Дидактический материал к уроку. Описание памятника М. Ю. Лермонтову - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Название ресурса 1 54.4kb.
Презентация к уроку; проектор; раздаточный материал; толковые словари... 1 50.73kb.
Условия для организации образовательного процесса 1 192.82kb.
Дидактический материал по развитию речи на уроках русского языка... 1 65.17kb.
«Великие музыканты» 1 38.27kb.
Коноваленко В. В., Коноваленко св. Дидактический материал по коррекции... 4 462.46kb.
Дидактический материал 1 122.03kb.
Эпитет в художественном произведении 1 97.26kb.
Материала 1 76.62kb.
Кабинет «История» Дидактический материал 1 184.34kb.
Классный час в 7 классе: "Я успешный ученик" 1 61.6kb.
Экскурсия по пушкинской Москве 1 81.53kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Дидактический материал к уроку. Описание памятника М. Ю. Лермонтову - страница №1/1

Дидактический материал к уроку.

Описание памятника М. Ю. Лермонтову

      Памятник великому русскому поэту М. Ю. Лермонтову был открыт ясным солнечным днем 4 июня 1965 года в Москве у Красных ворот, недалеко от того места, где в начале 19-го века родился поэт.

      Выразительна скульптурная фигура на высоком постаменте из голубовато-серого гранита. Военный мундир поручика Тенгинского полка плотно облегает фигуру, она словно «замкнута» в жесткий военный сюртук и рвется из этих тисков. Чуть вскинута голова. Свободно расправлены плечи. Открыта вольному ветру грудь, под его порывом отброшен край сюртука. Но сомкнуты — «скованы» — руки поэта... Удачно переданы скульптором черты поэта: высокий, «лермонтовский» лоб, большие выразительные глаза. В лице — дерзкий вызов. Динамичная косая тень падает на шею. Энергия, движение, выраженное в лице, словно продолжает свое развитие в пластике закинутых за спину рук.

      Когда смотришь на памятник, складывается впечатление, что поэт словно остановился на мгновение, оглядывая город, в котором родился, в котором «много страдал» и «где слишком был счастлив».

      Большая гранитная площадка, на которой установили памятник, хорошо видна со стороны площади Красных ворот и прилегающих улиц, что позволило открыть для обозрения всю композицию монумента. В глубине, за памятником, как бы отделяя его от остальной территории сквера, протянулась бронзовая решетка с силуэтным изображением героев лермонтовских произведений — Демона и Мцыри, здесь же силуэт одинокого паруса на вздыбленной морской волне. Этот скульптурный рельеф удачно дополнил образно-пластическое решение монумента. «Демон», «Мцыри» и «Парус» — произведения, раскрывающие наиболее романтические и свободолюбивые мотивы в творчестве поэта. Сцена битвы с барсом стала главным звеном композиции. Противоборство двух начал, борьба в момент наивысшего накала физических и нравственных сил стала наиболее удачной частью решетки. По контрасту с ней крайний правый фрагмент, изображающий фигуру Демона, подчеркнуто статичен, неподвижен. И наконец, заключительный аккорд в композиции решетки: на гранитном блоке начертаны лермонтовские строки:

Москва, Москва!

Люблю тебя как сын,

Как русский, - сильно, пламенно и нежно!

      Эти строки характеризуют глубину чувств, которые испытывал Лермонтов к своему родному городу, к своей Родине.

      Самая скромная, нейтральная деталь памятника — пьедестал. Простой круглый столп серого полированного гранита лишен каких-либо декоративных деталей. Чуть «припухлый» в середине, он сродни опорам древнерусских соборов, палат по своей мощной устойчивости, по своей непосредственной связи с мощеной площадкой.

      Важная часть композиции памятника — большая, широкая, удобная скамья, протянувшаяся вдоль всего правого края площадки. Расположившись на ней, забыв о повседневных делах, можно детальнее рассмотреть памятник как произведение искусства, понять его, принять в свое сердце.

. Из данных предложений составьте небольшой текст на тему "Памятник А.С. Пушкину в Москве". Подумайте, какие предложения необходимо включить в описание, в какой последовательности их следует расположить. Какие средства языка, использованные в данных предложениях, наиболее соответствуют жанру описания и почему?

Памятник, стоящий на Пушкинской площади, прекрасно вписывается в архитектурный ансамбль окруживших его невысоких зданийА.М. Опекушин, создатель памятника Пушкину, изобразил поэта как бы в начале движения.


Полное благородства и мысли лицо поэта всегда обращено к людскому потоку, беспрерывной рекой текущему мимо.
Крупные спадающие складки плаща прекрасно подчеркивают момент начала движения. Спокойна и полна благородства поза фигуры поэта. Простота и отсутствие каких-либо второстепенных декоративных деталей отличают памятник и особенно саму статую. Создается впечатление, что поэт, задумавшись, будто приостановился в своей одинокой прогулке и вот-вот двинется дальше

Не случайно его творцом стал известный скульптор Александр Опекушин. Родовые корни выходца из крепостных крестьян, ставшего академиком, находятся в Ярославской земле. Отец Александра, лепщик и скульптор-самоучка, заметив художественную одаренность сына, получил разрешение помещицы отправить отпрыска в Санкт-Петербург на учебу. Кстати, последние годы жизни Опекушин провел на родине. Его могила находится в селе Рыбницы Некрасовского района Ярославской области.

Более всего потомки помнят Опекушина по его памятнику А. С. Пушкину в Москве. Между тем в 90-х годах ХIХ века скульптор установил памятник Александру II в Московском Кремле. Но сначала он сделал модель в четверть натуральной величины скульптуры. По этой модели мастер и воспроизвел позже бронзового императора для Рыбинска.

1838, д. Свечкино, Ярославская губ. -1923, д. Рыбницы, Ярославская губ. Крепостной крестьянин по происхождению, известный русский скульптор второй половины XIX в. А. М. Опекушин получил художественное образование в Рисовальной школе при ОПХ, затем в скульптурной мастерской Д. И. Иенсена в Петербурге и, наконец, как вольноприходящий ученик в АХ, которую окончил в звании неклассного художника в 1864 г. Центральным произведением его творчества стал выполненный им в 1872-80 гг. памятник А. С. Пушкину для Москвы. Открытие этого памятника в 1880 г. явилось событием огромного значения в жизни страны, по выражению М. М. Антокольского, "народ нашел своего ваятеля". Отказавшись от всякой патетики, от каких бы то ни было внешних эффектов, декоративных элементов, столь распространенных в монументальной скульптуре того времени, Опекушин представил поэта в глубоком раздумье. Склоненная голова, рука, заложенная за борт фрака, медленный, словно застывший шаг - вся пластика фигуры придает образу внутреннюю углубленность, созерцательность, способствует передаче состояния творческой сосредоточенности. Первоначально поставленный в удалении от Тверской улицы в глубину бульвара, памятник в определенной степени был изолирован от больших открытых пространств; интимность окружающей среды хорошо согласовывалась с камерным решением образа. Другой вариант памятника Пушкину был воздвигнут Опекушиным в Петербурге в 1884 г., но он не приобрел такой значительности и известности, как первый. В 1885 г. был открыт еще один памятник Пушкину работы Опекушина - в Кишиневе. Последние годы жизни скульптор провел в родных местах недалеко от Ярославля. Похоронен, согласно завещанию, на высоком берегу Волги.

Не зарастет народная тропа.

"Когда я был еще подростком, - пишет в своих воспоминаниях

Н.Д.Телешев, - мне посчастливилось быть свидетелем небывалого

для того времени события и торжества. В центре Москвы, во главе

Тверского бульвара, перед широкой Страстной, ныне Пушкинской

площадью, в 1880 году 6 июня открывался памятник Пушкину..."

Восторг от увиденного на следующий день буквально потряс публику.

Бронзовый Александр Сергеевич, задумчиво склонив голову и заложив

руку за борт фрака, размышлял. Во всей фигуре поэта не было ни

патетики, ни декоративных элементов, способных отвлечь от самого

главного - образа поэта, которого скульптор застал в минуту единения

со своей Музой. Автором памятника был скульптор Александр Михайлович

Опекушин.

Москва по этому случаю устроила настоящий Пушкинский праздник:

многочисленные гости, делегации, культурные и общественные деятели,

писатели прибывали в Благородное собрание, где организаторы торжеств

- Общество любителей российской словесности, Московский университет

и Московская городская дума открыли Пушкинскую выставку.

Пушкинский праздник продолжался, и публика с нарастающим нетерпением

ждала выступления Ивана Сергеевича Тургенева на первом заседании

Общества любителей российской словесности. Иван Сергеевич признал

народный и национальный характер поэзии Пушкина. Он говорил,

что "самая сущность, все свойства его поэзии" народны: Пушкин

"дал окончательную обработку нашему языку", "отозвался типическими

образами, бессмертными звуками на все веяния русской жизни".

И "русский народ имеет право называться великим народом потому,

что среди этого народа родился, в ряду других великих, и такой

человек!".

Но признать всемирное значение творчества Пушкина Иван Сергеевич

все-таки не осмелился, несмотря на то, что трижды подходил к

этой теме. "Вопрос: может ли Пушкин назваться поэтом национальным,

в смысле Шекспира, Гете и других, мы оставим пока открытым, -

говорил Тургенев, - быть может, явится новый, еще неведомый избранник,

который превзойдет и своего учителя и заслужит вполне название

национально-всемирного поэта, которое мы не решаемся дать Пушкину,

хотя и не дерзаем его отнять у него".

Нет, не такого выступления ждали от Тургенева. Встретили писателя

восторженно, однако, речь его охладила публику. Казалось, что

лишь малоизвестный скульптор Опекушин сказал в своем творении

то, о чем стыдливо умолчал мэтр российской словесности.

Следующий день Пушкинских торжеств принес долгожданный триумф.

Речь Федора Михайловича Достоевского, произнесенная с удивительным

талантом и редкой силой убеждения, стала долгожданным всемирным

признанием гения Пушкина.

Достоевский говорил о том, что Пушкин - пророческое явление

русского духа. И хотя поэты Европы имели на него влияние, он

никогда не был их простым подражателем. Так, пушкинский Алеко

из "Цыган" есть национальный тип человека-скитальца, оторванного

от своего народа. Эти русские странники до сих пор продолжают

свои странствия и долго еще не исчезнут. Ими движет поиск счастья,

и не столько для себя, сколько всемирного. Гений Пушкина, продолжал

Федор Михайлович, русский гений наделен уникальной способностью

- "всемирной отзывчивостью". Эту главнейшую способность русской

нации он разделяет с народом нашим. Ни один из европейских поэтов

не воплощал в себе с такой силой гений соседних с ним народов,

не обладал свойством перевоплощаться вполне в чужую национальность.

Тут-то и выразилась, по Достоевскому, наиболее национальная русская

сила с ее стремлением ко всемирности и всечеловечности.

"...Если б жил Пушкин дольше, может быть, и явил бы бессмертные

и великие образы души русской, уже понятные нашим европейским

братьям... Жил бы Пушкин долее, так и между нами было бы, может

быть, менее недоразумений и споров, чем видим теперь. Но Бог

судил иначе. Пушкин умер в полном развитии своих сил и, бесспорно,

унес с собою в гроб некоторую великую тайну. И вот теперь без

него мы эту тайну разгадываем..."

Последние слова своей речи, по воспоминаниям современников,

Федор Михайлович произнес каким-то вдохновенным шепотом, опустив

голову, и стал как-то торопливо сходить с кафедры при гробовом

молчании. Зал точно замер, как бы ожидая чего-то еще. Вдруг из

задних рядов раздался женский крик: "Вы разгадали!" - подхваченный

несколькими женскими голосами на хорах. Весь зал встрепенулся:

"Разгадали! Разгадали!" - разразился гром рукоплесканий.

Конкурс на памятник великому поэту России был объявлен в 1872

году. И продолжался он целых восемь месяцев: создать памятник

первому поэту и самому прославиться в веках хотелось многим.

Но члены комиссии были суровы, и только один проект был утвержден

к осуществлению - Александра Михайловича Опекушина.

Деньги на памятник А.С.Пушкину собирала вся Россия, по подписке.

Сначала его предполагалось установить в Москве на Страстной

площади. Но именно там находился монастырь: духовенство заявило

протест. Тогда городские власти отвели для памятника другое место

- у входа на Тверской бульвар. Александра Михайловича Опекушина

крайне огорчило, что статуя будет обращена спиной к солнцу. Хотя

московская публика впоследствии считала, что удаленность от Тверской

улицы избавила памятник от больших открытых пространств. И спокойное,

почти интимное течение бульваров хорошо согласовалось с камерным

решением образа. Но спустя 70 лет, в августе 1950 года, памятник

перенесли на то место, на которое первоначально рассчитывал Александр

Михайлович Опекушин.

...Изнурительно-тяжелым был его путь к всенародному признанию.

Мальчик № 9, крепостной надворной советницы В. Ольховой, - вот

кем он был в момент рождения. Но талант и труд - постоянные спутники

Опекушина - помогли ему и получить вольную, и окончить Петербургскую

академию художеств.

Первый большой успех пришел к молодому скульптору в 1862 году

- за барельеф "Ангел, возвращающий пастухам Рождество Христово"

ученый совет академии присуждает ему малую серебряную медаль.

А за скульптурные портреты (среди них был и портрет выпускника

класса батальной живописи М.О. Микешина) Опекушину было присвоено

звание классного художника 2-й степени. Кстати, именно Михаил

Осипович пригласил молодого коллегу участвовать в создании памятника

"Тысячелетие России" в Новгороде (1859 - 1862), для которого

Опекушин исполнял фигуру первого императора российского - Петра

I. Совместная работа продолжилась над памятником Екатерине II

в Санкт-Петербурге (1862 - 1873): Опекушин выполняет 9 статуй

русских деятелей ХVIII века. И здесь он (как и в статуе Петра

I) изображает не идеал, а человеческую характерность. В образном

решении фигур она становится самоценной и не разрушает композиции

памятника. Ей лишь задается предел, обозначенный фигурой императрицы.

В период работы над этим памятником Опекушин пробует создать

и самостоятельную композицию. И в 1872 году, когда Россия отмечает

двухсотлетие со дня рождения Петра I, он создает два варианта

статуи реформатора и преобразователя страны. В первом царь Петр

склонился над картой - здесь движение замкнуто на себе. Во втором

движение открыто вовне - ощущается импульс энергии, исходящей

от фигуры государя, что, безусловно, говорит о бытовой трактовке

образа и о несколько театральных средствах представления героя.

И все же изваяние не царя, а поэта стало вершиной творчества

Александра Опекушина. Этот памятник можно с полным правом отнести

к шедеврам русской скульптуры. Традиции русского классицизма,

пластическая ясность и возвышенность замысла сочетаются в нем

с исторической конкретностью и достоверностью образа. Скульптору

удалось найти простую, но выразительную композицию фигуры и удачно

связать ее с постаментом.

Кроме московского памятника поэту, Опекушин исполнил памятник

Пушкину для Санкт-Петербурга (увы, не получивший такой значительности

и известности, как первый). В 1885 году открывается еще один

памятник Пушкину работы Опекушина - в Кишиневе.

На этом Пушкиниана скульптора заканчивается: он увлекается

новым образом, и тоже поэтическим. Одержав победу в конкурсе,

Опекушин вдохновенно работает над памятником М.Ю. Лермонтову.

Удачно избежав монументальности, скульптор вновь поражает своих

современников: сама поза поэта, взгляд, устремленный вдаль, являют

собой единство с окружающим пейзажем.

Последние годы жизни скульптор провел в родных местах, неподалеку

от деревни Свечкино. Похоронили Александра Михайловича Опекушина

на берегу Волги. Таково было его завещание.

А многочисленным российским потомкам остались творения зодчего.

И первый среди них - золотоволосый Пушкин. Поэтический гений

России.

Ирина ДОЛГОПОЛОВА



.

Газетные статьи тех лет показывали, сколь оживленную дискуссию в обществе вызвала сама идея установки монумента. Она впервые появилась сразу после смерти Пушкина в 1837 году, однако в то время памятники ставили только государственным деятелям, да и отношение властей к поэту было далеко не однозначным. Инициаторами организации всенародной подписки по сбору средств на сооружение памятника выступали и чиновники Министерства иностранных дел, и лицеисты пушкинского и последующих выпусков, однако только к 1880 году была накоплена достаточная сумма - 106 575 рублей 10 копеек.

Конкурс на создание памятника проходил в три этапа - с 1873 по 1875 годы. Только на третьем туре жюри конкурса выбрало работу Александра Опекушина под номером 7. Среди других работ скульптора-самоучки, выходца из семьи крепостных крестьян - памятники Пушкину в Петербурге (1884) и Лермонтову в Пятигорске (1889). Работая над памятником, Опекушин выполнил множество изображений Пушкина в глине и пластилине, а также гипсовую модель монумента в натуральную величину (4,40 м). Статуя была в итоге отлита в бронзе в Санкт-Петербурге, а пьедестал изготовили из темно-серого и темно-красного гранита. Бронзовые тумбы у его подножия и четыре чугунных светильника были выполнены по проекту архитектора Богомолова. Высота постамента составляет 11 метров.

Первоначально памятник находился на противоположной стороне Тверской улицы. Именно там при огромном стечении народа 6 июня 1880 года состоялось его открытие, ставшее одним из самых значительных событий общественной жизни страны в конце XIX века, свидетельством окончательного признания роли Пушкина в отечественной культуре. У пьедестала памятника в день открытия можно было увидеть известных литераторов - Тургенева, Полонского, Майкова, Плещеева, Достоевского. Тверской бульвар в честь знаменательного события был украшен гирляндами из зелени, а у подножия памятника с каждой минутой становилось все больше и больше цветов. В газетах писали: "Несчастен тот человек, который не был в Москве на пушкинском празднике!"



Через два дня после открытия памятника, 8 июня, в зале Благородного собрания с речью, посвященной поэту, выступил Федор Достоевский. "Жил бы Пушкин далее, так и между нами было бы менее недоразумений и споров, - сказал великий писатель. - Но бог судил иначе. Пушкин умер в полном развитии своих сил и, бесспорно, унес с собой в гроб некоторую великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем".

Созданный Опекушиным образ поэта, погруженного в глубокое раздумье, хорошо гармонировал с камерной атмосферой Страстного бульвара. Но в 1950 году памятник Пушкину был перенесен на место своего нынешнего расположения, при этом его развери на 180 градусов, пустив тем самым "гулять" в противоположную сторону Бульварного кольца. Раньше




В этом мире неизбежны только смерть и налоги. Бенджамин Франклин
ещё >>