Дипломная работа свободные экономические зоны - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Свободные экономические зоны республики беларусь 1 48.31kb.
Зоны концентрации капитала глава Свободные экономические зоны 1 140.79kb.
Свободные экономические зоны: оффшорные центры 1 384.47kb.
Программа курса Тема Свободные экономические зоны: история возникновения... 1 79.61kb.
Свободные Экономические Зоны 1 27.48kb.
Аннотации к изданиям 1 51.92kb.
Свободные экономические зоны (сэз) возможности и перспективы для... 1 53.76kb.
Дондоков З. Б. Д. г. Улан-Удэ Свободные экономические зоны: механизм... 1 32.51kb.
Дипломная работа взаимоотношения власти, бизнеса и общества как фактор... 4 594.04kb.
Дипломная работа тема: «Просветители второй половины ХIХ века» 3 636.96kb.
Южные акценты. На Сочинском экономическом форуме определяются приоритеты... 1 140.38kb.
Фореста Тропикана 1 66.93kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Дипломная работа свободные экономические зоны - страница №1/6

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Коми республиканская академия государственной службы и управления

при Главе Республики Коми

Факультет управления



Кафедра экономики, финансов и информационных технологий управления

Допустить к защите

Зав. кафедрой

___________________

“____”__________ 2003 г.




Дипломная работа

СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.



Специальность “Государственное и муниципальное управление”

Исполнитель:

Шипилов Дмитрий Александрович


Научный руководитель:

Старший преподаватель Ткачев С.А.



Сыктывкар

2003

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы определения сущности свободных экономических зон (СЭЗ)………………………………………………………………..………..6

    1. Сущность, объективная необходимость создания свободных экономических зон, их роль в развитии экономики ………………………………………………………….………………..…...6

1.2. Основные черты СЭЗ и требования по их размещению …………………………………….8

1.3. Виды СЭЗ и особенности их функционирования…………………………………………....17

1.4. Мировой опыт и возможности его использования в России ……………..………………...22
ГЛАВА 2. Современное состояние и проблемы развития отечественных СЭЗ.………….27

2.1. Организация и функционирование СЭЗ в Российской Федерации……………………......27

2.2. Роль государства в регулировании СЭЗ……………………………………………………...34

2.3. Проблемы развития СЭЗ в России…………………………………………………………....38

2.4. Сравнительная характеристика "старейших" СЭЗ России……………………………….....49


  • Свободная экономическая зона "Находка"…………………………………………...….49

  • Свободная экономическая зона "Янтарь"……………………………………………...…50


ГЛАВА 3. Перспективы развития свободных экономических зон в Российской Федерации и рекомендации по повышения эффективности их функционирования…...56

3.1. Анализ необходимости создания СЭЗ в России………………………………………..........56

3.2. Перспективы совершенствования нормативно-правовой базы, регулирующей функционирование СЭЗ .………………………………………………………………………......62

3.3. Рекомендации по улучшению процесса функционирования СЭЗ в России…………….....65

3.4. Перспективы развития СЭЗ……………………………………………………………….…..67
Заключение………………………………………………………………………………………...68
Список литературы…………………………………………………………………………….....71
Приложение .………………………………………………….…………………………….…75
Введение
Среди многих проблем, вошедших в жизнь нашей страны вме­сте с пере­стройкой, важное место принадлежит интеграции россий­ской экономики во всемирное хозяйство. С учетом огромных размеров России, низкого уровня развития рыночных отношений с особой остротой возникла необходимость использования в широких масштабах наиболее эффек­тивных форм внешнеэкономического сотрудничества, которые позволили бы уве­личить степень реальной втянутости государства в мирохозяйствен­ные связи, более результативно и полно использовать выгоды от участия в между­народном разделении труда.

В условиях приобретения политической и экономической неза­висимо­сти увеличение открытости экономики России является объ­ективной необхо­димостью, но осуществляться оно может посте­пенно, с учетом реальных усло­вий и сохранения экономической безопасности, оно не должно пускаться на самотек и должно проходить под контролем государства. Значительную роль в этом мо­жет сыграть создание свободных экономических зон (СЭЗ) – являющееся эффективным инструментом повышения эффективности экономики.

Сегодня СЭЗ рассматриваются Россией как один из инструментов достижения открытости национальной экономики миру и стимулирования международного экономического сотрудничества. К целям, которые государство ставит при создании СЭЗ, относятся решения проблем занятости и формирования новых рабочих мест; активизация внешней торговли; стимулирование притока иностранных инвестиций; активизация обмена знаниями и технологиями, то есть достижение нового качества экономики; расширение экспортной базы и т. п. Одновременно формирование специальных (свободных) экономических зон может рассматриваться в Российской Федерации как средство решения проблем депрессивных старопромышленных или слабозаселенных районов с низким уровнем экономического развития.

В силу общепризнанной эффективности свободных экономических зон, а также их способности содействовать привлечению иностранных и стимулированию национальных инвестиций, положительно влиять на развитие предпринимательской активности, обеспечивать занятость, увеличивать в соответствии с этим бюджетные поступления, улучшать торговый и платежный балансы, и т. п. т., нужно признать целесообразным включение направления на создания таких зон в государственную экономическую политику. На практике это нашло отражение во введении соответствующих разделов о СЭЗ в ежегодные программы действий Правительства и прогнозы социально-экономического развития России, а также в выделении позиции по этим зонам в Концепции государственной региональной политики.


Свободные экономические зоны существуют почти во всех промышленно развитых странах. Причем в Соединенных Штатах Америки их численность самая большая - более 200. Помимо старейшей и крупнейшей СЭЗ в Нью-Йорке, они организованы в Бостоне, Чикаго, Кливленде, Сан-Франциско, Сиэтле и в других городах. В 1992 году общая стоимость товаров, которые были завезены и переработаны в этих зонах, достигла 93,8 млрд. долл., а в конце 90-х годов - составила 130-150 млрд. долл. в год. [45,c.30]


Большую популярность СЭЗ завоевали и в развивающихся странах. Если к 1981 г. них было создано 96 таких зон, то за последующее десятилетие число их превысило 300 и продолжает нарастать. Общая занятость на предприятиях, зарегистрированных этих зонах, превысила 3 млн. человек.[45,c.31]

Вместе с тем, наблюдались случаи, когда создание СЭЗ не только не оправдывало себя, но и наносило ущерб хозяйствующим и управляющим субъектам. Так, создание в Шри-Ланке, Сенегале и других странах разного рода СЭЗ не только не увенчалось успехом, но многие из этих зон в настоящий момент вообще перестали функционировать. Отдельное место в этом списке занимают российские СЭЗ, чья роль в экономике страны до сих пор однозначно не определена. Ни одна из ныне существующих в России зон не соответствует в полной мере тем требованиям, которые предъявляются в международной практике к такого рода образованиям.[45,c.31]

При этом неоднозначен и социально-экономический эффект, полученный от создания свободных зон в нашей стране, и споры об их роли в экономике России не утихают и по сей день. Рассмотрение как мирового, так и собственного опыта, накопленного по данной проблеме, поможет определить место и перспективы развития СЭЗ в экономико-политической жизни России.
Актуальность исследуемой темы обосновывается необходимостью всемерного развития в нашей стране новых рыночных форм территориальной организации свободного предпринимательства, международных связей, участия регионов в территориальном разделении труда, чему призваны способствовать существующие и перспективные свободные экономические зоны, необходимо всемерно способствовать расширению применения такого инструмента как СЭЗ, исследовать методы повышения эффективности функционирования СЭЗ.
Требуется изу­чить теоретико-методологические основы свободных экономических зон, ознакомится с существующей мировой и отечественной практи­кой, попытаться проанализировать накопленный (в том числе и от­рицательный) опыт. Это позволит объек­тивно оценить возможности и перспективы создания и развития СЭЗ в россий­ской экономике.
Цель работы – определить место и перспективы развития сво­бодных экономических зон в социально-экономической, политиче­ской жизни страны. Указанная цель предполагает решение таких задач, как


  • изучение теоретико-методологических основ СЭЗ, структуры СЭЗ, управленче­ского механизма;

  • изучение современного состояния и проблем развития отечественных СЭЗ;

  • рассмотрение и анализ необходимости создания, перспектив развития свободных экономических зон в Российской Федерации и формирование рекомендаций по повышению эффективности их функционирования;

Решение указанных задач поможет выделить ос­новные проблемы в этой связи и на основе критического анализа мировой и отечест­венной практики полностью раскрыть основные аспекты выбранной темы.

Основными методами исследования по данной теме яв­ляются:

  • сравнительный метод;

  • исто­рико-географиче­ский метод;

  • аналитический метод;


Объектом исследования в данной работе являются свободные экономические зоны в Российской Федерации.

Предметом исследования являются правовые и организационные основы функционирования СЭЗ на территории России.

Материалы, представленные в настоящей выпускной работе могут найти практическое применение при решении теоретических и практических вопросов размещения и регионального развития производительных сил, разработки вопросов региональной политики, территориального социально-экономического планирования и прогнозирования органами государственного и муниципального управления.

В ходе проведения работы было изучено большое количество нормативных актов, имеющих предметом регулирования свободные экономические зоны, литература, статьи отечественных авторов, источники в Интернет, посвященные СЭЗ, на основании чего был сделан вывод, что в Российской Федерации на данный момент отсутствует единый специальный закон, который регулировал бы процедуру создания, функционирования и ликвидации различных зон. Именно поэтому в своей работе, наряду с исследованием истории создания и международной практикой функционирования свободных экономических зон, я большое внимание уделяю анализу существующей законодательной базы, регламентирующей положение СЭЗ и проекта федерального закона Российской Федерации "О свободных экономических зонах".

Глава 1. Теоретико-методологические основы определения сущности свободных экономических зон (СЭЗ)
1.1. Сущность, объективная необходимость создания свободных экономических зон, их роль в развитии экономики.
Ни в отечественной, ни в зарубежной литературе пока не утвер­дилась единая трактовка и даже общепризнанное определение по­нятия “свободная экономическая зона” (СЭЗ). В самой общей форме принято определять свобод­ную экономическую зону как обладаю­щий выгодным экономико-географиче­ским положением регион или часть страны, где устанавливается беспошлинный или льготный экспортно-импортный режим и достигается его некоторая тор­говля и валютно-финансовая обособленность от остальных регионов страны[59,c.44]. Свободной экономической зоной может быть не только часть страны, но и вся (небольшая) страна в целом.

Международной конвенцией по упрощению и гармонизации та­можен­ных процедур (Киото, 18.05.73 г.) установлено понятие сво­бодной зоны (“зоны-франко”), под которой понимается часть терри­тории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, на­ходящиеся за пределами национальной тамо­женной территории, и поэтому не подвергаются обычному таможенному кон­тролю и нало­гообложению.

По определению Международной ассоциации развития свобод­ных зон (МАРСЭЗ), созданной в 1990 г., СЭЗ является особым тер­риториально-хозяйственным образованием, как правило, открытым для финансово-хозяйственной деятельности любой страны, благо­приятствующим экономическому, научно-техническому, экологиче­скому и социальному развитию, специально создавае­мому путём дополнительного делегирования ему федеральными органами, органами субъектов и муниципаль­ными органами России прав и полномочий с жестко закрепленными и соблю­даемыми границами, свободным зональным законодательст­вом, бюджетом, на­логовой системой, органами управления.

Задачи, которые ставят перед собой государства, создавая СЭЗ, неоднозначные. Одни государства пытаются решать с помощю СЭЗ проблемы конкретных регионов, связанные с ожидаемой безработицей, низким уровнем экономико-социального развития, защитой интересов как производителей, так и потребителей. В других странах свободные экономические зоны используются в общественных интересах в качестве интегративного экономического механизма, эффективного средства накопления и распространения передового зарубежного опыта хозяйствования и управления, повышения конкурентоспособности собственного производства. Но чаще всего ставятся обе задачи.

Кроме общих, можно сказать, глобальных задач, определяются и конкретные задачи. Эти задачи можно было бы объеденить в три крупных блока: экономический, социальный и научно-технический.

Экономические цели:


  • привлечение иностранного и национального капитала благодаря специальным льготным экономическим механизмам, стабильной законодательной базе и упрощению различных организационных процедур;

  • использование преимущества международного географического разделения труда и международного обращения капитала для расширения экспорта готовых изделий, рационального импорта и создания импортзамещающего механизма производства;

  • ликвидация монополии внешней торговли через предоставление доступа к различным формам внешнеэкономической деятельности всем организациям и предприятиям СЭЗ;

  • рост валютных поступлений в бюджет страны и регионов. [47, стр.90]


Социальные цели:

  • ускорение развития отсталых регионов за счет концентрации в пределах зон ограниченных национальных ресурсов;

  • повышение занятости населения, создание новых рабочих мест, борьба с безработицей;

  • создание слоя высококвалифицированной рабочей силы за счет изучения и внедрения на практике мирового опыта в сфере организации, управления, финансов; воспитание культуры менеджмента, ориентированной на мировые требования к технологии управления;

  • удовлетворение населения в высококачественных товарах народного потребления, насыщение внутреннего рынка.[47, стр.90]


Научно-технические цели:

  • привлечение передовых зарубежных и отечественных технологий;

  • ускорение инновационных и внедренческих процессов;

  • привлечение зарубежных ученых и специалистов;

  • повышение эффективности использования мощностей и инфраструктуры конверсионных комплексов.

Почему многие свободные экономические зоны в своей деятельности достигают высокой эффективности? Разумеется, благодаря огромному вкладу иностранных инвестиций, открытости для иностранного капитала. Интерес иностранных инвесторов к СЭЗ объясним – это существенные льготы. [47, стр.90]


следующая страница >>



Образование — это способ приобретения предубеждений более высокого порядка. Лоренс Питер
ещё >>