Диагностика по определению уровня трудовой деятельности детей. Содержание образовательной области «Труд» представлено двумя взаимосв - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Образовательная область «Труд». Развиваем ценностное отношение к... 1 183.32kb.
Условия труда несовершеннолетних Труд физических лиц в возрасте до... 1 36.92kb.
Статья 37 Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться... 1 15.62kb.
1. Сделай себя сам! Кендрик Фрейзиэр. “Ум в игре” 1 351.9kb.
Каждый имеет право на вознаграждение за труд 1 13.39kb.
Реализация образовательной области «Музыка» в 1 младшей группе. 1 224.88kb.
Учебный план по предметам «Рисование», «Художественный труд» 3 404.73kb.
Задачи воспитания и обучения детей от 6 до 7 лет. Направление «Физическое... 3 441.64kb.
Добросовестный труд, имеющим трудовой стаж не менее 43 лет для мужчин... 1 22.11kb.
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» 2 548.8kb.
Образовательная программа «Изобразительное искусство и художественный... 1 46.05kb.
Организация и методика 1 81.68kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Диагностика по определению уровня трудовой деятельности детей. Содержание образовательной - страница №1/1

Воспитатель: Кочкина С.А.

Диагностика по определению уровня

трудовой деятельности детей.

Содержание образовательной области «Труд» представлено двумя взаимосвязанными разделами – «Труд взрослых и рукотворный мир» и «Самообслуживание и детский труд», позволяющими обеспечить ориентировку ребенка в данной области.

Младший дошкольный возраст.

Выявить успешность освоения программы детьми и последовательно переходить от решения одной образовательной задачи к другой позволяет воспитателю экспресс-диагностика.

Определяя социальную компетентность ребенка младшего дошкольного возраста,требуется выявить, различает ли он трудовые и нетрудовые процессы, видит ли направленность конкретных трудовых процессов на результат, может ли с помощью вопросов взрослого выделить компоненты(цель, мотив труда, предмет труда, инструменты, трудовые действия, результат труда) в простейших трудовых процессах, которые дети неоднократно наблюдали в повседневной жизни.

Для выявления знаний провожу индивидуальную беседу с ребенком с использованием картинок: «Расскажи, что мама (папа) делает дома. Отбери те картинки, где человек работает, трудится. Расскажи , как воспитатель шила шапочку для куклы (лепила мисочку для мишки, делала лодочку и пр.).» Дополнительные вопросы: «Что воспитатель задумала сделать? Зачем? Из чего шила (лепила, делала лодочку)? Какие инструменты были нужны для работы? Что сначала сделала, что потом? Что получилось? Для чего сшили шапочку(слепили мисочку, сделали лодочку)?

Определяют уровни социальной компетентности ребенка.



Низкий уровень компетентности. Ребенка затрудняет дифференцированное восприятие трудового процесса. Интерес к результату труда выражен слабо, обусловлен игровыми потребностями.

Средний уровень компетентности. Дифференцированное восприятие ребенком трудового процесса. Затруднения, ошибки в ответах на вопросы о том, как делали предмет, какие нужны были материалы, инструменты и т. д.

Высокий уровень компетентности. Дифференцированное восприятие простейших трудовых процессов по созданию и преобразованию предметов. Ребенок может самостоятельно рассказать о хорошо знакомых трудовых процессах,назвать компоненты и установить связи между ними(по вопросам взрослого). Бережное отношение к результатам труда, благодарное чувство к взрослым за работу и заботу.

Возрастные возиожности детей среднего дошкольного возраста позволяют им сделать важные шаги в приобщении к миру взрослых, к содержательному познавательному, интеллектуальному общению. Данный возраст весьма значим для воспитания ценностного отношения к труду сотрудников детского сада и всех, кто заботится о детях. Ознакомление детей с трудом взрослых в ближайшем окружении дает возможность приобщить ребенка к современному миру взрослых, расширить его познавательные контакты со взрослыми, научить общаться с незнакомыми людьми.

Для определения социальной компетенции важно выяснить, понимают ли дети значимость труда сотрудников детского сада( няни, повара, дворника), знают ли названия данных профессий; трудовые процессы, выполняемые этими людьми(направленность , содержание, структура).

В индивидуальной беседе с ребенком целесообразно показываю картинки с изображением няни, повара, дворника, врача , продавца, задаю следующие вопросы: «Кем работают эти люди? Как ты догадался? Кем работает (имя, отчество няни, повара)? Что делает няня, повар в детском саду? Зачем нужна няня, повар, дворник в детском саду?» Предлагаю рассказать о любом трудовом процессе няни или повара: «Расскажи как няня моет посуду, как повар жарит блины».

Для диагностики я использую игровые тестовые задания.

Люди в белых халатах.

Данное задание позволяет судить о дифференциации детьми профессий «продавец», «врач», «парикмахер», «повар». Ребенку предлагается назвать данные профессии и соединить картинки карандашами разного цвета, определив, какие инструменты нужны людям этих профессий.



Помоги гномику.

Спомощью сюжетных и предметных картинок создаются проблемные игровые ситуации, требующие помощи в выборе материалов и инструментов. Например, « Гномику надо заготовить много дров на зиму. Какие инструменты ему выбрать и почему? На предметных картинках изображены: топор, ножовка, нож, ножницы, электрическая пила.»



«Гномик пригласил на день рождения всех своих многочисленных друзей-зверушек.Что лучше выбрать, чтобы приготовить фарш для котлет?» На предметных картинках: электрическая мясорубка, ручная мясорубка пила, пылесос, нож.

«Гномик хочет сшить для зимы новые штанишки. Из чего штанишки сшиты?» На 3-4 карточках образцы материалов(бумага, ткань разного цвета и плотности). Воспитатель так прикрепляет к карточкам образцы материалов, чтобы ребенок имел возможность определять их плотность на ощупь. «Какой материал лучше выбрать, почему? Какие инструменты нужны гномику?» На предметных картинках: швейная машинка, иголка с ниткой, ножницы, циркуль, компьютер.

Определяю уровень социальной компетентности ребенка.



Низкий уровень компетентности.

Ребенок знает названия некоторых профессий, связывая их с конкретным человеком (Надежда Николаевна – повар, Раиса Михайловна –няня). Отвечая на вопросы, может рассказать о трудовом процессе. В поведении отмечаются случаи небрежного отношения к результатам чужого труда; помогает взрослым неохотно.



Средний уровень компетентности.

Ребенок различает виды труда людей на основе существенных признаков, но затрудняется в обосновании своих суждений. В описательном рассказе о трудовом процессе испытывает затруднения, делает ошибки. В поведении проявляется уважение к взрослым, бережное отношение к результатам их труда.



Высокий уровень компетентности.

Ребенок различает профессии по существенным признакам, верно обосновывая свои суждения. Свободно рассказывает о трудовых процессах, Ярко выражен познавательный интерес к труду взрослых, технике; ребенок интересуется, кем работают близкие ему люди, чем заняты на работе. Образ взрослого складывается из деловых и личностных характеристик. Охотно помогает старшим, стремится подражать умелому человеку, с уважением относится к труду взрослых.

Программа для старшего возраста предполагает насыщенное образовательное содержание, широкий круг представлений о разных видах производительного и обслуживающего труда взрослых, соответствующее познавательным интересам современного ребенка.

Педагогическая диагностика обеспечивает воспитателя оперативной информацией о характере детских представлений о труде как социальном явлении.

В старших группах необходимо диагностировать, осознают ли дети значимость труда людей разных профессий(строители,работники почты, ателье, транспорта, сельского хозяйства и т. п.) и взаимосвязь различных видов труда; сформировано ли обобщенное представление о роли машин в труде( ускорение процесса получения результата труда, улучшение его качества, облегчение труда человека), обобщенное представление о структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между его компонентами; азы экономических представлений.

Используя наборы картинок о труде взрослых, педагог проводит индивидуальную беседу с ребенком по следующим вопросам: « Люди каких профессий работают на стройке ( в ателье)? Расскажи. Что делает каменщик,плотник, маляр? Почему на стройке много строителей? Какие машины нужны на стройке? Зачем они нужны? Откуда в городе хлеб? Расскажи как его выращивают. Какие машины нужны, чтобы вырастить хлеб? Откуда фермеры получают машины? Зачем люди работают в городе и в деревне? Для чего все люди работают? Что будет, если все люди перестанут работать? Зачем людям нужны деньги? Что такое реклама? Люди каких профессий делают рекламу?



Игровые тестовые задания.

Игровая проблемная ситуация «Три поросенка». Воспитатель рассказывает ребенку сказку, иллюстрируя ее сюжетными картинками: «Жили- были три поросенка. Однажды они поспорили, что на свете самое ценное. Ниф-Ниф сказал: «Деньги». Нуф-Нуф не согласился: «Самое главное для меня, чтобы было много друзей». А Наф-Наф ответил: «Для меня самое ценное – бытьумелым»А что для тебя самое главное?»

Для выявления познавательного интереса к труду взрослых ребенку предлагаетсяиндивидуально ответить на ряд вопросов: «О чем, какие картинки ты любишь рассматривать? Какие занятия в детском саду ты любишь? Какие твои любимые книги? В какие игры ты любишь играть?»

Анализ детских ответов дает возможность определить, есть ли у ребенка интерес к труду как социальному явлению.



Уровни социальной компетентности ребенка.

Низкий уровень компетентности.

Нечеткое представление о трудовом процессе. Ребенок знает названия некоторых профессий, но затрудняется в раскрытии значимости разных видов труда, установлении связи между ними. Речью-доказательством владеет недостаточно; не может объяснить, где и кем работают его родители, в чем ценность их труда. Познавательное отношение к труду неустойчивое.



Средний уровень компетентности.

Ребенок имеет представление о значимости разных профессий, устанавливает связи между разными видами труда, понимает значение использования техники, современных машин и механизмов в труде, роль денег и рекламы. Стремится аргументировать свои суждения. Интерес к труду взрослых устойчив.



Высокий уровень компетентности.

Ярко выражен интерес к познанию трудовой деятельности взрослых, имеет отчетливое представление о многообразии профессий, образ взрослого выступает у ребенка как единство личностных и деловых качеств. Владеет речью-доказательством, верно обосновывает значимость труда как социального явления. Повседневное поведение ребенка свидетельствует о зарождении экономически значимых личностных качеств- трудолюбии, бережливости, добросовестности, честности.



Труд взрослых выступает для ребенка эталоном деятельности, которую он может освоить по мере взросления, приобщения к миру взрослых. Поэтому знакомство детей с трудом взрослых теснейшим образом связано с детской трудовой деятельностью.




Если не аплодируют, значит, слушают. Виктор Власов
ещё >>