наряду с уставным книжным существовало также глаголическое курсивное письмо (скоропись).



В Древней Руси глаголица практически не использовалась, встречаются лишь отдельные вкрапления глаголических букв в текстах, написанных на кириллице. Глаголица являлась азбукой для передачи, прежде всего, церковных текстов.

Кириллица одна из двух (наряду с глаголицей) древнейших славянских азбук. Название восходит к имени Кирилла, который, как и его брат Мефодий, вошел в историю как выдающийся просветитель и проповедник христианства у славян. Создание кириллицы датируют эпохой болгарского царя Симеона (893-927), вероятно, она была составлена учениками и последователями Кирилла и Мефодия на основе греческого (византийского) торжественного унциального письма, дополненного рядом букв для обозначения некоторых звуков, отсутствующих в греческом письме (Ж, Ш, Ъ, Ь и др.). Графический облик славянских букв стилизован по византийскому образцу. На основе кириллицы исторически сложились современный болгарский и сербский алфавиты, русский, украинский и белорусский алфавиты, а на основе русского - алфавиты многих других народов, населявших бывший СССР.

Появление кириллицы, основывающейся на греческом уставном (торжественном) письме, связывают с деятельностью болгарской школы книжников (после Кирилла и Мефодия). В частности, в житии св. Климента Охридского прямо пишется о создании им славянской письменности уже после Кирилла и Мефодия. Благодаря предыдущей деятельности братьев, азбука получила широкое распространение в южнославянских землях, что привело в 885 году к запрещению её использования в церковной службе римским папой, боровшимся с результатами миссии Кирилла и Мефодия.

Широкое распространение славянской письменности, её «золотой век», относится ко времени царствования в Болгарии царя Симеона Великого (893—927 гг.), сына царя Бориса. Позже старославянский язык проникает в Сербию, а в конце 10 века становится языком церкви в Киевской Руси.

7
Влияние славянской письменности и христианства на древнерусскую культуру

С принятием христианства начался письменный период культуры древней Руси. После крещения киевский князь Владимир приказал «собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное». Первые известные нам школы на Руси были созданы князем Владимиром для обучения детей как из семей знатных и средних состояний, так и детей «убогих и неимущих родителей». Известно, что в 1023 году существовала школа для подготовки священнослужителей в Курске. Около 1030 года сын князя Владимира Ярослав Мудрый открыл в Новгороде школу «собра от старост и от пресвитеров детей 300 и повеле учить книгам». В 1086 году Анна Всеволодовна открыла при Андреевском монастыре в Киеве первую известную нам женскую школу на Руси, где ученицы обучались «писанию, ремеслам, пению, швению». В домонгольской Руси существовали школы во Владимире-на-Клязьме, Ростове, Полоцке, Галиче. В них изучали богословие, философию, риторику, грамматику на основе произведений античных авторов, византийской литературы, болгарских источников.



Книгописание на Руси

Первое упоминание на Руси относится лишь ко второй четверти 11 века. Под 1037 года «Повесть временных лет» сообщает об организации Ярославом Мудрым при киевском Софийском соборе работ по переводу богослужебных книг с греческого на старославянский язык и их переписке. Из рукописных книг 11-12 вв. сохранились единицы. Сенсационная находка в Новгороде фрагмента древнерусской Псалтыри, написанной на восковых дощечках, историками датируется началом 990-х-концом 1010-ч г., хотя сама не содержит прямых данных о времени ее изготовления. Весьма скупы и сведения о производстве пергаменных книг. Самая ранняя из датированных пергаменных книг на 294 листах – Остромирово евангелие – была переписана дьяконом Григорием в 1056-1057 гг.

В древней Руси наряду с переводной литературой широкое распространение получили произведения местных авторов.

Книги в древней Руси читались обычно вслух, и принцип нормативности распространялся на все жанры литературы. Выбор жанра диктовался не столько индивидуальным замыслом автора, сколько целью его высказывания. Для богослужебного использования создавались торжественная или обличительная проповедь, поучение, гимнография (

8

кондак, канон, тропарь), евангелие (Остромирово евангелие, Мстиславово евангелие и др).



Летописание

Особое место в духовной культуре занимали летописи. Появление их относится к 11 веку, а составлялись они вплоть до 17 века и являлись одним из самых ярких проявлений древнерусской культуры. Традиционно летописью в широком смысле слова называют историческое сочинение, в котором изложение велось строго по годам, начиналось словами «В лъто» и сопровождалось годовыми, календарными, а иногда и часовыми датами. Подлинники первых летописей не сохранились, но они восстанавливаются с определенной степенью достоверности на материале более поздних летописных сводов. В настоящее время в научный оборот введено более 200 летописных списков.

Ярчайшим примером древнерусского летописания по праву считается «Повесть временных лет», составленная не ранее 1113 г. монахом Нестером. Лейтмотивом летописи стали первые строки произведения: «се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее книжити, и откуда Русская земля стала есть». Нестор-летописец был широко образованным человеком, он хорошо знал литературу разного происхождения, обладал обширным географическими познаниями. В своей летописи он использовал труды своих предшественников, в том числе и «Временник» , а события конца 10 – начала 12 вв. описывал как очевидец. Летопись, наряду со сведениями о важнейших политических событиях, содержит много поэтических легенд и преданий: о призвании варягов, о походах князя Олега на Царьград и против хазар, о мести Ольги древлянам за смерть князя Игоря и др.

Заключение

Основание величественному зданию славянской письменности и культуры было положено евангельской проповедью и научным подвигом святых братьев Кирилла и Мефодия – родоначальников православного просвещения славянских народов.

В 1863 году Российский Святейший Синод определил, в связи с празднованием тысячелетия Моравской миссии святых Кирилла и Мефодия, установить ежегодное празднование в честь преподобных Мефодия и Кирилла 11 мая.

9

В 1987 году в СССР, когда отмечалось 1100-летие преставления Мефодия, день 24 мая был объявлен «праздником славянской культуры и письменности».



Центры празднования всегда были разными, но с 2010 основные торжества всегда будут проводиться в Москве.

Мы, славяне, счастливы, что знаем имена своих первоучителей – тех, кто создал для славян азбуку, написал первые тексты и книги на славянском языке, положил начало школьному обучению и книжному богатству славян.



10

Список литературы

  1. Деревянко А.П. Шабильникова Н.А. История России. Учебное пособие. М., Просвещение-206

  2. История России с древнейших времен до конца 17 в. / под ред. А.Н. Сахарова А.П. Новосельцева. М., 1996

  3. Рябцев Ю.С. Путешествие в Древнюю Русь. М., Владос, 1995

  4. Седова М.В. Восточные славяне в 6-13 вв. М., Просвещение 1982

  5. Смирнов А.Н. Древние славяне. М., 1990

  6. Шелов Д.Б. Славяне. Заря цивилизации. М., 1972



Дзержинск 2013





Я не порицаю своих министров за то, что они чересчур много говорят, при условии, что они делают то, что я говорю. Маргарет Тэтчер
ещё >>