Похожие работы
|
Дмитрий Иванович Менделеев Не наукой единой Дмитрий Иванович Менделеев(1834-1907) - страница №1/1
Х ИМИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК
“Какая польза тем, что в старости глубокой
Во тьме бесславия кончают долгий век.
Добротами всходить наверх горы высокой
И славно умереть родился человек”.
М.В. Ломоносов.
1. ВЕЛИКИЙ – ВЕЛИК ВО ВСЕМ
Дмитрий Иванович Менделеев
Не наукой единой
|
Дмитрий Иванович Менделеев(1834-1907) - русский ученый-энциклопедист, талантливый химик, открывший Периодический закон и разработавший Периодическую систему химических элементов, родился в г.Тобольске.Он был последним, семнадцатым по счету ребенком в семье директора Тобольской гимназии Ивана Павловича Менделеева и его жены Марии Дмитриевны. Ко времени его рождения в семье Менделеевых из детей осталось в живых два брата и пять сестер. Восемь детей умерли еще в младенческом возрасте, и троим из них родители не успели даже дать имени. Дмитрий был любимцем матери. Но не всегда жизнь была к нему благосклонна: разрыв с любимой невестой, недоброжелательность коллег, неудачный брак и затем развод... Два года, 1880 и 1881, были очень тяжелыми в жизни Д.И.Менделеева. В декабре 1880 г. в Петербургской академии наук состоялись выборы на вакансию академика по технологии и прикладной химии. Кандидатура Д.И.Менделеева была забаллотирована большинством академиков. Обострились и отношения в семье. Со стороны жены Феозвы Никитичны часто раздавались упреки. Ее не интересовала научная работа мужа, а его беспокойный образ жизни вызывал только ее раздражение. Менделеев чувствовал себя в семье одиноко и отчужденно."Я - человек, не Бог, и ты - не ангел",- писал он жене, признавая свои и ее слабости. Именно в это время возник у Менделеева интерес к А.И.Поповой- художнице, часто бывшей в их доме. Интерес к девушке перерос в глубокую симпатию... Не желая быть причиной разрыва Менделеева с семьей, Анна Ивановна покинула в 1880 г. Петербург и уехала в Италию. Дмитрий Иванович все же решил следовать за ней. Он подал было в отставку, но по совету ректора заменил из университета прошением об отпуске. Жена Менделеева на развод не соглашалась, а расторжение брака в то время было очень трудным делом. Давая согласие на развод, консистория тем не менее тем не менее наложила на Менделеева шестилетнее покаяние, в течение которого он не мог венчаться вновь. Только в апреле 1882 года вопреки этому решению священник Адмиралтейской церкви Куткевич за 10 000 рублей обвенчал Менделеева и Попову. За нарушение запрета Куткевич был лишен духовного звания. В 1881 г. брак наконец был расторгнут. Дмитрий Иванович, получив отпуск, уехал в Италию к Анне Ивановне. В мае 1881 г. Менделеев и Попова вернулись в Россию, а в декабре того же года у них родилась дочь Люба.
|
Продолжение для самых любопытных
Интересные факты биографии Д.И.Менделеева
|
Менделеев и Блок.
У Дмитрия Ивановича и Анны Ивановны было четверо детей. Дочь Любовь Дмитриевна окончила Высшие женские курсы в Петербурге, в 1903 г. вышла замуж за поэта Александра Блока и в сезон 1907-1908 гг. играла в труппе Вс. Мейерхольда и в театре В.Комиссаржевской. Впоследствии Блок посвятил Любе "Стихи о Прекрасной Даме".
|
Полный тезка.
У Менделеева был племянник Дмитрий Иванович Менделеев(1851-1911)- сын брата Менделеева Ивана Ивановича. Племянник окончил Казанский университет, служил железнодорожным врачом во многих местах России, часто встречался со своим знаменитым дядей, а однажды вместе с ним совершил путешествие по Волге. Поскольку дядя и племянник были полными тезками, их нередко путали.
|
Недоуменные вопросы.
Репортер петербургской газеты спрашивал: -Почему у Дмитрия Ивановича фамилия Менделеев, хотя дед его звался Соколов? -Правда ли, что Менделеев ослеп? Отец Дмитрия Ивановича- Иван Павлович- родился в 1783 г. в семье священника Павла Максимовича Соколова. Четырем его сыновьям, как это было принято тогда у священнослужителей, были даны разные фамилии. Отец Дмитрия Ивановича получил фамилию соседних помещиков Менделеевых. В 1895 г. Д.И.Менделеев действительно ослеп, но продолжал руководить Палатой мер и весов. Деловые бумаги ему зачитывали вслух, распоряжения он диктовал секретарям, а дома вслепую продолжал клеить чемоданы. Оказалось, что у Менделеева катаракта. Профессор И.В. Костевич за две операции удалил ее, и вскоре зрение вернулось.
|
Чемоданных дел мастер
С детства Дмитрий Иванович не отличался крепким здоровьем, а в студенческие годы во влажном петербургском климате совсем сдал. Однажды у него пошла горлом кровь и врачи сказали, что у него последняя степень чахотки. Лежа в клинике педагогического института, он услышал, как главный лекарь во время обхода, думая, что Менделеев уснул, сказал директору : «Ну этот-то уже не поднимется…»
Однако молодой человек «обманул» медиков и вышел из госпиталя на своих ногах. И практически сразу же обратился за консультацией к придворному медику Здекауэру. Прослушав юношу, Здекауэр посоветовал ему поскорее ехать в Крым (куда в те времена обычно направляли всех безнадежно больных), а заодно и показаться там Пирогову на всякий случай.
В Крыму в то время шла война. Пирогов засучив рукава оперировал с раннего утра до позднего вечера, проделывая в день по нескольку десятков ампутаций. Менделеев каждое утро приходил к нему в госпиталь, но, увидев, чем занят великий медик, тут же удалялся, утешая себя тем, что сейчас Пирогов больше нужен раненым, чем ему.
Чтобы хоть как-то убить время и отвлечься от мрачных мыслей, он устроился на временную работу в Симферопольскую гимназию. Но ввиду непрекращающихся военных действий гимназия почти не работала. И тогда он увлекся изготовлением чемоданов. Это хобби—мастерить чемоданы—он пронес через всю жизнь. Кстати, много лет спустя, когда Менделеевым уже была открыта Периодическая таблица и сделан ряд других блестящих открытий, произошел следующий казус. Выбирая в Гостином дворе материал для своих чемоданов, Менделеев услышал за спиной вопрос одного из покупателей:
-- Кто этот почтенный господин?
--Таких людей знать надо,--с уважением в голосе ответил приказчик.—Это чемоданных дел мастер.
Однако вернемся в 1857 год в Симферополь.
Менделееву все же удалось улучить момент и попасть на прием к Пирогову. И каково же было его удивление, когда тот, внимательно его осмотрев, сказал: «Нате-ка вам, батенька, письмо вашего Здекауэра. Сберегите его да когда-нибудь ему и верните. И от меня поклон передайте. Вы нас обоих переживете»
Периодический закон
Легенду о том, что идея Периодической таблицы пришла к нему во сне, Менделеев придумал для настырных журналистов. На самом деле озарение пришло к нему за завтраком — именно за чашкой утреннего кофе пришла в голову счастливая мысль: «А что если сопоставить близкие атомные массы различных химических элементов и их химические свойства?»
После завтрака Менделеев закрылся в своем кабинете, достал из конторки пачку визитных карточек и стал на их обратной стороне писать символы элементов и их главные химические свойства.
Через некоторое время домочадцы услышали, как из кабинета стало доноситься : «У-у-у! Рогатая. Ух, какая рогатая! Я те одолею. Убью-у!»
Десятки и сотни раз он раскладывал и перетасовывал карточки. При этом, как он сам позже вспомнил, в его сознании вспыхивали какие-то новые закономерности, все больше и больше убеждающие ученого, что элементы, расположенные по возрастанию их атомных масс, выказывают явную периодичность физических и химических свойств.
Вечером 1 марта 1869 года Менделеев набело переписал составленную им таблицу и под названием «Опыт системы элементов, основанный на их атомном весе и химическом сходстве» отослал ее в типографию.
Именно этот день—1 марта (17 февраля по старому стилю) можно считать днем рождения Периодической таблицы. Ее «отцу» было на тот момент всего 35 лет.
2. ХИМИЧЕСКИЕ ЗАГАДКИ
В этой рубрике мы предлагаем испытать свои знания химическими понятиями.
Тема 1. Первоначальные химические понятия.
-
В холод прячется в нору, поднимается в жару.
-
''Она идет'', ''она прошла'', никто ни скажет, что пришла.
-
Кто с кем в родстве – дает ответ пером написанный портрет.
-
Не руками решетка построена: блестящая, плотная, стройная.
-
Действует как решето, но выглядит иначе: на столе стоит и плачет.
-
Только в воду окунется, невидимкой обернется.
-
Пусть математик удивится: один прибавить к одному, у химика – один.
-
Скажите, что это такое: один нырнул, а всплыло – двое.
Тема 2. Воздух. Вода. Растворы.
-
Океан ветрам послушен, над водой висит, над сушей.
-
Получишь газы из воды, смешаешь вместе – жди беды.
-
Скажи, когда и как бывает, что море полю помогает.
-
Лопата, стоя у дверей, без дела стала тяжелей.
-
Адрес точный, если спросят: 32,16,8.
-
Мы говорим: "В морях вода" и ошибаемся всегда.
-
Купаются в холодную погоду, а в теплую их не затащишь в воду.
-
Если крупинки в жидкости найдет, как такую муть химик назовет?
Тема 3. Классы неорганических соединений.
-
Кислота тепла боится, быстро в воду превратится.
-
Самой сильной из кислот имя галоген дает.
-
Капля воды попала на кусок и превратилась в кипяток.
-
Молоко не скисло, на стене повисло.
-
Природной соли маленький кусок отвечать урок помог.
-
Стояла решетка, на солнце покрылась, но дождик прошел и она растворилась.
-
Порознь каждый ядовит, вместе будет - аппетит.
-
Расскажите в чем тут дело: гасили то, что не горело?
-
На полях они витамины, а на складе вроде мины.
-
Только в воду соль попала, холодней в стакане стала.
-
Красив, наряден карбонат, ему строитель очень рад.
-
Хлеб из муки не испекут, но от нее привеса ждут.
-
Поташ, селитру, сильвинит, какой металл объединит?
-
Какой элемент называют по имени одной части света?
-
Соль на треть состоит из азота, крестьянину помощь она и работа.
-
Шпаты, глины, мусковит, какой металл объединит?
-
Имя натрия хлорид 6 раз по - разному звучит? Как?
-
Это и в учебнике читали вы не раз: его прославил Глаубер, а он Кара-Богаз.
Тема 4. Неметаллы.
-
Гость из космоса пришел, в воздухе приют себе нашел.
-
В доме выше всех живем, вдвоем тепло и свет даем.
-
Он безжизненным зовется, но жизнь без него не создается.
-
Красив в кристаллах и парах, на детей наводит страх.
-
Из горы кусочек вынули, в деревянный ствол задвинули.
-
Гордиться уголек невзрачный негорючим братом, и братом прозрачным.
-
Прокаленный уголек дышать пожарнику помог.
-
Белый воздуха боится, покраснел чтоб сохраниться.
-
Хоть многие вещества превращает в яд, в химии она достойна всяческих наград.
-
Какой газ утверждает, что он – это не он?
-
Какие химические элементы утверждают, что могут другие вещества рождать?
-
Какой неметалл является лесом?
Тема 5. Металлы.
-
Пахать и стоить, все он может, если ему уголек в том поможет.
-
По прозванью инвалид, но крепок в деле и на вид.
-
Богатырем его не зря назвали, друг железа, помощник стали.
-
Металл красой своей пленил и первым в топку угодил.
-
Металл зимой не прочен: чума здоровье точит.
-
По прозвищу – богам он друг, в машинах прочен и упруг.
-
"Живое серебро" и льется, и блестит, охотно с золотом дружит.
-
Не трудна загадка эта: "Что металл роднит с планетой"?
-
Металл в солях – опора многих, а нас без них, не носят ноги.
-
Какой металл по древней мифологии обречен на "вечные муки"?
-
Какой элемент вращается вокруг солнца?
-
Какой элемент всегда рад?
-
Какие химические элементы состоят из различных рек?
-
Какой благородный металл состоит из болотных водорослей?
-
Какой химический элемент пригоден для непрерывного нагревания или кипячения воды?
Тема 6. Производства.
-
Из башни словно масло льется, "хлебом индустрии зовется".
-
В котелке кипит бульон, потом в земле застынет он.
-
В печь бросают сухари, чтоб снова тестом стать смогли.
-
Распустила хвост лиса, искалечила леса.
-
Быстро дело закипело, когда пыль пустили в дело.
-
Чтоб скорее "хлеб" испечь, муку насыплю прямо в печь.
-
В руках у химика крупинка, как для ленивого дубинка.
Тема 7. Органическая химия.
-
Из газа сделали прибор, три четверти по весу - фтор.
-
Этих солей не найти ни в воде, ни в Земле, но есть в магазине, и в каждой семье.
-
Не фокус это, все мы знаем, что цепи длинные глотаем.
-
Присвоив "водные остатки", газ спиртом стал, густым и сладким.
-
Скажи, какая из кислот, в лесу под деревом живет?
-
С кислотой металл сдружился и странно в сахар превратился.
-
Крупинка может жизнь спасти, а килограмм - дом разнести.
-
В том они всю жизнь проводят, что сладость в горечь переводят.
-
Расскажите в чем тут дело, от газа масло затвердело.
-
Двести миллионов лет живут брюнетка и брюнет. Они друг друга не встречали, хоть и живут в одном подвале.
-
Пока цела не идет в дела, пользу получают, когда разделяют.
-
Как от удара камень хрупкий, дробятся цепи в печах и трубках.
-
Цепочка сильно удлинилась и по асфальту покатилась.
-
Падает вода на камень, чем больше капля, тем ярче пламя.
3. ТВОРЧЕСТВО НА УРОКАХ ХИМИИ
В конце изучения темы «Доля- это отношение частного к общему» было задание составить расчетные задачи. Наибольшим творчеством отличились учащиеся 8 фил.
1. В классе 21 ученик, из них 19 девочек. Какова доля мальчиков в нашем классе.
2. 10 минут перемены мы отдыхаем, 5 минут мы ищем журнал. Найти процентное отношение поиска журнала ко всему времени перемены.
3. В футбольной команде 11 человек, трое из них малого роста. Какова доля высоких игроков в команде?
4. В параллели 8 классов 4 зеленых журнала, а 1 коричневый. Какова доля коричневого журнала в нашей параллели?
5. Наташа решает тест по химии. 40% от времени урока она пыталась достать из кармана шпору, 20% от времени урока пыталась узнать ответы у соседки, а остальное время думала над вопросами. Сколько времени Наташа думала?
Главный редактор Гладкова Ю.В.
|