Дифференциально-диагностический опросник1 - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Секция онкологическая ортопедия 09. 00-14. 00 Первое заседание 09. 1 25.77kb.
«дифференциально-диагностический опросник» (ддо) Е. А. Климова > 1 104.99kb.
Нейрон-специфическая енолаза в сыворотке крови как диагностический... 1 157.99kb.
Диагностический обзор защиты прав потребителей на рынке финансовых... 13 1551.57kb.
Письмо Министерства здравоохранения Республики Татарстан от 23 июля... 1 14.26kb.
Дифференциально-диагностические признаки туберкулезного легочного... 1 23.78kb.
Медико-диагностический центр 1 88.97kb.
Диагностический компьютерный тестовый комплекс образец диагностического... 1 121.45kb.
Дифференциально-диагностическая. Оценка результатов лабораторных... 1 93.51kb.
Многофакторная модель урожайности сои в среднем приамурье: диагностический... 1 72.54kb.
Диагностический материал До После Таблица №1 1 175.39kb.
Тесты: bs1 in2 emp ddo ta1 yp1 INT PRS bs1 Возраст: 17 лет Социальное... 1 26.55kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Дифференциально-диагностический опросник1 - страница №1/1

Дифференциально-диагностический опросник1


Известно несколько тысяч профессий. Как же в них сориентироваться, чтобы совершить адекватный выбор? Для этого нужно хорошо понимать, чем они отличаются друг от друга, выделить те ключевые признаки, по которым можно разобраться в этом многообразии. Существуют несколько таких «осей измерения», которые позволяют классифицировать профессии и о которых имеет смысл подумать, чтобы совершить адекватный выбор. Прежде всего, различают несколько типов профессий в зависимости от того, что в них является предметом труда. Основные предметы труда таковы:

  • другие люди;

  • природа;

  • техника;

  • знаковые системы;

  • художественные образы;

  • сам человек.

Методика, приведенная ниже, поможет разобраться в том, к каким из этих групп профессий ты более склонен.

Инструкция. Предположим, что после соответствующего обучения ты способен одинаково успешно выполнять любую работу. В таблице приведен список различных видов работы. Если бы пришлось выбирать лишь одну работу из каждой пары в этом списке, что бы ты предпочел? Выбери один вид работы из каждой пары и запиши его номер.



    Выращивать и дрессировать служебных собак для поиска наркотиков.



    Разрабатывать новые модели электронной бытовой техники.



    Спасать людей после аварий, землетрясений.



    Заверять документы, оформлять доверенности и договоры.



    Петь в музыкальной группе.



    Интенсивно тренироваться, совершенствоваться и добиваться новых спортивных результатов.



    Налаживать работу компьютеров, оборудования.



    Рассказывать о товаре, убеждать людей приобретать его.



    Переводить научные тексты.



    Писать рассказы, сценарии, фельетоны.



    Тренировать свой организм, чтобы он выдерживал воздействие больших физических нагрузок.



    Разрабатывать мероприятия по охране редких растений.



    Ремонтировать оргтехнику: компьютеры, телефоны.



    Исправлять смысловые и стилистические ошибки в подготавливаемых для печати текстах.



    Заниматься флористикой, оформлять помещения цветами.



    Анализировать состояние растений и животных в загрязненных условиях среды.



    Управлять автомобилем, автобусом, трейлером, локомотивом поезда.



    Микшировать музыку или корректировать фотоснимки с помощью компьютера.

    10

    Ежедневно тренировать свои атлетические навыки в спортивном зале, в бассейне, на стадионе, корте и т. п.

    10б

    Отлаживать работу спортивного автомобиля и заменять механизмы в случае неисправности.

    11а

    Давать людям консультации по туристическим маршрутам других городов и стран.

    11б

    Оформлять витрины универмагов; заниматься оформлением концертов и шоу.

    12а

    Разводить декоративных рыб и ухаживать за аквариумами в офисах.

    12б

    Оказывать людям медицинскую помощь.

    13а

    Упорядочивать документацию фирмы и подготавливать новую (договора, счета, ведомости, доверенности и т. п.)

    13б

    Вырабатывать навыки красивой походки и пластичных движений для профессионального выступления на подиуме.

    14а

    Изучать генетику, выводить новые сорта растений.

    14б

    Работать в фондах архивов, находить необходимые документы.

    15а

    Сопровождать людей в сложных туристических походах в роли инструктора.

    15б

    Придумывать и отрабатывать сложные акробатические трюки, спортивные номера.

    16а

    Лечить кошек, собак, лошадей и пр.

    16б

    Осуществлять сборку компьютеров.

    17а

    Искать нужных людей, проводить подбор персонала в различные фирмы.

    17б

    Проводить финансовый анализ рынка ценных бумаг.

    18а

    Играть на сцене, сниматься в кино, ставить трюки.

    18б

    Тренировать и репетировать красивые и точные движения перед спортивным выступлением.

    19а

    Налаживать работу медицинского лазера, ультразвуковой аппаратуры.

    19б

    Преподавать различные предметы в школе, техникуме, институте и т. д.

    20а

    Рассчитывать экономный путь транспортировки товара до потребителя.

    20б

    Оформлять иллюстрациями сайты, книги, журналы.

    21а

    Осуществлять постоянную психологическую и физическую подготовку к соревнованиям, турнирам, выступлениям.

  1. 21б

    Участвовать в экспедициях, посвященных изучению природных явлений.

    22а

    Строить дома по планам, делать разводку электричества в соответствии с проектом.

    22б

    Работать с финансовыми законами и кодексами.

    23а

    Проектировать садово-парковые зоны, оформлять участки с помощью растений.

    23б

    Анализировать молекулярный состав крови.

    24а

    Проектировать новое производственное оборудование, дома.

    24б

    Производить архитектурно-восстановительные работы исторических мест.

    25а

    Оттачивать мастерство выполнения спортивного упражнения, превозмогая усталость и страх

    25б

    Разрабатывать новые модели спортивных тренажеров, велосипедов и другое спортивное оборудование

    26а

    Организовывать праздники, выступать в роли тамады.

  1. 26б

    Вести концертные программы, объявлять зрителям имена выступающих и названия номеров программы.

    27а

    Изучать жизнь организмов с помощью электронного микроскопа.

    27б

    Оказывать людям психологическую помощь, работать на телефоне доверия.

    28а

    Обрабатывать, анализировать и обобщать социологические данные.

    28б

    Профессионально работать над красотой своей фигуры и внешности.

    29а

    Разрабатывать средства защиты растений от вредителей и вирусов.

    29б

    Создавать компьютерные программы.

    30а

    Консультировать людей в фитнес-зале, в бассейне, на спортивной площадке.

    30б

    Тренировать общую выносливость и совершенствовать отдельные спортивные или артистические навыки.

Обработка результатов осуществляется в соответствие с таблицей. Каждый ответ, совпадающий с приведенным в ней, оценивается в один балл по соответствующей шкале.

    Природа

    Техника

    Другие люди

    Знаковые системы

    Художественные образы

    Сам человек















































    10а



    10б

    11а



    11б



    12а



    12б

    13а



    13б

    14а





    14б









    15а





    15б

    16а

    16б

    17а

    17б

    18а

    18б



    19а

    19б

    20а

    20б

    21а

    21б

    22а



    22б

    23а



    23б

    24а





    24б

    25а



    25б

    26а



    26б



    27а



    27б

    28а



    28б

    29а





    29б









    30а





    30б

Подсчитывается сумма баллов в отдельности по каждому из этих шести столбцов. Эти суммы свидетельствует о склонности к работе с соответствующими предметами труда:

  • 9—10 баллов: ярко выраженная склонность.

  • 7—8 баллов: выраженная склонность.

  • 4—6 баллов: склонность на среднем уровне.

  • 2—3 балла: склонность не выражена.

  • 0—1 балл: работа с таким предметом труда активно отвергается — «что угодно, только не это».

По набранной сумме баллов в каждом столбце можно судить о склонности к профессиям разных типов. Ярко выраженная склонность или выраженная склонность показывают, что профессии именно этого типа наиболее интересны, к ним выражено предпочтение (впрочем, это еще не гарантирует высоких способностей именно к таким профессиям, хотя в большинстве случаев человеку интересно как раз то, к чему он более способен). Если результат свидетельствует о наличии склонности на среднем уровне сразу к нескольким типам профессий, следует выбирать те из них, в которых сочетаются разные предметы труда. Профессии же из групп, склонность к которым не выражена, возможно, могут быть освоены, но вряд ли станут любимыми и приносящими удовольствие.

А теперь ознакомься с тем, что же подразумевают профессии разных типов.



Предмет труда — это то, на что направлена работа; за создание, обслуживание или преобразование чего работник получает деньги. Выделяют несколько предметов труда и соответственно им классифицируют профессии.:

  1. Природа. Такая работа направлена на объекты живой природы. Например, это деятельность агронома, фермера, кинолога (профессионального собаковода, дрессировщика собак), ветеринара, цветовода, микробиолога (специалиста по микроорганизмам), пчеловода или лесника. Биологические объекты сложны, изменчивы, нестандартны, для успешной работы с ними важны интуиция, заботливость, инициативность и самостоятельность. Обычно люди положительно относятся к живым объектам. В частности это происходит потому, что природа ассоциируется с отдыхом. Но чтобы сделать работу такого профиля своей профессией, одной любви к отдыху на природе мало, необходимо желание постоянно и активно взаимодействовать с растениями и животными.

  2. Техника. Таковы профессии, связанные с созданием, обслуживанием или эксплуатацией технических устройств, Например, это водитель, пилот, железнодорожный машинист, специалист по обслуживанию компьютерных сетей, инженер-технолог. К этой же группе относится и большая часть так называемых «рабочих» профессий: токарь, слесарь, сварщик, станочник, крановщик и т. п. Больше всего таких специалистов требуется в различных областях промышленности: для добычи и переработки полезных ископаемых, в металлургии, машиностроении, строительстве, на транспорте. Для достижения успеха в таких профессиях нужен технический склад ума, точность, склонность к конкретным действиям, а не к абстрактным размышлениям.

  3. Другие люди. Это все те профессии, которые связаны преимущественно с общением между людьми, с их влиянием друг на друга. Например, это врач, менеджер, учитель, психолог, социальный работник, продавец, тренер. Для успешного овладения такими профессиями важно желать и уметь активно взаимодействовать с людьми, любить общаться. Профессиональная подготовка в таких профессиях включает два основных компонента: один касается области выполнения работы (например, тренер должен очень хорошо знать свой вид спорта, а продавец — специфику предлагаемых товаров), другой — подготовки к эффективному деловому взаимодействию с людьми.

  4. Знаковые системы. В этих профессиях преобладает работа с текстами, документами, различными базами данных, математическими выкладками и т. п. (все это психологи называют «знаковые системы»). Примеры таких профессий: переводчик письменного текста, программист, бухгалтер, экономист, корректор, делопроизводитель, эксперт-аналитик. Для такой работы важны пунктуальность, скрупулезность, усидчивость, аналитический склад ума. Должен присутствовать интерес к знаковым системам: текстам, таблицам, формулам, схемам, картам, разного рода условным сигналам и т. п.

  5. Художественные образы. Деятельность таких профессионалов направлена на создание, совершенствование с помощью разнообразных изобразительных средств художественных образов. Это сфера живописи, скульптуры, архитектуры, кинематографии, создания литературных произведений и т. д. Можно назвать здесь такие профессии, как художник, скульптор, писатель, литературный редактор, режиссер, кинооператор, дизайнер, реставратор художественных произведений. Как правило, подобные профессии подразумевают творческую работу. Для овладения ими важны соответствующие способности, хорошее воображение, готовность действовать в новых, необычных ситуациях, где нет шаблонных способов решения возникающих проблем.

  6. Сам человек. Это профессии, в которых основной труд сводится к самосовершенствованию, и деньги человек получает за демонстрацию того, что в итоге получается. Таких профессий немного, зато их представители часто находятся на виду у широкой публики. Например, это спортсмен, каскадер, актер кино и театра, певец, фотомодель, цирковой артист. Для успеха в этих профессиях нужен очень высокий природный уровень задатков и способностей в соответствующей сфере, желание и готовность демонстрировать себя, работая «на публику», а также тяга к самосовершенствованию, преодолению внешних и внутренних ограничений.

Некоторые профессии невозможно отнести к какой-то одной из этих групп, они находятся на стыке нескольких. Взять, например, такую, как кассир-операционист в банке. Он общается с клиентами, следит за состоянием их счетов и вносит изменения в базу данных при поступлении и снятии денег (т. е. взаимодействует со знаковой системой), активно использует в работе компьютер. Парикмахер взаимодействует с клиентами и создает модельные прически — художественные образы. Работа секретаря (офис-менеджера, помощника директора) включает взаимодействие с посетителями организации и ответы на телефонные звонки, оформление документации, и выполняется с использованием компьютера. А еще он, будучи «лицом фирмы», должен иметь презентабельную внешность и уметь представлять себя в выигрышном свете.

© А.А. Азбель, А.Г. Грецов, 2005.



Впервые опубликовано в кн.: Грецов А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога. – СПб., Питер, 2005. – с. 52-58.

1Методика Е. А. Климова; модификация А. А. Азбель.





Цирк — последнее прибежище чистого искусства. Франсуа Мориак
ещё >>