Дипломная работа Основные стабилизаторы современного брака - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Дипломная работа оптимизация отношений в семье: проблема удовлетворенности... 9 1448.67kb.
Дипломная работа 5 912.75kb.
Дипломная работа» или «Курсовая работа» 1 169.06kb.
Заключение брака 1 113.73kb.
Дипломная работа «Любовь к трем апельсинам» Л. Филатов, на сцене... 1 19.53kb.
Дипломная работа студента курса 2 619.58kb.
Дипломная работа. Введение 2 630.07kb.
Дипломная работа студентки V курса 8 1320.21kb.
Дипломная работа Лингвистические механизмы создания симулякров 3 559.76kb.
История современного танца, его основные понятия и стили 1 142.82kb.
Из истории современного танца, его основные понятия и стили 1 160.36kb.
Интерферометры Интерферометр Линника 1 58.65kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Дипломная работа Основные стабилизаторы современного брака - страница №1/6

Институт психологии и педагогики

Факультет практической психологии


Миронова Ольга Вячеславовна


Дипломная работа

Основные стабилизаторы современного брака






Научный руководитель:

Канд.психол.наук Ижванова Е.М.


Москва-2013


СОдержание


Введение ………………………………………………………………………….3

Глава ΙΙ Эмпирическое исследование основных социально-психологических характеристик супружеских взаимоотношений 31


Введение

Семья как важнейшая ячейка общества испытывает на себе влияние всех процессов, происходящих в нем, всех присущих ему противоречий. Поэтому характер присущих ей функций зависит в большой степени от состояния общества в целом. Изменения, происходящие в обществе, объективно способствуют гуманизации семейных отношений, росту роли семьи в процессе формирования подрастающего поколения.

Основные причины заключения брака:


      • желание иметь постоянного брачного партнера;

      • стремление родить и воспитывать детей;

      • намеренье реализовывать себя как брачного партнера;

      • страх остаться в одиночестве;

      • внутренняя мотивационная готовность и уверенность в правильности своего выбора.

Может ли молодая семья жить без конфликтов? Представляется, что при современной неопределенности семейных ролей и общей направленности на самоутверждение бесконфликтное существование молодой семьи представляется маловероятным. На уровне здравого смысла часто считают, что путь к укреплению семейных отношений лежит через улучшение материально-бытовых условий семьи, но мы видим, что эти условия в последние десятилетия стали несравнимо лучше, однако уровень разводов вырос. Это подтверждает мнение о том, что решающим фактором усиления гармонии семейных отношений является только повышение культуры супружеского общения.

Семьи бывают разные: полные и неполные, благополучные и неблагополучные. В одних семьях атмосфера спокойная и доброжелательная, в других жизнь превращается в поток непрерывных ссор, которые становятся частью жизни семьи. Создается впечатление, что ссоры становятся желаемым явлением для их участников, в скандалах и примирениях они находят своеобразное удовольствие, это является своеобразной формой существования эгоцентрических личностей в семье. Такие вещи часто называются психологической несовместимостью, за которой скрывается нежелание понять другого человека.

Брак и семья относятся к таким явлениям, интерес к которым всегда был устойчивым и массовым. В психологии традиционно значительная часть исследований посвящена изучению семьи и внутренне супружеских отношений. Ученые исследовали психологию семьи с разных сторон: психологической совместимости супругов и эмоциональную адаптацию в первые годы после заключения брака (М.Обозов, Т.Трапезникова, П.Якобсон и др.).ССЫЛКИ! Факторы, влияющие на удовлетворенность браком мужчин и женщин, распределение ролей в семье (Ю. Алешина, Л. Гозман) ССЫЛКИ!, изучалось влияние ценностных ориентаций и брачно-семейных установок партнеров на будущую супружескую взаимодействие ( Л.Мороз, Ю.Алешина,Г. Дубчак, Т.Говорун), ССЫЛКИ! проведен психологический анализ разводов (Л.Сердюка) ССЫЛКИ!. Изучалась психология эмоциональных отношений: А.Богословского интересовала симпатия и механизмы ее возникновения, Л.Гозман и Н.Ажгихина рассматривали динамику эмоциональных отношений от аттракции до любви. ССЫЛКИ!

Большинство этих исследований касается традиционного брака и потенциально брачных отношений, другие же формы и типы брачно-семейных отношений остались вне поля зрения исследователей.

Особенности третьего тысячелетия с новым ускорением научно-технического прогресса, компьютеризацией и глобализацией всех форм жизнедеятельности в мире деформируют привычные стереотипы межчеловеческих отношений, и приучает к новым формам общения в различных сферах жизнедеятельности людей, в том числе и брачных отношениях.А В ЧЕМ, СОБСТВЕННО, АКТУАЛЬНОСТЬ-ТО? ИЗУЧАЛИ И СЛАВА БОГУ!

Цель работы: выявить основные стабилизаторы современного брака.

Объект исследования: удовлетворенность браком.

Предмет исследования: факторы, которые влияют на удовлетворительность браком. Цель, объект и предмет не согласованы! Цель – стабилизаторы, объект почему-то удовлетворенность браком. В предыдущем тексте нет ничего об удовлетворенности.

Гипотеза исследования: уровень удовлетворенности браком связан с моральной мотивацией супругов. А ЭТО ПРОСТО БРЕД! ПРИЧЕМ ТУТ МОРАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ? НУ В ДУГУ, НИ В КРАСНУЮ АРМИЮ! КУДА ФАКТОРЫ ДЕЛИСЬ СТАБИЛИЗАЦИИ? ДАЛЬШЕ И ЧИТАТЬ НЕ БУДУ

Согласно поставленной цели были решены следующие задачи исследования:



  1. Изучить роль семьи и брака в структуре отношений общества и государства.

  2. Разобраться в социально-психологических особенностях и проблемах супружеских взаимоотношений.

  3. Проследить механизмы социальной регуляции семейно-брачных отношений в современной России.

  4. Провести эмпирическое исследование основных социально-психологических характеристик супружеских взаимоотношений.

  5. Определить уровень удовлетворенности и проанализировать причины неудовлетворенности брачно-семейными отношениями.

  6. Изучить стабилизацию современного брака, как отражение государственной семейной политики.

Согласно поставленной цели были выбраны следующие методики исследования :



  1. Опросник удовлетворенности браком

  2. Тест «Методика диагностики супружеских отношений».

Практическая значимость данной работы заключается в том, что анализируя полученные в ходе исследования данные, мы можем определить характер супружеских отношений в исследуемых семьях, личностные особенности супругов, наличие конфликтов и специфику их проявления в различных сферах жизнедеятельности семьи. На основании данных полученных в ходе исследовательской работы мы можем провести коррекционную работу с целью улучшения психологического климата в исследуемых семьях.



Глава Ι. Социально-психологические особенности развития супружеских взаимоотношений в современном браке


    1. Семья и брак в структуре отношений общества и государства

Для общества вопрос о знании этих социальных институтов и умение направлять их развитие имеет первостепенное значение уже потому, что от их состояния в значительной мере зависит воспроизводство населения, создание и передача духовных ценностей. Значение, которое в эпоху цивилизации семья приобрела в общественной и личной жизни людей, обусловило устойчивый интерес к ее изучению. При этом в течение длительного времени (примерно до середины XIX века) семья рассматривается как начальная и по своей природе моногамная ячейка общества, исходный пункт ее развития и миниатюрный «прообраз» [2, c. 7].

Виктор Гюго считал семью кристаллом общества, а А.Адлер называл ее обществом в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества.

По словам А. Эйнштейна «брак - это попытка создать нечто прочное и долговременное из случайного эпизода» [19].

Семья - важная ячейка общества, основанная на браке или кровном родстве, члены которого связаны бытом и взаимной ответственностью.

Семья - продукт длительного исторического развития общества.

Ф. Энгельс в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» определяет три главные формы брака: «Дикости отвечал групповой брак, варварству - парный, цивилизации – моногамия».

Семья XX века - моногамная (от «монос»- один, «гамос» - брак) при котором каждый мужчина женат только на одной женщине, а женщина замужем только за одним человеком. Однако существует и полигамия, но как исключение. Моногамная семья прошла длительный путь развития.

В 60-е годы XX в. во многих государствах создалась нуклеарная семья (от лат. «нуклеус» - ядро). Такая семья сформирована только из самых необходимых для ее образования членов - мужчины, женщины, детей.

Нуклеарная семья может быть и без детей, но в ней, как правило, других родственников нет. Такая семья наилучшим образом приспособлена к современному индустриальному обществу. Это обусловлено целым рядом обстоятельств:

а) семья в большинстве перестала быть продуктивной единицей;

б) члены семьи получили возможность иметь различные профессии;

в) развитие системы социального обеспечения, сферы услуг снижают необходимость у пожилых людей искать поддержку у детей, снижают потребность в близких отношениях с большим количеством родственников;

г) общественное производство все больше выставляет на первый план личные заслуги человека, а не надежду на помощь родственников. Все это обусловливает целесообразность именно нуклеарной семьи.

В психологии накоплен большой опыт по исследованию семьи и брака, но долгое время эти исследования велись главным образом с позиций их места, роли в жизни общества, тенденций развития в период перехода от капитализма к социализму и от социализма к коммунизму (С.Вольфсон, Е.Балагушкин, С.Лаптьонок, В.Чекалин, Н.Солов, А.Харчев, Н.Шимин, Н.Юркевич, К.Винниченко, С.Светлов, С.Ключников и др.).

С брака начинается семья. В основе семьи лежат брачные отношения, в которых проявляется как естественная, так и социальная природа человека, как материальная (общественное бытие), так и духовная (общественное сознание) сфера социальной жизни [28, с. 285-290].

С. Голод определяет брак как личностное взаимодействие супругов, регулируется моральными принципами и поддерживается присущими ему ценностями. В этом определении подчеркиваются: не институциональный характер связи, свойственный браку, равенство и симметричность этических обязанностей и привилегий обоих супругов [16, с. 58-59].

Можно определить следующие закономерности в развитии семьи в XXI веке. И в нашей, и в других странах сегодня происходят похожие процессы эволюции семьи и ее места и роли в обществе. Это сходство обусловлено переходом посткоммунистических стран от тоталитарных к демократическим формам социально-политического устройства, от «закрытого» к «открытому» типу обществ. Семья все больше становится независимой от государства и общества в целом. Отношение государства к семье постепенно перестает быть сугубо потребительским и инструменталистским. Государство лишается функции контроля и применения карательных санкций в отношении семей и их членов, прежде всего подростков и несовершеннолетних. На первый план выступает обеспечение государством благоприятных условий для образования и существования семей, особенно молодых, и отражения этих процессов в государственной семейной политике (соответствующем законодательстве и конкретных мероприятиях типа льготного кредитования, долевого помощи в строительстве жилья, выпуска специальных групп недорогих товаров для молодых семей и их детей и т.д.).

Современный этап развития западного общества принес вторую революцию в семейной жизни, которая не только коренным образом изменила семью и семейные отношения, но, по мнению многих исследователей, поставила под сомнение само существование семьи.

Среди социальных условий, которые дают основание делать подобный вывод, называют такие [6, с.19-20]:

1) Рост экономической независимости женщин и их активные включения в трудовую деятельность, а это вызывает стремление женщин к большей самостоятельности, пересмотра традиционной структуры семейных отношений, к изменениям традиционных функций семьи, равноправия с мужчинами в принятии решений, в контроле над расходами и имуществом семьи и т.д. Недаром немецкому философу Ницше принадлежат слова: «когда мужчина и женщина станут равноправными, семья погибнет».

2) Образование двух центров жизни - труда и дома (ранее профессиональная деятельность и домашнее хозяйство существовали в единстве, в пределах одной семьи).

3) Эволюция взглядов на сексуальную мораль (или сексуальная революция с ослаблением социального контроля, ростом анонимности сексуального поведения, сохранением секретности внебрачных связей, деятельностью широкой сети средств массовой информации, которые провозглашают свободное половое поведение чуть не основным мерилом уровня цивилизованности современных мужчин и женщин, изменением общего отношения общества к сексуальному поведению в сторону смягчения традиционных представлений о дозволенном и недозволенном и т.п.).

4) Изобретение надежных контрацептивных средств против оплодотворения (впервые в истории человечества с помощью таких средств удалось отделить сексуальность от зачатия).

Эти и другие причины привели к разного рода тенденциям развития современной семьи, которые сейчас широко распространены как в развитых западных, так и в посткоммунистических странах. К ним относятся:

• рост разводов (абсолютное и относительное);

• рост количества неполных семей и детей, рожденных вне брака;

• уменьшение средней продолжительности брака;

• отсрочки времени вступления в брак;

• проживание супругов без оформления брака;

• уменьшение размеров семьи и рождаемости с последующим старением населения и даже его депопуляцией;

• увеличение количества одиноких людей, которые не женятся;

• уменьшение количества повторных браков и тому подобное.

Одной из социальных функций семьи является деторождение, или репродукция населения как один из главных процессов воспроизводства общества.

Исследователи выделяют три типа репродуктивности семьи:

- многодетная (пять и более детей),

- среднедетная (от трех до пяти),

- малодетная (до двух детей).

Как ранее отмечалось, наметилась устойчивая тенденция к малодетному типу воспроизводства населения в России. Например, сегодня в каждом пятом селе в России не родилось ни одного ребенка, и к тому же молодежи осталось там очень мало.

Хозяйственно-экономическая функция проявляется в производственной деятельности семьи (собственно-трудовая деятельность, аренда, фермерское хозяйство, приготовление пищи, покупка продуктов, хозяйственных вещей и проч.). Главными моментами, обусловливающих хозяйственно-экономическую функцию являются: время, затраченное на домашний труд, разделение этого труда между членами семьи и степень использования семьями общественных бытовых учреждений (прачечных, парикмахерских и т.п.). Домашнее хозяйство всегда считалось «естественным» занятием женщины. И сегодня, несмотря на большие изменения, которые произошли в обществе, львиная доля домашних хлопот лежит на плечах женщины.

Так, по данным исследования бюджета времени, ведение домашнего хозяйства в рабочее время занимают у мужчин в среднем около 1 часа 44 минут, у женщины - 3 часа 13 минут. В выходной день у мужчин - 2 часа 44 минуты, у женщин - 6 часов 18 минут. Двойная нагрузка, которую несет женщина на производстве и в быту, ограничивает ее возможности в культурном развитии, воспитательной деятельности. В России работающая женщина в день имеет 2 часа 16 минут свободного времени.

Воспитательная функция семьи, проявляется, прежде всего, в эмоциональной форме отношений между родителями и детьми, в отношениях любви. Семейное воспитание основано на примере взрослых, в первую очередь родителей. Большое значение в формировании социального поведения и установок морали играет мотивация родителей, что проявляется в отношении к людям, вещам, собственной деятельности и пр.

Дети, которые не приобрели в семье трудового опыта, не могут получить высокой квалификации, из них получаются плохие работники. Влияние семьи на ребенка - многоплановое. Она формирует моральные и политические качества ребенка, воспитывает гражданина. Формирует такие черты характера как честность, трудолюбие, добросовестность и пр.

Семейная политика сегодня должна быть направленной на определение того, какую семью - однодетную, двухдетную, или трехдетную выберет себе человек. Семейная политика должна ярче подчеркивать желательность второго, третьего и т.д. новорожденного. Это должно проявляться:

- в повышении престижа семейных отношений в общественном сознании;

- в росте престижа семьи, что должно найти свое отражение и в государственных документах. Сегодня созданы комиссии по семье при парламентах государств;

- в составлении особого направления социальной политики, задача которой состоит в поддержке, укреплении института семьи и брака;

- в сфере практической деятельности - в расширении помощи семьям - экономической, правовой и пр.

В наиболее обобщающем смысле брак - это семейный союз общежития супругов по взаимному согласию. Однако в юридическом смысле такое определение неприемлемо. Дело в том, что брак вызывает целый ряд правовых последствий, имеющих важное значение, как для самих участников брачных отношений, так и для других лиц и общества в целом. С учетом этого юридическое определение брака должно быть четким и лаконичным и содержать его конкретные признаки. В юридических текстах первым из известных было определение брака, предоставленное римским юристом Модестином, который указывал, что брак - это союз мужчины и женщины, общность всей жизни, единение божественного и человеческого права. В дореволюционной литературе это определение характеризовалось как достаточно точное, но не чисто юридическое. О.Загоровський отмечал, что в юридическом смысле брак - это урегулированные правом пожизненный половой союз мужчины и женщины. В свою очередь Г.Шершеневич определял брак как союз мужчины и женщины с целью сожительства, основанный на взаимном согласии и заключенный в установленной форме [17].

Оптимальным выбором формы брачно-семейных отношений является выбор такого типа брака, который наиболее полно удовлетворяет потребности личности, отвечает его психологическим свойствам, способствует личностному развитию. Предпосылками осуществления оптимального выбора типа брачно-семейных отношений, является его характеристики, выступают: рефлексия всей ситуации выбора, осознание собственных индивидуально-психологических особенностей, брачно-семейных предпочтений и представлений, принятие ответственности в отношении выбора и всех его последствий; самостоятельность, автономность в принятии решения относительно типа брака [7, c. 74-75].

В общем смысле о важности семьи как ценности в человеческой жизни можно сказать, глядя на то место, которое отводится ей среди других важных для человека вещей, таких как работа, друзья, свободное время, политика и религия. Каждый из партнеров развивает в себе «внутренний оценочный центр». Ценность или значение всего, что переживается на опыте, определяется не тем, что говорит один из супругов, не мыслями родителей, не правилами церкви, не привитыми в школе взглядами, а одним лишь «чувством», возникающий на глубоких уровнях лица [22, с. 260].

Сегодня в отношении семьи в обществе складывается парадоксальная картина. С одой стороны, результаты многочисленных исследований говорят о том, что семья - один из важнейших жизненных ценностей современных людей, гораздо значимее чем, например, интересная работа, материальное благополучие, успехи в профессиональной деятельности [12, 16, 26]. С другой стороны, семья - одна из наиболее неблагополучных, кризисных сфер жизни людей. Это проявляется в неустойчивости браков, дезорганизации общения в семье и социализации детей, нуклеаризации и малодетности [5, с..97-98]. Постоянно увеличивается количество мужчин и женщин среднего возраста, которые могли бы вступить в брак, но не имеют возможности найти себе спутника жизни в соответствии со своими ожиданиями [18]. По данным социологического исследования, проведенного учеными в 1993 году, примерно пятая часть современных подростков и юношей практически находится в постоянном конфликте со своими родителями, причем количество конфликтов увеличивается по мере продвижения от младшего подросткового к юношескому возрасту [25, с. 27].




    1. Социально-психологические особенности и проблемы супружеских взаимоотношений

Возникновение семьи, ее развитие и сохранение является сложным социальным психологическим и биологическим явлением общества. Здоровая семья - здоровое общество.

Сокращение количества детей в семье обусловлено не столько материальными трудностями, сколько конфликтом ценностей в обществе, конкуренцией приоритетов, где ценность семьи и детей девальвируется, а преимущество получают совершенно другие интересы, которые разъединяют семью, разрушают семейное «Мы» и увеличивают «стоимость» внесемейных «Я». Ослабление чувства семейного долга у всех членов семьи - у родителей перед детьми, у младших перед старшими, у супругов друг перед другом. Все это предстает в центре семейной дезорганизации и сопровождается изоляцией каждого ее члена. Исчезают формы собственно семейной жизни, его образа, заменяясь формами одиноко-коммунального сосуществования. Семья рассматривается как средоточие множества дел, которые требуют сил, времени, нервов. Все чаще это приводит к ее распаду или формирование неполной семье с одним из родителей, ведь в указанных случаях минимизируются затраты жизненной энергии индивидов. Неполная семья с 1-2 детьми, но постоянным отсутствием отца, матери, детей дома в связи с пребыванием родителей на работе, а детей в детских становятся формами личной свободы. Наличие трех и более детей в семье вызывают отчуждение от самого себя. Ориентированность индивидуальных систем ценностей на внесемейные сферы деятельности все чаще ассоциируется с препятствием к личному успеху. В советском обществе названные процессы происходили вообще в очень неблагоприятных для семьи условиях: авральные «социалистическая индустриализация», «коллективизация» сельского хозяйства, ликвидация частной собственности и различных мелких хозяйств, урбанизация порождали или усиливали кризисные явления в семье.

В связи с тем, что феномен семьи изучают различные науки: психология, социология, педагогика, демография, правовые науки, этика, история, философия и другие, в литературе существуют различные определения понятия семьи. Это обусловлено тем, что вряд ли можно найти определение, которое было бы универсальным для всех наук и всех способов изучения семейно-брачных и семейно-бытовых отношений. Например, существует такое определение: семья - это форма общности людей, состоящая из сочетающихся браком супругов, их детей (собственных или усыновленных), а также, в отдельных случаях, от других лиц, связанных с перечисленными кровнородственными связями. Или другое: семьей называют социальное объединение, члены которого связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

Последний современный этап, продолжаемый и в наше время, принес в развитие семьи радикальные изменения, которые получили среди ученых определения революционных. Социологи, характеризуя современный этап развития семьи, называют его очередной (второй) революцией в семейной жизни, которая не только внесла радикальные изменения в семейные отношения, место и роль семьи в обществе, но и, по мнению части исследователей, фактически поставила под сомнение само существование семьи.

Современные тенденции в функционировании российской семьи:

• все большее развитие приобретает неполная и внебрачная семья;

• многие мужчины и женщины сознательно не вступают в брак, а удовлетворение потребности в любви связывают с поиском сексуального партнера, а не созданием семьи;

• добрачное поведение молодежи характеризуется активными сексуальными пробами на фоне недостаточной психосексуальной осведомленности;

• растет количество молодых семей (до 39%), основным мотивом заключения браков которых было «рождение ребенка». По нашим данным значительная доля таких семей (до31%) распадается в течение трех лет;

• с мотивов вступления в брак у молодежи доминируют рациональный и материальный расчет;

• в добрачном поведении молодых людей наблюдается неадекватно-завышенные требования к личности партнера и к браку в целом (чаще у женщин), что ведет к отказу от создания семьи и самоактуализации личности в профессиональной деятельности;

• в установках на лидерство и руководство в семье значительная часть мужчин (72%) предпочитают мужчину, большая часть женщин ориентирована на демократическую семью. Но в семейной жизни многие молодые женщины обнаруживают тенденцию к доминированию и манипуляции партнером, детьми;

• современные семьи и вступающие в брак устойчиво ориентированы на малодетность семьи;

• большинство пар (с различным семейным стажем) не склонны к сотрудничеству, поиску путей стабилизации отношений, у них не сформированы социально-психологические умения решать межличностные проблемы. Все это формирует установку на развод как средство разрешения конфликтов и напряжения;

• противоположность мотивов, целей, функционально-ролевых позиций, личностных характеристик молодых супругов все больше усложняет адаптации к браку, уменьшает гибкость и толерантность партнеров, сокращает продолжительность адаптивного периода молодой семьи, приближает их к разводу.

• «болезнь семьи» понижает ее психотерапевтическую функцию и способность самостоятельно преодолевать трудности и преодолевать кризисные периоды.

• современная семья характеризуется дезинтеграцию и незащищенностью ее членов перед внешними факторами.

• прослеживается рост числа разводов пожилых людей.

• увеличивается количество женщин, недовольных сексуальными отношениями с мужем.

• увеличились жалобы супругов на сексуальные дисфункции, которые детерминированы психологическими факторами.

• ухудшаются родительско-детские отношения. Известный американский исследователь D.Bradshow считает, что источником кризиса семьи выступают родительские нормы, которые, несмотря на развитие общества, остаются неизменными уже в течение 150 лет.

Исследование Л.Смагинои, которое было проведено в 1994 году, показывает, что ценностные ориентации современных супругов существенно изменились по сравнению с прошлым. Если век назад в брачных отношениях присутствовали понятия морали, идеи, социального равенства, долга, жертвенности то сегодняшние семьи, которые обращаются за психологической помощью, поднимают на щит справедливое распределение участия в хозяйственно-бытовых и воспитательных хлопотах, исполнения супружеского долга и неудовлетворенность в сфере сексуальности [24]. А.Антонов и В.Борисов видят причину кризиса семьи в том, что большинство людей в наше время хотят удовлетворять свои духовные потребности (стремление к актуализации своего «Я», к саморазвитию и самосовершенствованию) не внутри семьи, а вне ее [8]. Если следовать этой логике, то супруги из неблагополучных семей должны достигать больших успехов в сфере внесемейных, удовлетворяя там потребности в самоактуализации, саморазвивающихся и самосовершенствующихся. Но мы знаем, что в большинстве неблагополучных семей этого не происходит [10].

Анализ данных, полученных в течение последних нескольких лет А.Елизаровим, свидетельствует, что сами потребности в самоактуализации, саморазвития и самосовершенствовании у членов неблагополучных семей не развиты или находятся в зачаточном состоянии. Отсюда вполне логично связать благополучие с высокой значимостью в жизни семьи духовных ценностных ориентаций, а семейное неблагополучие с их низкой значимостью [20, с. 59-62].

Ценностные ориентации возникают каждый раз при «встрече» определенного уровня потребностей и определенного уровня ситуаций их удовлетворения [4, с.66-70]. Поэтому, определяя основание для классификации ценностных ориентаций, было бы разумно исходить из той или иной классификации человеческих потребностей. В.Ядов, опираясь на классификацию потребностей, предложенную Г.Дилигенским, делает акцент на том, с какой социальной группой тот или иной человек в наибольшей степени отождествляет свое существование [30, 3].

На первом месте стоит отождествление с потребностями своего «Я», далее следуют потребности ближайшего семейного окружения, затем потребности многочисленных контактных групп и коллективов (соответственно различных отраслей производственной и качества вне производственной деятельности) и, наконец, потребности целостной социальной системы (например, человечества в целом). Развитие личности В.Ядов отождествляет именно с прохождением этой цепочки, в силу чего потребности человеческого «Я» все больше обогащаются [30, с. 145]. С точки зрения этой парадигмы, ценностные ориентации, связанные с привлечением в сферу труда, оказываются отделенными и даже противостоящими. При этом само собой получается, что «семейно-бытовая активность» однозначно отождествляется с «деятельностью по потреблению материальных и духовных благ», а производство того и другого выносится за пределы семьи. Это совершенно не соответствует взгляду на семью как на активный субъект производства если не материальных, то духовных благ [9].

Наиболее близка нашему пониманию классификация базисных потребностей человека, предложенная П.Симоновым [23, с. 125]. Исходя из нее, можно условно выделить три группы ценностных ориентаций, в основе которых лежат:

1) гостиные (биологические) потребности - в пище, воде, сне, температурном комфорте, защите от внешних вредностей и т.д. В этом случае ценности представляют собой множество «материальных квазипотребностей» в одежде, жилье, технике и т.д.;

2) аффилиативные потребности - принадлежность к определенной социальной группе и стремление занимать определенную (не обязательно лидирующее) место в ней, пользоваться привязанностью и вниманием окружающих, быть объектом их уважения и любви;

3) духовные потребности - познание окружающего мира и своего места в нем, смысла и назначения своего существования, стремление к саморазвитию и самосовершенствованию, альтруизм [11].

Отсюда легко прийти к тому, что семья - социальная группа, деятельность которой - сохранение, развитие и передача следующим поколениям именно духовных ценностных ориентаций. Конечно, не исключено и то, что семья может сохранять, развивать и передавать другим поколениям и не духовные ценностные ориентации. Но в таком случае процесс социализации значительно усложняется: дети легко отвергают положительные не духовные ценности, которые родители все-таки ценят, их поведение начинает определяться примитивными эгоистическими мотивами, а не стремлением к позитивным ценностям, они легко растрачивают то, что родителям удалось накопить. Семья - место, где накапливается и реализуется социально-воспитательный потенциал. Члены семьи особенно значимы друг для друга, что порождает желание видеть другого лучше, чем он есть на самом деле, помогать ему стать лучше [11].

По сути, ценностные ориентации должны предшествовать браку или зарождаться уже на первых этапах брака. Как отмечает В.Сысоенко, после заключения брака должно произойти постепенное слияние двух «Я» - мужа и жены, отождествление потребностей, интересов, желаний, намерений. Лучший вариант тот, в котором достигается максимально возможное слияние интересов и потребностей. Положительную роль в этом процессе играют готовность супругов открыто обсуждать возникающие разногласия и желание искать компромисс; отрицательную - установка на манипулирование человеком, предполагающая отказ от искренности в отношениях и выработки изощренных методов воздействия на него с целью подчинить себе и тем самым одержать победу [1] . Если по каким-либо причинам интересы и желания не становятся общими и автономность двух «Я» сохраняется, то брак становится конфликтным и неустойчивым [27, с. 75].

Таким образом, брак становится своеобразным институтом социализации супругов. Вступление в брачные отношения предполагает начало внутренней работы, духовных усилий, духовного роста. Необходимо отказаться от собственного эгоизма, уже саморазвитием и самосовершенствованием. Получается, что семейный союз сам по себе порождает ценностные ориентации у супругов, происходит подготовка к следующему этапу, когда эти ориентации надлежит передать детям [11, с. 63-67].

Возникает вопрос: насколько я интересен для другого, что служит стимулом к получению образования, расширения кругозора; появляется стимул быть творческим человеком, понимать и объяснять жизнь, искать ее смысл. В случае, если жизнь членов семьи все больше опосредуется различными ценностями, брак становится устойчивым, стабильным, семья - более интегрированной. В противном случае возникают конфликты. Смысл конфликтов состоит в том, чтобы супруги все более отказывались от своего эгоизма и все больше ориентировались на семейные ценности.

Интеграция семьи напрямую зависит от роли семейных ценностных ориентаций в ее жизни. Ценности - это основа направленности личности, ее отношение к окружающему миру, к другим людям и к самому себе [29, с. 350]. Выделяют объединения когнитивных, эмоциональных и поведенческих ценностных ориентаций супругов, изменение одной из которых отражается на всех остальных.

Разногласия в системах ценностных ориентаций супругов могут служить почвой для многих семейных конфликтов, таких, как конфликт семейных ролей, борьба за лидерство в семье, конфликт как средство снятия напряжения, конфликт как защита собственного «Я». В основе каждого из них лежит противоречие между сложившимися в браке ценностными представлениями каждого из супругов о ролевых функциях в семье и способах их реализации. Конфликт может возникнуть и в результате столкновения привычных для каждого из супругов путей и способов удовлетворения социокультурных, интеллектуальных, эстетических и других потребностей, стремление отстоять свою индивидуальность, стремление согласовать представление о себе с мнением партнера [15, с. 112].

Конфликтная ситуация в сфере ценностных ориентаций, препятствует созданию взаимоприемлемой системы семейных ценностей широкого объема, делает невозможным интеграцию семьи, а следовательно и выполнение ею своих обязанностей, создает опасность ее существования. Вызывая напряжение в семейных отношениях, конфликты ценностных ориентаций дезинтегрирует семью [13, с. 79].

Для обеспечения психологического комфорта в семье и успешного ее функционирования существенное значение имеет то, как складываются взаимоотношения и взаимодействие в трех составляющих: между самим супругами, между родителями и детьми, между братьями и сестрами, если в семье растут двое и больше детей. Основным фактором, который предопределяет характер взаимоотношений и взаимодействия во всех звеньях семьи, является отношение супругов друг к другу и их родительские установки в отношении детей.


Возникновения нарушений в семейных отношениях, как правило, объясняется наличием большой дистанцией между членами семьи, связанной со стремлением избежать контакта, неприятием личности партнера или чрезмерной эмоциональной сосредоточенностью на нем, в опеке, защите, чрезмерной требовательности и попытке что-либо подогнать под мысленный образ мужа, жены или ребенка. Во взаимоотношениях супругов в период первой фазы семейной жизни часто возникают проблемы, связанные с чрезмерной эмоциональной сосредоточенностью на партнере, плотной опекой его и жесткой требовательностью относительно образа супруга. Это прослеживается нередко и в семьях с одним ребенком, на котором сфокусированы все чувства и заботы родителей. В более поздних фазах супружеской жизни и в его кризисные периоды источником семейных раздоров чаще выступает эмоциональная дистанция. Реализация тех или иных установок супругов в семейных отношениях создает определенную социально-психологическую картину семейной жизни, которая проявляется в специфическом ее укладе [14, с. 55].

Укоренилось мнение, что каждая семья имеет присущий только ей одной индивидуальный стиль семейных отношений (систему приемов воздействия друг на друга и др.). Исследование стиля взаимоотношений в семье предполагает их классификацию для предоставления целенаправленной психологической помощи в налаживании семейных отношений.

Психологический анализ семьи как малой социальной группы, условий и механизмов ее функционирования предполагает изучение ценностных ориентаций супругов, является одним из конституирующих семьи факторов, регулирующих взаимоотношения супругов, определяют их отношение друг к другу, к детям, других людей, окружающей мира вообще. Разногласия в индивидуальных системах ценностных ориентаций супругов является главным препятствием интеграции семьи, ее полноценного функционирования. Острые конфликты, возникающие на этой почве, делают невозможным нормальное внутрисемейное общение и создают опасность для существования семьи [6, с. 25-30].

Потребность в психологическом комфорте, в эмоциональной и моральной поддержке, одобрении и признании - одна из основных потребностей современной семьи.

Как справедливо пишет Т.М. Трапезникова, [103, С. 110] «возрастание потребности дома как «психологического убежища» у современного человека обусловлено образом жизни, ритмом жизнедеятельности. Проявление психологической заботы, теплоты ,поддержки, задушевности в межличностных отношениях затруднено в связи с обеднением эмоциональной сферы из-за психологических нагрузок испытываемых современными горожанами. При этом резко возрастает потребность эмоционального подкрепления извне».

Согласно исследованиям О.А.Добрыниной [18], самая низкая эффективность психологической поддержки у молодых супругов, по сравнению с браками в более старшем возрасте. Таким образом, адаптация молодой семьи требует, с одной стороны, подкрепления экономическими, правовыми и социальными мерами со стороны государственной системы. С другой стороны - особого уровня нравственной и психологической готовности молодых людей к созданию и сохранению эмоциональной, психологической и этической общности взрослых и детей.

По определению Т.М.Трапезниковой [73], стадия «стабильной семейной общности»начинается после 2-3 лет совместной жизни. Семья, как психологическая общность супругов-родителей и детей, обладает определенным стилем межличностных отношений, типом власти и подчинения; иерархией семейных ценностей; моделью ролевого взаимодействия. Необходимо отметить, что на этапе стабильной семейной общности важнейшее значение приобретает гармония супружеских отношений, в основе которой общность потребностей и интересов мужа и жены, чувство привязанности и любви ,уважение членов семьи друг к другу ответственность и долг. Ощущение полноты жизни у мужчины и женщины формируют такие составляющие как: устойчивость супружества, благополучие семейной жизни , уверенность в нужности, самоактуализация, что в сумме определяет удовлетворенность супругов жизнью в целом. Однако уже на этой стадии супруги отмечают в своих отношениях появление некоторой эмоциональной холодности, отчуждения, ситуативной враждебности. На 4-5 году совместной жизни, происходит некоторое снижение удовлетворенности отношениями у супругов. Т.М.Трапезникова объясняет это следующим образом: в результате «тесного в пространственном объеме,длительного по времени,взаимозависимого в функциональном отношении взаимодействия и общения супругов, детей и родителей наступает некоторое «пресыщение»друг другом. Появляется потребность в отдыхе, которая ощущается на эмоциональном уровне в форме неприязни, раздражения,агрессии, что часто приводит к ссорам и конфликтам.

Романтическая любовь в процессе дальнейшего развития молодой семьи начинает критически осмысливаться и трансформироваться в более глубокое чувство, которое является тоже любовью, но любовь, претерпевшей существенные метаморфозы под влиянием личностного развития супругов.

В.М Розин [57] считает, что романтическая любовь в молодой семье должна умереть, чтобы на ее месте возникла любовь супружеская, а по мнению В.А.Сысенко, [70] романтическая любовь переходит в супружескую дружбу.

Д.С. Уоллерстайн [74] подчеркивает, что благополучию супружеских отношений серьезно угрожает полное психическое и эмоциональное переключение женщины на воспитание детей и ощущение мужем психологической и эмоциональной изоляции, которое особо сильно может проявить себя в этот период. Сразу меняются межличностные дистанции и структура семьи . Часто у супругов возникает ощущение, что они отдалились друг от друга. Женщина занята ребенком, а мужчина чувствует себя заброшенным, одиноким . Вакуум в супружеских отношениях приводит к недостатку эмоциональной поддержки. Пик супружеских измен приходится на этот период семейной жизни.

С.В. Ковалев [32] отмечает, что присущие молодым бракам резкое ограничение развлечений, досуга, отдыха, напряженность времени, бюджета, возрастание нервной и физической усталости, связанные с рождением и воспитанием детей, накладываются в это время со стороны собственно супружества — на изменение любви и формирование супружеской дружбы, а так же на обострение проблем достижения общественного статуса и профессионального продвижения .
1.3 Механизмы социальной регуляции семейно-брачных отношений в современной России
Cемейно-брачные отношения и их социальная регуляция связаны с социально-экономическими преобразованиями, в процессе которых отношения семьи, общества и государства вступают в противоречие с современными жизненными реалиями и перестают соответствовать сложившимся представлениям. Для большинства индустриально развитых стран характерна нестабильность браков, нарушение нравственно-этических норм и традиций в сфере семейно-брачных отношениях.

Проводимые в России в 80 – 90-е годы XX в. реформы обострили проблемы семьи и брака. Уже в начале XX века выдающийся русский социолог П.А. Сорокин критически осмыслил положение института семьи и высказал мысль о его углубляющемся кризисе, в том числе и в России. Он считал, что индустриально-урбанистская цивилизация негативно воздействует на институт семьи, приводит к сворачиванию ее социокультурных функций. В современных семейно-брачных отношениях в России прослеживаются кризисные явления, обусловленные, в частности, недостаточной проработанностью социально-регулятивных механизмов. А.И. Антонов, Т.А. Гурко, С.В. Дармодехин, Г.И Климантова., М.С. Мацковский, Е.Ф. Молевич и другие авторы отмечают необходимость пересмотра отношения общества к институту семьи. Однако на уровне государственной семейной политики решения проблем семьи и брака остаются во многом недостаточными и системно незавершенными.

В исследованиях современной российской семьи можно выделить сторонников двух парадигм: кризиса и модернизации социального института семьи. Сторонники модернизации семьи считают происходящие изменения в семейно-брачных отношениях в целом прогрессивными и необратимыми, а идею возрождения старых семейных традиций рассматривают как нереальную и контр-продуктивную. Приверженцы традиционных семейно-брачных ценностей считают контр-продуктивными и чуждыми менталитету России все те новации в данной столь чувствительной для общества и человека сфере, которые во многом пришли в Россию с Запада. В огромной России, с ее многообразной историей и культурой, семейно-брачные отношения прирастают, прежде всего, опытом ее народов. В «глубинке», сельской местности, институт семьи подвергся меньшей эрозии, чем в крупных мегаполисах. В условиях наступления информационной эпохи традиционный институт семьи может выступать как своего рода критерий дальнейшего развития семейно-брачных в целом общественных отношений в нашей стране. Жизнь требует от политиков и общественных деятелей нашего государства быть более внимательными к истории своей страны и народа, тогда не будет необходимости постоянно апеллировать к опыту зарубежных стран. Ученые и политики постоянно подчеркивают, что для создания семьи нового типа необходимо возрождать традиционные ценности самобытной российской культуры, поднять культ семейственности как норму жизни. Об этом много писалось и говорилось в СМИ.

Демография - одна из общественных дисциплин, изучающая население и закономерности его развития. Главное место в ней занимают исследования проблем воспроизводства населения, изменений его количественного состава, размещения под влиянием как обычного движения (рождаемость, смертность), так и миграции населения. При этом следует помнить, что воспроизводство населения зависит не только от природных факторов. Значительной степени оно обусловлено социально-экономическими условиями жизнедеятельности общества.

Современные демографические процессы коснулись многих государств, в том числе и России, где, начиная с 1992 г. уровень смертности населения превышает уровень рождаемости. А это, как известно, негативно влияет на воспроизводство трудовых ресурсов, на развитие социально-экономических и других жизненно важных сфер общества. Поэтому с целью урегулирования процессов детской рождаемости многие государства сознательно разрабатывают и воплощают в жизнь активную демографическую политику [4, c. 69-71].

В Послании РФ Федеральному Собранию 10 мая 2006 г. Президент В.В. Путин обозначил проблему рождаемости как ключевую – самую острую проблему современности. Он акцентировал внимание на том, что никакая миграция не решит наших демографических проблем, если мы не примем эффективных программ материальной поддержки материнства и детства, семьи. Введение с 1 января 2006 года во всех регионах Российской Федерации родовых сертификатов направлено на реализацию вышеназванной цели, а также повышение материальной заинтересованности медицинских учреждений в предоставлении качественной медицинской помощи.

В принятой Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года подчеркивается необходимость проведения комплексной работы, направленной на повышение качества жизни населения, стабилизацию рождаемости, укрепление потенциала семей, поддержку молодых семей.

Правительство Российской Федерации утвердило постановление от 30 декабря 2006г. №73 «О порядке выдачи Государственного сертификата на материнский (семейный) капитал». Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 января 2007 г. № 79-р г. Москва утверждена Концепция федеральной целевой программы «Дети России» на2007-2010гг., включающая подпрограммы «Здоровое поколение», «Одаренные дети» и «Дети и семья».

На поддержку материнства и детства направлены федеральные законы «О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей», одобренные на 188-м пленарном заседании Совета Федерации.

Много делается для поддержки семьи, материнства и детства в регионах Российской Федерации. Например, Правительством Москвы и Московской городской Думой принят целый пакет нормативных актов, предусматривающих дополнительные меры социальной поддержки семей с детьми; в том числе законы города Москвы.

Правительством Москвы приняты соответствующие постановления, в числе которых постановление «О втором этапе Московской программы «Молодой семье – доступное жилье» на 2006-2008гг. За счет средств бюджета г. Москвы семьям с детьми предоставляются не только денежные выплаты, но и различные льготы и преимущества, натуральная помощь, социальное обслуживание. Весь перечень мер социальной поддержки, предоставляемых семьям с детьми в г. Москве содержится в Законе г. Москвы №60 «О социальной поддержке семей с детьми в г. Москве», вступившем в силу с 1 января 2006 г.

Общепризнанно, что институт брака сопутствует всей истории цивилизованного человечества, отражает социокультурные, политико-правовые и экономические и др. отношения, возникающие в процессе своего существования. Семья же как устойчивое объединение возникает и формируется с момента разложения родового строя. Она, по существу, выступает первичной социальной ячейкой общества, а в последующем и государства, их слепком в миниатюре. На традиционной семье во многом замыкается хозяйственная деятельность (семейная экономика), отношения собственности и социального статуса, быта, досуга, т.е. вся полнота социализации человека. Трансформация семейно-брачных отношений в современной России связана с кардинальными изменениями всех сфер общественной жизни, начало которым было положено политикой перестройки. Для современной семьи характерно, прежде всего, сокращение числа и объема выполняемых данным социальным институтом функций. В связи с этим в сознании людей меняется привычный статус «первичной ячейки общества». Под влиянием социокультурной модернизации происходит изменение традиционной семьи, во многих случаях исчезает, размывается понятие «главы семьи». Широко вошли в реальную действительность неполные семьи. Вступив в брак, молодые люди предпочитают жить отдельно от родителей, не говоря уже о дедушках и бабушках. Тем самым ослабляются связи родственных поколений, которые были широко представлены в России.

Юридически зафиксированный союз мужа и жены в современном обществе привлекает не все категории молодых людей. Традиционные взаимоотношения между молодыми супругами во многом утрачивают свою ценность и стабильность, не дают уверенности в завтрашнем дне. В современных условиях наблюдается пересмотр традиционных установок на брак, т.е. семейные отношения не всегда подразумевают наличие брака (появление альтернативных браков, их укоренение в сознании, неполные семьи, гражданский брак и пр.). Современные социально-экономические и политические отношения в ряде существенных моментов отрицательно отражаются на благополучии молодых семей, не редко приводят к их распаду. Основная масса молодых людей занята тем, что все свои усилия направляет на поддержание минимального уровня обеспеченности. Опросы показывают, что молодые люди желают вступать в брак и создавать семьи, но реальная социально-экономическая ситуация не дает им гарантий семейного благополучия.
Вывод
Переход к рыночной системе хозяйствования весьма болезненно отразился на состоянии семьи как социального института. Изменяются виды социальных отношений и функциональная зависимость супругов и детей. Другой облик приобретают весь семейный уклад и стиль жизни. Сегодня, наряду с традиционными функциями, семья призвана сыграть роль надежного психологического «укрытия» с целью выживания и адаптации человека в современных условиях, должна стать своеобразным «островком устойчивости».

Решение задач стабилизации брака и семьи, запросы практического консультирования остро требуют незамедлительных и серьезных психологических разработок, комплексного исследования всех аспектов формирования, развития и функционирования брака и семьи, глубокого изучения закономерностей и противоречий развития взаимоотношений особенно молодых супругов, определения этапов становления молодой семьи. Этим объясняется актуальность и практическая значимость данного исследования.

Современный институт брака и семьи переживает время серьезных преобразований, главное из которых - выделение супружества, супружеских отношений в качестве основного, центрального элемента, определяющего общее благополучие семьи. Именно поэтому особенности супружеских отношений в молодой семье стали предметом данного исследования.



следующая страница >>



Брак можно считать идеальным, если жена — сокровище, а муж — сокровищница.
ещё >>