Для чего нужны огласительные беседы - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
«Для чего мне нужны права?» 1 25.92kb.
Огласительные беседы с крещаемыми 1 283.11kb.
Пять огласительных бесед 18 2845.35kb.
Для чего нужны законы Ньютона? 1 82.46kb.
Миссионерская поездка на космодром «Плесецк» 25 февраля 5 марта 2005... 1 110.62kb.
Для чего написаны эти страницы? Нужны ли они, если об Основателе... 20 4271.33kb.
Моу «Трефиловская нош» Экологическая акция 1 205.98kb.
Лекция №1. Для чего нужны шаманы? Лекция №2. Кто такие шаманы Шаман... 1 9.65kb.
Чернов Алексей, 3 «А» класс Таскаева Ю. В 1 252.95kb.
Исихазм А. П. Чехова «Блаженны плачущие…» 1 78.18kb.
Mystery Shopping. Для чего нужны "таинственные покупатели"? 1 75.16kb.
Чин присоединения римо-католиков 1 64.73kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Для чего нужны огласительные беседы - страница №1/1

Для чего нужны огласительные беседы

В настоящее время приходится слышать такое суждение: «А зачем нужны огласительные беседы перед крещением? Это же напрасная трата времени, что и так всё знаем. Мы люди занятые, поэтому вы должны окрестить нас без всяких огласительных бесед». Так ли это на самом деле?

Относительно «и так всё знаем» – это, конечно, большое преувеличение. Уровень знаний большинства из нас, мягко говоря, невысок. Как правило, люди верят, что «Бог есть», и считают, что Он у них «в душе». В какого Бога и как верят – этого объяснить уже не могут. Многие считают Христа человеком, хотя и великим, а к Троице относят Бога, Богородицу и Николая Чудотворца. Некоторые уверены, что Николай Чудотворец родился и жил в России. Фраза «народ крещён, но не просвещён» стала крылатой в церковной среде. Кстати, на церковном языке «крещение» и «просвещение» как наименование процесса вхождения в духовную жизнь являются синонимами. Крестившийся, но не просветившийся профанирует Божественный дар.

Что касается «отсутствия времени» – хорошо, если в результате бесед у кого-то появится повод задуматься о своих жизненных приоритетах, о том, на что и как мы тратим время земной жизни, данное нам Богом. Господь говорит: Ищите прежде Царства Божия (Мф. 6, 33). Но у человека иная шкала ценностей. Он мало что делает «ради единого на потребу». Кажется странным желание людей покреститься на бегу, «между делом», низводя великое Таинство (могущее совершиться лишь раз в жизни) до уровня дел будничных, каждодневных, суетных. А в результате получаем то, что «Крестим тысячами, а где они?».

На вопрос священника: «А зачем Вам вообще нужно креститься?», редко, кто дает вразумительный ответ.

Многие из приходящих ко святому Крещению не отдают себе отчета в важности этого шага, в его смысле и значении.

- Для чего вы хотите креститься, что надеетесь получить от приобщения этому великому Таинству? - такой вопрос предлагается взрослым.

- Для какой цели мы крестим детей? - такой вопрос предлагается восприемникам.

Говорят: «Для того чтобы быть крещеными», «русские должны быть крещеными», «чтоб веровать и быть здоровыми», «чтоб иметь: веру», получить «небесную защиту», и так далее.

Вряд ли стоит подробно разбирать несостоятельность таких ответов. Они как «масло масляное». «Для чего едете в Ташкент?» - «Чтоб быть в Ташкенте».

При таком подходе крещение будет подобно бросанию семян на асфальт: немногие из них, найдя трещинку, прорастут. Человек принимает на себя звание христианина, не зная даже, что оно значит, чему учит Евангелие, для чего существует Церковь…

Веру может иметь и некрещеный человек. Больше того, человек, не имеющий веры, исключая малышей, не может быть допущен до Крещения.

Таким образом, надо сначала веровать, а потом креститься; не в Крещении искать веру, а ко Крещению приступать с верой. Спаситель сказал: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет» (Мк.16,16). Значит, вера предшествует Крещению.

Многие приходят просто без подготовки, думают так: окунут их - и все, и они будут крещеными.

В двенадцатом веке в Патриарший Синод в Константинополе пришли несколько турок, заявивших, что они христиане. "Как же случилось, что вас, турок, магометан, окрестили?" - спросили их. - Они отвечали, что у них, турок, "существует обычай крестить своих детей у православных священников, потому что, по их мнению, во всяком новорожденном ребенке находится злой дух и "смердит как собака", пока не получит христианского Крещения".

Синод не признал такого крещения, потому что эти люди искали его не как средства, которое очищает от всякой душевной скверны, просвещает и освящает человека, не с добрым православным намерением, но как некое "телесное лекарство" и чародейство.

Юноши и девушки, учась в вузе или техникуме, не осмеливаются прийти на экзамен без подготовки. Здесь же дело более великое, более страшное, здесь Сам Бог, сами Ангелы предстоят, принимая нашу веру, нашу готовность, а мы не трепещем.

Из Житий Святых Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого, Константина Великого, великомученика Пантелеймона и многих других мы видим, как долго молились они перед Крещением, посещали богослужения в храме, изучали догматы святой веры; еще до таинства Крещения своей горячей молитвой они совершали чудеса.

Итак, перед Крещением необходимо изучение истин святой веры, чтение Евангелия. Христос заповедал апостолам: Идите, научите все народи, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф.28,19).

Цель Крещения должна быть одна: соединение с Богом, получение благодати Его. Не следует здесь искать здоровья, ума, способностей к ученью. Это - второстепенное, оно не должно заслонять главного. Христос сказал: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф.6,33).

Святой князь Владимир пришел к купели Крещения, желая получить это Царство Божие, но получил не только его, но и прозрел очами, исцелился от слепоты, как говорят о том летописи.

Надо помнить или, лучше, осознать, куда мы пришли!

За тысячу лет до Христа евреи приступили к горе Божией, имея ходатаем за себя Моисея. Но и то ветхозаветное "видение" было столь страшно, что Моисей сказал: "я в страхе и трепете" (Евр.12,21). Что же сказать о том, к чему приступаем мы?!

«Вам открывается вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя, Иисуса Христа» (2Пет.1,11).

Крещение не есть омытие телесной нечистоты, но есть обещание Богу доброй совести, и спасает нас воскресением Иисуса Христа (1Пет.3,21).

Огласительные беседы призваны дать самые начальные представления о христианской вере тем, кто собирается принять таинство Крещения. «Катехизис» - это и есть научение в вере. «Оглашение» - традиционное наименование подготовки к крещению.

Необходимость «научения» перед Крещением определена Самим Господом Иисусом Христом. Поэтому оглашение (или катехизация) как обучение основам веры существовало в Церкви с древнейших времен. Огласительный период был временем подготовки человека к сознательному принятию Крещения и одновременно испытательным сроком по проверке его веры и благочестия. Длительность этого периода могла быть различной – от нескольких дней до нескольких лет. В годы безбожия практика оглашения в Русской Церкви была прервана. Сейчас она возобновляется.

Крещение - это шаг, который должен кардинально изменить жизнь человека, а через это и окружающий мир. Но это ощущение преображения, к сожалению, утрачено в современном мире. Наши соотечественники в большинстве своём относятся к Церкви, как к этнографическому заповеднику, а к Христианству - как к милым, но мало к чему обязывающим обрядам. Православие, как многим    кажется,    имеет к ним отношение лишь только по факту рождения на территории, где эта религия имеет исторические корни. О Христе даже не всегда вспоминают, освящая куличи, приходя за крещенской водой или сидя за праздничным рождественским столом! Крестившись или окрестив своих детей, человек как бы отдаёт дань многовековой традиции, смутно осознавая, зачем ему это, собственно говоря, нужно. Другим поводом к крещению может быть желание получить «небесную защиту». Как будто, крестившись, человек подписывает односторонний договор, по которому отныне он может претендовать на «высокое покровительство», даже не задаваясь вопросом - а что эти отношения будут требовать от него? Но этот договор - завет, заключён кровью Христа. И мы крестимся в образ Его смерти (Рим 6:3).

Нисколько не принижая культурного вклада Православия в историю России и не отрицая приобретения крещёными христианами благодатной защиты, всё же, стоит помнить смысл этого таинства гораздо глубже, ответственнее и даже страшнее. Бог ждёт от своих чад не снисходительного соглашения, а горячего желания посвятить Ему свою жизнь. «Сыне, даждь Ми твое сердце».

Таким образом, недостаточно лишь смутного желания «приобщиться к духовному». Опыт показывает, что и единственного собеседования накануне мало.

Собеседование обязательно для всех. Допускать к великому таинству Крещения неподготовленных равносильно тому, как дать голодному сырую пищу, не научив, как готовить её должным образом. К тому же, поспешное крещение прямо запрещено церковными правилами, о которых мы, к сожалению, забываем.

Желание совершить всё «побыстрее и попроще» является свидетельством легкомыслия. В конце концов, никто не удивляется, когда в ЗАГСе молодым парам определяют дату бракосочетания не ранее, чем через месяц после подачи заявления. Крещение, может быть, сравнимо с супружеством, а то и превосходит его. Ведь это взаимоотношение не просто двух людей, а Личности Бога и человеческой личности.

Тому же, кто неравнодушен к спасению своей души, эти беседы, безусловно, дадут первоначальный толчок для духовного пути. Ведь крещение - это только первый шаг, но и останавливаться нельзя. Этой цели служат катехизические курсы, проповеди на богослужении, христианская литература.

Человек, приступающий к Крещению, должен иметь твердую уверенность в бытии Бога, знать и исповедовать Символ веры, уметь его объяснить. В частности, он должен знать, что наша жизнь в вечности может быть в блаженстве и общении с Богом – и в этом заключается наше спасение, к которому мы должны стремиться, или в вечных адских мучениях, в общении с сатаной. Знать, что путь ко спасению открывается только через Крещение.

Человек должен осознать ту огромную ответственность, которую он принимает на себя в Крещении. Человек дает Богу обещание оставить следование греху, злу, пороку и жить по воле Божией, данной нам в Его заповедях. А Бог возрождает человека от жизни плотской, греховной к жизни новой – духовной, святой, и дает ему для нее благодатные силы. Завет заключен, обязательства приняты, и далее нужно жить в соответствии с этим. Крещение – лишь начало пути, по которому человек должен идти всю жизнь. Это путь борьбы, и прежде всего с самим собой: со своими грехами, страстями, пороками; путь духовного совершенствования. Этот путь не может быть легким, но именно он ведет ко спасению. Проходить этот путь можно только в Церкви, живя по ее законам и участвуя в ее Таинствах.

Человек, который не собирается идти по указанному выше пути, креститься не должен. Иначе после Крещения он окажется в положении воина, принявшего присягу, но воевать отказавшегося.

Формальное принятие Крещения является грехом для крещаемого (а в случае крещения детей – для восприемников), т. к. неисполнение обетов Крещения – неучастие в церковной жизни, ведение жизни греховной, невоспитание детей в православной вере и т. д., будет обманом Бога, в результате чего принятие Таинства может послужить к осуждению.

И бывает, что человек, осознав это на беседах, отказывается от намерения креститься или быть крестным. И это естественно – человек делает свой сознательный выбор. А вот люди, которые ищут обходных путей, чтобы покреститься без огласительных бесед, наносят вред, прежде всего самим себе, а крестные – еще и своим крестникам.

Люди воспринимают информацию на беседах по-разному. Для одних она является буквально откровением. Они говорят, что никогда ничего подобного не слышали. Такие люди остаются после беседы, чтобы расспросить о чем-то подробнее, задать интересующие их вопросы. Другие менее активны, их нужно расшевелить, зацепить каким-то образом «за живое». Возможно, для кого-то из присутствующих, беседы будут побудительным толчком к дальнейшему познанию веры.

Люди, прошедшие огласительные беседы, во время Таинства Крещения отличаются, прежде всего, пониманием огромной важности всего происходящего. Они ведут себя не как статисты, стоящие с мыслью «Скорей бы это всё кончилось», а как участники Таинства. Они уже не улыбаются в момент отречения от сатаны, т. к. теперь им это не кажется забавным; торжественно и сосредоточенно сочетаются со Христом; не искажают слова при чтении Символа веры. Они знают и всем своим существом ощущают, что в их жизни совершается сейчас Таинство – великое и неповторимое.

Беседы необходимо посещать и родителям и крестным родителям. Ситуация осложняется тем, что в наши дни бывает непросто найти восприемника не только воцерковленного, но и просто верующего. Безусловно, люди, отрицающие бытие Бога, не могут быть допущены ни к Крещению, ни к восприемничеству. Для остальных выход один – и родителям, и крестным приходить на беседы и воцерковляться далее вместе с детьми.

И если беседы станут для них хотя бы маленьким шагом навстречу Богу, жалеть об этом не придется. Ведь говорят, что если человек делает к Богу один шаг, то Бог делает ему навстречу десять шагов.

Всем участникам огласительных бесед можно пожелать больше спрашивать, не бояться задавать вопросы, даже если они кажутся глупыми… Ведь цена тех вопросов, которые мы рассматриваем на огласительных беседах, очень высока. Это в прямом смысле вопросы жизни и смерти – вечной жизни с Богом или вечной смерти без Бога.

Многие, имея начатки веры, крестятся и думают, что этим сделано всё. Они больше не приходят в храм, остаются далеки от церковной жизни, не стремятся даже узнать, что такое заповеди Божии.

Огласительные беседы дадут Вам, приступающим к Таинству Святого Крещения, представление о вере и жизни христианской, расширят Ваши познания о духовных традициях нашего народа, помогут Вам сделать первые шаги в вере.

ОГЛАШЕНИЕ является неотъемлемой частью самого ТАИНСТВА КРЕЩЕНИЯ. И так было всегда. Церковь установила специальные молитвы за оглашаемых, которые произносятся вовремя самой главной церковной службы – Божественной литургии.



Участие в беседах об основах православной веры является признаком сознательного стремления приобщиться к духовной жизни. Необоснованный отказ от оглашения является препятствием к принятию Крещения.

 Не жалейте своего времени для вечности!




Обычное дело: объясняешься в любви ангелу, а женишься на кухарке. Магдалена Самозванец
ещё >>