1. ОРГ. MOMЕНТ
1. Упражнения: а) «Гусеница» - перекатывание с пятки на носок»; б). «Перекрестные шаги»
2. Коррекционная игра «Волшебный квадрат».
Кто в центре? (Синица) Задание: я буду вам рассказывать, как перемешается синица по цветным клеткам нашею квадрата, а вы мне скажите, в каком квадратике она остановится на отдых. (Назвать цвет квадрата).
Влево, вверх, вправо.
3. Упражнение для развития логического мышления.
Кто здесь нарисован? Чем отличаются птички в 1 ряду? Подумайте, какой птички не хватает в 3-ем ряду и поднимите цифру с се номером.
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО
1. Задание «Собери осколочную картинку». Назовите свою птицу. Сложите картинку в конверт (под счет).
2. Отгадывание загадок и выставление соответствующих картинок на наборное полотно. Я буду загадывать загадки. Кто отгадает птицу, поднимет руку, а тот, кто собирал картинку этой птицы, встанет. Вставший ученик выходит к доске, выбирает на столе учителя изображение птицы и выставляет ее на наборное полотно.
Черный, проворный,
Кричит: «Крак»,
Червям враг.
(Грач).
Ты с модницей этой конечно знаком.
Вертушке на месте никак не сидится.
Все хвастает, синим своим сюртучком
И шапочкой темной гордится.
(Синица).
3. Беседа с уч-ся, направленная на актуализацию основных понятий. Кто изображен на картинках? Назовите, одним словом? К какому классу птиц они относятся? Что общего у всех птиц? (Используется схема: «Строение птицы»). Чем покрыто тело птиц? Как они передвигаются? Чем питаются?
4. Рассказ уч-ся по опорному плану о любой из изученных птиц по выбору. Кто может дополнить ответ?
5. Микроитог.
Выставляются фишки с устным комментированием.
III. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
3.1. Изучение нового материала.
1). Сообщение темы и целей урока.
а). Кто быстрее причитает названия птиц и назовет птицу, о которой мы на уроке еще не говорили? (Слова убираются)
грач
синица Какое слово было первое?
скворец Какое слово было перед словом скворец?
снегирь
б). Составьте тему урока.
ОБРАЗЕЦ:
Фигуры с буквами:
К О Р Ц С В Е
Сегодня мы с вами узнаем много нового и интересного еще об одной птице - скворце.
2). Показ картинки скворца. Анализ его наиболее существенных внешних признаков.
Каждому уч-ку дается картинка скворца. У учителя схема: «Строение птицы». Учитель на схеме у доски показывает части тела птицы, дети показывают те же части у скворца на индивидуальных картинках и называют их. Делается вывод: у скворца есть те же части тела, что и у других птиц — голова, шея, туловище, лапы, крылья, хвост; на голове у скворца глаза, клюв.
Далее анализируются отличительные признаки скворца. Какое оперенье? (Темное, со светлыми пестринками). Какой клюв? (Желтый, длинный, тонкий). Какой хвост? (Среднего размера). Сколько крыльев? (Два).
3). Рассказ учителя о скворце.
Скворца узнать легко - это довольно большая, темная, со светлыми пестринками птица. Это дикая птица. Живет она в лесу или в саду, питается червями, гусеницами, ягодами. По голосу скворцов узнать нелегко, хотя поют они неплохо. Но ... не своим голосом. Своей песни у скворцов нет, зато есть удивительная память и слух. И скворцы перенимают чужие песни. Поэтому иногда, услыхав песню зяблика или дрозда, можно обнаружить скворца. Даже человеческую речь перенимают скворцы и могут произносить целые фразы. На зиму скворцы улетают в теплые края и возвращаются весной одними из первых.
Это - полезная птица. Однажды в одном из южных лесничеств страны появилось большое количество опасного вредителя - гусеницы бабочки ильмового ногохвоста. Были вызваны рабочие, которым пришлось собирать гусениц руками. Люди работали 2 недели, собрали 120 ведер гусениц - более 2 млн.штук. А на соседнем участке леса вмешательство людей не потребовалось, хотя там было не меньше гусениц. Там висело 50 скворечников, и эти птицы очистили от гусениц свой участок быстрее и лучше, чем люди. В нашей стране давно по достоинству оценили скворцов, и ежегодно вывешивают тысячи скворечников - домиков для скворцов. Ведь скворец может устраивать гнездо только в дупле, но не всегда и не всюду есть подходящие дупла. И тогда скворцы остаются без жилья, а, значит, не могут вывести птенцов. А ведь один выводок может уничтожить за год около 8000 вредителей леса. Поэтому надо помогать скворцам - вешать скворечники. (Показ иллюстраций). Скворцы - заботливые родители. Если птенцов донимают насекомые паразиты, они ищут и приносят в гнездо разные травы, чтобы их запах выгнал вредных насекомых. Еще они используют для этих целей верхушки рассады помидоров, срывая их рано утром, пока не видит хозяин огорода.
ФИЗМИНУТКА
Встаньте из-за парт. Теперь мы немного отдохнем.
1 упражнение «Морская звезда»: Встать прямо, ноги на ширине плеч. Не сгибая ног, наклониться и коснуться правой рукой левой ноги. Затем левой рукой - правой ноги.
2 упражнение «Кошечка»: Встать на колени. Прямые руки на уровне плеча на полу. Опуская голову, максимально выгнуть спину, вдох. Вернуться в ИП, выдох.
3 упражнение «Лисичка»: Встать на колени, руки на поясе. Сесть справа от пяток, вернуться в ИП, сесть слева от пяток,
4 упражнение «Ходьба»
3.2. Закрепление полученных знаний.
1. Узнавание и определение скворца среди других птиц:
а) учитель показывает карточку с черным силуэтом птицы и убирает.
Задание: найдите и покажите эту птицу на большой карточке среди других птиц (цветные изображения)
б) по словесному портрету:
Учитель дает правильные и ошибочные предложения по описанию скворца. Если высказывание верное, дети поднимают зеленую сигнальную карточку, а если неверное - красную.
Скворец - домашняя птица.
Скворец - очень маленькая птица.
Оперенье у него темное, со светлыми пестринками.
У скворца маленький толстый клюв.
У скворца есть своя песня.
ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ
Глазки с пальчиками дружат
Вслед за пальчиками кружат,
Поднимаются, опускаются,
И тихонечко закрываются,
А потом моргают
Вот как отдыхают.
2. Составление уч-ся рассказа о скворце по опоре самостоятельно. После рассказа 1 ученика, опора убирается и один из уч-ся рассказывает без опоры.
3. Лексические упражнения.
Подберите слова к слову «скворец», отвечающие на вопросы:
какой? , что делает?
Скворец – веселый, полезный, большой
Скворец - сидит, поёт, летит
4. Составление распространенных предложений по схеме (с использованием слов из предыдущего задания)
Будем составлять красивые предложения о скворце.
Возможные варианты:
Веселый скворец поет песню.
Полезный скворец уничтожает гусениц.
5. Резерв:
- Дидактическая игра
1). «Знаешь ли ты птиц?»
Учитель говорит предложение о птице, не называя её. Дети должны поставить стрелку на сектор, в котором изображена отгаданная птица.
2). «Каких птиц ты здесь видишь?»
- Сравнение по опорному плану снегиря и скворца.
IV. ИТОГ
О какой птице мы говорили на уроке? Скоро весна. Как нам надо подготовиться к прилету скворцов? Понравился вам урок? Что вам особенно понравилось, запомнилось на уроке? Что полезного для себя вы узнали на уроке?
Выставляются итоговые оценки на основе фишек с устным комментированием.
|
Методика «Гимнастика мозга». Методика И.Деннисон. Обеспечение гармоничной работы коры больших полушарий. Коррекции плоскостопия.
Спец. кор. прием, направленный на коррекцию произвольного внимания, пространственной ориентировки и различения цветов.
Спец. кор прием, требующий сравнения, анализа объектов, направлено на коррекцию логическою мышления, внимания.
Дифференцированный подход, коррекция целостного восприятия, зрительной памяти.
Коррекция мышления, памяти и зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании.
Спец. кор. прием для коррекции мышления (синтез)
Опорный план дает возможность не терять нить рассказа, составлять связное высказывание.
Работа уч-ся поощряется, стимулируется активная работа на уроке.
Спец. кор. упражнение для развития техники чтения. Задание побуждает уч-ся прочитать все слова. Включаются внимание, память, анализ.
Спец. кор. прием для развития внимания.
Спец. кор. прием, требующий переноса способа обработки информации.
Словарное слово: «скворечник» написано зелеными буквами на красном фоне. Время показа 2 минуты. За это время оно фиксируется в память учащихся.
Методика Г.И.Гербцовой, А.А.Хилько. Снятие мышечного напряжения, укрепление мышц спины, позвоночника, вытягивание и укрепление поясничн. нервов, профилактика плоскостопия.
Спец. кор. упражнение с опорой на зрительный анализатор.
Контроль учащимися предлагаемого задания, коррекция слухового внимания, памяти.
Методика Э.С.Аветисова. Профилактика зрительного утомления и близорукости.
Спец. кор. прием, требующий переноса способа обработки информации. Коррекция памяти.
Упражнение направлено на обогащение и уточнение словаря уч-ся. Межпредметная связь.
Упражнение, включающее в активный словарь уч-ся изученные слова. Межпредметная связь.
Спец. кор. приемы для коррекции зрительной и вербальной памяти, расширение кругозора.
Цветовая оценка, стимулирование мотивации к учению.
|