Дидактические игры математического содержания как средство логического мышления у детей старшего возраста - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Приёмы развития логического мышления у детей 1 20.53kb.
Подвижная игра как средство развития воображения у детей дошкольного... 1 187kb.
Игра как средство воспитания экологической культуры детей старшего... 3 863.75kb.
О. В. Акимова Дидактические игры как форма логопедического воздействия... 1 50.38kb.
Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия для детей... 1 55.83kb.
Методическая разработка Сказка, как средство экологического воспитания... 3 553.53kb.
Проведение игр с пением и музыкальных игр-сказок 1 31.4kb.
Методические рекомендации по проведению игр для детей младшего школьного... 1 77.81kb.
Положение об интеллектуальном марафоне для детей старшего дошкольного... 1 32.33kb.
Формирование приёмов логического мышления математическими средствами 1 284.9kb.
Мбдоу «Центр развития ребенка – детский сад №15 «Солнышко» «Пластилинография... 1 182.92kb.
Синтоизм. Это культ природы, предков, мифов. В переводе означает... 1 27.3kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Дидактические игры математического содержания как средство логического мышления у - страница №1/4


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №4 г. Старица»



Опыт работы

Тема: «Дидактические игры математического содержания как средство логического мышления у детей старшего возраста

Выполнила: Данилова А.В.,

воспитатель


г. Старица

2011 год

Содержание

Название раздела

Страницы

Глава 1. Введение.




Глава 2. Цель работы, задачи, гипотеза, методы.




Глава 3. Теоретические основы развития у детей старшего дошкольного возраста логического мышления посредством математических игр.

3.1 Мышление человека: понятие, общие закономерности мыслительной деятельности.

3.2. Развитие мышления у детей дошкольного возраста.





Глава 4. Система работы.

4.1 Констатирующий эксперимент.

4.2. Формирующий эксперимент.

4.3 Контрольный эксперимент.







Заключение.





Список литературы.





Приложение №1

«Диагностика уровня развития логического мышления: действия систематизации».






Приложение №2

«Картотека игр».






Приложение №3

«Циклограмма для старшей группы»






Приложение №4

Планирование по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.






Приложение №5

Игры математического содержания.






Приложение №6

Задания на логическое мышление.






Приложение №7

Текстовый материал.






Приложение №8

Решение задач- смекалок:

Стихи- загадки «От января до декабря».

Вопросы и задания на сообразительность.






Приложение №9

Математический театр.






Приложение №10

Сюжетно-ролевая игра.






Приложение №11

Игры на закрепления количества и счета.






Приложение №12

Использование сказочных сюжетов.






Приложение №13

Игры – путешествия во времени.






Приложение №14

Игры на ориентирование в пространстве.






Приложение №15

Игры на закрепление знаний о геометрических фигурах.






Приложение №16

Игры на логическое мышление.






Приложение №17

«Танграм».






Приложение №18

Игра «Волшебный круг»






Приложение №19

Геометрическая мозаика.






Приложение №20

Родительское собрание на тему:

« Давайте знакомиться – мы старшие»





Приложение №21

Конспект занятия по математике в старшей группе

По сказке «Доктор Айболит»





Приложение №22

Занятие по математике в подготовительной группе.

«В поисках сокровищ капитана Флинта»





Приложение №22 а

Конспект занятия

Тема: Решение задач.





Приложение №23

Математический досуг по сказке «Колобок».






Приложение №24

«Чудеса на лесной полянке»- математический досуг.






Приложение №25

Математический досуг. «Веселые друзья».






Приложение №26

Интегрированное занятие в старшей группе ДОУ (природный мир + элементарные математические представления + развитие речи.

«ЗИМА- ЧАРОДЕЙКА».





Приложение №27

Интегрированное занятие по развитию речи и элементарных математических представлений старшего дошкольного возраста " Путешествие на остров сказочной математики"






Приложение №28

Развитие элементарных мыслительных операций (информация для родителей)






Приложение №29

Полезные рекомендации и игры на развитие логического мышления для детей 5-7 лет (информация для родителей)






Приложение №30

«Умственное развитие детей» (консультация для воспитателей).






Приложение №31

Консультации для воспитателей.

Дидактическая игра как средство развития логического мышления.





Глава 1. Введение.

Кто с детских лет занимается математикой,

тот развивает внимание, тренирует свой мозг,

свою волю, воспитывает настойчивость

и упорство в достижении цели.

(А. Маркушевич)

Часто от школьных педагогов можно услышать упреки в адрес родителей: « У вашего ребёнка леность ума». Ленивый ум. Что это такое? По словам В. Даля, «Лень - это отсутствие желания действовать , трудиться, склонность к безделью.» Значит, леность ума – отсутствие подвижности мысли, нежелание «пошевелить, поработать мозгами»- мешает человеку быть умным, сообразительным, догадливым, смекалистым, находчивым, проницательным. Но все эти качества умного человека редко рождаются вместе с ребёнком, они приходят, как правило, если родители и воспитатели заботливо развивают их в процессе роста и развития. То, что ребёнку с первых дней его жизни необходимы упражнения для развития всех мышц, понимают все. Уму также нужна тренировка. Человек, который способен конструктивно мыслить, быстро находит выход из затруднительных ситуаций, принимает рациональные решения; мобилен, оперативен, проявляет точные и быстрые реакции.

Вся история педагогики свидетельствует о том, что постоянно передовыми её представителями вёлся поиск, направленный на определение принципов, условий, факторов, методов, организационных форм обучения ,обеспечивающих успешное развитие человека в соответствии с социально – историческими условиями общества. Это в полной мере относится и к поиску путей математического образования детей дошкольного возраста. Математическое развитие дошкольников выступает в качестве особого «ключа» к овладению свойственными возрасту видами деятельности, к проникновению в смысл окружающей действительности. Оно значимо для формирования «картины мира» ребёнка и предполагает не только усвоение им математических представлений, но и развития у дошкольников мыслительных способностей. «Под математическим развитием дошкольников следует понимать изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций». Математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребёнка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребёнка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения его математике в начальной школе.

«Математика приводит в порядок ум», то есть наилучшим образом формирует приёмы мыслительной деятельности и качества ума, но не только. Её изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

В современных обучающих программах дошкольных учреждений, важное значение придаётся логической составляющей. Развитие логического мышления ребёнка подразумевает формирование логических приёмов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умений выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно - следственной связи.

Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления, требует не только высокой активности умственной деятельности, но и суммарных знаний об общих и существенных признаков предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. В связи с актуальностью проблемы развития логического мышления у дошкольников возникла необходимость систематизации дидактических игр математического содержания способствующих эффективному развитию детей.

Игровой материал способствует развитию личностных качеств ребёнка он учиться правильно себя вести в различных бытовых ситуациях, узнаёт нормы поведения в них. В процессе использования разного вида игр развивается речь, расширяется кругозор, воспитывается интерес и уважение к труду, закрепляются знания, полученные на занятиях, появляется интерес к элементарной математики. Развивающие игры влияют на формирование произвольности психических процессов: развитие памяти и внимания, посредством игры ведется работа по развитию мелкой моторики.

Выше сказанное обусловило выбор темы моей работы: «Дидактические игры математического содержания как средство логического мышления детей старшего дошкольного возраста».



Глава 2. Цель работы, задачи, методы.

Цель данного исследования: выявить влияние дидактических игр математического содержания на развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: логическое мышление старших дошкольников.

Предмет исследования: процесс развития логического мышления старших дошкольников.

Задачи:

1.Теоретически обосновать проблему исследования.

2.Выявить уровень развития логического мышления у старших дошкольников.

3.Определить влияние дидактических игр математического содержания на развитие логического мышления у дошкольников.

4.Разработать методические рекомендации по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Существует противоречие: Родители и педагоги хотят воспитать логически – развитого ребёнка, который сумеет найти выход из создавшихся ситуаций и примет рациональное решение. Воспитание такого ребёнка невозможно без систематического внедрения в дошкольную практику дидактических игр математического содержания и упражнений, способствующих целенаправленному развитию логического мышления.

Методы исследования:


  • Изучение и анализ литературы.

  • Наблюдение.

  • Психолого - педагогический эксперимент.

  • Количественная и качественная обработка материала.

Глава 3. Теоретические основы развития у детей старшего дошкольного возраста логического мышления посредством математических игр .

3.1 Мышление человека: понятие, общие закономерности мыслительной деятельности.

Мышление – это психический процесс, который является обобщенным и опосредованным отражением общего и существенного в действительности. Мышление выполняет регулирующую функцию по отношению к поведению человека, поскольку связно с образованием цепей, средств, программ деятельности и поведения.

Функциями мышления являются:

- понимание – раскрытие существенного в предметах и явлениях действительности, постижение смысла и значения чего-либо, достигаемые на основе связывания понимаемого с уже известным человеку из прошлого опыта;

- целеобразование – формирование образа будущего результата действия;

- рефлексия – деятельность мышления, направленная на осмысление знания, анализ его содержания, методов познания своих действий, самопознание.

Мышление возникает в тех ситуациях, когда средства и способы деятельности, которыми располагает субъект, оказывается недостаточными для достижения целей. Процесс мышления основывается на возникающих противоречиях между целью и средствами, которыми располагает субъект и включает пять этапов:



  • осознание проблемной ситуации;

  • выделение того, что известно, что не известно;

  • постановка задачи;

  • ограничение зоны поиска.

  • решение задачи

Одна из наиболее ранних форм мышления — наглядно - действенное — возникает в тесной связи с практическими действиями детей. Основным признаком наглядно-действенного мышления является неразрывная связь мыслительных процессов с практическими действиями, преобразующими познаваемый предмет. Наглядно-действенное мышление развертывается лишь по мере реальных преобразований ситуации, вызванных практическими действиями. В процессе многократных действий с предметами ребенок выделяет скрытые, внутренние характеристики объекта и его внутренние связи. Практические преобразования, таким образом, становятся средством познания действительности.

Другой характерной для дошкольников формой умственной деятельности является наглядно-образное мышление, когда ребенок оперирует не конкретными предметами, а их образами и представлениями. Важным условием формирования этого вида мышления является способность различать план реальных объектов и план моделей, отражающих эти объекты. Действия, осуществляемые на моделях, относятся ребенком к оригиналу, что создает предпосылки «отрыва» действия от модели и оригинал и приводит к осуществлению их в плане представлений. Одной из важнейших предпосылок возникновения образного мышления является подражание взрослому. Ряд психологов (Ж. Пиаже, А. Валлон, А. В. Запорожец и др.) рассматривали подражание как главный источник становления образного плана. Воспроизводя действия взрослого, ребенок моделирует их и, следовательно, строит их образ. Игру также можно рассматривать как форму подражания: в этой Деятельности у детей возникает способность представить одну вещь посредством другой.



Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развитии я детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и суммарных знаний об общих и существенных признаков предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах.

3.2 Развитие мышления у детей дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте мышление ребёнка поднимается на новую, более высокую ступень развития. Обогащается содержание детского мышления.

Область познания ребёнка-дошкольника значительно расширяется. Оно выходит за пределы того, что происходит дома или в детском саду и охватывает более широкий круг явлений природы и общественной жизни, с которыми ребёнок знакомится на прогулках, во время экскурсий или же из рассказов взрослых, из прочитанной ему книги и т. д.

В пределах известного круга явлений дошкольник может понять некоторые зависимости между явлениями: причины, лежащие в основе простейших физических явлений («Банка лёгкая, потому что она пустая», — говорит шестилетний Ваня); процессы развития, лежащие в основе жизни растений и животных (пятилетняя Маня прячет косточку съеденного персика: «Я посажу её в вазон, и вырастет персиковое дерево», — говорит она); общественные цели человеческих действий («Водитель на троллейбусе быстро едет, чтобы дяди и тёти на работу не опоздали»,— говорит пятилетний Петя).

В связи с этим изменением содержания мышления меняется характер детских обобщений.

Дошкольники начинают обобщать предметы и явления не только по внешним, но и по внутренним, существенным признакам и особенностям.

Прослеживая развитие понимания различного рода явлений, можно видеть, как ребёнок на протяжении дошкольного возраста переходит от обобщений по внешнему, случайному сходству между предметами к обобщениям по более существенным признакам.

Дети младшего дошкольного возраста часто строят свои предположения о весе, исходя из таких внешних признаков, как форма и величина предмета, в то время как дошкольники среднего возраста и особенно старшего возраста всё больше ориентируются на такую существенную в данном случае особенность предмета, как материал, из которого он сделан. С усложнением содержания мышления у дошкольника перестраиваются и формы мыслительной деятельности.

Дошкольник постепенно учится мыслить о вещах, которые он непосредственно не воспринимает, с которыми он в данный момент не действует. Ребёнок начинает выполнять различные мыслительные операции, опираясь не только на восприятие, но и на представления о ранее воспринятых предметах и явлениях.

Мышление приобретает у дошкольника характер связного рассуждения, относительно независимого от непосредственных действий с предметами. Теперь перед ребёнком можно поставить познавательные, мыслительные задачи (например, решить какую-либо головоломку).

В процессе решения подобных задач ребёнок начинает связывать свои суждения друг с другом, приходить к определённым выводам или заключениям. Таким образом, возникают простейшие формы индуктивных и дедуктивных умозаключений. На ранних этапах развития у младших дошкольников, в связи с ограниченностью их опыта и недостаточным умением пользоваться умственными операциями, рассуждения часто оказываются очень наивными, не соответствующими действительности.

Уже у ребёнка среднего дошкольного возраста можно наблюдать относительно сложные рассуждения, в которых он тонко учитывает все новые данные, обнаруживающиеся в процессе решения задачи. Знакомясь с новыми фактами, сообразуясь с явлениями действительности, ребёнок-дошкольник учится рассуждать более или менее последовательно, избегая ошибок и противоречий.

Характерной особенностью мышления дошкольников является его конкретный, образный характер. Хотя дошкольник может уже мыслить о вещах, которые он непосредственно не воспринимает и с которыми он в данный момент практически не действует, но в своих рассуждениях он опирается не на отвлечённые, абстрактные положения, а на наглядные образы конкретных, единичных предметов и явлений.

Вследствие наглядности, образности мышления ребёнку-дошкольнику очень трудно решать задачу, данную в абстрактной, отвлечённой форме. Например, младшие школьники легко решают задачу с отвлечёнными числами (вроде 5—3), не задумываясь особенно над тем, чего было 5 и 3 — домов, яблок или автомобилей. Но для дошкольника такая задача становится доступной лишь тогда, когда ей придают конкретную форму, когда ему, например, говорят, что на дереве сидело пять птиц, а к ним прилетело ещё три, или же когда ему показывают картинку, наглядно изображающую это событие. В этих условиях он начинает понимать задачу и производить соответствующие арифметические действия.

При организации умственной деятельности ребёнка-дошкольника, при сообщении ему новых знаний необходимо учитывать этот конкретный, наглядный характер детского мышления. Однако следует отметить, что при организации соответствующей воспитательной работы ребёнок к концу дошкольного возраста может достигнуть больших успехов в умении абстрагировать, в умении мыслить отвлечённо.

Эти успехи обнаруживаются, в частности, в том, что ребёнок старшего дошкольного возраста может усваивать не только видовые, но и родовые понятия, точно соотнося их друг с другом.

У детей дошкольного возраста происходит интенсивное развитие мышления. Ребёнок приобретает ряд новых знаний об окружающей действительности и вместе с тем научается анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать свои наблюдения, т. е. производить простейшие умственные операции.

Сравнение – это приём, направленный на установление признаков сходства и различия между предметами и явлениями. К 5-6 годам ребёнок обычно уже умеет сравнивать различные предметы между собой, но делает это, как правило, на основе всего нескольких признаков (например, цвета, формы, величины и некоторых других). Кроме того, выделение этих признаков часто носит случайный характер и не опирается на разносторонний анализ объекта.

Анализ – выделение свойств объекта или выделение объекта из группы, или выделение группы объектов по определённому признаку. Затем следует перейти к общим свойствам. При этом важно научить ребёнка видеть общие свойства сначала у двух предметов, а потом у нескольких. Умение находить существенные признаки объекта является одной из важных предпосылок научиться обобщать.

Классификация – это мысленное распределение предметов по классам в соответствии с наиболее существенными признаками. Для проведения классификации необходимо уметь анализировать материал, сопоставлять (соотносить) друг с другом отдельные его элементы, находить в них общие признаки, осуществлять на этой основе обобщение, распределять предметы по группам на основании выделенных в них и отражённых в слове – название группы – общих признаков. Таким образом, осуществление классификации предполагает использование приемов сравнения и обобщения.

Обобщение – это мысленное объединение предметов или явлений по их общим и существенным признакам. Ребёнок дошкольного возраста не в состоянии в полном объёме овладеть приёмами обобщения и классификации, так как в этом возрасте ему ещё трудно освоить нужные для этого элементы формальной логики. Но ребёнка можно научить относить конкретный объект к заданной взрослым группе и, наоборот, выделять из общего понятия, единичное.

Систематизировать – значит приводить в систему, располагать объекты в определённом порядке, устанавливать между ними определенную последовательность.

Умозаключения – мыслительный приём, состоящий в выведении из нескольких суждений одного суждения – вывода, заключения.

Для того чтобы ребёнок начал мыслить, перед ним необходимо поставить новую задачу, в процессе решения которой он мог бы использовать приобретённые ранее знания применительно к новым обстоятельствам.

Большое значение в умственном воспитании ребёнка приобретает правильная организация игр и занятий, которые развивали бы у ребёнка умственные интересы, ставили бы перед ним определённые познавательные задачи, заставляли бы самостоятельно производить определённые умственные операции для достижения нужного результата. Этому служат вопросы, задаваемые воспитателем во время занятий, прогулок и экскурсий, дидактические игры, носящие познавательный характер, всякого рода загадки и головоломки, специально предназначенные для стимуляции умственной активности ребёнка. Дальнейшее развитие мышления происходит в школьном возрасте. Для того чтобы ребёнок хорошо учился в школе, необходимо, чтобы за время дошкольного детства его мышление достигло определённого уровня развития.

Ребёнок должен прийти из детского сада в школу с интересами к приобретению новых знаний, с запасом элементарных понятий об окружающей действительности, с простейшими навыками самостоятельной умственной работы.



Глава 4. Система работы.

Проблема развития логического мышления ребёнка является одной из наиболее важных задач, от решения которых зависит совершенствование всего учебно - воспитательного процесса МДОУ, направленное на формирование продуктивного мышления и способности к самостоятельному добыванию знаний.

Умение активно перерабатывать в уме информацию, использовать приёмы логического мышления, позволяют получить ребёнку более глубокие знания и понимание учебных задач в отличие от тех, кто, обладая невысоким уровнем развития логики, постигает образовательный процесс, полагаясь лишь на память.

В современных условиях никакое расширение программного материала не способно охватить весь накопившийся и необходимый детям жизненный опыт современного общества. В связи с этим образовательный процесс должен быть построен так, чтобы помочь ребёнку овладеть высоким уровнем логики.



4.1. Констатирующий эксперимент.

Цель: выявить первоначальный уровень логического мышления у детей.

Для изучения уровня развития логического мышления у дошкольников в сентябре 2007 учебного года было проведено обследование детей старшего дошкольного возраста. Результаты, полученные в процессе педагогического контроля зафиксировала в таблице №1 Использовала методику Н. Б. Венгера «Диагностика сформированности действий логического мышления» (Приложение №1 )

Выявила, что у детей недостаточно развито логическое мышление: малыши испытывают трудности при выполнении заданий связанных с мыслительной деятельностью. У дошкольников отсутствует умственное напряжение, углубленное рассматривание фигур и выделение составных частей предмета. Они механически отыскивают отдельные формы, подбирая их, пока не получится силуэт составляемой фигуры. Диагностика показала, что дети не достаточно внимательны т. к. не всегда правильно определяли форму и размер фигуры. Анализ поведения детей и их действий, а также типичных ошибок, допускаемых в работе, позволил наметить тот объём знаний и умений, который необходим для развития логических способностей у детей. (Приложение № 1).

На основе полученных результатов констатирующего исследования появилась необходимость систематически включать в занятия по формированию элементарных математических представлений и в свободную деятельность дидактические игры математического содержания, т. к. « Без игры нет - и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра- это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности», считает В. А. Сухомлинский. Благодаря игре занятия должны стать более интересными, привлекательными для детей, вызвать у них яркий эмоциональный отклик.



4.2. Формирующий эксперимент.

Цель: повысить уровень развития логического мышления дошкольников посредством дидактических игр математического содержания.

Задачи:

  • Подобрать дидактические игры математического содержания для включения их в занятия по формированию элементарных математических представлений, в свободную и совместную деятельность;

  • Развивать у дошкольников способность анализировать, синтезировать, обобщать и др. приёмам мышления.

Обучая старших дошкольников элементарной математике, я использую разнообразные методы обучения.


Методы обучения




Практические

(упражнения, опыты и продуктивная деятельность.)



Наглядные

(разные предметы, игрушки, таблицы, рисунки и др.)




Словесные

(повествования, описания, объяснения, беседы, вопросы.)



Игровые

(обучающие и развивающие игры.)




Основными наглядными методами обучения считаю демонстрацию натуральных объектов (предметов, явлений, работа с раздаточным материалом, демонстрация наглядных пособий).

Игровые методы использую для закрепления знаний и умений, полученных детьми на занятиях.

Практические и наглядные методы сочетаю с игровыми и словесными. Я часто использую такие методические приёмы, как сочетание практической и игровой деятельности, решение детьми проблемно- игровых и поисковых ситуаций.

В начале работы по развитию у детей логического мышления составила картотеку математических игр (Приложение № 2), разработала циклограмму (Приложение №3) и перспективное планирование на 2 учебных года (Приложение №4).
Развитие логики ребёнка дошкольного возраста зависит от создания условий, стимулирующих его практическую, игровую и познавательную деятельность.

В связи с этим в содружестве с родителями в группе создан математический уголок, где располагаются пособия для самостоятельной и совместной деятельности, в котором каждый ребёнок может реализовать себя, свой интерес, через практическую деятельность, где обучение идет через действие, опыт, решение проблемных ситуаций, через игру- ведущую деятельность детей. В нём представлены:



  • различные дидактические игры : «Мастер-шар», «Математический тир», «Перевёртыш», «Эрудит», «Шашки», несколько видов «Мозаики», «Сложи картинку из кубиков», разные по содержанию пазлы и т. д. (Приложение №5 );

  • занимательный материал: ребусы, лабиринты, головоломки (оформлена папка, содержащая «Ребусы и головоломки») (Приложение №6 );

  • модели дней недели, частей суток.

В совместной деятельности детей и родителей, воспитателей и детей сделана подборка книг на развитие логического мышления у дошкольников (Приложение №7 ).

В группе достаточно текстового материала; загадок, стихов, считалок, математических знаков

Дизайн группы: календарь природы, цифровой фриз, геометрическое панно, математическая игротека, которая состоит из нескольких видов математических игр: «Который по счёту?», «Танграм», «Геометрическая мозаика», счётных палочек, набор цифр и математических знаков. В настоящее время я работаю над созданием «математического театра». (Приложение№9).

В свободное, от занятий время я с детьми играю в сюжетно – ролевые игры «Магазин», где дошкольники совершенствуют навыки операций с числами: сложение (при «покупке» нескольких товаров считают общую сумму «покупки»), вычитание (сколько «денег» осталось после …«покупки»). Помимо математических представлений в играх такого типа развиваются социальные навыки. «Детский сад», «День рождения куклы», «Путешествие» и др. – отражение событий, традиций. ( Предлагаю накрыть стол на определённое количество гостей.) Цель: закрепление навыков счета и отсчета.

Во время прогулки ежедневно провожу разные подвижные игры, но каждая из них будет математической, если дети имеют возможность отрабатывать навыки счёта и отсчёта. Например, в подвижной игре « Два Мороза», можно спросить, (Сколько детей «заморозили» братья? А предыдущие «морозы» сколько заморозили? Кто из водящих оказался самым ловким? Почему вы так решили?) Цель: Учить детей сравнивать группы закрепить навыки счета.

При отработке предметных действий с величинами (сравнение предметов путём наложения и приложения, раскладывание по возрастающей и убывающей величине, измерение условной меркой и пр.) широко использую разнообразные упражнения. На начальном этапе обучения чаще практикую репродуктивные упражнения, благодаря которым дети действуют по образцу воспитателя, что предупреждает возможные ошибки.

В своей работе я широко использую дидактические игры и упражнения математического содержания. Существенный признак дидактической игры - устойчивая структура, которая отличает её от всякой другой деятельности. Структурные компоненты: игровой замысел, игровые действия и правила.

Игровой замысел выражен в названии игры. Игровые действия способствуют познавательной активности детей, дают им возможность применить имеющийся запас знаний. Они регулируют поведение малышей, их взаимоотношения.

Дидактические игры подбираю в соответствии с программными задачами по математике и условно делю на следующие группы:

1. Игры с цифрами и числами

2. Игры- путешествия во времени

3. Игры на ориентирование в пространстве

4. Игры с геометрическими фигурами

К первой группе дидактических игр относится обучение детей счёту в прямом и обратном порядке. Использую сказочные сюжеты при знакомстве детей с образованием всех чисел в пределах 10, путем сравнения равных и неравных групп предметов .Сравниваются две группы предметов, расположенные то на нижней, то на верхней полоске счётной линейки. Это делается для того, чтобы у детей не возникло ошибочное представление о том, что большее число всегда находится на верхней полосе, а меньшее на нижней.

Играя в такие дидактические игры, как «Какой цифры не стало?», «Сколько?», «Путаница?», «Что изменилось», «У кого столько же», «Исправь ошибку» ,« Кто быстрее найдёт.»,»Посчитай яблоки», Прятки», «Убираем цифры», «Назови соседей», дошкольники учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия. (Приложение №11 )

Дидактические игры, такие как «Задумай число», «Число как тебя зовут?», «Составь табличку», «Составь цифру», «Кто первый назовет, которой игрушки не стало?» и многие другие использую на занятиях и в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления

Игра «Считай не ошибись!», помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счете. .

Такое разнообразие дидактических игр математического содержания, упражнений, используемых на занятиях и в свободное время, помогает детям усвоить программный материал.

Для закрепления порядкового счета изготовила игру «В гости к Винни – Пуху» (Приложение № 12).
Вторая группа дидактических игр - игры – путешествия во времени.

Такие как «Назови скорее», «Дни недели», «Назови пропущенное слово», «Круглый год», «Двенадцать месяцев», «Цветная неделя»,» Не ошибись», которые помогают детям быстро запомнить название дней недели и название месяцев, их последовательность. (Приложение №13)

В третью группу входят дидактические игры на ориентирование в пространстве. Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Моя задача как педагога является научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определить свое место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Например, справа от куклы стоит заяц, слева от куклы – пирамида и т.д. Выбирается ребенок и игрушка прячется по отношению к нему (за спину, справа, слева и т.д.). Это вызывает интерес у детей и организовывает их на занятие. Для того чтобы заинтересовать детей, чтобы результат был лучше, я использую предметные игры с появлением какого - либо сказочного героя. Например, игра «Найди игрушку», «Ночью, когда в группе никого не было» - говорю детям, - к нам прилетал Карлсон и принес в подарок игрушки. Существует множество игр, упражнений, способствующих развитию пространственного ориентирования у детей: «Что изменилось»,»Бабочка», «Расскажи про свой узор», Ребёнок рассказывает как он расположил на ковре геометрические фигуры, в какой последовательности. Какая фигура расположилась в правом верхнем углу? И т. д. . «Встань там, где я скажу!», «Что где находится?», «Путешествие по комнате» и многие другие игры. (Приложение №14 )

В этих играх формируется умение определять положение предмета по отношению к другому, а также своё собственное местонахождение среди предметов..

Для закрепления знаний о форме геометрических фигур я предлагаю узнать детям в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например: «Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки?» (поверхность крышки стола, лист бумаги и т.д.). Обращаю внимание на элементы фигур: стороны, углы.

Дидактическую игру «Геометрическая мозаика», «Укрась ёлочку», «Самолёты» использую на занятиях и в свободное время, с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, развития внимания и воображения у детей. (Приложение №15 )

В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления т. е формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество дидактических игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления. Это такие игры как «Что лишнее?», «Чем отличаются?», «Мельница», «Назови фигуру» и другие. Они направлены на тренировку мышления при выполнении действий. (Приложение №16 )

В старшем возрасте дети должны научиться, ,не только последовательно выделять и описывать расположение фигур, но и находить узор по образцу и по описанию, воспроизводить его по указанию педагога. Упражнения в установлении взаимного положения фигур чаще провожу в форме дидактической игры «Что изменилось?», «Найди такой же узор» и др

Кроме того, даю задания такого характера: продолжить цепочку, чередуя в определенной последовательности квадраты, большие и маленькие круги желтого и красного цвета. После того, как дети научатся выполнять такие упражнения, задания для них усложняются. Предлагается выполнить задание, в котором необходимо чередовать предметы, учитывать одновременно цвет и величину.

С давних пор в работе с детьми всех возрастов использую игры, сущность которых заключается в составлении плоскостных фигур - силуэтов из геометрических фигур. Квадрат, прямоугольник или овал разрезаю по определённым правилам на несколько частей так, чтобы из них можно было сложить разнообразные сюжетные фигуры (игры типа «Стомахион», «Танграм», «Пентамимо» и др.).

Наиболее популярный из этих игр является «Танграм», которая представляет собой набор из семи геометрических фигур - частей квадрата. Игра очень проста и удобна в пользовании, изготовить её самостоятельно не представляет трудности. Эту интересную игру часто называют «Геометрическим конструктором» или «Головоломкой». (Приложение №17)

Игра «Танграм», как и многие другие математические игры, очень интересует детей, вызывает у них желание решить задачу (составить фигуру) самостоятельно. Игра требует гибкости мысли, находчивости, сообразительности. Использование других аналогичных игр даёт возможность рационально организовать досуг детей, их самостоятельную деятельность. Игры «Колумбово яйцо» или «Волшебный круг» также легко изготовить из плотного картона. (Приложение №18 )

В своей практике я часто использую «Геометрическую мозаику». Её делаю из цветного картона. (Это небольшие геометрические фигуры; квадраты, треугольники, круги и т. д.). Их можно использовать в не ограниченном количестве в зависимости от задуманного или определённое число фигур (исходя из условий задачи). Такое, простое на первый взгляд, пособие, представляет огромные возможности для поисковой и экспериментально - исследовательской деятельности ребёнка. Освоение «Геометрической мозаики» начинаю постепенно, от простого к сложному. Предлагаю выполнить такие задания как:

-Отсчитайте два квадрата и сделайте одноэтажный дом.

-Отсчитайте четыре квадрата и сделайте двухэтажный дом.

- Посчитайте, сколько нужно отсчитать квадратов, чтобы сделать трёхэтажный дом.



Цель: научить изменять постройку путём увеличения количества деталей.

С помощью этой игры легко решаются задачи на классификацию предметов по разным признакам (цвет, форма, величина).

-сравнение предметов по длине и ширине, путем прикладывания, одного предмета к другому. (Приложение №19 )

«Мозаика» как и «Танграм» предназначена для составления различных фигур на плоскости. Усложнение: учить детей объединять несколько предметов в один сюжет; строить логику рассказа в соответствии с сюжетом. (По окончании работы каждый ребёнок составляет рассказ по своей картине).

Выполняя действия со счетными палочками предлагаю старшим дошкольникам решать задачи на смекалку, составлять предметы из определённого количества палочек и т. д. В процессе таких практических действий ребята наглядно могут убедиться в правильности или ошибочности своего решения. В совместной деятельности и индивидуальной работе использую математические сказки, загадки, логические задачи, ребусы и головоломки.(приложение№8).

В практической деятельности широко использую занятия интегрированного характера, в которых математические задачи сочетаются с другими видами детской деятельности. Мною разработаны и проведены интегрированные занятия «Зима- чародейка», «Путешествие на остров сказочной математики» (Приложение №26,27), конспекты занятий с использованием игрового материала (Приложение № 21,22, 22а).

Участие родителей является неотъемлемым условием успешной работы. Взаимодействие осуществляю в разных формах:

- Рекомендации в ширмах и папках-передвижках;

- Проведение бесед;

- Проведение собраний в нетрадиционной форме;

- Организация совместных мероприятий.

Предлагаю задания для родителей с целью их привлечения к совместной деятельности с воспитателями. Мною проведено родительское собрание на тему: «Знакомьтесь - мы старшие». На котором взрослым предложила деловую игру с целью показа, как можно способствовать развитию у детей логического мышления (Приложение №20). По данной теме подобран материал для оформления папки- передвижки (Приложение №28, 29 ).

Поскольку развитие логического мышления и других познавательных процессов у дошкольников вызывает интерес у педагогов, я провела консультации: «Умственное развитие у детей», ««Дидактическая игра как средство логического мышления», «Законы логического мышления», тренинг для педагогов по развитию логического мышления. (Приложение №30, 31 ).

Надо помнить, что математика - одна из наиболее трудных учебных предметов, а математические игры позволяют удерживать интерес к занятиям по элементарной математике. Поэтому с детьми старшего возраста я провожу математические досуги в форме «КВН», вечера «Загадок и отгадок» и т. д. Мною разработаны конспекты математического досуга «Колобок» (приложение №23); «Чудеса на осенней полянке» (приложение№24); «Веселые друзья» (приложение№25).

Интерактивное, живое общение с ребёнком в аспекте диалога формирует привычку думать; идёт поиск ответа, действия, познание нового, необычного.

4.3. Контрольный эксперимент.

Цель: выявить уровень развития логического мышления на конец эксперимента.

Для изучения уровня развития логического мышления у дошкольников в мае 2009 учебного года было проведено обследование детей старшего дошкольного возраста. Результаты, полученные в процессе педагогического контроля зафиксировала в таблице №2. Использовала методику Н. Б. Венгера « Диагностика сформированности действий логического мышления» (Приложение №1 )

Полученные данные контрольного эксперимента были подвергнуты количественной и качественной обработке, результаты представлены в приложении (Таблица №3) и составлена сравнительная таблица.

В результате проведённой диагностической работы выявила, что после системного использования дидактических игр и упражнений на занятиях по математике и в свободной деятельности уровень логического мышления у детей старшей группы значительно повысился.

Заключение.

Проведенная повторно диагностика показала , что регулярное использование дидактических игр математического содержания направленное на развитие логического мышления, способствует развитию мыслительной деятельности у старших дошкольников, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни. Использование игр аналогичного типа, построенном на самом различном материале, позволяют детям подготовиться к усвоению более сложных математических задач, на следующей ступени развития.



Новизна опыта состоит:

- в подборе и систематизации разного рода игр, пособий, литературы;

- в комплексном использовании занимательного дидактического материала (математического содержания) через организацию игровой деятельности (или организацию разнообразных форм детской деятельности).

Список литературы.


  1. Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет. М. Мозаика-Синтез. 2006 г.

  2. Беженова М. Математическая азбука. Формирование элементарных математических представлений. М.Эксмо,2005 г.

  3. Волчкова В. Занимательный счет. Дошкольное воспитание. 1993г. №1. С. 45.

  4. Грин Р., Ласкон В. Введение в мир числа. М.: Пелагогика, 1982 г.

  5. Данилова В.В., Павлова Л.И. Методика формирования математических представлений. М., 1996г.

  6. Дьяченко О.М., Агаева Е.А. Чего на свете не бывает?

  7. Занимательная математика: Материалы для коллективных и индивидуальных занятий и уроков с дошкольниками и младшими школьниками. Авт.-состав. Попова Г.П., Усачева В.И. – М., 2005 г.

  8. Корнеева Г.А., Мусейибова Т.А. Методика формирования элементарных математических у детей. –М. 1989 г.

  9. Н. М. Крылова , «Детский сад- дом радости».

  10. Леушина А.М. Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду. Л., 1990 г.

  11. Метлина Л.С. Занятия по математике (подготовительная к школе группа). Дошкольное воспитание. 200 г. №9-10.

  12. Метлина Л.С. Математика в детском саду. М: Просвещение 1997 г.

  13. Михайлова З.А. Занимательные материалы в обучении дошкольников элементарной математике. Спб: Детство-Пресс., 2001 г.

  14. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М. Просвещение, 1990 г.

  15. Морозова И. Развитие элементарных математических представлений: конспекты занятий: Для работы с детьми 5-6 лет. М. Мозаика-Синтез.

  16. Новикова В.П., Тихонова Л.И. Геометрическая мозаика в интегрированных занятиях., М: Мозаика – синтез, 2007 г.

  17. Новикова В.П. Математика в детском саду: конспекты занятий с детьми 5-6 лет., М. Мозаика-синтез, 2009 год.

  18. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду.

  19. Столяр Н.А. Давайте поиграем?.


Приложение № 1

МЕТОДИКА «Диагностика уровня развития логического мышления: действия систематизации».

Н. Б. Венгер

МАТЕРИАЛ

Материал методики представляет собой тетрадь из 7 страниц с изображением на каждой из них одной и той же матрицы. Матрица состоит из 30 клеток. В верхнем ряду расположены 5 уменьшающихся треугольников, в нижней - 5 кругов. Левый столбец матрицы заполнен большими геометрическими фигурами. Это треугольник, трапеция, квадрат, пятиугольник, шестиугольник, круг. Справа - такие же геометрические фигуры самого маленького размера. Середина таблицы не заполнена. Под таблицей на каждой странице нарисованы две фигуры, которые следует разместить в пустых клетках. Каждая возможная фигура предлагается один раз. Порядок и сочетание фигур выбраны случайно. Первая страница тетради - обучающая. Для двух изображенных на ней фигур места в матрице уже отмечены.

ИНСТРУКЦИЯ К ПГОВЕДЕНИЮ. Перед каждым из детей кладется тетрадка, детям говорится: "Перед вами тетрадка, разделенная на клеточки. В этих клеточках живут фигурки, в одной клетке - одна фигурка. Когда-то во всех клеточках жили фигурки, но однажды подул ветер и сдул часть фигур из их домиков. Вам нужно помочь найти домики для фигур, которые нарисованы внизу страницы.

Давайте рассмотрим, как живут фигурки. В самом верху живут одни треугольники. Они стоят в домиках по порядку, ровно, вот так (взрослый проводит указкой вдоль ряда треугольников). Внизу живут круги, они тоже расположились в домах по порядку, вот так (проводит указкой). Слева в домах живут разные фигурки. Это вот такая фигурка - треугольник, вот такая (обводит), вот такая - квадрат, вот такая (обводит), вот такая (обводит), вот такая - круг. В пустые клеточки нужно поселить те фигурки, которые стоят внизу: от фигурки к ее домику-клеточке проведите дорожку а поставьте крестик. Фигурок внизу две, значит крестиков будет два, для каждой фигурки своя клеточка, свой домик. На первой странице крестики для фигурок уже проставлены. Найдите, какая; фигурка в каком из этих домиков живет и проведите дорожки от фигурок к их домикам. (После того, как дети выполнят задание, следует проверить правильность его выполнения и помочь исправить ошибки).

Теперь переверните страницу и отметьте домик в клеточке для фигурок, нарисованных внизу, проведя к ним дорожки. В клеточках поставьте крестики. Сделайте так на всех страницах.

Взрослый, проводящий обследование, должен обращать внимание на то, как работают дети. Если кто-то из детей отмечает на всех страницах одни и тс же клеточки, следует напомнить ему, что фигурки на всех страницах разные, и значит домики для них нужно найти свои.

После выполнения задания следует проверить, на каждой ля странице отмечено по две клеточки. Если их больше или меньше или есть пропущенные страницы, надо предложить ребенку вернуться к этой странице еще раз.

В процессе выполнения детьми задания не следует оценивать правильность их решений.

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ.

За правильное решение начисляется 2 балла. За решение, при котором классификация (выбор формы) осуществлена верно, а допущена ошибка о сериации (определении размера) на одну позицию (фигура помещена в соседнюю клетку), начисляется 1 балл. Выполнение задания с ошибкой в классификации между близкими по форме фигурами (квадратом и трапецией, а также между пятиугольником и шестиугольником) при правильно выполненной сериации также оценивается в 1 балл. За все остальные выполнения начисляется 0 баллов.

Для оценки результатов может быть использована шкала оценок. Каждой из пустых клеток присваивается порядковый номер. Нумерация проводится по строчкам слева направо. Такой же номер получают и фигуры, которые следует разместить в соответствующих клетках. В шкале по горизонтали указан номер фигуры, по вертикала - номер клетки. В месте пересечения проставлена оценка баллах), начисляемая ребенку за тот или иной выбор каждой фигуры. Оценки ребенка по всем задачам суммируются. Максимальный балл - 24.

Фигуры, изображенные под таблицей на каждой странице, имеют следующие номера.

Страница 1 - 9,11 Страница 4 - 3,10 ;

Страница 2-1,8 Страница 5 - 5,6



Страница 3 - 2,12 Страница 6 - 7,4



клетки

Номер фигуры

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

2

1

0

1

0

0

0

0

0

0

0

0

2

1

2

1

0

1

0

0

0

0

0

0

0

3

0

1

2

0

0

1

0

0

0

0

0

0

4

1

0

0

2

1

0

0

0

0

0

0

0

5

0

1

0

1

2

2

0

0

0

0

0

0

6

0

0

1

0

1

1

0

0

0

0

0

0

7

0

0

0

0

0

0

2

1

0

0

0

0

8

0

0

0

0

0

0

1

2

1

1

1

0

9

0

0

0

0

0

0

0

1

2

0

0

1

10

0

0

0

0

0

0

1

0

0

1

1

0

11

0

0

0

0

0

0

0

1

0

2

2

1

12

0

0

0

0

0

0

0

0

2

1

1

2








Таблица №1. Первичная диагностика уровня развития логического мышления дошкольников.



Имя

Номера страниц

Общий бал

1

2

3

4

5

6




Н

4

3

4

4

3

2

20

С

2

2

1

2

3

2

10

М

0

3

1

0

1

4

9

Ф

1

2

2

1

0

0

6

А

4

3

1

2

3

4

17

Таблица №2. Итоговая диагностика уровня развития логического мышления дошкольников.

Имя

Номера страниц

Общий бал

1

2

3

4

5

6




Н

4

3

1

4

4

3

22

С

4

4

4

2

4

4

22

М

2

3

4

4

1

4

18

Ф

4

3

3

4

3

2

19

А

4

4

4

4

3

4

23

Таблица №3. Сравнительная таблица уровня развития логического мышления дошкольников.

Имя

Первичная диагностика

Итоговая диагностика

Н

20

22

С

10

22

М

9

18

Ф

6

19

А

17

23

следующая страница >>



Пока я руковожу партией, она не будет дискуссионным клубом для безродных литераторов и салонных большевиков. Адольф Гитлер
ещё >>