Дневник аспиранта - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебный план подготовки аспиранта по специальности 03. 03. 04 «Клеточная... 1 29.72kb.
Дневник мочеиспусканий 1 19.22kb.
Лучшие текстовые приколы Дневник футболиста 1 102.48kb.
Сесилия Ахерн Волшебный дневник 26 3255.36kb.
Феликс Эдмундович Дзержинский Дневник заключенного. Письма 26 3126.54kb.
Эти полезные 1 26.56kb.
Сергей Михайлов «Белградский дневник» 1 257.11kb.
Анна Франк. Убежище. Дневник в письмах: 12 июня 1942 1 августа 1944 65 3603.05kb.
Дневник Арсения (записки из аэропорта) или печальный конец группы... 1 24.92kb.
Интимный дневник как «простая вещь» К. С. Пигров 1 277.42kb.
:(07) «Дневник чумного года» Д. Дефо: художественная интерпретация... 1 152.42kb.
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... 1 230.86kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Дневник аспиранта - страница №1/4

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ЗАХАРОВ А.А., ЗАХАРОВА Т.Г.
ДНЕВНИК АСПИРАНТА

(АЛГОРИТМ ПОДГОТОВКИ ДИССЕРТАЦИИ)

Издание 3-е, доработанное

Москва 2003

ББК 87


3 38
Рецензент: Зав. кафедрой практической психологии Нового

гуманитарного университета Натальи Нестеровой (г Москва)

профессор И.Ф. Неволин.

Захаров А.А., Захарова Т.Г.

Дневник аспиранта / в помощь студентам, аспирантам, докторантам, научным сотрудникам . - 3- изд. - М.: Московский философский фонд. 2003. - 47 с.
Захаров А.А. Окончил филос. ф-т РГУ (1980), аспирантуру Института философии АН СССР (1987), докторантуру филос. ф-та МГУ (1999). Работал в ЧИМЭСХ г. Челябинска, Институте философии и права АН Таджикистана. Доктор философских наук, Член Петровской Академии наук и искусств (г. Санкт-Петербург), член Ученого Совета Международного Союза Ученых и Педагогов (СУПЕР), профессор Нового гуманитарного университета (г. Москва).

Захарова Т.Г. Окончила филос. Ф-т РГУ (1980), аспирантуру Института философии АН Таджикистана. Кандидат философских наук. Работала в Челябинском гос. пед. институте, Институте философии АН Таджикистана, доцент ОТИ МИФИ.

Авторы делают попытку собрать из разнообразных литературных источников такой "букет" мыслей, идей, технологических приемов, которые позволили бы студентам, аспирантам, соискателям, научным работникам целостно представить этапы своей творческой текстовой деятельности, или оценить, определить степень полноты операциональных действий, направленных к созданию завершенного научно-учебного или научного произведения. Первое издание вышло в 1992 г. в Издательстве "Знание" Узбекистана.
ISBN 5-85133-077-5

©Захаров А.А., Захарова Т.Г. 2003

ВВЕДЕНИЕ
Основная масса научных работников, получив хорошую подготовку по специальности, плохо знает, как организовать свой труд; в большинстве случаев они руководствуются здравым смыслом и традицией. Не лучше подготовлен и руководящий персонал. В результате эти вопросы нередко решаются поверхностно и бессистемно.

Варшавский М.К. (1975)


В ходе проведения занятий с аспирантами мы пришли к выводу, что подготовка диссертационного исследования затруднена из-за недостаточного овладения ими в вузе системой методологических и методических знаний. Как замечают Т.А. Сергеева и Н.В. Агеева, для педагогической науки проблема, связанная с вопросами усиления методологической подготовки, не является новой, однако в дидактике, а тем более в методике она еще недостаточно разработана. С точки зрения этих авторов, остаются не выявленными следующие вопросы:

а) какой комплекс знаний необходим для усвоения студентами методологического компонента;

б) как включить эти знания в содержание образования в целом и каждого предмета в отдельности;

в) какое влияние оказывают методологические знания на формирование умений и навыков в описании какого-либо эксперимента.

Ссылаясь на Л.Я. Зорину, авторы объясняют это следующими причинами: отсутствием в дидактике однозначного ответа на вопрос о том, зачем нужны студентам знания о знаниях и методах научного исследования, т.е. каково значение этих знаний для повышения эффективности обучения; многозначностью термина "методы научного познания" и т.д. Эти вопросы влекут за собой и другие: каков результат усвоения предметных знаний после включения методологического компонента, как результат сказывается на процессе усвоения знаний.

К сожалению, то, что было описано в статье Т.Д. Сергеевой и И.В. Агеевой характерно не только для студентов, но и для аспирантов, у которых также нет "методологической озабоченности".

Приступая к занятиям с аспирантами по методике информационно-поисковой деятельности исследователя, были заданы вопросы: с чего вы будете начинать исследование, какими методами вы будет пользоваться. На эти вопросы некоторые аспиранты не могли дать четкого ответа. Это опрос позволил сделать вывод, что степень сформированности методологических знаний у начинающих аспирантов находится на низком уровне. Было выяснено, что некоторые аспиранты не имеют даже представления о структуре и видах определения.

Исходя из такого положения дел, можно прийти к выводу, что аспиранты, особенно те, кто не имел большого опыта проведения исследования, находятся в "неработоспособном состоянии", т.е. состоянии: "когда хотя бы одна из основных единиц деятельности индивидом выполняется неправильно или не усвоено хотя бы одно из основных положений". Чтобы достичь "работоспособного состояния" т.е. "состояния индивида отличающегося правильным выполнением основных единиц деятельности или знанием основных положений" аспиранты должны прослушать спецкурс с обязательным обсуждением того, как ими были конкретно применены те или иные методы в их исследовании, как им помогло то, что в науковедении называется "технологией научного исследования".

Первым шагом при подготовке к таким занятиям должно быть составление дневника исследования, где в общих чертах должны быть перечислены все необходимые действия исследователя-аспиранта в ходе проведения исследования и оформления результатов его в диссертации. Такое перечисление позволит иметь представление об общей структуре предстоящей деятельности.

В приложении к дневнику должно быть дано более детальное описание некоторых составляющих операций.



Подобная работа необходима по той простой причине, что успешное обучение и выполнение исследовательской деятельности, как деятельности сложной, возможно тогда, когда имеешь представление обо всех ее элементах и этапах в целом. Но планировать их надо для того, чтобы заранее учесть возможные затруднения, а главное для того, чтобы, выполняя какую-то часть работы, не утратить представления о целом. При этом нужно иметь в виду, что границы между этими этапами достаточно размыты и весьма субъективны.



Этапы исследования

Выполнение

Первый этап: Начальный

А. Выбор темы.




1 . Обосновать:




а) актуальность темы (актуальность - это способность результатов данной работы быть применимыми для решения достаточно значимых научно-практических задач;



б) теоретическое и практическое значение;



в) новизну (новизна результата есть то, что отличает результат данной работы от результатов других авторов);



г) перспективность;



д) возможность подведения теоретической базы для ее выполнения.



Б. Конкретизация темы.




1. Определить задачу, которая должна быть решена работой.



2. Уяснить:



а) каков непосредственный и опосредованный предмет предлагаемой теории. Какие явления, предметы, закономерности должно охватить исследование;



б) отграничить данную тему от примыкающих к ней.



3. Конкретизировать методы исследования.



4. Определить сроки выполнения этапов, а также отдельных стадий.



5. Конкретизировать тему, т.е. найти научную проблему, подлежащую решению.



6. Составить предварительный план исследования.



В. Определение теоретических основ исследования.




1. Уточнить идеализации основным термином объекта, необходимые для решения задачи, требующей использования этого термина;



2. Выяснить закономерности изучаемого явления.



3. Составить методику исследования:



а) определить методы;



б) процедуры;



в) приемы.



4. Уточнить терминологию, завести картотеку применяемых терминов, заносить на карточки определения их значения.



5. Определения понятий подвергнуть мыслительной обработке посредством операций анализа, сравнения, классификации, обобщения и др.



6. Результаты проведенного поиска и обработки могут быть зафиксированы в виде совокупности следующих записей:



а) текст N 1 (констатирующий, текст - рассуждение) -описывает основные понятия, затрагиваемые в исследовании, и логические связи между ними, т.е. задает понятийный аппарат будущего исследования;



6) текст N 2 (констатирующий) - дает толкование основных понятий, даваемых различными авторами (с указанием ссылок), но без анализа - одно их перечисление;



в) текст N3 (собственно творческий текст)



- анализирует;



- сравнивает;



- сопоставляет различные толкования одного и того же понятия;



- классифицирует выделенные понятия по выбранному параметру;



- делает предварительный вывод о тех толкованиях терминов, которые будут приняты за основу в данном исследовании, или о собственных толкованиях основных понятий работы.



Г. Изучение истории вопроса.




1 . Выяснить, не ставился ли уже вопрос.



2. Найти и ознакомиться с ранее составленными:



а) программами исследований;



б) собранными тогда материалами;



в) предварительными тезисами;



г) черновиками.



3. Осветить литературную историю изучаемого вопроса, составить исторический обзор:



а) охарактеризовать основные этапы развития предмета изучения;



б) оттенить переломные моменты;



в) отразить главные направления.



4. Анализ современного состояния вопроса:



а) выяснить круг вопросов, оставшихся неразрешенными;



б) показать вклад предшественников;



в) оценить их методику, полноту, правильность, значимость сделанных выводов и эффективность предложений.





Этапы исследования

Выполнение

Второй этап:

ПОДГОТОВКА К ИССЛЕДОВАНИЮ, ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

А. Подготовка условий для работы.




1 . Материально-техническая подготовка:




а) обеспечить себя: бумагой, тетрадями, переснимающей фотоаппаратурой, папками, большеформатными конвертами ( примерно 50) для рассылки авторефератов;



б) подать заявки на литературу по МБА.



2. Организационная подготовка:



а) уточнить расстановку сил;



б) установить сроки исполнения;



в) уточнить сроки командировок, конференций.



3. Подготовка к командировке и конференции:



а) заранее определить ее задачи;



б) материалы, которые нужно собрать;



в) вопросы, на которые следует получить ответ (см. приложение 1)



г) выяснить, с кем надо встретиться (см. приложение 2);



д) программу командировки записать и отчитаться.



4. Самоподготовка:



а) овладеть



- методикой и техникой исследования;



- мнемотехникой (см. приложение 2);



- праксеологической культурой (см. приложение 3);



б) ознакомиться с литературой по общеметодологическим дисциплинам:



-теории систем;



-моделированию;



- прогнозированию;



- теории подобий и т.д.;



в) развить способность понимать текст (см. прил.4);



г) посетить лекции и практические занятия по:



- методике исследования;



- теме близкой к Вашей;



д) составить реферат по теме и методам исследования



5. Создать эмоциональный настрой.



следующая страница >>



Цензор — это человек, знающий больше, чем, по его мнению, положено знать вам. Лоренс Питер
ещё >>