Похожие работы
|
Дипломная работа свободные экономические зоны - страница №1/6
![]() Коми республиканская академия государственной службы и управления при Главе Республики Коми Факультет управленияКафедра экономики, финансов и информационных технологий управления Допустить к защите Зав. кафедрой ___________________ “____”__________ 2003 г. Дипломная работа СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.Специальность “Государственное и муниципальное управление” Исполнитель: Шипилов Дмитрий Александрович Научный руководитель: Старший преподаватель Ткачев С.А. Сыктывкар 2003 Оглавление Введение…………………………………………………………………………………………….3 ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы определения сущности свободных экономических зон (СЭЗ)………………………………………………………………..………..6
1.2. Основные черты СЭЗ и требования по их размещению …………………………………….8 1.3. Виды СЭЗ и особенности их функционирования…………………………………………....17 1.4. Мировой опыт и возможности его использования в России ……………..………………...22
2.1. Организация и функционирование СЭЗ в Российской Федерации……………………......27 2.2. Роль государства в регулировании СЭЗ……………………………………………………...34 2.3. Проблемы развития СЭЗ в России…………………………………………………………....38 2.4. Сравнительная характеристика "старейших" СЭЗ России……………………………….....49
ГЛАВА 3. Перспективы развития свободных экономических зон в Российской Федерации и рекомендации по повышения эффективности их функционирования…...56 3.1. Анализ необходимости создания СЭЗ в России………………………………………..........56 3.2. Перспективы совершенствования нормативно-правовой базы, регулирующей функционирование СЭЗ .………………………………………………………………………......62 3.3. Рекомендации по улучшению процесса функционирования СЭЗ в России…………….....65 3.4. Перспективы развития СЭЗ……………………………………………………………….…..67
В условиях приобретения политической и экономической независимости увеличение открытости экономики России является объективной необходимостью, но осуществляться оно может постепенно, с учетом реальных условий и сохранения экономической безопасности, оно не должно пускаться на самотек и должно проходить под контролем государства. Значительную роль в этом может сыграть создание свободных экономических зон (СЭЗ) – являющееся эффективным инструментом повышения эффективности экономики. Сегодня СЭЗ рассматриваются Россией как один из инструментов достижения открытости национальной экономики миру и стимулирования международного экономического сотрудничества. К целям, которые государство ставит при создании СЭЗ, относятся решения проблем занятости и формирования новых рабочих мест; активизация внешней торговли; стимулирование притока иностранных инвестиций; активизация обмена знаниями и технологиями, то есть достижение нового качества экономики; расширение экспортной базы и т. п. Одновременно формирование специальных (свободных) экономических зон может рассматриваться в Российской Федерации как средство решения проблем депрессивных старопромышленных или слабозаселенных районов с низким уровнем экономического развития. В силу общепризнанной эффективности свободных экономических зон, а также их способности содействовать привлечению иностранных и стимулированию национальных инвестиций, положительно влиять на развитие предпринимательской активности, обеспечивать занятость, увеличивать в соответствии с этим бюджетные поступления, улучшать торговый и платежный балансы, и т. п. т., нужно признать целесообразным включение направления на создания таких зон в государственную экономическую политику. На практике это нашло отражение во введении соответствующих разделов о СЭЗ в ежегодные программы действий Правительства и прогнозы социально-экономического развития России, а также в выделении позиции по этим зонам в Концепции государственной региональной политики. Свободные экономические зоны существуют почти во всех промышленно развитых странах. Причем в Соединенных Штатах Америки их численность самая большая - более 200. Помимо старейшей и крупнейшей СЭЗ в Нью-Йорке, они организованы в Бостоне, Чикаго, Кливленде, Сан-Франциско, Сиэтле и в других городах. В 1992 году общая стоимость товаров, которые были завезены и переработаны в этих зонах, достигла 93,8 млрд. долл., а в конце 90-х годов - составила 130-150 млрд. долл. в год. [45,c.30]Большую популярность СЭЗ завоевали и в развивающихся странах. Если к 1981 г. них было создано 96 таких зон, то за последующее десятилетие число их превысило 300 и продолжает нарастать. Общая занятость на предприятиях, зарегистрированных этих зонах, превысила 3 млн. человек.[45,c.31] Вместе с тем, наблюдались случаи, когда создание СЭЗ не только не оправдывало себя, но и наносило ущерб хозяйствующим и управляющим субъектам. Так, создание в Шри-Ланке, Сенегале и других странах разного рода СЭЗ не только не увенчалось успехом, но многие из этих зон в настоящий момент вообще перестали функционировать. Отдельное место в этом списке занимают российские СЭЗ, чья роль в экономике страны до сих пор однозначно не определена. Ни одна из ныне существующих в России зон не соответствует в полной мере тем требованиям, которые предъявляются в международной практике к такого рода образованиям.[45,c.31] При этом неоднозначен и социально-экономический эффект, полученный от создания свободных зон в нашей стране, и споры об их роли в экономике России не утихают и по сей день. Рассмотрение как мирового, так и собственного опыта, накопленного по данной проблеме, поможет определить место и перспективы развития СЭЗ в экономико-политической жизни России.
Решение указанных задач поможет выделить основные проблемы в этой связи и на основе критического анализа мировой и отечественной практики полностью раскрыть основные аспекты выбранной темы. Основными методами исследования по данной теме являются:
Объектом исследования в данной работе являются свободные экономические зоны в Российской Федерации. Предметом исследования являются правовые и организационные основы функционирования СЭЗ на территории России. Материалы, представленные в настоящей выпускной работе могут найти практическое применение при решении теоретических и практических вопросов размещения и регионального развития производительных сил, разработки вопросов региональной политики, территориального социально-экономического планирования и прогнозирования органами государственного и муниципального управления. В ходе проведения работы было изучено большое количество нормативных актов, имеющих предметом регулирования свободные экономические зоны, литература, статьи отечественных авторов, источники в Интернет, посвященные СЭЗ, на основании чего был сделан вывод, что в Российской Федерации на данный момент отсутствует единый специальный закон, который регулировал бы процедуру создания, функционирования и ликвидации различных зон. Именно поэтому в своей работе, наряду с исследованием истории создания и международной практикой функционирования свободных экономических зон, я большое внимание уделяю анализу существующей законодательной базы, регламентирующей положение СЭЗ и проекта федерального закона Российской Федерации "О свободных экономических зонах".
Международной конвенцией по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киото, 18.05.73 г.) установлено понятие свободной зоны (“зоны-франко”), под которой понимается часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории, и поэтому не подвергаются обычному таможенному контролю и налогообложению. По определению Международной ассоциации развития свободных зон (МАРСЭЗ), созданной в 1990 г., СЭЗ является особым территориально-хозяйственным образованием, как правило, открытым для финансово-хозяйственной деятельности любой страны, благоприятствующим экономическому, научно-техническому, экологическому и социальному развитию, специально создаваемому путём дополнительного делегирования ему федеральными органами, органами субъектов и муниципальными органами России прав и полномочий с жестко закрепленными и соблюдаемыми границами, свободным зональным законодательством, бюджетом, налоговой системой, органами управления. Задачи, которые ставят перед собой государства, создавая СЭЗ, неоднозначные. Одни государства пытаются решать с помощю СЭЗ проблемы конкретных регионов, связанные с ожидаемой безработицей, низким уровнем экономико-социального развития, защитой интересов как производителей, так и потребителей. В других странах свободные экономические зоны используются в общественных интересах в качестве интегративного экономического механизма, эффективного средства накопления и распространения передового зарубежного опыта хозяйствования и управления, повышения конкурентоспособности собственного производства. Но чаще всего ставятся обе задачи. Кроме общих, можно сказать, глобальных задач, определяются и конкретные задачи. Эти задачи можно было бы объеденить в три крупных блока: экономический, социальный и научно-технический.
Социальные цели:
Научно-технические цели:
Почему многие свободные экономические зоны в своей деятельности достигают высокой эффективности? Разумеется, благодаря огромному вкладу иностранных инвестиций, открытости для иностранного капитала. Интерес иностранных инвесторов к СЭЗ объясним – это существенные льготы. [47, стр.90] следующая страница >> |
ещё >> |